рефераты скачать

МЕНЮ


Культура и цивилизация

так и предметный мир или вид культуры - это только встреча с ней. Видеть

предметы - данной способностью обладают все более или менее развитые живые

существа. Человека отличает умное видение, или умовидение. Ученый в формуле

видит закон природы. Верующий человек во всем видит Бога. Смешной и наивной

кажется нам сегодня вера средневекового человека в леших, ведьм, русалок,

но он-то видел их, и потому для него они были реальны. А средневековому

человеку, возможно, показалась смешной наша способность при чтении видеть

героев, которые никогда и не существовали на свете. Видеть можно одно, а

понимать при этом совсем другое. Мы видим, например, что именно Солнце

вращается вокруг Земли, но понимаем, что в действительности Земля вращается

вокруг него.

Из этого не следует, конечно, что предметный вид культуры не имеет

никакого значения. Английский писатель О.Уайльд считал, что лишь

поверхностный человек не судит по внешности. Для умного человека внешность

чего бы то ни было говорит о многом. Но то, о чем она говорит, скрывается

все же за внешностью. Русский философ В.С. Соловьев писал когда-то:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами

Только отблеск, только тени

От незримого очами... (4*)

Предметный вид культуры - ее видимость. Разумеется, культура не может

существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как не сводима

психика человека к его телу. Культура имеет еще и личностный вид, который

запечатлен в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального,

эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между

людьми, о характере эпохи. Но чтобы увидеть личностное выражение культуры,

нужно быть личностью. Каждый из нас видит личностный мир культуры ровно

настолько, насколько сам является личностью. В такой же мере мы и привносим

в культуру что-то от себя, т.е. служим ее источником.

Виды культуры и формы культуры.

Все содержание культуры оформлено или организовано определенным

способом. Собственно организованность - основной принцип культуры. И

организована она подобно тому, как организован сам человек, поскольку

культура - способ деятельного существования человека. А способ

существования не может принципиально отличаться от того, кто существует. В

философии способ существования, или организации, называется формой.

Следовательно, как человек есть единство внешнего и внутреннего, так и

культура представляет собой такое единство, т.е. предметного и личностного

видов.

Внешний, или предметный, вид культуры организован по принципу

материального существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют

законы природного, материального мира.

Совокупность материальных ценностей принято называть материальной

культурой.

Внутренний, или личностный, вид культуры организован по принципу

духовного существования. Это означает, что ведущую роль в нем играют идеалы

и цели, побуждения и влечения самого человека, его представления о себе и

окружающем его мире.

Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Разумеется, выделение в культуре материальной и духовной форм

существования носит условный характер. Отделить материальное от духовного,

строго говоря, можно только в воображении. Попробуйте сделать это,

например, в отношении какого-нибудь произведения искусства. Где, скажем,

материальная сторона в музыкальном произведении, а где - духовная? Собаке-

ищейке бесполезно показывать портреты преступника или его жертвы, поскольку

в них нет ничего материального, что она могла бы принять за "след". А

идеальную сторону портретов она воспринимать не способна. На это способен

только человек. Для духовного существа все в мире пронизано духом.

Некоторые авторы вообще склонны применять понятие "культура" только к

духовной жизни общества. (5*)

Но пренебрежение материальной, или внешней, стороной культуры - отнюдь

не признак культуры.

Таким признаком является единство и гармония внешнего и внутреннего,

материального и духовного.

Содержание культуры.

Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть

культура. Итак, он не потому культурен, что является человеком, а потому он

и человек, что является культурным. Это значит, что содержанием культуры

становится все содержание человеческой деятельности. О том, что находится

вне сферы деятельности - практической или теоретической, ничего

определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что

не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности -

это и есть то, что можно назвать и миром, и культурой. В.М. Межуев, один из

теоретиков культуры в нашей стране, так и считает: "Весь мир в целом есть

для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с

человеком'' (6*). Но культура - все же способ организации деятельности, а

не только сама деятельность. Это значит, что она представляет собой и

способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление

человека. Это значит, что человек хоть и находится в единстве в нею, но все

же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал:

"Действительным содержанием культуры оказывается развитие самого человека

как общественного человека, развитие его творческих сил, отношений,

потребностей, способностей, форм общения и т.д." (6*) (Там же. С. 78.).

Примем данный взгляд на содержание культуры за основу. Но при этом добавим,

что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его

представление о самом себе.

Функции культуры,

Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для

сохранения развития своего собственного содержания, т.е. человека.

Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в

человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради

человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается

защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы

гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и

функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления

общественного человека. Иногда в истории культуры появлялись личности,

которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за

непонимания их современниками они вынуждены были иногда покидать мир

культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей,

например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее

функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту

нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в

человеке.

Познавательная и информативная функции культуры,

Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то

определенному и немногому, но важному. В сегодняшних представлениях о

функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится

человекотворческой функции. Так что усилия великих мыслителей, призывавших

видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропал

даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой

функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для

появления самых различных функций. Культура -это своеобразное самопознание

человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и

его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким

бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и

самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством

знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.

Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители

семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает

поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не

значит, что достаточно приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо

различать понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать

культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все

эпохи мировой культуры".

Коммуникативная функция и культура общения.

Культуры разных народов, как и люди - представители различных культур,

взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение

Б.Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются

яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются

идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в

отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру.

Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном

идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если

такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к

человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура - это культ роста, как

иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя

себя, к мудрости человеческого рода.

Регулятивная и оценочная функции культуры.

Человек не может не общаться. Даже когда он находится в одиночестве,

но продолжает вести неслышный диалог с близкими или далекими ему людьми, с

героями книг, с Богом или с самим собой, каким он видит себя. В таком

общении он может быть совсем иным, чем при живом общении. Культура живого

общения предполагает не только вежливость и такт. Она предполагает

способность и умение каждого из нас привнести в круг подобного общения

коммуникативность культуры, т.е. нашу связь с человечеством, которую мы

ощущали, будучи наедине с собой. Быть самим собой и признавать право на это

другого человека - это значит признавать равенство каждого по отношению к

человечеству и его культуре. Речь идет о характерной черте или о норме

поведения. Разумеется, в культуре есть множество норм и привил поведения.

Все они служат одной общей цели: организации совместной жизни людей.

Существуют нормы права и мораль, нормы в искусстве, нормы религиозного

сознания и поведения. Все эти нормы регламентируют поведение человека,

обязывают его придерживаться каких-то границ, которые считаются приемлемыми

в той или иной культуре.

Перечисленные функции культуры обычно относят лишь к духовной.

Договорившись о том, что духовная культура играет главную роль, будем

считать, что ее функции - это все же главные функции культуры. Что касается

функций материальной культуры, то они в конечном итоге вытекают из основной

ее функции, из ее роли быть фундаментом духовной культуры и ее функций. И

действительно, почти все перечисленные функции не могут осуществляться без

материальной основы.

Человек и культура.

Положение человека в мире и его отношение к миру зависят от самых

различных социальных факторов, в том числе и от культуры. При этом в любую

историческую эпоху сосуществует множество различных культур. Их

взаимодействие, взаимопроникновение существенно определяют жизненную

позицию человека, его мировоззрение и мироощущение.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ.

Когда западные культурологи (П.Сорокин, А.Тойнби) рассуждают о

движущих силах культуры, они выделяют в качестве ее активного элемента, как

правило, "интеллектуальную элиту". Выразители идеологии мелкой буржуазии

(Н.Михайловский и др.) говорили о "героической личности". Если в буржуазной

социологии и поднимался вопрос о творчестве масс, то речь шла либо о

неуловимой "народной душе" (В.Виндт), либо о "коллективных представлениях"

(Э.Дюркгейм). С одной стороны, мы знаем, что в классово-антагонистических

формациях способы производства духовных ценностей таковы, что трудящиеся

массы фактически исключаются из этого производства. С другой стороны,

выдающихся деятелей культуры мы знаем, как правило, по именам. Мы

безошибочно называем создателей "Илиады" и "Одиссеи", "Войны и мира", "Саги

о Форсайтах", "Сикстинской мадонны", "Гибели Помпеи", "Ночного дозора",

"Героической симфонии", трагедии и оперы "Фауст" и т.д. Даже если имена

создателей нам неизвестны, как, например, в случаях "Песни о Роланде" или

"Слова о полку Игореве", мы все равно глубоко убеждены в том, что за этими

творениями искусства стоят высокоодаренные мастера слова, имена которых до

нас не дошли.

Казалось бы, все ясно - культуру создают отдельные личности. Однако не

будем торопиться с этим выводом. Ведь когда мы говорим о культуре, мы имеем

в виду не только произведения искусства, а всю совокупность материальных и

духовных ценностей и способов деятельности по их созданию. Этот момент

весьма существен - он меняет всю постановку проблемы движущих сил культуры.

Чтобы ее изучить, надо для начало ответить на вопрос: кто действительный

творец материальных ценностей, являющихся остовом, каркасом любой культуры?

Прежде всего та часть общества, которая с помощью своих трудовых навыков

приводит в действие средства производства, т.е. трудящиеся массы. Определим

основные аспекты участия трудящихся масс в развитии культуры. Трудящиеся

составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря их

трудовой деятельности человечество может существовать и нормально

функционировать. Если они прекратят свою деятельность по созданию

материальных ценностей, начнется социальная деградация. Итак, именно

трудящиеся массы любой исторической эпохи и при любом политическом режиме

играют решающую роль в создании > материальных культурных ценностей. Это

их роль постоянна, непрерывна.

Как показывает исторический опыт, когда народные массы активно

участвуют в социальных революциях, происходят стремительные и глубокие

социальные преобразования, ускоряется ход исторического процесса и развитие

мировой культуры. Эта сторона решающей роли трудящихся масс носит, однако,

прерывистый, скачкообразный характер. Периоды бурной социальной активности

масс сменяются периодами их социальной пассивности. Причины такой смены

коренятся не в какой-то мифической "народной душе", а в объективных

социально-экономических условиях. Но и в том, и в другом случае (активности

и пассивности) трудящиеся массы играют решающую роль в истории: своей

активностью они ускоряют ее ход, своей пассивностью - замедляют темпы ее

развития. Это очень важно отметить, так как в обычном словоупотреблении

"решающая роль" понимается только как позитивное влияние на что-либо. В

действительности же массы оказывают решающее воздействие на ход развития

истории и мировой культуры как своей силой, так и своей слабостью. И

социальная сила, и социальная слабость трудящихся масс всегда должны

приниматься во внимание при оценке того или иного конкретного этапа в

развитии мировой культуры.

Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии духовной

культуры. Здесь можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что

большинство духовных ценностей было создано профессиональными творцами

(архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами, учеными,

изобретателями и т.д.), следует помнить, что трудящиеся массы, создавая

материальные ценности, обеспечивали их существование и тем самым давали им

возможность для занятий духовным творчеством. Своим трудом они в конечном

счете определяли состояние материального производства и общественных

отношений конкретной исторической эпохи, что в свою очередь оказывало

воздействие на формирование духовных ценностей. Важно и то, что

освободительная борьба народных масс и их созидательная деятельность были

объектом, который отражался в ценностях духовной культуры. Наконец,

трудящиеся массы непосредственно творят духовные ценности, создавая язык и

фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой

деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Итак, народные массы играют решающую роль в развитии мировой культуры.

Ну а как же быть с личностью? Если решающая роль принадлежит массам, то

значит ли это, что личности отводится место где-то "на задворках истории"?

Нет, не значит.

Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными

творцами. Да и в области материальной культуры творческой личности

принадлежит многое. Сколь бы ни были искусны резчики по камню и строители,

но если бы не архитектурный гений Донато Браманте, мы не имели бы такого

величественного сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в века,

как писал В. Маяковский, "водопровод еще сработанный рабами Рима", но ведь

и он был спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими

свое дело. Как видим личность играет весьма заметную роль в развитии

культуры.

Важен следующий факт. Прежде чем личность сможет начать активные

действия, она должна сформироваться в обществе, вписать себя в коллективный

опыт человечества. Это влияние общества на личность характеризуется

множеством обстоятельств. Отметим только некоторые из них. Во-первых,

каждый исторический тип культуры создает свой основной тип личности. Он

различен в разных социальных группах, но имеет и нечто общее, обусловленное

связями личности с обществом в целом и его культурой. Во-вторых, различные

типы культуры предоставляют разные возможности для формирования и развития

личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с коллективом, почти

не воспринимая себя как нечто самостоятельное, то каждая последующая

общественно-экономическая формация предоставляет все больше и больше

возможностей для его развития.

Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что две основные

движущие силы развития культуры - это народные массы и личность. Они движет

культуру каждая по-своему, выполняя различные функции и решаю разные

задачи, но в этом движении ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг

друга. Если же попытаться образно сравнить их мощь, то наверно, лучшим

образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие личности, а

девять десятых его, находящиеся в воде, - это народные массы. Вспомним в

этой связи слова М. И .Глинки: "Народ создает музыку, а мы, композиторы,

только аранжируем ее".

ФЕНОМЕН ЦИВИЛИЗАЦИИ.

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той

общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой

общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях

социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:

социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения

общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного

общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность

людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен

от него.

Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный"

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.