рефераты скачать

МЕНЮ


Креационизм и эволюционизм: методологический анализ противостояния

Сейчас ни один ученый не может освоить всей громады знаний в математике, физике, химии, биологии, антропологии, филологии, экономике. Более того, ни один ученый не в состоянии освоить всю органическую химию, зоологию, молекулярную биологию и т. д.

К чему это приводит? Это приводит к тому, что проблемы, требующие для своего разрешения совокупных знаний крупных научных дисциплин, оказываются в принципе неразрешимыми. Здесь существенно отметить, что коллективные усилия - не выход из положения. Дело в том, что именно фундаментальные проблемы целостны по своей природе и их невозможно преодолеть методом редукции (разбить на части, исследовать их, а затем получить путем сложения свойства целого). Еще хуже - если для разрешения проблемы необходимо привлечение знаний нескольких крупных научных дисциплин (их называют интердисциплинарными, мультидисциплинарными, междисциплинарными). Проблемы происхождения Вселенной, жизни и человека именно такими и являются.

Что получается в результате. Получается «ученое незнание», ясно выраженное уже Николаем Кузанским в XV в. Ввиду неполноты личного, или персонального знания, современные ученые обречены на предрассудки (при попытках создания учений в предметных областях высокого уровня сложности и мультидисциплинарности). Как невежество обывателей (но оно преодолимо путем образования), так и вынужденное невежество высокого уровня ученых (непреодолимое в силу необходимости освоения объема знаний больше интеллектуальных возможностей любого человека) - приводит к научным предрассудкам. Один из них - это эволюционизм (подчеркну еще раз - в принципиальной постановке проблемы, а не в отношении частных явлений изменчивости в мире).

Предрассудок прогрессивного развития всего и вся.

Физики, химики, биологи наблюдают изменения объектов исследования, что формирует в их сознании убеждение, или предрассудок, всеобщего эволюционизма. Ошибка заключается в методологически несостоятельной экстраполяции: «Я наблюдаю во многих случаях изменчивость неживых и живых объектов. Я убежден, что изменчивость может быть последовательным процессом образования из простого сложного в длительные периоды истории Вселенной. Я буду искать подтверждающие это факты». И «подтверждающие факты» находятся в разнообразии ныне существующих и вымерших видов. Можно высказать критическое замечание предельно просто: наличие в истории Земли микроорганизмов, растений и рыб, земноводных и амфибий, млекопитающих, человека - отнюдь не доказательство того, что подобные виды образовались в процессе эволюции по направлению от простого к сложному. Так же, как известно, «после этого - не означает по причине этого».

Но даже и это «после» может оказаться ошибочным. Так ископаемая рыба латимерия отряда целакантообразных (группы кистеперных рыб - от слова «кисть») была сильным аргументом эволюционистов в части подтверждения существования в далеком прошлом переходных форм, из которых в процессе эволюции произошли амфибии и далее сухопутные животные. Но вдруг в 1938 году у устья реки Халумны была поймана первая живая латимерия. Как видно ей все же «не захотелось» выйти на сушу и стать прародительницей каких-либо новых видов.

Предрассудки цементируются убеждениями, убеждения консервируют мировидение. В результате ученый невольно начинает подбирать факты для подтверждения своей теории (на самом деле - предрассудка) и игнорировать факты и аргументы, противоречащие ей. При этом часто для пущей убедительности применяется самая ненадежная система аргументации - ссылки на авторитет (когда тенденциозно надергиваются цитаты из трудов различных мыслителей и из них складывается нечто похожее на защищаемую позицию). Подобрав большое количество разного рода фактов, гипотез, авторитетных мнений, ученый уже ходит с гордо поднятой головой носителя истины; он становится учителем и наставником, он пишет монографии и учебники, эпигоны создают популярную литературу, снимают «познавательные» фильмы. Все это прискорбно, но является весьма типичным явлением истории науки от далекого прошлого до наших дней.

«Теистический эволюционизм»

В итоге, научный методологический анализ проблемы позволяет сказать, что эволюционисты-материалисты приняли крайнюю позицию, отрицающую креационизм, весьма поспешно. То же можно сказать о некоторых российских православных писателях, которые, думаю, поспешили с апологией «теистического эволюционизма».

Рассмотрим, например, мягкую форму примирения креационизма и эволюционизма у А.И.Осипова.

В разделе «Творение и эволюция» А.И.Осипов пишет: «Христианская вера в творение мира Богом не снимает, тем не менее, вопроса о характере происхождения мира - креационизм (все существующее является результатом творческого акта Бога) или эволюционизм (мир развивался из первоматерии по данным ему Богом законам)?» [Осипов, 2003, с.377].

Далее. А.И.Осипов пишет, что «… признание Бога Творца не исключает эволюционного развития мира при условии, что Бог является его движущей силой» [Осипов, 2003, с.378] и приводит несколько цитат. Он приводит слова Блаженного Августина, что «…мир в момент, когда Бог одновременно сотворил все вещи, содержал в себе все вещи, которые земля произвела, как возможности и как причины…»; слова преп. Серафима Саровского «… до этого мгновения, когда Бог вдунул в него (Адама - В.К.) дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным»; слова свт. Феофана (Говорова) «Было животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой - и из животного стал человек» (см. [Осипов, 2003, с.378-379]).

В целом получается что-то похожее на авторитетные намеки на то, что человек произошел из животного. При этом важно иметь в виду, что с точки зрения методологии способ аргументации подбором цитат, вырванных из контекста, считается одним из слабых. Таким подбором можно верующего в Бога представить атеистом, идеалиста - материалистом и т.п. Кроме того, надо иметь в виду, что святые отцы порой могли ошибаться, при этом возможно и то, что некоторые из их высказываний пересказывались и записывались неточно, с искажениями.

Замечу, что форма синтеза естественнонаучного знания и богословия А.И. Осипова схожа с представлениями известного ученого, одного из руководителей проекта «Геном человека» Ф. Коллинза, который пришел к вере в Бога и принял христианство, будучи состоявшимся ученым естествоиспытателем [Коллинз, 2008]. Эта форма получила устойчивое наименование «теистический эволюционизм». Надо сказать, что теистический эволюционизм у Ф.Коллинза представлен на высоком академическом уровне и хорошо аргументирован (это, конечно, не означает, что он доказан).

Нетрудно заметить, что «теистический эволюционизм» - это частный случай деизма, который известен со времен античности из диалога Платона «Тимей» и «Метафизики» Аристотеля. Это Бог - Перводвигатель, Бог - Первопричина всего сущего, или Причина всех причин. Особое развитие деизм получил в Новое время в эпоху Просвещения. Главный тезис деизма: Бог сотворил мир со всеми законами и отстранился от него, не вмешиваясь во все последующие события.

Рассмотрим теперь пример «теистического эволюционизма», представляющегося не корректным ни с точки зрения богословия, ни с точки зрения современного естествознания.

В книге «Может ли православный быть эволюционистом?» А.Кураев утверждает, что может - и для обоснования этого обращается к этимологии. Он пишет «… Эдем и сад - не одно и то же… Русское слово “рай” - это еврейское “ган” и “парадиз” греческого текста (которое, в свою очередь, является эллинизированным персидским словом “парадес” - парк)… Еврейское ган происходит от глагола ганон - защищать. В других языках связь сада и ограждения, защиты также присутствует: французское Jardin связано с глаголом Garden (охранять); английское Garden, как и немецкое Garten, также восходит к тому же романскому корню. Так что на русский язык ган скорее стоит перевести словом “огород” - огражденное и защищенное место» [Кураев, 2006, с.82-83].

Здесь же Кураев итожит этимологический экскурс: «Но если сад при Эдеме - это огражденное и защищенное место, значит, было от чего защищать. От человека надо было охранять мир или человека от мира?» [Кураев, 2006, с. 83]. И далее: «Хотя Библия не описывает прямо мир за пределами Эдемского сада, но видно, что охраняемая зона явно противопоставлена дикой, невозделанной природе. И противостояние это мыслится довольно жестким, таким, что нужна была даже охрана» [Кураев, 2006, с.84].

Что можно сказать на это? Увы, часто встречающаяся ошибка в этимологических упражнениях дилетантов - это «прояснение» значения и смысла какого-либо понятия через выяснение архаического значения и смысла слова, обозначающего это понятие. Мы говорим «перо» авторучки и подразумеваем, например, металлическое изделие, но отнюдь не только «гусиное перо» (от которого произошло понятие «перо для письма чернилами»). Мы говорим «город Набережные Челны», хотя этот город исторически не имел какого-либо ограждения (хотя этимологически «город» - это населенный пункт, огражденный какой-либо деревянной или каменной крепостью). Главное же, что нужно отметить - это то, что у Кураева имеет место неувязка с догматическим положением о всемогуществе Бога, а именно: зачем всемогущему Богу ограждать и охранять Рай от чего-то, существующего на земле вне Рая? Ведь до грехопадения все в сотворенном мире было причастно Абсолютному бытию и, соответственно, добру (люцифер - это иной вопрос). У Кураева же прямо говорится о реальном ограждении рая от остальной, дикой природы. Полагаю, что такого рода «теистический эволюционизм» не найдет единомышленников ни в среде богословов, ни в среде естествоиспытателей-эволюционистов.

По большей части, к сожалению, ревнители эволюционизма оказывают плохую услугу самому эволюционизму в силу незнания главных аргументов ученых - эволюционистов, например один из авторов убежден, что эволюционизм подтверждается экспериментально «процессом мутаций и моделированием естественного отбора микроорганизмов в лабораторных условиях» [Александров, 1999]. Ученый, даже пусть он будет ортодоксальным эволюционистом, скажет, что здесь подтверждается изменчивость в ограниченном пространстве-времени, а не эволюция в масштабах всемирной естественной истории.

Надо заметить, что массовое «ученое незнание» - причина большого числа споров, но истина рождается в диалоге, а не в споре. Много споров в Internet, где оппоненты, к сожалению, порой невежественны, порой запальчивы, и посему иной раз, к сожалению, переходят на личности

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ЭСХАТОЛОГИИ В СООТНЕСЕНИИ С ЭВОЛЮЦИОНИЗМОМ И КРЕАЦИОНИЗМОМ

Современные подходы к проблемам экологии далеки от традиционных проблем эсхатологии: обсуждения путей к Царствию Небесному, вечному пристанищу души, через следование этическим нормам Священного Писания и осознание конечности существования земного человечества. Сейчас обсуждения экологической проблемы в научной и публицистической сферах обусловлены простой связкой: инстинкт самосохранения - активность по сохранению жизни. Сказанное является не вульгаризацией и упрощением благородных целей борцов за сохранение Природы и Человека на Земле, а результатом подхода к вопросу с точки зрения чисто научно-технической. Без привлечения религиозного миропонимания и религиозной морали, распространенный призыв к сохранению Природы и Жизни на Земле не находит убедительных оснований в “храме” чистой науки, несмотря на свою очевидность с точки зрения здравого смысла [Курашов, 1995, 1995а, 2007, 2009].

Так, если тело человека распадается в конечном итоге на бездушные молекулы и атомы, а также из них и “собирается” в результате биосинтеза, то какая у нас может быть забота о будущих поколениях (к примеру 41-м, 141-м, 1441-м и т.д.) ведь в наше время они еще не люди и даже не простейшие живые клетки, а всего лишь бездушные и неживые отдельные атомы и молекулы? С чисто научно-рационалистской точки зрения, такая забота не может найти этических оснований. Если находиться только в сфере современной научной мысли, забота о будущих поколениях может быть объяснена разве что “перманентным этическим близкодействием” - заботой о живых детях и внуках, которые будут, в свою очередь, обременены заботами о своих детях и внуках.

Заметим здесь, что обозначенный вопрос (о бессмысленности заботы о будущих поколениях людей в случае, если мы придерживаемся научно-материалистической точки зрения) в контексте проблемы конечности судеб человечества, смыкается с вопросом о смысле жизни. С научно-материалистической точки зрения, феномен индивидуального человеческого существования есть результат “воли” случая в процессе развития Природы в целом. Другими словами, могли вы перейти из возможности в действительность или нет - все статистически усреднится уже на уровне популяционного подхода. При таком взгляде на вещи индивидуальное человеческое существование не имеет смысла.

Поскольку появление человека не есть результат его индивидуального волеизъявления (с любой точки зрения - и материалистической, и идеалистической, и религиозной), то смысл человеческой жизни может быть выведен из какой-либо внешней, надындивидуальной воли.

Таким образом, в сфере религиозной этики необходимость сохранения благоприятных условий для человека на Земле гармонично сочетается с основами учения - человеческая жизнь и благоприятная ей природная среда есть результат “предвечного замысла” и воли Создателя. Отсюда следует этический императив, лишающий человека права безнаказанно распоряжаться своей жизнью и жизнью других людей ни сейчас, ни в будущем. А это предполагает обязанность человека сохранять благоприятную для жизни окружающую среду и для себя, и для будущих поколений.

Сохранение благоприятной человеку живой и неживой природы не должно, однако, доходить до ханжества, лицемерия, фарса, к чему часто тяготеет политизированное движение “зеленых” в его обывательских формах: осуждение и даже преследование, например, людей в одежде из натурального меха. Человек как гетеротроф не может полностью избежать использования животных: питание, одежда, медико-биологические эксперименты. Ханжески лицемерный характер человеческой “биоэтики” проявляется в сочетании человеческих восклицаний о любви к животным (к “братьям меньшим”) с их планомерным забоем, отловом, отстрелом. Общеизвестно, что лучшие сочинения с описанием красот природы написаны рыболовами и охотниками.

Ханжеский подход обывателей не находит места уже, к примеру, в философской этике И.Канта: “Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе” [Кант, 1965, c. 414].

В основе же эта мысль Канта есть переложение на научно-философский язык понимания мироустройства, вытекающего из Библии, где вопрос взаимоотношений человека и остального живого Мира решен ясно и однозначно: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле” [Быт. 1, 26].

При общем взгляде на факторы экологической проблемы и\или катастрофы, мы получаем в рамках научной эсхатологии далеко не оптимистические перспективы конечной судьбы Человечества. В то же время, как видно из всего контекста, мы пришли к необходимости дополнения научного миропонимания религиозным, особенно в области этики, где научный подход не дает решений и даже приводит к абсурдным с точки зрения здравого смысла выводам. Отсюда мы естественно приходим к сопоставлению, а далее - к необходимости синтеза религиозной и научной эсхатологии, или общей эсхатологии. Синтез этот не безусловно прост, но, что существенно, не надуман - он, на наш взгляд, вполне органичен.

При таком синтетическом подходе, беспросветный пессимизм остается уделом чисто научного подхода к эсхатологической проблеме. В итоге анализа новых и старых проблем, мы приходим к вечным истинам, и плохо было бы, если бы мы пришли к истинам преходящим. Так, в частности, современная экологическая проблема и уровень духовности сложившегося потребительского общества резко обращают внимание на необходимость повышения приоритетов духовных ценностей по отношению к материальным. Как сказано: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» [Мф. 4, 3-4].

Этот ответ, помимо буквального значения, имеет глубокий метафорический смысл: духовная жизнь человека и духовные ценности имеют абсолютное значение для его земного и вечного существования.

Наконец последнее, что важно отметить, - это суетность забот о физическом выживании Человечества при всей их значительности: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки» [Еккл. 1, 2-4].

В контексте наших проблем отметим: суетность земных проблем, конечно, не приводит к выводу, что решать их не стоит (стоит, конечно), но они не должны заслонять главное. Речь должна идти в первую очередь не о спасении тела, а о спасении души. Человек в земной суете думает о спасении “физической” истории Человечества, а спасение этой истории уже состоялось. История земного Человечества уже свершилась, так как ясно определен ее итог, и не принципиально важно, через сколько астрономических лет земная история Человечества завершится. Эта мысль хорошо выражена в словах митрополита Сурожского Антония (Блума): «И мы знаем то, чего никто не знает: что конец не только впереди, но что конец уже пришел Воплощением Христовым, одержанной Им победой. Конец, т.е. завершение всей истории, совершен в лице Человека Иисуса Христа и в лице усопшей и воскресшей Матери Божией; конец мы уже знаем на опыте. В этом, может быть, одно из оснований, почему смерть христианину не страшна; потому что крещением, любовью, приобщенностью ко Христу, знанием - не рассудочным, а опытным знанием - того, что конец уже пришел, мы за пределом не только той смерти, о которой я говорил, упоминания о сошествии Христа во ад, но мы за пределом и другой какой-то мертвости, незавершенности. Конец нам не страшен, потому что он позади нас» [Антоний, 1991, c. 67].

Следует добавить, что и научно-философская точка зрения, к примеру, выдающегося мыслителя И. Канта, позволяет нам поразмышлять об условности нахождения в плену времени и истории. Действительно, Мир (Универсум, Космос, Вселенная, Природа, Белый Свет) такой, какой он есть “на самом деле”, недоступен человеческому познанию полностью. Идеи Канта о том, что время - только форма чувственности, априорная способность человеческого познания воспринимать Мир и систематизировать свои опытные знания, небезосновательны, хотя и могут критиковаться. Отсюда вполне научным будет предположение, что “плен” человека в физическом времени - это плен только в рамках представлений современного уровня науки.

Человеческие надежды и вера в благоприятный исход, в приобщенность индивидуальной души Абсолютному бытию имеют научные и религиозные основания. В этом источник человеческого оптимизма.

P.S. Кстати! Достаточно побывать на концерте хора им. Митрофана Пятницкого, чтобы помимо всех научно-схоластических аргументов понять, что все это не может быть продуктом самоорганизации бездушной материи или самоутверждением «эгоистического гена».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КРЕАЦИОНИЗМ И ЭВОЛЮЦИОНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И В БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Какие бы ни были аргументы в пользу креационизма по количеству и качеству, эволюционизм всегда будет поддерживаться силами мира сего.

Назову главные из них.

Первая сила - это сила авторитета видных ученых-эволюционистов, слово которых, естественно, бывает ошибочным и в частных научных, и в мировоззренческих вопросах (но критический анализ их позиций невозможен на уровне знаний массы). Драма усугубляется еще тем, что не только людям с низким уровнем образования, но и многим ученым не по силам разобраться в аргументах креационистов и эволюционистов, разрабатываемых с опорой на разнообразные системы религиозных, философских и естественнонаучных знаний.

Вторая сила (генетически она сродни первой) - это воинствующий атеизм, происходящий из «духа» эпохи Просвещения 17-18 веков и не потерявший силы в современном повседневном и научном мировоззрении. Здесь имеется в виду догматизированное противопоставление научного знания и религиозной веры как противостояния нового прогрессивного и устаревшего, как света и тьмы.

В результате в системе среднего и высшего образования излагается преимущественно эволюционизм. При этом несчастные школьники и студенты не знают, что у них формируется ущербное мировоззрение.

Третья сила - это капитал. Для общества потребления нужен в массе человек-потребитель, а не человек-созерцатель. Материалистический атеистический эволюционизм - подходящее учение для формирования такого человека. Поэтому все современные СМИ, содержащиеся, само собой разумеется, на средства капиталистов, будут пропагандировать эволюционизм.

Четвертая сила - это масса невежественных людей, или малообразованных обывателей, с их аморфным мировоззрением, конформными убеждениями, склонностью к языческим практикам.

Пятая сила - это страх ответственности за личные грехи, который привносится учением о свободе воли (необъяснимым в рамках естественнонаучного материализма) и утверждается верой в Бога. В наше гедонистическое время такой страх будет повседневным, что невыгодно князю мира сего (увы, но показательно, что книга нынешнего времени «Заблуждение о Боге» Ричарда Докинза стала мировым бестселлером).

Торжества Истины в земной жизни человечества не предвидится. Об этом давно сказано в христианской эсхатологии.

Автор благодарен доктору физико-математических наук А.П. Кирпичникову, кандидату химических наук Н.П. Кирпичниковой, доктору биологических наук Б.И. Барабанщикову за внимательное прочтение рукописи и ее обсуждение.

Список литературы

Антоний, 1991. Антоний Митрополит Сурожский. Проповеди и беседы.- М.: Либрис, 1991.-110 с.

Александров, 1999. Александров В. Анафема в адрес учителей. Кто под флагом религии мешает обучению в школах? // http://religion.ng.ru/world/1999-12-08/6 _anafema.ytml

Баринов, 2005. Баринов Н. Происхождение мира: Верна ли теория эволюции? - Рязань: Издательский отдел Рязанской Епархии. - 32 с.

Буфеев, 2002. Буфеев К. Ересь эволюционизма //Шестоднев против эволюции - http: //www.shestodnev.narod.ru/sbornic/rev_kbufeev_eresy.html

Буфеев 2009. Буфеев С.В.. Почему православный не может быть эволюционистом - http: //www.goldentime.ru/hts_text_003.html

Вернадский, 1989. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.: Наука, 1989.-258 с.

Вигнер, 1971. Вигнер Е. Этюды о симметрии. - М.: Мир, 1971. - 318 с.

Богоцкий, 1990. Богоцкий С.В. От молекулярного ламаркизма к дарвинизму // Природа.-1990.-№ 11.-С. 17-22.

Борзенков В.Г. Борзенков В.Г. Философия науки. На пути к единству. - М.: КДУ, 2008. - 320 с.

Гегель, 1970. Гегель Г. Наука логики: В 2 т.-М.: Мысль, 1970.-Т.2.-248 с.

Гольданский, 1978. Гольданский В.И. Квантовые химические реакции вблизи абсолютного нуля и их естественнонаучное значение // Вопросы философии.-1978.-№ 8.-С. 117-131.

Грант, 1991. Грант В. Эволюционный процесс: Критический обзор эволюционной теории. - М.: Мир, 1991. - 488 с.

Гурин, 2008. Гурин С.П. Философия, традиция, современность // Труды Саратовской Православной Духовной семинарии: Сборник. Вып.2. - Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2008. - С.178-186.

Дубинин, 1981. Дубинин Н.П. Диалектика скачков и история жизни // Материалы III Всесоюз. совещ. по философским вопросам совр. естествознания.- М.: Наука, 1981. - Вып. 2.-С. 83-110.

Дубровский, 1991. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени.- М.: Наука, 1991.-168 с.

Жданов, 1980. Жданов Ю.А. Материалистическая диалектика и проблемы химической эволюции // Вопросы философии.-1980.-№ 2.-С. 59-80.

Кант, 1965. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения: В 6 т.-М.: Мысль, 1965.-Т. 4, ч. 1.-С.311-501.

Коллинз, 2008. Коллинз Ф. Доказательство Бога. Аргументы ученого. - М.: Издательство АНФ, 2008 - 216 с. (название первоисточника “The language of God. Scientist presents evidence for belief”).

Крик, 1974. Крик Ф., Оргелл Л. Направленная панспермия // Химия и жизнь.-1974.-№ 9.-С. 75-79.

Кураев, 2006. Диакон Андрей Кураев. Может ли православный быть эволюционистом? - Клин: «Христианская жизнь», 2006. - 112 с.

Курашов, 1995а. Курашов В.И. Экология и эсхатология // Вопросы философии.-1995. № 3.-С.29-36. (Kurashov V.I. Ecology and Eschatology // Russian Studies in Philosophy, Winter 1998-99.-Vol. 37, № 3. - P.8-19).

Курашов, 1995. Курашов В.И. Познание природы в интеллектуальных коллизиях научных знаний: Научная мысль России на пути в XXI век. - М.: Наука, 1995.-283 с.

Курашов, 2007а. Курашов В.И Начала философии - М.: КДУ, 2007. - 344 с.

Курашов, 2007б. Курашов В.И Начала философии науки - М.: КДУ, 2007. - 448 с.

Курашов, 2009. Курашов В.И История и философия химии - М.: КДУ, 2009. - 608 с.

Лен, 1998. Лен Ж.-М. Супрамолекулярная химия. Концепции и перспективы. / Пер. с англ. под ред. В.В. Власова, А.А. Варнека. - Новосибирск: Наука, 1998. - 334 с.

Линде, 1985. Линде А. Раздувающаяся вселенная //Наука и жизнь, 1985, №8. - С.25-32.

Наука, 1989. Teaching Science in a Climate of Controversy: A view from the American Scientific Affiliation. - Ipswich: Committee for Integrity in Scince Education, 1989. - 48 p.

Ницше, 1994. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - М.: ИЧП «Жанна», 1994 - 363 с.

Осипов, 2003. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. - 432 - с.

Пивоваров, 2004. Пивоваров Д.В. Креационизм научный // Современный философский словарь. - М.: Академический Проект, 2004. - С.341-343.

Рис, 1988. Рис Э., Стенберг М. От клеток к атомам: Иллюстрированное введение в молекулярную биологию.- М.: Мир, 1988.-144 с.

Твердислов, 2000. Твердислов В.А., Яковенко Л.В. Активные среды, автоволны и самоорганизация. От физико-химических систем к биологическим и социальным системам //Российский химический журнал, 2000, т.44, с.21-32.

Томпсон, 1985. Томпсон Дж. М.Т. Неустойчивости и катастрофы в науке и технике.- М.: Мир, 1985.-254 с.

Фесенкова, 2003. Фесенкова Л.В. Теория эволюции и ее отражение в культуре. - М.: ИФ РАН, 2003. - 174 с.

Хокинг, 1990. Хокинг С. От Большого взрыва до черных дыр: Краткая история времени. - М.: Мир, 1990.-168 с. (Hawking, 1990. Hawking S. A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes. - Bantam Books: New York; London etc., 1990. - 198 p.).

Шамин, 1986. Шамин А.Н. Проблемы истории физико-химической биологии и биотехнологии // Вопросы истории естествознания и техники.-1986.-№ 2.-С. 29-37.

Шпенглер, 1993. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. 1: Генштальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 663 с.

Шульц, 1982. Шульц Г., Ширмер Р. Принципы структурной организации белков.- М.: Мир, 1982.-354 с.

Эйген, 1982. Эйген М., Шустер П. Гиперцикл: Принципы самоорганизации макромолекул.- М: Мир, 1982.-270 с.

Приложение

Я хочу привести стихотворение выдающегося поэта и мыслителя Виля Мустафина (03.05.1935-16.09.2009), смыслы которого сами по себе отзовутся у каждого, кто задумывается о сущности жизни - явлении для нас, смертных, повседневном, но непостижимом во всей глубине божественного замысла.

Сорочья баллада

Всяк муж достойный, являясь в мир сей,

должен посадить дерево, построить дом

и вырастить сына.

Поговорка

Как-то в возрасте довольно невеликом

насаждали мы зеленые саженья,

оставляя нарочитые улики

пребывания земного и служенья

догмам мира: сложим дом и в нем детишек

нарожаем, суть мирскую завершая,

остальное принимая за излишек,

что карман не тяготит и не мешает

сознавать: тобою долг людской исполнен,

и теперь ты можешь вольно любоваться

с высоты тобой обжитой колокольни

красотою (лет пятнадцать, или двадцать)…

За окном, пейзаж мирской разнообразя,

времена меняют краски декораций,

привнося в привычный ракурс раз за разом

незнакомые синдромы аберраций.

То навалит чернота чернее ночи,

то рассвет лучами тучи продырявит,

то закатный горизонт закровоточит,

то в зените ослепительность проявит

наше древнее надмирное светило…

Но и этого природе маловато,

что изрядно твой рассудок помутило, -

у нее совсем иная голова-то

и совсем иные мысли в голове той,

и не нашего ума ее резоны, -

ей понадобились вдруг зима и лето

(а быть может, просто нравятся сезоны)…

Иногда окно - гравюрой черно-белой -

разрисуют очертанья голых веток,

намекая, что зима взялась за дело,

заполняя пустоту оконных клеток.

А весною!.. О, друзья мои, весною

что творится на глазах у очевидца!..

(Может статься, это нечто возрастное,

и мечта желает явью отчудиться?)

За моим окошком живопись творится:

грунт холста голубизны неимоверной

заполняют то ли личики, то ль лица,

то ли это только почечки на вербе…

На моих глазах природа-роженица

набухает сотней будущих листочков,

чтоб явить на фоне сини эти лица,

чтоб явить из ничего, - из черной точки…

И стоишь, насквозь пронзенный синей синью,

донца глаз прикрыв ладонью от порыва,

но зрачок запечатлеет мнимый снимок,

восприняв как непосильные дары нам…

В утомлении опустишь долу руки,

отдаваясь далям горним в полоненье,

и отпустишь душу, словно на поруки

силам неба - в состояньи поклоненья.

А природа тут же милостью ответит

и жалеючи беднягу обласкает,

не оставя даже памятных отметин

от растерянности, явленной некстати.

И продолжит живописное творенье,

загустивши зелень лиственной окраски, -

ornamentum неизменных повторений

оградит твои виденья от огласки.

Словно занавес, окно завесит крона, -

плотный занавес, подвластный только ветру,

воплощая круговую оборону

от соблазнов, посягающих на веру.

В полумраке, сберегающем от зноя,

в полушепоте охраны заоконной

обнаружишь преимущества покоя

по сравненью с суетою беспокойной.

Не заметишь, как замедлятся движенья

серых мыслей, копошащихся в коробке,

и любая смена тела положенья

станет медленной, степенной, неторопкой.

Но такая жизнь продержится не долго, -

благо коротко, как коротки сезоны,

и нежданно поутру иголкой колкой

вдруг пронижет твой рассудок полусонный

солнца луч, пробравшись вовсе без помехи

сквозь прорехи постаревшей занавески, -

лето кончилось, а осени успехи

в раздирании древес довольно дерзки.

Желтизною и скукоженностью жалкой

пару дней еще продержатся растенья,

наблюдая, как одежда их на свалках

под дымами истлевает постепенно.

Но зима возьмет свое и пепел бурый,

и остатки желтизны покроет снегом,

а в окне моем проявится гравюра

черно-белая: сучки в контрасте с небом…

Все вернется на круги своя, и это

отразит в себе окна прямоугольник.

(То ли мне в сыром тумане предрассвета

примерещился дядёк белопогонник?..)

Как положено, сезоны повторятся:

за зимой придет весна, за ними лето, -

чередою заоконных декораций,

с неизменностью припева и куплета.

Но однажды на заре, весною ранней,

той порой, когда черты гравюры резки,

средь ветвей возникло нечто вроде брани,

словно кто-то их тревожил, то ли лез к ним.

Я привстал, и мне открылася картина:

две сороки, две сороки-белобоки

меж ветвей, как будто мухи в паутине,

копошились, но настырно, словно доки.

То толкнут одну из веток острым клювом,

то другую цепкой лапой раскачают,

поведеньем беспардонным, даже лютым

выражают, не скрывая, что серчают.

Что за свара?.. От чего такая сшибка?..

В чем причина столь дурного поведенья?..

Разрешилось очень просто: я ошибся -

по неведенью людскому… Целый день я

наблюдал затем за делом пары пташек,

восхищаясь их сноровкой и силищей:

две сороки, два супруга, две «иптЩшки»*)

занимались созиданием жилища.

Ни обедов, ни бесед, ни перекуров, -

непрерывно, как игрушки заводные.

(Если б это увидали наши куры,

то, наверное, с ума б сошли, родные)…

При закате завершалось пташье дело…

Я глядел, лучами солнца ослепленный,

и раздумывал: безумство или смелость -

в этой близости, пусть даже застекленной?..

Но закон стихии, мозгу неподвластный,

водит нас как поводырь в полях эстетства

естества, минуя прелести соблазна,

ослепительно манящие нас с детства…

Вот вам чёрный, вот вам белый, - пораздельно.

Ну, а этот чёрно-белый - целокупно.

Мы ж от лени, нам присущей, и безделья

единение приемлем лишь лоскутно.

Приглядитесь: пресловутые сороки

(из отряда воронёно-черноперых)

белизною обладают, что уроки

преподносят нашей гордости… Во-первых:

всё искусственно, придуманное мозгом;

во-вторых: совсем уж незачем соваться

под оглобли нáми груженного воза

(только разве что конем порисоваться)…

Было так: в интимной близости телесной,

огражденной лишь докучливостью рамы,

мы прожили, - словно вечность, - это лето

в ежедневных обновленьях панорамы.

Вот и села та сорока, что поменьше,

и сидела, не слезая, чуть не месяц;

означало: будет мамой та, что меньше,

тот, что больше, станет папой в этот месяц,

обретя… Сперва малюсенький комочек,

что пищал, направя клювик в выси мира.

Мама с папою - посменно - дни и ночи

изощрялись тонкий писк утихомирить,

принося в своих изысканных пинцетах

всяких-разных червячков и мошек-блошек,

а быть может, части розовой плаценты,

а быть может, и кусочки всяких крошек…

Тут уж зрак мой человечий слаб, простите,

потому как слабоват его придаток,

но поить, кормить детей, т.е. растить их, -

долг родительский - на жизни всей остаток…

Маленькая шустрая сорочка,

высиженная в начале лета,

к сентябрю уж помнила построчно

все азы сорочьего балета.

К моему окошку подлетая

и владея шириной карниза

эта балетэсса молодая

раздавала адресно сюрпризы:

то кота раздразнит до трясучки,

то меня походкой умиляет,

затрещит, как баба на толкучке,

а потом хвостом заковыляет.

Мы сдружились с этой вертихвосткой,

чем могли красотку угощали.

(Мать с отцом, режим имея жесткий,

нашему общенью не мешали)...

Но не к месту осень подкатилась, -

холода, дожди, - и наши птицы

испарились, даже не простившись, -

в чуждом духе аглицких традиций.

Ведь по-русски - надо бы обняться,

трижды почеломкать в щеки, в губы,

а потом всплакнуть и отдаляться

медленно помахивая грубой

дланью… Но наставшею весною

снова прилетели две сороки,

третью (к сожалению, - не скрою),

видно, замуж выдали в дороге -

по пути домой… Четыре года

повторялся распорядок действий

двух частиц сорочьего народа,

род продляющих. И в качестве последствий

каждый год один сынок иль дочка

объявляли писко-стрекотаньем

о рожденьи нового комочка

в неизменном месте обитанья.

Но на пятый год, и вновь весною

эта пара, - только что вернувшись

из отлучки, - словно бы беснуясь,

стала разрывать, крушить и рушить

то гнездо, что сами сочиняли

(между прочим, - с тем же самым рвеньем),

но не починяли, - расчленяли,

разочаровавшися твореньем

собственным, служившим им годами

домом, где родили и растили

собственных детей, а покидали

лишь на зиму. А теперь вот мстили…

дому… Но за что?.. Понять не в силах,

я взирал… Покуда не отметил,

что они куда-то уносили

веточки… И сам себе ответил -

с облегченьем радостного вздоха:

где-то тут, вблизи, в соседней роще

строятся по-новой. Даже крохи

не уронят на земь... А короче:

переносят старое жилище

в новый ареальчик обитанья, -

может быть, - поближе к сытой пище,

может быть, - почище для дыханья.

Так ли, сяк ли, нам того не вемо,

что за мысли в их головки птичьи

нашептали гены или небо

об оценках качеств и отличий.

За полдня гнездо исчезло вовсе,

дерево оставя в непорочье,

(люди тоже избы переносят,

двигают столы, шкафы и прочая)…

А в июне буря налетела,

ураган какой-то, не из местных,

и упало дерево, как тело

человечье падает при вести,

что пришла пора уйти из мира…

Вот такие, братцы, повороты…

Таковы природы «майны-виры»…

Нашим разуменьям укороты…

P.S.

А потом через годик, затем через два

прилетали сорочки к окну моему, -

оперившись едва, обучившись едва

и летать-то… Что надо им было?.. Уму

не понятно… Быть может, прародина-мать

побуждала малюток сюда прилетать?..

*) иптЩш (тат.) - товарищ, друг, подруга;

в просторечии - супруг, супруга.

20.03.2006

См. Мустафин В. Дневные сны и бдения ночные: стихотворения, эссе,  воспоминания друзей /Составители Г.М.Килеева, В.И.Курашов, Ф.С.Мустакимова - Казань: «Отечество» - 2009. - 422 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://www.bibliofond.ru>



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.