рефераты скачать

МЕНЮ


Космогонические модели ионйцев

ПЛИНИЙ. Естественная история, II, 31: 1 Передают, что наклонение зодиака первым постиг Анаксимандр Милетский в пятьдесят восьмую олимпиаду [548—545 гг. .до н. э.1, тем самым отворив двери [к познанию] вещей; зодиакальные созвездия впоследствии [открыл] Клеострат, причем вначале созвездия Овна и Стрельца, а саму [небесную] сферу задолго до этого [открыл] Атлант. 5 а.

СИМПЛИКИЙ. Кomm. к «Физике», 24, 13:.Контекст см. к II А 13] Из полагаю­щих одно движущееся и бесконечное [начало] Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, преемник и ученик Фалеса, началом  и  элементом сущих [вещей] полагал бесконечное , первым введя это имя начало. Этим [началом] он считает не воду и не какой-нибудь другой из так называемых элементов, по некую иную бесконечную природу, из которой рождаются небосводы [(миры] и находящиеся в них космосы. А из каких [начал] вещам рожденье. . . назначенный срок времени» [12 В 1], как он сам говорит об этом довольно поэтическими словами. Ясно, что, подметив взаимопревращение че­тырех элементов, он не счел ни один из них достойным того, чтобы принять его за субстрат [остальных], но [признал субстратом] нечто иное, отличное от них. Возникновение он объясняет не инаковением [качественным превращением] первоэлемента, но вы­делением противоположностей вследствие   вечного движения. Поэтому Аристотель и поставил его в один ряд с философами типа Анаксагора.

Там же. 150, 24: Противоположности же суть: горячее, холодное, сухое, влажное и другие. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Физика, А 4. 187 а 20: [Одни физики принимают одно первоначальное тело-субстрат и порождают из него остальные сгущением и разреже­нием] А другие утверждают, что противоположности наличествуют в. Одном и выделяются из него, как говорит Анаксимандр, равно как и все, кто принимают одно н мно­гое как, например, Эмпедокл и Анаксагор: ведь и по их мнению, так же [как и по мнению Анаксимандра], остальные (тела)  выделяются из смеси.

ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы, 2: После него [Фалеса] Анаксимандр, то­варищ Фалеса, сказал, что абсолютная причина возникновения и уничтожения Все­ленной — бесконечное, из которого, по его словам, выделились небосводы и вообще все бесконечные космосы. Он утверждал, что совершается гибель [миров-небосводов], а намного раньше — (их) рождение, причем испокон бесконечного веку повторяется – по кругу все одно и то же. Он говорит, что Земля по форме цилиндре. образна, высота же ее составляет треть ширины. Он говорит, что при возникновении этого космоса из вечного [?] выделилось нечто чреватое горячим и холодным, а затем сфера пламени обросла вокруг окружающего Землю аэра (холодного тумана) словно кора вокруг дерева. Когда же она оторвалась и была заключена внутрь неких кругов, возникли Солнце, Луна и звезды. Еще он говорит, что вначале человек родился от животных другого вида, основываясь на том, что остальные животные скоро начи­нают кормиться самостоятельно и лишь один человек нуждается в долговременном вынянчивании, поэтому он и вначале ни за что бы не выжил, будучи таким [беспомощ­ным].

АРИСТОТЕЛЬ. О небе, В 13. 295 а 9: Поэтому, если теперь Земля по­коится насильственно, то и вихревое движение, благодаря которому ее части собрались в центр [космоса], тоже было насильственным. Именно его все считают причиной, осно­вываясь на [наблюдении вихрей], происходящих в жидкостях и в воздухе: в них более крупные а более тяжелые тела всегда устремляются к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих космогониях) порождает Небо [«Вселенную»], это и объясняет, почему Земля собралась в центр, а причину того, что она остается на месте, им приходится искать [ниже следует А 26].

АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 4. *202 Ь 36: [Аристотель приступает к анализу понятия бесконечного , занимающего главы.4—8 III  книги «Физики», и, как обычно, начинает о изложения и критики взглядов предшественников, которые должны служить диалектическим аргументом в пользу его собственной концепции. Свидетельством того, что рассмотрение бесконечного входит в компетенцию этой [фи­зической] науки, служит тот факт, что вое, кто только заслуживающим внимания обра­зом занимался натуральной философией, толковали о бесконечном и вое полагают его неким онтологическим началом, но только одни, как, например, пифагорейцы и Платон, - о бесконечном в себе, (t. е.) не как об акциденции чего-то другого (дру­гой субстанции), но как о самосущей субстанции.

Там же, 203 а 16: А все натурфилософы всегда полагают в качестве субстрата бес­конечного некую иную [отличную от него] естественную субстанцию , как-то: воду, воздух или промежуточное между ними (тело).

Там же, 203 Ь 4: Логично и то, что все полагают его началом ибо: 1) оно не может быть всуе; 2) оно не может иметь никакого другого значения, кроме значения начала. В самом деле, всякая вещь либо начало, либо [происходит] из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном случае у него был бы конец . Кроме того, то, что оно не возникло и неуничтожимо, также [указывает на то, что его следует понимать] как некое начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и всякое уничтожение сопряжено о понятиям конца. Поэтому, как мы говорим, у этого [начала] вот начала, но оно само представляется началом других вещей, и «все объемлет», и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо бесконечного, иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество, ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр. [Следует перечисление Пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее взгляды различных философов; третий аргумент (203 Ь 18) — «возникновение и уничтожение могут быть неисся­каемы только в том случае, если [тело], от которого отнимается то, что возникает, бес­конечно»,—в «Мнениях философов» приписан Анаксимандру, см. А 14.]

СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 149, 3: Также и среди физиков одни полагают [началом] единое, другие — многое. У полагающих единое, по его словам, (можно выделить) два способа порождения из него сущих. Все полагают это единое чем-то телесным, но одни из них [полагают это единое] одним из трех элементов; как, напри­мер, Фалес и Гиппон — водой, Анаксимен и Диоген — воздухом, Гераклит и Гиппас — огнем (одну только землю никто не счел возможным принять за начало вслед­ствие ее неподверженности изменениям), а некоторые — чем-то отличным от трех элементов: более плотным, чем огонь, но более топким, чем воздух, или, как од говорит в Другом месте, более плотным, чем воздух, по более тонким, чем вода. Александр пола­гает, что [физик], принявший за начало некую отличную от элементов телесную при­роду, — Анаксимандр. Однако Порфирий, исходя из того что Аристотель противопоставляет принимающих субстратное тело без определений принимающим один из трех элементов или нечто другое, среднее между огнем и во пухом, говорит, что Анаксимандр полагает субстратное (без определений) тело бесконечным, не уточняя его вида [огонь, вода или воздух]; промежуточное же [тело] Порфирий, как и Николаи из Дамаска, приписал Диогену из Аполлонии. Но, по-моему, следуя тексту, естественно толковать его не в смысле противопоставления [неопределенного субстратного] тела трем элементам и «промежуточному» [телу], но скорее в смысли подразделения на три [элемента, с одной стороны], и «промежуточное» [тело—с другой]: «Тело-субстрат, — говорит [Аристотель], — или одно из трех, или другое, которое плотнее огня, но тоньше воздуха». Правда, его слова о том, что «они порождают прочие [тела] разреженностью и плотностью», относятся ко всем вышеназванным [философам] в це­лом, хотя Анаксимандр, как он сам же говорит, объясняет возникновение не так, а выделением из бесконечного. Но если он именно его считал [физиком], принимающим [за начало] тело без определений, то почему же он привел возникновение путем качественного изменения в качестве их общего мнения? Их всех объединяет то, что они полагают одно начало, но они разделяются на две группы в соответствии со способом возникновения. Одни порождают прочие [тела] из материального единого посредством разреженности с плотности, как Анаксимен.

Там же, 150, 20: Согласно второму способу, причину [возникновения] усматри­вают уже не в превращении материи и объясняют возникновение не инаковением  субстрата, но выделением . Так, Анаксимандр говорит, что противо­положности, содержащиеся в наличии в субстратном бесконечном теле, выделяются [из него], первым назвав субстрат началом.  Противоположности же суть: горячее, холодное, сухое, влажное и др.

Dubia

ОЛИМПИОДОР. О священном искусство философского камня, гл. 25; Coll. alch. gr. т. Ill, с. 83 Bertholot: Анаксимандр полагал началом промежуточное ве­щество. Под промежуточным веществом я разумею пар или дым, так как пар есть нечто промежуточное между огнем и землей. Вообще все промежуточное между горячими и жидкими [веществами] есть пар, а между горячими и сухими — дым.

Там же, гл. 27, с. 84: И Анаксимандр принимал промежуточное вещество, то есть дым или пар.

ТЕОФРАСТ. Об огне, §§ 3—4: Пламя как бы постоянно находится в возникно­вении и подобно движению. Возникая, оно в то же время погибает, а когда кончается горючее, то погибает и сам огонь. Именно это имели в виду древние, когда говорили, что «огонь всегда ищет пищу» — в том смысле, что без дров он не может существовать.

АХИЛЛ. Введение к «Феноменам» Арата, 4. с. 34, .Т~-12 Maass: То, что земля остается неподвижной, поясняют на следующем примере, если в надувной пузырь положить просяное зерно или зернышко чечевицы, а затем надуть его и наполнить воздухом, то зернышко окажется неподвижным во взвешенном состоянии в центре пузыря; так и земля, испытывая толчки воздуха со всех сторон, пребывает непод­вижно в состоянии равновесия в центре [космоса]. Или другой пример: если взять некое тело, привязать к нему со всех сторон {с обеих сторон} веревки, и дать кому-то тянуть, соблюдая точное равновесие, то окажется, что, когда его равномерно тянут во все стороны, оно остается неподвижным. Ксенофан, однако, отрицает, что земля парит в воздухе н т. д. [следует 21 В 28]. Ср. 12 А 26.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. 1, 7, 1: [По мнению «авторитетнейших фисиологов», признающих космос возникшим и уничтожимым], при изначальном образовании всего земля и небо имели единый облик, поскольку естество их было смешано. Затем, после того как тела [элементов] отделились одно от другого, космос воспринял все ныне видимое в нем устройство. При этом воздух приобрел непрерывное движение, причем огнистая часть его стеклась в самые горные места, поскольку подобной природе в силу легкости свойственно устремляться вверх, (по этой причине Солнце и прочее множество светил были вовлечены во всеобщий вихрь), а илистая и мутная [часть] в сочетании с жидкой консистенцией осела в одно и то же место в силу тяжести. (2) Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и сбиваясь в комок, она произвела из жидких [частиц] море, а из более твердых — землю, (пона­чалу) грязеобразную и совершенно мягкую. (3) Когда же воссиял огонь солнца, земля сперва затвердела, а затем, поскольку от нагревания поверхность [ее] забродила, некоторые из влажных веществ во многих местах вздулись [пузырями], в этих местах возникли гнильцы, покрытые тонкими оболочками, что и теперь еще наблюдается в топях и болотистых местах, когда после охлаждения местности воздух внезапно, а не путем постепенного изменения становится раскаленным. (4) Как только влажные вещества стали живородить от нагревания указанным образом, (гнильцы] начали по ночам получать пищу из тумана [в виде росы], выпадающей из окружающего [воздуха], ,а днем отвердевать от жара. Наконец, когда утробные зародыши, вынашиваемые [в гнильцах - пузырях], выросли до зрелого состояния, обожженные оболочки растре­скались и произошли всевозможные породы животных.

Анаксимен

Анаксимен, также уроженец Милета, слывет у позднейших писателей учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Время его жизни приходится, согласно Аполлодору, на период между 585/4 и 525/4 до Р.Х. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь небольшой отрывок.

В своей физической теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра в том отношении, что в качестве первоначала он признает не безграничное вещество без какого-либо определения, подобно Анаксимандру, а, вместе с Фалесом, - качественно определенное вещество. С другой стороны, он примыкает к Анаксимандру в том отношении, что выбирает такое вещество, которое, по-видимому, обладает существенными свойствами Анаксимандрова первоначала: безграничностью и непрерывным движением. То и другое присуще воздуху. Он не только простирается в беспредельность, но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является (согласно древнему представлению, по которому душа совпадает с дыханием) основой всей жизни и всякого движения в живых существах. «Как воздух, в качестве нашей души, держит нас, так веющее дыхание и воздух объемлет весь мир». В силу своего безначального и бесконечного движения воздух претерпевает изменение, которое бывает двояким: разрежением или размягчением и сгущением или уплотнением. Первое есть вместе с тем нагревание, последнее – охлаждение. Через разрежение воздух становится огнем, через сгущение – ветром, далее тучами, водой, землей, камнями. Эту мысль Анаксимен, вероятно, ближайшим образом извлек из наблюдения атмосферных процессов и осадков. При возникновении мира сперва образовалась Земля, которую Анаксимен представлял себе плоской, наподобие диска, и потому висящей в воздухе. Поднимающиеся от нее испарения, разрежаясь, становятся огнем. Части этого огня, сжатые воздухом, суть звезды; имея форму, подобную Земле, звезды (если только здесь не имеются в виду планеты), витая в воздухе, вращаются вокруг Земли боковым движением, подобно шляпе, которую вертишь на голове. Вместе с Анаксимандром и Анаксимен, согласно достоверному преданию, принимал сену миротворения и мироразрушения

Свидетельства. Учение.

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 3: Анаксимен, сын Эвристрата, Милетец, был слуша­телем Анаксимандра (некоторые говорят, что он слушал и Парменида). Он считал началом воздух и бесконечное . Светила, по его мнению, движутся не под Землей, но вокруг Земли.

АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика, А 3. 984 а 1: [Контекст см.: II А 12]. Фалес, как передают, так высказался о первой причине .. . (984 а 5) Анаксимен же и Диоген воздух полагают первичным по отношению к воде и высшим началом из числа простых тел (4 элементов). Ср. 13 В 2.

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», 24, 26=ТЕОФРАСТ. Физические мнения, фр. 2 Diels: Анаксимен, сын Эвристрата, милетец, который был учеником Анакси­мандра, так же, как и он, полагает, что субстратная естественная субстанция одна и бесконечна, но в отличие от него [считает ее] не неопределенной, а [конкретно-] определенной, полагая ее воздухом. Сущностные различия он свел к разреженности н плот­ности. Разрежаясь, [воздух] становится огнем, сгущаясь — ветром, потом облаком, [сгустившись] еще больше—водой, потом землей, потом камнями, а из них—все остальное. Движение он, так же [как и Анаксимандр], полагает вечным и считает его причиной изменения.

Там же, 22, 9: Следует обратить внимание на то, что одно дело — бесконечное и конечное по множеству (это [понятие бесконечного] было свойственно полагающим множество начал), другое дело—бесконечное или конечное по [протяженной] вели­чине  это [понятие] он [Аристотель] исследует в полемике против Мелисса и Парменида, оно подходит также и к Анаксимандру с Анаксименом, при­нявшим один но при этом бесконечный по [протяженной] величине элемент.

ПСЕВДО-ПЛУТАРХ. Строматы, 3: Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения  и, наоборот, разреже­ния  воздуха. Что касается движения, то оно существует испокон веку. Он го­ворит, что в процессе «валяния» [из] воздуха первой возникла Земля, весьма плоская, а потому вполне естественно, что она плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце — это Земля, но только от стремительного движения она еще и преизрядно нагре­лась.

ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, 1, 7, 1: Анаксимен, тоже милетец, сын Эвристрата, полагал, что начало — бесконечный воздух, из которого рожда­ется то, что есть, что было и что будет, а также боги и божественные существа, а [все] прочие [вещи]—от его потомков. (2) Свойство  воздуха таково: когда он преде­льно ровен [уравновешен, однородно -усреднен], то не явлен взору, а обнаружи­вает себя, [когда становится] холодным, теплым, сырым и движущимся. Движется же он всегда, ибо если бы он не двигался, то все, что изменяется, не изменялось бы. (3) Сгущаясь и разрежаясь, (воздух) приобретает видимые различия. Так, растекшись [рассеявшись] до более разреженного состояния, он становится огнем; в нейтраль­ном [букв. «среднем, промежуточном»] состоянии возвращается к (природе) воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись еще больше, [он становится] водой, еще больше — землей, а достигнув предельной плот­ности — камнями. Таким образом, важнейшие [принципы] возникновения — противо­положности: горячее и холодное. (4) Земля плоская и оседлала воздух; равным обра­зом и Солнце, и Луна и прочие звезды — все состоящие из огня — плавают по воздуху [собств. «ездят верхом»] вследствие плоской формы. (5) Светила произошли из Земли вследствие того, что из нее вздымается испарина; когда испарина разрежается, рожда­ется огонь, а из возносящегося вверх огня скучиваются светила. В пространстве светил имеются также землистые образования, которые круговращаются вместе с ними.

(6)   Светила, по его словам, движутся не под Землей, как полагали другие, а вокруг Земли, как если бы вокруг нашей головы поворачивалась войлочная шапочка. Солнце прячется не потому, что заходит под Землю, но потому, что скрывается за более высо­кими сторонами Земли, зима же происходит от того, что оно удаляется от нас на большее расстояние. Звезды не греют из-за удаленности на большое расстояние.

(7)   Ветры рождаются, когда чрезмерно сжатый воздух в результате разрежения при­ходит в стремительное движение. Когда он скучится и загустеет еще больше, то рождаются облака, [которые] затем превращаются в воду. Град бывает, когда выпадаю­щая из облаков вода замерзнет, снег — когда замерзнут сами облака, будучи при этом обильнее пропитаны влагой. (8) Молния — когда облака расщепляются силой воздуш­ных потоков, ибо при их расщеплении возникает яркое огненное сияние. Радуга рождается от того, что солнечные лучи падают на загустевший воздух, землетрясение — от изменений земли, вызываемых избыточным нагревом и охлаждением. (9) Таковы воззрения Анаксимена. Он был в расцвете в первый год пятьдесят восьмой олимпиады [548/547 г. до н.э.].

ФРАГМЕНТЫ

ПЛУТАРХ. О первичном холоде, 7. 947 D: Коль скоро во Вселенной имеются четыре первичных тела (огонь, вода, воздух и земля), которые вследствие их обилия, простоты и силы большинство полагает элементами и началами остальных [тел], необ­ходимо, чтобы и первичных и простых качеств имелось бы столько же. Что ж это за качества, как не теплота, хладность, сухость и влажность. . . (947 F) Или же, как думал древний Анаксимен, нам не следует признавать субстанциальности ни за холод­ным, ни за горячим, но [должно рассматривать их] как переменные состояния общей материи, возникающие вторично от изменений [субстрата] Холодным он счи­тает сжимающуюся и уплотняющуюся часть материи, а горячим—разреженную и «расслабленную» , —таким термином он ее назвал. Потому-де и не без основания говорится, что человек испускает изо рта как теплое, так и холодное: сжатое и сгущенное губами дыхание охлаждается, когда же рот расслаблен, оно становится теплым на выходе от разреженности. Аристотель считает это [сравнение] Анаксимена недоразумением: ведь когда рот расслаблен, то тепло выдыхается из нас самих, когда же мы подуем, свернув губы [трубочкой], то выталкивается и бьет [струей] уже (воздух] не из нас, а находящийся перед ртом, а он холодный.

Мнения философов, 1, 3, 4 («О началах»): Анаксимен, сын Эвристрата, милетец, утверждал, что начало сущих — воздух, ибо из него все рождается и в него вновь разлагается. «Как душа наша, — говорит он, — сущая воздухом, скрепляет нас воедино, так дыхание и воздух объемлют весь космос» («воздух» и «дыхание» (здесь] употребляются синонимически). Он так же, [как Анаксимандр: ом. 12 А 14], оши­бается, полагая, что животные состоят из простого и однородного воздуха или пневмы, ибо не может существовать одно начало всех вещей — материя, но необходимо принять также и творящую причину. Так, [одного] серебра недостаточно для того, чтобы оно . стало кубком, если нет творящей причины, т. е. серебряных дел мастера; то же самое справедливо и для меди, и для дерева, и для [любого] другого материала.

Мнения философов, II, 22, 1,4=А 15, ср. А 14]: Солнце плоское, как лист.

Dubia

ОЛИМПИОДОР-АЛХИМИК. О священном искусстве философского камня, гл. 25: Одним, движущимся, бесконечным началом всех вещей Анаксимен полагает воздух. Он говорит так: «Воздух близок к бестелесному, и поскольку мы рождаемся вследствие его истечения, то он по необходимости должен быть безграничным и изобильным, дабы никогда не иссякать».

АХИЛЛ. Введение, с. 32, 1»- 4 Maass (после Фалеса и Ферекида): Гераклит говорит, что сначала возник огонь. А некоторые [Анаксимен?] говорят, что сначала возникла земля [ср. 13 А 61; от сжатия и сдавления она зажгла огонь, испустила воду, распространила воздух,        


Заключение

Такие мыслители, как Фалес, Анаксимандр и Анаксимен положили начало новому типу мышления о природе, сделав ее предметом системного беспристрастного исследования. Милетские «физики» – типичные философы ранней греческой философии. Аристотель дал собирательный образ этим мыслителям, назвав их «физиками», философами, которые изучают природу. Именно они пытаются первыми увидеть мир умственным взором и пытаются начать поиск единства с миром. По их убеждению не было бы существенным ничего, что не было бы природой. Люди, божества, мир образуют единый универсум, весь находящийся как бы в единой плоскости – они суть части или аспекты одной и той же природы, в которой действуют одни и те же  силы.

Милетских физиков считали материалистами, потому что они ограничивались одной причиной бытия – материальным первоначалом, чем у Фалеса являлась вода, у Анаксимандра – «беспредельное», у Анаксимена – воздух. Но у Анаксимандра можно встретить существенный шаг вперед. Возможно, их размышления кажутся нам нелепыми, но это будет неверное суждение. Потому что в их суждениях просматривается некая закономерность, которую они пытаются объяснить уже рациональной мыслью. И именно эта интеллектуальная революция (переход от мифологии к рациональному мышлению), представляющая столь внезапный и глубокий переворот, получила название «греческое чудо» (это понятие ввел известный французский филолог, историк религии и философии Эрнест Ренан). И, действительно, если проследить ход развития досократовской философии, то будет видно, что она произвела свое влияние возможно даже на всю последующую философию, и на некоторые вопросы еще не найдены ответы.

«На ионийской земле разум (логос) как бы вдруг освобождается от мифа подобно тому, как пелена спадает с глаз. И свет этого разума, вспыхнув однажды, будет непрестанно освещать путь человеческого разума» (Ж.-П. Вернан «Происхождение древнегреческой мысли»).


Литература.

1.      Лебедев «Фрагменты   ранних   греческих   философов»    М.1989 г.

2.      Кессиди  Ф. Х. «От  мифа    к  логосу»    М.1972 г.

3.      Вернан Жан Пьер «Происхождение древнегреческой мысли»  М. 1988 г.

4.      Целлер Э. «Античная философия»  С.-П. 1996 г.

5.      Лосев А.Ф. «Античная мифология в ее историческом развитии»  М. 1957 г.

6.      Чанышев «Ионийская философия»


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.