рефераты скачать

МЕНЮ


Концепция атомизма. Античность и современность

Очевидно, что такое признание не могло произойти чудесным образом. В Греции того периода философское мировоззрение всё ещё оставалось маргинальным и часто не одобрялось. Демокрит был великим учёным, опередившим своё время, создавшим всеобъемлющую и крайне логичную атомистическую концепцию бытия.

В атомической системе мы просматриваем многие учения ранней Греции, однако осмысленные и дополненные. Даже важнейшие принципы - принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимание физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения - все это было уже заложено в философских системах, предшествующих атомизму. Но более развитию атомизма способствовали не достижения предков, а их затруднения (вспомним апории Зенона). Атомисты при изучении сущего пошли не по тому пути, по которому шли Парменид и Ксенофан, но, по-видимому, но прямо противоположному. Аристотель объясняет это следующим образом: «Некоторые из древних полагали, что необходимо, чтобы бытие было едино и неподвижно. Ибо пустоты не существует, а при отсутствии пустоты невозможно движении. Исходя из таких рассуждений, некоторые ученые вышли за пределы ощущений и пренебрегли ими, т.к. считали, что можно следовать разуму. Левкипп же был убежден, что у него есть теория, которая, исходя из доводов, согласных с чувствами, не сделает невозможным ни возникновение, ни уничтожение, ни движение, ни множественность вещей».

Левкипп и Демокрит разрешили своей теорией поставленные элейцами вопросы, совершили коренной перелом в развитии греческой философии.

Элейское бытие было понято как вся Вселенная, как совокупность всех вещей, и как таковая она не могла возникнуть из несуществующего или превратиться в ничто. Но это бытие стало из единого множественным, состоящим из бесконечного числа атомов, из которых каждый является неделимым, однородным, целостным, неизменным, полным, как элейское «единое бытие». Атомы постоянно движутся, а, следовательно, бытие стало описываться как непрерывное, и это было правильное решение. «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого». Но движение - это, согласно элейцам переход в небытие; Левкипп и Демокрит допустили существование небытия - пустоты. Далее – основные моменты античного атомизма.

В мировоззрении Демокрита Вселенная - это движущаяся материя, атомы веществ (бытие) и пустота (небытие), последнее так же реально, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних. Бытие в этом случае есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое - атом. Атомов бесконечное множество. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают и не уничтожаются. Они обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все тела состоят из атомов, реальные и подлинные свойства вещей исключительно те, которые присуще атомам.

Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом - бытие, то пустота это небытие. С одной стороны, если бы не было пустоты, то не было бы и реального множества и движений. Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело фундаментальное философское значение. Категория объективного небытия давала возможность объяснить возникновение и изменение вещей. Атомы, по Демокриту, были носителями множественности, пустота же воплощала единство, в этом была метафизичность теории. Аристотель пытался опровергнуть ее, указывая, что мы видим «одно и тоже непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества - это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления - в изменении количества между атомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Часто утверждают, что атомизм Демокрита отдавал перевес количественным переходам, однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое. Во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты, от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Атомы обладают также свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельная», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия - формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Демокрит лишь приводит аналогии (пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникающий через окно в помещение). Но атомы гораздо меньше этих пылинок, только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и по тому, что не имеют привычных человеку чувственных качеств - цвета, запаха, вкуса и др.

Возникает логичный вопрос: за счёт чего обеспечивается бесконечное разнообразие мира? Здесь мнения историков расходятся. В одних источниках речь идет только о различии форм у атомов Демокрита, а в других - еще и о различии их порядка и положения (по принципу аллотропии и изомерии, известных современной науке). Понять не трудно: порядком и положением могут различаться не единичные атомы, а составные тела, или группы атомов, в одном составном теле. Число возможных комбинаций при их сочетаниях практически бесконечно, что и подтверждает потрясающее количество отличных друг от друга объектов.

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Как известно, догадка об атомном весе принадлежит Эпикуру. Однако уже Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, который в зависимости от размеров бывает тяжелее или легче. Самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека (к слову, неотделимую от физической материи – Демокрит вовсе не был теистом).

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно. Этот принцип «не более так, чем иначе», который иногда называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения пространства и времени. По Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит их к встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование строго детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи, вызванного первоначальным «мировым вихрем», который не является единичным божественным актом. Чуть позже Эпикур модифицирует эти представления, введя произвольное отклонение атомов от прямой.

Существуют споры по поводу воззрений Демокрита относительно логической делимости атома. Известно, что его теория полагала, что физически атом неделим ввиду огромной плотности и бесконечно малых размерах. Вместе с тем Демокрит выделял в атомах части для обоснования возможности соединения атомов в единое целое. Большинство современных исследователей полагают, что атомизм Демокрита носил всеобъемлющий характер, т.е. отрицал возможность даже мысленного рассечения атома.

Атомистическая картина мира принципиально не сложная (чего нельзя сказать о соответствующем математическом аппарате, который я намеренно не рассматривал), но она грандиозна. Учение об атомном строении было самым научным по своим принципам и самым убедительным из всех, созданных философами ранее. Оно отметало решительным образом массу религиозно-мифологических и метафорически-умозрительных представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления - это простейшая модель причинного взаимодействия. Демокритовская картина мира - это уже ярко выраженный материализм, базирующийся на логике и диалектике. Она максимально далеко ушла от традиционного мифологического мировоззрения.


1.3.2 Отдельные аспекты

Зарождение мира.

Космологические воззрения Демокрита плавно вытекают из теории Левкиппа, которая, в свою очередь, ещё связана с мифологическими идеями о первоначальном «хаосе». Левкипп пришел к своей гипотезе, о «вихре атомов» - начальном состоянии и движущей силе возникновения космоса. Демокрит целиком принял и дальше развил учение Левкиппа.

Первичное движение атомов - это природное движение, им присущее, оно не требует внешнего толчка. В дальнейшем вихрь возникает не единожды. Хаотическое движение атомов в пространстве постоянно приводит к образованию вихрей, из которых создаются бесчисленные миры. Все эти миры, в том числе и наш, рождаются и погибают, но Вселенная вечна: безначальна и бесконечна. Она не имеет Творца, и в ней нет цели, все в ней подчинено всеобъемлющему закону необходимости, и ничто не случается без естественной причины. Это великая мысль всегда в истории науки и в истории философии связывалась с именем Джордано Бруно и более поздних представителей новоевропейской науки. Однако эта идея, выдвинутая итальянским мыслителем на новой научной основе в конце XVI в., была настоящим «возрождением» идей древних атомистов. Исходя из атомистической теории, Демокрит рисует грандиозную космогоническую гипотезу. Вихреобразное движение, по Демокриту, было причиной образования и нашего мира, и этот мир подчинен естественным законам Вселенной. Образование упорядоченных структур Демокрит связывал с законом притяжения подобного.

Все происходящее в мире, по Демокриту, подчинено не сверхъестественной силе, а только закону необходимости. Необходимость Демокрит понимал как бесконечную цепь причинно-следственных связей. Он не искал первопричины мира - он ее отрицал. Но он постоянно искал причинные основания всех временных явлений. Об этом говорят заглавия его произведений: «Небесные причины», «Наземные причины», «Причины звуков», «Причины огня и того, что в огне» и др. Демокрит был настолько увлечен возможностью «сквозного» причинного объяснения мира, что объявлял всякого рода случайные события лишь субъективной иллюзией, порожденной незнанием подлинных причин происходящего (к этому склоняются и многие современные исследователи: процессы, признаваемые вероятностными, считаются обусловленными слишком большим числом факторов, не поддающихся расчёту на данном уровне развития). Знание же их, по убеждению Демокрита, превращают любую случайность в необходимость.

Важно признать, что Демокрит, будучи детерминистом, не был фаталистом, то есть отрицал слепой рок, просто полагая причинную обусловленность всех потенциальных явлений.

Зарождение жизни

Я уже упоминал, что атомы Демокрита представляли собой неживую материю. Их соединения также не были «живыми». Жизнь сообщили им атомы огня. Атомы огня, по Демокриту, представляют вторую высшую форму движения. Первая элементарная - вихрь атомов. Вторая - высшая составляет как сущность жизни, так и сущность ума или психики человека. Атомы огня в теле человека и в связи с ним составляют его «душу» или ум, что, по Демокриту, одно и то же. Атомы души есть везде, даже в мертвых предметах - камнях, но их там мало, они далеки друг от друга, и не могут ни разогреть предмет, ни придать ему движения. Если сравнить мертвые и живые предметы, то, по Демокриту, жизнь – это качественный переход, вызванный количественным ростом атомов огня в теле.

В целом Демокрит отстаивал идею абиогенеза, т.е. зарождения жизни из неживой материи под действием излучения солнца. В зависимости от концентрации атомов огня полученные существа дифференцировались на птиц, млекопитающих, рыб, земноводных и др. Человек, по Демокриту, возник без Творца и является продуктом природы. Человек вышел из животного мира, а его душа материальна и не имеет общего с трансцендентными представлениями о ней.

Взгляды эти во многом наивны, но в то же время, обнаруживается догадка, своего рода зачатки теории естественного отбора.


1.4 ЭВОЛЮЦИЯ АТОМИЗМА В ИДЕЯХ ЭПИКУРА


Идеи Демокрита значительно пошатнулись после антропологического переворота в античной философии, совершённого Сократом. Физика первых греческих мудрецов отступила на второй план, многие их методы критиковались философами-классиками. Казалось бы, идее атомизма суждено долгое забвение.

На самом деле она нашла яркое отражение в трудах известного философа Эпикура (341–270 до н.э.), имя которого дало название целому направлению в философии и этике. Центральной сферой деятельности философа была этика, и для этого есть достаточные основания. Крах классического греческого уклада жизни, становление эллинизма вызвали шок у большей части населения. Люди потеряли ориентиры, смысложизненные ориентации, воцарился страх смерти, чувство безысходности. Отсюда выраженный прикладной характер философии этого времени, в том числе и Эпикура.

Физика Эпикура, вместе с теорией познания и этикой, имеет цель помочь человеку достичь блаженства, избавившись, в частности, от страха перед богами и смертью. Итак, какую картину мира представляет нам Эпикур? Думаю, наилучший ответ даст анализ его письма Геродоту, в котором Эпикур ёмко определил базовые понятия своего учения.

«… Вселенная всегда была такой, какова она теперь, и всегда будет такой, потому что нет ничего, во что она изменяется: ведь помимо Вселенной нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменение». Очевиден подход, аналогичный Демокриту - вечность и неразрушимость материи и базовых законов её организации.

«Далее, Вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природой, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются...» Вновь наблюдаем демокритовскую оппозицию «атомы-пустота». Также следует упомянуть, что «…и по количеству тел, и по величине пустоты (пустого пространства) Вселенная безгранична».

Далее Эпикур утверждает, что «атомы безграничны по числу, а различие форм в них не совсем безгранично, но только необъятно. Атомы движутся непрерывно в течение вечности... Далее, миры безграничны [но числу], как похожие на этот [наш мир], так и не похожие» Заимствование идей Демокрита абсолютно. Дальнейший анализ позволяет сделать вывод, что атрибуты атомов, их взаимодействие и космологические постулаты полностью соответствуют выводам Демокрита. Единственным фундаментальным отличием концепции Эпикура является положение о колебании траектории падения атомов. Цель данного допущения двояка: во-первых, оно объясняет столкновение атомов и образование сложных тел, во-вторых – обосновывает этическое учение о свободе. Эпикур говорит, что существуют законы Вселенной, но в ней есть место и случайности, следовательно, человек может сам строить свою судьбу. Выводы для простого человека просты: не следует страшиться богов, которые не оказывают на этот мир никакого воздействия, не следует бояться смерти, так как материальная душа рассеется вместе с погибшим телом. Следует жить земной жизнью, стараясь довольствоваться малым и искать наслаждение внутри себя.

Заслуга Эпикура состоит прежде всего в создании эффективной нравственной концепции и в том, что он смог удачно применить физическую концепцию для обоснования этической модели, что до него, как и после него, мало кому удалось.



2. АТОМИЗМ И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ


невозможное сегодня станет возможным завтра.

Константин Циолковский

Расцвет античной культуры поражает наше воображение. Но ещё более впечатляющим был её закат. В христианской Европе безбожная концепция атомизма, конечно, не могла существовать. Поворот к научному познанию мира в 16 веке несколько изменил ситуацию. Атомизма в той или иной степени придерживались Галилео Галилей, Пьер Гассенди и другие известные учёные и философы. К концу 18 века накопилось множество косвенных доказательств существования атомов (например, закон кратных отношений в химии). Первым крупным учёным, который высказал идею, что химические элементы состоят из атомов, был француз Лавуазье. На протяжении 19 века господствовала концепция атома как «неделимого», т.к. это действительно невозможно было осуществить химическими методами. Тем не менее прогресс в физике привёл учёных к выводу, что атомы вполне делимы и состоят из более мелких частиц – электронов, протонов, нейтронов. Дальнейшие исследования подтвердили делимость и эти казавшихся элементарными частиц. В результате мы имеем на сегодняшний день более 400 известных элементарных частиц, разнообразие которых огромно. Однако смеем ли мы утверждать, что идея атомизма о существовании неделимой первоосновы в корне неверна? Вопрос о конечной делимости вещества остаётся открытым. Современная квантовая физика признаёт существование т.н. фундаментальных частиц, которых насчитывается 24, составляющих основу более сложных элементарных. Вместе с тем, данная модель, достаточно хорошо аргументированная в теории, пока не получила подтверждения на практике ввиду необнаружения двух важнейших частиц - бозона Хиггса и гравитона. В наши дни проводятся интенсивные исследования в данной области, и есть надежда, что скоро будут получены надёжные результаты.

Однако наука 21 века не только модифицирует идеи прошлого, но и радикально их отвергает. Всю путаницу с классификацией взаимодействий элементарных частиц призвана решить новейшая теория суперструн – принципиально новый взгляд на первооснову мира. Точечные частицы в ней заменены одномерными протяжёнными объектами, т.н. струнами. Все частицы и их взаимодействия – результат колебания этих струн. Размер струн ничтожен (для сравнения – по диаметру атома их можно вытянуть столько, сколько атомов от Земли до ближайшей звезды). Струны снимают современные противоречия между физикой макро- и микротел и дают лёгкую возможность построения единой теории поля. Наиболее существенные проблемы данной теории – потребность для её существования 11 физических измерений (что очень трудно представить нам, обитателям кажущегося четырёхмерным мира) и практическая невозможность экспериментального обнаружения струн. Тем не менее, сейчас предложены оригинальные эксперименты, которые возможно, подтвердят истинность или несостоятельность данной гипотезы.

Громадный прогресс науки вызвал серьёзные трудности в согласовании результатов исследований. Количество теорий переходит все рамки, и многие отметаются, даже не будучи окончательно рассмотренными. И в такой ситуации надёжная и проверенная на практике теория атомизма кажется далеко не худшим вариантом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Атомизм Демокрита лучше любой современной ему теории отвечал на вопросы своего времени. Это кульминация умственного движения, направленного на рациональное познание мира и начавшегося в Греции с деятельности ионийских натурфилософов. Атомизм основывался на результатах простых наблюдений и немногих экспериментах, его сила как теория - в максимальном соответствии этих наблюдениям. Философия Демокрита прокладывала путь к будущей науке и философии.

При внимательном анализе в философии Демокрита можно обнаружить зачатки почти всех основополагающих идей естествознания: мысль о единстве космоса и микрокосмоса, о человеке как космическом явлении, идеи единства пространства и времени, сохранения материи и энергии, принципа относительности, неопределенности, вероятности, генетической основы живых организмов, единства конечного и бесконечного, принцип симметрии мироздания, предположении о существовании фундаменте самого здания материи способности, схожей с ощущением. Эти идеи были потом восприняты и переработаны философией Нового времени…

Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представлении неделимости атома было остановлено физикой только на пороге XX в., когда она получила в свое распоряжение новые мощные экспериментальные средства. Впрочем, неделим фотон, который непрерывно движется в пространстве…

Много раз возникали и теории происхождения жизни. В них подтвердилось мнение, высказанное Демокритом: живое возникает из неживого. В глубокой сущности живого, в молекуле ДНК кроется, как «на дне глубокого колодца», тайна жизни, которая (как у Демокрита) зависит от порядка расположения частиц - нуклеотидов. Сознание же, как и любая информация, неотделимо от материи, оно отражает мир - об этом говорил материалист Демокрит.

Всеобъемлющие законы живой и неживой природы - закон сохранения материи и закон причинности - были открыты уже в античности на уровне простого наблюдения и лежали в основе философии Демокрита. В наше время они являются фундаментальными законами науки. И даже если победит теория струн, никто не сможет отвергнуть заслуги великого учёного, который бросил вызов догмам, пронзил мыслью время и шагнул в истинное бессмертие.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ


1. Дынник Н.А. Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Политическая литература, 1955. - 237с. С.181-197. Эпикур приветствует Геродота (перевод С.И.Соболевского).

2. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой - М.: Наука, 1980

3. Досократики. — Мн.: Харвест, 1999. — 784 (Классическая философская мысль).

4. Советский энциклопедический словарь - М. 1987

5. Статьи энциклопедии www.wikipedia.org


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.