Кандидатский минимум по философии
Ф родился в
семье юриста. Поступил в богословский фак. Гейдельбергского унив. Однако через
год покидает его. Переезж в Берлин, где слушает лекци Гегеля в унив.
С 1828 г.
преподает в унив. но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе
“мысли о смерти и бессмертии”
С 1830г Ф.
ведет уединенную жизнь в деревне и публикует свои работы. К1839г. он уже
окончательно порывает с идеализмом В 1841г выходит гл. труд - ”Сущность
христианства” . Затем он публикует “Предвар тезисы к реформе фил”, “Основные
положения фил. будущего”.
Осуждая
идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел сущности, Ф приходит к
выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо
мыслит лмшь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию,
должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого
этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.
Науки
вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств
восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение
присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает
чел, включая и природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет
фил, превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в универс
науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист
взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за
вульгарных материалистов (мысль - это в-во , выделяемое мозгом).
Существенным
содержанием и назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование
общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность по
Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив индивида.
Речь идет следов о том, чтобы расссматривать разл формы общ сознания (и
религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше
предшеств материалистов, кот утверждали, что религия лишена реального
содержания. Ф сводит сверхестеств к естественному, нереальное к реальному - в
этом осн черта его антропол метода.
Основой
антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а
чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает
себя, мыслит о себе.
Многообразие
явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа
вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир
бесконечна в пространстве.
“У прир нет
ни начала не конци. все в ней находится во взаимодействии; все относительно.
Все одновремено явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...”
Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.
Ф. отстаивает
положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на
качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и
о развитии, но понимает ее метафизично.
Пытается
преодолеть механисцизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к
низшим. Псих акты существенно отличаются от их физиологич. основы. Единство
субъект с объективным, псих с физическим не устраняет внутреннего различия
между ними.
Многообразие
чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно обусловлено им и принципиально
невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содерж чел ощущ
качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф
понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер.
Целесообразность
в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл
цели, а следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности
в жив природе, он прав указывает на ее относительность.
Т.о ф. учение
о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Это сказывается,
например, в Ф. определ природы: “Я понимаю под прир совокупность всех чувств
сил, вещей и существ, кот человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или ,
беря слово практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест
внушений теистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как
основа и предмет его жизни. Прир есть всет, электричество, магнетизм, воздух,
вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он явл существом,
непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею
ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
Теор
познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно восприним.
действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его
познание. Чувств восприятие, непоср по своей природе м.б. также и
опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того,что мы не
видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне
достаточно для познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей
непосредств связи с вещами никогда нас не обманывают.
Однако он не
включает в свое рассмотрение практическую деятельность.
Ф признает
важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого
познания действительности. Зад мышления - собирать, сравнивать различать,
классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,
непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы,
но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому
то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. Как же
устанавл истинность наших понятий, их соотв реальной действительности? Путем
сопоставл. понятий, теор выводов с чувственными данными.
Т.о
чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не
понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и мышлением, его не
интересует пробл категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от
абстр к конкретному, овозможности, следовательно, конкр. мышления осталась чуждой
дляФ.
18. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РУССКОЙ ФИЛ. 19 - нач. 20 в.
Фил. мысль в
Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом
складывалась под влиянием социально културных процессов, происходивших на
Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.
Первым р
мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный
ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев
(1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая, что “бытие вещей
независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в рус. мысли
сиситематически разрабатывал пробл человека.
Выдающимся
рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаодаев (1794-1856). Его общефил
концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов
материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в простр, кот есть
объективная форма вн мира, и во времени, кот субъективно. Движ и взаимодействие
рассматривалось им в духе механисцизма, кот, однако, ограничивался миром физ
явлений. Сознание чел не подчин мех закономерностям природы, а явл. р-том бож
творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания действуют
рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают
свободой, действует откровение.
Человек есть
объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо свободное, кот в
своем истор бытиии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании
соотношения необходимости и своб во многом строится и концепция фил истории Ч,
связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды
эволюционировали. В нач период он считал необходимым тотальное единство рода
человеческого (применительно к Р - единение Р с др народами) Затем взгляды Ч в
отношении судеб Р изменились. Он стал рассм оторванность Р от мир истор
процесса как преимущество, кот позволит быстро овладеть достиж зап цивилизации,
избегнув при этом присущих ей пороков.
Своеобр
направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова
(1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимаия нах судьбы
Р и ее роль в мир истор процессе. В самобытности истор прошлого они видели
залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап культура
уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном
ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. развивали
основанное на религиозных представлениях учение о чел и обществе. Хомяков -
учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский -
“внутреннее средоточие духа”. Достиж целостности чел и связанное с этим
обновление общ жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь.
Первоначало всего сущего - бог. Истор прогресс связан с отысканием “дух
смысла”. Сущность мира м.б. познана лишь синтезом всех духовных функций чел,
так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало кот -
религия.
Материалисты
В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889),
Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только
филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную
школу нем клас фил и Фр просвещения. После глубокого увлечения гегельянством р
фил повернулась в стор мат-ма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить
диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность
матер по отнош к сознанию, идею о том , что созн есть св-во не всей, а только
высокоорганиз материи - мозга.
В природе, по
Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с
разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы.
Обосновали
принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен: природа и челов
история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем
движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций: возникновения и
разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым,
отрицанием отжившего нарождающимся.
Самобытным р
мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике общ-полит устройство
Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор
прогр он связывал с решением вопр о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот
должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую
сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление
злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он
неприемлилобычное рел понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание
гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то упразднение гос должно произойти путем
отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей.
Ф.М.Достоевский.
(1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов.
Увлекался идеями утопического социализмат (в кружке Петрашевцев). Затем в его
взглядах произошел перелов, связ с усвоением религиозно-нравств идей.
Исповедывал идеи почвеничества, ля кот хар-но религ ориентированность фил
осмысления судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения
представлялась как борьба за торжество христианства. Р народ - миссия, носитель
высшей дух истины.
Одним из
выдающихся р фил. был Вл. Соловьев (1853-1900). На его взгляды б. влияние
оказала христ литер, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма,
нем клас фил и отчасти славянофилов. Общественно-истор задача ф - спасение
челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей
Центр идея учения - идея положительного всеединства или “всеединого сущего”.
Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты.
Всеединое сущее - сфера абсол, божественного - обладает признаками
безусловности и всецелости. Реальный мир - самоопределение или воплощение
абсолютго-сущего., посредник между ними - София (мудрость божия). Материальный
мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром всеобщего
сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество -
посредник между прир и божетвом. Чел должен изменять прир до ее одухотворения.
Отсюда цель мир истории - единство бога и внебожественного мира, возглавляемого
человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связ звеном между бож. и
природными мирами, реализуется в акте любви к др человеку, к природе, к богу.
Истинный предмет любви - Вечная Женственность, линый образ всеединства.
В обществе
идея “всеединства” раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая
вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле
царства божьего. Залогом такого всеед явл объединение катол и правосл церквей.
В истории р
фил идеализма С оказал б. влияние на целую плеяду религиозно фил мыслителей
(Н.А.Бердяев, Е.С. и С.Н. трубецкие, П.А.Флоренский, С.Л.Франк...) которые
составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом,
персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества.
Нельзя не
упомяныть Г.В Плеханова
19. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛ
МАРКСИЗМА. ПОНЯТИЕ ОТЧУЖДЕНИЯ.
Отчужденный
труд М рассм в 4 аспектах.
1.Рабоч использует матер,
взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда.
Ни исх материал, ни прод ему не принадлежат - они ему чужие. Чем больше р.
работает, тем больше мир предм, не принадл ему. Природа делается для раб только
средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,
физ существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р
принудителен. Но такой труд - это не удовлетвор потребности в труде, а только
средство для удовлетвор др потребностей. Только вне труда р. распоряжается
собой - т.е. свободен. Т.о он свободен только осущ. жизненные функции, общие у
чел с животными. А труд - форма деят, специф для чел, для раб представляется
унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает
у чел его “родовую” жизнь. Род челов. живет в природе. Жизнь чел неразрывно
связана с прир. Эта связь - деятельный контакт с прир, в кот главное - труд,
производство: ”...производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для раб труд
- лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Р относится к
прир и производству не как своб человек, а как рабочий, т.е отчужденно. Это и
значит,что у раб отобраны и родовая жизнь и чел сущность.
4.Подневольный труд порождает
отчежд между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм
трудиться.
Не только р.
но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные и
различия только в видах и уровнях отч. М указывает на сущ первичных и вторичных
уровней отч. Почему же чел становится отчужденным?
Отч труд
равнозначен сущ частной собственности. Ч собств - основа экон жизни. На
частнособственической экономике держится вся история. Это значит, что эконом
история - ключ к пониманию челов жизни как таковой. “Религия, семья, гос-во,
право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и
подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в усл отчуждения калечит их,
делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочелов существами. “Чатсная
собств сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предет
явл нашим лишь когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем,
едим его, пьем - употребляем... Поэтому на место всех физ и духовных чувств
стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания”.
Устранение
отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчеждению, -
присвоение чел собственной подлинной сущности. М связывает его с общ
преобразованиями, с освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда.
Что будет , если чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В
этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком
своих лучших сторон.
Характеристика
присвоения челов собственной сущности, или превращ труда из принуд в
человеческий рассматр М по тем же параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по
присвоению предм труда и его результата 2. по освобождению самой деятельности
3.присв человеком труда общей родовой сущност 4.гармонизации отношений между
людбми.
Здесь М
создает грандиозную по своему пафосу картину челов, живущего в единстве с
природой, преобразующего прир в соответствии с ее законами. Гармония с внешней
прир осущ в деятельности, в кот человек реализует свои цели не по законам
утилитарной пользы, а по зак красоты. Внутренняя прир чел такжк преобразуется.
Вместо отчежденного недочеловека появляется чеовек, само природное развитие
есть гармоничный р-т всей истории чел общества. В человеке начнут
реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музык ухо,
художественно развитый глаз). - творческие способности.
Универсально
развитый, жив в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой чел - таков
идеальный фил образ, рисующийся М в качестве ядра коммунист идеала. Уничтожение
ч собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми челов
сущности.
20. ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО
ЭВОЛЮЦИЯ.
Во всторой
пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил
единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил
против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм
умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)
П - фил
позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства
получ знания.
Они
говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о.
если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом.
3 этапа в
эволюции позитивизма:
1.Собственно позитивизм
(30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер
2. Эмпириокритицизм (конец
19в) - Мах, Авенариус.
3. Неопозитивизм (с сер 20х
гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн, Б.Рассел.
Основатель
поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой
работы:
1.Попытка классиф наук.
Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое
производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и
обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика,
физика, химия, физиология, социальная физика - социология)
2.Пытался определить науку по
ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая,
что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то
метаф должна быть отвергнута.
3 Пытается выявить закон 3
стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая
когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов...
б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это
стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с
абстр мышлением.
4.Позитивные науки - попытка
создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое.
Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По
существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.
Джон
Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки.
Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют
социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания,
чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между
состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором
- топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать
помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии.
Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот
позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и
теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания:
1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ
строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо
ихвзаимоподкрепление.
Метод соц
науки должен стать точной копией методов физ.
Герберт
Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил
без самой фил. По Сп это всяфил , но без метафизики. (т.к. метаф - это
попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей
явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп
выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак
сознания., т.е. псих привычки человека.
Чел имеет
дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|