История развития
История развития
смотреть на рефераты похожие на "История развития"
«УТВЕРЖДАЮ» НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4
Подполковник В. ГРАБАРЬ
« » __________ 1998 г. ЛЕКЦИЯ №2.
Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании ПМК «Философия»
Протокол № от « » ______ 1998
Председатель ПМК «Философия»
полковник В. Карпов План: Введение.
1.Предпосылки и условия зарождения философии.
2.Философия Древнего Мира и Средневековья.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Заключение. Литература: 1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова - Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).
2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).
3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989
г. (с. 74 - 192).
4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997
г. (с. 251 - 285).
5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:
ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).
Время: 2 часа.
Аудитория: № ВСТУПЛЕНИЕ. В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории философии. Задача этой лекции: - дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий. Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии. - Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера
возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей
всё духовное богатство человеческой мысли. - Изучение истории философии является необходимым условием овладения
философией, развития способности теоретико-диалектического мышления. - Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека. - В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается
преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых
философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские
традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру,
но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать. - В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний
резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание
определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-
политической информации. Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли. ВОПРОС №1. Предпосылки и условия зарождения философии. Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии. История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.
в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в
сущностном, категориальном выражении. Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и
решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую
ценность. Каковы исторические типы философии? Это: -Философия древнего мира, включающая в себя: -Индийскую философию -Китайскую философию -Античную философию -Философия средневековья -Философия эпохи возрождения -Философия нового времени 17 века -Философия эпохи просвещения -Европейская философия 19 века -Современная философия 20 века. Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей: * Античная философия - развивалась под влиянием, -С одной стороны - мифологии, -С другой - формирующейся в Древней Греции науки. * Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период. * Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов. * Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента. * Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской
революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса. * Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились
в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период
характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной
цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя
(феодальные основы общества меняются на капиталистические). * Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и
т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских
учениях. По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса. Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно
- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы. Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование. Что она предлагала человеку? * Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место
обычая пришло образование. ВЫВОД: Таким образом: - Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и
новыми отношениями (формированием права и государства). - Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры. ВОПРОС №2. Философия Древнего Мира и Средневековья. 1. Философия Древнего Мира. Философию Древнего Мира разделяют на:
философию Древнего Востока
Античную философию. 1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта, Вавилона, Индии и Китая. А. Древний Египет и Вавилон. Первые философские представления стали складываться в Древнем Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым людям заниматься умственным трудом. Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием двух мощных процессов: - с одной стороны – космогонической мифологии - с другой – научных знаний. Это отразилось на её характере. Черты: 1. Философская мысль включала в себя представления о материальной первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых существ. Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий пространство и «пребывающий во всех вещах». 2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта. Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и постоянно действующие на него (мир) силы. 3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии. Письменные памятники: -«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире. -«Диалог господина и раба о смысле жизни» -«Песня арфиста» -«Беседа разочарованного со своим духом». ВЫВОД: Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и философской мысли. Б. Древняя Индия: В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению в Древней Индии классового общества и государства. 1-й этап - Ведический: Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении - творении мироздания. Веды делятся на 4 части: -самхиты - религиозные гимны, «священное писание»; -брахманы - сборник ритуальных текстов; -арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения); -упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам. 2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры): В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». * Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ. Эти школы делятся на две большие группы: 1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед. 1. Санкхья - 6 век до нашей эры 2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры 3. Миманса - 5 век до нашей эры 4. Веданты - 4-2 века до нашей эры 5. Ньяя - 3 век до нашей эры 6. Йога - 2 век до нашей эры
2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). 1. Джайнизм - 4 век до нашей эры 2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры 3. Чарвака - Локаята. 3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры): Происходит систематизация и обобщение накопленного философского
материала. Общие черты философских школ Древней Индии:
1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё есть видоизменение единой сущности».
2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны.
3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения. Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от
полной зависимости от материального мира к его свободе. В. Древний Китай. Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го
тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства. В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было
уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию. В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался
новый этап развития государства и философии. Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем: 3. осознание природы, общества, человека 4. взаимосвязь человека и природы. Основные философские школы в Древнем Китае: 1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства): * В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. * Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. * Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей). Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). Главная идея: * жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао. Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира. *В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества. Черты Китайской философии. 1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке». 2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты. 3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа Моистов) 4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом. 5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией. 6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным. 7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. 8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние. В целом выводы по философии Древнего Востока. 1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции. 2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы: -индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва; -египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов. -китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля. б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии. 3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение, Просвещение, Реформация. Почему? Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому
по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги
высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой
восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.
Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была
предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому
цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле
промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие
могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы
губительно. Губительность для культуры рационализма и технического
прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь. 2. Античная философия. Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к
античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной
философии. Античная философия - это философия древних греков и древних римлян. Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около
1200 лет: 1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса
и крушения полиса. Всплеск философской мысли был обусловлен: -демократическим устройством общества; -отсутствием восточной тирании; -удалённым географическим положением. В своём развитии античная философия прошла 4 этапа: 1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие
филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин
"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ). Ионийская группа школ: -Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей
эры). -Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан. -Гераклит из Эфеса. Афинская группа школ: -Пифагор и пифагорийцы. -Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп. -Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий. 2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры). Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры). Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры). Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры). Этические школы: - гедоническая (Аристипп) - циническая (Антисеен). 3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры). Философские школы: -перипатетика (школа Аристотеля) -академическая философия (Платоновская академия) -стоическая школа (Зенон из Китиона) -эпикурейская (Эпикур) -скептицизм. 4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры) -стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) -эпикуреизм (Тит Лукреций Кар) -скептицизм (Секст Эмпирик). Характеристика этапов. 1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы). Почему? 1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное, самодостаточное). 2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы). 3. Человек изначально связан с природой. 4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни люди опираются на доводы разума. 5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями. 6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон (Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от варвара. Отсюда: 1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее. а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры) * У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух обращается). * У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает всё прочее.» * У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных стремлений». Душа - огонь. б) из чего-то неопределённого * У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон (беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно». * У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим. Отличаются атомы между собой: -по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных.
Страницы: 1, 2, 3
|