рефераты скачать

МЕНЮ


Информатизация общества: социально-философский аспект

морфологическим моделям. Их удается устранить используя так называемые

ветвящиеся (древовидные) структуры (модели) представления знаний. Отдельные

понятия, факты, знания, связаны между собой отношениями, выражающими суть

имеющихся между ними связей. Как в иерархической модели это могут быть родо-

видовые отношения, но так же и другие типы отношений: "быть

представителем", "иметь", "наследовать" и т.п. Однозначность связей в

древовидной структуре и разнообразие охватываемых ею отношений позволяет

повысить "динамизм" системы знаний. Действительно, система знаний,

представленных иерархической или морфологической моделями статична, или,

как говорят, декларативна.

В древовидной структуре можно прослеживать восходящие и нисходящие

ветви связей получая формулы дедуктивного (от частного к общему),

индуктивного (от общего к частному) и индуктивно-дедуктивного выводов.

Например: "растение может быть цветком по имени роза"; "роза - цветок,

часть растения"; "роза - цветок, имеющий лепестки".

Благодаря такой организации представленные знания получают как

дополнение к декларативности процедуральность, т.е. способность к выводу

общих знаний из структуры отношений и понятий. Древовидная структура

знаний, несмотря на простоту и распространенность в обиходе информационного

обмена, все-таки довольно специфична. В ней, как и в предыдущей модели

знаний, заложена парадигма иерархичности. В тоже время внутреннее

"мироустройство" некоторой системы знаний может не соответствовать этой

парадигме.

Рассмотрим в качестве примера понятие "трудовой коллектив".

Совокупность знаний, описывающих конкретный трудовой коллектив, чрезвычайно

разнообразна, или, как говорят, многоаспектна. Между аспектами часто не

удается установить отношений иерархии (род-вид), хотя связь между ними

имеет место. Вот один из возможных аспектов: все представители трудового

коллектива могут быть включены по алфавиту в список с указанием против

фамилии и имени каждого работника табельного номера, года рождения,

образования, специальности, разряда, стажа работы и т.п. Назовем этот

список - "Список 1".

Другой аспект: все члены коллектива работают на условиях сдельной

оплаты и величина их заработка определяется на основе т.н. тарифной сетки.

Поэтому, составив список специальностей и разрядов с указанием стоимости

одного часа рабочего времени, мы формируем некоторое представление знаний о

системе оплаты труда членов данного коллектива. Назовем этот список -

"Список 2".

Третий аспект: при начислении зарплаты каждому работнику мы должны

учитывать его фактическую выработку на протяжении некоторого периода работы

(например за месяц). Значит третий список, составляемый, скажем, мастером

участка это список, состоящий из табельных номеров и фактически

проработанного работником времени. Это - “Список 3”.

Понятно, что все три списка содержат необходимый объем знаний о

трудовом коллективе, если речь идет о начислении заработной платы. Подобные

модели представления знаний, состоящие из связанных друг с другом списочных

структур, получили название реляционных[3].

В реляционных моделях удается представить более сложные области

знаний. В них каждый из аспектов может рассматриваться как некоторый

автономный блок внутри которого допускается производить изменения, не

затрагивая других областей и не внося при этом противоречий в общую картину

знаний. Удобным средством является комбинация устойчивых и изменяемых

знаний. Так знания, выраженные Списком 2 длительно устойчивы. В Списке 1

представлены знания, которые могут меняться с течением времени - текучесть

кадров, изменение квалификации и т.п. Список 3 обновляется каждый раз,

когда возникает необходимость очередного расчета. Не вызывает

принципиальных трудностей задача пополнения реляционной модели новыми

знаниями путем расширения уже имеющихся списков и добавления новых

списочных структур.

В приведенном примере мы рассмотрели лишь задачу определения величины

заработка. Но, по-видимому ясно, что реляционные модели включающие

достаточное по содержанию и количеству число списочных структур создают

возможность для решения большого количества разнообразных задач каждая из

которых является по существу задачей извлечения из общей суммы вложенных в

модель знаний нужного конкретного знания по интересующему получателя

вопросу.

Существуют и другие формализмы представления знаний, кроме

перечисленных выше иерархических, морфологических, древовидных и

реляционных моделей. Так, например, промежуточным между древовидной и

реляционной моделью являются так называемые семантические сети. С их

помощью между понятиями, фактами, знаниями устанавливаются связи -

отношения. Они как бы являются обобщением древовидных моделей т.к.

отличаются от последних снятием требований иерархичности. В то же время

семантические сети могут считаться частным случаем реляционных моделей,

т.к. именно из них могут быть построены связанные списочные структуры,

когда понятие являющееся узлом семантической сети расширяется в список, а

соответствующее отношение с другим списком из единичного становится

групповым.

Все описанные приемы формализации знаний направлены на создание

некоторой устойчивой "несущей конструкции" на которую может быть одета

оболочка системы конкретных знаний. В случае, если между отправителем и

получателем знаний достигнуто понимание, взаимная договоренность

относительно этой несущей конструкции, то информационный обмен приобретает

необходимую регламентирующую основу, что решающим образом повышает его

эффективность.

Информационная технология.

Под традиционной информационной технологией, как правило, понимается

информационная технология на базе “жестких алгоритмов”.

Под новой информационной технологией, как правило, понимается

информационная технология на базе “мягких алгоритмов”, с использованием

достижений искусственного интеллекта.

Материя, энергия, информация, знания - связь понятий(2).

Исходной посылкой является утверждение, что информация является

семантической сущностью материи. Понятие “материя” отождествляется с

понятием “система”, в которую входят составными элементами - вещество,

энергия, знания и информация. Эти элементы в соответствии с законом

сохранения материи поддерживают систему в равновесном состоянии путем

взаимных переходов из одной в другую субстанцию системы (рис. ниже). При

взаимодействии этих элементов системы вещество выступает носителем знания,

а энергия - носителем информации.

М А Т Е Р И Я

Вещество Энергия

Знания Информация

Информация, данные, знания - соотношение понятий.

Информация - всеобщее свойство материи, проявляющееся в

кибернетических коммуникативных процессах.

Данные - это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного

решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве

информации.

Знания - это результат познавательной деятельности, система

приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Соотношение понятий информация, данные, знания.

Может быть предложена следующая соответствующая логической связи

указанных понятий образная цепочка[3] - зерно, мука, хлеб.

Информация всегда носит “транспортный” оттенок передачи знания по

сетям связи , знание же всегда связано с личностью его создателя.

2.3. Проблематика искусственного интеллекта.

Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с интеллектуальным

(дружественным) интерфейсом, базирующемся на достижениях искусственного

интеллекта (ИИ).

От исследований в области ИИ отделилось направление инженерии знаний -

выявление, структурирование, формализация знаний для разработки

интеллектуальных систем, систем, основанных на знаниях, или экспертных

систем(ЭС).

ЭС - это компьютерные системы, аккумулирующие знания экспертов и

фундаментальные знания в той или иной предметной области, обладающие

способностью к логическим выводам и выступающие в качестве электронных

консультантов для лиц, принимающих решения.

Системы, базирующиеся на знаниях различных предметных областей (базы

знаний), сегодня пользуются огромным спросом в мире. Так объем их продаж в

1990 г. составил 30-40 млн.$, а 1993 г. - 207 млн.$ и продолжает

стремительно расти.

Что же осталось в области исследований И.И., так сказать, в узком

смысле слова?

1. “Мягкие” вычисления. “Жесткие” вычисления - это работа по

алгоритмам, “мягкие” же вычисления - это вычисления, при которых могут быть

и новые задачи, и случайное нахождение того, что нужно. Таким образом, речь

идет об эволюционных алгоритмах, моделировании эволюционных процессов.

2. Когнитивная графика (пифограмма). Это не иллюстративная графика, а

графика, порождающая новые решения (познавательная графика). Глаз оператора

фиксирует некоторую закономерность светового пятна - это снимается далее с

ЭВМ как заготовка будущего решения, т.е. когнитивная графика является

визуальным изображением математики.

3. Виртуальная реальность. Средства информационной технологии и, в

частности, человеко-машинного интерфейса, позволяют создать “виртуальный

мир” - искусственное трехмерное пространство.

Первой фирмой виртуальной реальности явилась VPL Research (США),

основанная в 1984 г. Джероном Леньером, автором самого термина “виртуальная

реальность”.

4. Моделирование человеческих рассуждений (прикладные семиотические[4]

системы). Основная проблема в том, что человеческие рассуждения не есть

система.

В этой главе были рассмотрены категории, без которых невозможен анализ

информационных процессов в обществе.

3. Социальные коммуникации: история, современность,

перспективы

3.1.Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как

пространства социальных коммуникаций

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и

циркулирующей в ней информации, она, как правило, выступает как объект

техники, служащей определенным человеческим целям , которые выступают по

отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный

или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство

коммуникации, несводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с

передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов[1] и

т.д., она выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться

в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические

возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические

утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических

возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

3.2. Информационный обмен в обществе и его эволюция

Типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный (актуален с середины ХХ века).

Целостная система характеризуется обменом между элементами (

В.Г.Афанасьев).

Предметом нашего рассмотрения является информационный обмен. История

совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и

усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного

и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это

информация”[2]. Опираясь на количественные меры математической теории

информации, Робертсон ранжирует цивилизации по количеству производимой ими

информации следующим образом :

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107

бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени -

количество циркулирующей информации ( 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества

служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых

содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются

десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается

в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой

информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование

эффективности информационного обмена.

1) Устная фаза

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как

отмечал Ф.Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало

необходимо что-то сказать друг другу”.

Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его

развитие в неменьшей степени.

Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура

речи отражает развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20%

избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери

информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается

помехоустойчивость информации.

Ю.В.Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

- приметы, включая симптоматику народной медицины;

- гадания;

- предзнаменования (знаменья);

- язык;

- изобразительная группа: музыка; графико-живописная

изобразительность, включая орнамент; пластика, танец, пантомима;

- прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

- измерительная группа: меры;

- пространственные ориентиры;

- сигналы в контуре управления;

- обряды.

2) Письменная фаза

Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность

обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в

развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма

моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом,

научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать

социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность

явилась семиотической революцией в знаковых способах организации

общества[3].

Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в

живом виде[4].

Проблема “левшей”, ее социальное значение.

“Переламывание” “левшей” на “правшей” в детском возрасте уменьшает

возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект

нации.

Дорожные знаки - идиографическое письмо.

3) Книжная фаза

Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало эпохи книгопечатания.

Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров,

Петр Мстиславец - 1563-1564.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства,

интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более

массовый и оперативный обмен информацией.

“Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль

личности, увеличило ее силу в сотни раз” В.И.Вернадский.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу

человека.

Избыточность текста (проза, поэзия).

Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.

сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот

факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и

большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему

большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов

передать больше информации. Академик А.Н.Колмогоров установил, что

информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу -

информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов -

существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития

книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,

например, обезличенная массовая коммуникация, опозиционная информационно-

документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном

кризисе.

Книжная информатика стала снижать свою эффективность, образуется

противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными

читательскими возможностями, а также складывается ситуация, когда легче

открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они

еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных

и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических

средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму.

Исчезновение книги не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как

атрибута культуры (формирование образного, абстрактного мышления).

В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более

50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской

национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-

Щедрина, г. С.-Петербург).

4) Компьютерная фаза

Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций. Бумага

необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль

систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на

длительные расстояния взяла на себя техника[5].

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной

коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в

опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или

промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте

общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” -

главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной

коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог

“человек - человек”[6].

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из

компьютерной книги? [7]

Во-первых, в условиях информатизации и наличия глобальных

информационных сетей компьютерная книга становится составной частью

глобального полилога[6] и интертекста[7].

Во-вторых, невиданная мобильность и изменчивость содержания и

оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к

диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее

потенциальная сверхемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.