Идиллистическая философия 17-18 вв Лейбниц, Беркли, Юм
Душа наша, согласно Беркли, познает себя
самое не посредством "идей". То, что мы знаем о духе, не есть идеи.
"Духи" совершенно отличны от "идей", между ними нет ничего
сходного или общего . Идея совершенно пассивна, недеятельна, и ее
существование состоит в том, что она воспринимается. Понятие же - форма
познания активного существа, существование которого состоит не в том, что оно
воспринимается, а в том, что оно воспринимает идеи.
Значит, бытие духов не бытие идей, оно не
заключается в их воспринимаемости, из esse не есть их percipi. Данная ранее
формула бытия расширяется: "Existence is percipi or percipere",
существовать - это восприниматься или воспринимать, быть - значит быть
воспринятым или воспринимающим.
Солипсизма же, полагает Беркли, можно избежать,
не выходя за рамки идеализма. Путь к этому - через введение других Я.
"Когда я отрицал существование чувственных вещей вне ума, я имел в виду
не свой ум в частности, а все умы".
Таким образом, Беркли расширяет свое понятие
бытия за пределы воспринимаемого, и практически переходит к обьективному
идеализму. Однако следует заметить, что если бытие Я Беркли основывается на
непосредственном постижении в "понятии", то бытие других Я не более
как допущение по аналогии.
Возникает вопрос: а существуют ли вещи, если
они не воспринимаются не только мной, но и другими людьми, если они не
являются идеями ни для меня, ни для нас? Переходят ли они в небытие? Нет,
отвечает Беркли. Даже если бы "идея" выпала из "поля
зрения" всех субьектов, то она продолжала бы существовать в уме бога -
субьекта, который вечно существует и "вкладывает" в сознание отдельных
субьектов содержание их ощущений. Значит, к бытию как percipi и как percipere
добав-
ляется третье определение: posse percipi - возможность восприятия. Так
ответив на поставленный вопрос, Беркли практически становится на позиции
обьективного идеализма.
Суммируя вышесказанное, можно сказать, что
учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в
его духовности.
БИОГРАФИЯ ДАВИДА ЮМА.
Давид Юм родился в 1711 г. в столице Шотландии
Эдинбурге, в семье небогатого дворянина, занимавшегося юридической практикой.
Некоторое время Юм посещал Эдинбургский университет, но из-за материальных
затруднений вынужден был оставить учебу. Позже, в 1734 году, он совершил
образовательную поездку во Францию на три года, большую часть из которых
провел в Ля-Флеш.
Во время пребывания во Франции Юм написал
"Трактат о человеческой природе" в составе трех книг, который был
опубликован в Лондоне в 1737-1740 г.г. В произведении рассматривались вопросы
теории познания, психологии и морали.
В 1741-1742 годах Юм опубликовал книгу под
названием "Моральные и политические очерки (эссе)".Эта книга
принесла ему значительную популярность на родине.
В середине 40-х годов Юм в качестве секретаря
генерала Сен-Клера отправился в военную экспедицию против французской Канады, а
затем, в составе военных миссий, посетил Вену и Турин. В Италии он
переделал первую книгу "Трактата" в "Исследование о
человеческом познании".
В 1752 году Общество юристов избрало Юма своим
библиотекарем, и он взялся за создание шеститомной "Истории Англии"
- книги, вызвавшей неоднозначное к себе отношение.
В 1763-1766 годах Юм находился на
дипломатической службе во французской столице. После возвращения он два года
занимал пост помощника государственного секретаря. В 1769 году он вышел в
отставку и возвратился в Эдинбург, где стал секретарем Философского общества
и занимался просветительской деятельностью.
В начале 70-х годов Юм не раз возвращался к
работе над своим последним крупным произведением "Диалоги о естественной
религии", но так и не закончил его.
Юм скончался в августе 1776 года.
.
ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА
Юм переделал учения Беркли и Локка на
агноситческий манер, сглаживая острые углы и устраняя крайние положения. Юм
стремился создать философию "здравого смысла", философию
осторожную, "сдержанную", чуждую как материализму, так и наивному
спиритуализму.
Исходный пункт рассуждений Юма заключается в
убеждении, что имеется факт непосредственной данности нам ощущения, а отсюда
и наших эмоциональных переживаний. Юм сделал вывод, будто мы в принципе не
знаем и не можем знать, существует или же не существует материальный мир как
внешний источник ощущений. "... Природа держит нас на почтительном расстоянии
от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных
качеств" (1, т. 2, стр. 35).
Почти вся последующая философия Юма строится им
как теория познания, описывающая факты сознания. Превращая ощущения в абсолютное
"начало" познания, он рассматривает структуру субъекта в изоляции
ее от его предметно-практической деятельности. Эта структура, по его мнению,
состоит из атомарных впечатлений (impressons) и из тех психических продуктов,
которые от этих впечатлений производны. Более всего из числа этих
производных видов психической деятельности Юма интересуют "идеи
(ideas)", под которыми он имеет в виду не ощущения, как это было у
Беркли, а нечто иное. "Впечатления" и "идеи" в
совокупности Юм называет "восприятиями (perceptions)".
"Впечатления" - это те ощущения,
которые получает тот или иной субъект от событий и процессов,
разыгрывающихся в поле действия его органов чувств. Итак,
"впечатления" суть ощущения субъекта. Но не только. Нередко под
"впечатлениями" Юм понимал и восприятия в смысле, отличающем их от
ощущений (ощущаются отдельные свойства вещей, а воспринимаются вещи в их
интегральном виде). Таким образом, Юмовы "впечатления" - это не только
простые чувственные переживания, но и сложные чувственные образования. В
состав впечатлений он включает кроме ощущения эмоции, в том числе и
бурные (страсти) и "спокойные (calm)" переживания морального и
эстетического характера.
Что же понимал Юм под "идеями"?
"Идеи" в его теории познания - это образные представления и
чувственные образы памяти, а кроме того, продукты воображения, в том числе
продукты искаженные, фантастические. К числу "идей" Юм относил также
и понятия, так как он был склонен растворять теоретическое (абстрактное)
мышление в переживаниях эмпирическх (конкретно-чувственных) образов,
подобно тому как это делал и Беркли.
Итак, "идеи" в системе терминологии
Юма представляют собой приблизительное, более слабое или менее яркое (не
столь "живое") воспроизведение "впечатлений", то есть их
отражение внутри сферы сознания. "... Все идеи скопированы с
впечатлений" (1, т. 1, стр. 271). В зависимости от того, простыми или
сложными оказываются впечатления, идеи также бывают соответственно простыми
или сложными.
"Восприятия" включают в себя
"впечатления" и "идеи". Они для Юма суть познавательные
объекты, предстоящие сознанию.
Ассоциации и абстракции
Человек не может ограничиваться только простыми
впечатлениями. Для успеха своей ориентировки в среде он должен
воспринимать сложные, составные впечатления, структура и группировка
которых зависят от структуры самого внешнего опыта. Но кроме впечатлений
есть еще идеи. Они также бывают сложными. Как же образуются последние? На этот
вопрос Юм дает свой ответ: они образуются посредством ассоциирования
простых впечатлений и идей.
В ассоциациях Юм видит главный, если не
единственный способ мышления посредством чувственных образов, а таковым для
него является не только художественное, но и всякое мышление вообще. Ассоциации
прихотливы и направляются случайными комбинациями элементов опыта, а потому
сами они по содержанию случайны, хотя по форме и согласуются с некоторыми
постоянными (и в этом смысле необходимыми) схемами.
Юм выделял и различал следующие три главные
вида ассоциативных связей: во-первых, по сходству, во-вторых, по
смежности в пространстве и времени, в-третьих, по причинно-следственной
зависимости. В рамках этих трех видов могут ассоциироваться впечатления,
впечатления и идеи, идеи друг с другом и с состояниями предрасположенности
(установками) к продолжению ранее возникших переживаний. "... Когда
любое впечатление воспринимается нами, то оно не только переносит ум к
связанным с этим впечатлением идеям, но и сообщает им часть своей силы и
живости... после того как ум уже возбужден наличным впечатлением, он образует
более живую идею связанных с ним объектов благодаря естественному
переключению установки (disposition) с первого на второе" (1, т. 1, стр.
198).
Во-первых, ассоциации происходят по сходству,
которое бывает не только положительным но и отрицательным по своему характеру.
Последнее означает, что вместо сходства налицо контраст: так, при
переживаниях эмоций нередко появляется состояние аффекта, противоположное
прежнему состоянию. "...Второстепенный импульс (movement), - пишет Юм в
эссе "О трагедии", - преобразуется в доминирующий и дает ему силу,
хотя иного, а иногда и противоположного характера...
Однако большинство ассоциаций по сходству
положительное. Юм считает, что ассоциации по сходству играют наибольшую роль в
математических размышлениях.
Во-вторых, ассоциирование происходит по
смежности в пространстве и по непосредственной последовательности во
времени, то есть также по смежности. Это более всего случается с идеями
внешних впечатлений, то есть с воспоминаниями о прежних ощущениях,
упорядоченных пространственно-временным образом сами по себе идеи, а тем
более эмоции "пространственно смежными" в буквальном смысле,
находясь в психике человека, не бывают, хотя они, конечно, локализованы в
мозгу. Больше всего полезных случаев ассоциирования по смежности, полагает
Юм, может быть указано из области эмпирического естествознания. Так
"мысль о каком-нибудь объекте легко переносит нас к тому, что с ним
смежно, но лишь непосредственное присутствие объекта делает это с
наивысшей живостью" (1, т. 2, стр. 55).
В-третьих, возникают ассоциации по
причинно-следственной зависимости, которые наиболее важны при рассуждениях,
касающихся теоретического естествознания. Если мы считаем, что А - есть
причина, а В - следствие, то в дальнейшем, когда мы получаем впечатление от В,
у нас в сознании всплывает идея об А, причем может быть и так, что эта
ассоциация развивается в обратном направлении: при переживании впечатления или
идеи А у нас появляется идея В.
Следует иметь в виду, что, описывая ассоциации
по причинно-следственной зависимости, Юм исходит из того, что схема "А
есть причина, а В - ее следствие" уже возникла как вообще, так и
применительно к любому из будущих конкретных случаев и действует в
качестве "готового звена" механизма этой ассоциации.
Учение об ассоциациях разрушало логическую
трактовку мыслительных процессов, изымало из мышления его логическую основу.
Такую же роль в теории познания Юма исполняет так называемая
репрезентативная концепция абстрагирования и обобщения. Юм заимствовал ее у
Беркли и включил в свою ассоциативную схему. Но это включение было связано с
внесением в данную концепцию нескольких изменений.
Само по себе репрезентативное понимание
абстрагирования заключалось в следующем. Существование общих понятий
отрицается, и их функцию исполняет чувственный образ - представление одного из
единичных предметов. Вслед за Беркли Юм часто пренебрегает отличием понятий от
представлений (images), а общего - от единичного.
Какие же изменения внес Юм в эту теорию
согласно которой "некоторые идеи являются особенными по своей природе,
но, представительствуя, они общи" (1, т.1, стр. 112)?
Во-первых, исходный класс похожих друг на друга
вещей, из которого затем извлекается репрезентант, образуется, согласно Юму,
стихийно, под влиянием ассоциаций по сходству.
Во-вторых, в отличие от Беркли Юм считает, что
чувственный
образ берет на себя роль репрезентанта (представителя всех членов
данного класса вещей) временно, а затем передает ее слову, которым этот образ
обозначается.
Ассоциативный способ образования чувственных
репрезентантов смягчает сугубо индивидуальный их характер, которым они
отличались у Беркли. При образовании репрезентанта через ассоциации
неповторимые признаки единичного чувственного образа как бы стираются и
отвлекаемая идея освобождается от особенностей отдельных впечатлений. Общее
начинает проглядывать сквозь единичного репрезентанта как "сторона"
всех образов, ассоциируемых по принципу их приблизительного сходства
друг с другом. Если у Беркли абстрактная идея есть реальный индивидуальный
"предмет" ( комплекс ощущений), то у Юма она отвлекается от
индивидуальности в той же мере, в какой ассоциации опираются не на тождество,
но именно на относительность этого тождества, то есть на различия между
ассоциируемыми идеями: ведь ассоциирование абсолютно тождественных идей не
дает ничего, кроме никому не нужных тавтологий. При этой поправке
репрезентативная концепция абстрагирования приходит в соответствие с фактами
художественного мышления, в котором образный пример, если он удачно подобран,
заменяет массу общих описаний и даже более эффективен.
Те идеи, которым Юм придает статус общих,
оказываются как бы усеченными частными идеями, сохраняющими в числе своих
признаков только те, что имеются и у иных частных идей данного класса.
Такие усеченные частные идеи представляют собой полуобобщенный, смутный
образ-понятие, ясность которому придает соединяемое с ним, опять-таки по
ассоциации, слово.
О существовании субстанции
Решая общую проблему субстанции, Юм занял
такую позицию: "невозможно доказать ни существование, ни несуществование
материи", то есть занял агностические позиции. Такова же его формула и в
отношении субстанционального "высшего духа", то есть бога, хотя в
практической жизни Юм был атеистом. Подобной агностической позиции следовало
ожидать от него и в отношении существования человеческих душ, но в этом
вопросе Юм более категоричен и совершенно отвергает воззрение Беркли. Он
убежден, что никаких душ - субстанций нет.
Юм отрицает существование "Я" как
субстракта актов восприятия и утверждает, что то, что называют индивидуальной
душой - субстанцией, есть "связка или пучок (budle or collection)
различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и
находящихся в постоянном течении" (1, т. 1, стр. 367).
Юм более широко, чем Беркли, рассматривает
вопрос существования субстанции. По-иному, чем его предшественник, он понимает
и источник возникновения убежденности людей в существование материальной
субстанции. Беркли видел причину появления у людей иллюзорной, по его мнению,
веры в то, что материальная субстанция существует, в фактах
взаимосвязанности и яркости определенного рода ощущений. Их взаимосвязанность
предполагалась при этом непрерывной во времени, поскольку наличие
разрывов в последовательности ощущений
данную иллюзию ослабляет. Иначе смотрит на этот вопрос Юм: перерывы в
восприятиях, наоборот, оказываются, по его мнению, источником веры в бытие
субстанциальной их основы, если после перерывов те же самые восприятия
появляются вновь и вновь. Для Беркли проблема субстанции сводилась к тому,
чтобы как-то истолковать устойчивое сосуществование явлений, а для Юма это
прежде всего проблема истолкования связи явлений друг с другом во временной их
последовательности. Поэтому, по Беркли, убеждению в существовании материальной
субстанции мешает наличие самих временных перерывов в ощущениях, а по Юму,
помехой этому убеждению оказываются изменения в характере взаимосвязанных друг
с другом восприятий, то есть перемены в "наборе" их сочетаний.
Это значит, что Юм в данной проблеме
переносит центр тяжести на вопрос о причинении наших впечатлений. Так,
например, рассуждает он, получая впечатления лампы, стоящей на столе и время
от времени мной зажигаемой, я полагаю на основании этого, что существует данный
материальный объект под названием "лампа". Итак, разрешение проблемы
субстанции зависит, с точки зрения Юма, от более общей проблемы причинности.
Придя к мысли о зависимости проблемы
субстанции от проблемы причинности, Юм определил субстанцию как предполагаемый
центр ассоциативного суммирования перцепций во времени (а также друг с другом)
в относительно устойчивую целостность. Ассоциации обеспечивают соединение
отличающихся друг от друга комбинаций впечатлений (например, вид некоторого
предмета сейчас и его изменившийся вид спустя несколько лет) в представлении об
объектах вне человеческого сознания. Эти последние объекты мыслятся как
причина комбинаций впечатлений в сознании людей.
Весь этот механизм можно суммировать следующим
образом: сначала воображение объединяет похожие друг на друга перцепции
в общую для них серию. Затем люди приписывают перцепциям данной серии
непрерывное существование и в те интервалы времени, когда их никто не
воспринимает. Возникает "фикция непрерывного существования",
передаваемого нашими чувствами гипотетическим вещам вне сознания, после
чего складывается устойчивое представление о том, что перцепции суть
следствия внешних вещей, причинно обусловлены ими.
Перцепции прерывисты и изменчивы, зато
вызывающие их внешние объекты относительно постоянны и устойчивы.
Так возникает будто бы раскол действительности
на два различных мира: предположительный мир субстанциональных вещей и
чувственный мир восприятий. Встает вопрос, имеются ли "мостики"
причинения, снова соединяющие эти миры друг с другом?
Проблема причинности
В философии Юма структура
причинно-следственного отношения может быть сведена к схеме "событие -
событие", где связь означает связь причинения. Но "событие" Юм
понимает не в смысле объективно-материального процесса, а в смысле
некоторой совокупности чувственных переживаний в сознании субъекта. Таким
образом, схема приобретает вид "перцепция - перцепция". Стоит
только добавить, что эта концепция стала своего рода классической для
неопозитивистов, а самого Давида Юма считают прародителем этого философского
течения.
БИОГРАФИЯ ГОТФРИДА ВИЛЬГЕЛЬМА ЛЕЙБНИЦА
Лейбниц - философ XVII в., давшего миру как
великих основателей механико-математического знания, так и созидателей
метафизических систем. Лейбница причисляют и к первым, и ко вторым, т. е.
к философам. Он- математик и физик, правовед и историограф, археолог
и лингвист, экономист и политик.
Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1
июля) 1646 года. В 1661 году после нескольких лет самообразования он поступил
на юридический факультет Лейпцигского университета. Потом служил при дворе
майнцского курфюрста. В 1672 году был послан в Париж, где провел 4 года, и
где ему удалось лично завязать контакты со многими видными учеными и
философами. Затем с 1676 года и до конца жизни Лейбниц в течение сорока
лет находился на службе при Браун-Люнебургском герцогском дворе. Но в его
жизни было и немало безрадостного. Окруженный недоверием, презрением и
недоброй славой полуатеиста, великий философ и ученый доживал последние
годы, оказываясь иногда без жалования и терпя крайнюю нужду. Для англичан он
был ненавистен как противник Ньютона в спорах о научном приоритете, для немцев
он был чужд и опасен как человек, перетолковывающий все общепринятое
по-своему. Горьким был и личный итог жизни и деятельности Лейбница: непонятый
и презираемый, притесняемый и гонимый невежественной придворной кликой, он
пережил крушение лучших своих надежд. Пренебрежение и вражда власть имущих и
церковников к великому мыслителю преследовали его и после смерти.
Ныне всеми признано, что Лейбницу были
свойственны исключительно широкий кругозор и диапазон деятельности,
одновременное усмотрение разнообразных связей разбираемых им проблем и
целеустремленное исследование внутреннего их существа. Лейбниц обладал
поразительной сжатостью и точностью стиля, творческой энергией и умением
подметить самые различные следствия, вытекающие из выдвинутых им положений.
Страницы: 1, 2, 3
|