Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В.
Ибн-Сина по книге Сагадеева А.В.
Государственный Университет
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра философии и политологии
Реферат
по философии
по книге Сагадеева «Ибн-Сина»
[pic]
Выполнила: студентка 2 курса гр. Фил-21
Проверил: преподаватель по философии
Дата сдачи работы:
Дата рецензирования:
Ульяновск 2003 г.
Содержание
1. Введение, глава 1………………………………………………………...стр.2-6
2. Глава 2…………………………………………………………………....стр.6
3. Глава 3……………………………………………………………………стр.6-8
4. Глава 4…………………………………………………………………....стр.8-13
5. Глава 5…………………………………………………………………...стр.13-16
6. Глава 6…………………………………………………………………...стр.17-18
7. Глава 7…………………………………………………………………...стр.18-19
8. Заключение……………………………………………………………...стр.19
9. Список использованной литературы………………………………..стр.20
За безбожье своё пред собою одним
я в ответе.
Крепче веры моей не
бывало
на былом свете.
Но, коль даже единственный в мире –
и тот «еретик»,
Значит, нет, говорю,
правоверных
в нашем
столетье!
Ибн-Сина
Автором выбранной мною книги является Сагадеев Артур Владимирович,
написавший немало статей и переводов с арабского языка. Данная его работа,
которая называется «Ибн-Сина» рассказывает нам о величайшем философе,
мудреце, учёном, является довольно интересной на мой взгляд. В этой книге
рассказывается о деятельности выдающегося учёного, даётся краткая
характеристика его основных работ, а в конце книги даётся приложение - его
«Трактат о Хайе, сыне Якзана». Как известно Авиценна является продолжателем
традиций восточного аристотелизма и неоплатонизма, основное идейное
изложение которых и даётся далее.
Глава 1. Жизнь. Творчество. Идейные предпосылки. Философ, врач, визирь
и вечный странник. Так называется первая глава, в которой примечательно, но
кратко рассказывается о биографии выдающегося мыслителя. Сагадеев, прежде
всего, даёт описание общей обстановки, в которой жил и творил Ибн-Сина. Аш-
Шейх ар-Раис родился в Средней Азии близ селений Бухары в 980 г, его отец
был финансовым чиновником, который, встречаясь с исмаилитскими кругами, не
был лишён философских интересов. Маленький Абу-Али подслушивал беседы отца,
пытаясь, что-то понять. Таким образом, первоначальное образование он
изучил, освоив Коран и словесные дисциплины, к десяти годам. Далее на Ибн-
Сину значительное влияние оказал учёный Абу-Абдаллах ан-Натили, под
руководством которого будущий философ разбирал трактат Порфирия Тирского.
Учитель диву давался тому, что ученик превосходил его в плане объяснения
определений, то есть Ибн-Сина истолковывал рассматриваемые объекты гораздо
более ясно и просто. Поэтому после этого Абу-Али стал усердно штудировать
физику и метафизику, что впоследствии повлияло на его склонность к
медицине. После этого последовали годы странствий в силу смерти его отца.
Он стал скитаться по разным местам, сталкиваясь с различными трудностями,
будучи на грани жизни и смерти. Последние годы жизни (1024-1037),
проведённые в Исфахане, стали самыми плодотворными, так как именно в этот
период были написаны самые значительные произведения: «Книга спасения»,
«Книга знания», «Книга указаний и примечаний», «Восточная философия»,
«Книга справедливости» и ,наконец, самая главная «Книга исцеления».
Наиболее достоверные источники дают нам достопримечательные черты
философа, образ которого отличается одержимостью исследовательского духа,
стремлением к энциклопедическому охвату всех современных ему знаний. Ибн-
Сина выделяется тонкой наблюдательностью, феноменальной памятью и остротой
мысли. Между тем он был склонен к чувственным наслаждениям. Однако есть
некоторые авторы, которые говорят об его «религиозном пыле». Тем не менее,
несмотря ни на что, философ отличался неисчерпаемой работоспособностью. На
мой взгляд, этим и оправдываются невероятно-значимые заслуги учёного.
Абу-Али – автор самых разнообразных и по форме, и по содержанию
произведений, написанных в основном на арабском языке. К нефилософским
научным трудам без сомнения следует отнести «Канон врачебной науки», в
котором Ибн-Сина систематизировал накопленные медицинские знания и
собственный опыт врача. Его некоторые представления в области медицины были
близки к современным. К философским произведениям можно отнести «Книгу
исцеления», многотомное сочинение, охватывающее все отрасли философской
науки: логику, математику, физику и метафизику. Из сохранившихся до наших
времён трудов Абу-Али следует упомянуть трактат «Об определениях», в
котором автор продолжает традицию составления специальных философских
лексиконов. До сих пор неясны вопросы относительно авторства некоторых
книг, дело в том, что есть сочинения, традиционно приписываемые Абу-Насру
аль-Фараби, который написал сочинение о целях книги «Метафизики»
Аристотеля, так вот при чтении сочинений возникает мысль о том, что автором
этих книг можно считать Авиценну. Таким образом, это требует тщательных
исследований, об этом и рассказывается во второй части первой главы,
которая так и называется «Два аль-Фараби» (с.12-37).
«Два аль-Фараби». Эта часть главы рассказывает нам о связи аш-Шейха ар-
Раиса с крупнейшими идейными течениями, а также о работах его учителя Абу-
Насра аль-Фараби, так как его основные положения философии помогают уяснить
учение Ибн-Сины.
Вначале рассматриваются три течения ислама: мутазилизм, исмаилизм и
суфизм, а также их взаимосвязь с философией. Сагадеев даёт, на мой взгляд,
неплохую характеристику и идейный смысл вышеперечисленных форм. Но сначала,
как мне кажется, следует представить краткие черты ислама в рассматриваемом
периоде. Во-первых, Муххамед в эпоху раннего средневековья воспринимался
как реальная историческая личность, во-вторых, Коран подвергался толкованию
в рамках спекулятивного богословия – калама.
Таким образом, самыми ранними представителями свободомыслия в исламе
являются мутазилиты, которые и являются толкователями калама. Следует
обязательно подчеркнуть, что для средневековой арабо-мусульманской
философии представление о религии связывалось с чисто практическим,
политическим искусством, призванным регулировать межличностные отношения и
не имеющим никакого отношения к постижению истины. В мутазилитской форме
вольнодумство определялось сосуществованием здесь нескольких различных
религиозных организаций: строгий мутазилизм был связан с «диалогом» между
исламом и христианством, а также борьбой против манихейских движений. Автор
говорит о том, что мутазилитов называли «поборниками единобожия и
справедливости», так как их учение основывалось на единстве Аллаха и его
абсолютной справедливости. Могущество Аллаха и его воля подчинены его
абсолютному знанию.
Относительно характеристики исмаилизма следует выявить то, что это
ответвление одного из двух главных направлений в исламе – шиизма. В
качестве теологического учения в нём различались внешний, экзотерический
аспект слова божьего и его внутренний эзотерический смысл, то есть
сокровенный смысл Писания был доступен только имамам, а внешняя сторона
буквы закона предназначалась для невежественной толпы. На мой взгляд, здесь
наблюдается односторонняя точка зрения понимания священного писания, что
говорит о несправедливости, получается так, что слово Божье доступно лишь
определённому кругу людей. Далее вообще говорится о том, что не было
практически никакой грани между так называемыми избранными и невеждами. В
целом Сагадеев рассуждает о том, что исмаилитское учение выступает в роли
синтеза античной мудрости и религиозно философских воззрений народов
Востока, и говорит также о его разделении на радикальное и умеренное
направления.
Как оппозиционное суннитскому «правоверию» возникло и суфийское
направление в исламе, специфика которого заключается в проповедовании
аскетизма и возможности познания бога через мистическую интуицию, то есть
образ жизни аскетов был демонстративным вызовом и укором людям,
предпочитающим материальные блага.
Таким образом, охарактеризовав вышеперечисленные учения, следует
сказать о том, что носители их считали истину запредельной по отношению к
той или иной традиционной религии (с.37-54).
Абу-Наср аль-Фараби(870-950) систематизировал восточный перипатетизм и
дал решение вопросу о соотношении религии и философии. Он выявил, по-моему,
блестящую точку зрения относительно того, что философия даёт теоретические
основы естественнонаучным дисциплинам, политике и преобразует общество в
правильном направлении. В метафизике он различает разработки и богословско-
космологические рассуждения в отношении религиозных и политических
соображений. Аль-Фараби считается одним из трёх главных учителей Авиценны
(двумя другими являются Аристотель и Плотин). Абу-Наср является автором
трёх написанных сочинений (перечень работ Аристотеля): «Слово о
классификации наук», «О том, что должно предшествовать изучению философии»
и «Философия Аристотеля». Сагадеев даёт описание тезисов, чтобы читатель
смог сформулировать для себя черты идеального государства, сравнить их с
воззрениями Аристотеля, касающихся тех же вопросов. Далее даётся схема так
называемого «образцового города», классифицируются «силлогистические
искусства», состоящие из соответствующих пяти видов рассуждений –
поэтических, риторических, софистических, диалектических и аподиктических.
В политике – «широкая публика» не отделена от «элиты», а идеологическую
базу составляет «истинная» религия. Даётся соотношение философии, теологии
и религии в классификации наук – в итоге теология есть «служанка»
философии. Таковы некоторые положения из философии Абу аль-Насра,
продолжателем которой и является Ибн-Сина (с.54-71).
Глава 2.Классификация наук. В рассматриваемой мною главе даётся
разработка классификации наук, предложенная непосредственно Ибн-Синой.
Итак, по воззрениям великого учёного, философское знание разделяется
на две области наук: теоретических и практических, основой деления служит
предмет знания к действиям, исходящим от человека. Таким образом,
теоретические науки исследуют вещи и их целью является постижение блага,
практические же науки исследуют деятельность человека, направленную на эти
вещи, и соответственно их целью является достижение блага. Ну, а царицей
всех наук, конечно же является логика.
К теоретическим наукам относятся физика, математика и метафизика.
Физика в свою очередь также подразделяется на множество наук – из всего
этого выявляется характерная для мусульманского средневековья
дифференциация наук и укрепление их связи с ремесленным производством и
торговлей. Зато Ибн-Сина негативно относился к астрологии, алхимии и магии.
Чистую метафизику он делил на пять разделов, именовал её «божественной
наукой». Из всего этого следует вывод, что Авиценна творил согласно
системе, заложенной ранее его учителем аль-Фараби. Да, он также как и Абу-
Наср выделяет метафизику, считая её первой, но во всех его
энциклопедических трудах читателю предлагается вначале изучить логику,
которая помогает преодолеть стремнины на пути к высотам человеческого
знания (с. 72-83).
Глава 3. Логика. В этой главе рассказывается об успехах Абу-Али в
области логики. На мой взгляд, судя по тому, что я изложу ниже, можно
согласиться с мнением относительно копирования рассматриваемой науки у
Аристотеля. Это будет заметно по сходству признаков у двух великих учёных.
Не зря сам автор говорит о значительном влиянии на Ибн-Сину концепций,
разработанных в логической школе стоиков, ну, и, конечно же, у Стагирита.
Подобно Аристотелю Ибн-Сина исследует человеческую деятельность,
начиная с изучения языков, а именно в плане различий арабского и
греческого. Логика изучает только высказывающую речь, состоящую из материи
и формы. Материю высказываний в свою очередь образуют идеи, то есть
умственные формы, составляющие смысл слова.
Вообще изложение науки логики у Абу-Али начинается с рассмотрения
первого вида знания в его связи с простыми высказываниями.
Общие
высказывания
[pic]
сущностные
акцидентальные
(род, вид и видовое различие)
(собственный признак и общая акциденция)
К вышеназванным высказываниям относится также и «первая сущность»
Аристотеля. После этого даются определения следующим отношениям:
. Омонимические предметы – это те, у которых имя одно, а то, что
понимается под ним, различается таким образом, что в нём не
оказывается никакого сходства.
. Подобноименные – это те, у которых имя одно, а то, что
понимается под этим именем, имеет и различия, и сходство.
. Предметы по аналогии – это те, у которых имя одно, и то, что
понимается под ним, одно, но это последнее выражено не во всех
них равносильным образом.
. Соименные – это те, у которых и имя одно, и то, что понимается
под ним, одно, не заключая в себе сколь-либо значительных
различий.
. Синонимические – это те, имена которых имеют один и тот же
смысл, но обозначающие данную идею слова – разные.
. Равноименные – это те, у которых имена различаются так же, как и
обозначаемые ими идеи.
Между тем Ибн-Сина в логическом учении разбирает также десять
Аристотелевых категорий. В разделе логики разбирается отношение между
предметами, представлениями, высказываниями и письменными обозначениями,
проводится различие между высказывающими речениями и невысказывающими и
даётся классификация суждений. Абу-Али в своей работе суждения делит по
качеству (утвердительные и отрицательные), количеству (общие, частные и
приравниваемые к последним неопределённые), по отношению (категорические,
условно-соединительные и условно-разделительные) и модальности
(необходимые, возможные и невозможные). Здесь делается вывод о том, что Ибн-
Сина делал чёткое разграничение между логической модальностью и
модальностью онтологической, называл её материей. Также при разборе
суждений о возможном Абу-Али указывал на разницу в понимании возможного
философами и «широкой публикой». Ибн-Сина также определяет понятия
возможности и невозможности, а также говорит о необходимости как о таком
состоянии предиката по отношению к субъекту, которое должно сохраняться
всегда. Невозможность же – это не что иное, как необходимость
несуществования, и, стало быть, все суждения касательно «необходимого»
могут быть перенесены на невозможное.
После вышеперечисленного следуют определения умозаключений, но прежде
стоит сказать о «подлинном силлогизме», который определялся как
доказательство. «Материю» силлогизмов образуют посылки, каковые суть либо
положения, истинность или сомнительность которых предварительно
устанавливается с помощью других умозаключений.
(1) Первичные данные; (2) данные ощущения; (3) данные опыта; (4)
данные, получаемые от других людей; (5) посылки с которыми даны уже
следующие выводы; (6) общепринятые положения – суждения; (7) данные
эстимативной силы (вахм)- положения; (8) приемлемые посылки; (9) допущения-
посылки; (10) предположения-посылки; (11) мнения, складывающиеся «на первый
взгляд»; (12) уподобляющиеся посылки-положения; (13) данные воображения-
посылки (с.94-98).
После этого говорится о построении диалектических силлогизмах, которые
опираются на общепринятые положения и допущения, софистические же
основываются на данных эстимативной силы. Посылками доказательных
силлогизмов служат аксиомы, данные ощущений, опыта, положения, получаемые
от других, и посылки, вместе с которыми даны следующие из них выводы.
Завершается эта глава чрезвычайно важной мыслью Абу-Али, поведавшего о
том, что истоки научно-теоретического мышления – в практической жизни
людей, в «практических искусствах», символом которых врачебная наука
служила именно потому, что в эпоху средневековья, «когда производственные
функции науки едва обозначились, медицина более всех других наук
свидетельствовала об её практическом назначении» (с.98-104).
Глава4. Физика. Основоположения науки о природе. В этом разделе
говорится непосредственно о физике, которую Ибн-Сина определял как науку о
природе, изучающую явления, воспринимаемые чувствами и находящиеся в
изменении то есть «состояния, представление о которых неотделимо от
материи». Ближайшим предметом физики является естественное тело в той мере,
в какой оно движется или покоится. Телу как таковому движение не присуще и
помимо телесной формы тела обладают субстанциальными формами, акциденциями
и природами, природы могут и входить в форму в качестве её элемента, и быть
тождественны с ней. Силы, присущие телам по природе, Авиценна делит на три
вида:
1) Природа – это силы, действующие в телах и сохраняющие
фигуры, естественные местоположения и действия.
2) Животная душа и растительная душа – силы, которые
осуществляют в телах такие действия, как приведение в
движение или в состояние покоя, сохранения вида и прочих
завершений, посредством органов и разнообразным
способом.
3) «Душа небесной сферы» - силы, совершающие подобные
действия при помощи воли, руководствующейся единым
законом, которую она не нарушает (с.104-107)
В возникновении естественного тела участвуют три принципа: форма,
материя и небытие – но не абсолютное небытие, а то, которое именуется у
Аристотеля «лишённостью». Материя и форма – внутренние причины
существования вещей. К внешним же причинам относятся действующая и целевая.
Образец практического применения Ибн-Синой Аристотелева учения о
четырёх причинах в естественных науках можно найти в его «Каноне врачебной
науки», где материальные причины обозначают «состояние и изменения
органов…», действующие – «всевозможные внешние и внутренние факторы,
Страницы: 1, 2
|