Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
Глоссарий специальных терминов и понятий по философии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КОКШЕТАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ш. УАЛИХАНОВА
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ГЛОССАРИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
И ПОНЯТИЙ
ПО ФИЛОСОФИИ
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
КОКШЕТАУ
2006
А-
1. АБСОЛЮТ - (от лат.Absolutus - безусловный) в
религии и идеалистической философии - безусловное совершенное начало бытия,
свободное от каких-либо отношений и условий.
2. АБСОЛЮТИЗМ - (от лат.Absolutus -
неограниченный) форма политической организации, при которой неограниченная
верховная власть сосредоточена в руках одного или нескольких лиц.
3. АБСТРАКЦИЯ - (от лат.Abstractio - отвлечение)
упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых
экономических и неэкономических факторов, которые в конкретном анализе не
играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой
картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей.
4.
АВАТАРА - (санскр. "тот, кто
нисходит", "проявление", "воплощение") - теория периодического
появления божества в земном мире для выполнения определенной миссии. Наиболее
распространенная в индуизме теория учит о десяти аватарах бога Вишну, в число
которых наряду с другими входят Рама, Кришна и Калкин.
5. АВЕРРОИЗМ - направление в западноевропейской
средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн
Рушда (в лат. транскрипции Аверроэс). Он натуралистически переработал
Аристотеля и развил учение о вечности материи и движения, отверг акт
единовременного божественного творения как первопричины сущего. Аверроисты
проповедовали всеобщий космический детерминизм, усматривая в закономерном
движении небесных светил проявление естественной необходимости, которой
подчинено все на Земле.
6.
АВТОКРАТИЯ - (греч. "autoz", "сам"
и "kratoz", "власть") - "самовластие",
"самодержавие". Законная власть единого правителя.
7. АВТОРИТАРИЗМ - антидемократическая. антиправовая
концепция власти (абсолютизм, тоталитаризм, фашизм, военный коммунизм), для
которой характерна концентрация власти в одних руках, насилие,
государственный террор.
8. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - тип личности, характеризуемый
предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств,
верноподданичеством, высокомерием по отношению к нижестоящим. Авторитарная личность
в принципе неустойчива и стремится к обретению безопасности на основе
социальной иерархии и тесной включенности в группу.
9. АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно
которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир
объявляется полностью или частично непознаваемым.
10.АДВАЙДО-ВЕДАНТА
- (санскр. "advaita", "недвойственность" и
"vedanta", "учение Вед") - направление в индуистской
философии, утверждающее полное тождество между абсолютом ("брахман")
и человеческим "я" ("атман").
11.АКМАТИЧЕСКАЯ -
(греч. "akmh", "пик") стадия - вершина какого-то процесса.
Термин Н.Гумилева
12.АКСИОЛОГИЯ -
(греч. "axia", "цена", "ценность" и
"logoz", "учение") - "учение о ценностях".
13.АКТУАЛЬНОЕ -
(лат. "actu", "действие") - "действительное",
"наличествующее".
14.АНАРХИЗМ -
(греч. "a", "an", "отрицание", "не" и
"arce", "начало", "власть") - политическое учение
из разряда левых идеологий, провозглашающее своей целью освобождение личности
от всех форм государственной власти, возникшее в XIX веке параллельно с
социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки.
Анархизм считает "власть" и "государство" источником всех
социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных
политических институтов и упразднении всех видов "власти".
15.АНИМИЗМ -
религиозные представления, берущие свое начало в архаические времена, согласно
которым одушевляется весь окружающий человека мир.
16.АНТРОПОЛОГИЯ -
(греч. "antropoz", "человек" и "logoz",
"учение") - совокупность наук, предметом изучения которых выступает
человек как биологическое, социальное и культурное явление.
17. АНТРОПОМОРФИЗМ - уподобление человеку; наделение
человеческими качествами всего окружающего.
18.АПОЛИТЕЯ -
(греч. "a", частица отрицания, и "politeia",
"политика", "государство", "конституция") -
"отсутствие политики", "отказ от политики",
"аполитичность".
19.АРИСТОКРАТИЯ -
(греч. "aristoz", "лучший" и "kratoz",
"власть") - "власть лучших". Законная власть наследственной
элиты.
20. АРИСТОТЕЛИЗМ - философское течение,
истолковывающее все явления с точки зрения аристотелевской философии.
21.АРХЕТИП -
(греч. "arce", "начало", и "tupoz",
"тип", "образец") - "первоначальный образец". В
психологии термин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и
мифов, составляющих структуру "коллективного бессознательного".
22.АТЕИЗМ -
учение о несуществовании Бога, отрицание религии.
23.АТМАН - в
индуизме "вселенский дух", "абсолютное я",
"божественный субъект", скрытый в человеческом сердце. Согласно
адвайто-ведантистской традиции, "атман есть брахман", т.е. субъектный
абсолют совпадает с объектным абсолютом.
24.АТОМИЗМ -
учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из
отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной
науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).
25. АТОМИСТИКА - учение о дискретном строении
материи, в основе которой лежит неделимая частица вещества - атом.
26. АША - древне-иранский термин, аналог индусской
"дхармы", "сакральный закон", "парадигма".
-Б-
27. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических
процессов, не осознаваемых субъектом. По З.Фрейду бессознательное включает в
себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы
сознания процессы и состояния психики.
28.БИОПОЛИТИКА -
(греч. "biuz", "жизнь" и "poliz",
"город", "государство") - управление людьми с помощью
влияния на низшие телесные реакции, связанные с полом, сытостью, чувством
комфорта и наслаждения. Термин постмодернизма.
29.БРАХМАН - (санскр.
средн. род, не путать с "брахманом" как "представителем касты
жрецов", муж. род.) - в индуизме означает "абсолют",
"высшую реальность", "бытие".
30. БРАХМАНЫ - (санскр. "брахма",
"абсолют", высшее божество) - представители касты жрецов,
духовенства.
-В-
31.ВЕДЫ - священный
текст индусов.
32.ВИРТУАЛЬНЫЙ -
(фр. "virtuel", англ. "virtual" - "возможный,
"потенциальный", "предполагаемый", "искусственно
воссозданный в форме макета") - термин постмодерна, обозначает действия в
пространстве искусственно воссозданной реальности - в компьютерной графике, в
СМИ и т.д. Процесс перехода от реальности к виртуальности - характерная
особенность постиндустриального информационного общества.
33.ВИТАЛИЗМ -
(лат. "vita", "жизнь") - учение о качественной несводимости
жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах
особых факторов, отсутствующих в неживых.
34. ВОЛЮНТАРИЗМ - направление в философии,
рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
35. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философское направление, которое
основывалось па убеждении, что содержание сознания определяется главным образом
химическим составом продуктов питания. По их представлениям мозг так же
вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь.
-Г-
36. ГЕГЕЛЬЯНСТВО - идеалистическое философское
течение, исходящее из идей Гегеля.
37. ГЕДОНИЗМ - этическая позиция, утверждающая
наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека.
38. ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ - представление о том, что
центром солнечной системы является Солнце.
39.ГЕНДЕР - (лат.
"gender") - пол в его физическом, анатомическом аспекте.
40.ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ (греч. "география" и лат.
"determinismus", "предопределенность") -
историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события
предопределены той географической средой, где они развертываются.
41. ГЕОЦЕНТРИЗМ - учение о центральном положении
Земли в солнечной системе.
42.ГЕРМЕНЕВТИКА -
теория истолкования текстов.
43. ГЕРМЕТИЗМ - религиозно-философское течение в
античности, сочетавшее элементы платонизма, стоицизма с халдейской астрологией.
44.ГЕТЕРОДОКСИЯ - (греч.
"etero", "чужое", "чуждое" и "doxa",
"мнение", "решение", "взгляды") - "ошибочное
мнение", отклоняющееся от истинного, прямого и правильного учения -
"ортодоксии" (греч. "orqo", "прямой",
"правильный" и "doxa", мнение).
45. ГИЛОЗОИЗМ - натурфилософская концепция,
отрицающая границу между живым и неживым в природе.
46.ГЛОБАЛИЗМ -
(лат. globus, "шар", "земной шар") - идея о принципиальном
единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса
атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий.
Системно-механический уравнительный подход к многообразию истории основан на
экстраполяции либерально-демократического мировоззрения на все типы обществ.
Ставит акцент на научно-техническом развитии и экономической унификации.
Сопряжен с развитием информационных сетей. Вытекает из представления об
универсальности "пост-индустриального" или
"информационного" общества.
47. ГНОСЕОЛДОГИЯ - (теория познания) - раздел
философии, в котором изучаются:
- проблемы
природы познания и его возможности;
- отношение
знания к реальности;
- всеобщие
предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.
48.ГНОСТИЦИЗМ - (греч.
"gnostikoz", "знающий", "gnosiz",
"знание") - эзотерическое учение, получившее широкое распространение
в раннем христианстве (1-III вв н.э.). Гностики толковали "Евангелие"
и, шире, христианское учение, в особом таинственном ключе, утверждая, что во
всем скрыт дополнительный, недоступный непосвященным секретный смысл. У
гностиков были собственные писания, в частности, они признавали священными
некоторые тексты, отвергнутые позже Церковью как еретические или признанные в
качестве "апокрифов". Гностицизм оказал большое влияние на
средневековые ереси и западный мистицизм (эзотеризм) в целом.
49.ГОМЕОСТАЗ - (греч.
"omeo", "однородное" и "staz",
"состояние") - состояние гармоничного равновесия человеческой
общности с природной средой, сохранение баланса между культурой и природой.
Стадия этногенеза в теории Л.Н.Гумилева, в которой пассионарное начало
проявлено минимально.
50.ГУНА -
(санскр. "нить") - в индусской философии состояние вещества видимого,
физического и невидимого, духовного. Различают три гуны: световую
"саттва" (от корня "сат", "бытие",
"сущее"), символ - белый цвет, менее светлую - "раджас"
("жар"), красный цвет, и "тамас" ("тьма"), черный
цвет. Гуны являются аспектами единой пластической мировой субстанции -
пракрити.
-Д-
51. ДАО - (кит. "путь") - одно из
основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть
"путь человека", т.е. нравственное поведение и основанный на морали
социальный порядок, то в собственно даосизме дао имеет универсальный
онтологический смысл: первопричина вселенной, ее таинственная закономерность;
целостность жизни, присутствующая во всем.
52. ДАОСИЗМ - мистическая часть китайской
традиции. Основывается на писаниях Лао-цзы (главный труд
"Даодэцзин"). В основе лежит учение о непознаваемом Дао, высшем
принципе, который пропитывает всю реальность - как бытие, так и небытие,
пребывая одновременно повсюду и нигде. В отличие от внешней формы китайской
традиции конфуцианства, даосизм делает акцент не столько на
социально-ритуальные аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации
отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.
53. ДАРВИНИЗМ - система воззрений Ч. Дарвина.
Материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира
Земли. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия триады
основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора.
Изменчивость служит основой для образования новых признаков и особенностей в
строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под
воздействием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к
условиям существования. Благодаря наследственной изменчивости и непрерывному
действию естественного отбора организмы в процессе эволюции присваивают (и
закрепляют благодаря наследственности) новые приспособительные признаки, что в
конечном итоге приводит к образованию новых видов. Так, по Дарвину, образовался
и человек.
54. ДЕДУКЦИЯ - (лат. "deduction",
"выведение") - умозаключение от общего к частому. Началом (посылками)
этого умозаключения являются догмы, аксиомы, постулаты или просто гипотезы,
имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствия из
посылок, теоремы ("частное").
55.ДЕЗОНТОЛОГИЗАЦИЯ - (лат. "des-" частица отрицания и греч. "ontologia"
онтология) - процесс постепенной утраты бытия. Основное содержание мировой
истории в глазах традиционалистов.
56. ДЕИЗМ - (лат. "Deus", Бог) -
теория философов Просвещения, заменявшая богословское представление о Божестве,
сопряженное с конкретными догматами, обрядами и таинствами, рассудочной и
моральной абстракцией, субъективным и произвольным представлением о наличии
"личного Бога". Переходная стадия между полноценной религией
традиционного общества и чистым атеизмом.
57. ДЕКАДЕНТСТВО - общее наименование кризисных
явлений в области духовной культуры буржуазии в конце 19 и начале 20 веков.
58.ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ -
(лат. "de-" частица отрицания и "lex" закон) - выход за
рамки правового поля, утрата законного права на что-либо.
59.ДЕМИУРГ -
(греч. "demiourgoz") - "творец", "создатель",
"ремесленник", "работник", "производитель".
Термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало. Гностики придали
этому понятию ярко выраженную отрицательную нагрузку, которой изначально не
было.
60.ДЕМОКРАТИЯ - (греч.
"demoz", "народ" и "kratoz", "власть")
- форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия
политических решений всем обществом. Противоположна автократии, аристократии и
олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных
союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной,
совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в
Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время. Современная демократия
была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии
состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными
инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может
сочетаться с либерализмом (либерал-демократия, "правая демократия") или
с социализмом (социал-демократия, "левая демократия").
61.ДЕСЕМАНТИЗАЦИЯ - ( от лат. "de- " частица отрицания и греческое
"semantikoz", означающее) - потеря каким-то явлением смысла.
62. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение об объективной закономерной
взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
63.ДЕЦИЗИОНИЗМ -
(лат. "decisio", "я решаю") - "теория решения"
как фундаментального момента проявления Политического и главной инстанции для
становления, изменения или укрепления правовой системы. Разработана Карлом
Шмиттом. В оригинале "Entscheidungslehre" (нем.) - "учение о
решении".
64. ДЖАЙНИЗМ - ведущая индийская кастовая
религия, для которой характерны:
- аскетизм,
- запрещение
убийств живых существ и причинение им вреда;
- сохранение
веры в перевоплощение душ. Джайнизм основан в 6 веке до н.э. Джиной
(Махавирой).
65. ДИАЛЕКТИКА - (от греч.Dialektike - искусство
вести беседу) - по Сократу - искусство вести беседу, направленное на взаимное
обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.
66. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философия, основывающаяся на
принципах материального единства мира, рассматривающая его как проявление
законов диалектики (единства и борьбы противоположностей). В 20 столетии был
официальной философской доктриной марксизма-ленинизма.
67.ДИФФУЗИОНИЗМ - (лат.
"diffusio", "распыление", "распространение") -
термин теории "культурных кругов", по аналогии с физическим процессом
диффузии (жидкостей и газов) рассматривавшей процесс распространения культурных
форм от народа к народу в жесткой связи с географическими зонами.
68. ДОГМАТИЗМ - антиисторическое, абстрактное,
схематически-закостенелое мышление.
69. ДУАЛИЗМ - философское учение, в
противоположность монизму считающее материальную и духовную субстанции равноправными
началами.
70. ДХАРМА - (санскр. "порядок",
"уклад", "установление") - "сакральный порядок",
идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин
индуистской традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель - соответствие
"дхарме". В более узком кастовом смысле, "дхарма" -
ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов. Ритуальной целью кшатриев
является "кама", "желание", а вайшьев - "артха",
"предметы", "вещи". Политическое считается полноценным,
когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же
согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").
-Е-
71. ЕВГЕМЕРИЗМ - учение о происхождений религии из
почитания и обожествления древнейших царей.
72. ЕРЕСЬ - отклонения в вопросах канона от
основных принципов религиозной доктрины.
-Ж-
73. ЖЕНЬ - в конфуцианстве - нравственный
принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и
любовь к старшим по возрасту и общественному положению.
-И-
74. ИДЕАЛИЗМ - общее название философских учений,
утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично по
отношению к материальному.
75. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (лат. "idem", "то же
самое", "тождественное") - процесс обнаружения и выяснения того,
чем данная вещь является, а чем нет. "Идентичность" - то, что делает
конкретную вещь ею самой.
76.ИДЕЯ - (греч
"idea") - философский термин, означающий "небесный
прообраз" вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются
предметы и существа земной реальности.
77.ИЕРАРХИЯ - (греч.
"iero", "священный" и "arch", "начало",
"власть") - "священноначалие".
78.ИЗОМОРФИЗМ -
(греч. "iso-", "едино-" "morfh",
"форма") - общность изначального образца.
79.ИММАНЕНТНЫЙ - (лат.
"immanens", "пребывающий здесь") - "соприсущий",
"наличествующий", "наличный".
80.ИМПЛИЦИТНОЕ - (лат.
"implicito", "внутри заложенное") -
"подразумеваемое"; антоним - "эксплицитное".
81.ИНВОЛЮЦИЯ - (лат.
"involutio", "свертывание", "развитие в отрицательном
направлении") - противоположность "эволюции".
82.ИНДИВИДУАЛИЗМ - (лат. "individuum", "неделимый") - представление о
человеке как абстрактном понятии, вынесенном из исторического, культурного,
этнического и религиозного контекста. Аналог греческого термина
"атом" - "atomoz", что означает "неделимый".
Понятия "индивидуум" в философии и "атом" в физике очень
близки. Не случайно философский индивидуализм и атомистское учение о природе
материи исторически развиваются параллельно и в одной и той же интеллектуальной
среде.
83.ИНДИВИДУУМ -
(лат. "in-", отрицательная частица и "dividere",
"делить") - "неделимый". "Индивидуальность" -
неделимость, несводимость к каким-то предшествующим формам.
84.ИНДУИЗМ -
древнейшая религия, одна из наиболее крупных по числу последователей. Основа
индуизма - кастовая система и принадлежность к единой традиции, имеющей очень
большое число вариаций. В рамках индуизма существует множество философских и
религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой. Основной
нерв индуизма состоит в утверждении непрерывности между миром божественных
начал (богов, абсолюта и т.д.) и земным миром, в том числе человеческим. Все
индуисты почитают в качестве священных книг "Веды", а также большее
количество комментаторской литературы, имеющей сложную иерархию. С точки зрения
индуизма, к этой традиции нельзя примкнуть извне, так как необходимо родиться в
одной из индуистских каст. Вне кастового принципа индуизм не может
рассматриваться, так как священные доктрины и культы для разных каст
существенно различаются между собой.
Страницы: 1, 2
|