рефераты скачать

МЕНЮ


Глоссарий специальных терминов и понятий по философии

Глоссарий специальных терминов и понятий по философии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОКШЕТАУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Ш. УАЛИХАНОВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ГЛОССАРИЙ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


И ПОНЯТИЙ


ПО ФИЛОСОФИИ

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

КОКШЕТАУ

2006


А-

1.     АБСОЛЮТ - (от лат.Absolutus - безусловный) в религии и идеалистической философии - безусловное совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий.
2.     АБСОЛЮТИЗМ - (от лат.Absolutus - неограниченный) форма политической организации, при которой неограниченная верховная власть сосредоточена в руках одного или нескольких лиц.
3.     АБСТРАКЦИЯ - (от лат.Abstractio - отвлечение) упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых экономических и неэкономических факторов, которые в конкретном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных, определяющих взаимосвязей и зависимостей.

4.     АВАТАРА - (санскр. "тот, кто нисходит", "проявление", "воплощение") - теория периодического появления божества в земном мире для выполнения определенной миссии. Наиболее распространенная в индуизме теория учит о десяти аватарах бога Вишну, в число которых наряду с другими входят Рама, Кришна и Калкин.

5.     АВЕРРОИЗМ - направление в западноевропейской средневековой философии, восходящее к воззрениям арабского философа 12 в. Ибн Рушда (в лат. транскрипции Аверроэс). Он натуралистически переработал Аристотеля и развил учение о вечности материи и движения, отверг акт единовременного божественного творения как первопричины сущего. Аверроисты проповедовали всеобщий космический детерминизм, усматривая в закономерном движении небесных светил проявление естественной необходимости, которой подчинено все на Земле.

6.     АВТОКРАТИЯ - (греч. "autoz", "сам" и "kratoz", "власть") - "самовластие", "самодержавие". Законная власть единого правителя.

7.     АВТОРИТАРИЗМ - антидемократическая. антиправовая концепция власти (абсолютизм, тоталитаризм, фашизм, военный коммунизм), для которой характерна концентрация власти в одних руках, насилие, государственный террор.

8.     АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ - тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верноподданичеством, высокомерием по отношению к нижестоящим. Авторитарная личность в принципе неустойчива и стремится к обретению безопасности на основе социальной иерархии и тесной включенности в группу.

9.     АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания. Мир объявляется полностью или частично непознаваемым.

10.АДВАЙДО-ВЕДАНТА - (санскр. "advaita", "недвойственность" и "vedanta", "учение Вед") - направление в индуистской философии, утверждающее полное тождество между абсолютом ("брахман") и человеческим "я" ("атман").

11.АКМАТИЧЕСКАЯ - (греч. "akmh", "пик") стадия - вершина какого-то процесса. Термин Н.Гумилева

12.АКСИОЛОГИЯ - (греч. "axia", "цена", "ценность" и "logoz", "учение") - "учение о ценностях".

13.АКТУАЛЬНОЕ - (лат. "actu", "действие") - "действительное", "наличествующее".

14.АНАРХИЗМ - (греч. "a", "an", "отрицание", "не" и "arce", "начало", "власть") - политическое учение из разряда левых идеологий, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех форм государственной власти, возникшее в XIX веке параллельно с социализмом и марксизмом. Главные теоретики - Ж.Прудон, М.Штирнер, О.Бланки. Анархизм считает "власть" и "государство" источником всех социальных зол, эксплуатации, насилия, настаивает на отмене традиционных политических институтов и упразднении всех видов "власти".

15.АНИМИЗМ - религиозные представления, берущие свое начало в архаические времена, согласно которым одушевляется весь окружающий человека мир.

16.АНТРОПОЛОГИЯ - (греч. "antropoz", "человек" и "logoz", "учение") - совокупность наук, предметом изучения которых выступает человек как биологическое, социальное и культурное явление.

17. АНТРОПОМОРФИЗМ - уподобление человеку; наделение человеческими качествами всего окружающего.

18.АПОЛИТЕЯ - (греч. "a", частица отрицания, и "politeia", "политика", "государство", "конституция") - "отсутствие политики", "отказ от политики", "аполитичность".

19.АРИСТОКРАТИЯ - (греч. "aristoz", "лучший" и "kratoz", "власть") - "власть лучших". Законная власть наследственной элиты.

20. АРИСТОТЕЛИЗМ - философское течение, истолковывающее все явления с точки зрения аристотелевской философии.

21.АРХЕТИП - (греч. "arce", "начало", и "tupoz", "тип", "образец") - "первоначальный образец". В психологии термин, примененный К.Г.Юнгом для обозначения символов, сюжетов и мифов, составляющих структуру "коллективного бессознательного".

22.АТЕИЗМ - учение о несуществовании Бога, отрицание религии.

23.АТМАН - в индуизме "вселенский дух", "абсолютное я", "божественный субъект", скрытый в человеческом сердце. Согласно адвайто-ведантистской традиции, "атман есть брахман", т.е. субъектный абсолют совпадает с объектным абсолютом.

24.АТОМИЗМ - учение греческого философа Демокрита, утверждавшего, что мир состоит из отдельных атомов. Стал основной гипотезой устройства вещества в современной науке (Галилео Галилей, Исаак Ньютон и т.д.).

25. АТОМИСТИКА - учение о дискретном строении материи, в основе которой лежит неделимая частица вещества - атом.

26. АША - древне-иранский термин, аналог индусской "дхармы", "сакральный закон", "парадигма".

-Б-

27. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. По З.Фрейду бессознательное включает в себя латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.

28.БИОПОЛИТИКА - (греч. "biuz", "жизнь" и "poliz", "город", "государство") - управление людьми с помощью влияния на низшие телесные реакции, связанные с полом, сытостью, чувством комфорта и наслаждения. Термин постмодернизма.

29.БРАХМАН - (санскр. средн. род, не путать с "брахманом" как "представителем касты жрецов", муж. род.) - в индуизме означает "абсолют", "высшую реальность", "бытие".

30. БРАХМАНЫ - (санскр. "брахма", "абсолют", высшее божество) - представители касты жрецов, духовенства.

-В-

31.ВЕДЫ - священный текст индусов.

32.ВИРТУАЛЬНЫЙ - (фр. "virtuel", англ. "virtual" - "возможный, "потенциальный", "предполагаемый", "искусственно воссозданный в форме макета") - термин постмодерна, обозначает действия в пространстве искусственно воссозданной реальности - в компьютерной графике, в СМИ и т.д. Процесс перехода от реальности к виртуальности - характерная особенность постиндустриального информационного общества.

33.ВИТАЛИЗМ - (лат. "vita", "жизнь") - учение о качественной несводимости жизненных процессов к законам неорганического мира, о наличии в живых телах особых факторов, отсутствующих в неживых.

34. ВОЛЮНТАРИЗМ - направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.

35. ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философское направление, которое основывалось па убеждении, что содержание сознания определяется главным образом химическим составом продуктов питания. По их представлениям мозг так же вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь.

-Г-

36. ГЕГЕЛЬЯНСТВО - идеалистическое философское течение, исходящее из идей Гегеля.

37. ГЕДОНИЗМ - этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и главный побудитель поведения человека.

38. ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ - представление о том, что центром солнечной системы является Солнце.

39.ГЕНДЕР - (лат. "gender") - пол в его физическом, анатомическом аспекте.

40.ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМЕНИЗМ (греч. "география" и лат. "determinismus", "предопределенность") - историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события предопределены той географической средой, где они развертываются.

41. ГЕОЦЕНТРИЗМ - учение о центральном положении Земли в солнечной системе.

42.ГЕРМЕНЕВТИКА - теория истолкования текстов.

43. ГЕРМЕТИЗМ - религиозно-философское течение в античности, сочетавшее элементы платонизма, стоицизма с халдейской астрологией.

44.ГЕТЕРОДОКСИЯ - (греч. "etero", "чужое", "чуждое" и "doxa", "мнение", "решение", "взгляды") - "ошибочное мнение", отклоняющееся от истинного, прямого и правильного учения - "ортодоксии" (греч. "orqo", "прямой", "правильный" и "doxa", мнение).

45. ГИЛОЗОИЗМ - натурфилософская концепция, отрицающая границу между живым и неживым в природе.

46.ГЛОБАЛИЗМ - (лат. globus, "шар", "земной шар") - идея о принципиальном единстве человечества, которое должно рассматриваться как однородная масса атомарных индивидуумов без национальных, культурных, религиозных различий. Системно-механический уравнительный подход к многообразию истории основан на экстраполяции либерально-демократического мировоззрения на все типы обществ. Ставит акцент на научно-техническом развитии и экономической унификации. Сопряжен с развитием информационных сетей. Вытекает из представления об универсальности "пост-индустриального" или "информационного" общества.

47. ГНОСЕОЛДОГИЯ - (теория познания) - раздел философии, в котором изучаются:

- проблемы природы познания и его возможности;

- отношение знания к реальности;

- всеобщие предпосылки познания и условия его достоверности и истинности.

48.ГНОСТИЦИЗМ - (греч. "gnostikoz", "знающий", "gnosiz", "знание") - эзотерическое учение, получившее широкое распространение в раннем христианстве (1-III вв н.э.). Гностики толковали "Евангелие" и, шире, христианское учение, в особом таинственном ключе, утверждая, что во всем скрыт дополнительный, недоступный непосвященным секретный смысл. У гностиков были собственные писания, в частности, они признавали священными некоторые тексты, отвергнутые позже Церковью как еретические или признанные в качестве "апокрифов". Гностицизм оказал большое влияние на средневековые ереси и западный мистицизм (эзотеризм) в целом.

49.ГОМЕОСТАЗ - (греч. "omeo", "однородное" и "staz", "состояние") - состояние гармоничного равновесия человеческой общности с природной средой, сохранение баланса между культурой и природой. Стадия этногенеза в теории Л.Н.Гумилева, в которой пассионарное начало проявлено минимально.

50.ГУНА - (санскр. "нить") - в индусской философии состояние вещества видимого, физического и невидимого, духовного. Различают три гуны: световую "саттва" (от корня "сат", "бытие", "сущее"), символ - белый цвет, менее светлую - "раджас" ("жар"), красный цвет, и "тамас" ("тьма"), черный цвет. Гуны являются аспектами единой пластической мировой субстанции - пракрити.

-Д-

51. ДАО - (кит. "путь") - одно из основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть "путь человека", т.е. нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок, то в собственно даосизме дао имеет универсальный онтологический смысл: первопричина вселенной, ее таинственная закономерность; целостность жизни, присутствующая во всем.

52. ДАОСИЗМ - мистическая часть китайской традиции. Основывается на писаниях Лао-цзы (главный труд "Даодэцзин"). В основе лежит учение о непознаваемом Дао, высшем принципе, который пропитывает всю реальность - как бытие, так и небытие, пребывая одновременно повсюду и нигде. В отличие от внешней формы китайской традиции конфуцианства, даосизм делает акцент не столько на социально-ритуальные аспектах, этике и обрядах, сколько на духовной реализации отдельного человека, мистическом созерцании и преображении.

53. ДАРВИНИЗМ - система воззрений Ч. Дарвина. Материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли. Эволюция, по Дарвину, осуществляется в результате взаимодействия триады основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость служит основой для образования новых признаков и особенностей в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти признаки. Под воздействием естественного отбора устраняются организмы, не приспособленные к условиям существования. Благодаря наследственной изменчивости и непрерывному действию естественного отбора организмы в процессе эволюции присваивают (и закрепляют благодаря наследственности) новые приспособительные признаки, что в конечном итоге приводит к образованию новых видов. Так, по Дарвину, образовался и человек.

54. ДЕДУКЦИЯ - (лат. "deduction", "выведение") - умозаключение от общего к частому. Началом (посылками) этого умозаключения являются догмы, аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствия из посылок, теоремы ("частное").

55.ДЕЗОНТОЛОГИЗАЦИЯ - (лат. "des-" частица отрицания и греч. "ontologia" онтология) - процесс постепенной утраты бытия. Основное содержание мировой истории в глазах традиционалистов.

56. ДЕИЗМ - (лат. "Deus", Бог) - теория философов Просвещения, заменявшая богословское представление о Божестве, сопряженное с конкретными догматами, обрядами и таинствами, рассудочной и моральной абстракцией, субъективным и произвольным представлением о наличии "личного Бога". Переходная стадия между полноценной религией традиционного общества и чистым атеизмом.

57. ДЕКАДЕНТСТВО - общее наименование кризисных явлений в области духовной культуры буржуазии в конце 19 и начале 20 веков.

58.ДЕЛЕГИТИМАЦИЯ - (лат. "de-" частица отрицания и "lex" закон) - выход за рамки правового поля, утрата законного права на что-либо.

59.ДЕМИУРГ - (греч. "demiourgoz") - "творец", "создатель", "ремесленник", "работник", "производитель". Термин в греческой традиции обозначал творящее Первоначало. Гностики придали этому понятию ярко выраженную отрицательную нагрузку, которой изначально не было.

60.ДЕМОКРАТИЯ - (греч. "demoz", "народ" и "kratoz", "власть") - форма политического устройства, основанная на принципе коллективного принятия политических решений всем обществом. Противоположна автократии, аристократии и олигархии. Древнегреческая модель демократии и демократия военно-племенных союзов древних была "прямой", т.е. не представительской, а общинной, совещательной, "вечевой". Современная демократия стала складываться в Англии, позже Франции и далее в Европе в Новое время. Современная демократия была непрямой, но представительской. Принцип современной европейской демократии состоит в разделении властей, в полной подотчетности властей перед различными инстанциями, призванными представлять народ в целом. Демократия может сочетаться с либерализмом (либерал-демократия, "правая демократия") или с социализмом (социал-демократия, "левая демократия").

61.ДЕСЕМАНТИЗАЦИЯ - ( от лат. "de- " частица отрицания и греческое "semantikoz", означающее) - потеря каким-то явлением смысла.

62. ДЕТЕРМИНИЗМ - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.

63.ДЕЦИЗИОНИЗМ - (лат. "decisio", "я решаю") - "теория решения" как фундаментального момента проявления Политического и главной инстанции для становления, изменения или укрепления правовой системы. Разработана Карлом Шмиттом. В оригинале "Entscheidungslehre" (нем.) - "учение о решении".

64. ДЖАЙНИЗМ - ведущая индийская кастовая религия, для которой характерны:
- аскетизм,
- запрещение убийств живых существ и причинение им вреда;
- сохранение веры в перевоплощение душ. Джайнизм основан в 6 веке до н.э. Джиной (Махавирой).
65. ДИАЛЕКТИКА - (от греч.Dialektike - искусство вести беседу) - по Сократу - искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

66. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - философия, основывающаяся на принципах материального единства мира, рассматривающая его как проявление законов диалектики (единства и борьбы противоположностей). В 20 столетии был официальной философской доктриной марксизма-ленинизма.

67.ДИФФУЗИОНИЗМ - (лат. "diffusio", "распыление", "распространение") - термин теории "культурных кругов", по аналогии с физическим процессом диффузии (жидкостей и газов) рассматривавшей процесс распространения культурных форм от народа к народу в жесткой связи с географическими зонами.

68. ДОГМАТИЗМ - антиисторическое, абстрактное, схематически-закостенелое мышление.

69. ДУАЛИЗМ - философское учение, в противоположность монизму считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

70. ДХАРМА - (санскр. "порядок", "уклад", "установление") - "сакральный порядок", идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции. Вся индусская цивилизация имеет общую сверх-цель - соответствие "дхарме". В более узком кастовом смысле, "дхарма" - ритуальная жизненная цель высшей касты, брахманов. Ритуальной целью кшатриев является "кама", "желание", а вайшьев - "артха", "предметы", "вещи". Политическое считается полноценным, когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").

-Е-

71. ЕВГЕМЕРИЗМ - учение о происхождений религии из почитания и обожествления древнейших царей.

72. ЕРЕСЬ - отклонения в вопросах канона от основных принципов религиозной доктрины.

-Ж-

73. ЖЕНЬ - в конфуцианстве - нравственный принцип, согласно которому основой отношений между людьми являются уважение и любовь к старшим по возрасту и общественному положению.

-И-

74. ИДЕАЛИЗМ - общее название философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично по отношению к материальному.

75. ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (лат. "idem", "то же самое", "тождественное") - процесс обнаружения и выяснения того, чем данная вещь является, а чем нет. "Идентичность" - то, что делает конкретную вещь ею самой.

76.ИДЕЯ - (греч "idea") - философский термин, означающий "небесный прообраз" вещи, духовную матрицу, чьим телесным воплощением являются предметы и существа земной реальности.

77.ИЕРАРХИЯ - (греч. "iero", "священный" и "arch", "начало", "власть") - "священноначалие".

78.ИЗОМОРФИЗМ - (греч. "iso-", "едино-" "morfh", "форма") - общность изначального образца.

79.ИММАНЕНТНЫЙ - (лат. "immanens", "пребывающий здесь") - "соприсущий", "наличествующий", "наличный".

80.ИМПЛИЦИТНОЕ - (лат. "implicito", "внутри заложенное") - "подразумеваемое"; антоним - "эксплицитное".

81.ИНВОЛЮЦИЯ - (лат. "involutio", "свертывание", "развитие в отрицательном направлении") - противоположность "эволюции".

82.ИНДИВИДУАЛИЗМ - (лат. "individuum", "неделимый") - представление о человеке как абстрактном понятии, вынесенном из исторического, культурного, этнического и религиозного контекста. Аналог греческого термина "атом" - "atomoz", что означает "неделимый". Понятия "индивидуум" в философии и "атом" в физике очень близки. Не случайно философский индивидуализм и атомистское учение о природе материи исторически развиваются параллельно и в одной и той же интеллектуальной среде.

83.ИНДИВИДУУМ - (лат. "in-", отрицательная частица и "dividere", "делить") - "неделимый". "Индивидуальность" - неделимость, несводимость к каким-то предшествующим формам.

84.ИНДУИЗМ - древнейшая религия, одна из наиболее крупных по числу последователей. Основа индуизма - кастовая система и принадлежность к единой традиции, имеющей очень большое число вариаций. В рамках индуизма существует множество философских и религиозных систем, подчас фундаментально различающихся между собой. Основной нерв индуизма состоит в утверждении непрерывности между миром божественных начал (богов, абсолюта и т.д.) и земным миром, в том числе человеческим. Все индуисты почитают в качестве священных книг "Веды", а также большее количество комментаторской литературы, имеющей сложную иерархию. С точки зрения индуизма, к этой традиции нельзя примкнуть извне, так как необходимо родиться в одной из индуистских каст. Вне кастового принципа индуизм не может рассматриваться, так как священные доктрины и культы для разных каст существенно различаются между собой.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.