Формирование философских концепций панисламизма: истоки и развитие
На всем
протяжении развития арабо-мусульманской цивилизации, мы видим эволюцию
философских взглядов на устройство мусульманского мира. Каждая историческая
эпоха наложила свой отпечаток на представления о том, как и на какой основе,
должно существовать подлинное исламское государство. Если во времена
существования Арабского халифата, духовную и политическую власть осуществлял
халиф, то после монгольского нашествия ХШ века, начался процесс разграничения
светской и духовной власти. Настоятельная необходимость воссоздания единого
исламского государства в рамках халифата возникла во второй половине Х1Х века. Султан
Абдул-Хамид П, претендуя на признание своей неограниченной власти халифа во
всем мусульманском мире, нуждался в идеологии, которая могла бы обосновать его
внутреннюю и внешнюю политику. Однако притязания султана на звание халифа и
лидерство в мусульманском мире столкнулись с внутренними и внешними преградами.
Во-первых,
Османская империя оказалась в долговой кабале у европейских держав. Произошел
большой экономический спад в империи.
Во-вторых,
сильнейшая из колониальных держав, Англия, имела свои планы по расширению
своего влияния на Востоке и захвату новых территорий, что нашло свое отражение
в событиях в Аравии, произошла оккупация Египта.
В-третьих,
большая часть балканских земель получила независимость. В Египте, Судане,
Аравии и других странах росли тенденции к национальной независимости.
В самой
Османской империи постепенно росла внутренняя оппозиция политике
Абдул-Хамиду-П. Но конституционные идеи Джемал ад-Дина аль-Афгани не нашли
понимания у Абдул-Хамида II. Аль-Афгани в своем
религиозно-философском учении панисламизма, пытался сгладить религиозные и
этнические различия.
Мухаммед Абдо,
являясь великим муфтием Египта, реализовывал идеи Джемал ад-Дина аль-Афгани.
Своей первостепенной задачей он считал приведение ислама в соответствие с
требованиями эпохи, посредством реформ по духовному просвещению мусульман. С
отменой халифатистской системы в 1924 г. идеи объединения мусульманских народов
не могли найти своего применения.
Позднее идеи
исламского единения нашли свои отражение в деятельности Мухаммеда Рашида Рида и
Абдель Разека и других мыслителей.
Идея
панисламизма в своей современной трактовке звучит как движение «исламская
солидарность», которая находит свое применение в создании международных
исламских организаций: Лига исламского мира, Всемирная Исламская Конференция и
другие.
Все это
доказывает мысль о том, что ислам – это динамичная, развивающаяся религия,
которая учитывает свое богатое духовное, культурное наследие и вместе с Кораном
идет в будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бартольд В.В. Собр.соч. т.6.
Работы по истории ислама и арабского халифата – М., 1966, с.784.
2.
Богушевич О.В. Мухаммад Джемаль ад-Дин
аль-Афгани//Краткие сообщения Института народов Азии. № Х1УП. М., 1961, с.
3.
Большая советская энциклопедия./Гл.ред.
А.М.Прохоров. – 3-е изд.- М.: Сов.энц., 1975-647 с.
4.
Большой энциклопедический словарь./ Гл.ред.
А.М.Прохоров.- 2-е изд. Перераб. И доп. – М.: Большая Российская энциклопедия.
-Спб.»Неринт», 1977, 145 с.
5.
Гордон-Полонская Л.Р. Современные мусульманские
идейные течения//Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики:
Сборник статей- М., Наука, 1985, с.6-25.
6.
Аль-Джанаби М.М. Критическое самосознание и
рационализм исламского реформаторства//Колодец.1998. № 1, с.22-26.
7.
Жантиев Д.Р. Пропаганда панисламизма в Османской
Сирии в эпоху правления Абдул-Хамида П (1876-1908) // Вестник
Моск.университета. Сер.13. Востоковедение. 1999, № 4, с.3-12.
8.
Журавский А.В. Христианство и ислам.
Социокультурные проблемы диалога. – М., Наука. Гл.ред.вост.литература, 1990,
с.128.
9.
Игнатенко А.А. Философское наследие и современная
идеологическая борьба в арабских странах//Философское наследие народов Востока
и современность.//АН СССР, Ин-т философии. М., Наука, 1983, с.42-71.
10. Игнатенко
А.А. Халифы без халифата: Исламские неправительственные религиозно-политические
организации на Ближнем Востоке. История, идеология, деятельность. -М., ГРВЛ,
1988, с.207.
11. Ислам:
Словарь атеиста. – М., Политиздат, 1988, с.254.
12. Ислам:
Энциклопедический словарь-. М., Наука, Гл. ред.вост.лит., 1991, с.315.
13. Кириллина
С.А. Ислам в общественной жизни Египта (вторая половина Х1Х-начало ХХ в.). -М.,
Наука. Гл.ред.вост.лит., 1989. С.120-202.
14. Кириллина
С.А. Просветительская деятельность Мухаммеда Абдо в движении за реформу
ислама//Вестн.Моск.ун-та. Сер.13. Востоковедение. – 1984, № 3, с.33-41.
15. Котлов
Л.Н. Становление национально-освободительного движения на Арабском Востоке.
Сер.Х1Х в.-1908 .АН СССР, Ин-т востоковедения-. М., Наука, Гл.ред.вост.лит.,
1975, 343 с.
16. Левин
З.И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока (идейный аспект). – М.,
Наука, Гл.ред.вост.лит., 1988, с.222.
17. Левин
З.И. Наследие Мухаммеда Абдо//Азия и Африка сегодня. -1992, № 9, с.29-31.
18. Левин
З.И. Общественная жизнь на Востоке. Постколониальный период. – М., Изд.фирма
«Восточная литература» РАН, 1999, с.198.
19. Левин
З.И. Развитие общественной мысли на Востоке: Колониальный период Х1Х-ХХ вв.-
Наука, Изд.фирма «Восточная лит.», 1993, с.245.
20. Левин
З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте
(Новое время). – М., Наука, Гл.ред.вост.лит., 1972, с.267.
21. Лига
арабских государств – М., Миссия Лиги Арабских государств в Москве. 1997, 31 с.
22. Луцкий
В.Б. Новая история арабских стран.- 2-е изд.- М., Наука, Гл.ред.вост.лит.,
1966, с.368.
23. Малюковский
М.В. Начальный этап мусульманской реформации в Египте//Ученые записки ИВ АН
СССРР. Т.ХУП. М., 1959, с.110-149.
24. Меркулов
К.А. Ислам в мировой политике и международных отношениях. – М.: Международные
отношения, 1980, 314 с.
25. Милославский
Т.П., Милославский Г.В. Концепции «исламского единства» и интеграционные
процессы в «мусульманском мире».//Ислам и проблемы национализма в странах
Ближнего и Среднего Востока. АН СССР, Ин-т востоковедения :Сб.статей.- М.,
Наука, гл.ред.вост.лит., 1986, с.5-40.
26. Мусульманский
мир. Средние века. Новое время. Ч.1-2. Очерки исламской истории и культуры:
Пособие для студентов/ Под ред.. Р.М.Валеева. -Казань, 1996, с.212.
27. Основы
религиоведения: Учеб. /Под ред. И.Н.Яблокова, 2-е изд., перераб. и доп.- М.,
Высш.школа, 1998, с.48о.
28. Почта
Ю.М. Возникновение ислама и мусульманского общества
(Философско-методологический анализ): монография. – М., РУДН, 1993, с.146.
29. Религиозные
традиции мира. Т.2/Пер. с англ-. М., КРОН, ПРЕСС, 19966, с.626.
30. Сагадеев
А.В. Ибн Сина (Авиценна)-. М., Мысль, 1980, с.239.
31. Сагадеев
А.В. Стереотипы и автостереотипы в сравнительных исследованиях народов Востока
и современность. // АН СССР. Ин-т философии. -М., Наука, Гл.ред.вост.лит.,
1983, с.11-41.
32. Сагадеев
А.В. Философские и социологические основы национализма в странах Азии и
Африки//
33. Ас-Саид
Р. «Эволюция исламского фундаментализма»//Колодец. – 1998, № 1, с.27-44.
34. Сафронов
В.В. Новая арабская литература:. Учебн.пособие.- М.: Изд.МГУ, 1996, с.128.
35. Советская
историческая энциклопедия. Т.5./ Гл.ред.Е.М.Жуков.- М., Сов.энц., 1964, с.959..
36. Соколов
В.В. Средневековая философия: Учебн.пособие.-М., Выс.школа, 1979, с.448.
37. Степанянц
М.Т. Мусульманские концепции философии и политики Х1Х-ХХ вв. -М., Наука,
Гл.ред.вост.лит., 1982, с.247.
38. Степанянц
М.Т. О религиозно-философских взглядах Мухаммеда Абдо//Религия и общественная
мысль стран Востока.- М., 1974, с.287-299.
39. Степанянц
М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире//Философское наследие
народов Востока и современность./ АН СССР, Ин-т философии. -М., Наука, 1983,
с.123-136.
40. Сюкияйнен
Л.Р. Концепции халифата и современное государственное правовое развитие
зарубежного Востока//Ислам: проблемы, идеологии, права, политики и экономики:
Сб.статей.- М., Наука, Гл.ред.вост.лит., 1985, с.279.
41. Сюкияйнен
Л.Р. Политическая и правовая мысль Арабского Востока//История политических и
правовых учений: Учебник для вузов, изд. 2, стереотип./ Под общей ред. В.С.Нерсесянца-
М., Изд. Группа НОРМА ИНФРА, М., 1999, с.736.
42. Усманов
М.А. Современные арабские мыслители о Мухаммеде Абдо //Общественные науки в
Узбекистане, 1965, № 7, с.45—49.
43. Фадеева
И.Л. Официальные доктрины в идеологии Османской империи (османизм-панисламизм):
Х1Х-начало ХХ в. /АН СССР, Ин-т востоковедения -М., ГРВЛ, 1985.
44. Философская
энциклопедия / Гл..ред. Ф.В.Константинов- М., Сов.энц., 1962, с.576.
45. Фролова
Е.А. Отношение к науке и научному знанию в арабской философии в средние века и
в наши дни//Философское наследие народов Востока и современность. /АН СССР,
Ин-т философии- М., Наука, гл.ред.вост.лит., 1983, с.244.
46. Фильштинский
И.М. История арабов и халифата (750-1517 гг.) – М., И.Д.»Муравей-Гайд». 1999,
с.384.
47. Хакимов
И. Аль-Афгани, Джемаль ад-Дин, антиколониальные взгляды и деятельность:
Автореф. на соиск. Учен.степ.канд.истор.наук- М., 1971.
48. Хакимов
И.М. Антиколониализм Джамаль ад-Дина аль-Афгани на страницах «Аль-Урва
аль-вуска» (1884)//Арабские страны. История. Экономика -М., 1970, с.238-248.
49. Хакимов
И.М. Взгляды Джемаль ад-Дина Афгани на «иджтихад»//Ташкентский ун-т. Труды.
Новая серия. Вып.690- Ташкент, 1983, с.20-29.
50. Хакимов
И. Джамаль ад-Дин аль-Афгани, философ и реформатор//Африка и Азия сегодня,
1989, № 12, с.49-50.
51. Хакимов
И. Общественно-политическая деятельность Джемаль ад-Дина аль-Афгани и его
последователи. :Автореф. На соиск.учен.степ.канд.историч.наук -М., МГУ, 1987.
52. Хакимов
И.М. Пребывание мусульманского реформатора и политического деятеля Востока
Джамаль ад-Дина Афгани в России (1887-1889)//Страны Ближнего и Среднего
Востока. История, Экономика- М., 1972, с.186-193.
53. Хакимов
И.М. Современная историографическая ОАР о Джамаль ад-Дине Афгани//Религия и
общественная мысль народов Востока.-М., 1971, с.253-262.
54. Холикназаров
Х. Антиколониальная и антиимпериалистическая деятельность Джамаль ад-Дина
Афгани в Иране//Актуальные проблемы стран Ближнего и Среднего Востока- М.,
1986, с.141-149.
55. Холикназаров
Х. Борьба Мирзы Малькомхана и Джамаль ад-Дина Афгани против шахского режима в
Иране в конце Х1Х в.//Известия АН Таджикской ССР. Серия: Востоковедение,
история, философия. 1986, с.17-23, № 3.
56. Холикназаров
Х. Общественно-политическая деятельность Джемаль ад-Дина Аль-Афгани и его
последователи :Автореф. На соиск.канд.истор.наук,-МГУ, 1987.
57. Шарипова
Р.М. Движение исламской солидарности. Основные теоретические
концепции//»Исламский фактор» в международных отношениях в Азии-М., Наука,
Гл.ред.вост.лит., 1987, с.60-66.
58. Шарипова
Р.М. Панисламизм сегодня. Идеология и практика Лиги исламского мира -М., Наука,
Гл.ред .вост.лит., 1986, с.139.
59. Яблоков
И.Н. Понятие и функции религии//Вестн.Моск.ун-та, сер.13, Востоковедение, 1992,
№ 4, с.68-74.
60. Гюмюш
М.Саддык. Признание английского шпиона и враждебная деятельность англичан
против ислама –Б.м. :Ихлас Вакфы Нешрийаты, № 2, 1995, с.138.
61. Массэ
А. Ислам. Очерк истории/ Пер. с франц.- изд.3- М., Наука, Гл. ред.вост.лит.,
1982, с.190.
62. Мец
А. Мусульманский Ренессанс/ Пер. с нем., предисловие, библиография и указатель
Д.Е.Бертельса- М., изд-во В.М., 1996, с.554.
63. Янан
Фатхи. Ислам: идеи, движения, перемены- М., 1992.
64.
The encyclopaedia of Islam. Leidtn, Brill -London, Luzac, 1958.
P.248-250.
65.
Hourani Albert Arabic thought in the liberal age, 1798-1939- L, 1962.
403 p.
66.
Keddi N An Islamic repronse to imperialism.- Los Angeles, Univ. Of
California press, 1968, X11. P.45-53.
67.
Keddi N Sayyid Yamal ad-Din al At-ghani – Berkley, Univ. Of
Californiapress, 1972. P.129-142.
68.
Kerr M.H. Islamic Reform the Political and legal Theories of Muhammad
Abduh and Rashied Rida. – Berkley. Los Angeles, 1966. P.138.
ПРИЛОЖЕНИЕ*
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСЛАМСКИХ
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ
РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Авангард ислама (Тална
аль-пслям)—марокканская религиозно-политическая организация, действующая в г.
Касабланка;
Аль-Акса— незначительная фундаменталистская
группировка, действовавшая в Египте в первой половине 80-х годов. (Названа по
наименованию мечети Аль-Акса—мусульманской святыни, находящейся в Иерусалиме.)
АМАЛЬ—основанное в июле 1975 г. шиитское движение
Oтряды
ливанского сопротивления (Афвадж аль-мукавама аль-любнанийя — сокращенно
АЛМАЛЬ) .
Ассоциация исламского возрождения (Джамийя
аль-баас аль-ислями) —марокканская религиозно-политическая организация,
действующая в г. Уджда.
Ассоциация исламской молодежи (Джамийя аш-шабиба
ал-ислямийя) — марокканская религиозно-политическая организация, возникшая в
первой половине 70-х годов. Основана Абдель-кримом Мути и Брахимом Камалем. В
последующем раскололась, отдельные ячейки организации продолжают существовать.
Ассоциация истины (Джамаа
аль-хакк)—одно из самоназваний организации Обвинение в неверии и уход от мира.
Ассоциация наставления на правильный путь, (Джамийя
аль-иршад)—легальное прикрытие «братьев-мусульман» в Kyвейте в
период британского протектората.
Ассоциация призыва к истине (Джамаа ад-даава
иля-ль-хакк) —-одно из самоназвание организации Обвинение в неверии и уход от
мира.
Ассоциация реформы (Джамийя аль-ислах)
—легальное прикрытие «Братьев мусульман» в Кувейте после достижения
независимости и до настоящего времени.
Ассоциация сохранения Корана (Джамийя тахфиз
аль-Куран)—основанная в 1970 г. в Тунисе просветительская организация,
принявшая в дальнейшем религиозно-политический) характер.
Борцы за веру (Аль-Муджахидун)—проиранская
шиитская НРПО, входящая в Высший совет исламской революции в Ираке.
Борцы за свободу (Аль-Муджахидун мин
аджль аль-хуррийя)—группа, которая в июле 1987 г. взяла на себя ответственность
за похищение в Бейруте в январе 1987 г. двух западногерманских гражлан -
Рудольфа Кордеса и Альфреда Шмидта. Деятельность группы в предшествующий период
не зарегистрирована.
Братское семейство (Усра ат-таахи)—-религиозная
ассоциация, образованная в 60-е годы в Ливане шиитским религиозным деятелем
Мухаммадом Хусейном Фадляллой, духовным отцом Партии Аллаха.
Братство священной борьбы—небольшая по
размерам НРПО, разгромленная в Египте в 1977 г.
Братья-мусульмане (Аль-Ихван
аль-муслимун) —религиозно-политическая организация, основанная в 1928 г. (или
в 1929 г.) Хасаном аль-Ванна, учителем, ставшим в последующем «верховным
наставником» «братства». Организация действовала первоначально в г. Исмаилийя.
В настоящее время является всеарабской. Борется за создание религиозного
исламского государства в арабских странах.
Братья-республиканцы (Аль-Ихван
аль-джумхурийюн) —•суданская НРПО, враждебна «Братьям-мусульманам».
Бригады джихада—группа, давшая о
себе знать единственный раз в апреле 1988 г. (взрыв в американском армейском
клубе в Неаполе, 5 убитых, 17 раненых).
Бригады Мусы ас-Садра—ливанская шиитская
НРПО. Едниственнал известная ее акция—взрыв в ливийском посольстве в Бейруте в
июле 1984 г.
Бригады Хайбара—ливанский
филиал—организация, первоначально взявшая на себя ответственность за похищение
в апреле 1984 г. секретаря французского культурного центра в Бейруте Даниэль
Перез и ее отца—ответственного за протокол в посольстве Франции Марселя
Картона. Д. Перез была освобождена без условий. М. Картон оставался заложником
до мая 1988 г., освобожден вместе с М. Фонтеном и Ж.-П. Кофманом. Переговоры о
них с французскими представителями вел Исламский джихид. Бригады Хайбара больше
не давали о себе знать. Xaйбap—название оазиса на Аравийском
полуострове, в котором во времена пророка Мухаммада жили иудеи, изгнанные
оттуда в 635 г.
Боевой авангард (Ат-Талиа
аль-мукатиля)—экстремистская группировка, отколовшаяся в 1981 г. от сирийских
«братьев-мусульман».
Воинство Аллаха (Джунд Аллах)—военизированная
группировка, существовавшая в Сирии (г. Хомс и др.) в середине 60-х годов.
Воинство Аллаха (Джуид
Аллах)—суннитская НРПО в г. Триполи, па севере Ливана, возглавляемая Канааном
Наджи. В 1985 г. пошла в Движение единобожия (Харака ат-тавхид), руководимое
шейхом Саидом Шаабаном.
Воинство имама (Джуид аль-имам)—проиранская
шиитская НРПО, входящая в Высший совет исламской революции в Ираке.
Воины Аллаха (или Солдаты Аллаха) (Джуид Аллах) —
военизированные суннитские группы, действовавшие в г. Триполи (Север Ливана) в
1983—1985 гг. в союзе с Партией единобожия.
Высший совет исламской революции в Ираке (Аль-Маджлис
яль-ааля ли-с-савра аль-ислямийя фи-ль-Ирак) —основанное в ноябре 1982 г. в
Тегеране объединение проиранских шиитских НРПО, оппозиционных баасистскому
режиму в Ираке. В Высший совет входят такие организации, как Партия призыва,
Организация исламского действия. Воинство имама, Борцы за веру, Партия Аллаха.
Группа Джухаймана (Джамаа
Джухайман)—экстремистская группировка, отколовшаяся от действующей в Саудовской
Аравии Группы подражания благодетельным предкам. Единственная акция—вооруженная
попытка захвата мекканского храмa в ноябре 1979 г., после которой группировка
была уничтожена.
Группа исламской культуры (Джамаа ас-сакафа
аль-ислямийя)—религиозно-политическая группа, существовавшая в начале 30-х
годов в Каире под руководством Абд-ар-Рахмана аль-Банны, брата основателя
ассоциации «Братьев-мусульман» Xacaнa аль-Банны. В 1932 г. влилась в ассоциацию.
Группа Мустафы аль-Марджави—группировка, ставившая
своей целью установление исламской республики в Марокко вооруженным путем.
Распалась после казни ее руководителя в 1984 г.
Группа подражания благочестивым предкам (Джамаа
ас-саляф ас-салих)—религиозная ассоциация в Саудовской Аравии.
Группа предупреждения о грядущем страшном суде (Джамаа
ат-таблиг)—религиозная ассоциация в Саудовской Аравии.
Группа предупреждения о грядущем Страшном суде (Джамaa
ат-таблиг)—религиозные группы, возникшие в Тунисе в первой половине 70-х годов.
Считается, что группы связаны с Пакистаном. Члены группы нередко поселяются в
уединенных местах или в мечетях. Пропаганда осуществляется подвижными тройками,
состоящими из «эмира» (амир), «гида» (далиль) и «проповедника» (хатыб). В
пропаганде основной упор делается на нравственное самосовершенствование
мусульманина. Зарегистрировано появление подобных групп в Алжире и в других
странах Северной Африки.
Группа 15/21—одно из названий тунисской
организации. Прогрессивное исламское направление.
Группа сохранени. Корана (Джамаа тахфиз
аль-Куран) — религиозная ассоциация в Саудовской Аравии.
Движенце единобожия (Харака ат-тавхид)
—другое название Партии единобожия.
Движение исламских масс (Харака
аль-джамахир аль-муслима)—шиитская группировка в Ираке. Основатель—Мухаммад
аш-Ширази.
Движение исламского обновления (Харака ат-тадждид
аль-ислями)—общее название религиозно-политических группировок, возникших в
Тунисе в первой половине 70-х годов.
Движение исламского освобождения (Харака
ат-тахрир аль-ислями)—военизированная суннитская НРПО, созданная в г. Халеб
(Сирия) в середине 60-х годов шейхом Абу-Гудда.
Движение исламской ориентации (Харака ат-тавджих
аль-ислями, другое название—Аль-Иттиджах аль-ислями, Исламская
тенденция)—молодежное крыло «Братьев-мусульман» в Судане.
Движение обездоленных (Харака
аль-махрумин) — политическое объединение, основанное в феврале 1974 г. главой
ливанских шиитов Мусой ас-Садром.
Единобожники (Ахль ат-тавхид)—религиозная
ассоциация в Саудовской Аравии.
Заря (Аль-Фаджар) —шиитская НРПО, возникшая в
Саудовской Аравии (Восточная провинция) под влиянием революции в Иране.
Зеленые ячейки—группировка, требовавшая от
Швейцарии освобождения арестованного в июле 1987 г. Хусейна Халиля, который
пытался угнать самолет авиакомпании «Эр-Франс» в Женеве. Группировка угрожала
нанести удары по швейцарским учреждениям и гражданам в Ливане.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|