Фихте
  Фихте
                         Государственный университет 
                           Высшая школа экономики 
                              Эссе по философии 
                             Природа у Шеллинга 
                                      и 
                               фихтеанское "Я" 
            Составлено: Провоторова Мария, экономика, 205 группа 
                                  Проверено: 
                                  1998 год 
       Философская революция в Германии была начата Иммануилом Кантом. Он в 
корне перевернул представление, согласно которому познающий субъект 
подчинен предмету, определяется впечатлениями  от него и находится в 
страдательном состоянии, предмет же исполнен активности. Согласно Канту, 
субъект познающий предметы, дает им законы их существования, каковы вещи "в 
себе", независимо от нас, мы не знаем и знать не можем;  но вещи, какими мы 
их знаем, есть наше собственное создание, продукт познающего субъекта. 
       Выступивший вслед  за Кантом Фихте отверг существование непознаваемых 
"вещей в себе" и возвел само осознающего субъекта - Я - в единственную 
истинную и самостоятельную реальность: "...кто сознает свою 
самостоятельность и независимость от всего, что вне его, - а чтобы прийти к 
такому сознанию надо действительно сделать себя чем-нибудь, независимо ни 
от чего, через самого себя, - тот не нуждается уже в вещах, как в 
определении для своего Я".  Результатом этой теории было отрицание 
самостоятельности мира объектов, сама природа появляется в ней лишь как 
призрачная тень субъекта; природа порождается бессознательной деятельностью 
мирового Я, или абсолютного субъекта; Я абсолютно, а не - Я - природа, это 
только продукт само противоположения Я (субъекта), результат его 
бессознательной деятельности. 
       В системе Фихте оставалось невыясненным отношение между конечным 
субъектом, или  человеческим Я, и бесконечным субъектом, абсолютным Я, и 
при недостаточной их различенности второе нередко подменялось по сути дела 
первым. Это смешение не ускользнуло из поля зрения Шеллинга, который, 
овладев наукоучением  Фихте еще в юности, развил ее дальше породил новую 
философскую систему, покоящуюся на более общем принципе. Абстрактное 
фихтеанское не - Я приобретало у него живой и чувствительный облик природы, 
и Шеллинг утвердил взгляд на нее как на бессознательную деятельность 
бесконечного субъекта, или "души мира". Природа - это абсолютное Я, которое 
продвигается вперед через целый ряд ступеней материального процесса и 
только в человеке приходит наконец к самосознанию. Это "видимый дух", 
живой, связный во всех  своих  частях единый организм. 
       В философии Фихте, от которой отправлялся Шеллинг, учение о природе 
не было разработано. Интерес автора "Наукоучения" был сосредоточен на том, 
как в отрешенности от природы и независимо от нее субъект сам определяет и 
целенаправленно формирует себя. Бессознательно действующее Я, которое, по 
Фихте, творит природу, осталось у него вне рассмотрения Шеллинг обратил 
внимание на то, что такое Я еще не есть, собственно, субъект; чтобы стать 
тождественным субъекту, оно должно пройти путь бессознательного природного 
развития, и ему еще только предстоит возвыситься к самосознанию. Таким 
образом, Шеллинг пришел к мысли, что начинать сразу с само познающего Я, 
как это делает Фихте, не исторично, что надо возвратиться к самому истоку: 
изобразить генезис самопознания и показать необходимость его появления. 
       Однако, учение о природе было "упущено" отнюдь не случайным образом. 
Дело в том, что Фихте упорно настаивал на невозможности такого раздела в 
своей философии. Соответственно, диалектический метод рассмотрения в том 
его виде, в каком он вышел из рук Фихте, неприложим к природе, в следствие 
того, что она с точки зрения Фихте, есть неизменное, застойное «бытие", 
резюмирующееся в понятии "объект", все в ней - от века, а метод наукоучения 
имеет дело только с тем, что развивается только с самопознанием. Объект - 
это "только необходимое  препятствие" развитию, он - неустранимый элемент 
фихтеанской системы, но вовсе не предмет исследования в ней. Таким образом, 
Фихте настаивал на том, что развитие заключено не в самом "объекте", а лишь 
в способе теоретического построения его и в характере изложения. Понятие о 
"развивающемся объекте" представлялось ему само противоречивым и 
разрушительным для всей его системы. Предмет естествознания, каким 
воспринял его Фихте, мог  и  должен  был включаться в его учение не как 
положительный источник и опора для диалектики самосознания, а лишь 
негативно, как контрастирующий фон, на котором она развивается. Природа не 
пробный камень, а антипод этой диалектики, безусловное противоположение ей. 
       Сточки зрения Шеллинга диалектический метод, используемый Фихте, 
должен быть пересмотрен, без этого нельзя было сопоставить анализ 
самосознания с анализом природы. 
       Изучая "Наукоучение" Шеллинг столкнулся с тем, некоторая скрытая, не 
сознаваемая людьми необходимость, чьим носителем является акт воли, 
объектируется "наперекор воле действующего, в качестве такого, что он сам 
по своему желанию никогда не мог бы осуществить" И отсюда попытки "доброй 
воли" установить моральный порядок  "явно обнаружили свою порочность, 
приводя к полной противоположности своим  замыслам и к деспотизму в той его 
самой ужасной форме, которая является самым непосредственным следствием 
всех таких стараний". 
       Неудачи сознания, собравшемуся строить мир "свободно и согласно 
своему собственному закону " (Фихте), обусловлены отнюдь не намеренным 
уклонением от поставленной им перед собой цели; дело в том, что модель 
сознания, раскрываемая  с помощью фихтеанской системы, содержит в себе 
самомнение, нежелание взглянуть на себя извне, но только изнутри; порок 
заключается не в непосредственности, а в субъективизме. Таким образом, если 
развивать учение Фихте, призванное им стать "философией свободы", то можно 
прийти к идее такого государства, которое, как оказывается, должно служить 
не средством реализации свободы индивидов, а средством ограничения и 
подавления их свободы. 
        В следствие всего этого Шеллинг считал, что для преодоления 
фихтеанской формы диалектического метода, придания ему универсального 
смысла и объективной значимости необходимо было реинтерпретировать взгляд 
на объективное, как  таковое.  А в наиболее чистом виде объективное 
присутствует в природе. Природа, как известно, область компетенции 
естественных наук. Поэтому Шеллинг к ним и обратился. Но на науки о природе 
он взглянул иначе, чем Фихте, - не со стороны "состояния", а со стороны 
происходящих в них изменений, процессов, тенденций. 
       Шеллинг отмечает, что естествознание, принимая объективное, или 
природу, за первичное, с неизбежностью влечется к противоположному  полюсу. 
Стараясь "обречь явления в форму теории", оно и само вместе с тем встает на 
путь преобразования себя из эмпирического в теоретическое естествознание и 
вступает на почву разума, общую с философией. Здесь Шеллинг  увидел 
"неизбежную тенденцию естествознания оразумливать природу", "переход от 
природы к интеллигенции". 
       Если допускать вслед за Фихте, что каждая из сменяющих одна другую 
научных теорий одного и того же объекта есть не более чем субъективная 
конструкция, то в появлении каждой их них не улавливается никакой 
необходимости, она просто сосуществует наряду с прежними, и переход, точнее 
скачок от нее к последующей - дело произвола, связь между ними остается 
непонятной, необъяснимой. Шеллинг же, в отличие от Фихте, исходит из 
эволюционирующего естествознания, находит в развитии тех или иных теорий и 
в смене их новыми определенную закономерность, которую можно выразить как 
тенденцию ко все большему "одухотворению" (идеализации) объекта и (у Фихте 
этот момент отсутствует) к постепенной его "де материализации". 
       Таким образом, Шеллинг выявил внутри естественнонаучного 
познавательного процесса не улавливаемое фихтеанским рассмотрение движение 
от объективного к субъективного и расширил метод своего предшественника 
(Куно Фишер назовет его "методом возрастающей субъективности"), выявив 
постепенное возрастание "субъективного" с соответствующем уменьшением 
"объективного". 
       Итак,  "объективное" отправляется от полюса, противоположному всему 
"субъективному". Тем самым Шеллинг пытается решить задачу, обратную задаче 
Фихте: показать переход от природного развития к духовному, превращение 
объективного в субъективное, бессознательного в само сознающее. 
       Опираясь на естествознание, он установил изначальность тенденции ко 
все большему "воодушевлению" природы. Природа сама имеет тенденцию 
"идеализировать себя", очеловечиваться и она не остается только при 
бесконечном "долженствовании" (на манер фихтеанского и романтического 
субъективного долженствования), а достигает своих как бы бессознательно 
поставленных целей. Наше оразумливание природы есть лишь продолжение ее 
собственной, поначалу бессознательной, "работы над собой". Человеческий 
разум - высший продукт ее усилий. "Благодаря последнему, природа впервые 
цело купно самое себя вновь объемлет, обнаруживая тем самым, что искони она 
тождественна с постигающимся в качестве разумного и сознательного в нас". 
Природа, таким образом, есть по существу не "познаваемое нами", а само 
познающее", "ибо лишенное разумности" не могло бы стать предметом для 
разума, само лишенное познания не могло бы быть познано".  Природа - не 
созерцаемое нами, а нечто само созерцающее, и существуют люди, "в которых 
смотрит сама природа и которые сами в своем видении сделались природою". 
       Итак, по Шеллингу природа не нуждается в "наделении ее душою": душа в 
ней есть, и душа есть собственная сущность природы. Этот "идеализм природы" 
и ее диалектика соединились в учении Шеллинга отнюдь не случайным образом. 
Если природа мертва, "бездушна", если она только "объект" и совершенно 
лишена "субъективности" (внутренней активности), то прав Фихте: она не 
диалектична. И наоборот: если она диалектически развивается, значит в ней 
живет "душа", ее внутренний "мастер". Получается, что если природа несет в 
себе то же начало, которое составляет Я в человеке, если в ней проявляется 
тот же принцип, что и в духовном мире, то к ней можно применить 
диалектический анализ (фихтеанский, естественно, преобразованный т.к. 
система Фихте, как уже говорилось, налагала запрет на рассмотрение природы 
в таком ключе). 
       У романтиков есть две "природы": эмпирическая и воображаемая, 
существующая и долженствующая быть. Одна - видимая человеком извне, дикая и 
суровая, лишенная разумности; другая дана во внутреннем созерцании - 
облагороженная и "окультуренная", не такая, "какова она на деле, но какой 
она возможна и какой она должна быть" (Новалис). Первая перевоплощается 
творческой фантазией во вторую. Процесс переработки - это привнесение в 
природу "души".  В преобразованном виде природа выступает наделенной 
самостоятельностью, даже "первичной" и определяющей, а не определяемой. 
Представление Фихте о природе сводились к первой, представляющую собой 
внешнюю оболочку с ее безынициативностью, отсутствием собственной 
устремленности к "очеловечению". Шеллингово понимание сущности природы 
содержит в себе обе смысловые нагрузки, их смесь. Объективный мир 
представляется Шеллингу "не чем иным, как первоначальной, еще 
бессознательной поэзией духа", а "мировая душа" несет в себе "некоторый 
спиритуалистический оттенок". Поэтому природа выступает у него как субъект 
и объект одновременно или как объективный субъект-объект в отличие от 
принципа наукоучения - субъективного субъект-объекта. Природа у Шеллинга 
(как у Фихте Я) есть сама деятельность, бесконечный само созидательный 
процесс, вечное становление. 
       У Фихте деятельность прекращается в продукте (поэтому природные 
предметы оказываются у него всего лишь пассивными "объектами"), а у 
Шеллинга только замирает, чтобы вновь оживиться в нем уже в новой форме и 
далее быть продолженной и перенесенной на следующий продукт и т.д. 
       Та противоположность Я, которая у Фихте присоединяется к Я 
"логическим актом в виде антитезиса, существующего рядом с тезисом", у 
Шеллинга развертывается в процесс. Он стремится показать, как 
противоположность становится противоположностью. 
        Фихте хотел придать понятию становления универсальную значимость, но 
для этого нужно было устранить "косный элемент" в своей системе, а именно 
"противоположение становлению", "объект", что приводило к разрушению 
диалектики самосознания, исчезновению реальности Я. Поэтому ему приходилось 
постоянно предполагать, что "победному шествию духа" каждый раз должна 
противостоять устойчивая в себе природа. 
       У Шеллинга противоположность развитию, стабильность, которая создает 
необходимый фон для него -  это не нечто внешнее и совершенно чуждое 
развитию - это лишь определенная форма его, заторможенное, но не 
исчезнувшее вовсе становление, и потому в ней не внешний фон развития, как 
у Фихте, а внутренний, который находится не за пределами того, что 
развивается, а постоянно создается самим движением, не абсолютно 
неподвижный, не одноликий, а меняющий свои тона и обогащающийся всякий раз 
с достижением более высокой формы движения, развивающийся по степеням. 
Таким образом Шеллингу удалось избежать тех затруднений, которые 
наблюдались в системе учения Фихте. 
       Поскольку у Фихте не было имманентного рассмотрения природы, то он и 
не мог осмыслить ее с этой деятельной ее стороны. Природа есть для него 
нечто однажды  и навеки застывшее, безусловная противоположность 
деятельности (субъекта), "объект",  а для Шеллинга - самодеятельность, 
только затаившаяся и готовая воспламениться вновь,  возродиться в новых 
формах. По Шеллингу все в природе открывает себя через противоположность: 
общее - через особенное, продуцирование - через продукт. Природа сама ведет 
свой продукт через противоположности и на высочайшей вершине подвергает его 
в первоначальное тождество, где борьба противоположностей "замирает". Такою 
она и должна представляться в том пункте своего развития, где ее активность 
уже перенесена на новый продукт, на человека, тогда как самое себя на этой 
вершине развития она выражает фихтеанской формулировкой: " Я есть только 
деятельность, и ничего более", т.е. изначально, в чистом виде, по своей 
сути природа есть сама деятельность, и эта всеобщая ее определенность 
наиболее универсально представлена в особенном продукте природы, в 
человеке. Однако Фихте вкладывал в слова "Я есть деятельность" несколько 
другой смысл: он имел в виду уже сознающее себя, субъективное Я, для 
которого природа стала не-я, объектом. 
       Философия Фихте, принимающая сознание за отправной пункт, никогда не 
может дойти до единства сознания с природой, до тождества Я и не-Я, т.к. 
она начинает с отделенности сознания от природы, и поэтому принцип исходной 
тождественности остается за пределами сознания.. Таким образом, согласно 
учению Фихте люди не обязаны и им нет надобности познавать природу, она не 
должна иметь к ним никакого отношения, люди не желают считаться с тем, что 
она есть "в себе", назначение природы - быть "для них", чтобы подчиниться 
их власти над нею, их людской воле, призванной к господству над природой. 
Природа признается только в образе врага всего разумного, и поэтому "разум 
находится с природой в постоянно продолжающейся борьбе", установкой разума 
является обуздание природы, как дикого зверя, не мир и согласие с нею, а 
вражда и навязывание ей своей воли. В это же время Шеллинг, в отличие от 
Фихте, делает попытки взглянуть на природу "не заинтересованно", 
бескорыстно, подойти к ней чисто теоретически, без вражды и насилия над 
нею, с готовностью к согласию и чувством дружбы, возможно даже любви. 
       У Фихте Я делает природу противоположностью себе, у Шеллинга же 
природа сама своим собственным развитием превращает себя в 
противоположность себе самой: становление - в ставшее, бессознательное - в 
сознающее себя. 
       Согласно Фихте, природа только "негативное", а по Шеллингу, она нечто 
положительное. Оба мыслителя называют натурфилософию и трансцендентальную 
философию противоположностями, но именно здесь они их взгляды расходятся: 
по Фихте противоположность заключается в том, что философия может быть 
только наукоучением, а не натурфилософией, а по Шеллингу  то и другое 
составляют два полюса одной философии. вся система философии, утверждает 
Шеллинг, находит завершение "в двух основных науках, взаимно себя 
восполняющих и друг друга требующих, несмотря на свою противоположность в 
принципе и направленности". 
       Фихте полагал, что противоположность (натурфилософия) есть попытка 
отвергнуть и уничтожить положительное (наукоучение), он усматривал здесь 
одно только отрицание, для него противоположность - ничто, ничего не 
утверждающее. Шеллинг же видит в противоположном нечто содержательное само 
по себе, не "отрицающее", а "негативное"; подлинное противопоставление есть 
вместе с тем и сопоставление не наличного с отсутствующим (не 
существующим), а реального в реальным: "отрицание положительного невозможно 
через одно только лишение, но здесь  обязательно требуется реальное 
противопоставление..." Натурфилософия подвергается у него испытанию со 
стороны трансцендентального идеализма. Фихте никогда не брался проверить 
подобным же способом свой принцип субъективности: Я у него всегда 
неоспоримо, оно всегда есть безусловная реальность. Шеллинг же не боится 
подвергнуть сомнению реальность "объективного",  т.е. того, что в качестве 
предмета науки о природе было у него "безусловной реальностью". Он хотел 
завершить внутри фихтеанского принципа Я ту часть работы, которая у того 
никак не могла реализоваться. 
       Фихте имел серьезное основание "отодвигать в бесконечность полное 
торжество"  принципа субъективности и оставлять все свое построение 
незавершенным в заключительном пункте: с достижением цели Я=Я, к которой 
стремится субъект, исчез бы он сам как таковой. Имея альтернативу: готовый 
результат или бесконечное стремление к нему, Фихте избирать второе, 
отказываясь от первого. Шеллинг же отвергает в такой дилемме безусловность 
"или - или" и решает соединить обе ее стороны: "как то, так и другое 
вместе". У Фихте тождество субъекта и объекта  вечно становится, но никогда 
не устанавливается и остается для субъекта недостижимой целью, к которой он 
тщетно стремится. Для Шеллинга же это тождество не только бесконечное 
чаяние, но и удовлетворительность в тождестве, не только то, что должно 
быть, но и то что есть, т.е. реализация данного тождества. 
       Итак, Фихте поставил вопрос о развитии знания, о диалектически- 
противоречивом отношении теории и практики, он также "довел до предела" 
субъективизм, вследствие чего природа была сведена к не-Я, не имеющему 
какой бы то ни было самостоятельной, независимой от Я характеристики. 
Внешний мир для него - материал для осуществления людского долга. "В этом 
именно и состоит истинная сущность вещей, субстанция всего видимого". 
       Шеллинг, отвергнув фихтеанский субъективный идеализм, пытался с 
позиций объективного идеализма разработать учение о происхождении 
человеческого интеллекта путем развития "бессознательного духовного 
первоначала", которое не есть ни субъект, ни объект, а их "изначальное 
абсолютное тождество". В своей натурфилософии он высказал много 
диалектических идей и впервые в истории философии попытался (с позиций 
идеализма) дать целостную систематическую картину развития природы. 
       Список литературы: 
. "Иммануил Кант" Ойзерман Т.И. 
. "Шеллинг" Лазарев В.В. 
. "Философия" Губина В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатова В.П. 
. "Антология мировой философии" 
   
  |