рефераты скачать

МЕНЮ


Филосовская мысль в Башкортостане

Филосовская мысль в Башкортостане

Научно-исследовательский институт

проблем укрепления законности и правопорядка

при Генеральной прокуратуре РФ

Философская мысль в Башкортостане 

















Москва 2001


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие.

1. Философские идеи в башкирском фольклоре.

2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.

3. Философская и социологическая мысль в Башкортостана в XVIII-XX вв.

Заключение.

 

Список литературы

Предисловие.

Философия - это самая древняя  область  знаний. Она возникла в середине первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в  трех районах мира - в Китае, Индии и Греции.  Уже  это  свидетельствует  о  том, что рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.

    Сам термин "философия" древнегреческого происхождения:  "фило" - люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием".  Однако сам термин мало что говорит о содержании этой науки.  Можно сказать,  что философия - это совокупность ключевых выводов из основного  содержания  культуры  определенной эпохи,  ее квинтэссенция.  В этом ее смысл и значение.  Философия выступает как  особый,  теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру.    

Это объясняется прежде всего тем,  что ядро философии независимо от той или иной позиции философа составляет проблема человека в его взаимоотношении с миром,  проблема человека и мира,  места и роли человека в нем.

Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности человеческого бытия,  выступая в  качестве  теоретической основы мировоззрения.

Именно поэтому  философия  во все времена помогала ориентации человека в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии,  необходимость изучения её для обретения  человеком надежной ориентации в непрерывно изменяющемся мире,  а в современных условиях и для разумного подхода к решению сложнейших задач выживания человечества  перед лицом обостряющихся глобальных проблем.

Сегодня как  никогда  от каждого человека требуется выработка разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное отношение не дано человеку от рождения.  Разумное отношение к миру,  к жизни предполагает овладение  философией,  приобретение того, что называют философской культурой.

     Выработка навыков разумного мышления,  овладение  философской культурой требуют серьезных усилий,  интеллектуального напряжения, так как философия проникает в глубины человеческого бытия,  открывает путь в сущность,  в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.

  

1. Философские идеи в башкирском фольклоре.

Башкирский народ  до ХХ в.  не имел «профессионалов-философов», т.е. лиц, специально занимавшихся философией. Однако, философские идеи в башкирской культуре существовали с древнейших времен не вызывает сомнений.

Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих истоках восходят к древнетюркской  эпохе,  когда  из  общетюркской племенной  общности  начинают  отпочковываться  предки современных тюркских народов. Известно, что древние тюрки создали на территории Евразии свои государственные образования - это Восточный,  Западный тюркский и Хазарский каганаты,  которые существовали в VI-X вв.  На  обломках этих государств в более поздний период возникали новые государственные образования тюрков: государство древних киргизов  (хакасов),  древнеуйгурский  каганат,  государство булгар и т.д.  В степях Евразии формировались племенные союзы, распадались, а  на  их  обломках создавались новые.  Известны большие племенные объединения (союзы) тюрков,  печенегов,  половцев и т.д. Некоторые племенные  союзы  были  весьма  близки  по своей организованности, единству и военной мощи к раннеклассовым государствам.  Нечто  подобное в IX-XII вв.  представляли собой и башкирские племена, первые сведения о которых известны с IX в.

     Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир содержатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника, который в 921 г. посетил Волжскую Булгарию.  Ахмед ибн-Фадлан сообщает,  что башкиры поклоняются различным богам (это боги времен года, различных природных стихий, животных и т.д.), во главе которых стоит главный бог - бог неба Тенгри.  Однако не  все башкиры поклонялись Тенгри, среди них были и мусульмане, что означает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам. Культ неба - Тенгри  зафиксирован  еще  всемирно-известными  орхоно-енисейскими надписями,  в нем нельзя не увидеть генетических корней  башкир  в древнетюркском мире. Эпический памятник "Урал-батыр" несет значительную  философско-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той особенностью произведения,  что оно возникло на основе древних мифов. А  сюжеты  мифического характера в поэме непосредственно связаны с антропоморфизацией (очеловечиванием) животных и предметов окружающего мира, а также с попыткой объяснить их происхождение.

В "Урал-батыре" уже проявляется стремление к позитивному преодолению тенгрианства, что нашло выражение в негативном отношении к человеческим жертвоприношениям в честь бога неба  -  Тенгри. Это  был тот период башкирской истории,  когда к башкирам начинает проникать ислам,  который отрицает человеческие  жертвоприношения. Поэтому в "Урал-батыре" отражена борьба двух тенденций в религиозном сознании башкир:  мусульманской и  тенгрианской.  Аналогичные  явления  в научной литературе получили название богоборчества.  В "Урал-батыре" фактически осуществился переход от тенгрианского многобожия (политеизма) к мусульманскому однобожию (монотеизму).

Эпическая поэма "Урал-батыр" представляет особую ценность и как источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь содержатся сведения о воззрениях башкир, поставлена проблема первоосновы мира,  в качестве которой выступает  вода. Объяснение  возникновения  всего  из  воды  говорит о неосознанном стремлении древних людей вывести все из единого начала.  Это  были стихийные догадки о единстве мира.

Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит  равенство  и справедливость, т.е. в ней отражена переломная эпоха от доклассового к классовому обществу. Главная цель произведения нашла воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью,  олицетворяющей зло (несправедливость,  неравенство,  господство одних над другими и т.д.) и все противостоящее жизни. Таким образом, в "Урал-батыре" поставлена  гуманистическая  общечеловеческая  цель.

Постановка общечеловеческих целей есть не что иное,  как философская проблема,  ибо если перевести проблему общечеловеческого с человеческих  отношений на язык мировоззренческо-философского осмысления, то общечеловеческое есть всеобщее.  Именно поэтому  данное произведение  в  большей  мере,  чем другие произведения народного творчества башкирского народа является источником  изучения  мировоззрения древних башкир, раскрывающего истоки его менталитета,  определившего основные идеи нравственной культуры народа. Философский подход к действительности здесь находит выражение и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия человека,  в попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте,  в историческом  срезе.

Вторым значительным  произведением башкирского народного эпоса,  в котором философские мотивы занимают значительное место, является "Акбузат". В нем так же, как и в "Урал-батыре", философско-мировоззренческое содержание связано с очеловечиванием окружающих  явлений.  Если  в "Урал-батыре" воспевается живая природа, все живое и утверждается место человека в природе, то в "Акбузате" объектом  внимания  в  гораздо большей мере выступают человеческие взаимоотношения.  В "Урал-батыре" силы зла воплощены в образах чудовищных животных и только один персонаж выступает на стороне злых сил.  В "Акбузате" же носителями зла являются хан, его вассалы, а носители добра - это батыры - народные заступники. В "Акбузате" налицо отражение имущественного  расслоения  людей,  нашедшего  выражение  в форме барымты.  Барымта одновременно выступала и как моральная,  и как правовая  норма  (вернее,  норма обычного права).

Философский смысл барымты  как  социальной  нормы  феодальной эпохи состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные союзы, не имел единого государственного образования, которое  могло  бы  охватить общим масштабом поведение каждого и отдельного.  Это есть не что иное,  как недостаточное развитие  идеи подчинения отдельного (частного) всеобщему, выступающее выражением недостаточного общефилософского уровня  культуры.  При  достаточно высоком уровне общефилософского мышления (что так или иначе в первоначальном виде связано с осознанием необходимости примата всеобщего над частным) возникает право.

В башкирском народном эпосе  такие  подходы  уже  намечаются. Своей обращенностью к порядку,  к общему интересу, а значит, выражая известную высоту морального сознания и уровень правового (т.е. юридического)  мышления,  барымта  одновременно представляет собой некий стереотип философского мышления,  философской культуры,  ибо философское мышление, философская культура отражают меру выражения всеобщего.  В этом ракурсе могут быть рассмотрены все феномены духовной культуры. И барымта в этом отношении не является исключением.

Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявляется не только в общемировоззренческом нравственно-эпическом,  политико-правовом аспектах, но и в эстетическом. Как и для эпических сказаний других народов мира,  для  башкирского  эпоса  характерно синкретическое единство моральных и эстетических оценок.

Изучение эстетики башкирского эпоса  должно  быть  нераздельно связано с обращением к проблеме специфики героического.  Ведь значительная часть эпического наследия башкир - это героические  сказания.  Героика  эпоса  проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на земле. Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной водой природу,  хотя  мог  бы воспользоваться этой водой сам и стать бессмертным. Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра,  которые, прорубив скалы в горах, дали начало Уральским рекам.

Проблема героического в башкирских сказаниях в  свою  очередь перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодовлеющего характера,  оно преодолевается верой и надеждой  в  лучшее будущее. В этом смысле почти любое произведение башкирского героического эпоса является своеобразной  "оптимистической  трагедией": герой умирает, но содеянное им прекрасно и продолжает жить в памяти народной и служит людям, служит родной земле.

У башкирского народа создание эпоса (героических народных сказаний) продолжается на протяжении всей его истории. Эпические сказания  башкиры  создавали как в дописьменный период своей истории, так и в условиях существования письменной культуры.  Это связано с существованием традиции героического в народном сознании. Героическое как полное слияние человека и общества во имя блага общества, когда человек добровольно выбирает лишения во благо народа, было жизненно необходимой потребностью башкирского народа,  которого судьба поставила перед дилеммой: быть или не быть?

После того  как  Башкортостан попал в зависимость от Золотой Орды,  культура народа претерпевает существенные изменения. Среди башкир  появляются  люди,  получившие образование на мусульманском Востоке, некоторые из них остаются в мусульманских странах, становясь заметными представителями общественной жизни.

2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.

Философско-мировоззренческие взгляды ряда  народов  Урала  и Поволжья, в том числе и башкир, испытали значительное влияние арабо-мусульманской философской традиции, пришедшей в регион вместе с религией ислама.  Каковы особенности и основные направления данной философской традиции?  Говорить о некоторых общих чертах  культуры различных  народов,  принявших в свое время мусульманство,  можно в связи с тем, что особенности религиозных взглядов народа влияют на другие стороны его духовной культуры, а тесное общение с единоверными народами усиливает тенденции к культурному заимствованию. В итоге возникает межнациональный тип культуры,  включающий в себя и определенные традиции миропонимания,  философствования.  Поскольку ислам возник у арабского народа, исходный импульс философской мысли мусульманских народов исходил от арабских  (или  арабоязычных) мыслителей, хотя в дальнейшем в развитии данной философской традиции принимали участие представители разных народов (Ибн  Сина  и Аль Фараби - тюрки,  Сухраварди - перс, Хамза Фансури – индонезиец и т.д.).

Основные особенности исламского учения о мире,  повлиявшие на развитие философии. Согласно учению  ислама всемогущий Аллах сотворил мир из ничего и полностью управляет им. Бог неизмеримо превосходит все в мире и является разумной  духовной силой,  похожей на человека (поэтому в исламе нет изображений Бога, он неизобразим, и его нельзя описать словами).  Мир устроен иерархично, имеет несколько уровней, различающихся по степени совершенства (7 земель, 7 небес). Все вещи  и  существа также различаются по степени совершенства. Самым совершенным творением Аллаха является  человек (даже совершеннее ангелов).  Человек - малое подобие всей Вселенной, в нем заключены все силы и способности,  существующие в мире. Вселенная - "большой человек",  а человек - "малая Вселенная", микрокосмос. Человек - наместник (халифа) Аллаха в мире, мир создан для него, долг же человека  -  следовать божественному порядку ("ислам" значит покорность).  Божественное знание о мире и божественный закон  переданы людям в словах самого Аллаха, содержащихся в священной книге - Коране.  Коран передан богом пророку Мухаммеду через архангела Джабраиля.  До этого был еще целый ряд пророков (ислам следует иудейско-христианской традиции, признавая библейских пророков и Иисуса - Ису), но Мухаммед "печать пророков", последний и самый совершенный пророк, а Коран - самое полное божественное откровение.

Следует подчеркнуть,  что  в  Коране и в хадисах (рассказах о поступках и изречениях пророка Мухаммеда) не содержится указаний о соответствии исламу каких-либо философских учений.

Когда сформировалось первое мусульманское государство - Халифат,  в его составе оказались страны с давними философскими традициями,  что способствовало появлению философских идей в рамках мусульманской  культуры.  Эти  философские  идеи развивались по трем направлениями:  из рационалистически-логического комментария к Корану  и его осмысления и толкования - калам (Аль-Ашари (873-935); путем изучения и нового истолкования античной философии – фальсафа (первый  "философ  арабов"  - Аль Кинди (600-670 гг.),  Аль Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (980-1037 гг.), Ибн Рушд (1126-1198 гг.) и др.); путем философского осмысления мистических настроений и практики - суфизм (Аль Газали (1058-1111 гг.),  Ибн  Араби  (1165-1240 гг.), Ас-Сухраварди (1155-1191 гг.), Хамза Фансури (XVI в.).

Наиболее самобытным философским направлением в исламской культуре  является калам,  т.к. особенности этого учения наиболее тесно связаны именно с мусульманской религией. Исходя из представления о всемогуществе и вечной активности Бога,  философы калама считали, что все вещи в мире состоят из мельчайших частиц - атомов, а  время не течет непрерывно,  а тоже состоит из отдельных мгновений. При этом все, что происходит в каждой точке пространства  в каждый миг времени,  и сам этот миг времени постоянно и непосредственно создаются самим Богом,  который непрерывно  снова  и  снова творит мир.  Нет многих причин,  а у всего,  что происходит,  есть лишь одна абсолютная причина - Бог.  Когда человек  совершает  какой-либо  поступок,  он лишь "присваивает" себе божественное действие.  Последователи калама считали,  что если, например, мы пишем текст на бумаге,  то нельзя сказать, что наше желание писать вызывает движение руки, а рука движет ручкой, которая, в свою очередь, оставляет след на бумаге.  По их мнению,  и наше намерение, и след на бумаге - все это создает Бог,  причем по отдельности. По его же воле  эти  различные  события  связываются в данную последовательность.  Таким образом, калам создал учение об атомарном строении не только вещей, но и самого времени (миги-атомы времени), а также об абсолютной и единственной причине всего и о вечном обновлении мироздания.

Фалсафа (от греч.- философия) сыграла огромную роль в истории мировой культуры в целом.  Именно усилиями мусульманских философов были сохранены,  по-новому осмыслены  и  введены  в  средневековую культуру философские идеи Древнего Мира. Западная Европа познакомилась с наследием античности во многом через труды  арабо-мусульманских ученых, широко пользовалась их комментариями (если Аристотеля в средневековой Европе называли просто философ, без упоминания имени, то Ибн Рушд - Аверрозо звался просто Комментатор, как лучший знаток аристотельского учения). Но арабоязычная Фалсафа не была простым комментированием древних мыслителей. На базе античной философии (прежде всего учений Платона и неоплатоников, а также Аристотеля) было создано новое,  соответствующее новой эпохе философское учение.  При этом такие  воззрения ислама,  как громадное различие между Богом и человеком,  иерархичность строения мироздания и др., давали возможность ввести идеи античной философии в мусульманскую культуру.

Обобщенно суть воззрений Фалсафы можно изложить так.  Бог - это бесконечное, не имеющее человеческих чувств разумное духовное первоначало, перводвигатель, источник всего в мире.  Он - первый,  высший уровень бытия.  Из  его  активности возникают один за другим низшие уровни мироздания - от более совершенных к менее совершенным. При этом их возникновение нисколько не уменьшает полноты Первоначала - оно не убывает, порождая другие уровни бытия, как не убывает предмет, отражаясь во многих зеркалах, хотя и порождает свои отражения. При этом различается вечная и неизменная, совершенная небесная часть мироздания, подверженная  изменению и разрушению, несовершенная земная. Весь мир подчинен неизменным законам, и само  божественное Первоначало следует логике и разумному порядку вещей,  не допуская никаких чудес и своеволия. Человек устроен по подобию Вселенной, и разные уровни его существа соответствуют разным уровням мироздания (от телесных состояний до разумного духа). Бессмертие души возможно лишь через слияние разума мудреца с разумной силой, управляющей Вселенной, божественное же воскрешение, рай и ад не  признаются. Коран считался представителями фалсафы изложением истинного учения о мире, приспособленным для восприятия массами населения, не способными  к  философскому мышлению, а воспринимающими только яркие образы и прямые моральные увещевания и поучения.

Общество устроено  тоже  подобно  мирозданию или человеческой душе:  разные социальные группы соответствуют разным  уровням. В идеальном  обществе править должны мудрецы-философы, воплощающие разумное начало;  выполнять их решения - воины,  чиновники, представляющие  волевое  начало;  торговцы,  ремесленники,  земледельцы представляют телесно-чувственное начало и должны заниматься  своим делом на благо обществу в рамках законов, устанавливаемых правителями. Тогда общество будет совершенным, как человек, разум которого  контролирует  его волю и его телесные чувства и побуждения.  В других случаях общество будет в той или иной степени несовершенным (преувеличение роли воли ведет к тирании и т.д.).

Подобное учение о Боге как о  первоначале,  не  вмешивающемся затем в естественный ход развития мира, называется деизмом.

Фалсафа приобщила мусульманскую культуру к античной философской  традиции,  сделала  знакомство  с идеями Платона и Аристотеля частью общего образования, сохранила античное наследие и для Европы.

Оригинальные и глубокие философские  идеи  были  высказаны  в рамках такого направления исламской культуры,  как суфизм. Суфии - представители мистического течения  в  мусульманстве,  придававшие особое значение личному прямому контакту верующего с Богом. К этому контакту стремились как чисто практически, через аскетизм, специальные упражнения (подобие йоги), особые молитвы (зикр), даже танцы и пение,  так и через богословско-философские размышления, опиравшиеся  на  идеи  Корана,  на концепции древних философов (особенно Платона), на отдельные аспекты христианских, персидских, индийских учений.  Суфизм  с  его  идеей  о том,  что в вещах скрыт духовный смысл, причем его надо эмоционально ощутить, а не рационально понять,  с  учением  о вдохновении и интуиции как основных средствах познания истины, с особым вниманием к представлениям о божественной любви и красоте - оказал сильное и плодотворное воздействие на искусство, способствуя росту его эмоциональности и выразительности, идейной глубины.

Философские идеи суфизма развивали Ибн Араби,  Ас Сухраварди, Хамза Фансури и др. Важную роль в истории суфизма сыграл знаменитый богослов и философ Аль Газали, сблизивший суфийское учение с традиционным исламом  и обосновавший исламское "правоверие" "умеренных" суфийских учений. Дело в том, что крайние суфии, утверждая возможность духовного соединения человеческой души с Аллахом, доходили до заявлений,  воспринимавшихся традиционными  верующими  как недопустимые. Суфий Халладж публично заявил: "Я - есть истина",- т.е.:  "Я - есть Бог",- за что был казнен,  хотя он не обожествлял себя, а имел в виду то, что в каждом человеке проявляется Бог.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.