рефераты скачать

МЕНЮ


Философское понятие общества

Философское понятие общества

Философское понятие общества

Необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность

определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей,

связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы

семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и

разумно организованной совместной деятельности больших групп людей,

объединённых не на основе общности, а совместных интересов и

договоре.

Еще в 19 в. возникла наука социология, имеющая своим предметом

исследования общества. Основоположником ее является О.Конт, который

считал социологию «социальной физикой» и «позитивной моралью»,

способной стать новой религией всего человечества. В этом же

столетии общество называли и растением, и животным, и лицом, и

союзом, и взаимодействием, и солидарностью, и борьбой. Не меньше

определений дано и в 20 в.

Понятие «общество» следует отличать от понятия «народ», «нация»

и «государство». Народ - форма общности людей, связанных, прежде

всего, языком и культурой, а также происхождением. Нация - это

форма организации жизни одного народа, связанная с

государственностью, экономическими, политическими и духовными

отношениями людей. Государство - основанное на праве и законе,

форма организации жизни народов и наций, продукт исторического

развития человеческой цивилизации.

Необходимо также различать философский и общесоциологический

подходы к изучению общества. При всей их общности, обусловленной

общностью объекта изучения – общества, есть и различия. Социологию в

основном интересует то, что обозначается термином социальная

структура. Это – способ организации и связи отдельных элементов

социальной системы в единое целое. Характер структурирования

социальной системы определяется как свойствами ее элементов, так и

основными системообразующим фактором, упорядочивающим элементы.

Выбор того или иного способа объяснения генезиса и

функционирования общества зависит от исходной мировоззренческой

установки, в связи с чем философия общества – это другая сторона

философии человека, его роли в мире и отношения к Универсуму.

Человек – субстрат любой формы социальности, от простейшей общности

до современных цивилизационных и политических суперсистем. Поэтому

философский взгляд на общество неотделим от философских проблем

личности человека, хотя, разумеется, несводим к ним.

Чтобы понять феномен общества, необходимо уяснить противоречия

человека как социального «атома», а далее разобраться в характере

закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое, в

общественный «организм». В принципе выделяются три основных подхода

к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый может быть обозначен как натуралистический. Суть его в

том, что человеческое общество рассматривается как естественное

продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном

итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход

истории определяется ритмами солнечной активности и космических

излучений, особенностями географической и природно-климатической

среды, спецификой человека как природного существа, его

генетическими, расовыми и половыми особенностями. Общество предстает

как своеобразный эпифеномен природы, ее высшее, но далеко не самое

«удачное» и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы

ввиду явного несовершенства человека и тяжести несовершенных

глобальных проблем может повести к самоубийству человечества. В

рамках этого направления предполагается также, что общество может

изменить форму своего бытия, «уйти» в Космос, и там начать новый

виток своей эволюции.

Другой подход может быть назван «идеалистическим». Здесь сущность

связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в

комплексе тех или иных идей, верований, мифов. История знала

немало примеров существования теократических государств, где единство

обеспечивается одной верой, которая тем самым становится

государственной религией. Многие тоталитарные режимы основывались на

единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла

роль скелета общественного устройства. Рупором этих идей выступал

обычно религиозный лидер или «вождь» нации и народа, а те или

иные исторические действия (войны, реформы, и т.д.) зависели от

воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или

религиозную систему.

Третий подход объяснения общественного устройства связан с философским

анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в

соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но

имеют самодовлеющий, определяющий характер.

В органистической модели общество предстает как целое, определенная

система, структурированная особым образом на части, к которым оно полностью

не сводится. При этом понимании человек реализует себя в зависимости от

места, занимаемого им в обществе и участия в общем процессе. Отношения

людей определяются не договором или контрактом, а согласием членов общества

(консенсусом), в котором учитываются объективные закономерности

исторического развития. В этом смысле справедливо утверждение, что

социальные действия — это результат человеческих действий, а не

человеческих намерений. К. Марксом была разработана концепция

материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о

способе производства, который складывается объективно, т. е. независимо от

воли и сознания людей.

Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а

производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых

составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой

истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда

природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т. д.

Однако определяющим является общественное бытие людей, т. е. своеобразная

«социальная материя», которая предстает как «реальный процесс» жизни людей.

Материалистическое понимание истории делает упор на объективность

процессов, происходящих в обществе на принципах детерминизма, согласно

которому из определенной формы материального производства «...вытекает, во-

первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение

людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются

как тем, так и другим». (К. Маркс) Общество можно изучать как «естественно-

исторический процесс», подобно тому, как естествознание изучает природу и

ее законы. Общественные законы, в отличие от законов природы, возникают

позже, реализуются только в сознательной деятельности людей, более сложны

по механизму проявления и в высокой степени вероятностны («законы-

тенденции»).

То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему,

развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается

практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из

теоретических достижений науки XX в. можно считать представление о

социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной

характеристике общества как определенной целостности, объединяющей

индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова

индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это

относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества

(политика, право, экономика и т. д.).

Для анализа сущности системной организации общества следует, прежде всего,

попытаться соотнести это понятие с системными закономерностями природы, с

темп предпосылками, на базе которых возникает культура и цивилизация. Уже

при поверхностном взгляде на эти соотношения становится очевидным, что

плотность населения и виды его занятий, уровень производства и его темпы,

политическое устройство и многое другое зависят от характера климата и

почв, рельефа местности и водных ресурсов, запасов полезных ископаемых,

доминирующей флоры и фауны и т. д.

Необходимо обозначить принципиальные различия системной организации

животных сообществ и человеческого общества при несомненном наличии

генетической преемственности.

В сущности эти различия сводятся к определению грани между природой

(натурой) и культурой как субстратом жизни любой формы социальности. Все

способы организации жизни стада, стаи и других сообществ мира живого

связаны с их генотипом и наличием врожденной программы поведения.

Специалисты в области этологии (науки о поведении животных) и социобиологии

в последние десятилетия установили наличие очень четких и строгих

закономерностей в групповом и индивидуальном поведении животных, птиц, рыб

и т. д. В аспекте нашей темы привлекают внимание два фактора: наличие

строгой иерархии полового поведения самцов и самок; формы организации при

защите таких ценностей, как добычи (у хищников), территории, собственного

тела, самки и детенышей.

В отличие от природы, культура - это то, что создано и создается человеком

как материальное, так и духовное. Культура —это природа, обработанная

особым, человеческим образом в целях удовлетворения тех или иных

потребностей. Но культура не сводима к вещам, произведенным человеком, а

распространяется и на общественные отношения, и на продукты духовного

производства.

Мир культуры включает в себя, таким образом, и процесс, и результат

человеческой деятельности, направленной как вовне, так и внутрь человека.

Внешний слой культуры является для человека по сути дела такой же

объективной реальностью, как и мир неизменной природы и Космос. Живя в мире

культуры, будучи сам культурным явлением, человек оставляет после себя

феномены материальной культуры (дети, вещи), либо духовной культуры (идеи).

Тем самым он общается и с прошлым, и с настоящим, и с будущим, включаясь в

движение мировой истории.

Феномены культуры все время обозначали и подтверждали социальный статус

человека и общества. По характеру сооружений (например, пирамид) оружия и

утвари, одежды и украшений можно достаточно точно судить о состоянии

следующего компонента культуры — ее духовной сферы. Если первые два как-то

ограничены ресурсами и физическим потенциалом данного общества, то мир

духовной культуры в точном смысле слова беспределен. Постепенно он

становился в сознании многих людей доминирующим, ибо служение Богу,

Абсолюту, культу предков и т. д. рассматривалось как основная сфера

самовыражения и личности, и общества. ^

В эволюции общества прослеживаются три основные формы передачи культурного

наследия, без чего немыслимо само его существование. Первая передача

образцов технологии деятельности по принципу: «делай, как я». Эта

древнейшая форма передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику

воспроизводится на протяжении всей истории. Ее достоинством является живое

общение с авторитетом, использование в обучении механизма подражания

действиям.

Вторая форма — передача опыта не прямо, а с использованием норм,

предписаний и запретов. Здесь упор делается на устную или письменную

традицию, передаваемую от поколения к поколению в виде формулы: «делай

так». Она может носить характер не только предписания, но и абсолютного

запрета, как, например гиппократовский принцип в медицине: «Не вреди».

Еще более сложна третья форма передачи культурного наследия —

аксиологическая, когда, наследуются идеалы и ценности, облекаемые в те или

иные принципы. Проблема идеала в обществе необычайно сложна, ибо любой

идеал и любая ценность самопротиворечива и содержит в себе свое отрицание.

Достаточно вспомнить проблему происхождения зла в мире и «теодицеи», т. е.

оправдания Бога за существование зла и темных сил. Коварство в словесном

выражении любого идеала (светского и религиозного) было понято очень давно,

что породило учения о молчаливом постижении Истины и Бога (исихазм, дзен-

буддизм н т. д.).

Итак, можно обозначить первый-источник саморазвития общества, а именно

противоречия природной и культурной организации человека и его сообществ.

При любых формах социальности человек остается частью Природы и Космоса,

специфическим (но не обязательно высшим) проявлением феномена жизни. Это

обстоятельство необходимо четко осознавать при всех способах интерпретации

общественных явлений, а особенно в конце XX в. Все мыслимые проекты

устройства и переустройства жизни миллионов людей должны основываться,

прежде всего, на необходимости поддержания жизни всей биосферы и

возможностей существования и развития каждого человеческого существа. Это

не прекраснодушные мечтания о царстве всеобщей любви и гуманизма, а суровая

действительность. Она требует, чтобы витальность как императивная установка

на поддержание самого феномена жизни была стержневой, определяющей

ценностью общественного развития. Отсюда вытекает необходимость осознания

важности глобальных проблем человечества (в том числе и экологической)

именно как проблем жизни и смерти. Только в этой связи можно и нужно

рассматривать комплекс экономических, социально-политических, национальных,

религиозных и прочих проблем человечества. Они в принципе не могут быть

адекватно разрешены помимо взаимоотношений человека с миром природы и миром

«второй» природы, т. е. культуры.

Еще более сложен для анализа второй источник саморазвития социальных

систем, связанный с общественными отношениями, возникающими в процессе

трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества

центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и

деятельности, поскольку этот момент во многом определяет отношение

человека к пиру и другому человеку. Выделяют несколько ведущих мотивов и

стимулов деятельности.

Во-первых, поддержание собственного существования, выживание индивида.

Такая ситуация складывается у героев различных «робинзонад», оставшихся

один на один с природой.

Во-вторых, продолжение жизни рода (особенно труд родителей ради

поддержания жизни детей). В любом обществе есть немалое количество людей,

работающих и живущих ради семьи и детей, рода и клана. В периоды бурных

социальных потрясений семья, родные и близкие зачастую оказываются

единственной надежной опорой человека, смыслом его жизни и деятельности.

Невнимание к проблеме семьи со стороны государства оборачивается, как

правило, деструкцией социальных связей, утратой идентичности человека и

деградацией общества.

В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради

творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. В этом смысле труд

перестает быть необходимостью, а является свободной игрой творческих сил

человека. Разумеется, такое возможно при удовлетворении определенного (и

исторически изменчивого) уровня биологических потребностей человека.

В-четвертых, борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или

ради помощи людям. Соотношение этих двух компонентов последней группы

стимулов меняется в зависимости от этапа развития общества, однако в любом

обществе можно увидеть и острую непримиримую борьбу людей, групп, классов

за удовлетворение их потребностей за счет других и примеры бескорыстного

служения людям вопреки даже собственным потребностям. Антагонизмы и

сотрудничество — два полюса взаимодействия людей в обществе, а между ними

находится основная масса человеческих взаимоотношений по поводу труда и его

плодов.

Рассмотрение данного вопроса с необходимостью влечет за собой философский

анализ понятий собственности и эксплуатации, труда и капитала. Круг этих

проблем очень важен, ибо так или иначе затрагивает интересы каждого

человека. Нет религиозной системы, этического учения, социальной доктрины,

которая бы не высказала своего отношения к этим проблемам. Так, еще апостол

Павел учил, что «не трудящийся пусть не ест», Сен-Симон выдвинул девиз

социализма «От каждого по способности, каждому по труду», а Э. Кабе —

лозунг коммунизма «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Благородный призыв «Манифеста Коммунистической партии» к построению

ассоциации, «в которой свободное развитие каждого является условием

свободного развития всех» часто оборачивался на практике своей

противоположностью. Требуется объективный анализ этих сложнейших понятий,

характеризующих жизнь общества и человека.

Понятие «собственность» возникает тогда, когда у человека появляется

право распоряжаться принадлежащими ему вещами, включая и продукты духовного

производства. Собственность распространяется и на собственную жизнь

человека, его телесные и духовные силы. Когда же человек, опираясь на силу,

подкрепленную или законом, или беззаконным насилием, распоряжается другими

людьми, возникает феномен власти. Очевидно, что соотношение власти и

собственности представляет важнейшую характеристику общества, имеющую

прямое отношение к каждому человеку

История учений о собственности показывает, что почти у всех народов в

форме мифов и утопий были идеи о золотом веке, когда ни у кого не было

частной собственности, имущество считалось общим и это порождало мир и

согласие, добрые нравы и уверенность в будущем. Наиболее характерной чертой

таких утопий является идеализация примитивной общины, которая, как правило,

отгорожена от других общин и внешнего мира (остров, горное ущелье и т. д.).

При таком способе организации общества справедлива формула «Всякий

собственник есть либо вор, либо наследник вора», которую в XIX в. выразил

Прудон в знаменитой фразе: «Собственность есть кража».

Цицерон сравнивал мир с театром, который принадлежит всем, а место в нем

каждому. Всякий, кто сидит более чем на одном месте — захватчик, ибо нельзя

поставить лишний стул, можно только отнять чужой. У человека этим самым

практически отбивается стремление к расширению производства, ибо главное —

как распределить. Данные идеи восходят к идеалу «божьей справедливости»,

ибо, создавая Вселенную и человека, творя день и ночь, солнце и воздух,

землю и воду, Бог предусмотрел, что если все разделить поровну, у каждого

будет все необходимое, и ни у кого не будет лишнего. Если же человек

приобрел богатство, он обязан поделиться им, так как делится не своим

собственным имуществом, а принадлежащим этим людям и в конечном итоге Богу.

Религия ислама вообще запрещает ростовщичество, а в христианстве это сурово

осуждалось. В многочисленных (особенно в эпоху средневековья) коммунах

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.