рефераты скачать

МЕНЮ


Философский поиск истины

на вопрос “как это выглядит?”. Запах розы больше чем набор молекул,

воспринимаемый человеком. Как вещество, согласно таблице Менделеева,

больше чем набор элементарных частиц, также можно предположить по

закону аналогии, что Вселенная больше чем набор галактик. Возможно,

Вселенная — это Звёздное Существо, мельчайшими частицами которого

являемся мы. Именно при когнитивной оценке применим закон философии

перехода количества в качество. При определённом количестве

элементарных составляющих и при должной их организации происходит

качественный скачок в их восприятии. Поэтому этот закон перехода вовсе

не общезначим, а всего лишь является частным случаем одной из оценок.

По своей качественной природе это восприятие составляющих частей

объекта противоположно чисто дескриптивному структурному анализу, как

противоположны синтез и анализ. Конечно, полным будет описание

учитывающее как грани логического восприятия, так и качественного.

Теперь можно перейти к рассмотрению субъект- время.

|Оценки |Источник |Функции |Следствие |

|Дескриптивная |Причинная |Функциональная, |Следственная, |

| | |конструктивная |целевая |

|Качественная |Созидательная |Творческая, |Трансформационна|

| | |ценностная |я |

Причинная оценка, как следует из названия, исследует причину

возникновения того или иного явления, отвечая на философский вопрос

“откуда?”. В этом анализе предполагается, что любые изменения в объекте

имеют свои основания в его предшествующих состояниях. Так, по отношению

к человеку это означает, что его судьба зависит от совершённых им

поступков. Принципом причинности в науке является необратимость во

времени взаимосвязи событий. Однако, надо учитывать, что причина

определяет следствие неоднозначно, как показала квантовая механика.

Состояние элементарной частицы лишь подталкивает её к определённому

поведению, которому, в принципе, она следовать не обязана. Человек —

это тоже своеобразная элементарная частица в этом отношении.

Функциональная оценка имеет пассивный характер, а конструктивная —

активный. Функциональная оценка исследует поведение объекта,

посредством которого он проявляется во внешнем мире, отвечая на вопрос

“как?”. Именно на этом принципе проявления объекта посредством его

поведения и основана экспериментальная наука. Функциональной оценка

опирается на противоположный подход со структурной в рамках

дескриптивного анализа, но тем не менее они взаимно дополняют друг

друга. Например, структуру человеческого тела исследует анатомия, а его

функции — физиология. Главным утверждением функциональной оценки,

является то, что всё находится в постоянном движении, даже то что

кажется неподвижным как камень. При использовании критической оценки в

сочетании с функциональной получится вопрос о возможности,

невозможности или вероятности совершения того или иного действия.

Конструктивная оценка отвечает на вопрос “что делать?”. Объектом

здесь может быть предмет или ситуация. Конструктивная оценка определяет

поведение субъекта по отношению к объекту. Если это поведение

ограничено, то она определяет выбор стратегии поведения из возможных

вариантов. Принципом конструктивной оценки является неразрывная связь

объекта и субъекта и их взаимовлияние. Взаимодействие субъекта и

объекта приводит к изменениям состояния субъекта, затем объекта под

влиянием действий субъекта, затем способам контакта и эта цепная

реакция продолжается. Субъект, таким образом, учится жить.

Следственная оценка (пассивный характер) отвечает на вопросы

“куда?”, “какие будут последствия?”, “каково конечное предназначение?”.

Древнегреческая философия определяет смысл вещи через её предназначение

понятием “энтелехия”. Энтелехия является главной темой следственной и

целевой оценки. Энтелехию события, при включение в рассмотрение

вероятностной оценки, называют судьбой. Причём судьба в её пассивном

аспекте носит характер безличного фатального закона слепой Фемиды, не

подлежащего обсуждению.

Целевая оценка (активный характер) отвечает на вопрос “что нужно

сделать для того чтобы ?”. С понятием “цель” связано понятие “смысл”,

что определяет активный характер энтелехии. Содержание же энтелехии в

целевой оценке зависит от мышления индивидуума, поскольку оно связано

помимо объективной оценки вещи с его собственной самооценкой и с

оценкой роли этой вещи в его жизни, то есть её субъективной оценкой.

Здесь определяются действия для достижения определённой цели, а не цель

действия, как в следственной оценке. Активный аспект судьбы носит

характер случайности или фортуны.

Качественный аспект судьбы принципиально отличается от

дескриптивного тем, что при достижении определённого качества объект

переходит на другой качественный уровень бытия согласно когнитивному

закону, а его старое содержание отмирает. Здесь важно почувствовать

идею этой оценки, заключающейся в том, что при этой трансформации

старая оболочка не переходит в небытиё, а перешла в небытиё. После этой

трансформации происходит переоценка смысла этого объекта, поэтому эта

оценка называется трансформационной. Здесь после этапа непрерывного

продвижения к цели происходит скачкообразное её изменение. Вопросы

трансформационной оценки связаны с качеством этих скачкообразных

изменений. Внешне эти вопросы схожи с вопросами целевой оценки “для

чего”, “куда”, но подразумевают качественный характер ответа, что чем-

то напоминает загадку. Например, являются ли изменения эволюционными

или инволюционными? Так, восторг от созерцания прекрасной будущности

человечества или бесконечное уныние от апокалипсических

предзнаменований проистекают из трансформационной оценки истории

человечества. Принципом этой оценки является качество трансформации:

всё что родилось должно умереть, посредством чего перейти на новый

качественный уровень. При этом активный характер трансфомационной

оценки предполагает целенаправленную реформу.

Творческая оценка, имеющая пассивный характер, относится к

качеству поддержания творения, к качественной оценке его бытия. При

рассмотрении нравственных ценностей в рамках этой оценки возникают

понятия добра и зла. При оценке чувств, возникают понятия любви и

ненависти. Качественными оценками этого ранга оперируют мифология и

наиболее ранняя философия. Индийская философия, описывая качества

деятельности, использует понятия гун. Считается, что любой вид

деятельности( физической или умственной) находится в одной из трёх гун:

саттва, раджас или тамас. Саттва символизирует качество зарождения,

благодетели, освобождения. Раджас символизирует качество разрушения,

бурной деятельности, страсти. Тамас символизирует качество стабильного

существования, бездеятельности, темноты невежества. Китайская философия

оперирует двумя понятиями инь и янь, отражающими активный и пассивный

характер творческой оценки. Инь — это качество пассивности, женское

принимающее начало, связано с первичной водой. Янь — это качество

активности, мужское дающее начало, связано с первичным огнём. Основной

идеей в творческой оценке является вечная борьба противоположностей,

борьба светлого и темного. Отвечает эта оценка на вопрос зачем, но не в

смысле “куда”, а в смысле предопределения качества деятельности, как

промежуточный вопрос философской троицы “откуда, зачем и куда?”.

После несколько отстраненного определения качеств объекта

происходит активное определение субъекта по отношению к этим качествам,

выражающееся в их ассимиляции ,отторжении или более тонком

самоопределении. Ценность играет роль качественной меры. Ценностная

оценка как раз и связана с размещением качеств объекта по шкале

ценностей субъекта. “Какова необходимость данной вещи, насколько она

мне дорога ?”, — типичные вопросы ценностной оценки. В зависимости от

предметной области различают материальные, общественные и духовные

ценности. Ценность требует к себе бережного отношения, поэтому основной

идеей этой оценки является бережное и разумное отношение по отношению к

нашему окружению.

Вопрос “откуда” в своём качественном аспекте относится к качествам

созидания, возникновения, зарождения. Идея здесь в том, что объект не

возникает из небытия, а возникает как самосущее бытиё. Современная

физика показала что не существует абсолютного вакуума: в пространстве,

кажущемся пустым, постоянно беспричинно возникают элементарные частицы

и затем аннигилируют друг с другом. Подобно этому явлению,

принципиальным отличием созидательной оценки является спонтанное

возникновение качеств из пустоты, содержащей потенциально все качества.

Пустота в этом случае означает изначальную свободу объекта от качеств,

приписываемых ему сознанием. Утверждение, что всё новое — хорошо

забытое старое относится к созидательной оценке явлений.

Неразвитое сознание неустойчиво и предрасположено к созиданию

различных качеств и установок в состоянии активной деятельности. Затем

оно проходит путь становления посредством этапов творчества и

разочарований. И, наконец, сознание трансформируется в моменте познания

этих качеств как неразрывно с ним связанных и не существующих в отрыве

от него. После этого сознание больше не поддаётся влиянию тех самых

качеств, становясь при этом их полновластным источником. Так, человек

не может считаться милосердным до тех пор, пока это качество не станет

естественным свойством его натуры. Что же до правил, то осознается их

относительность. После этого начинается этап согласования индивидуально

независимого образа мышления с общепринятыми обычаями. Здесь может быть

исход конфронтации, связанный с непримиримым отстаиванием своих

взглядов, исход внешнего следования общепринятым взглядам, дабы не

смущать общественность, или исход удаления из данной общественной

среды.

3 Дальнейшее развитие

Дальнейшим развитием будет построение бесконечной

последовательности комбинаций нормализованных понятий. Количество

нормализованных оценочных понятий называется степенью оценки.

Всесторонней оценкой будет объединение всех комбинаций оценок, то есть

бесконечный степенной ряд. Но на практике невозможно рассмотреть всю

бесконечность этого объединения. Поэтому всегда остаётся свобода

исследований. Кроме того, внутри каждой оценки необходимо найти метод

её реализации, то есть описания явления при помощи этой оценки. Этот

метод будет зависеть от контекста исследования и от исследователя, о

чём будет упомянуто в разделе о контекстном поиске.

Чем больше степень оценки, тем более обнаруживается бедность

языка. Поэтому эти оценки приблизительно можно описывать рядом понятий

с которыми они связаны. Причём этот ряд понятий будет варьироваться в

зависимости от оцениваемого объекта. Сейчас можно рассмотреть некоторые

важные оценки второй степени в тех понятиях, с которыми они связаны в

основном по отношению к человеку и в основном пассивного характера. Это

рассмотрение каждый должен проводить самостоятельно, здесь же дан

частный случай субъективного рассуждения, который может лишь в чём-то

помочь, но не раскрыть смысл этих оценок до конца. Более полная

развёртка потребовала бы слишком много места.

|Оценки |Структурная |Нормативная |

|Функциональная |Убеждение, шаблон, |Закон, взаимодействие, |

| | |согласованность |

|Творческая |Совесть |Мораль, взаимосвязь |

|Оценки |Функциональная |Творческая |

| |Взаимозависимость |Архетип как первичная |

| |поступков, сетевой анализ|форма образа, связь |

|Структурная | |звука, цвета, вкуса, |

| | |запаха, как элементов |

| | |чувственного восприятия, |

| | |творческое направление |

|Нормативная |Влияние, сила, норма |Эгрегор как мыслеформа |

|Конструктивная |Инструментальная |общественного сознания, |

| |( посредством чего?) |сознание субкультуры |

|Оценки |Когнитивная |Аналоговая |

|Функциональная |Энергетика творчества |Распознание |

|Творческая |Целостность, воображение,|Символическая, намёк |

| |представление | |

|Оценки |Когнитивная |Аналоговая |

|Структурная |Элементы |Уровни, иерархия |

|Нормативная |Классы |Отношения, продуктивная |

| | |оценка |

|Оценки |Функциональная |Творческая |

|Когнитивная |Процессионная, |Чувство вкуса, синтез |

| |процедурная |противоположностей |

|Аналоговая |Суперсила, |Параллельные миры, |

| |приспособление, адаптация|характерные черты, |

| | |ассоциации |

|Оценки |Структурная |Нормативная |

|Когнитивная |Организация восприятия |Системная, инсайт |

|Аналоговая |Силлогизм |Концептуальная, |

| | |адекватность |

Можно отметить также, что вероятностно-функциональная оценка по

отношению к человеку связана с вопросами свободы. Вероятностно-

аналоговая оценка в своём пассивном характере передаёт неуверенность

отношения ( вроде, похоже и.т.д.). Вероятностно-целевая оценка связана

с прогностическим анализом. Нормативно-целевая оценка связана с

вопросами целесообразности. Нормативно-структурная оценка является

контекстной. Критически-нормативная оценка связана с вопросами

адекватности, то есть с отношением содержания любой оценки к

действительности. Эта оценка в зависимости от конкретизации критической

составляющей принимает вид либо противопоставлений “утверждение —

отрицание” (присутствие — отсутствие) либо градаций соответствий

(вероятностная). Критически-творческая оценка выражает уже качество

отношения, передаваемое посредством мимики или интонации.

Каждая из этих оценок выражается в языке посредством определённых

правил. Поиск способов выражения найденных оценок посредством языка для

их грамотной передачи другим людям — тема отдельного исследования.

Например, творческо-функциональная оценка в русском языке выражается

деепричастным оборотом. Творческо-нормативная оценка выражается

причастным оборотом.

4 Контекстный поиск

1 Смысл контекстного поиска

Как утверждалось ранее, существуют три способа восприятия мира с

внешней точки зрения: наука, искусство и религия. Контекст поиска в

глобальном смысле означает рассмотрение объекта внутри этих восприятий.

Взяв за фоновую основу какой-либо из этих трёх способов восприятия, в

дальнейшем применяются все необходимые виды оценок, связанные как с

логическим, так и образным мышлением. При этом вырабатывается в каждом

конкретном случае метод нахождения этих оценок. Поэтому контекстный

поиск определяет методологию философского поиска.

При обсуждении науки, искусства и религии они не оцениваются как

объекты со своей историей и местом в жизни человека, а рассматриваются

как среда со своей спецификой методологии, в которой эта оценка

происходит.

2 Наука

Нескончаемый поиск устремляет человека в бесконечность познания,

не останавливая его перед достигнутыми результатами, ввергая его в

пучину новых проблем и потребностей в их разрешении.

В рамках науки при возникновении какой-либо потребности для её

разрешения сначала осуществляется формулировка проблемы. Чем более

точная формулировка проблемы осуществлена, тем больше данных,

инструментов и исполнителей она требует для её разрешения. Например

одной из таких проблем является нахождение объективного критерия

истинности утверждения на пути поиска.

Научный подход нахождения данных основан на оперировании

известными и получении новых. Данными могут быть фактами или законы.

Данные в науке должны быть выражены в логической и числовой формах.

Язык логики принят за общенаучный. Новые данные извлекают либо путём

умозрительных гипотетических заключений, либо путём эксперимента.

Операции над данными связаны с анализом и синтезом, а анализ и синтез в

науке проявляются посредством дедуктивного и индуктивного методов.

Индуктивный и дедуктивный методы можно рассмотреть на основе

структурной и нормативной оценок..

Структурная оценка, идущая от общего к частному оперирует в

основном индуктивной методологией. Наука проводит структурную оценку

некоторого объекта выделяя существенные признаки посредством

эксперимента или наблюдения этого объекта. Эксперимент, носящий

активный характер, выражается в изменении свойств или разрушении

объекта на отдельные его составляющие. Современная экспериментальная

наука ориентирована в основном ориентирована на этот подход: чтобы

узнать как устроены элементы материи, надо их разрушить. До недавнего

времени единственным способом научного изучения строения тела человека

было хирургическое вмешательство. Наблюдение, носящее пассивный

характер эксперимента, включает регистрацию всех параметров системы.

Недостатком наблюдения является то что второстепенное можно перепутать

с первостепенным, то есть существенным для выявления искомой

закономерности. В зависимости от метода выделения существенных

признаков наука делится на точную и экспериментальную. Точная наука

основана на аксиомах, а экспериментальная на гипотезах.

Экспериментальная наука пытается приблизить гипотезы к описанию

реальности наиболее точно, но никогда не признаёт свои выводы абсолютно

верными.

Что касается нормативной оценки результатов структурного анализа

точных наук по отношению к описанию реальности, то любые научные выводы

основывающиеся на предшествующих им заключениях относительны.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.