рефераты скачать

МЕНЮ


Философский поиск истины

Следственная,  целевая

Качественная

Созидательная

Творческая, ценностная

Трансформационная


Причинная оценка, как следует из названия, исследует причину возникновения того или иного явления, отвечая на философский вопрос “откуда?”. В этом анализе предполагается, что любые изменения в объекте имеют свои основания в его предшествующих состояниях. Так, по отношению к человеку это означает, что его судьба зависит от совершённых им поступков. Принципом причинности в науке является необратимость во времени взаимосвязи событий. Однако, надо учитывать, что причина определяет следствие неоднозначно, как показала квантовая механика. Состояние элементарной частицы лишь подталкивает её к определённому поведению, которому, в принципе, она следовать не обязана. Человек — это тоже своеобразная элементарная частица в этом отношении.

Функциональная оценка имеет пассивный характер, а конструктивная — активный. Функциональная оценка исследует поведение объекта, посредством которого он проявляется во внешнем мире, отвечая на вопрос “как?”. Именно на этом принципе проявления объекта посредством его поведения и основана экспериментальная наука. Функциональной оценка опирается на противоположный подход со структурной в рамках дескриптивного анализа, но тем не менее они взаимно дополняют друг друга. Например, структуру человеческого тела исследует анатомия, а его функции — физиология. Главным утверждением функциональной оценки, является то, что всё находится в постоянном движении, даже то что кажется неподвижным как камень. При использовании критической оценки в сочетании с функциональной получится вопрос о возможности, невозможности или вероятности совершения того или иного действия.

Конструктивная оценка отвечает на вопрос “что делать?”. Объектом здесь может быть предмет или ситуация. Конструктивная оценка определяет поведение субъекта по отношению к объекту. Если это поведение ограничено, то она определяет выбор стратегии поведения из возможных вариантов. Принципом конструктивной оценки является неразрывная связь объекта и субъекта и их взаимовлияние. Взаимодействие субъекта и объекта приводит к изменениям состояния субъекта, затем объекта под влиянием действий субъекта, затем способам контакта и эта цепная реакция продолжается. Субъект, таким образом, учится жить.

Следственная оценка (пассивный характер) отвечает на вопросы “куда?”, “какие будут последствия?”, “каково конечное предназначение?”. Древнегреческая философия определяет смысл вещи через её предназначение понятием “энтелехия”. Энтелехия является главной темой следственной и целевой оценки. Энтелехию события, при включение в рассмотрение вероятностной оценки, называют судьбой. Причём судьба в её пассивном аспекте носит характер безличного фатального закона слепой Фемиды, не подлежащего обсуждению.

Целевая оценка (активный характер) отвечает на вопрос “что нужно сделать для того чтобы ?”. С понятием “цель” связано понятие “смысл”, что определяет активный характер энтелехии. Содержание же энтелехии в целевой оценке зависит от мышления индивидуума, поскольку оно связано помимо объективной оценки вещи с его собственной самооценкой и с оценкой роли этой вещи в его жизни, то есть её субъективной оценкой. Здесь определяются действия для достижения определённой цели, а не цель действия, как в следственной оценке. Активный аспект судьбы носит характер случайности или фортуны.

Качественный аспект судьбы принципиально отличается от дескриптивного тем, что при достижении определённого качества объект переходит на другой качественный уровень бытия согласно когнитивному закону, а его старое содержание отмирает. Здесь важно почувствовать идею этой оценки, заключающейся в том, что при этой трансформации старая оболочка не переходит в небытиё, а перешла в небытиё. После этой трансформации происходит переоценка смысла этого объекта, поэтому эта оценка называется трансформационной. Здесь после этапа непрерывного продвижения к цели происходит скачкообразное её изменение. Вопросы трансформационной оценки связаны с качеством этих скачкообразных изменений. Внешне эти вопросы схожи с вопросами целевой оценки “для чего”, “куда”, но подразумевают качественный характер ответа, что чем-то напоминает загадку. Например, являются ли изменения эволюционными или инволюционными? Так, восторг от созерцания прекрасной будущности человечества или бесконечное уныние от апокалипсических предзнаменований проистекают из трансформационной оценки истории человечества. Принципом этой оценки является качество трансформации: всё что родилось должно умереть, посредством чего перейти на новый качественный уровень. При этом активный характер трансфомационной оценки предполагает целенаправленную реформу.

Творческая оценка, имеющая пассивный характер, относится к качеству поддержания творения, к качественной оценке его бытия. При рассмотрении нравственных ценностей в рамках этой оценки возникают понятия добра и зла. При оценке чувств, возникают понятия любви и ненависти. Качественными оценками этого ранга оперируют мифология и наиболее ранняя философия.  Индийская философия, описывая качества деятельности, использует понятия гун. Считается, что любой вид деятельности( физической или умственной) находится в одной из трёх гун: саттва, раджас или тамас. Саттва символизирует качество зарождения, благодетели, освобождения. Раджас символизирует качество разрушения, бурной деятельности, страсти. Тамас символизирует качество стабильного существования, бездеятельности, темноты невежества. Китайская философия оперирует двумя понятиями инь и янь, отражающими активный и пассивный характер творческой оценки. Инь — это качество пассивности, женское принимающее начало, связано с первичной водой. Янь — это качество активности, мужское дающее начало, связано с первичным огнём. Основной идеей в творческой оценке является вечная борьба противоположностей, борьба светлого и темного. Отвечает эта оценка на вопрос зачем, но не в смысле “куда”, а в смысле предопределения качества деятельности, как промежуточный вопрос философской троицы “откуда, зачем и куда?”.

После несколько отстраненного определения качеств объекта происходит активное определение субъекта по отношению к этим качествам, выражающееся в их ассимиляции ,отторжении или более тонком самоопределении. Ценность играет роль качественной меры. Ценностная оценка как раз и связана с размещением качеств объекта по шкале ценностей субъекта. “Какова необходимость данной вещи, насколько она мне дорога ?”, — типичные вопросы ценностной оценки. В зависимости от предметной области различают материальные, общественные и духовные ценности. Ценность требует к себе бережного отношения, поэтому основной идеей этой оценки является бережное и разумное отношение по отношению к нашему окружению.

Вопрос “откуда” в своём качественном аспекте относится к качествам созидания, возникновения, зарождения. Идея здесь в том, что объект не возникает из небытия, а возникает как самосущее бытиё. Современная физика показала что не существует абсолютного вакуума: в пространстве, кажущемся пустым, постоянно беспричинно возникают элементарные частицы и затем аннигилируют друг с другом. Подобно этому явлению, принципиальным отличием созидательной оценки является спонтанное возникновение качеств из пустоты, содержащей потенциально все качества. Пустота в этом случае означает изначальную свободу объекта от качеств, приписываемых ему сознанием. Утверждение, что всё новое — хорошо забытое старое относится к созидательной оценке явлений.

Неразвитое сознание неустойчиво и предрасположено к созиданию различных качеств и установок в состоянии активной деятельности. Затем оно проходит путь становления посредством этапов творчества и разочарований. И, наконец, сознание трансформируется в моменте познания этих качеств как неразрывно с ним связанных и не существующих в отрыве от него. После этого сознание больше не поддаётся влиянию тех самых качеств, становясь при этом их полновластным источником. Так, человек не может считаться милосердным до тех пор, пока это качество не станет естественным свойством его натуры. Что же до правил, то осознается их относительность. После этого начинается этап согласования индивидуально независимого образа мышления с общепринятыми обычаями. Здесь может быть исход конфронтации, связанный с непримиримым отстаиванием своих взглядов, исход внешнего следования общепринятым взглядам, дабы не смущать общественность, или исход удаления из данной общественной среды.

3.3 Дальнейшее развитие

Дальнейшим развитием будет построение бесконечной последовательности комбинаций нормализованных понятий. Количество нормализованных оценочных понятий называется степенью оценки. Всесторонней оценкой будет объединение всех комбинаций оценок, то есть бесконечный степенной ряд. Но на практике невозможно рассмотреть всю бесконечность этого объединения. Поэтому всегда остаётся свобода исследований.  Кроме того, внутри каждой оценки необходимо найти метод её реализации, то есть описания явления при помощи этой оценки. Этот метод будет зависеть от контекста исследования и от исследователя, о чём будет упомянуто в разделе о контекстном поиске.

Чем больше степень оценки, тем более обнаруживается бедность языка. Поэтому эти оценки приблизительно можно описывать рядом понятий с которыми они связаны. Причём этот ряд понятий будет варьироваться в зависимости от оцениваемого объекта. Сейчас можно рассмотреть некоторые важные оценки второй степени в тех понятиях, с которыми они связаны в основном по отношению к человеку и в основном пассивного характера. Это рассмотрение каждый должен проводить самостоятельно, здесь же дан частный случай субъективного рассуждения, который может лишь в чём-то помочь, но не раскрыть смысл этих оценок до конца. Более полная развёртка потребовала бы слишком много места.


Оценки

Структурная

Нормативная

Функциональная

Убеждение, шаблон,

Закон, взаимодействие, согласованность

Творческая

Совесть

Мораль, взаимосвязь


Оценки

Функциональная

Творческая

 

 

Структурная

 

 

Взаимозависимость поступков, сетевой анализ

Архетип как первичная форма образа, связь звука, цвета, вкуса, запаха, как элементов чувственного восприятия, творческое направление

Нормативная

Конструктивная

Влияние, сила, норма

Инструментальная

( посредством чего?)

Эгрегор как мыслеформа общественного сознания, сознание субкультуры


Оценки

Когнитивная

Аналоговая

Функциональная

Энергетика творчества

Распознание

Творческая

Целостность, воображение, представление

Символическая, намёк


Оценки

Когнитивная

Аналоговая

Структурная

Элементы

Уровни, иерархия

Нормативная

Классы

Отношения, продуктивная оценка


Оценки

Функциональная

Творческая

Когнитивная

Процессионная, процедурная

Чувство вкуса, синтез противоположностей

Аналоговая

Суперсила, приспособление, адаптация

Параллельные миры, характерные черты, ассоциации


Оценки

Структурная

Нормативная

Когнитивная

Организация восприятия

Системная, инсайт

Аналоговая

Силлогизм

Концептуальная, адекватность


Можно отметить также, что вероятностно-функциональная оценка по отношению к человеку связана с вопросами свободы. Вероятностно-аналоговая оценка в своём пассивном характере передаёт неуверенность отношения ( вроде, похоже и.т.д.). Вероятностно-целевая оценка связана с прогностическим анализом. Нормативно-целевая оценка связана с вопросами целесообразности. Нормативно-структурная оценка является контекстной. Критически-нормативная оценка связана с вопросами адекватности, то есть с отношением содержания любой оценки к действительности. Эта оценка в зависимости от конкретизации критической составляющей принимает вид либо противопоставлений “утверждение — отрицание” (присутствие — отсутствие)  либо градаций соответствий (вероятностная). Критически-творческая оценка выражает уже качество отношения, передаваемое посредством мимики или интонации.

Каждая из этих оценок выражается в языке посредством определённых правил. Поиск способов выражения найденных оценок посредством языка для их грамотной передачи другим людям — тема отдельного исследования. Например, творческо-функциональная оценка в русском языке выражается деепричастным оборотом. Творческо-нормативная оценка выражается причастным оборотом.

4. Контекстный поиск

4.1 Смысл контекстного поиска

Как утверждалось ранее, существуют три способа восприятия мира с внешней точки зрения: наука, искусство и религия. Контекст поиска в глобальном смысле означает рассмотрение объекта внутри этих восприятий. Взяв за фоновую основу какой-либо из этих трёх способов восприятия, в дальнейшем применяются все необходимые виды оценок, связанные как с логическим, так и образным мышлением. При этом вырабатывается в каждом конкретном случае метод нахождения этих оценок. Поэтому контекстный поиск определяет методологию философского поиска.

При обсуждении науки, искусства и религии они не оцениваются как объекты со своей историей и местом в жизни человека, а рассматриваются как среда со своей спецификой методологии, в которой эта оценка происходит.

4.2 Наука

 Нескончаемый поиск устремляет человека  в бесконечность познания, не останавливая его перед достигнутыми результатами, ввергая его в пучину новых проблем и потребностей в их разрешении.

В рамках науки при возникновении какой-либо потребности для её разрешения сначала осуществляется формулировка проблемы. Чем более точная формулировка проблемы осуществлена, тем больше данных, инструментов и исполнителей она требует для её разрешения. Например одной из таких проблем является нахождение объективного критерия истинности утверждения на пути поиска.

Научный подход нахождения данных основан на оперировании известными и получении новых. Данными могут быть фактами или законы. Данные в науке должны быть выражены в логической и числовой формах. Язык логики принят за общенаучный. Новые данные извлекают либо путём умозрительных гипотетических заключений, либо путём эксперимента. Операции над данными связаны с анализом и синтезом, а анализ и синтез в науке проявляются посредством дедуктивного и индуктивного методов. Индуктивный и дедуктивный методы можно рассмотреть на основе структурной и нормативной оценок..

Структурная оценка, идущая от общего к частному оперирует в основном индуктивной методологией. Наука проводит структурную оценку некоторого объекта выделяя существенные признаки посредством эксперимента или наблюдения этого объекта. Эксперимент, носящий активный характер, выражается в изменении свойств или разрушении объекта на отдельные его составляющие. Современная экспериментальная наука ориентирована в основном ориентирована на этот подход: чтобы узнать как устроены элементы материи, надо их разрушить. До недавнего времени единственным способом научного изучения строения тела человека было хирургическое вмешательство. Наблюдение, носящее пассивный характер эксперимента, включает регистрацию всех параметров системы. Недостатком наблюдения является то что второстепенное можно перепутать с первостепенным, то есть существенным для выявления искомой закономерности. В зависимости от метода выделения существенных признаков наука делится на точную и экспериментальную. Точная наука основана на аксиомах, а экспериментальная на гипотезах. Экспериментальная наука пытается приблизить гипотезы к описанию реальности наиболее точно, но никогда не признаёт свои выводы абсолютно верными.

Что касается нормативной оценки результатов структурного анализа точных наук по отношению к описанию реальности, то любые научные выводы основывающиеся на предшествующих им заключениях относительны. Безотносительные утверждения в науке называют аксиомами. В непротиворечивой логике таких утверждений может быть бесконечно много, что доказано теоремой Гильберта. Понятие же истинности по отношению к аксиомам бессмысленно. Получается, что ничего об истинности фундамента точных наук мы сказать не можем, равно как и о дальнейших выводах.

Структурный анализ, как правило приводит к удовлетворительным результатам при исследовании статических объектов или поведения неразумных объектов. Но в ситуации, где поведение системы слишком сложно применяют нормативный анализ, оперирующий лишь отношениями между объектами и не исследующий их структуру. Поэтому нормативный анализ имеет такую специфическую область применения как общественные науки. Нормативный анализ проводится, например,  в политике как исследовании права или законодательства и в межотраслевой экономике как исследование взаимодействия различных экономических интересов. С точки зрения управления государством невозможно учесть всю структуру общества и интересы всех граждан, поэтому исследуются взаимосвязи между отдельными общественными слоями. Если их удачно сбалансировать, то государство будет устойчивым.

Политика здесь приведена в качестве наглядного примера применения нормативного анализа для лучшего представления его методов. В таких глобальных системах как государствах применяют статистические методы исследований с выявлением корреляционных связей. К тому же апеллируют к известным историческим закономерностям, чем и занимается историческая наука. Впрочем, существует мнение, что история нас учит только тому, что ничему не учит. В системах меньшего масштаба применяют экспериментальный метод исследования путём создания экспериментальных производств и исследования их поведения в различных условиях. Этот метод моделирования применяют также и в физике. В биологии с экспериментированием обстоит сложнее в связи с морально-этическими вопросами ведения эксперимента над живыми существами. Но и на этот счет время от времени появляются сообщения что эксперименты ведутся над целыми государствами или даже над всей планетой.

Но извлечение новых научных фактов при помощи структурного и нормативного анализа не даст понимания ответа на поставленный вопрос без подходящей формы представления этих фактов в виде научных закономерностей. Этот процесс представления показывает когнитивную особенность научного мышления. На этом этапе осуществления качественного скачка от нагромождения наблюдаемых фактов к стройной теории, действительно, многое зависит от способностей мышления человека, во всяком случае на данном уровне цивилизации. Вопрос о существовании таких алгоритмов переходов остаётся открытым так же как и вопрос об искусственном интеллекте.

Другой подход в извлечении новых данных связан с аналоговой оценкой. Научный принцип аналогии, проявляющийся в операциях над известными данными в рамках новых знаний, придерживается принципа преемственности: все ранее известные факты и закономерности выводятся как частный случай новой научной картины. Исследования в какой-либо области должны соотноситься с достижениями в смежных областях. Но поиск не есть чисто логический процесс, и другую его субъективную сторону выражает искусство.

4.3 Искусство

В то время как научные достижения носят бесстрастно холодный характер, достижения в области искусства связаны с субъективной стороной восприятия мира. Время от времени в человеке возникает желание выразить своё восприятие мира на собственном языке образов. Здесь возникает вопрос: “Будет ли понято такое самовыражение окружающими людьми?” Оказывается, если рассматривать структуру образов, то образное мышление представляет мир в искусстве посредством символов, имеющих непосредственное отношение к архетипам. Архетипы — это первичные формы, лежащие в основе образов мыслящего сознания каждого, например, такие как образ старца или радуги. Подсознательная реальность архетипична, в то время как наука лишена образности.

Относительно средств передачи знаний в науке существует достаточно развитая система межъязыковой логической коммуникакации, основанная на общности платформы логического мышления. Что касается передачи продуктов образного мышления, то такая общепринятая система отсутствует, поскольку акценты образного мышления сильно варьируются. Эти вариации зависят от врождённого характера индивидуума и от культурных особенностей его среды обитания.

В каждой области искусства существует своя символически-эмоциональная система передачи сообщения. Причём символическая составляющая определяется дескриптивной оценкой, а эмоциональная – образной. Символ можно сравнить с формой, а эмоцию с наполняющей эту форму энергией.

Эмоциональная составляющая менее доступна для описания, нежели символическая, поскольку без соответствующего восприятия энергетики отсутствует опыт её различения. Поэтому энергетику восприятия можно передавать лишь косвенно, используя лишь доступные для восприятия термины. Если в области логической науки существуют общедоступные методы научения, то область эмоциональной культуры, к сожалению, в настоящее время является достоянием немногих людей.

Эмоциональная культура включает нормативную сторону, связанную с культурой и обычаями данного времени и места и личную моральную сторону. Для овладения адекватного для общества восприятия. Овладение же внутренней моралью требует самоуглубления, что сопряжено с искусством особого типа. В принципе, общественная мораль необходима лишь для тех нормативной стороной достаточно изучить правила этикета и следовать им с естественной непринуждённостью. Таким образом, человек обуславливается в своём поведении ради его людей, которые  не находят мораль внутри себя как проявление согласования своих чувств и мыслей со своими поступками и их последствиями. Общественная нравственность требует ограничения своих потребностей в пользу общества. Такие ограничения могут быть сняты если не рассматривать свои интересы как первостепенные. В этом случае описание эмоциональной составляющей внутренней линии поведения вызовет затруднения, так как она не оперирует общепринятыми правилами этикета, а является результатом индивидуального поиска.

Различия в разных символических системах обусловлены культурными особенностями, но в каждой такой системе присутствует общечеловеческое ядро, доступное каждому человеку на уровне подсознания. Предлагается исследовать общечеловеческую символику, запечатлённую в мифологиях, поскольку она выявляет единство архетипов человечества на примере единых мифологических сюжетов не сообщавшихся между собой народов. Это исследование и будет структурной оценкой, осуществлённой в искусстве.

Нормативная оценка в искусстве будет касаться уже соотношений между культурными особенностями разных народностей и нравственной оценки произведений, исходя из этих особенностей. То, что может быть нравственным в рамках одной культуры, может оказаться совершенно неприемлемым с точки зрения другой. Причинами возникновения различных типов нравственности и направлениями развития культур занимаются созидательная и трансформационная оценки. Более подробно эти причины будут освещены позже.

Путь творца — в его бесконечных исканиях. В настоящем творчестве нет границы между творцом и его  произведением. Такого рода слияние происходит в следствие когнитивного аспекта творчества. В этом смысле каждый человек, независимо от того является ли он человеком искусства или нет, –– творец. Особые творческие продукции образного мышления человека оказывают на него влияние, как бы исходящее извне. Это часто проявляется в восприятии некой высшей силы, то помогающей, то вредящей извне или в доверии приметам. В этом случае созданная мыслеформа начинает существовать независимо от её создателя как автономное существо, продолжительность жизни которого зависит от силы первоначального импульса. Если же данная мыслеформа образуется группой людей со схожими убеждениями, то по силе своей она может превосходить каждого человека в отдельности, образуя некий высший ореол вокруг данной идеи. Если данная идея поглощает достаточное количество умов, то она считается общенациональной. Постепенно, обкатываясь в восприятии, такие идеи входят в культуру, оказывая автономное влияние на её дальнейшее развитие.

Но искусство, в отличие от науки, ничего не доказывает, оно лишь знакомит с собственными автономными проекциями. Проекции автономны по принципу подобия творцу, и коль создавший их обладает свободой воли, то и его творения имеют право на дальнейшее самоопределение. Поэтому, не спроста в античной мифологии общенациональным идеям приписывались определённые божества. Но по сути своей эти божества не могут существовать без создавших их, равно как и создатели не могут существовать без божеств. Поэтому вопрос о том кто кого создал схож с вопросом о первичности яйца или курицы. На самом деле, мир един как нераздельная сущность, но его части автономны как проявление принципа свободы единения.

4.4 Религия

Поскольку словесная форма передачи сообщений является продуктом внешнего мышления, то освещение религиозных методов познания может быть косвенным, оперирующее опять же логически-образными понятиями. Поэтому любая доктрина, именуемая религиозной, с объективной точки зрения представляет собой сплав науки и искусства. Религиозный способ передачи знаний может апеллировать лишь к личному опыту каждого. Поэтому данное описание ни в коем случае не претендует на объективность. Полезность же данного изложения может заключаться лишь в напоминании того, что истина и мудрость расположена не где-то снаружи, а внутри каждого из нас.

Поиск в науке или искусстве способствует расширению нашего познания окружающего мира. Но в переходе от незнания к знанию есть ещё другая, внутренняя сторона. Этот внутренний переход заключается в просветлении бессознательной части сознания. По сути, это есть процесс объединения с тем, проекцией чего мы являлись или объединение с тем, что является нашей проекцией.

В этом объединении, отражающем конструктивную сторону религиозной деятельности по отношению к собственным проекциям, есть два этапа. Первый этап состоит в организации внимания. На этом этапе бессознательное представляется хаотической игрой внутренних сил и образов, о которых мы зачастую не подозреваем или от которых умышленно пытаемся скрыться. Эти образы не могут правильно восприниматься либо из-за нежелания их воспринять вследствие того, что они неприятны, либо из-за отсутствия внутреннего внимания. Поэтому внешнему сознанию они представляются проявлением тёмных хаотических сил. Те кто открывают эти силы, но не в состоянии понять, что их источником они являются сами, могут душевно заболеть. Чтобы этого не произошло необходимо развивать свою способность к концентрации. После прохождения тёмного тоннеля хаоса и объединения с нашими проекциями наступает второй этап. При этом бессознательное (то что казалось таковым ранее) представляется  удивительно согласованным и всеохватывающим. При этом происходит объединение с тем, проекцией чего мы являлись.

В науке и искусстве сознание изучает свою периферию. Отсюда и вытекает парадокс сознания: “Чем больше я знаю,  тем больше я не знаю”. Если рассмотреть сферу сознания, то чем больше она расширяется, тем большее свое заблуждение она осознаёт, поскольку всё больше объектов познания осознаются отчуждёнными от неё. В периферийном сознании (науке или искусстве) чем больше объектов замечается для исследования тем более богатым оно считается. Религия же направлена вовнутрь, она не отчуждает объекты для их дальнейшего исследования в ней нет преграды между объектом и субъектом. В ней нет внешнего: всё едино.

Религиозный поиск возможен лишь после признания своего естественного богатства. Если бы истинное богатство находилось где-то снаружи, то не стоило бы придавать внимания своему внутреннему миру, ведь это было бы скучным занятием. Как показывает практика, у большинства современных людей, действительно, нет интереса к познанию себя. Поэтому поиск может начаться если мыслящий человек всё же начинает проявлять интерес к себе, а не к своим потребностям. Интерес к себе не влечёт того, что он не будет проявлять интереса к другим людям или к чему-то еще, но означает что он будет более четко осознавать свое отношение и ответственность по отношению к своему окружению.

5. Результаты поиска

В этом разделе буду высвечены некоторые проблемы, возникающие при развитии вышеизложенных разделов. Поскольку данное знание не может быть изолированно от исторически сложившихся философских концепций, то необходимо рассмотреть его взаимосвязи с известными философскими системами. Эти концепции можно рассматривать как философские школы со своими выделенными взглядами или как культурные особенности, сложившиеся в определённом месте и в определённое время.

Любую философскую школу можно оценивать прибегая к вышеизложенной методологии оценки. Структурная оценка школы показывает, что можно оценивать такие её элементы как организацию, методологию доказательств и исследуемые в ней области. Можно проводить исследования относительно целей данной школы, её функционировании и её происхождении. Можно изучать ценности, провозглашаемые исследуемой школой или заняться критикой данной школы с платформ науки или искусства. Но здесь возникают трудности порядка достоверности оцениваемого материала. Поэтому необходимо выделять философские взгляды достоверно принадлежавшие конкретным людям и групповые философские направления. Групповыми учениями называются либо те, которые уже отошли от учений их основателей и, поэтому допускающие большую вольность в их толкованиях, либо учения, существующие как социокультурные представления.

Например, мифология охватывает все пласты образного мышления. Образное мышление по своей природе мифологично, даже тех людей, которые не имеют ни малейшего представления о мифологии. Это связано с тем, что основа образов архетипична и имеет общечеловеческий характер, а миф предаёт знания в образном виде.

Несмотря на то, что теоретически предлагается применять разнообразные типы мышления, практическое мышление географически неоднородно. Есть основания считать, что европейское мышление носит дескриптивный научный характер, поскольку именно европейские философы считали, что философия должна быть объективной и во многом ориентирована на логику. Восточная философия, напротив, подчёркивала субъективный характер философских исканий и в основном ориентирована на образное мышление. Все эти вопросы, конечно, требуют более детальной проработки в дальнейшем.

6. Заключение

Рассуждения относительно оценки объектов носили в основном гносеологический характер, связанный с теорией познания. Выводы о бытии с применением этих методов познания носят онтологический характер. Поэтому поставленная задача в общих чертах выполнена лишь по отношению к методологии поиска. Задача же об объектах поиска и их результатах (теоретических и практических) переносится до дальнейших исследований.

Существуют три основных способа восприятия мира – религиозный, образный и логический, в среде которых осуществляется познание. Ценность данного произведения заключается в провозглашении равноправия их методов исследования и необходимости гармоничного развития по этим направлениям, без перекоса в ту или иную сторону.

Относительно внешних способов познания можно отметить, что перед исследованием какого-либо объекта происходит его предварительная оценка с той или иной позиции. Причём, в зависимости от индивидуального способа мышления, эта оценка производится с разных платформ, что не даёт право той или иной стороне утверждать, что её видение более правильно лишь на основании точности полученных результатов и несовпадении их с результатами противоположной стороны. Иными словами говоря, может существовать несколько правильных результатов, а не единственно верный. Более того, поскольку рассматриваемый предмет можно познавать со сколь угодно большого числа сторон, то таких правильных результатов относительно каждой точки зрения может быть бесконечно много.

Чем больше уточняются исследования в рамках какого-либо направления, тем больше возникает сложностей. Можно сказать, что при сужении исследования, то есть повышении степени оценки возникают новые ракурсы взгляда на вещи, а не более узкое мышление. Хотя, замкнутость в коридоре такого взгляда негативно скажется на общности мышления.

Методология поиска в рамках какой-либо оценки зависит от контекста поиска, определяемого троицей науки, искусства и религии. Различные виды этих методологий можно найти в разрозненном виде в различных философских системах. Поставлен также вопрос о способах отображения различных оценок посредством языковых понятий.

Данная работа носит субъективный характер, но её недостатком это я не считаю. В философии нет необходимости избегать субъективности, поскольку субъективность отражает личный характер поиска истины. Каждый человек в своих характерных глубоко-индивидуальных чертах несёт принцип истины. Жизненное предназначение каждого человека заключается в раскрытии этого принципа, а его жизненной задачей –– научиться воспринимать других как различные аспекты единой истинной реальности.

Бесконечный поиск не знает остановки, но на его пути часто приходиться возвращаться к пройденным этапам для их переосмысления. И тогда осознается, что начинать надо с начала.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.