Философский экзистенциализм: его представители, идеи
Присущий
экзистенциальной философии антропологизм получил у Сартра специфическое
обоснование и развитие. Ставшее традиционным определение экзистенциализма как
«философии субъекта» применимо к взглядам французского мыслителя, может быть, в
большей степени, чем других известных приверженцев этого учения. Наш исходный
пункт, декларировал философ – «это субъективность индивида».
Он чрезвычайно
остро, даже болезненно реагировал на порождение буржуазной индустриальной
цивилизацией отторжение массы людей от общества и государства, их растущее
отчуждение от культуры. Серийное машинное производство породило всеобщую
стандартизацию и усредненность, а «священный принцип» частной собственности
создал «частичного индивида», пленного вещами. Поэтому экзистенциальная
антропология направляется против закабаляющего человека вещизма.
Для этого
потребовалось преодолеть философские основы последнего, которые усматривались в
позитивистском толковании человека как части природы или вещи, наделенной
мыслью. Французский экзистенциалист строил свою антропологическую версию на
критике тех идеалистических трактовок, которые сводили бытие к мышлению,
абсолютизировали дух и его определения.
Тем самым
следование экзистенции привело Сартра к созданию идеи и оформления ее в
теоретическую концепцию, согласно которой человек должен быть в центре
философских исследований, а его свобода, внутренний субъективный мир – главный
предмет экзистенционального учения. Отвергая упреки «слева» и «справа» о том,
что экзистенциалисты указывают на темные стороны человеческой жизни (все
гнусное, низкое, липкое и т.п. ) и ущербность психологии личности (отчаяние,
одиночество, страх, тревога и т.д.), он формулировал исходные принципы и
особенности философии существования.
Противопоставляя
ее материализму, который ведет к рассмотрению людей как предметов, философ
писал, что экзистенциализм – «единственная теория», придающая человеку
достоинство, единственная теория, которая не делает из него объект… Мы именно и
хотим создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от
материального царства».
Отличая, далее,
экзистенциализм от рационалистических воззрений, в том числе Декарта с его «Я
мыслю, следовательно, существую», Сартр вносит в эту максиму существенную
новеллу. Он подчеркивает, что мы постигаем себя перед лицом другого, и другой
так же достоверен для нас, как мы сами. Таким образом, человек, постигающий
себя через cogito, «непосредственно
обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом – как условие своего
собственного существования». Развивая эту мысль о межличностных отношениях как
факторе самовыражения и самопознания людей, он отмечал, что другой человек
необходим для моего существования так же, как и для моего самопознания.
Обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как
стоящую передо мной свободу. Таким образом, «открывается целый мир, который мы
называем интерсубъективностью. В этом мире человек и решает, чем является он и
чем являются другие».
Данному тезису
придается в экзистенциализме особенно большое значение. Концептуально это
формулируется так: «существование предшествует сущности». Разъясняя его, Сартр
констатировал: «Это означает, что человек сначала существует, встречается,
появляется в мире, и только потом он определяется». Человек становится таким,
каким он по свободному выбору сделает себя сам. Таким образом, нет накакой
природы человека, как нет и бога, который ее задумал. Вот суть субъективности,
таков первый принцип экзистенциализма. Определяя себя, будучи ответственным за
свою судьбу, человек ответственен и за всех людей. Но он не может выйти за
пределы человеческой субъективности. В этом глубинный смысл экзистенциализма.
Видным
представителем французского атеистического экзистенциализма был и Альбер
Камю (1913-1960)- философ, писатель, драматург и актер, участник Движения
Сопротивления фашизму. Погиб в автомобильной катастрофе. Автор философских
работ «Миф о Сизифе»(19472), «Бунтующий человек» (1951) и др.; повестей, пьес,
публицистики в трех книгах (1950-1958).
Как философ и
деятель культуры, он испытывал глубокое разочарование в том, как развивается
история, в каком направлении движется прогресс, что происходит с судьбами
миллионов людей разных стран. Его социальный пессимизм существенно отразился на
трактовке всей совокупности философских вопросов, относящихся к человеку, его
экзистенциальности. Тематика самоубийств и убийств, бунтов, террора надолго
определила направления творчества философа и писателя. Нередко она
сопровождалась отходом от ставших традиционными (классическими) канонов
философии существования.
Уже осенью 1940
г. В Лионе, когда началась работа над первым крупным философским трудом, Камю
изложил свое понимание человеческого бытия таким образом: «Есть лишь одна
по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить,
стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на
фундаментальный вопрос философии». Все остальное автору книги представлялось
второстепенным: какие измерения имеет мир, каким категориями руководствуется
разум. Названную им проблему он рассматривал в рамках рассуждений о смысле
жизни в условиях господствующего в мире абсурда и ежедневной омерзительной
скуки, безотрадного существования.
«Сам по себе мир
просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать». Абсурд в равной степени
зависит от человека и от мира. Пока что это единственная связь между ними. Он
скрепляет их так прочно, как умеет приковывать одно живое существо к другому
только ненависть. И в этом состоянии абсурда нужно жить. Критически отнесясь к
тезису С. Къеркегора о том, что от человека от пустоты и отчаяния спасает
сознание, Камю негативно высказывался и о самой философии существования, как
она сложилась к началу 40-х гг. «Я решусь назвать экзистенцинальный подход
философским самоубийством». Это движение мысли, которым она «отрицает самое
себя и стремится преодолеть себя с помощью того, что ее отрицает. Отрицание и
есть бог экзистенциализма. Точнее единственной опорой этого бога является
отрицание человеческого разума».
Человек разучился
надеяться. Ад настоящего сделался наконец его царством. Завтрашнего дня нет. И
отныне «это стало основанием моей свободы…. Исходная тема экзистенциональной
философии сохраняет всю свою значимость. Пробуждение сознания, бегство от
сновидений повседневности – таковы первые ступени абсурдной свободы».
Если в данной
работе Камо все экзистенциальные проблемы (как он их понимал) развивал вокруг
идей самоубийства, абсурда и обусловленного этим поведения абсурдного человека
с адекватной свободой, то в книге «Бунтующий человек» в центре философского
анализа – бунт личности. Выводя из своего философского кредо – человеческого
абсурда – три следствия: бунт, свободу и страсть, писатель сопрягает их в нечто
целое, единое. Человек прибегает к бунту из-за того, что вокруг него творятся
убийства, несправедливость, беззакония, готовятся и развязываются бесконечные
войны, государственный террор. Трагедия философии состоит в том, что она все
это пророчествует и оправдывает. Бунтующий человек всему, что его окружает,
говорит, наконец «нет». Это реакция раба, всю жизнь повиновавщегося «господским
распоряжением».
Философский труд
венчает то, с чего он начинался. Нам нужно расстаться с эпохой. В очистительном
бунте наконец-то рождается подлинный человек. «Тетива натянута, лук скрипит.
Напряжение все сильней – и прямая жесткая стрела уже готова устремиться в
свободный полет».
Таким был
своеобразный, до предела социологизированный и идеологозированный
экзистенциализм Камю, развившего в ХХ в. Многие идеи иррационализма,
волюнтаризма и нигилизма своего известного предшественника, ставшего изгоем
цивилизации, философа-бунтаря Фридриха Ницше.
Основателем
французского католического экзистенциализма был Габриэль МАРСЕЛЬ.
Его
философия носит ярко выраженный религиозный характер.
Марсель, считая невозможным и неприемлемым научное
обоснование религии, отвергает рациональные доказательства бытия бога и
утверждает, что бог принадлежит особому миру "существования", недоступному
для объективнойнауки.
Бог, по Марселю, существует, но не обладает
объективной реальностью, не принадлежит миру "вещей"; он
"непредставляем", "неопределим", его нельзя мыслить:
"мыслить веру - значит уже не верить". Таким образом, апология
христианства Марселя резко отличается от традиционного от католицизма схоластического
метода.
В отличие от "мира объективности", в сфере
"существования" исчезает граница между субъектом и объектом. Духовное
начало, трактуемое объективно, а не субъективно, и тем самым доступное
логическому анализу и рациональному познанию, неприемлемо для Марселя.
Для экзистенциализма Марселя характерно
противопоставление ДВУХ ПОНЯТИЙ - проблемы и таинства. Первое
характеризует "мир объективности", второе -сферу
"существования".
"ПРОБЛЕМА, - гласит
определение Марселя, - есть нечто встреченное и преграждающее мой путь. Она
всецело передо мной". В этом случае я рассматриваю нечто со стороны,
подхожу к нему объективно, как к находящемуся вне и независимо от меня.
Проблема находится в сфере логического. ТАИНСТВО - это понятие, которое
Марселем противопоставляется понятию "проблема". Таинство не
противопоставляет субъект объекту, "Я" - "не-Я", познающего
- познаваемому. Оно включает, вовлекает меня самого, мое существование, сливает
воедино "Я" и "не-Я", выводит за границы созерцательности,
стирает грань между "вне меня" и "во мне". Тем самым оно
преодолевает объективный, логический подход.
Итак, в сфере "существования" мир перестает
быть "проблемой" и становится "таинством". Объективность
всячески исключается из понимания отношений, связей, зависимостей.
В сфере "существования" у Марселя
принципиальное место занимает "интерсубъективность", а не
объективность. "Объективная реальность" уступает место "второму
лицу". "Присутствие" становится одной из основных категорий.
Причинная связь вместе с другими формами объективных взаимозависимостей теряет
онтологическое значение. На их место приходят любовь, привязанность, вера,
верность, ответственность, уважение, послушание, доступность. "Быть - это
быть любимым" - характерная для этой онтологии формула. Причем это
распространяется не только на отношения между людьми, и вообще живыми
существами, но на все отношения вообще.
Онтология
Марселя не является натуралистичной. Явления природы мало интересуют Марселя.
Его онтология резко антинатуралистична. Но коль скоро в ней заходит речь об
отношении к природным вещам, оно устанавливается по образу и подобию
интерсубъективной эмоциональности. Объективное познание природы не ведет, по
Марселю, к истине. "Как может, - риторически вопрошает он, - то, что мы
называем реальность, или, если кому угодно природой, дать ответ человеку в его
поисках истины?"
Удивление, восхищение, причастность - основные
характеристики "бытия-в-мире". Именно здесь один из основных
переходов от "антропологии" к теологии: явления природы как творения
не ведут в царство "безличного", а служат для человека одним из
источников восхищения их творцом.
Философия Марселя, по сути дела, не антропоцентрична.
Любовь к людям покоится на любви к богу и отношении к другим как "детям
божьим"; братство людей - это братство во Христе.
Философия
Марселя по сути теоцентирчна. Мир в целом для Марселя - не более чем связующее
звено коммуникации с его творцом, как и другие "Ты", приобщающие
"Я" к абсолютному "Ты".
Теперь
обратим внимание на различение категорий "быть" и "иметь",
которые широко используются в экзистенциалистских построениях Марселя. "ИМЕТЬ" - это
отношение к вещи, к объекту, к тому, что может быть отделено, отчуждено от
меня, к чему я могу быть непричастным. "Быть тем или иным", напротив,
неотделимо от меня.
В
этом отличие того, что я имею, от того, что я есть.
Марсель вводит здесь построение, аналогичное
разделению "неподлинного" и "подлинного" существования у
Хайдеггера.
Категория "БЫТЬ" и
связанная с ней идея воплощения раскрывают у Марселя проникновение в
"таинства" бытия-в-мире. Идея воплощения переносится Марселем на всю
природу, которая превращается в воплощение абсолютного"Я".
Итак, экзистенциализм выступает против
субъект-объектных, вещных, предметных отношений как не раскрывающих сути бытия.
Марсель рассматривает обобщение и абстрагирование как
величайшее философское зло. Он зовет отрешиться он абстрактного мышления и
повернуть к конкретному, единичному, индивидуальному - от "сущего" к
отдельным существам во всем их своеобразии, со всеми их отличительными
особенностями. НАУКА, по мнению
экзистенциалистов, обладая механизмом универсализации, всюду внедряет "дух
абстракции", в котором все конкретное, "личностное"
уничтожается, заменяется "безликим", "общезначимым".
"Никогда не следует забывать, - пишет Марсель, -
что если превосходство науки состоит в том, что она для всех, то этому
превосходству сопутствует тяжкое метафизическое возмездие; наука для всех
только потому, что она ни для кого в отдельности".
Марсель
критикует "индустриальное общество", считая практическим эквивалентом
"духа астракции" функционализацию, обезличение,
"омассовление" человека, "распыление" личности в обществе.
Марсель рассматривает технический прогресс, организованность, планирование,
коллективизм как возрастающую угрозу антииндивидуалистических сил, направленных
к гибельному растворению личности в обществе.
Мировоззренческие
взгляды экзистенциалистов получили разную оценку со стороны других западных
философских школ, в центре которых – изучение человека. В 70-е – 80-е годы
влияние экзистенциализма как самостоятельного философского течения стало
заметно ослабевать, уступая место другим направлениям западной социальной
мыслью.
Заключение.
В 60-70-е годы прошлого века экзистенциализм, став
одним из самых популярных направлений западной философии, приобретал множество
последователей и сторонников по всему миру. Особенно восприимчивой к его идеям
оказалась художественная интеллигенция и студенческая молодежь. Важное значение
для человечества конца двадцатого века имели предупреждения экзистенциализма
против безоглядной веры в науку и технику, против недобросовестности
приспосабливающегося к экономическим и социальным реалиям сознания (т.е. против
конформизма). Экзистенциализм по-новому и весьма продуктивно поставил и
разрешил проблему свободы человека, выбора жизненных путей. фашистские режимы, опирающиеся на низменные и животные
инстинкты людей. Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности
происходящему, неприкаянность - вот главные черты менталитета той эпохи. Именно
в это время сформировался экзистенциализм - одно из Это было время осмысления пережитых потерь и разочарований,
время предчувствия новых, еще более страшных потрясений, время кардинальных
переоценок прежних идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века
еще оставляла место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за
которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов показала
человечеству реальность конца цивилизации. Словно из глубин первобытного
сознания наружу вырвались самые темные стороны человеческой натуры: жестокость,
стремление к превосходству, уничтожению. Были отброшены христианские ценности,
культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии, Италии и
Испании зарождались и стремительно шли к власти самых
иррациональных и пессимистичных философских течений, в котором, как в зеркале,
отразилось общее мироощущение людей той эпохи.
Экзистенциализм
отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории,
которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса
цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не
выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он
протестует против капитуляции личности перед этим кризисом.
Экзистенциалисты
считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили
неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого
бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться
со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.
Центральным
понятием учения является экзистенция — человеческое существование как
нерасчлененная целостность объекта и субъекта. Постигая себя как экзистенцию,
личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор
свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Преимущественным
объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие
индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир"
личности.
Жизненный мир -
это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности,
субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это
противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной
разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется
никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью
человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма
- существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует,
появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По
экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к
смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых
человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и
религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку
никакой потусторонней перспективы.
Экзистенциалисты
считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому
высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических
начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о
"пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в
которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная
ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть
или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром
трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.
Пограничные
ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен
выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные
ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент выбора
"за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры,
любви, смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство.
"Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой. В
секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора связан с формой
самореализации личности. Это самореализация определяется фактом случайности
человеческого бытия, его заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что
человек никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая, и
ему не на что опереться.
Способность
человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира
является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования
- его свободы. Человек - это свобода. Экзистенциалисты подчеркивают, что
человек свободен совершенно независимо от реальных возможностей осуществления
его целей. Свобода человека сохраняется в любой обстановке и выражается в
возможности выбирать, делать выбор. Речь идет не о выборе возможностей для
действия, а выражении своего отношения к данной ситуации. Таким образом,
свобода в экзистенциализме - это прежде всего свобода сознания, свобода выбора
духовно-нравственной позиции индивида. Следует признать сильную сторону в постановке
проблемы свободы в экзистенциализме. Она заключается в стремлении подчеркнуть,
что деятельность людей направляется прежде всего не внешними обстоятельствами,
а внутренними побуждениями, что каждый человек в тех или иных обстоятельствах
мысленно реагирует не одинаково. От каждого человека зависит очень многое и не
надо в случае отрицательного развития событий ссылаться на обстоятельства. Люди
обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, в каждый
конкретно-исторический момент существует не одна, а несколько. В наличии
реальных возможностей развития события не менее важно и то, что люди свободны в
выборе средств, для достижения поставленных целей. А цели и средства,
воплощенные в действия, уже создают определенную ситуацию, которая сама
начинает оказывать влияние. Слабость экзистенциалистского подхода состоит в
неумении или нежелании увязать субъективные цели и намерения людей,
субъективную позицию с внешними историческими детерминантами, с тем фактом, что
каждый человек, рождаясь на свет, застает готовыми, сложившимися определенный
уровень материальной и духовной культуры, систему социальных институтов... Он
включен в это и ему приходится действовать в тех рамках, которые они диктуют.
Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека. Без свободы
нет и ответственности.
Если человек не
свободен, если человек в своих действиях постоянно детерминирован,
предопределен какими-либо духовными или материальными факторами, то он, по
экзистенциализму, не отвечает за свои действия. Но если человек поступает
свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления,
значит он в ответе и за последствия своих действий.
Учение
экзистенциализма носит ярко выраженный нравственно-этический характер,
мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. С уходом из жизни
основных представителей этого течения влияние экзистенциализма ослабло. Но его
основные идеи были освоены другими направлениями современной философии.
Список
использованной литературы:
1. Введение в философию: Учебник
для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1990.
2. Габитова Р.М. Человек и
общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
3. Гайденко П.П. Философия
культуры Карла Ясперса. // Вопросы философии, 1972, № 9.
4. История философии. Учебник
для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001 - 576.
5. Камю А. Бунтующий человек.
Философия. Политика. Искусство. М., 1990.
6. Миголатьев А.А. Философия.
М., 2001.
7. Молчанов В.И. Время и
сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988.
8. Сартр Ж.П. Экзистенциализм -
это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
9. Сартр Ж.П. Стена. М., 1992.
10. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990.
11. Философия М.Хайдеггера и современность. М., 1991.
12. Хрестоматия по философии. Ростов-на-Дону, 1997
13. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
14. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.