рефераты скачать

МЕНЮ


Философские взгляды И. Канта

произнес: "Хорошо! Мы будем сражаться во тьме!" Подобный случай произошел в

Отечественную войну 1812 года, в Лейпцигском сражении "Битва народов".

Французы потерпели поражение и только небольшая горстка французской гвардии

стойко оборонялась. Когда один из нападающих предложил им сдаться, видя

бесполезность сопротивления, один из гвардейцев ответил: "Гвардия не

сдается, гвардия погибает!" Но, наверное, высшим проявлением всеобщего

героизма возвышенной души солдата произошел в Великую Отечественную войну,

когда массовый героизм советского солдата проявлялся на каждом шагу. Мы

знаем много примеров, когда героизм того или иного солдата или офицера был

зафиксирован - отмечен наградой, но у советского командования не хватило бы

почетных званий, орденов и медалей, чтобы отметить массовый героизм

советских людей, к тому же героизм делался не для награды, а по зову

возвышенной души защитника своего отечества. Но Кант это суждение

приписывает любой войне вообще, мне же кажется, что только освободительная

война несет в себе это понятие возвышенного, захватнические войны несут

людям лишь зло, и, как пишет Кант: "И если мы находим наши силы

недостаточными для преодоления (этого зла) - оно предмет страха, а не

чувства возвышенного", стр.268

Раздел третий

Притязание эстетического суждения на общезначимость для каждого субъекта,

как суждение, которое должно основываться на каком-либо априорном принципе

(см. Примечание п.2) нуждается в дедукции - признание законности его

притязания, которую надо прибавить еще сверх разъяснения в том именно

случае, когда дело касается удовольствия или неудовольствия от форм

объекта.

Дедукция суждения вкуса имеет некоторые особенности, и первая заключается

в том, что суждение вкуса определяет свой предмет в отношении удовольствия

(как красоты), притязая при этом на одобрение каждого, как если бы оно было

объективным. В данном случае субъективные суждения вкуса, основанные не на

логических рассуждениях, а на чувствах субъекта, претендуют на всеобщность

суждений, то есть, объективный характер. Вторая особенность заключается в

том, что суждение вкуса не может определяться никакими доводами, ни

эмпирическими, ни априорными, так как доводы основаны на понятии и даже

узаконенных правилах, а это уже будет не суждение вкуса, а суждение разума.

Хотя суждение вкус претендует на всеобщий характер, оно по природе

субъективно. Это очень хорошо прослеживается на "критике". "Критики"

создают определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди

в оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-

понятиях, создавая тем самым целую науку о прекрасном, выдавая эти правила

за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных суждениях о

прекрасном, но самое-то главное в том, что и эти правила не могут стать

эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, так как он сам исходит в этой

оценке из своих соображений, вернее, от рефлексии субъекта. "Таким образом,

хотя критики, как говорит Кант, могут умствовать более правдоподобно, чем

повара, все же судьба и тех и других одинакова", стр. 298.

Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с ним

одну общую черту - притязание на всеобщность, но поскольку вкус опирается

не на понятия, а на чувства - свободное воображение субъекта, то и суждение

вкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить тем, что мы

вправе предполагать, что у каждого человека те же субъективные условия

способности суждения, какие мы находим в самом себе. Если суждение, как

реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно называется чувственным

ощущением. Ощущение от продукта природы (цветка) можно назвать

удовольствием наслаждения, удовольствие же от какого-либо поступка, в силу

его моральных свойств, есть удовольствие не наслаждения, а

самосстоятельности и соответствия ее с идеей нашего назначения, чувство при

этом имеет нравственный характер. Удовольствие от возвышенного в природе

требует собственного сверхчувственного назначения и оно имеет моральную

основу. Только удовольствие от прекрасного не включает в себя ни моральных

законов, ни элемента созерцания, не носит даже нравственного характера, оно

прежде всего удовольствие одной лишь рефлексии. Личные чувства принимают

всеобщий характер потому, что мы в своих суждениях считаемся не столько с

действительными, сколько с возможными суждениями других, ставя себя на

место каждого. Тут три момента:

1. иметь собственное суждение, то есть, мнение, свободное от всяческих

предрассудков, эта способность зависит от рассудка индивида;

2. мысленно ставить себя на место каждого другого, способность широкого

образа мыслей, то есть, способность сопоставлять свои эмпирические

наблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения;

3. всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить

последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов.

Способность последовательного мышления должна перейти в навык, этим

заведует разум. Конечно, суждение вкуса не сводится к пониманию данной

формулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданием этого

чувства, в действительности это все происходит гораздо сложнее и

многообразнее, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникает

лишь тогда, "когда воображение в своей свободе пробуждает рассудок, а

рассудок без (посредства) понятий придает игре воображения правильность,

представление сообщается другим не как мысль, а как внутреннее чувство

целесообразного состояния души", стр.309.

Мы уже установили, что суждение вкуса о прекрасном в природе проявляется

в незаинтересованности к объекту, но он может вызывать определенный интерес

эмпирического или интеллектуального характера, с суждением вкуса этот

интерес связан косвенно. Суждение вкуса в изящных искусствах всегда имеет

заинтересованность. Дело в том, что творения искусства стараются подражать

прекрасной природе, а в том случае интерес субъекта вызывается соотнесением

заложенных красот с первоисточником природы - познавательный интерес, но

творение искусства есть продукт самого человека и он может заложить в

процессе его создания определенные красоты, то есть, целесообразность, и в

этом случае интерес работает, настолько, насколько пригоден этот предмет

для меня -"тщеславный интерес", или для общества - интеллектуальный

интерес. Таким образом, чистому суждению вкуса не характерна никакая

заинтересованность. "Красота эта должна быть природой или быть принятой за

природу, чтобы мы могли питать к ней, как таковой, непосредственный

интерес", стр.317.

Искусство по праву следует считать творением рук человеческих, его

свободного разума, а предмет, сделанный им по законам прекрасного в

природе, не должен иметь аналогии в такого рода предметах. Сам процесс

работы над произведением должен быть свободным, то есть, работа не для

заработка, а работа по законам красоты свободного таланта. (Хотя даже в

процессе создания произведения искусства есть нечто вроде элементарного

принуждения) Существует два вида искусств. Приятные искусства -

предназначены лишь для наслаждения, развлечения. К этому виду относятся

игры, сервировка стола и пищи, умение создать непринужденную обстановку в

компании и т.д. Изящные же искусства - это способ представления, который

сам по себе целесообразен, и, хотя и без цели, но все же содействует

культуре способностей души для общения между людьми. Прекрасно искусство

тогда, когда мы сознаем, что это искусство, тем не менее оно кажется нам

природой. Это происходит потому, что оно точно соответствует правилам, но

эти правила, по которым работал художник, должны быть скрыты от

наблюдателя. Вот почему Бетховен никогда не работал при свидетелях.

Гений - это талант, природные зачатки души, через которые природа дает

искусству правило. Гений обладает оригинальностью, вместе с тем

произведения его являются образцом, сам процесс написания произведения

искусства никогда не фиксируется и (очень редко) передается другим, как

руководство для написания произведения искусства. Это происходит потому,

что сам процесс создания произведения искусства не имеет наглядности и

поэтому научно описан быть не может. Если механическое искусство есть

искусство умения, прилежания и изучения, то изящное искусство - искусство

гения, хотя элементы механического присутствуют и в нем. Для суждения

прекрасного необходим вкус, а для создания предметом искусства нужен гений.

Как же связаны и чем различаются эти понятия?

"Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве - это

прекрасное представление о вещи", стр.327. Если в природе бесформенные

предметы не могут быть прекрасными, то в искусстве безобразное выступает в

форме прекрасного, форме описания, вернее, в произведении искусства

безобразный предмет выступает как прекрасный и даже возвышенный, в силу

гениальности вкуса художника, но чаще всего находится в поиске художника,

хотя мы знаем примеры порыва души, вдохновение, которое приводит к

моментальному воспроизведению произведения искусства в целом и сразу. Я

имею в виду, что Моцарт, Мусоргский и И. Штраус писали свои произведения

сразу и на чистовую, хотя первый массу вариантов проигрывал на фортепиано,

два вторых делали заметки везде и всюду, вплоть до манжет. Таким образом,

если и создается произведение искусства "сразу", то ему все равно

предшествует определенный период подготовки, то есть, период созревания

этого произведения. И, как справедливо отмечает Кант, мы в произведениях

изящного искусства, к которым он относит поэзию, музыку и изобразительное

искусство "картинные галереи", можем часто наблюдать "в одном гений без

вкуса, в другом вкус без гения", стр.329.

Рассматривая вторую формулу, мы можем сказать, что произведение,

относящееся к изящному искусству, иногда не имеет духа, то есть, оно не

приводит наши душевные силы в движение, не способствует свободной игре

воображения - эстетическая идея. Интеллектуальные понятия, которые не

существуют в природе, каковыми являются любовь, слава, смерть, зависть и

все людские пороки, выступают в поэтическом произведении в виде

эстетических идей только по средствам талантливости самого поэта, так как

Кант считает, что "только в поэзии эта способность эстетических идей может

проявляться в полной мере", стр.331. Эстетическая сила несет в себе с

главной идеей произведения массу побочных представлений, которые, в своем

многообразии и вызывают душевное движение. Соотношение разума -

интеллектуальные понятия со способностью духа и есть суть таланта,

наивысшее проявление этих соотношений есть суть гения, дефиниция гения

Кантом сводится к следующему: "Гений есть образцовая оригинальность

природного дарования субъекта в свободном признании своих познавательных

способностей", стр. 335.

Рассматривая первую формулу (гений без вкуса), необходимо отметить, что

только одно богатство воображения - гений приводит к неясности в изящном

искусстве, вкус же вносит в произведение ясность, порядок и полноту мыслей,

он делает идеи устойчивыми, способными вызывать длительное и всеобщее

одобрение, и, если при сопоставлении двух этих свойств в произведении

встанет вопрос о жертве, то эта жертва должна идти со стороны гения, а не

вкуса.

Деление изящных искусств мы будем проводить по степени выражения того или

иного вида искусства. Их три: артикуляция - слово, жестикуляция - жесты, и

модуляция - тон. "Только сочетание этих трех видов выражения исчерпывает

способность говорящего к сообщению, ведь благодаря этому мысль, созерцание

и ощущение передаются другим одновременно и совокупно", стр. 338. Таким

образом, имеется и три вида изящных искусств: словесное, изобразительное и

искусство игры ощущений.

1. К словесным изящным искусствам относятся риторика и поэзия.

К изобразительным относятся ваяние, зодчество, живопись. Живопись

разделяется на истинно живопись - изображение природы и декоративно-

прикладную живопись - изображение продуктов природы. Первый вид искусства в

большей части предназначен для слуха и в меньшей - для зрения. Второй вид -

в большей части для зрения, и в меньшей - для осязания.

К искусству изящной игры ощущений относится музыка и искусство красок,

первое использует слух, второе - зрение. Все эти чистые изящные искусства в

сочетании друг с другом Приводят к синтетическим искусствам, так, например,

сочетание слова и жеста приводят нас к театральному искусству драмы,

комедии или трагедии, во многих случаях там присутствуют и живопись, и

музыка. Сочетание слова и музыки приводит к пению. Сочетание музыки, танца,

слова, приводит к музыкально-театральному жанру оперы или оперетты. Музыка

и жест (танец) создают основу балета. Таким образом, мы видим, что

синтетические искусства могут включать в себя или два (балет и драма), или

все виды искусства, как, например, опера. Какова же эстетическая ценность

этих синтетических искусств вообще и по отношению к (чистым) изящным

искусствам? В таких сочетаниях изящное искусство есть в еще большей мере

искусство. Но становится ли оно более прекрасным? Как отмечает Кант, в этом

можно сомневаться, "так как перекрещиваются столь многоразличные виды

удовольствия", стр.344

Дифференциацию изящных (простых) искусств Кант проводит по принципу

влияния этого искусства на свободную игру воображения - души или, как он

говорит, способности ("возбуждения и душевного волнения"), стр.246. По

этому принципу на первое место становится поэзия, а затем музыка. Несколько

не понятно, почему первое место занимает поэзия, ведь она выражается в

словах, пусть даже без понятий, но более конкретно, нежели музыка, которая,

на мой взгляд, дает больше свободы душе, нежели поэзия (Платон в своем

государстве на первое место среди искусств ставил музыку - непрограммную).

Если же дифференциацию искусства проследить по степени обогащения культуры

души, способность воспитывать в нас моральные качества, то на первое место

здесь выходят изобразительные искусства и прежде всего живопись, так как

она включает в себя остальные виды изобразительного искусства. Эти

искусства более индивидуальны, нежели музыка, которая претендует на роль

общественного искусства, поэтому и информация, которую несут в себе

изобразительные искусства, также индивидуальна. Эта дифференциация может

быть и по другим принципам и в другом порядке, и, как пишет в сноске сам

Кант, "пусть читатель не рассматривает этот набросок возможного деления

изящных искусств как задуманную теорию. Это только одна из многих попыток,

которые еще можно и должно предпринять", стр.338.

Раздел четвертый

Способность суждения, которая должна быть диалектической, должна

притязать на всеобщность. Но суждение вкуса в большей мере субъективно, так

как опирается на субъективные (понятия) о произведениях того или иного вида

искусства, каждый имеет свой вкус, о вкусе не дискутируют, но все же о

вкусе можно спорить, а значит, спор предполагает две противоположные точки

зрения, которые притязают на всеобщность, но две сразу противоположные

точки зрения не могут быть приняты за идеал вкуса. Возникает анатомия

вкуса. К тому же в споре противоположные стороны опираются на понятия,

доказывая свою правоту, но, как нам уже известно, суждение вкуса не

опирается на понятие, иначе это будет просто логическим спором. Диалектика

способности эстетических суждений вкуса относится не собственно к вкусу, а

к критике вкуса.

При разрешении той или иной антиномии дело идет только о возможности

того, что два видимо противоположных друг другу положения на самом деле не

противоречат друг другу, а могут сосуществовать, хотя объяснить возможность

их понятия выше нашей познавательной способности.

Таким образом, Кант ставит вопрос о сочетании субъективных и объективных

принципов суждения вкуса, но не находит на это ответа, в этом его характер

антиномии, он пишет: "Совершенно невозможно дать определенный объективный

принцип вкуса, которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и на

основании которого они могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда не

было бы никакого суждения вкуса. Только объективный принцип, а именно,

неопределенная идея сверхчувственного в нас может быть указана, как

единственный ключ к разгадке этой даже в своих истоках скрытой от нас

способности, но далее уже ничем нельзя сделать его понятным", стр.361.

Принцип вкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус судит

эмпирически, через внешние чувства, или из априорных оснований. В первом

случае это будет эмпиризм вкуса, во втором - его рационализм. Рационализм

же принципа вкуса может быть или рационализмом реализма, целесообразности,

или рационализмом идеализма ее, но суждение вкуса не есть познавательный

процесс, а красота - не свойство предмета самого по себе, это лишь

эстетические чувства в самом субъекте, поэтому рационализм принципа вкуса

никогда нельзя усматривать в том, будто целесообразность в этом суждении

мыслится как объективная. За реализм эстетической целесообразности природы

говорят прекрасные творения самой природы. Об идеализме целесообразности в

красоте природы Кант пишет так: "Но что прямо доказывает принцип

идеальности целесообразности в красоте природы, как принцип, который мы

всегда полагаем в основу самого эстетического суждения и который не

позволяет нам применять реализм цели природы в качестве основания для нашей

способности представления, - так это то обстоятельство, что при оценке

красоты вообще мы ищем мерило в нас самих и что эстетическая способность

суждения, когда судит о том, прекрасно все это или нет, сама себе

устраивает законы, чего не могло бы быть, если допустить реализм

целесообразности природы, ибо мы в таком случае должны были бы учиться у

природы тому, что мы должны считать прекрасным и суждение вкуса было бы

подчинено эмпирическим принципам", стр.371-372.

Еще яснее можно усмотреть принцип идеализма целесообразности в изящном

искусстве, в самом деле, с прекрасной природой оно имеет общее то, что в

нем нельзя допустить эстетический реализм, целесообразности через ощущения,

но удовольствие не должно зависеть от достижения определенных целей.

Изящное искусство не есть продукт рассудка или науки, а как произведение

гения, и, следовательно, оно получает свои правила через эстетические идеи,

которые существенно отличаются от исходящих из разума идей определенных

целей. Следовательно, даже в основе рационализма лежит идеальность целей, а

не их реальность. Таким образом, идеализм целесообразности в суждении вкуса

о прекрасном в природе и в искусстве есть единственное предположение, при

котором критика только и способна объяснить возможность суждения вкуса.

Всякое субъективно-абстрактное изображение как чувственное воплощение

бывает двояким: схематическое, то есть, понятием рассудка дается

соответствующее априорное созерцание, или символическое, когда под понятием

разума не может быть никакого чувственного созерцания, способность суждения

согласуется с самим образом действия, а не по созерцанию. Таким образом,

все созерцания, которые подводятся под априорные понятия, есть суть или

схемы, или символы.

Прекрасное есть символ нравственно доброго: и только принимая это во

внимание, оно и не нравится с притязанием на согласие каждого другого,

причем душа сознает и некоторое облагораживание и возвышение над

восприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по такой

же максимальной мерке своей способности суждения о достоинстве других.

Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса, предполагает

полную свободу воображения, субъективный принцип суждения о прекрасном

становится всеобщим. Для изящного искусства существует только манера, а не

способ обучения. Мастер показывает ученику, как и что надлежит делать,

общие правила для данного искусства являются напоминанием, а не

перенесением в процесс творчества, но стремление к идеалу существует, но в

практике этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит в

ученике воображение, только тогда ученик сможет творить по законам красоты

изящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, его

культура душевных сил.

В заключении Кант пишет: "Но так как вкус, в сущности, есть способность

суждения о чувственном воплощении нравственных идей (исходящему из этих

идей чувству - оно называется моральным чувством) выводится то

удовольствие, которое вкус объявляет значимым для человечества вообще, а не

только для личного чувства каждого - то ясно, что истинной пропедевтикой

(см. Примечания п.3) к утверждению вкуса служит развитие нравственных идей

и культуры морального чувства; только в том случае, когда чувственность

приведена в согласие с этим чувством, настоящий вкус может принять

определенную неизменную форму".

В заключение хочется сказать несколько слов об учении Канта вообще и, в

частности, его "Критике способности суждения вкуса".

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому

его ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью

пересматриваются, и, как отмечает Асмус: "Кант не был кантианцем в такой

мере, в какой его изображают новейшие почитатели".

Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории

немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее

вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему развитию.

Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки зрения

ее ценности, так и с критическими замечаниями. Маркс, Энгельс и Ленин дали

глубокий анализ социально-классовой основы философской системы Канта. Вся

концепция Канта направлена на человека, его связь с природой, изучение

человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер: "О смертном

человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант, что и

составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта великая

идея самоопределения светит нам, отражаясь в тех явлениях природы, которые

мы называем красотой".

Примечания

1. Агностицизм - (греч. agnostos - непознаваемый), учение, согласно

которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь

достоверное знание о них. В истории философии классическими выразителями

идей агностицизма - агностики - были Юм и Кант. Кант хотя и признавал

объективное существование вещей самих по себе, но сущность их считал

непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте

("Вещь в себе"), стр.9, Краткий словарь по философии. Изд-во "Политическая

литература", М., 1979 г.

2. Априорные принципы - (от лат. priori - из предшествующего) понятие

логики и теории познания, характеризующее знание, придающее ему

оформленный, всеобщий и необходимый характер. Априоризм характерен для

идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства, стр.69, Советский

энциклопедический словарь, Изд. четвертое. Изд-во "Советская энциклопедия",

М., 1987 г.

В философии И. Канта априорное знание - условие опытного знания,

придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

3. Пропедевтика - введение в науку, предварительный вводный курс,

систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, стр. 1069, Сов.

энциклопедический словарь, Изд. четвертое. Изд-во "Советская энциклопедия",

1987 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кант И. Трактаты и письма (Вступит. ст. А.В. Гулыги) - М., Наука,

1980.

2. Абрамян Л.А. Главный труд Канта: к 200-летию выхода в свет "Критики

чистого разума" - Ереван, Айастан, 1981.

3. Баскин Ю.Я. Кант. - М., Юрид. лит., 1984.

4. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр.

прочтения "Критики чистого разума". М., Наука, 1986.

5. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист.

- Л., Ленингр. ун-та, 1984.

6. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М., Мол. гвардия, 1981, ("Жизнь

замечательных людей").

7. "Критика чистого разума" Канта и современность, Б.А. Штейнберг, Т.И.

Ойзерман, М. Бур и др., АН Латв. ССР, Ин-т философии и права. - Рига,

Зинатне, 1984.

8. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики

чистого разума" /Ин-т философии АН СССР, М., 1983.

9. Философия Канта и современный идеализм, И.С. Андреева, И.И. Ремезова,

Л.А. Боброва и др., Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян, АН СССР,

ИНИОН, М., Наука, 1987.

10. И. Кант "Критика способности суждения", М., Мысль, 1966.

11. И. Кант Сочинения в шести томах, т. 5.

12. В.Ф. Асмус Проблема целесообразности в учении Канта в органической

природе и в эстетике. Вступит. статья к соч. И. Канта в шести томах, т. 5.

13. Философский словарь, М., Политическая литература, 1975.

14. В.Ф. Асмус, Избранные философские труды, М., Моск. ун-т, 1971.

15. Л.А. Калинников. Проблемы философии истории в системе Канта, Л.,

Ленингр. ун-т, 1978.

16. М.С. Каган. Лекции по истории эстетики, Л., 1978.

17. И.С. Нарский. Кант. "Мыслители прошлого", М., Мысль, 1976.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.