Иркутский государственный педагогический университет
РЕФЕРАТ
ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Выполнил:
аспирант кафедры всемирной истории
Гавриков Алексей Александрович
Научный руководитель:
д.и.н., профессор Кузьмин Ю.В.
Иркутск 2005
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1.
Биографический очерк ………………………………………..6
Глава 2. Мораль и
нравственность……………………………………..9
Глава 3.
Человек………………………………………………………..12
Глава 4.
Государство…………………………………………………...15
Глава 5.
Религия………………………………………………………..19
Российская
история по Макиавелли (вместо заключения)………….21
Литература……………………………………………………………..22
Введение
«И поныне, когда
иностранец хочет сделать Италии комплимент, он называет ее родиной Данте и
Савонаролы, а о Макиавелли умалчивает»,– с сожалением писал один из
исследователей жизни и творчества Никколо Макиавелли (1469-1527)[1].
Действительно,
достаточно не много найдется в мировой истории и философии деятелей, оценки
которых отличались бы такой противоречивостью. «Умалчивание» имени Макиавелли
вовсе не связано с тем, что все относятся к нему однозначно отрицательно.
Просто, «делая комплимент Италии», люди руководствуются принципом: «если
сомневаешься, лучше промолчать».
Творчество
Макиавелли вот уже пять веков анализируется и трактуется множеством
исследователей разных поколений, однако единого мнения о нем до сих пор не сложилось.
Так, «мы встречаемся с его осуждением у таких крупных мыслителей того времени
[эпохи Возрождения. – А.А.Г.], как Жан Боден и Томмазо Кампанелла»[2]. Наряду с этим, чуть позднее,
«Гегель одним из первых» заговорил «о несостоятельности критики Макиавелли»[3]. «В целом как представители
германского историзма, так и историки либерально-католического направления в
Италии (Каиту, Бальбо, Джоберти), которые главенствовали в XIX в., колебались
между осуждением политического «имморализма» Макиавелли… и его оправданием как
патриота и нравственной личности. Гениальным исключением из этого правила
явился Де Санктис…»[4].
Именно его слова были процитированы в начале настоящей работы. Он рассматривал
творчество Макиавелли в качестве продукта той эпохи, когда довелось жить
выдающемуся мыслителю. Трактовка идей политика, философа и писателя, каковым
был Н. Макиавелли, не представляется возможной в отрыве от исторической
действительности, современником которой он был. Именно об этом впервые сказал
Де Санктис.
Среди достоинств
трудов Макиавелли многие исследователи отмечают связь их с практикой, жизненным
опытом. Он не строил идеальных моделей государства (как, например, Платон в
свое время), а лишь предлагал практические советы по наведению порядка в
государствах уже существующих. Де Санктис объясняет это просто: «Воображение
отсутствует, зато ума – изобилие»[5].
Однако, подобная трактовка не совсем справедлива. Просто Макиавелли не был
теоретиком – в его задачи не входило что-то придумывать. Подписывая свои
«подарок» (трактат «Государь») Лорецо деи Медичи, он отмечал следующее: «Я же…
не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели
познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною
многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших»[6].
Интерес
представляют и цели, которые ставил перед собой мыслитель, принимаясь за
создание «Государя» и «Рассуждений о первой декаде Тита Ливия». По этому поводу
также пока не сложилось единой точки зрения. «Не случайно, – по мнению
современного исследователя М. Юсима, – главные политические сочинения
Макиавелли – «Государь» и «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» –
написаны им в начальный период изгнания (1513-1516), когда все помыслы автора
были обращены к текущей политике и когда он питал надежды в скором времени
вернуться к политической деятельности»[7].
Иначе полагают авторы электронной энциклопедии «Кругосвет»: «Государь –
труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего
на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к
деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность
изложения), негодованием и страстью»[8].
«Трудно дать
оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личности и
неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования.
Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный
наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и
преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают
любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем, обычно горькое. И все
же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и
политического аморализма»[9].
Последнее во многом связано с двумя моментами. В Новое время репутация
Макиавелли «покоилась на плохом знании самих его книг»[10], а в наши дни она слишком
тесно ассоциируется с личностями целого ряда политических деятелей, которые
громко произнося имя выдающегося мыслителя, «подгоняли его идеи под себя».
Таковыми были Муссолини, Сталин и ряд других.
Глава 1.
Биографический очерк
Один из
величайших мыслителей эпохи Возрождения – Макиавелли Никколо ди Бернардо –
родился «3 мая 1469 во Флоренции»[11].
Он был вторым сыном в семье нотариуса. «Родители Макиавелли, хотя и
принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного
достатка»[12].
Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. О
детстве его известно немного.
«… доходы семьи
были самыми скромными и не позволили юному Никколо получить университетское
образование. Но выросший в кругу флорентийской гуманистической интеллигенции,
он достаточно хорошо изучил латынь, чтобы свободно читать древних авторов. С
юных лет преимущественный интерес к политике, к современной политической жизни
определил и круг его чтения – это прежде всего творения историков классической
древности, воспринимаемые… в качестве материала для политического анализа…»[13].«Из его сочинений явствует,
что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени;
наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции
Карла VIII, изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики,
вначале под управлением Джироламо Савонаролы»[14].
«В 1498
Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию
Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом
избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя… службе. В 1506
добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской
милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти,
учрежденного, в немалой степени, по его настоянию»[15].
«Макиавелли был
близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и
хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые
ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди
них следует отметить посольства к нескольким королевским дворам. В 1500 Макиавелли
прибыл ко двору короля Франции Людовика XII, чтобы обсудить условия помощи в
продолжение войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при
дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий
герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в
1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а, находясь при дворе
императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры
флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того
времени»[16].
В этот период
своей жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и
человеческой психологии, на которых основываются его сочинения. «В его докладах
и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он
впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму»[17]. Следует отметить, что
внешнеполитическая обстановка, сложившаяся вокруг Флоренции в то время не
вызывала у молодого дипломата радужных впечатлений. Ему свойственно чувство
глубокой горечи за свою страну (Италию в целом и Флоренцию в частности):
«свобода и независимость родины – вот что волновало Макиавелли»[18].
«Его собственная
карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной
лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи
вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу.
За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи
в 1513, его пытали веревкой. В конце концов, Макиавелли удалился в
унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ
Сан-Кашано по дороге в Рим»[19].
В ссылке Никколо Макиавелли, преимущественно, «занимался литературным
творчеством»[20].
«Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и
исторической ценности. Главный шедевр – Государь (Il Principe),
блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан
посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De
Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот
умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический
труд Макиавелли Рассуждения о первой декаде Тита Ливия (Discorsi sopra la prima
deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений –
Искусство войны (Dell'arte della guerra, 1521, написано в 1519–1520), История
Флоренции (Istorie fiorentine, писалась в 1520–1525)… Его перу также
принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его
мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших
итальянских писателей»[21].
Спустя некоторое
время (после смерти папы Юлия II) условия ссылки были смягчены – Макиавелли
позволили посещать друзей в городе и принимать участие в литературной жизни
Флоренции. Однако к политической деятельности его не допускали. «Только в 1526
г. его призывают для организации обороны Флоренции, он пытается объединить
усилия итальянских государств и переживает полное крушение последних надежд.
Восстановленная после нового изгнания Медичи республика отказывается от услуг
своего бывшего секретаря, и через 10 дней после рокового для него решения
Большого Совета Никколо Макиавелли умирает (21 июня 1527 г.)»[22].
Глава 2.
Мораль и нравственность
«Макиавелли приписывают
формулу «цель оправдывает средства», в которую он отнюдь не вкладывал того
расширительного смысла, который созрел в ХХ в. Макиавелли в своем «Государе»
писал, что «великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное
слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца». Он объясняет это тем, что
политическая ситуация может меняться и нужно использовать в каждый данный
момент те методы и приемы, которые пригодны именно сейчас. Если же сковать себя
твердыми обещаниями, это приведет к поражению»[23].
Трудно не согласиться с подобными выводами по прочтении основных произведений
выдающегося мыслителя. Политика, к сожалению, дело далеко не чистое. Однако
вины Макиавелли в этом нет. В то же время определенная доля «амморализма»,
свойственная государю, вовсе не подразумевает под собой права на террор ради
«светлого будущего». Не сдержать данное слово и истреблять по идейным
соображениям своих подданных – вещи совершенно разные. Таким образом, у
Макиавелли речь идет вовсе не о беспринципном тиране, каковым иногда мыслят
«государя», а о мудром политике, которому ничто человеческое не чуждо. При этом
высшей целью, оправдывающей (далеко не любые!) средства для властелина должен
быть государственный интерес – порядок и спокойствие в стране.
Макиавелли дает
своему «государю» целый ряд советов по поводу нравственного поведения. Вот один
из них: «…надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову,
милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым на самом деле, но
внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если
это окажется необходимо»[24].
Заметим, что применение экстренных мер по необходимости вовсе не значит, что
Макиавелли дает добро на применение широкомасштабного террора.
Рассуждая о
жестокости и милосердии, присущих правителю, Макиавелли говорит следующее:
«Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку
его потворствуют беспорядку»[25].
При этом мыслитель четко разграничивает «хорошую» и «плохую» жестокость:
«Думаю, дело в том, что жестокость жестокости рознь. Жестокость применена
хорошо в тех случаях – если позволено дурное называть хорошим, – когда ее
проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по
возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда
поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся
реже»[26].
«…само
возникновение человеческого общества, государства, морали объясняется в
политической философии Макиавелли естественным ходом» исторического развития[27]. «Из общественной жизни людей,
из необходимости самозащиты от враждебных сил природы и друг от друга выводит
Макиавелли не только власть, но и мораль, причем само понятие добра
определяется гуманистическим критерием «пользы»»[28]. В целом, можно добавить, что
мораль рассматривается у Макиавелли как средство: «Моральные соображения у
Макиавелли всегда подчинены целям политики»[29].
Вот как
расписывает мыслитель генезис представлений о добре и зле, о справедливости:
«Вначале… люди какое-то время жили разобщенно, наподобие диких зверей. Затем,
когда род человеческий размножился, люди начали объединяться и, чтобы лучше
оберечь себя, стали выбирать из своей среды самых сильных и храбрых, делать их
своими вожаками и подчиняться им. Из этого родилось понимание хорошего и
доброго в отличие от дурного и злого. Вид человека, вредящего своему
благодетелю, вызывал у людей гнев и сострадание. Они ругали неблагодарных и
хвалили тех, кто оказывается благодарным. Потом, сообразив, что сами могут
подвергнуться таким же обидам, и дабы избегнуть подобного зла, они пришли к
созданию законов и установлению наказаний для их нарушителей. Так возникло
понимание справедливости»[30].
Обращаясь к
нравственности, следует отметить, что Макиавелли очень тесно увязывал ее с
законом. «Возьмем, – писал он, – город совершенно развращенный… в нем не
существует ни законов, ни порядков, способных обуздать всеобщую испорченность.
Ибо как добрые нравы, для того чтобы сохраниться, нуждаются в законах, точно
так же и законы, для того чтобы они соблюдались, нуждаются в добрых нравах»[31]. Это значит, что никакие
законы не обретут полной силы, пока граждане не осознают, насколько важно для
государства их благонравное поведение.
С точки зрения Де
Санктиса, против которой трудно возразить, «Макиавелли – за высокую мораль: он
восхваляет великодушие, милосердие, набожность, искренность и прочие
добродетели, но при условии, что от них будет польза родине; если же они
оказываются не подспорьем, а препятствием на ее пути, он их отметает»[32]
Интересным
представляется тот факт, что на основании неверно истолкованных произведений
Макиавелли, его неверно понятых идей, родилось в философии и политической науке
понятие «макиавеллизм». «Макиавеллизм, – писал Н.А. Бердяев, – не есть какое-то
специальное направление в политике Ренессанса, но есть сущность политики,
которую признали автономной и свободной от моральных ограничений»[33]. Таким образом, Макиавелли,
если можно так выразиться, стал жертвой обстоятельств. Просто, у политиков,
трактовавших его идеи в разное время, всегда было свое представление о морали,
нравственности, целях и средствах. Имя же его им нужно было лишь для того,
чтобы на него ссылаться.
Глава 3.
Человек
«… каков… человек
по природе? Макиавелли таким вопросом не задается, но обычные в его устах
грустные замечания о людях вообще… подсказывают ответ – «человек по природе
зол»»[34].
Эта мысль то и дело проскальзывает в разных произведениях философа. «… люди
склонны скорее ко злу, нежели к добру…» – отмечает между прочим Макиавелли в
«рассуждениях о первой декаде Тита Ливия»[35].
Однако в том же произведении он пишет: «Но люди избирают некие средние пути,
являющиеся самыми губительными; ибо они не умеют быть ни совсем дурными, ни
совсем хорошими, как то и будет показано на примере в следующей главе»[36]. Следующая глава произведения
называется «Люди лишь в редчайших случаях умеют быть совсем дурными или совсем
хорошими». Трудно не согласиться с мыслью, что в каждом человеке есть немного
(а в некоторых более чем достаточно) зла. В то же время и абсолютных людей
(«совсем плохих» и «совсем хороших») также не существует. В этом плане
объективного подхода к пониманию природы человека Макиавелли был представителем
своего времени – эпохи гуманизма.
Гораздо подробнее
рассматривает Макиавелли вопрос о том, насколько зависит судьба человека от
него самого. Мыслитель видит настоящего, достойного славы человека именно
активным «творцом» (а точнее «сотворцом») своей судьбы: «Бог не все исполняет
сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы»[37]. «Признав роль не подвластных
человеку объективных обстоятельств в ходе исторических событий, Макиавелли
пытается определить не «долю», не «процент», зависящий от человеческой
деятельности, но условия игры. Условия же эти заключаются в том, чтобы,
во-первых, тщательно и глубоко изучать эти обстоятельства, т.е. стремиться к
объективному… познанию закономерностей в игре враждебных политических сил, и,
во-вторых, противопоставить неумолимому «ходу» судьбы не только использование
этого знания, но и собственную волю, энергию, силу, то, что Макиавелли
определяет понятием virtu –
лишь условно и весьма неточно переводимым словом «доблесть». Макиавеллиева
«вирту» – это… свободная от моральных и религиозных оценок сила и способность к
действию, сочетание активности, воли, энергии, стремления к успеху, к
достижению поставленной цели»[38].
Примечательно, что описанные выше человеческие достоинства Макиавелли
приписывает в первую очередь государю как самому «положительному» из людей. С
его точки зрения власть была уделом избранных, лучших.
Не секрет, что
Макиавелли отдавал предпочтение античному язычеству римлян и греков перед
христианством. «Но главное – религия древних, – с его точки зрения, –
воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии души, в силе тела и
во всем, что делает человека могущественным»»[39].
Достаточно ярко
иллюстрирует представления Макиавелли о человеке как творце своей судьбы
небольшое произведение «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки». В первых же
строках автор отмечает: «Покажется… удивительным для всякого, кто над этим
задумается, что все или большая часть тех, кто совершил в этом мире деяния
величайшие и между всеми своими современниками достиг положения высокого, имели
происхождение и рождение низкое и темное или же не терпели от судьбы
всевозможные удары»[40].
Судьба Каструччо представляется наглядным примером того, как человек «низкого
происхождения», проявляя усердие в учении и грамотно используя обстоятельства,
складывавшиеся вокруг него в разное время, смог «выйти в люди». В то же время,
не без умысла называя фортуну «противницей его славы», Макиавелли рисует
картину смерти Каструччо: «Но фортуна, противница его славы, отняла у него
жизнь тогда, когда как раз нужно было даровать ее ему, и прервала выполнение
теж планов, которые за много времени до того он решил осуществить. Только одна
смерть и могла помешать ему в этом»[41].
Умер Каструччо не в бою с врагом – в постели от простуды. Здесь Макиавелли
подводит читателя к мысли о том, что, хотя судьба и зависит во многом от самого
человека, но «располагает» все-таки бог («фортуна», «судьба», по Макиавелли).