Философские игры постмодернизма
от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя
как пост-современная, т.е. постнеклассическая философия. Ведущие
представители: Р.Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон,
Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др. Термин
"Постмодернизм" впервые был употреблен в книге Р.Ранвица "Кризис
европейской культуры" (1917); в 1934 использован у Ф.де Ониза для
обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 в., радикально
отторгающих литературную традицию; с 1939 по 1947 в работах Тойнби было
конституировано содержание понятия "Постмодернизм" как обозначающего
современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от
предшествующей эпохи модерна; в конце 1960 — 1970-х данное понятие
использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как
архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы), и было
апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и
социально-историческая; начиная с 1979 (после работы Лиотара
"Постмодернистское состояние: доклад о знании") утверждается в статусе
философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в
целом (К.Батлер, В.Вельш, Т.Д'ан, Д.Дэвис, Ч.Дженкс, А.Ле Во, Д.Лодж,
Дж.Мад-заро, А.Б.Олива, У.Спейнос, У.Стейнер, А.Уайлд, Д.Фоккема,
Д.Форворд, И.Хассан и др.). В настоящее время история трансформации
содержания понятия "Постмодернизм" становится специальным предметом
постмодернистской философской рефлексии (Х.Бертенс, М.А.Роуз и др.).
Несмотря на программное дистанцирование постмодернизма от презумпций
классической и неклассической философских традиций, тем не менее,
постмодернистская программа современной философии генетически во многом
восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ницше), и в
частности — к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму,
феноменологии, философии Хайдеггера, традициям "постнаучного мышления" и
"поэтического мышления", а также к традициям семиотики и структурной
лингвистики и, в поздних своих версиях — к философии диалога, теории
языковых игр. Несмотря на то, что доминирующей является тенденция датировки
возникновения и концептуального оформления постмодернизма серединой 1950-х,
существует и позиция, согласно которой данный процесс отодвигается к концу
1930-х (К.Батлер, И.Хассан); по оценке Эко, применительно к усмотрению
"начала" постмодернизма обнаруживает себя тенденция относить его "ко все
более далекому прошлому", — и если иронично моделируемые Эко попытки
"объявить постмодернистом самого Гомера" и не предпринимались всерьез, то
интерпретация в постмодернистском ключе априоризма И.Канта как
предвосхищающего идею означивания не чужда постмодернистской ретроспективе
(В.Моран). В современной философской литературе ведутся достаточно
оживленные дискуссии о соотношении таких аспектов содержания данного
понятия, как собственно философский, социологический (З.Бауман, Р.Виллиамс,
К.Кумар, С.Лаш, Д.Лион, Дж.Урри, Ф.Фехер, А.Хеллер), культурологический
(С.Бест, Д.Келлнер, Е.Джеллнер, М.Постер, Б.С.Тэрнер, Б.Смарт), литературно-
и архитектурно-художественный (Ч.Дженкс, И.Хассан) и др. (при этом следует
иметь в виду условность подобного разнесения названных мыслителей по
департаментам, жесткость границ между которыми они сами решительно
отвергают). Указанные дискуссии, в свою очередь, выводят на проблему
экспликации — наряду с содержанием понятия "философии Постмодернизма" — и
содержания таких понятий, как "постмодернистская социология",
"постмодернистская культурология", "постмодернистская лингвистика" и т.д. В
последнее время, однако, начинает доминировать тенденция к предельно
широкому пониманию термина "Постмодернизм" и признанию того, что его
"следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-
архитектурное, а как всемирно-историческое понятие" (Г.Кюнг). Вместе с тем,
к настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой
"постмодернизм — эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько
сознания" (З.Бауман). Современная культура рефлексивно осмысливает себя как
"постмодерн", т.е. пост-современность, как процессуальность, которая
разворачивается "после времени" — в ситуации "совершенности" и
"завершенности" истории. Аналогично этому, современная философия
конституирует себя не только как пост-современная (собственно, post-
modernism), но и как постфилософия, что предполагает отказ от традиционных
для философии проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и
классических семантико-аксиологических приоритетов. Так, философия
постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на
онтологию, гносеологию и т.д., фиксируя невозможность конституирования в
современной ситуации метафизики как таковой и рефлексивно осмысливая
современный стиль мышления как "постметафизический". Последний реализует
себя вне традиционных функционально-семантических оппозиций, выступавших в
культуре классического и неклассического типов в качестве фундаментальных
гештальтирующих осей мыслительного пространства: подвергая резкой критике
саму идею бинарных оппозиций как таковую, постмодернизм мыслит себя вне
дихотомических противопоставлений субъекта и объекта, мужского и женского,
внутреннего и внешнего, центра и периферии. В целом, если современное
культурное состояние может быть зафиксировано посредством понятия
"постмодерн", то состояние осознающей его ментальности — посредством
понятия "Постмодернизм". В этом плане исследователи настойчиво подчеркивают
рефлексивный характер постмодернизма как феномена культуры: "постмодернизм
как таковой есть не что иное, как современность для самой себя" (З.Бауман).
Таким образом, "постмодерн... понимается как состояние радикальной
плюральности, а постмодернизм — как его концепция" (В.Вельш). Безусловно,
речь может идти не о единой концепции, семантически исчерпывающей своим
содержанием все проблемное поле современной постмодернистской философии:
постмодернизм как философский феномен в принципе не может быть рассмотрен в
качестве монолитного, характеризуясь не только атрибутивной, но и
программной плюральностью, объективирующейся в широком веере разнообразных
(как по критерию моделируемой предметности, так и с точки зрения
используемой методологии) проектов, среди которых наиболее значительными
являются текстологический, номадологический, шизоаналитический,
нарратологический, генеалогический, симуляционный, коммуникационный, и др.
Более того, постмодернизм и не стремится ни "конституировать себя в
качестве актуально единой философской стратегии, унифицированной по своим
основаниям, методам и целям и претендовавшей бы на оригинальность, ни
утвердиться в качестве философской традиции, программно постулируя
невозможность в современных условиях реализации подобного философско-
метафизического проекта. Семантическая и категориальная пестрота
постмодернистской философии во многом обусловлены радикальным отказом
постмодернизма от самой идеи возможности конституирования в сфере
современного философствования концептуально-методологической матрицы,
которая могла бы претендовать на парадигмальный статус, его программной
установкой на идиографизм и изначальной плюральностью проблемного поля,
обнаруживающего к тому же постоянные интенции к своему расширению
(философия письма и текста, вариативные динамические модели социальности и
субъективности, концептуальные модели исторической событийности, власти,
дискурса и языка, аналитические модели сознания и бессознательного,
телесности сексуальности и мн.др.) Не следует также сбрасывать со счетов и
то обстоятельство, что постмодернизм является актуальным феноменом, еще не
принадлежащим философской традиции в режиме past perfect, — как его
содержание, так и терминологический инструментарий находятся в процессе
своего становления и не могут, в силу этого, характеризоваться устоявшейся
унифицированностью. Отсюда — характерная для постмодернистской философии
интенция к рефлексивному определению феномена постмодернизма в целом
посредством указания на частные (как в смысле неуниверсальности
распространения, так и в смысле локальности предметности) его
характеристики. Так, например, по Лиотару, постмодернизм может быть
определен как "недоверие к метаповествованиям", Джеймисон усматривает
атрибутивную характеристику постмодернизма в ориентации на специфическую
пародийность и т.п. Вместе с тем, несмотря на сказанное, применительно к
постмодернизму как феномену философской традиции можно утверждать, что,
возникая исходно как своего рода особая ситуация в развитии философского
мышления, заключающаяся в сугубо негативном дистанцировании от сложившихся
стратегий построения философского знания, к настоящему времени
постмодернизм может быть оценен как конституированный в пространстве
философской рефлексии в качестве феномена, имеющего бесспорный
парадигмальный статус, ибо постмодернистская программа философствования
удовлетворяет всем критериальным требованиям, предъявляемым к
исследовательской парадигме, а именно: 1) вырабатывает собственную модель
видения реальности, фундированную презумпциями ее атрибутивной хаотичности
и изначальной семиотической (прежде всего — языковой) артикулированности
("постмодернистская чувствительность" как установка на восприятие
реальности в качестве хаотически фрагментированной и семиотизированной,
вплоть до постулирования знаково-артикулированного способа существования
как единственно возможного; 2) формирует специфические идеалы и нормы
описания и объяснения мира, рефлексивно осмысленные в постмодернистской
нарратологии и заключающиеся в принципиальном и программном плюрализме, и
идеалы и нормы организации знания, находящие свое выражение в программном
когнитивном релятивизме (поворот от стратегии alterity к стратегии
mutuality (взаимность)), основанном на концепции "заката больших нарраций".
В парадигмальной эволюции постмодернизма могут быть выделены два этапа: 1)
описанная выше постмодернистская классика деконструктивизма,
характеризующаяся крайним радикализмом дистанцирования от презумпций как
классической, так и от неклассической философии, и 2) оформляющаяся в
настоящая время парадигмальная модификация постмодернизма, представляющая
собой результат определенного поворота к пересмотру исходных презумпций
(отчасти связанным с коммуникационным поворотом в развитии философской
проблематики) и могущая быть интерпретирована как своего рода after-
postmodernism. Философский постмодернизм не только обладает парадигмальным
статусом, но и выполняет в современной культуре исконно присущие философии
функции. Прежде всего, в философии постмодернизма шлифуются понятийные
средства, необходимые для адекватного описания втягивающихся в сферу
познания современной культуры неравновесных самоорганизующихся систем (как
в свое время шлифовались в философском языке понятийно-логические средства,
необходимые для описания систем динамических, а потом — развивающихся).
Подвергая мета-теоретическому осмыслению данный процесс, Фуко пишет о том,
что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и,
собственно, новой культуры. По его словам, новый фундаментальный опыт
человечества "невозможно заставить говорить на тысячелетнем языке
диалектики". Конституирующийся в современной культуре новый, нелинейный,
способ видения мира нуждается и в новом языке для своего выражения, однако
на данный момент "новому опыту", по оценке Фуко, "еще только предстоит
найти и язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для
противоречия". Подобно тому, как, моделируя в прогностическом режиме —
динамику саморазвивающейся системы, философия 19 в. апеллировала к
абстрактным сферам предметности, являющимся по своему когнитивному статусу
идеальным (теоретическим) конструктом (например, монада в монадологии
Лейбница), — точно так же, моделируя новый тип динамики (нелинейные
самоорганизационные процессы в хаотических аструктурных средах) и
вырабатывая понятийный аппарат для описания подобных динамик, философия
постмодернизма также оперирует идеальными объектами (типа "номадического
распределения сингулярностей", "ризоморфных сред" и т.п. — наибольшей мерой
конкретности в этом контексте обладают такие постмодернистские концепты,
как "письмо" и "текст", поскольку применительно к текстологической версии
постмодернистской философии возможность использования терминологического
тезауруса пост-соссюрианской лингвистики, что делает ситуацию более
прозрачной). Соответственно тому обстоятельству, что искомая терминология
находится в процессе своего становления, философия постмодернизма
демонстрирует целый спектр параллельных понятийных рядов, предназначенных
для описания выходящего за рамки прежней исследовательской традиции
объекта: текстологический ряд, номадологический, шизоаналитический и др.
Кроме того, в силу не окончательной разработанности категориального
аппарата философской аналитики нелинейных процессов, для постмодернизма
характерно использование мифологических образов (типа "тантрического яйца"
в концепции "тела без органов") и тяготение к метафорике. Однако отсутствие
единой терминологии не выступает для постмодернистской рефлексии аргументом
в пользу невозможности констатировать парадигмальное единство
постмодернизма в философской его проекции (С.Сулеймен). В проблемном поле
постмодернизма особое место занимает проблема его соотношения с такими
культурными феноменами, как классика и модернизм. Программно дистанцируясь
от классических презумпций философствования, постмодернизм, вместе с тем,
конституирует особый (и, быть может, единственно возможный) способ
презентированности содержания культурной традиции в духовном пространстве
современности, понятой как "постмодерн"). В общем контексте
постмодернистского переоткрытия времени, констатировавшего тотальное
попадание любого наличного состояния культуры под "власть прошлого", равно
как и в частно-текстологическом контексте постмодернистской концепции
интертекстуальности, согласно которой продукт творчества может быть
интерпретирован не в качестве оригинального произведения, но как
конструкция цитат, можно говорить о том, что постмодернизм задает новый
горизонт представленности в современной культуре идей и текстов
классической традиции. В этом отношении постмодернизм есть, собственно,
способ бытия классики в современную эпоху. Подобная интерпретация проблемы
Классика — Постмодерн, отнюдь не являясь ни общепринятой, ни доминирующей,
тем не менее, обнаруживает себя в постмодернистской рефлексии: от
рассмотрения Ч.Дженксом архитектурного постмодернизма в качестве "нового
классицизма" до стратегии "возврата утраченных значений", предложенной
М.Готтдинером в контексте современной постмодернистской программы
"воскрешения субъекта". В отношении проблемы Модерн — Постмодерн среди
предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения
отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как
продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (А.Гидденс, X.Летен,
С.Сулеймен) до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных
интенций модерна (Хабермас); от доминирующей тенденции противопоставления
постмодернизма модернизму (Р.Кунофф, Г.Кюнг, А.Хорнунг, Г.Хоффман и др.
(собственно, по Г.Кюнгу, "постмодерн — это структурирующее проблему
"поисковое понятие", предназначенное для анализа того, что отличает нашу
эпоху от эпохи модерна") до понимания постмодернизма в качестве продукта
"реинтерпретации" модернизма (А.Б.Зелигмен). В постмодернистской рефлексии
оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося
проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (Д.Лодж, Эко); в
этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в
эволюции культуры: "у каждой эпохи есть свой постмодернизм" (Эко).
Отличительной особенностью классических постмодернистских текстов является
их мета-характер: труды ведущих постмодернистских авторов (т.е. тех, кого
можно было бы отнести к "классикам" постмодернизма, если бы не решительное
отторжение постмодернизмом самой идеи исследовательской традиции как
таковой) отличаются такой особенностью, как интенция к рефлексии, а именно
к экспликации и мета-теоретическому анализу собственных парадигмальных
оснований. В этом отношении такие авторы, как Р.Барт, Бланшо, Бодрийяр,
Дж.Ваттимо, П.Вирилио, В.Вельш, Делез, Джеймисон, Гваттари, Кристева,
Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др., выступают одновременно как классиками, так
и теоретиками постмодернизма, выявляя социокультурные основания и следствия
постмодернистского видения мира. Необходимо отметить и наличие в
современной мета-традиции осмысления феномена постмодернизма отчетливо
очерченной критической ветви (Хабермас, А.Каллиникос и др.). В целом же,
однако, статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не
только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий
тенденции развития современной философии как таковой. Феномен
постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского интереса,
о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических
работ, посвященных этому феномену, и неуклонный рост их публикации с 1995
по 2000 (авторские исследования таких теоретиков, как Дж.Вард, К.Лемерт,
В.Смарт, 3.Сардар, Д.Харвей, М.Готтдинер, Б.Мак-Хал, Дж.О'Нийл, М.Саруп,
К.Ланкшир, П.Мак-Ларен, А.А.Джироукс, М.Петере и др.; обобщающие труды под
редакцией К.Гелдера, С.Форутона, С.Сима; интегральные сборники
"Postmodernism. ICA Documents" и т.п.), но также и оформляющаяся традиция
популяризации постмодернизма (например, выход в 1997 "A Primer to
Postmodernity" Дж.Натоли; в 1998 — "Postmodernism for Beginning"
К.Аппинганези и Ч.Джерратта). Проблемно-концептуальный поиск философии
постмодернизма реализует себя в русле магистральных направлений развития
современной культуры, ориентируясь на исследование наиболее актуальных
проблем, центрирующих на себе внимание не только гуманитарного, но и
естественнонаучного познания: среди них могут быть названы такие проблемы,
как проблема нелинейности, переосмысление в современной культуре феномена
детерминизма, принципиально новая интерпретация феномена темпоральности и
т.п.
3. Игра в постмодернизме.
Философский стиль Деррида стремится свести воедино игру языка и игру
мысли. Тем самым во многом стирается оппозиция между литературой и
философией, между логическим рассуждением и художественным воображением.
Подобный синтетический стиль - отличительная черта авторов постмодернизма,
Страницы: 1, 2, 3
|