рефераты скачать

МЕНЮ


Философские идеи Вернадского

в биологических процессах проявляется в том, что они не обратимые. Видеть

энантиаморфность векторов времени мы не умеем. Энантиаморфность времени

выражается в том, что в процессе, идущем во времени, закономерным образом

проявляется, через определенные промежутки времени дисимметрия.

«Дисиметрией Вернадский называл такое свойство пространства или другого

связанного с жизнью явления, для которого из элементов симметрии существуют

только оси простой симметрии, но эти оси необычны, ибо отсутствует основное

их свойство – равенство правых и левых явлений … В такой среде устойчиво

или преобладает только одно из антиподных явлений – правое или левое. В

дисимметрической среде, характерной для жизни, образуется одна из этих сред

– правая или левая – или одна из них резко преобладает над другой. В такой

дисимметрической среде нет никогда элементов сложной симметрии – ни центра,

ни плоскостей симметрии» [5, стр.245-246].

Время — всеобъемлющая категория. Нет ни одного реального объекта вне

времени, как, впрочем, нет времени вне реальных объектов. Исследуя

кристаллы и минералы, Вернадский осуществлял, прежде всего, научный анализ,

рассматривал и группировал отдельные объекты своеобразной структуры и

химического состава. Проблема времени требовала преимущественно синтеза

знаний. И, не прерывая аналитических исследований, Вернадский переходил к

обобщениям. В отличие от большинства геологов Вернадский, сочетая научный

анализ и синтез, рассматривал судьбу кристаллов и минералов в связи с

жизнью земной коры, атмосферы, природных вод. Он рассматривал минералы как

подвижные, динамичные структуры, подвластные, как и все в природе, времени

(тогда как минералы и кристаллы по старой традиции представлялись ученым

неподвижными геометрическими фигурами, не имеющими истории, то есть

находящимися «вне времени»). Таким образом, Вернадский ставил в один ряд

живую и неживую природу, как участников единого геологического процесса, то

есть он раскрывал глубинные взаимосвязи органического и неорганического

миров.

Философские подходы к естествознанию

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского,

является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по

естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности

биосферы в развитии человечества. Как бы не был широк круг вопросов,

затрагиваемых Вернадским в своих работах, он везде пытался найти то

главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего

пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить

то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится

человеческий разум.

Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал в

явлениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодействием

атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мнению

Вернадского, определяют особенности поведения вещества земной коры в

глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических

процессах играют живые организмы и энергия Солнца. Земная кора, каменный

покров планеты, имеет сравнительно небольшую протяженность — в среднем

около тридцати километров (намного меньше диаметра Земли). Однако именно

здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты вещества,

направляемые и движимые, с одной стороны (с поверхности планеты), лучистой

энергией Солнца, с другой (из глубин) — энергией радиоактивного распада

атомов. Живые существа задерживают часть солнечной энергии, достигающей

поверхности планеты. Земные растения как бы впитывают солнечные лучи,

переводя в процессе фотосинтеза лучистую энергию в энергию синтеза сложных

органических соединений. Для Вернадского живые организмы предстали в новом

свете — как особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали

живые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени,

обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась «паразитическая» роль жизни,

которая питается соками великолепного космического плода, называемого

Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, утверждал Вернадский.

Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии

рассеяния. Для них фактически не имеет значения энергия связи,

молекулярная. На первое место у них выходит атомная энергия. Но главная

масса элементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных

ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы,

определяющие накопление химических элементов и противодействующие их

рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского — живые

существа.

Вакуум при жизни Вернадского понимался преимущественно как отсутствие

в данном объеме каких-либо частиц (атомов, молекул, ионов газа). Однако

Вернадский считал, что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного

нуля, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса,

т.е. пустоты нет. Под эти размышления подходит гипотеза, предполагающая

самопроизвольное рождение атомов в космическом вакууме. Она хорошо

объясняет некоторые природные явления, но требует отказа от закона

сохранения энергии (точнее, ничтожных по величине отклонений от закона).

Однако никто не мешает предположить, что эта энергия, сосредоточенная в

вакууме, имеет принципиально другую природу.

Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело,

строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты

Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все

живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о

биосфере, Вернадский пришел к следующему выводу: Биогенная миграция

химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему

проявлению. Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», в

биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее

недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность.

Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую

приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.

Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в

развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский

рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом

определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был, прежде

всего, носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на

планете, и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и

людям. Он верил в человека, в его добрую волю. А человеческий разум

воспринимался Вернадским как космическое явление, естественная и

закономерная часть природы. Природа создала разумное существо, постигая,

таким образом, себя.

Таким образом, появление в творчестве Вернадского идей о ноосфере –

сфере разума вполне закономерно. При рассмотрении любого вопроса ученый

оставлял существенное место разуму в глобальном его проявлении. Вернадский

писал о необходимости выделять в биосфере царство разума, которое со

временем охватывает всю область жизни и выходит в космос. Разум подобен

источнику света: он освещает все вокруг. Отсветы разума сохраняют творения

человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения

или животные, строения, игрушки, одежду, поля, леса... Разум играет роль

организатора, руководителя, провидца. Главная отличительная черта человека

— разум, бесконечно увеличивающий возможности людей. Он необходим, но

недостаточен для изменения материальных процессов.

3.1. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского.

«Именно Вернадскому принадлежат такие работы, открытия, гипотезы, в

которых суммируются, обобщаются научные достижения прошлого и на основании

новых фактов и обобщений создается современная научная картина мира» [10,

стр.100]. В целом все работы Вернадского являются крупным вкладом в

познании диалектики природы. Постоянно оставаясь строгим ценителем фактов,

глубоко критически анализируя натурфилософские и философские исторические

направления, Вернадский развивал и сохранял свое виденье природы, подчас

противоречивое, но настолько всепроникающее, что грандиозные очертания

этого научного «видения» мира по праву следует назвать современным

естественнонаучным отражением диалектики природы.

Во всех своих исследованиях Вернадский выступает как воинствующий

материалист. Здесь он постоянно отстаивает свои материалистические

убеждения, критически оценивает различного рода идеалистические,

метафизические, философские течения и обосновывает принципы максимально

объективного отражения результатов наблюдений и исследований.

Исследуя геохимические процессы, роль живых организмов, значения

человечества, разума в эволюции планеты, Вернадский научным взором

охватывает планетарные процессы не из окружающей нас среды. А, оставив

геоцентрический аспект исследований в качестве частного, он как бы

наблюдает Землю из космического пространства, и планетарные процессы

оценивает как производные и взаимосвязанные с бесконечностью космических

потоков материи и энергии. Таким образом, в основу диалектического развития

природы постоянно выдвигается, на первое место, космологический аспект.

Именно в этом аспекте получают новое освещение историзм, эволюция нашей

планеты и ее оболочек. Вся совокупность живых организмов Земли и их истории

выделяется как особая геологическая сила, с одной стороны, равная по своим

масштабам с другими планетарными процессами, с другой – принципиально

отличная от всего иного – неживого, костного вещества материи. Живое

вещество, как и костное, рассматривается у Вернадского и в планетарных и в

космических масштабах пространства и времени.

Процессы взаимодействия косного и живого вещества в планетарно-

космических масштабах неизменно приковывали к себе научную мысль

Вернадского. Научная картина мир, представленная им, динамична,

существование живого вещества на Земле, его взаимодействие с косным

веществом планеты создает особую оболочку Земли – биосферу. Учение о

биосфере не просто описание сложной совокупности живых организмов. Такого

рода описания существовали и ранее, но именно выделение живого вещества

позволяет рассматривать биосферу как единую планетарно-космическую систему.

Присутствие на Земле живого вещества позволяет по-новому оценить особый

период планетарного развития в космической среде. Живое вещество прерывно и

непрерывно, отдельные организмы еще не отражают качественных свойств живого

вещества.

В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно

характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению

Вернадского, специфический поток материи.

Проблема возникновения и развития живого вещества рассматривается, у

Вернадского, в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях

биосферы.

В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое

применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба

противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. В

1926 году он писал: «Если в научной области и идет крушение старых

построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых.

Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового,

и часть этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не

было в нем видно …» [2, стр.83].

В развитии учения о биосфере мысль Вернадского как бы следует за

естественной историей природы планеты. С появлением на Земле человека,

которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая оболочка

Земли – биосфера преобразуется новой силой – человеческим разумом. «Человек

глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую

среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с

течением времени. Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим

питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы. Но масса

всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые

проявления в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти

равны нулю. Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все

вещество, окружающее его, - косное и живое – не только на построение своего

тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование

является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в

механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до

появления человека.»[6, стр.297-298]. Эта новая стадия в эволюции биосферы

получила название ноосферы.

Основные положения учения о ноосфере

Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой

выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость

нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла

общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей

биосферу» [9, стр.41]. В этих условиях, по мнению Вернадского, человек

должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно

это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность

за судьбу биосферы и за будущее человечества.

Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его

работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она

выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его

коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.

2 Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с

материально – энергетическими процессами, определенной геологической

оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее

независимым ни на одну минуту»[7, стр.504]. Вернадский в своих работах

раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в

развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического

развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в

ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о

ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым

существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри

природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего,

функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался

показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть

природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только

на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и

обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние

человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,

что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические

силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас

геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в

научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с

выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм

ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной

научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет

основную роль». [1, стр.26] Так, в последнее время резко меняется отражение

живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции

переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То

есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в

процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:

«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, стр.27]

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения

биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью

посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.

Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в

ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,

по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, стр.28]

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-

организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в

биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее

заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области

жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную

массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли

окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы

человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со

скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

[1, стр.34]

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может

и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте

отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в

планетном аспекте. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете

событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и

культурная связанность человечества только усиливается и углубляется.

«Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно

растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно». [1, стр.88]

Подведем краткий итог:

. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как

всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном

ее пространстве-времени;

. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет

эволюционные корни. Ноосфере – это биосфера, переработанная научной

мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и

переходящее геологическое явление.

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием

сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,

неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный

момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,

публицисты, был увиден Вернадским.

Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как

эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки

зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки

развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза

мировой экологической катастрофы, производство средств массового

уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном

повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных

условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и

действовать, в биосферном — планетном аспекте.

4.2. Наука как основной фактор ноосферы

В ноосферной концепции Вернадского вопрос о роли науки логически

вытекает из диалектики соотношения человечества с биосферой, из объективной

необходимости перехода к новым формам связи. Вернадский исходил из того,

что наука с самого начала была ориентирована на овладение силами природы.

«Сформировавшаяся как целостность, наука становиться мощной

исторической и геологической силой, которая коренным образом изменяет

биосферу. Она является тем основным звеном, посредством которого

углубляется единство биосферы и человечества»[9, стр.43].

Именно в XX в. наблюдается небывалый расцвет науки, своего рода взрыв

научного творчества. Наука становится вселенской, мировой наукой,

охватывающей всю планету.

Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание

науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых

за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли

науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют

актуальное значение для нашего времени.

История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой

геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не

случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия

превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного

понимания и основанного на ней социального труда человечества» [1, стр.44].

Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной

мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера

может создаваться только при этом условии.

Значение происходящих на планете в XX веке изменений настолько

велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком

прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и

социальную важность этого явления, потому что научно понять – значит

поставить явление в рамки реальной космической реальности. Но то, что мы

можем увидеть – это то, что наука перестраивается на наших глазах.

Биогенный эффект работы научной мысли реально смогут увидеть только наши

отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотни лет.

Еще более резкое изменение происходит сейчас в основной методике

науки. Здесь вследствие вновь открытых областей научных фактов вызвали

одновременное изменение самых основ нашего научного познания, понимания

окружающего. Такими совершенно неожиданными и новыми основными следствиями

новых областей научных фактов являются вскрывшиеся перед нами

неоднородность Космоса, всей реальности и неоднородность нашего познания.

Вернадский писал, что сейчас надо различать три реальности: реальность в

области жизни человека, то есть наблюдаемую реальность; микроскопическую

реальность атомных явлений, не наблюдаемую человеческим глазом; реальность

в глобальном космическом масштабе. «Различение трех реальностей имеет

неоценимое значение как для понимания связи человечества с биосферой, так и

для анализа закономерностей развития науки». [1, стр.74]

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее, и ее

объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За

пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из

относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может

получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в

биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу

космического внеземного вещества...» [1, стр.128] Таким образом, научная

мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в

конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывая ее разумом.

Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся

основной областью знания, из окружающей реальности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий

независимо от человеческой воли.

. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума

есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении

окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям

целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы,

взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также

первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества.

Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о

человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского,

является учение о биосфере.

3. Перспективы развития человечества и задачи сознательного регулирование

процесса созидания ноосферы.

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты

сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы.

Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по

созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений

о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития

человечества с точки зрения Вернадского.

Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

. Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше

укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской

категорией.

. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что

интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование

размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и

идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не

может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые

для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти

от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста

научного знания». [1, стр.50]

Его уверенность в будущем основана на возрастающем значении в

развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский,

конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового

развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач

сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы

является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии

государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном

уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в

ноосфере, и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни.

Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это –

«вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и

правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и

равенства всех людей, единства ноосферы» [1, стр.78]; идея о

государственном объединении усилий человечества.

Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка

задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно

актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил

искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению

задач демократических форм организации научной работы, образования,

распространения знаний среди народных масс.

Заключение

История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных

направлений естествознания, но значительно более редко встречались ученые,

которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи, и

пытались дать их синтез. Таковыми были во второй половине XV и начале XVI

в. Леонардо Да Винчи (1452-1519), в XVII столетии М.В. Ломоносов (1711-

1765), в конце XVIII и первой половине XIX в. А. Гумбольдт (1769-1859).

Наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-

1945) по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду

с этими корифеями научной мысли.

В.И. Вернадский устремил главное внимание на изучение живого вещества

земли – совокупности обитающих на ней организмов, на процессы их питания,

дыхания и размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли и роль

человеческой деятельности в преобразовании природных условий.

Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали

попытки философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое

понимание процессов развития природы и человеческого общества. В.И.

Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений. При знакомстве

с его трудами бросается в глаза то обстоятельство, что в них постоянно

присутствует, кроме основного научного текста, еще подтексты – эстетический

и философский.

«Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была

настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности

стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого

ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто

опереживала развитие его научной мысли в области естествознания. Благодаря

этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится

большая опасность, прежде всего для самих философских обобщений, их глубины

и обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, «великого

соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены

необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные»[4, стр.7].

В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного

натуралиста – мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих

философских экскурсов В.И. Вернадского, мозаичность его отдельных

философских мыслей, как бы вкрапленных в основной научный текст, но отнюдь

не чужеродных ему.

Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского,

как действительно великого ученого, который был в постоянном творческом

горении, развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и

поздние работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но

иногда и различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других

вопросов.

Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского

носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним

украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда

носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его

конкретных естественно научных изысканий, давая в свою очередь толчок к

постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения.

Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского

всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским

выводам и обобщениям.

Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и

произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого

всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.

Литература.

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г.

2. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940 г.

3. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г.

4. Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., Наука, 1988

г.

5. Гумилевский Л. Вернадский. М., Молодая гвардия, 1961 г.

6. Семенова С.Г., Грачева А.Г. Русский Космизм: Антология философской

мысли. М., Педагогика-пресс, 1993 г.

7. Мир философии: Книга для чтения. Часть 2. М., Политиздат, 1991 г.

8. Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского и философия. // Философские

науки, 1988 г., №4. Стр. 101-107.

9. Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития

человечества. // Вопросы философии, 1988 г., №3. Стр. 39-48.

10. Казначеев В.П. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского.

// Вопросы философии, 1981 г., №8. Стр. 100-108.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.