Нельзя спросить человека, почему он сделал добро (ибо если есть причина,
то нет доброго поступка: «я спас человека, потому что он богатый и меня
отблагодарит»), нельзя спросить о том, почему, по какой причине он любит
другого человека (ибо если есть причина, то нет любви: «я люблю ее, потому что
она красивая», но ведь есть тысячи более красивых). Добро, как и любовь, не
нуждается в объяснении, а зло нуждается в объяснении, любой наш нехороший
поступок надо объяснять и оправдывать. Мы всегда ищем причины только для
бесчестия, для измены, для зла. Но если злые поступки мы часто совершаем
автоматически, (так же, как автоматически в голову приходит только глупость, а
чтобы пришла умная мысль, надо сильно постараться), то добро, честь, любовь, ум
сами по себе не случаются, не совершаются в автоматическом режиме. Как писал
философ М.К. Мамардашвили, все эти вещи живут в той мере, в какой
возобновляются человеческим усилием, живут только на волне этого усилия. Вообще
ничто человеческое не может само по себе пребывать, а должно постоянно
возобновляться. Даже закон нельзя установить, а потом забыть и надеяться, что
он может действовать. На самом деле его действие покоится целиком на существовании
достаточно большого числа людей, которые его понимают, нуждаются в нем как
неотъемлемом элементе своего существования и готовы идти на смерть для того,
чтобы закон был. Никакой свободы не будет, если нет людей, которым она нужна и
которые готовы за нее драться. Сам человек не существует как какая-то данность,
как предмет, как стол или стул, человека вообще нет как чего-то неизменного,
постоянного, наличного, человек— это стремление быть человеком. Нет стремления
— нет человека.
В то же время в человеке, даже пребывающем в другом, напряженном режиме
бытия — в любви, творчестве, не прекращаются натуральные процессы, сам он
продолжает жить в этом мире, заниматься обыденными и повседневными вещами. И в
этом смысле человек «растянут» по выражению Мамардашвили, между двумя мирами.
Эта растянутость предполагает напряжение, и очевидно, что если есть человек, то
есть некоторое напряженное держание в себе двух миров, напряженное держание,
будучи природным существом, что-то неприродное, искусственное, покоящееся на весьма
хрупких основаниях. Хрупких потому, что искусственные основания человека
никогда целиком не реализуются в этом естественном мире: в нем нет в чистом
виде ни совести, ни добра, ни красоты. И тем не менее вся жизнь человека
сопряжена с этими основаниями. Но быть абсолютно добрым — бесконечная задача,
также как быть абсолютно мудрым — бесконечная задача. А человек конечен. Ему
жизни не хватит на достижение этих совершенств, и все же он к этому стремится.
Стремиться к тому, на что не хватит жизни, — это и есть человеческое
предназначение. Это стремление и есть то, что можно назвать бессмертной душой.
Назначение человека в том, чтобы оставить свой след, чтобы его дела и
мысли вошли необходимой частью в состав этого мира. Для меня это возможно
только в том случае, если я живу своей жизнью. Потому что в нашем мире уже все
сказано, все сделано, все написано, в этом мире нет для ума места, остается
только повторять то, что уже было, как и делает большинство людей, не выполняя
своего предназначения. Жить своей жизнью значит найти то место, которое
оставлено для меня. Я должен все осознать сам, как будто до меня этого никто не
понимал. От того, как я пойму то, что я увидел или узнал, зависят мои
дальнейшие отношения с миром. Нет знаний вообще, абстрактных знаний, они всегда
должны быть поняты, прогресс знаний в том, что другой понял иначе. Когда я
пытаюсь понять, найти свою уникальную позицию, свое место, то я начинаю жить
своей жизнью и в то же время жизнью мира. Можно сказать, что в этом случае мир
сам себя понимает. Это происходит, когда я вырываюсь из замкнутого круга чужих
знаний, стереотипов, предрассудков, когда я раздвигаю слипшиеся глыбы мира,
чтобы встать на свое место, которое можно занять только своим собственным
пониманием, в этом смысле мое понимание — это необходимая составная часть меня.
Особо надо сказать о тех концепциях, в которых при всем внешнем признании
важности биологического фактора высказываются неоправданно оптимистические
утверждения о возможности быстрого и необратимого изменения человеческой
природы в нужную сторону за счет одних только внешних воспитательных
воздействий. История знает много примеров того, как с помощью мощных социальных
рычагов менялась общественная психология (вплоть до массовых психозов), но
всегда эти процессы были кратковременны и, главное, обратимы. Человек после
временного иступления всегда возвращается к своему исходному состоянию, а иной
раз теряет при этом даже достигнутые рубежи. Реформаторская штурмовщина и
краткосрочные изматывающие рывки не имеют исторического и социального смысла —
они только дезориентируют волю и нарушают логику естественного развития1.
Каким же образом в человеке объединяются его биологическое и социальные
начала? Человек рождается как биосоциальное единство. Но он появляется на свет
с не полностью сформированными анатомофизиологическими системами, которые
доформировываются в условиях социума. Механизм наследственности, определяющий
биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность.
Новорожденный— tabula rasa, на которой среда «рисует» свои причудливые узоры. Наследственность
снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он
изначально оказывается обладателем способностей к подражанию и общению. Таким образом,
ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. И все-таки с
момента рождения ему еще нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир
людей общение с ними, именно оно формирует его психику, нравственность,
культуру, социальное поведение.
Каждый здоровый человек обладает послушными его воле пальцами, он может
взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим
живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления
формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения
языком, миром культуры.
Итак, человек представляет собой цельное единство биологического
(организменного), психического и социального уровней, которые формируются из
двух истоков — природного и социального, наследственного и прижизненно
приобретенного. При этом человеческий индивид - это не простая арифметическая
сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство,
приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Весь духовный склад человека несет на себе явственную печать
общественного бытия. В самом деле, его практические действия являются
индивидуальным выражением исторически сложившейся общественной практики
человечества. Орудия, которыми пользуется человек, выполняют выработанную
обществом функцию, предопределяющую
приемы их применения. Каждый человек, приступая к делу, учитывает то, что
уже сделано. Все, чем он обладает, чем отличается от животных, является
результатом его жизни в обществе.
Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены
многообразием ее связей с общественным целым и с его частями вплоть до
атомарных, со степенью аккумуляции и преломления в своем сознании и
деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития
личности есть показатель уровня развития общества и наоборот. Однако личность
не растворяется в обществе. Она сохраняет значение неповторимой и
самостоятельной индивидуальности и вносит свою лепту в единое целое.
Люди в одной стране, одном обществе живут в более или менее одинаковых
условиях — в условиях одной культуры, одних нравов и обычаев, одного языка, но
люди все равно все разные, непохожие друг на друга. Даже в одной семье дети
вырастают разными, хотя воспитываются в одинаковых условиях.
Что делает всех людей разными, неповторимыми и уникальными? Во-первых,
особенности психического склада: темперамент, скорость психических реакций,
сообразительность. Все это передается человеку по наследству.
Во-вторых, опыт детства и воспоминания о детстве. У каждого человека свой
опыт детства, свои переживания, каждому по-своему открывался мир, каждый
по-своему переживал детские страхи, неудачи или радости. Опыт детства
накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Возможно, все наши
таланты и способности заложены в родительской (прежде всего материнской) любви.
Ребенок, который с детства чувствует эту любовь, живет в атмосфере любви, всю
свою жизнь защищен от невзгод и напастей. У него, как правило, все получается в
жизни, он талантлив или обладает многими незаурядными способностями. Наоборот,
тот, кто вырос без любви, в холодной и суровой атмосфере равнодушия, всю жизнь
чувствует себя одиноким, даже если окружен семьей или родственниками, у него
все в жизни складывается трудно и тяжело. Воспоминания детства сопровождают
человека до самой смерти, и с годами, что интересно, не только не тускнеют, но
становятся ярче. Старые люди с трудом вспоминают, что с ними было вчера, но до
мельчайших подробностей помнят свое детство с самых ранних дней.
В-третьих, особенности индивидуальной биографии: каждый проживает свою
жизнь, и все, что с ним случается, и то, как он к этому относится, совершенно
не похоже на жизнь других людей.
В-четвертых, противоречивость жизненных ролей. У каждого в жизни
одновременно несколько ролей, которые он «играет». Например, студент, когда
разговаривает с преподавателями, и особенно с ректором, — это один человек,
внимательный, почтительный, глаза его так и светятся знанием и усердием. Но
стоит ему выйти на улицу, где его ждут друзья, он — совершенно другой. Третьим
человеком он становится дома, с родителями. Это не значит, что он всякий раз
притворяется — у человека много лиц, вернее, много сторон его личности, много
ролей. Часто эти роли даже противоречат друг другу и тем не менее образуют
единый комплекс его личности, совершенно своеобразный1.
Все эти четыре момента делают каждого человека как личность неповторимым
и уникальным. И эта уникальность выражается в понятии Я. Я у человека
появляется с трех-четырех лет, когда он начинает понимать, что есть Я, а есть
другие люди. До этого почти все дети говорят о себе в третьем лице. К 10 —
12-годам складывается образ Я. У каждого человека есть образ самого себя, сумма
представлений о самом себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек
проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Это, как правило,
довольно симпатичный образ — каждый нормальный человек считает себя более или
менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.п.
Самая страшная трагедия человеческой жизни — распадение образа, когда
человек
убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например,
дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, в этом
случае человек может даже убить себя.
Существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессознательно, сохраняя
личность от разрушения. Например:
— механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе, если столкнулся с
чем-то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться,
срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о
постигшем его несчастье;
— механизм инверсии, переворачивающий импульс на прямо противоположный.
Так, у мальчиков в 12—13 лет просыпается половое чувство, им начинают нравиться
девочки, но ребенок не может это осознать психика может быть травмирована, и
она переворачивает все отношения, мальчики начинают считать девочек своими
первыми врагами, дерутся, толкают, выбивают портфель из рук.
— механизм переориентации. Психика бессознательно переключает эмоции с
одного объекта на другой, более доступный.. У школьника большие неприятности в
классе, и, придя домой расстроенным, он вымещает свое раздражение на младшем
брате или на любимой собаке, так, в некоторых странах по советам психологов в
каждом цехе на заводе оборудуют комнату, в которой стоят чучела мастера,
начальника цеха: на них можно выместить свое раздражение.
И еще целый рад механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и
гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в разладе с миром и
окружающими.
Можно сказать, что у человека два Я — внешнее и внутреннее. Внешнее Я
знакомится с людьми, учится в университете, набирается знаний, делает какие-то
дела и совершает поступки. Внешнее Я — это совокупность знаний, правил
действия, поведения, приемов мышления. Внутреннее Я — это интимное, скрытое
ядро личности, это все наши мечты и надежды, воспоминания о первой любви и
первой весне, наши страсти, желания, которые мы прячем глубоко в душе. Это то,
о чем нельзя рассказать другому, передать в виде слов или знаков. Человек часто
сам не знает, что в нем заложено. Р. Декарт говорил, что тот, кто сможет все
рассказать о себе, тот опишет всю Вселенную. Но попробуй расскажи. Для простого
смертного это вещь невозможная. Для этого нужен талант. Любой роман, любая
картина или симфония — это рассказ художника о себе. Внутреннее Я и делает нас
личностью, без нее мы только мыслящие машины.
Ученые, философы издавна замечали, что каждый человек относится г:
преимуществу к какому-нибудь типу личности, и всех людей можно разделить,
конечно, весьма условно, на различные типы. Например, замечено, что, любой
человек, перед тем как ответить на какой-нибудь важный вопрос, сначала
посмотрит или налево или направо и потом ответит. Следовательно, всех. людей
можно делить по такому признаку—на тех, кто смотрят налево перед ответом, и на
тех — кто направо. Но это, конечно, шутка.
Первым серьезную попытку классификации личностей предпринял греческий
врач Клавдий Гален, живший во II в. н.э.
Исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту
все люди делятся на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и
меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или другому типу. Холерик —
человек легко возбудимый, нервный, остро переживающий все, что с ним случается.
Меланхолик всегда печален, угрюм, считает, что мир к нему несправедлив.
Типичный меланхолик — ослик Иа-Иа. Флегматик — человек равнодушный ко всему,
что случается вокруг, погружен в себя, апатичен, как древний стоик, и ни во что
хорошее не верит. Сангвиник — наиболее уравновешенный психический тип. В нем
все соразмерно — и печаль, и радость, и апатия, и меланхолия. Конечно, в чистом
виде не бывает ни флегматиков, ни меланхоликов) но по преимуществу любой
человек тяготеет к какому-нибудь одному типу.
Не менее интересный пример классификации личностей дает американский
психолог Л. Шелдон. Он делит всех людей на три типа: мозговой (церебротоник),
мускульный (соматоник) и желудочный (висцератоник). Мозговой тип — это человек,
живущий исключительно головой, интеллектом. В детстве это хилый, физически
неразвитый ребенок, в школе отличник, все время решает какие-нибудь
головоломные задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями.
Для мускульного типа главное — его тело. Он все время занимается спортом,
тренируется, плохо учится, списывает задачки у мозгового приятеля и за это
покровительствует ему. Наконец, для желудочного типа главное — еда. Он
постоянно думает о еде, у него в портфеле пирожки или бутерброды и замасленные
тетради. Став взрослым) он готовит пищу сам, жене не доверяет. Он гурман и
знает тысячи рецептов приготовления всяких блюд. Каждый человек в себе или в
своих знакомых может увидеть склонность к тому или иному типу.
Русский физиолог И. Павлов делил всех людей на два типа: научный и
художественный. Первый, человек замкнутый, необщительный, погруженный в себя,
трудно знакомится с новыми людьми. Художественный тип — полная
противоположность научному: живой, общительный, яркий, эмоциональный, он друг
всем, и все ему друзья. Первый тип чаще всего встречается в среде ученых, а
второй — в среде художников, артистов, хотя в любом человеке, чем бы он ни
занимался, можно найти черты одного или другого типа. Но в целом это тоже
довольно бедное и упрощенное деление.
Более серьезное и детальное обоснование деления людей на разные
психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр К. Юнг. Одна из его
книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению Юнга, делятся
на две группы: экстраверты и интраверты. Причем, это различие возникает очень
рано, настолько рано, что, возможно, имеет наследственный характер. Экстраверт
— это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип; интраверт
ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого человека.
Ребенок-экстраверт очень рано приспосабливается к окружающей среде, он не
боится никаких вещей и предметов, любит играть с ними и благодаря этому быстро
обучается. Для него характерны бесстрашие, склонность к риску, его привлекает
все неведомое и неизвестное. В то же время сам ни над чем серьезно не
задумывается и не любит одиночества. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и
интересом ко всем внешним событиям: кричит кто-нибудь во дворе или идет
где-нибудь мире война — он полностью этим поглощен. Он способен выносить
суматоху и шум любого рода, поскольку находит в этом удовольствие. Он все
время хочет быть в центре внимания и даже согласен изображать из себя шута, над
которым смеется весь класс, лишь бы не остаться в тени. Он заводит много друзей
и знакомых без особого разбора. Всегда любит быть рядом с каким-нибудь
известным человеком, чтобы демонстрировать себя. У него пет секретов, он не
может их хранить долго, поскольку всем делится с другими. Он живет в других и
для других и боится любых размышлений о себе.
Интраверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего
неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает с сильным сопротивлением.
Ребенок-интроверт желает все делать по-своему и не подчиняется правилам, которые
не может понять. Его реальный мир — внутренний. Он держится в отдалении от
внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди множества людей, в
больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Такой человек обычно
выглядит неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержан. Поскольку он мрачно
недоступен, на него часто обижаются. В его картине мира мало розовых красок, он
сверхкритичен и в любом супе обнаружит волос. Для него сущее удовольствие —
размышлять о себе самом. Его собственный мир- безопасная гавань, заботливо
опекаемый и отгороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от посторонних
глаз. Тем не менее он часто добивается больших успехов в науке, если сумеет
преодолеть свои комплексы1.
Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека,
хотя всегда были попытки дать таковое. «Человек разумный»(homo sapiens),
«человек делающий» (homo faber), «человек играющий» (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о
животном, производящем орудия труда, Гегель — как о млекопитающем, Ницше
считал, что человек — это животное) умеющее обещать и т.д. и т.п.
Видимо, человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он
многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из
его многочисленных свойств не является главным, решающим для его понимания.
Определить его можно только через такие качества, которые несут в себе
отрицание, несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторимость,
невыразимость. Эти пять свойств свидетельствуют не об ограниченности или
ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте
человека среди других предметов или явлений окружающего мира.
СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении
человека. Не почему?, а для чего живет человек? С незапамятных времен он
занимал человека. Есть, пишет известный французский моралист и философ Альбер
Камю в эссе «Миф о Сизифе», только один фундаментальный вопрос философии. Это
вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное—
имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью
категориями— второстепенно. Сама постановк0а этого допроса свидетельствует о
том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же
предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна
и абсурдна.
Тогда проблема, как ее сформулировал Камю, состоит в том, «существует ли
логика, приемлемая вплоть до самой смерти?» Среди многих подходов к решению
этой сложной проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ
жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни
созидается самим субъектом. Для всех трех подходов характерно представление,
что жизнь, как она фактически есть, бeccмыслена по формуле Экклезиаста: «Все суета!», само же понимание смысла
жизни разнится1.
Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни.
Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека
абсолютный смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в
Богочеловеческой жизни. Именно так ответил Христос на вопрос что делать?: «Вот
дело Божие, чтобы не веровали в Того, Кого Он послал». Не переделка мира на
началах добра, но взращивание в себе субстанционального добра, усилия жизни с
Христом и во Христе. Бог сотворил человека по своему образу и подобию, и мы
своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая жизнь мира бессмыслена, так же,
как выдранные из книги клочки страницы бессвязны (С. Л. Франк).
В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек
способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому
светлому будущему сеть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а
цель придает смысл человеческой жизни. Критики давно заметили, что в рамках
этого подхода будущее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Прогресс
превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в
средство и орудие для окончательной цели— совершенства, могущества и блаженства
грядущего человечества, в котором никто из нас «не будет иметь удела»
(Бердяев).
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего
из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. В жизни самой по
себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определенного
смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими
способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою
человеческую сущность.
Смерть — важнейший фактор человеческого существования. Только
вглядываясь в лицо смерти, мы начинаем любить жизнь. Если бы не было смерти,
жизнь была бы бессмысленна. В древнегреческой мифологии самое страшное
наказание, к которому боги могли приговорить человека — это бессмертие. Что
может быть страшнее бессмертия, хотя в тысячах книг, романов, трактатов
бессмертие преподносилось как главная мечта человечества. Представьте себе, что
вы бессмертны: уже умерли все ваши родственники и друзья, дети и дети ваших
детей, а вы все живете и живете, абсолютно одиноким и заброшенным в чужые,
непонятные вам время и культуру.
Смерть предполагает высший уровень ответственности. Лишить человека
смерти означает, помимо всего прочего, устранить этот уровень ответственности.
Человек, будучи конечным существом, отличается от всех животных тем, что
прилагает к своей конечности масштаб безусловного и бесконечного. Он должен
жить так, говорит философия, как ее бы впереди его ожидала вечность, только не
в обыденном смысле, когда человек просто не думает о смерти, а в том смысле,
что он брал и будет брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит
собственной жизни. В этом смысле творя, любя, делая добро, он прорывается в
вечность, побеждает смерть.
Многие, бравшие на себя такие бесконечные задачи, остались жить в
вечности, в прямом смысле этого слова. Сократ, Эпикур, Ницше, Пушкин гораздо
более живые, чем многие ныне здравствующие наши современники. К любому из них
можно отнести слова В. Соловьева:
...Средь суеты
случайной,
В потоке мутном
жизненных тревог,
Владеешь ты
всерадостною тайной: ̀Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.
В заключение следует
сказать, что при всей важности вопрос о смысле жизни и тем более о его
конструировании по принципу «Делать жизнь с кого? С товарища Дзержинского» не
должен быть абсолютизирован, ибо он способен поработить человека при помощи
общих идей, подменить «драму жизни» «логикой жизни», вносимой в эту жизнь
извне.1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философский энциклопедический словарь М.,1998
2.«Философия». Учебник для
вузов. Ростов-на-Дону. «Феникс» 1998.
3. «Философия» Уч.пос. М.,
2002.
4. «Философия» Учебник под
ред. В.Г. Кузнецова и др. М.,1999.
5. «Философия» Уч. пос. под
ред. Губина В.Д.,М.,2000.
6. А.Г. Спиркин «Философия» Уч. пос. М., «Гардарика» 2002
7. «Философия» Уч. пос. М., «Спарк» 2002.
1
«Философия». Учебник для вузов. Ростов-на-Дону. «Феникс» 1998.,с.212