Философская мысль в Башкортостане
Философская мысль в Башкортостане
Научно-исследовательский институт
проблем укрепления законности и правопорядка
при Генеральной прокуратуре РФ
Философская мысль в Башкортостане
Москва 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.
1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.
3. Философская и социологическая мысль в Башкортостана в XVIII-XX вв.
Заключение.
Список литературы
Предисловие.
Философия - это самая древняя область знаний. Она возникла в середине
первого тысячелетия до нашей эры практически одновременно в трех районах
мира - в Китае, Индии и Греции. Уже это свидетельствует о том, что
рождение философии было вызвано настоятельными общественными потребностями.
Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" -
люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию
на Руси так и называли - "любомудрием". Однако сам термин мало что говорит
о содержании этой науки. Можно сказать, что философия - это совокупность
ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи,
ее квинтэссенция. В этом ее смысл и значение. Философия выступает как
особый, теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его
отношении к человеку и человека в его отношении к миру.
Это объясняется прежде всего тем, что ядро философии независимо от
той или иной позиции философа составляет проблема человека в его
взаимоотношении с миром, проблема человека и мира, места и роли человека
в нем.
Она вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и о сущности
человеческого бытия, выступая в качестве теоретической основы
мировоззрения.
Именно поэтому философия во все времена помогала ориентации человека
в различных жизненных обстоятельствах, способствовала его самоопределению в
жизни. Этим и объясняется непреходящая жизненность философии,
необходимость изучения её для обретения человеком надежной ориентации в
непрерывно изменяющемся мире, а в современных условиях и для разумного
подхода к решению сложнейших задач выживания человечества перед лицом
обостряющихся глобальных проблем.
Сегодня как никогда от каждого человека требуется выработка
разумного отношения к жизни, к окружающей действительности. Но подобное
отношение не дано человеку от рождения. Разумное отношение к миру, к
жизни предполагает овладение философией, приобретение того, что называют
философской культурой.
Выработка навыков разумного мышления, овладение философской
культурой требуют серьезных усилий, интеллектуального напряжения, так как
философия проникает в глубины человеческого бытия, открывает путь в
сущность, в недра мироздания, заставляет размышлять о многом таком, что
неведомо и недоступно обыденному здравому смыслу.
1. Философские идеи в башкирском фольклоре.
Башкирский народ до ХХ в. не имел «профессионалов-философов», т.е.
лиц, специально занимавшихся философией. Однако, философские идеи в
башкирской культуре существовали с древнейших времен не вызывает сомнений.
Древнейшие философско-мировоззренческие идеи у башкир в своих истоках
восходят к древнетюркской эпохе, когда из общетюркской племенной
общности начинают отпочковываться предки современных тюркских народов.
Известно, что древние тюрки создали на территории Евразии свои
государственные образования - это Восточный, Западный тюркский и Хазарский
каганаты, которые существовали в VI-X вв. На обломках этих государств в
более поздний период возникали новые государственные образования тюрков:
государство древних киргизов (хакасов), древнеуйгурский каганат,
государство булгар и т.д. В степях Евразии формировались племенные союзы,
распадались, а на их обломках создавались новые. Известны большие
племенные объединения (союзы) тюрков, печенегов, половцев и т.д.
Некоторые племенные союзы были весьма близки по своей
организованности, единству и военной мощи к раннеклассовым государствам.
Нечто подобное в IX-XII вв. представляли собой и башкирские племена,
первые сведения о которых известны с IX в.
Первые письменные сведения о мировоззрении древних башкир
содержатся в записях Ахмеда ибн-Фадлана - арабского путешественника,
который в 921 г. посетил Волжскую Булгарию. Ахмед ибн-Фадлан сообщает,
что башкиры поклоняются различным богам (это боги времен года, различных
природных стихий, животных и т.д.), во главе которых стоит главный бог -
бог неба Тенгри. Однако не все башкиры поклонялись Тенгри, среди них были
и мусульмане, что означает, что в Х в. к башкирам начинает проникать ислам.
Культ неба - Тенгри зафиксирован еще всемирно-известными орхоно-
енисейскими надписями, в нем нельзя не увидеть генетических корней башкир
в древнетюркском мире. Эпический памятник "Урал-батыр" несет значительную
философско-мировоззренческую нагрузку. Прежде всего это связано с той
особенностью произведения, что оно возникло на основе древних мифов. А
сюжеты мифического характера в поэме непосредственно связаны с
антропоморфизацией (очеловечиванием) животных и предметов окружающего мира,
а также с попыткой объяснить их происхождение.
В "Урал-батыре" уже проявляется стремление к позитивному преодолению
тенгрианства, что нашло выражение в негативном отношении к человеческим
жертвоприношениям в честь бога неба - Тенгри. Это был тот период
башкирской истории, когда к башкирам начинает проникать ислам, который
отрицает человеческие жертвоприношения. Поэтому в "Урал-батыре" отражена
борьба двух тенденций в религиозном сознании башкир: мусульманской и
тенгрианской. Аналогичные явления в научной литературе получили название
богоборчества. В "Урал-батыре" фактически осуществился переход от
тенгрианского многобожия (политеизма) к мусульманскому однобожию
(монотеизму).
Эпическая поэма "Урал-батыр" представляет особую ценность и как
источник по изучению истории общественного сознания башкир. Здесь
содержатся сведения о воззрениях башкир, поставлена проблема первоосновы
мира, в качестве которой выступает вода. Объяснение возникновения всего
из воды говорит о неосознанном стремлении древних людей вывести все из
единого начала. Это были стихийные догадки о единстве мира.
Осуждая власть над людьми и стремление к ней, поэма превозносит
равенство и справедливость, т.е. в ней отражена переломная эпоха от
доклассового к классовому обществу. Главная цель произведения нашла
воплощение в утверждении идеи борьбы со смертью, олицетворяющей зло
(несправедливость, неравенство, господство одних над другими и т.д.) и
все противостоящее жизни. Таким образом, в "Урал-батыре" поставлена
гуманистическая общечеловеческая цель.
Постановка общечеловеческих целей есть не что иное, как философская
проблема, ибо если перевести проблему общечеловеческого с человеческих
отношений на язык мировоззренческо-философского осмысления, то
общечеловеческое есть всеобщее. Именно поэтому данное произведение в
большей мере, чем другие произведения народного творчества башкирского
народа является источником изучения мировоззрения древних башкир,
раскрывающего истоки его менталитета, определившего основные идеи
нравственной культуры народа. Философский подход к действительности здесь
находит выражение и в попытках выйти за пределы непосредственного бытия
человека, в попытке рассмотреть деяния человека во временном аспекте, в
историческом срезе.
Вторым значительным произведением башкирского народного эпоса, в
котором философские мотивы занимают значительное место, является "Акбузат".
В нем так же, как и в "Урал-батыре", философско-мировоззренческое
содержание связано с очеловечиванием окружающих явлений. Если в "Урал-
батыре" воспевается живая природа, все живое и утверждается место человека
в природе, то в "Акбузате" объектом внимания в гораздо большей мере
выступают человеческие взаимоотношения. В "Урал-батыре" силы зла воплощены
в образах чудовищных животных и только один персонаж выступает на стороне
злых сил. В "Акбузате" же носителями зла являются хан, его вассалы, а
носители добра - это батыры - народные заступники. В "Акбузате" налицо
отражение имущественного расслоения людей, нашедшего выражение в форме
барымты. Барымта одновременно выступала и как моральная, и как правовая
норма (вернее, норма обычного права).
Философский смысл барымты как социальной нормы феодальной эпохи
состоит в том, что народ, разобщенный на отдельные племена и племенные
союзы, не имел единого государственного образования, которое могло бы
охватить общим масштабом поведение каждого и отдельного. Это есть не что
иное, как недостаточное развитие идеи подчинения отдельного (частного)
всеобщему, выступающее выражением недостаточного общефилософского уровня
культуры. При достаточно высоком уровне общефилософского мышления (что
так или иначе в первоначальном виде связано с осознанием необходимости
примата всеобщего над частным) возникает право.
В башкирском народном эпосе такие подходы уже намечаются. Своей
обращенностью к порядку, к общему интересу, а значит, выражая известную
высоту морального сознания и уровень правового (т.е. юридического)
мышления, барымта одновременно представляет собой некий стереотип
философского мышления, философской культуры, ибо философское мышление,
философская культура отражают меру выражения всеобщего. В этом ракурсе
могут быть рассмотрены все феномены духовной культуры. И барымта в этом
отношении не является исключением.
Философское видение мира в башкирском народном эпосе проявляется не
только в общемировоззренческом нравственно-эпическом, политико-правовом
аспектах, но и в эстетическом. Как и для эпических сказаний других народов
мира, для башкирского эпоса характерно синкретическое единство
моральных и эстетических оценок.
Изучение эстетики башкирского эпоса должно быть нераздельно связано
с обращением к проблеме специфики героического. Ведь значительная часть
эпического наследия башкир - это героические сказания. Героика эпоса
проявляется в прекрасных подвигах батыров, борцов за социальную
справедливость, самоотверженно защищающих народ, за сохранение жизни на
земле. Ценой собственной жизни эпический Урал-батыр окропляет бессмертной
водой природу, хотя мог бы воспользоваться этой водой сам и стать
бессмертным. Столь же прекрасны и деяния сыновей Урал-батыра, которые,
прорубив скалы в горах, дали начало Уральским рекам.
Проблема героического в башкирских сказаниях в свою очередь
перерастает в проблему трагического. Трагическое не имеет самодовлеющего
характера, оно преодолевается верой и надеждой в лучшее будущее. В этом
смысле почти любое произведение башкирского героического эпоса является
своеобразной "оптимистической трагедией": герой умирает, но содеянное им
прекрасно и продолжает жить в памяти народной и служит людям, служит родной
земле.
У башкирского народа создание эпоса (героических народных сказаний)
продолжается на протяжении всей его истории. Эпические сказания башкиры
создавали как в дописьменный период своей истории, так и в условиях
существования письменной культуры. Это связано с существованием традиции
героического в народном сознании. Героическое как полное слияние человека и
общества во имя блага общества, когда человек добровольно выбирает лишения
во благо народа, было жизненно необходимой потребностью башкирского народа,
которого судьба поставила перед дилеммой: быть или не быть?
После того как Башкортостан попал в зависимость от Золотой Орды,
культура народа претерпевает существенные изменения. Среди башкир
появляются люди, получившие образование на мусульманском Востоке,
некоторые из них остаются в мусульманских странах, становясь заметными
представителями общественной жизни.
2. Арабо-мусульманская философская традиция в Башкортостане.
Философско-мировоззренческие взгляды ряда народов Урала и Поволжья,
в том числе и башкир, испытали значительное влияние арабо-мусульманской
философской традиции, пришедшей в регион вместе с религией ислама. Каковы
особенности и основные направления данной философской традиции? Говорить о
некоторых общих чертах культуры различных народов, принявших в свое
время мусульманство, можно в связи с тем, что особенности религиозных
взглядов народа влияют на другие стороны его духовной культуры, а тесное
общение с единоверными народами усиливает тенденции к культурному
заимствованию. В итоге возникает межнациональный тип культуры, включающий
в себя и определенные традиции миропонимания, философствования. Поскольку
ислам возник у арабского народа, исходный импульс философской мысли
мусульманских народов исходил от арабских (или арабоязычных) мыслителей,
хотя в дальнейшем в развитии данной философской традиции принимали участие
представители разных народов (Ибн Сина и Аль Фараби - тюрки, Сухраварди
- перс, Хамза Фансури – индонезиец и т.д.).
Основные особенности исламского учения о мире, повлиявшие на развитие
философии. Согласно учению ислама всемогущий Аллах сотворил мир из ничего
и полностью управляет им. Бог неизмеримо превосходит все в мире и является
разумной духовной силой, похожей на человека (поэтому в исламе нет
изображений Бога, он неизобразим, и его нельзя описать словами). Мир
устроен иерархично, имеет несколько уровней, различающихся по степени
совершенства (7 земель, 7 небес). Все вещи и существа также различаются
по степени совершенства. Самым совершенным творением Аллаха является
человек (даже совершеннее ангелов). Человек - малое подобие всей
Вселенной, в нем заключены все силы и способности, существующие в мире.
Вселенная - "большой человек", а человек - "малая Вселенная", микрокосмос.
Человек - наместник (халифа) Аллаха в мире, мир создан для него, долг же
человека - следовать божественному порядку ("ислам" значит покорность).
Божественное знание о мире и божественный закон переданы людям в словах
самого Аллаха, содержащихся в священной книге - Коране. Коран передан
богом пророку Мухаммеду через архангела Джабраиля. До этого был еще целый
ряд пророков (ислам следует иудейско-христианской традиции, признавая
библейских пророков и Иисуса - Ису), но Мухаммед "печать пророков",
последний и самый совершенный пророк, а Коран - самое полное божественное
откровение.
Следует подчеркнуть, что в Коране и в хадисах (рассказах о
поступках и изречениях пророка Мухаммеда) не содержится указаний о
соответствии исламу каких-либо философских учений.
Когда сформировалось первое мусульманское государство - Халифат, в
его составе оказались страны с давними философскими традициями, что
способствовало появлению философских идей в рамках мусульманской культуры.
Эти философские идеи развивались по трем направлениями: из
рационалистически-логического комментария к Корану и его осмысления и
толкования - калам (Аль-Ашари (873-935); путем изучения и нового
истолкования античной философии – фальсафа (первый "философ арабов" -
Аль Кинди (600-670 гг.), Аль Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (980-1037
гг.), Ибн Рушд (1126-1198 гг.) и др.); путем философского осмысления
мистических настроений и практики - суфизм (Аль Газали (1058-1111 гг.),
Ибн Араби (1165-1240 гг.), Ас-Сухраварди (1155-1191 гг.), Хамза Фансури
(XVI в.).
Наиболее самобытным философским направлением в исламской культуре
является калам, т.к. особенности этого учения наиболее тесно связаны
именно с мусульманской религией. Исходя из представления о всемогуществе и
вечной активности Бога, философы калама считали, что все вещи в мире
состоят из мельчайших частиц - атомов, а время не течет непрерывно, а
тоже состоит из отдельных мгновений. При этом все, что происходит в каждой
точке пространства в каждый миг времени, и сам этот миг времени постоянно
и непосредственно создаются самим Богом, который непрерывно снова и
снова творит мир. Нет многих причин, а у всего, что происходит, есть
лишь одна абсолютная причина - Бог. Когда человек совершает какой-либо
поступок, он лишь "присваивает" себе божественное действие. Последователи
калама считали, что если, например, мы пишем текст на бумаге, то нельзя
сказать, что наше желание писать вызывает движение руки, а рука движет
ручкой, которая, в свою очередь, оставляет след на бумаге. По их мнению,
и наше намерение, и след на бумаге - все это создает Бог, причем по
отдельности. По его же воле эти различные события связываются в данную
последовательность. Таким образом, калам создал учение об атомарном
строении не только вещей, но и самого времени (миги-атомы времени), а также
об абсолютной и единственной причине всего и о вечном обновлении
мироздания.
Фалсафа (от греч.- философия) сыграла огромную роль в истории мировой
культуры в целом. Именно усилиями мусульманских философов были сохранены,
по-новому осмыслены и введены в средневековую культуру философские идеи
Древнего Мира. Западная Европа познакомилась с наследием античности во
многом через труды арабо-мусульманских ученых, широко пользовалась их
комментариями (если Аристотеля в средневековой Европе называли просто
философ, без упоминания имени, то Ибн Рушд - Аверрозо звался просто
Комментатор, как лучший знаток аристотельского учения). Но арабоязычная
Фалсафа не была простым комментированием древних мыслителей. На базе
античной философии (прежде всего учений Платона и неоплатоников, а также
Аристотеля) было создано новое, соответствующее новой эпохе философское
учение. При этом такие воззрения ислама, как громадное различие между
Богом и человеком, иерархичность строения мироздания и др., давали
возможность ввести идеи античной философии в мусульманскую культуру.
Обобщенно суть воззрений Фалсафы можно изложить так. Бог - это
бесконечное, не имеющее человеческих чувств разумное духовное первоначало,
перводвигатель, источник всего в мире. Он - первый, высший уровень бытия.
Из его активности возникают один за другим низшие уровни мироздания - от
более совершенных к менее совершенным. При этом их возникновение нисколько
не уменьшает полноты Первоначала - оно не убывает, порождая другие уровни
бытия, как не убывает предмет, отражаясь во многих зеркалах, хотя и
порождает свои отражения. При этом различается вечная и неизменная,
совершенная небесная часть мироздания, подверженная изменению и
разрушению, несовершенная земная. Весь мир подчинен неизменным законам, и
само божественное Первоначало следует логике и разумному порядку вещей,
не допуская никаких чудес и своеволия. Человек устроен по подобию
Страницы: 1, 2
|