рефераты скачать

МЕНЮ


Философия (шпаргалки 2004г.)

Атомистическая ф-фия – следующее направление (от слова атом). Атомос – неделимый. Идея неделимости атома просуществовала до 20в., пока атом не был расщеплён. Основой мира является атом, внутренне заряженный энергией. Они бесконечны в своём количестве. Они бесконечны по формам. Взаимодействие между атомами создают мировые закономерности. Всё состоит из атомов, в том числе и человеческая душа, выраженная в особом атомистическом устройстве. Главная задача науки – познание законов взаимодействия атомов. Существуют простейшие атомистические связи и сложнейшие. Атомистическое строение действительности указывает на её бесконечность. Она бесконечна в её дискретности. Т.о. атомистическая ф-фия прежде всего способствовала становлению механики, которая развивалась на основе данной основы до Эйнштейна. В основу положены 2 ф-ких – физических принципа: это мир тела и пустота. Потом идея пустоты была опровергнута. Для Эйнштейна пустота – это поле. Досократовкий период заканчивается таким направлением, как софистика: Прокол, Сократ. Софисты - это значит мудрецы. Они первые обратили внимание на интеллектуальные способности человека. Поэтому их можно определить, как субъективных идеалистов. Идеальное связано с человеком, с его умственными способностями. Поэтому софисты основатели лингвистики, педагогики, риторики. Они основали теорию искусства спора. Сократ сначала тоже примыкал к этому направлению. Досократовкий период, по преимуществу носил общефилосовкий характер. В рамках этого периода были сформулированы 2 основных направления; материализм и идеализм. Они были объективного характера и только с софистов был осуществлен поворот к человеку, субъективному идеализму

Греческая ф-фия. Классический период

Ф-фия Сократа

Сократ из бедной семьи (философы в основном были из аристократических семей) Сначала он относился к школе софистов. Главная задача софистов сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека, софисты первые представители субъективного идеализма (Протогор). Сократ освоив практически школу софистов, создает свою собственную школу, задачей которой ставилось формирование у молодежи передовых и прогрессивных нравственных устоев, ставилась задача выработки передовой морали. По сути он поставил вопрос о создании теории добра, основателем этики. Этика- борьба добра и зла. Сократ выдвинул принцип, что человек знающий что такое добро не может совершить зла, т.е. он абсолютизирует значение знаний. Филосовское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души : человеческая душа выраженная через добро состоит из 3-х начал : мудрость, храбрость, справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра, поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять государство должны люди мужественные. Разделение на формы государства. 1)Прогрессивная форма. Аристократическая республика – одна из форм. Власть интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей. Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти. Демократия предполагает хаос. Т.о. Сократ закладывает основы классического периода ф-фии. ф-фия становится социальной или рациональной по сравнению с космологической досократовского периода.

Ф-фия Платона

Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их писать. Платон же оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в форме диалога, нося т.о. полухудожественную форму. Философское наследие Сократа известно из произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией, после знакомства с Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает Сократа и создает свою школу. Создает в рамках школы систему объективного идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они есть "подлинное бытие". Это материальный мир включая и чувственный мир человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Краткий анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре человека : человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным к этому элементу является. 2) душа. 3). связующим элементом между телом и душой является разум. Значение разума в отрегулировании этих двух начал. Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет строение души. Суть : чел. душа является производной от мира идей, т.е. объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна. После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей). Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на противоречии человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души выражается в следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к бессмертию, другой отказывается от этого. Социальное учение Платона (вытекает из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру общества. Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3 группы людей : 1) профессиональные управленцы и свободная интеллигенция. 2) воины-защитники. Постоянный слой профессиональных воинов. 3) слой связанный с материальным производством. В первом случае идет обоснование необходимости интеллигенции в обществе как ведущего слоя в социальной структуре. Т.о. теория идеального общества Платона обосновывает необходимость интеллигенции, профессиональных военных и самого большого слоя материальных производителей. Вслед за Сократом, Платон также анализирует государственные формы правления : Делит на 2 формы : 1) приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (тимократия – власть нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Алигархия – власть нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия – тоже отрицательно характеризуется Платоном). Государство является высшей ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как существо политическое (животное живущее в государстве).

Средневековая ф-фия.

Главной особенностью средневековой Ф. является то, что она преимущественно религиозная. Данный период является самым продолжительным в истории Ф. В рамках этого периода происходило ф-кое осмысление главной человеческой идеи. В этот период происходило государственное утверждение христианства в качестве господствующий религии. В этот период, господство религиозной Ф. выражало стремление к преодолению раздробленности человеческого общества. Нередко в литературе данный период рассматривается с негативных позиций. Т.е. утверждается, что Ф. этого периода была служанкой религии, поэтому он является слабым, незначительным в истории Ф. Такую оценку давала марксистская Ф. В этой связи марксистская Ф. является атеизмом (отрицание идеи бога). В целом же средневековая Ф. является значительным вкладом в развитие мировой Ф., т.к. здесь были созданы новые ф-кие теории, разработаны и формализованы новые Ф. понятия. Основные идеи средневековой Ф. были созданы на основе Ф. и диалектического осмысления такого источника как библия и прежде всего нового завета. Основополагающей идеей является идея единого бога в его троичной структуре. Т.о. была обоснована идея единого духовного основания всего человечества и отвергнута идея духовного плюрализма как множественности духовных оснований человечества. Т.О. утверждается идея монотеизма из идеи монотеизма вытекает идея теоцентризма : 1) божественная сущность находится не за пределами мироздания, а в центре его. 2) Божественная сущность распространяется на всю действительность, включая и природу и человека. Это и есть пантеизм, т.е. природа одухотворена. Следующая идея которая была порождена – это идея творчества, Именно в рамках данной Ф. эта идея была выражена наиболее полно: 1) в мире существует творческое начало т.е. источник творчества, но в то же время источником творчества объявляется бог Демиург. Т.е. в мире существует единый источник творчества. Сам мир является результатом творческого начала. 2) творчество характерно для всей действительности, оно является универсальным свойством всей действительности, в особенности такое существо как человек. 3) В рамках концепции творчества обосновывается в качестве универсального числа – число 7, выражающее полный замкнутый цикл творчества. Т.о. исходя из этого мы видим то, она в качестве самого универсального числа обосновала число 137.(С точки зрения современной науки данная концепция подтверждается). Т.о. религиозная ф-фия делает попытку органического соединения религии и науки, конечным результатом является сознание. Теологической концепцией Ф.Аквинского, который совершил переворот в том смысле, что соединил науку и религию.

Идея истины (откровения). В действительности существует единый источник всех знаний, т.е. существует божественная истина (Логос). Логос – непосредственное слово божье. Существует связующее звено между Логосом и людьми. Это звено называется богочеловек (По сути дела это есть сын божий). Эта идея утверждает, что всегда среди людей есть избранные. Те люди, которые обладают способностями первоначального восприятия слова божьего, конечным пунктом реализующим идею откровения является религиозная вера всего народа. Главным объектом этой ф-фии является не действительность как таковая, а текст библии, поэтому эта ф-фия определяется, как патристика (т.е. наука изучающая библейские тексты).

3. 1)Августин (блаженный) родоначальник средневековой ф-фии (4в.) в то время когда практически и окончательно были написаны все тексты библии. Августин в рамках этой ф-фии создает ряд теоретических учений, и обосновывает определенные идеи. В частности его ф-фия исходит, основывается на учении о красоте, где он вслед за Платоном на основе библии пытается доказать объективность идеи красоты. Главное, что красота основана на творчестве, результатом чего является гармония. Источником творчества является воля. В воле и проявляется, прежде всего, свобода человека. Августин первый из философов ставит проблемы свободы человека (одним из первых). Свобода связана с выбором. Выбор есть воля. Человек не ограничен в плане выбора. Он постоянно выбирает, поэтому постоянно свободен и главная проблема свободы заключается в выборе между добром и злом. Августин также является основателем концепции социального, человеческого времени. Он выдвигает идею абсолютности и относительности времени. Т.е. с одной стороны время абсолютно, направляемо, контролируемо во всей его троичной структуре, прошлого, настоящего и будущего. Время абсолютно только в связи с божественной сущностью, время относительно. Относительность времени связана с жизнью человека. Здесь относительность времени проявляется в том, что человеку подвластно только настоящее время, т.е. один из трех элементов структуры времени – настоящее. Прошлое и будущее в человеческом времени являются частями настоящего, формами настоящего времени. Прошлое время как часть настоящего выражается, прежде всего, в человеческой памяти. Будущее время как часть настоящего выражается в человеческой надежде и вере.

Проблема человеческого времени снимается, разрешается любовью. Любовь – главный критерий времени. Она растворяет время в бесконечность. Фома Аквинский завершает развитие средневековой ф-фии как Аристотель древнегреческой. Он является систематизатором всей средневековой ф-фии (13в.). Он является также основателем новой мыслительной системы, которая возникает на стыке ф-фии, науки и религии. Эта система называется теологией, которая по своему объему значительно выше, чем ф-фия. Ведущим началом в этой системе является религия. Позже возникает новое понятие – теософия. Есть также система синтеза науки, религии и ф-фии, но здесь ведущим элементом является ф-фия (поэтому теософия). Теология есть универсальное учение, выражающее логику постижения божественных истин. В узком смысле теология есть патристика. Теологическая логика заключается: - прочтение двух изначальных книг: 1) книга природы, также написанная божественной сущностью, но не раскрытая для человека (человек должен сам ее раскрыть). Т.е. идея всестороннего изучения природы и развитие естествознания. 2)Книга, созданная самим человеком, это и есть вся история ф-фии, т.е. человек должен знать всю ф-фию. Конечным пунктом этой логики является человеческая воля, выраженная в том, что человек должен доводить до конца все дела, которые он начинает. Т.е. в этой системе объединяются вера, этика, весь комплекс научных знаний, включая и религиозную ф-фию.

Общие особенности ф-фии Возрождения.

XV-XVI вв. – исторические границы данного периода. Родина этой ф-фии Италия, Нидерланды и др. страны Запада. Ф. Возрождения  есть попытка возродить Греческую ф. И науку как основу светской культуры, в особенности внимание уделяется ф. Аристотеля. Т.к. он систематизировал все науки, заложил основы многим наукам, таким, которые актуальны в наше время (например, экономика и политика). Причины появления ф. Возрождения – к концу XV в. в Европе накопились значительные недостатки эпохи средневековья. (груз антисоциальности, груз плебейства), которые и становятся препятствием для развития общества. Появилась масса людей ограниченных как в материальном благополучии, так и людей социально пассивных, лишенных человеческого достоинства, и в тоже время в обществе возникли предпосылки перехода к новым формам цивилизации. Данные тенденции развития общества были восприняты передовыми слоями интеллигенции, которые сформулировали историческую задачу всестороннего развития человека, личности как таковой. Основные идеи: новые идеи вытекают из новой ф - кой.  антологии (учение о бытии, о мире и его структуре). В учении о мире происходит коренной переворот. Если в средневековой ф. центром или основой действительности является божественная сущность, то ф. Возрождения центром действительности определяет реально живущего конкретного человека. Сколько, людей столько и центров мира, хотя божественная сущность не отвергается, но выводится за пределы реальной действительности, становится над действительностью, т.е. идея теоцентризма заменяется идей антропоцентризма. Главным объектом всех наук становится человек. Красота и творчество, прежде всего, связываются с человеком. Сама действительность представляется дискретным, бесконечным началом, т.к. основой действительности является каждый человек, который определяется понятием дискретного минимума, т.е. это основная точка дискретности действительности. Общее, которое вырабатывается всеми людьми, есть максимум. Максимум есть единство действительности (Н. Кузанский "Теория максимума и минимума – теория отражающая все во всем ”). Т.о. ф. Возрождения по сути дела субъективный идеализм, где центр тяжести ф-ого анализа переносится на субъективное начало реальных людей. Вера в бога смещается в веру в человека, в веру в светское образование. Человек определяется как безграничное существо в своем совершенстве. Эта ф. определяется понятием гуманизма, т.е. направленная на человека и поэтому эта ф. стремилась выразиться в формах, доступных самым широким слоям населения. Ф. Возрождения выразилась в необычных формах, недостаточно разнообразных, как никакая другая ф. –Литературно-художественная ф-кая форма Данте “Классическая божественная комедия”. Боккаччо “ДеКамерон” идея полноты земной и человеческой жизни раскрывается в глубинный мир человеческих чувств. – Форма живописных полотен, глубинная основа внутреннего человеческого мира (Леонардо Да Винчи “Сикстинская Мадонна”). – Философские идеологии, например Петрарка “Моя тайна”. Этика, внутренняя человеческая этика раскрывается. – Философская эссе (Монтень “Опыты” – отражается ф. повседневной жизни. Человек творец своего счастья). Существует и традиционная ф-кая форма ф.: - теоретические ф-кие произведения. Н. Кузанский.  - форма ф-ого естествознания. Когда ф. выражается в произведениях естествоиспытателей (Галилей, Кеплер, Дж. Бруно и др.). Значение этих произведений: происходит обоснование необходимости разработки общенаучных методов познания, таких как теория опыта, теория эксперимента. Математика вновь объявилась царящей наук. Математика должна была объединить все естествознание в одну систему. Вершиной натур ф. была ф-фия Дж. Бруно. Он обосновал следующие ф-кие положения. 1)Мир является бесконечным в его физической реальности. 2) Динамичность является всеобщей закономерностью действительности. В тоже время у материального мира существуют первопричины, т.е. формы, в которых выражено понятие проматерии. Т.е. существует связующее начало всех материальных явлений. 3) Мир и его единство в тоже время обусловлены тем, что внутри этого мира существует всеобщий разум, т.е. Дж. Бруно пытается заменить идею бога идеей всеобщего разума. Следовательно, конфликт с христианством. Ф. должна исходить не из библии, а из обоснованных факторов и научных данных. 4) Мир связан, истина связана с человеческим разумом с доказательностью. 5) Значение религии определяется двояким образом. С одной стороны религия в целом не отвергается  и не отвергается в целом идея бога, только смещается акцент. Полезность религии связана с тем, что она должна оказывать решающее воздействие на отсталые народы. Задача религии применительно к этим народам сводятся к воспитанию человека, устранение проблем насилия к грубости, т.е. религия должна решать первейшие этические проблемы. Обосновался также принцип разделения религии и ф. Т.о. ф. Возрождения отразила переход традиционного общества к новому капиталистическому, заложила необходимые духовные основания этого перехода.

Ф-фия Нового Времени.

Ф. нового времени. Родина: Англия, Франция.XVII в. начало современной цивилизации. Создаются новые основы развития общества: 1) коренным образом меняется социальная структура общества. Формируются новые социальные классы, возникают предпосылки гражданского общества: — рыночная экономика; — возникает правовое государство (власть юридического закона, разделение власти). 2) На первое место в духовной жизни выходят права и свобода человека. 3) В обществе возникают такие свободные сферы как, сфера личной и частичной жизни. 4) Впервые возникает идея общественного прогресса как постоянного обновления всех сфер жизни общества в особенности экономики. Впоследствии этот процесс определяется как модернизация. В этих условия возникает необходимость научного обеспечения жизни общества. Сами науки все больше тяготеют к опыту, к эксперименту, поиску новых путей развития. Данная проблема, прежде всего, отразилась в ф. Ф. меняет под этим воздействием свой предмет, что происходит с ф. постоянно. Ф. тесно связана с наукой. Задача Эффективного влияния ф. на развитие наук. Эту задачу сформировал Бэкон: данная задача была сформулирована как создание теории общенаучных методов познания. Т.о. ф. нового времени преимущественно становится теорией познания или гносеологией.

Ф-фия Ф. Бэкона (1561-1626г.) Ф. Бэкона и Декарта объединяют то, что они вместе создают теорию общенаучных методов познания. Начало этой теории дает Бэкон, а завершает ее Декарт. ”Новый Органом”. Была поставлена задача создания эмпирической теории познания. В свое время Аристотель разработал начало данной теории в своей работе «Органом». Аристотель создает теорию простой индукции (методика перечисления фактов), которая заключается в необходимой последовательности их перечисления. Т.о. Бэкон формулирует новое определение ф.: ”Ф. есть наука, основывающаяся на опытных данных и обслуживающая опытное познание. Сама наука определяется в качестве основы всей культуры человека. Является главным средством решения социальных проблем, в особенности освоения природы”. Формула Бэкона “Знание - сила”. 1)Научное знание; 2)знание законов природы; 3)Знание современной (науки) методики научного исследования. Теория полной индукции, которая включает в себя: - методику простого перечисления; - методику анализа опыта; - методику описания различий предметов; - методику исключения элементов; 3 таблицы: 1) таблица позитивных инстанций; 2) таблица негативных инстанций; 3) таблица сравнения.

Декарт завершает ф. Нового времени. Он создает вторую часть современной теории познания (теоретический метод). Основой теоретического метода является теория дедукции (Дедуктивный метод познания). У Бэкона источником познания является имперический метод, у Декарта не является источником познания, являются очевидные мыслительные теоретические, уже состоявшиеся и подтверждаемые постоянно империческими фактами. Имперический факт является составной частью мыслительного факта. Вторым источником познания являются факты мыслительных сомнений, сомнений в теориях. Во всех теориях есть слабые места. Во всем необходимо сомневаться. В этой связи Декарт выводит свою ф-кую формулу: “Мыслю, следовательно существую”. Т.е. существование есть мысль. Истинно, реально существует только мыслящее существо. Выше мысли нечего нет. Мыслю, следовательно, существую, означает: познаю весь теоретический опыт, накопленный человечеством, т.е. осваиваю науку, причем сознательно. Т.о. создается полная теория познания, состоящая из двух взаимосвязанных частей: имперического и теоретического метода познания индукции и дедукции. Эти две части не противопоставлены друг другу, а органически взаимосвязаны. Декарт создает систему научного познания. Правила дедукции: 1) Очевидная или интуитивная ясность исходного положений, мысленных установок; 2) Аналитичность и дифференцированность материала, т.е. разделение материала на необходимое количество частей; 3) Постепенность анализа от простого к сложному; 4) системность анализа – это полные расчеты каждой части материала и соединение этих расчетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.