Философия права в России во второй половине XIX начала XX века
Философия права в России во второй половине XIX начала XX века
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛА XX ВВ.
ТЮМЕНЬ - 1997
План
Введение 3 - 5
Глава I
Чичерин Б.Н. о праве 6 - 11
Глава II
Чичерин о понятии и сущности государства 12 - 16
Глава III
Новгородцев П.И. о правовом государстве 17 - 24
Заключение 25 - 27
Список использованной литературы 28 - 29
Введение
В истории политической и правовой мысли России важное место занимают
буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные
такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский,
Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.
На рубеже XIX - XX вв. на базе форсированного развития российского
капитализма происходило соединение рабочего движения с социализмом. В
Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим
подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория
государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток
политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен
общеевропейского масштаба: Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского,
Коркунова и других.[1]
Положение российской буржуазии второй половины XIX в. было весьма
противоречивым. Заинтересованная в установлении парламентарных институтов,
она из-за боязни революционного крестьянства и пролетариата в то же время
мирилась с царизмом. Это служило питательной почвой политического движения
и политической теории буржуазии-либерализма.
Либерализм в России зарождается еще в 30 -40-х гг. XIX в. в недрах
единого оппозиционного лагеря. Демократизм не противостоял так резко
идеологии либеральной оппозиции. Передовые люди России поняли, что дни
крепостничества сочтены, и поэтому задумывались о путях дальнейшего
развития страны. Русские умы разделились во взглядах не только на будущее,
но и на прошлое своей родины. По контурам скрытого во тьме веков прошедшего
они пытались определить вехи грядущего. Интерес к истории в значительной
степени подогревался также тем, что в условиях свирепой цензуры обсуждением
сугубо наукообразных и исторических проблем было легче завуалировать
обсуждение самодержавно-крепостного строя.
В результате дифференциации оппозиционного движения в середине 50-х
годов в России складывается либерализм как особое политическое движение и
как доктрина.
Русскому либерализму присуще общие черты либерализма как буржуазного
общественного и идеологического течения эпохи домонополистического
капитализма: требование ликвидировать феодальные пережитки в экономике,
тормозившие развитие капитализма; свобода частного предпринимательства;
невмешательство государства в экономическую сферу; обеспечение минимума
гражданских и политических свобод; требование конституционной монархии.
Осуществление этой программы расчистило бы путь развитию буржуазного строя,
но оставило бы значительные привилегии прежнего господствующего класса,
прежде всего основу его экономической мощи - крупное помещичье
землевладение и первенство в государственном аппарате.
В движении русских либералов ярко проявилось стремление провести мирным
путем “сверху” необходимые для развития капитализма реформы,
соглашательство с правящей верхушкой. Заинтересованные в преобразованиях
либералы, однако, не были настолько сильны, чтобы вытеснить другие
политические группировки и самостоятельно осуществить свою программу.
В 80-х годах либералы по прежнему выступали за самотрансформацию
абсолютизма в конституционную монархию и ограничивались верноподданнейшими
адресами, высочайшее имя, в котором призывали императора восстановить и
развить дух реформ 60-х годов.
Либерализм сохранил свое значительное влияние и в период перехода
России в империалистическую стадию в начале XX в. Усиление экономической
мощи буржуазии и в это же время сохранение самодержавия вызвали в условиях
пролетарского этапа освобождение движения активизации либерализма.
Глава I
Чичерин Б.Н. о праве
Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении
традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической
безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование
дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное
существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики
стало воспитание уважения к праву.
После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в
литературе (Сперанский, Карамзин) малочисленная группа российских либералов
последующих периодов - “Эпохи великих реформ” и “отката реформ” - сочетала
свои либеральные устремленные с большой дозой просвещенного консерватизма.
Эта группа могла быть представлена прежде всего именами Чичерина,
Муромцева, Коркунова, Ковалевского.
Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века
был Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904), автор пятитомника “История
политических учений” (1869 - 1902), а также ряда фундаментальных работ в
области государствоведения и философии права - “О народном
представительстве” (1866), “Курс государственной науки” (3 части, 1894 -
1898), “Философия права” (1900). Активный защитник “великих и прекрасных
реформ” начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной
перспективе, Чичерин - после непродолжительной профессиональной карьеры в
Московском университете (1861 - 1867) - оказался в опале и долгие годы
провел в уединении родового поместья.[2]
Восприняв многие идеи российского западничества, Чичерин пошел дальше
по пути усиления таких аспектов их доктрины, как приоритетная роль
государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй,
доктрина “правового государства”, и тому подобное. Чичерин считая, что
главным конструирующим элементом культуры является центральная
государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и
корпоративные интересы и влияния.
В России особенностью государственного строя оказалось большее, по
сравнению с Западом, развитие монархической власти и абсолютизма.
Отсутствие сильных феодальных союзов и слабость буржуазии этому
способствовали: “Историческое значение самодержавной власти дало ей такую
мощь, какой она не имела ни в одной европейской стране и перед которой
должны были низвергнуть всякие представительные учреждения”.[3]
Гегелевская философия была одним из основных факторов при формировании
воззрений Чичерина. Хотя с годами его отношение к Гегелю претерпевало
определенные изменения, он все же постоянное ориентировался на основные
философско-методологические положения немецкого мыслителя. При этом
Чичерина более привлекала сама глобальная система немецкого философа,
именно поэтому его часто называли сторонником правового, или
консервативного гегельянства. Его магистерская диспозиция, ставшая новым
словом в русской истории и правоведческой мысли, относится к истокам
государственной школы в русской историографии. Во-первых, разделяя
традиционные западнические воззрения на особенности русской истории, он
склонен к утверждению общечеловеческого принципа в мировой истории. Во-
вторых, чрезвычайно важное значение он уделяет роли государства в
историческом процессе. Сравнивая историю России с западноевропейской,
Чичерин подмечает, что в России многое учреждалось государственными мерами,
тогда как на Западе те же процессы совершались без активного вмешательства
государства. С деятельностью государства Чичерин связывает практически все
явления и процессы общественной жизни России - от оседлости народонаселения
до придания общинам некоторой юридической определенности. Устройство
русского государства по его мнению, организовывалось “сверху”. Сам же факт
создания государства он считает великим и историческим подвигом русского
народа. В-третьих, для Чичерина характерно особое видение личности на
Западе и в России. В западноевропейской истории он отмечает ту большую
роль, которую играет личность и созданные благодаря ее развитости различные
союзы. Отличительные черты русской исторической жизни - чрезмерная
слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех
сословий, отсутствие политических свобод. все это является результатом
личностного начала государству.
К 60-м гг. относятся выход в свет его работы “О народном
представительстве” и подготовка трехтомного “Курса государственной науки”,
в то время Чичерин пишет пятитомную “Историю политических учений” и
двухтомную работу “Собственность и государство”. В этих, а также других
работах Чичерин разрабатывает свою политическую платформу, которую можно
охарактеризовать как классический либерализм. исходя из понимания свободы
личности как основного принципа общественного развития, благодаря которому
человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному (а это
составляет ядро его понимания роли и призвания человека в мире), он
полагает, что условия для осуществления этого принципа обеспечивают только
последовательные либеральные преобразования. Его конкретная программа для
России состояла в требовании свободы совести, свободы от крепостного
состояния, свободы общественного мнения, свободы книгопечатания, свободы
преподавания, публичности всех правительственных действий, публичности и
гласности судопроизводства. Идеалом государственного устройства (по крайней
мере для России) он считал конституционную монархию.
Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного
законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего
блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества.
Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного
порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом
государством определяются права гражданские, а не так называемые
естественные права.
Сама область естественного права - в отличие от права положительного -
это область требований правды, справедливости, это “система общих
юридических норм, вытекающих из человеческого разума долженствующих служить
мерилом и руководством для положительного законодательства”. справедливость
как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого
разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования
законов. Цель социально-политического развития - избежать крайностей
индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь
гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную
свободу и общий закон.
Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со
свободой как индивидуалистическим и априорнометафизическим началом. Право
с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними
законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, то есть “свободу
с ее границами” и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть
основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично
использует Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но
критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим
истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях
развития - внешняя (право), внутренняя (нравственная) и общественная
свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит
в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных
союзах - семье, гражданском обществе, церкви, государстве.
Чичерин чрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и
необходимого элемента человеческого общежития. свобода составляет
краеугольный камень многих его определений, относящихся к области
общественных отношений, и сама возможность развития общества связывается им
с принципом свободы человеческой личности. свобода устанавливает только
формальное, а отнюдь не материальное равенство. Последнее вообще
неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство не может быть
даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещей и человека. Цель
истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе,
а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей,
чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Необходимым
требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической свободы,
осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но
именно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития
общества.
Глава II
Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства
Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность
(финальность) государства на основе гегелевской философии,
интерпретированной с большой дозой мистицизма и кантианского
индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал государство как высшее
развитие идеи человеческого общества и воплощение нравственности. Идею
государства, то есть начало, во имя которого оно существует и которое
призвано осуществить, Чичерин считая априорным началом, проявлением
Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику, “не в состоянии ничего
понять в государстве”.[4]
Русский мыслитель сводит бытие к четырем началам, или причинам:
производящей, формальной, материальной и конечной. В обществе этим причинам
соответствуют: производящей - власть, формальной - закон, материальной -
свобода, конечной - цель или идея (общая польза, общее благо). Власть,
закон, свобода и общее благо присущи любому союзу, но в каждом из них
преобладает один из этих элементов. А так как, рассуждает Чичерин,
общественных элементов четыре, то им соответствуют четыре союза: семья,
гражданское общество, церковь и государство.
По теории Чичерина государство является не средством эксплуатации
трудящихся, непосредственным результатом непримиримых противоречий
“гражданского общества”, а арбитром между правовой и моральной областями
жизни, призванным не допустить поглощение их друг другом, водворить мир и
общее благо.
С юридическими теориями государства Чичерина сближают понимание
государства как правового союза; определенное преувеличение юридического
аспекта государства. Однако в целом он выходит за рамки этих теорий.
Понятие государства, по Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-
первых, проявление Абсолютного (влияние гегелевской философии права); во-
вторых - юридический союз (отражение юридического мировоззрения буржуазии);
в-третьих - опытный факт, реальных субъектов власти (социологический
подход). Чичерин различал следующие науки о государстве: философию права
(познание априорных начал государства и права), государственное право
(изучение государства как юридического союза), социологию (государство в
связи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом), политику
(наука о действиях государства в связи с борьбой за власть различных партий
и групп).
Государство рассматривается Чичериным прежде всего как союз народа, а
не просто учреждения, аппарат. “Народ, устроенный в государство, образует
одно целое, в состав которого входят, с одной стороны, объединяющиеся лица,
с другой - система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе
составляет одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как
таковое оно должно иметь название, и это название есть государство”.[5]
Чичерин считает государство не созданием субъективной воли человека, а
закономерным явлением, не зависящим от субъективных устремлений.
Государство представляет собою “объективный организм, который воплощает в
себе мировые идеи, развивающиеся в истории человечества”.[6]
На базе либеральной платформы Чичерин выдвигает учение о двух этапах
развития “государства нового времени”. Идея государства состоит в
установлении высшего единства общественной жизни и в соглашении всех
входящих в состав его элементов. Это две разные задачи. первая ведет к
закреплению частных зависимостей и упрочению господствующих элементов,
вторая ведет к ограждению низших от притеснения высшими. первая является
насущной потребностью государства на низших ступенях развития, там, где
приходиться создавать общественное единство. Возникающее государство.
естественно, опирается на сильнейшие элементы, подчиняя им остальные и тем
стараясь скрепить общественную связь. Когда этот государственный организм
окреп, с особенной силой выступает вторая задача. “Государство, по своей
идее, есть представитель всех интересов и всех элементов общества... Чем
независимее государственная власть от общественных элементов, тем это
призвание проявляется с большей силой”.[7] Здесь со всей отчетливостью
проявились две характерные черты воззрений Чичерина на государство: во-
первых, взгляд на развитие государства как движение к заранее намеченной
цели, во-вторых, абсолютизация относительной самостоятельности государства,
взгляд на него как на внеклассовый институт, который развивается и
существует сам по себе, лишь приноравливаясь к потребностям общества,
лавируя между различными группами, классами.[8]
Чичерин отождествляет централизованную феодальную монархию и буржуазное
государство. Поэтому он говорит не о государстве периода сословного строя и
государстве периода общегражданского (как следовало бы из его тезиса о том,
что каждому гражданину строго соответствует строй политики), а только о
едином “государстве нового времени”, которое лишь меняет свои формы. Таким
образом, развитие государства с XV века рассматривается как единый процесс
нарастания, укрепление мощи государства и соответственно его независимости
от общественных сил. Тем самым в угоду либеральному реформизму ученый
отрицает революционную смену одной общественной формации другой.
Следовательно, констатируя кризис феодального общественного строя, он не
признает кризис феодального государства. Не смотря на связь с гражданским
обществом, государство в его теории получает самостоятельное бытие,
становится первичным фактором по отношению к обществу, отрешается от
падающего сословного строя и переходит на сторону общегражданского.
Позиция либерального компромисса во многом определила особенности
учения Чичерина о государстве:
во-первых, формальное определение государства как “всеобщего союза
воля”, исключение из него материальной основы;
Страницы: 1, 2
|