рефераты скачать

МЕНЮ


Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

Философия права в России во второй половине XIX начала XX века

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX НАЧАЛА XX ВВ.

ТЮМЕНЬ - 1997

План

Введение 3 - 5

Глава I

Чичерин Б.Н. о праве 6 - 11

Глава II

Чичерин о понятии и сущности государства 12 - 16

Глава III

Новгородцев П.И. о правовом государстве 17 - 24

Заключение 25 - 27

Список использованной литературы 28 - 29

Введение

В истории политической и правовой мысли России важное место занимают

буржуазные теории второй половины XIX - начала XX века, представленные

такими видными именами, как Муромцев, Градовский, Чичерин, Савальский,

Коркунов, Шершеневич, Новгородцев, Глестяковский, Петражицкий и другие.

На рубеже XIX - XX вв. на базе форсированного развития российского

капитализма происходило соединение рабочего движения с социализмом. В

Россию переместился центр мирового революционного движения. Рядом с общим

подъемом искусства, литературы, науки активизировалась буржуазная теория

государства и права. Об этом свидетельствует не только увеличившийся поток

политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение новых имен

общеевропейского масштаба: Муромцева, Градовского, Чичерина, Ковалевского,

Коркунова и других.[1]

Положение российской буржуазии второй половины XIX в. было весьма

противоречивым. Заинтересованная в установлении парламентарных институтов,

она из-за боязни революционного крестьянства и пролетариата в то же время

мирилась с царизмом. Это служило питательной почвой политического движения

и политической теории буржуазии-либерализма.

Либерализм в России зарождается еще в 30 -40-х гг. XIX в. в недрах

единого оппозиционного лагеря. Демократизм не противостоял так резко

идеологии либеральной оппозиции. Передовые люди России поняли, что дни

крепостничества сочтены, и поэтому задумывались о путях дальнейшего

развития страны. Русские умы разделились во взглядах не только на будущее,

но и на прошлое своей родины. По контурам скрытого во тьме веков прошедшего

они пытались определить вехи грядущего. Интерес к истории в значительной

степени подогревался также тем, что в условиях свирепой цензуры обсуждением

сугубо наукообразных и исторических проблем было легче завуалировать

обсуждение самодержавно-крепостного строя.

В результате дифференциации оппозиционного движения в середине 50-х

годов в России складывается либерализм как особое политическое движение и

как доктрина.

Русскому либерализму присуще общие черты либерализма как буржуазного

общественного и идеологического течения эпохи домонополистического

капитализма: требование ликвидировать феодальные пережитки в экономике,

тормозившие развитие капитализма; свобода частного предпринимательства;

невмешательство государства в экономическую сферу; обеспечение минимума

гражданских и политических свобод; требование конституционной монархии.

Осуществление этой программы расчистило бы путь развитию буржуазного строя,

но оставило бы значительные привилегии прежнего господствующего класса,

прежде всего основу его экономической мощи - крупное помещичье

землевладение и первенство в государственном аппарате.

В движении русских либералов ярко проявилось стремление провести мирным

путем “сверху” необходимые для развития капитализма реформы,

соглашательство с правящей верхушкой. Заинтересованные в преобразованиях

либералы, однако, не были настолько сильны, чтобы вытеснить другие

политические группировки и самостоятельно осуществить свою программу.

В 80-х годах либералы по прежнему выступали за самотрансформацию

абсолютизма в конституционную монархию и ограничивались верноподданнейшими

адресами, высочайшее имя, в котором призывали императора восстановить и

развить дух реформ 60-х годов.

Либерализм сохранил свое значительное влияние и в период перехода

России в империалистическую стадию в начале XX в. Усиление экономической

мощи буржуазии и в это же время сохранение самодержавия вызвали в условиях

пролетарского этапа освобождение движения активизации либерализма.

Глава I

Чичерин Б.Н. о праве

Либеральная мысль зарождалась в постоянном противостоянии и преодолении

традиций самодержавного и крепостнического произвола, бюрократической

безответственности. Она была направлена на поддержку и обоснование

дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное

существование. Одной из центральных тем либеральной правовой публицистики

стало воспитание уважения к праву.

После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в

литературе (Сперанский, Карамзин) малочисленная группа российских либералов

последующих периодов - “Эпохи великих реформ” и “отката реформ” - сочетала

свои либеральные устремленные с большой дозой просвещенного консерватизма.

Эта группа могла быть представлена прежде всего именами Чичерина,

Муромцева, Коркунова, Ковалевского.

Крупнейшей фигурой в либеральной философской мысли второй половины века

был Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904), автор пятитомника “История

политических учений” (1869 - 1902), а также ряда фундаментальных работ в

области государствоведения и философии права - “О народном

представительстве” (1866), “Курс государственной науки” (3 части, 1894 -

1898), “Философия права” (1900). Активный защитник “великих и прекрасных

реформ” начала царствования Александра II и сторонник в отдаленной

перспективе, Чичерин - после непродолжительной профессиональной карьеры в

Московском университете (1861 - 1867) - оказался в опале и долгие годы

провел в уединении родового поместья.[2]

Восприняв многие идеи российского западничества, Чичерин пошел дальше

по пути усиления таких аспектов их доктрины, как приоритетная роль

государства в осуществлении реформ, парламентарный и конституционный строй,

доктрина “правового государства”, и тому подобное. Чичерин считая, что

главным конструирующим элементом культуры является центральная

государственная власть, оттесняющая на второй план сословные и

корпоративные интересы и влияния.

В России особенностью государственного строя оказалось большее, по

сравнению с Западом, развитие монархической власти и абсолютизма.

Отсутствие сильных феодальных союзов и слабость буржуазии этому

способствовали: “Историческое значение самодержавной власти дало ей такую

мощь, какой она не имела ни в одной европейской стране и перед которой

должны были низвергнуть всякие представительные учреждения”.[3]

Гегелевская философия была одним из основных факторов при формировании

воззрений Чичерина. Хотя с годами его отношение к Гегелю претерпевало

определенные изменения, он все же постоянное ориентировался на основные

философско-методологические положения немецкого мыслителя. При этом

Чичерина более привлекала сама глобальная система немецкого философа,

именно поэтому его часто называли сторонником правового, или

консервативного гегельянства. Его магистерская диспозиция, ставшая новым

словом в русской истории и правоведческой мысли, относится к истокам

государственной школы в русской историографии. Во-первых, разделяя

традиционные западнические воззрения на особенности русской истории, он

склонен к утверждению общечеловеческого принципа в мировой истории. Во-

вторых, чрезвычайно важное значение он уделяет роли государства в

историческом процессе. Сравнивая историю России с западноевропейской,

Чичерин подмечает, что в России многое учреждалось государственными мерами,

тогда как на Западе те же процессы совершались без активного вмешательства

государства. С деятельностью государства Чичерин связывает практически все

явления и процессы общественной жизни России - от оседлости народонаселения

до придания общинам некоторой юридической определенности. Устройство

русского государства по его мнению, организовывалось “сверху”. Сам же факт

создания государства он считает великим и историческим подвигом русского

народа. В-третьих, для Чичерина характерно особое видение личности на

Западе и в России. В западноевропейской истории он отмечает ту большую

роль, которую играет личность и созданные благодаря ее развитости различные

союзы. Отличительные черты русской исторической жизни - чрезмерная

слабость представительного начала, практически крепостное состояние всех

сословий, отсутствие политических свобод. все это является результатом

личностного начала государству.

К 60-м гг. относятся выход в свет его работы “О народном

представительстве” и подготовка трехтомного “Курса государственной науки”,

в то время Чичерин пишет пятитомную “Историю политических учений” и

двухтомную работу “Собственность и государство”. В этих, а также других

работах Чичерин разрабатывает свою политическую платформу, которую можно

охарактеризовать как классический либерализм. исходя из понимания свободы

личности как основного принципа общественного развития, благодаря которому

человек только и может осуществлять свои стремления к абсолютному (а это

составляет ядро его понимания роли и призвания человека в мире), он

полагает, что условия для осуществления этого принципа обеспечивают только

последовательные либеральные преобразования. Его конкретная программа для

России состояла в требовании свободы совести, свободы от крепостного

состояния, свободы общественного мнения, свободы книгопечатания, свободы

преподавания, публичности всех правительственных действий, публичности и

гласности судопроизводства. Идеалом государственного устройства (по крайней

мере для России) он считал конституционную монархию.

Государство, по Чичерину, предстает в истории союзом народа, связанного

законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего

блага. Частное благо есть цель не государства, а гражданского общества.

Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного

порядка, оно же определяет и защищает права и свободы. При этом

государством определяются права гражданские, а не так называемые

естественные права.

Сама область естественного права - в отличие от права положительного -

это область требований правды, справедливости, это “система общих

юридических норм, вытекающих из человеческого разума долженствующих служить

мерилом и руководством для положительного законодательства”. справедливость

как общее разумное начало и есть мерило, с помощью которого

разграничивается область свободы отдельных лиц и устанавливаются требования

законов. Цель социально-политического развития - избежать крайностей

индивидуалистического анархизма и механического этатизма и суметь

гармонически сочетать личное и государственное начала, индивидуальную

свободу и общий закон.

Право не сводимо к пользе или к интересу, его сущность связана со

свободой как индивидуалистическим и априорнометафизическим началом. Право

с этой точки зрения есть внешняя свобода человека, определяемая внешними

законами. Поскольку закон определяет права и обязанности, то есть “свободу

с ее границами” и вытекающими отсюда отношениями, то эти границы и есть

основное начало права как идеи, как нормы свободы. Чичерин частично

использует Гегелевскую трактовку права как развития идеи свободы, но

критически относится к ее этатическим и антииндивидуалистическим

истолкованиям. Свобода в его трактовке предстает в следующих ступенях

развития - внешняя (право), внутренняя (нравственная) и общественная

свобода. Другими словами, свобода как субъективная нравственность переходит

в объективированную и сочетается с правом как нормой свободы в общественных

союзах - семье, гражданском обществе, церкви, государстве.

Чичерин чрезвычайно высоко оценивает значения свободы как постоянного и

необходимого элемента человеческого общежития. свобода составляет

краеугольный камень многих его определений, относящихся к области

общественных отношений, и сама возможность развития общества связывается им

с принципом свободы человеческой личности. свобода устанавливает только

формальное, а отнюдь не материальное равенство. Последнее вообще

неприемлемо для Чичерина, считающего, что всеобщее равенство не может быть

даже идеалом, потому что оно противоречит природе вещей и человека. Цель

истории, по Чичерину, состоит не в личном удовлетворении, а в общем благе,

а это благо заключается в разнообразии и гармоническом единстве частей,

чему противостояло бы равное распределение жизненных средств. Необходимым

требованием к государству Чичерин полагает принципы экономической свободы,

осуществление которых на практике может вести только к неравенству. Но

именно это и составляет для него движущее начало дальнейшего развития

общества.

Глава II

Чичерин Б.Н. о понятии и сущности государства

Чичерин считал возможным познать сущность и целесообразность

(финальность) государства на основе гегелевской философии,

интерпретированной с большой дозой мистицизма и кантианского

индивидуализма. Вслед за Гегелем он рассматривал государство как высшее

развитие идеи человеческого общества и воплощение нравственности. Идею

государства, то есть начало, во имя которого оно существует и которое

призвано осуществить, Чичерин считая априорным началом, проявлением

Абсолютного. Поэтому те, кто отвергает метафизику, “не в состоянии ничего

понять в государстве”.[4]

Русский мыслитель сводит бытие к четырем началам, или причинам:

производящей, формальной, материальной и конечной. В обществе этим причинам

соответствуют: производящей - власть, формальной - закон, материальной -

свобода, конечной - цель или идея (общая польза, общее благо). Власть,

закон, свобода и общее благо присущи любому союзу, но в каждом из них

преобладает один из этих элементов. А так как, рассуждает Чичерин,

общественных элементов четыре, то им соответствуют четыре союза: семья,

гражданское общество, церковь и государство.

По теории Чичерина государство является не средством эксплуатации

трудящихся, непосредственным результатом непримиримых противоречий

“гражданского общества”, а арбитром между правовой и моральной областями

жизни, призванным не допустить поглощение их друг другом, водворить мир и

общее благо.

С юридическими теориями государства Чичерина сближают понимание

государства как правового союза; определенное преувеличение юридического

аспекта государства. Однако в целом он выходит за рамки этих теорий.

Понятие государства, по Чичерину, многопланово. Государство, есть, во-

первых, проявление Абсолютного (влияние гегелевской философии права); во-

вторых - юридический союз (отражение юридического мировоззрения буржуазии);

в-третьих - опытный факт, реальных субъектов власти (социологический

подход). Чичерин различал следующие науки о государстве: философию права

(познание априорных начал государства и права), государственное право

(изучение государства как юридического союза), социологию (государство в

связи с другими союзами, прежде всего с гражданским обществом), политику

(наука о действиях государства в связи с борьбой за власть различных партий

и групп).

Государство рассматривается Чичериным прежде всего как союз народа, а

не просто учреждения, аппарат. “Народ, устроенный в государство, образует

одно целое, в состав которого входят, с одной стороны, объединяющиеся лица,

с другой - система учреждений, которые служат ему органами. Все это вместе

составляет одно юридическое тело, состоящее из лиц и учреждений; как

таковое оно должно иметь название, и это название есть государство”.[5]

Чичерин считает государство не созданием субъективной воли человека, а

закономерным явлением, не зависящим от субъективных устремлений.

Государство представляет собою “объективный организм, который воплощает в

себе мировые идеи, развивающиеся в истории человечества”.[6]

На базе либеральной платформы Чичерин выдвигает учение о двух этапах

развития “государства нового времени”. Идея государства состоит в

установлении высшего единства общественной жизни и в соглашении всех

входящих в состав его элементов. Это две разные задачи. первая ведет к

закреплению частных зависимостей и упрочению господствующих элементов,

вторая ведет к ограждению низших от притеснения высшими. первая является

насущной потребностью государства на низших ступенях развития, там, где

приходиться создавать общественное единство. Возникающее государство.

естественно, опирается на сильнейшие элементы, подчиняя им остальные и тем

стараясь скрепить общественную связь. Когда этот государственный организм

окреп, с особенной силой выступает вторая задача. “Государство, по своей

идее, есть представитель всех интересов и всех элементов общества... Чем

независимее государственная власть от общественных элементов, тем это

призвание проявляется с большей силой”.[7] Здесь со всей отчетливостью

проявились две характерные черты воззрений Чичерина на государство: во-

первых, взгляд на развитие государства как движение к заранее намеченной

цели, во-вторых, абсолютизация относительной самостоятельности государства,

взгляд на него как на внеклассовый институт, который развивается и

существует сам по себе, лишь приноравливаясь к потребностям общества,

лавируя между различными группами, классами.[8]

Чичерин отождествляет централизованную феодальную монархию и буржуазное

государство. Поэтому он говорит не о государстве периода сословного строя и

государстве периода общегражданского (как следовало бы из его тезиса о том,

что каждому гражданину строго соответствует строй политики), а только о

едином “государстве нового времени”, которое лишь меняет свои формы. Таким

образом, развитие государства с XV века рассматривается как единый процесс

нарастания, укрепление мощи государства и соответственно его независимости

от общественных сил. Тем самым в угоду либеральному реформизму ученый

отрицает революционную смену одной общественной формации другой.

Следовательно, констатируя кризис феодального общественного строя, он не

признает кризис феодального государства. Не смотря на связь с гражданским

обществом, государство в его теории получает самостоятельное бытие,

становится первичным фактором по отношению к обществу, отрешается от

падающего сословного строя и переходит на сторону общегражданского.

Позиция либерального компромисса во многом определила особенности

учения Чичерина о государстве:

во-первых, формальное определение государства как “всеобщего союза

воля”, исключение из него материальной основы;

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.