Философия права (краткая учебная программа)
Философия права (краткая учебная программа)
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
краткая
учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ
КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: «Философия права»
(название дисциплины)
для направления:
5380100-Юриспруденция
(код и название)
Ташкент – 2004
Программа обсуждена и
рекомендована Учебно-методическим Советом Ташкентского государственного
юридического института Протокол №6 от «26» февраль 2004г.
Составитель: доктор
философских наук, доцент
Сафар
Абдухаликов
Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики
Узбекистан, доктор юридических наук,
профессор М.Х.Рустамбоев
Рецензенты: доктора юридических наук,
профессора
Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев,
Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц.
Ф.Тохиров, доктора философских наук, профессора
Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев, Б.Тураев,
М.Холматова, доктор политических
наук, профессор И.Эргашев
В связи c независимостью в Республике Узбекистан
осуществляются определенные изменения в системе высшего образования. Изучение
философии права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для
студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не все,
но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя опубликованные
учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную учебную программу для
учебных пособий.
Некоторые философские вопросы
уголовного права введены проф. М.Х.Рустамбаевым.
Данная примерная краткая
учебная программа рекомендована для студентов магистратуры юридических
факультетов и институтов.
Ó
Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.
I. ПРЕДИСЛОВИЕ.
1.1. Цель и задачи преподавания
науки.
В процессе глубокого преподавания
специальных дисциплин студентам – магистрантам важные значение имеет философии
права. Через эту науку у студентов появляется возможность связать изучение
юридических наук с философским анализом права и его закономерностями.
Задачами дисциплины «Философия
права» являются следующие:
а) определение сущности,
качественных признаков и критериев права, единство и различие права и закона,
философских корней правовых взглядов;
б) анализировать
системаобразующих субстанциональных элементов правового бытия (правовой жизни);
в) раскрытие
субстанциональных, универсальных, структурных, детерминационных и
функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий правового бытия;
г) объяснение путей познания
правовых ценностей и обучение научных методов познания права.
1.2. Требования
к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в соответствии с ГОС.
Каждый студент, обучающийся в
магистратуре по специальности юриспруденции должен глубоко знать философию
права, анализировать правовое бытие и его закономерности. Место и роль права в
обществе имеет важные значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.
С этой целью поставлены
следующие требования к знаниям учёбе и навыкам студентам:
а) доскональное основание тем
лекции и семинарских занятий включенны в программу;
б) эффективное использование
самостоятельной формы обучения. В самостоятельном изучении наук проблемные
вопросы даются в связи с диссертационной темой студентов.
в) активное участие на
лекциях и семинарских занятиях, запись содержания лекций тетрадях и дополнять
их используя основную рекомендованную литературу.
г) полностью использовать
литературу включенную в план во время подготовки семинарских занятий, обобщение
поставленных вопросов на уровне требования.
1.3. Связь предмета с другими науками
в учебном плане.
Глубоко изучаются юридические
науки в системе образования магистратуры по специальности. Поставленные вопросы
в этих науках выполняют задачи как объектами преподавания философии права.
Следовательно, философия права изучается в связи с юридическими науками. Но
темы в философии права не является темой для отраслевых юридических наук,
которые охватывается отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается
общие картины и взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными
вопросами.
1.4. Применение компьютерных,
информационных и других современных технологий обучения.
Изучение дисциплины
осуществляется посредством использования традиционных и передовых методов
преподавания : полемики, экспресс - опросов, тестовых опросов, программного
обучения, проведения «круглых столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного
обучения, использования технических средств обучения и др…
II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
Введение
Тема: Предмет, структура и функции
философии права.
Введение в научный оборот
термина «философия права» и изменение ее предмета исследования в ходе истории.
Объект и предмет философии и
права. Отношение к бытию человека как правовое существо как основной вопрос
философии права. Философии права как наука изучающая правовое бытие в целостном
виде и наиболее общих законов правового бытия как предмета.
Логическая структура философии права.
Цель изучения правовых взглядов – поиск их философско-методологических основ.
Правовая онтология. Правовая диалектика. Правовая гносеология и аксиология .
Полемика о методологии
познания права. Философские и нефилософские методологические уровни познания
права. Место философии права в системе методологии права. Соотношение философии
права с теорией государства и права находящихся в системе нефилософского уровня
методологии права. Относительность методологического характера юридических наук
в познании права. Зависимость использования методов познания права от
определенных пониманий и методологии.
Зависимость легистического и
юридического подхода к праву в юриспруденции от их философского понимания.
Проявления понимания действительности как содержания абстрактного мышления, а
понятия- суждения - умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности.
Виды стиля мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы.
Стихийно-диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо –
диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской основы
легистического и юридического подхода к праву.
Связь философии права с философией
и социальной философией. Система юридических наук и место философии права.
Проявление юридико-мировоззренческих и методологических функций философии права
через юридические науки.
Правовая идеология и
философия права. Значение философии права в формировании демократического
гражданского общества.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ
ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ.
Тема – 1. Философские корни правовых
взглядов в
древности и средневековье.
Понимание права в Древнем
Востоке: верховенство религиозно-мифологических мировоззрений и начало
наивно-светских взглядов.
Выражение в памятниках
Древнего Египта вопросов правопорядка через мифологические божественные образы.
Разработка законов народов
Древнего Востока и евреев опираясь на религиозной мифологии. Обожествление
правовых норм в учениях «Авесты» в Иране и Центральной Азии.
Теология как сильный фактор в
определении законов в Древней Индии. Религиозно-мифологическая форма изложения
прав и обязанностей в эпических произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне»,
«Махабхарате». Превосходство брахманизма в законах Ману. Критика божественности
закона и начало наивно-светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и
буддизма.
Трактовка правовых норм в
Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь на божественность морали. Во
взглядах Лао Цзи выдвижение естественности права и естественного равенства.
Выступления Хан Фея против религиозной мистики в своем легистическом подходе к
праву.
Обоснование права Древнем
Востоке в связи с религиозной моралью. Обычное право как основной источник.
Опора на религиозную концепцию в судебной практике.
Периодизации в Древней Греции
философских и правовых взглядов. Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера
и Гессиода. Взгляды семьи мудрецов и начало очищения от мифологического подхода
к праву в законах Салона.
Идеи о равенстве Пифагора и
Фалси Халкидонского.
Начало
стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях Гераклита. Об
источнике божественных законов для человеческих законов.
Превосходство натурфилософских
подходов в правовых взглядах Демокрита.
Выбор как мера человеческих
знаний в подходах софистов, идея в учениях Платона и человека в
политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура от атомистических
воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение стоиков фаталистических
концепций естественного права.
Опора римлян Лукреция и
Цицерона на светское, а правоведы как Марициан на божественное содержание
воззрений греков о естественном праве.
Превращение христианства в
государственную религию. Синтезирование идей Платона и Аристотеля в
первоначальном христианстве. Синтезирование Аврелия Августина неоплатонизма с
христианством. Спор номиналистов и реалистов об универсии.
Теологическое и
философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого. Классификация законов. Его
взгляды о государственной и церковной власти. Формирование в средневековой
Европе церковных (католических прав) законов из обычного права.
Ослабление католического
права в Европе в период Возрождения. Превосходство легистических, субъективно -
идеалистических направлен-ности в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.
Религия ислама и связь
философских и правовых воззрений мыслителей Центральной Азии в средневековья.
Общие черты суфизма и шариата .
Наличие пантеизма во взглядах
Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.
Онтологическое и
социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как предпосылка в формировании
его правовых взглядов. Логическая установка в философских взглядах Абу Райхана
Беруни, означавшее переход от первопричины к географической среде и от неё к
человеческой общности и договору. Ибн Сина о человеческих общинах и
потребностях к справедливому закону. Взгляды А. Навои о справедливом государе и
справедливом порядке.
ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ
ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
В XVII-веке и начале XVIII
века первоначальные философские точки зрения в понимании права в странах
Европы. Начало превращения философии эпохи Возрождения в Западной Европе
натурфилософский, механический характер на основе расширения производства,
достижений естествознания и открытий. Распростронение в юриспруденции концепции
естественного права и позивитизма.
Общественные изменения в XVII
веке в Голландии. Естественный подход к праву Г.Гроция. Пантеистическая
сущность естественно-правовых взглядов Б.Спинозы.
Англия в новое время.
Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания правовых явлений. Выдвижение
представителей дворян и церкви патриархальную концепцию власти по отношению к
новым взглядом в юриспруденции. Механический характер правовых взглядов
Т.Гоббса. О свободе суверенной власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного
юридического позитивизма.
Борьба индепедентов в Англии
за свободу вероисповедания.
Сенсуализм Дж.Локка. Его
переход от общественного договора к огосударствлению естественных прав.
Деистический смысл понимания Дж.Локка как механическим состоянии правовых
явлений.
Борьба С.Пуфендорфа,
Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от христианства в Германии в эпохи
просвещения.
Понимание Дж.Вико в эпохи
Просвещения в Италии юридических законов в связи от фазы истории человечества.
Первоначальные философские
точки зрения в понимании права в ХVIII веке и начала XX веке в странах Европы.
Субъективно- идеалистический характер правовых взглядов Ч.Беккериа.
Полубожественный и светский
характер политических и правовых взглядов Ф.Терокоповича, Н.Татищева,
И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.
Начато превращение светским
характером политических и правовых взглядов А.Н.Радищева и других
просветителей.
Выдвижение концепции
естественного права просветителей в борьбе против абсолютизма в Франции в
первой половине XVIII-века.
Деистический характер
правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание Ш.Л.Монтескьё географического
направления в социологии. Его утверждение в деистическом позиции в области
мировоззрении. Деистический и механистический характер правовых взглядов
Ш.Л.Монтескьё. Светская общность в философском и правовом воззрении Д.Дидро.
Выдвижение Г.Гельвецием поиска права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о
естественной причинности в праве. Пантеистический характер правовых взглядов
Ж.Ж.Руссо.
Первоначальные понимании в
правовых взглядах в Европе в конце XVIII –XIX веков.
Общественно-политическое
обстоятельство в Германии в первой половине XIX века. Две ступеньки учения
И.Канта. Его выводы о легитимности законов из проявления воли личной свободы
соответствующего по нравственным правилам и внутренней императивности людей в
его объективно идеалистических взглядах о «вещи в себе» и «вещи для нас»,
априорном и апостериорном знании, императивных правилах.
Вопросы субъекта и его
активности в философских и правовых взглядах И.Фихте.
Составление исходной основы
идеализма и диалектики философского учения в правовом взгляде Г.Гегеля. Три
ступени познания: логика, философия природы и философия духа. Переход
абсолютного духа от субъективного (антропология, феноменология, психология)
духа к объективному (право, мораль и нравственность) духу в философии духа.
Объективный дух как объективизации своей свободы абсолютного духа выход из
субъективности. Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи
права.
Возникновение исторической
школы права в Германии в конце XVIII века.
Либерализм в
политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой половине XIX века.
Позитивистское учение
О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм». Влияние их учений на юриспруденцию.
Разнообразность исходных
философских корней правовых взглядов М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и
Н.Муравьева.
Продолжение Р.Ф.Йеринга
формально-догматического направления в юридическом позитивизме. Социологический
подход Л.Гумпловича к государству и праву. Первоначальные философские корни
правовых взглядов Р. Штаммлера, Ж. Остина и Ф.Ницше.
Философские корни правовых
взглядов в России и Туркестане во второй половине XIX века и начале XX века.
Возникновение
диалектико-материалистического понимания права.
ТЕМА-3.
ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ XX ВЕК.
Общественные изменения в ХХ веке.
Необходимость рассмотрения стиля мышления в научной жизни. Существование
традиционного подхода к праву и формирование новых пониманий.
Неопозитивистский –
легистический подход к праву и его субъективно-идеалистическое понимание.
Неопозитивизм как философское течение. Позитивизм и его этапы. Виды
неопозитивизма.
Юридический позитивизм как
отрасль позитивизма. Часть юридического позитивизма: этатический позитивизм,
феноменология права и антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический
позитивизм. Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма.
«Юриспруденция понятий» как формально-догматическая юриспруденция.
«Юриспруденция интересов».
Классический юридический
позитивизм.
Нормативизм или чистое учение
о праве Г.Кельзена.
Аналитическая юриспруденция и
учение Г.Харта как проявление логического позитивизма.
Феноменология права и её
проявление: социологическая юриспруденция, правовой реализм и
экзистенциалистическая концепция права.
Социологическая юриспруденция
и её направления. Австро-германская юридическая социология «живое право».
Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве». Юридическая социология французского
солидаризма и институтционализма. Идея солидаризма Л.Дюги. Концепции
институтизации М.Оруи. Инструментально прагматический подход или Американская
социологическая юриспруденция. Р.Паунд об общественном контроле.
Правовой реализм:
прагматический позитивизм.
Экзистенциалистическое
понимание права.
Антропологический позитивизм:
психологическая концепция права.
Объективно-идеалистическое и
теологическое понимание права. Неокантианская концепция права. Неогегельянское
направление в праве. Онтологическая концепция Р.Марчича.
Религиозное понимание права.
Концепция «возрожденного естественного права».
Материалистическо -
легистическое понимание права в период социализма Советов и её ограниченность.
ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ
ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА
Принципы диалектического
подхода к действительности. Общество и его своеобразная специфика
диалектического развития. Гражданское общество.
Выдвижение И.А.Каримовым
определяющей роли культуры в обществе. Культурное бытие основа существования и
развития социального бытия (общества). Четыре корреляционно-функциональных
закона вытекающих из культурного бытия: закон материальной основы, закон
социальной основы, законы управления и регулирования, закон гносеологической
основы. Место правового государства в системе закона управления и регулирования
как одна из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона
регулирования правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной
основы и право.
Две концепции закона
определяющий роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и
его методологическое значение в изучении права.
Определение исторических
типов культурного бытия разнообразности цивилизаций. Закономерности
зависимостей юридических норм от уровня цивилизаций.
Системаобразующие
субстанциональные элементы корреляционно-функциональной целостности культурного
бытия. Человек как главный субстанциональный элемент - субстрат культурного
бытия и культурность права. Осознанная потребность и интересы человека как
мотив возникновения культурного бытия. Потребность и интерес к праву.
Гносеологические основы
возникновения культурного бытия и право.
Общественная деятельность как
способ существования культурного бытия. Результаты общественной деятельности и
юридические законы.
Постановка И.А.Каримовым
вопроса об основном содержании и сущности выбранного пути перехода к
нормально-культурному развитию с путём эволюции и необходимость его
философско-методологического обоснования: субстанциональные законы культурного
бытия и юридические законы. Закон опережающего кругооборота культурного бытия
или основное диалектическое направлении развитии общественной, в т. ч. правовой
жизни. Возвышение общественных потребностей как общественного
культурно-субстанциональный закон и общественный, в т. ч. правовой прогресс.
Закономерность зависимости общественного, в т.ч. правового прогресса от
культурного бытия. Основная цель государства Узбекистана и деятельности
Президента И.А.Каримова – установление культурных, в т. ч. правово-культурных
ценностей.
ЧАСТЬ II. ПРАВОВАЯ ОНТОЛОГИЯ
Страницы: 1, 2, 3
|