рефераты скачать

МЕНЮ


Философия права (краткая учебная программа)

Философия права (краткая учебная программа)

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

краткая учебная программа

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: «Философия права»

(название дисциплины)

для направления: 5380100-Юриспруденция

(код и название)

Ташкент – 2004

Программа обсуждена и рекомендована Учебно-методическим Советом

Ташкентского государственного юридического института Протокол №6 от «26»

февраль 2004г.

Составитель: доктор философских наук, доцент

Сафар Абдухаликов

Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики

Узбекистан, доктор юридических наук,

профессор М.Х.Рустамбоев

Рецензенты: доктора юридических наук, профессора

Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев,

Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц. Ф.Тохиров,

доктора философских наук, профессора

Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев,

Б.Тураев, М.Холматова, доктор политических

наук, профессор И.Эргашев

В связи c независимостью в Республике Узбекистан осуществляются

определенные изменения в системе высшего образования. Изучение философии

права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для

студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не

все, но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя

опубликованные учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную

учебную программу для учебных пособий.

Некоторые философские вопросы уголовного права введены проф.

М.Х.Рустамбаевым.

Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов

магистратуры юридических факультетов и институтов.

( Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.

I. ПРЕДИСЛОВИЕ.

1.1. Цель и задачи преподавания науки.

В процессе глубокого преподавания специальных дисциплин студентам –

магистрантам важные значение имеет философии права. Через эту науку у

студентов появляется возможность связать изучение юридических наук с

философским анализом права и его закономерностями.

Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:

а) определение сущности, качественных признаков и критериев права,

единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;

б) анализировать системаобразующих субстанциональных элементов

правового бытия (правовой жизни);

в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных,

детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий

правового бытия;

г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научных

методов познания права.

1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в

соответствии с ГОС.

Каждый студент, обучающийся в магистратуре по специальности

юриспруденции должен глубоко знать философию права, анализировать правовое

бытие и его закономерности. Место и роль права в обществе имеет важные

значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.

С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам

студентам:

а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в

программу;

б) эффективное использование самостоятельной формы обучения. В

самостоятельном изучении наук проблемные вопросы даются в связи с

диссертационной темой студентов.

в) активное участие на лекциях и семинарских занятиях, запись

содержания лекций тетрадях и дополнять их используя основную

рекомендованную литературу.

г) полностью использовать литературу включенную в план во время

подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных вопросов на уровне

требования.

1.3. Связь предмета с другими науками в учебном плане.

Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры

по специальности. Поставленные вопросы в этих науках выполняют задачи как

объектами преподавания философии права. Следовательно, философия права

изучается в связи с юридическими науками. Но темы в философии права не

является темой для отраслевых юридических наук, которые охватывается

отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается общие картины и

взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами.

1.4. Применение компьютерных, информационных и других современных

технологий обучения.

Изучение дисциплины осуществляется посредством использования

традиционных и передовых методов преподавания : полемики, экспресс -

опросов, тестовых опросов, программного обучения, проведения «круглых

столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения, использования

технических средств обучения и др…

II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.

Введение

Тема: Предмет, структура и функции философии права.

Введение в научный оборот термина «философия права» и изменение ее

предмета исследования в ходе истории.

Объект и предмет философии и права. Отношение к бытию человека как

правовое существо как основной вопрос философии права. Философии права как

наука изучающая правовое бытие в целостном виде и наиболее общих законов

правового бытия как предмета.

Логическая структура философии права. Цель изучения правовых взглядов

– поиск их философско-методологических основ. Правовая онтология. Правовая

диалектика. Правовая гносеология и аксиология .

Полемика о методологии познания права. Философские и нефилософские

методологические уровни познания права. Место философии права в системе

методологии права. Соотношение философии права с теорией государства и

права находящихся в системе нефилософского уровня методологии права.

Относительность методологического характера юридических наук в познании

права. Зависимость использования методов познания права от определенных

пониманий и методологии.

Зависимость легистического и юридического подхода к праву в

юриспруденции от их философского понимания. Проявления понимания

действительности как содержания абстрактного мышления, а понятия- суждения

- умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности. Виды стиля

мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы. Стихийно-

диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо –

диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской

основы легистического и юридического подхода к праву.

Связь философии права с философией и социальной философией. Система

юридических наук и место философии права. Проявление юридико-

мировоззренческих и методологических функций философии права через

юридические науки.

Правовая идеология и философия права. Значение философии права в

формировании демократического гражданского общества.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ

ОСНОВ.

Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в

древности и средневековье.

Понимание права в Древнем Востоке: верховенство религиозно-

мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов.

Выражение в памятниках Древнего Египта вопросов правопорядка через

мифологические божественные образы.

Разработка законов народов Древнего Востока и евреев опираясь на

религиозной мифологии. Обожествление правовых норм в учениях «Авесты» в

Иране и Центральной Азии.

Теология как сильный фактор в определении законов в Древней Индии.

Религиозно-мифологическая форма изложения прав и обязанностей в эпических

произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне», «Махабхарате». Превосходство

брахманизма в законах Ману. Критика божественности закона и начало наивно-

светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма.

Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь

на божественность морали. Во взглядах Лао Цзи выдвижение естественности

права и естественного равенства. Выступления Хан Фея против религиозной

мистики в своем легистическом подходе к праву.

Обоснование права Древнем Востоке в связи с религиозной моралью.

Обычное право как основной источник. Опора на религиозную концепцию в

судебной практике.

Периодизации в Древней Греции философских и правовых взглядов.

Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера и Гессиода. Взгляды семьи

мудрецов и начало очищения от мифологического подхода к праву в законах

Салона.

Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского.

Начало стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях

Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов.

Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита.

Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях

Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура

от атомистических воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение

стоиков фаталистических концепций естественного права.

Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан

на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.

Превращение христианства в государственную религию. Синтезирование

идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве. Синтезирование

Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и

реалистов об универсии.

Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого.

Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти.

Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов

из обычного права.

Ослабление католического права в Европе в период Возрождения.

Превосходство легистических, субъективно - идеалистических направлен-ности

в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.

Религия ислама и связь философских и правовых воззрений мыслителей

Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата .

Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.

Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как

предпосылка в формировании его правовых взглядов. Логическая установка в

философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от первопричины

к географической среде и от неё к человеческой общности и договору. Ибн

Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому закону. Взгляды

А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке.

ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.

В XVII-веке и начале XVIII века первоначальные философские точки

зрения в понимании права в странах Европы. Начало превращения философии

эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический характер

на основе расширения производства, достижений естествознания и открытий.

Распростронение в юриспруденции концепции естественного права и

позивитизма.

Общественные изменения в XVII веке в Голландии. Естественный подход к

праву Г.Гроция. Пантеистическая сущность естественно-правовых взглядов

Б.Спинозы.

Англия в новое время. Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания

правовых явлений. Выдвижение представителей дворян и церкви патриархальную

концепцию власти по отношению к новым взглядом в юриспруденции.

Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе суверенной

власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма.

Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания.

Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от общественного договора к

огосударствлению естественных прав. Деистический смысл понимания Дж.Локка

как механическим состоянии правовых явлений.

Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от

христианства в Германии в эпохи просвещения.

Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических законов в

связи от фазы истории человечества.

Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке

и начала XX веке в странах Европы. Субъективно- идеалистический характер

правовых взглядов Ч.Беккериа.

Полубожественный и светский характер политических и правовых взглядов

Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.

Начато превращение светским характером политических и правовых

взглядов А.Н.Радищева и других просветителей.

Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против

абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века.

Деистический характер правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание

Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии. Его утверждение в

деистическом позиции в области мировоззрении. Деистический и

механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская общность

в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение Г.Гельвецием поиска

права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности в

праве. Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо.

Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе в конце XVIII

–XIX веков.

Общественно-политическое обстоятельство в Германии в первой половине

XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы о легитимности законов

из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным правилам

и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических взглядах

о «вещи в себе» и «вещи для нас», априорном и апостериорном знании,

императивных правилах.

Вопросы субъекта и его активности в философских и правовых взглядах

И.Фихте.

Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения

в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени познания: логика, философия

природы и философия духа. Переход абсолютного духа от субъективного

(антропология, феноменология, психология) духа к объективному (право,

мораль и нравственность) духу в философии духа. Объективный дух как

объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности.

Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.

Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века.

Либерализм в политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой

половине XIX века.

Позитивистское учение О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм».

Влияние их учений на юриспруденцию.

Разнообразность исходных философских корней правовых взглядов

М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.

Продолжение Р.Ф.Йеринга формально-догматического направления в

юридическом позитивизме. Социологический подход Л.Гумпловича к государству

и праву. Первоначальные философские корни правовых взглядов Р. Штаммлера,

Ж. Остина и Ф.Ницше.

Философские корни правовых взглядов в России и Туркестане во второй

половине XIX века и начале XX века.

Возникновение диалектико-материалистического понимания права.

ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ

ВРЕМЯ XX ВЕК.

Общественные изменения в ХХ веке. Необходимость рассмотрения стиля

мышления в научной жизни. Существование традиционного подхода к праву и

формирование новых пониманий.

Неопозитивистский – легистический подход к праву и его субъективно-

идеалистическое понимание. Неопозитивизм как философское течение.

Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.

Юридический позитивизм как отрасль позитивизма. Часть юридического

позитивизма: этатический позитивизм, феноменология права и

антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический позитивизм.

Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма. «Юриспруденция

понятий» как формально-догматическая юриспруденция. «Юриспруденция

интересов».

Классический юридический позитивизм.

Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена.

Аналитическая юриспруденция и учение Г.Харта как проявление

логического позитивизма.

Феноменология права и её проявление: социологическая юриспруденция,

правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права.

Социологическая юриспруденция и её направления. Австро-германская

юридическая социология «живое право». Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве».

Юридическая социология французского солидаризма и институтционализма. Идея

солидаризма Л.Дюги. Концепции институтизации М.Оруи. Инструментально

прагматический подход или Американская социологическая юриспруденция.

Р.Паунд об общественном контроле.

Правовой реализм: прагматический позитивизм.

Экзистенциалистическое понимание права.

Антропологический позитивизм: психологическая концепция права.

Объективно-идеалистическое и теологическое понимание права.

Неокантианская концепция права. Неогегельянское направление в праве.

Онтологическая концепция Р.Марчича.

Религиозное понимание права. Концепция «возрожденного естественного

права».

Материалистическо - легистическое понимание права в период социализма

Советов и её ограниченность.

ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА

Принципы диалектического подхода к действительности. Общество и его

своеобразная специфика диалектического развития. Гражданское общество.

Выдвижение И.А.Каримовым определяющей роли культуры в обществе.

Культурное бытие основа существования и развития социального бытия

(общества). Четыре корреляционно-функциональных закона вытекающих из

культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной основы,

законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место

правового государства в системе закона управления и регулирования как одна

из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона регулирования

правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и

право.

Две концепции закона определяющий роли общественного бытия по

отношению к общественному сознанию и его методологическое значение в

изучении права.

Определение исторических типов культурного бытия разнообразности

цивилизаций. Закономерности зависимостей юридических норм от уровня

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.