Философия права (краткая учебная программа)
Философия права (краткая учебная программа)
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
краткая учебная программа
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КРАТКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: «Философия права»
(название дисциплины)
для направления: 5380100-Юриспруденция
(код и название)
Ташкент – 2004
Программа обсуждена и рекомендована Учебно-методическим Советом
Ташкентского государственного юридического института Протокол №6 от «26»
февраль 2004г.
Составитель: доктор философских наук, доцент
Сафар Абдухаликов
Ответственный редактор: Заслуженный юрист Республики
Узбекистан, доктор юридических наук,
профессор М.Х.Рустамбоев
Рецензенты: доктора юридических наук, профессора
Х.Б.Бобоев, З.М.Исламов, Х.Т.Одилкарыев,
Ж.У.Ташкулов, М.Файзиев, доц. Ф.Тохиров,
доктора философских наук, профессора
Н.Маматов, С.Мамашокиров, Б.Туйчиев,
Б.Тураев, М.Холматова, доктор политических
наук, профессор И.Эргашев
В связи c независимостью в Республике Узбекистан осуществляются
определенные изменения в системе высшего образования. Изучение философии
права введено в систему общеобязательных юридических дисциплин для
студентов магистратуры по направлению юриспруденции. Автор разработал не
все, но некоторые существенные вопросы, учитывая и корректируя
опубликованные учебники и учебные пособия. Составил краткую примерную
учебную программу для учебных пособий.
Некоторые философские вопросы уголовного права введены проф.
М.Х.Рустамбаевым.
Данная примерная краткая учебная программа рекомендована для студентов
магистратуры юридических факультетов и институтов.
( Ташкентский государственный юридический институт, 2004 г.
I. ПРЕДИСЛОВИЕ.
1.1. Цель и задачи преподавания науки.
В процессе глубокого преподавания специальных дисциплин студентам –
магистрантам важные значение имеет философии права. Через эту науку у
студентов появляется возможность связать изучение юридических наук с
философским анализом права и его закономерностями.
Задачами дисциплины «Философия права» являются следующие:
а) определение сущности, качественных признаков и критериев права,
единство и различие права и закона, философских корней правовых взглядов;
б) анализировать системаобразующих субстанциональных элементов
правового бытия (правовой жизни);
в) раскрытие субстанциональных, универсальных, структурных,
детерминационных и функциональных закономерностей – всеобщих взаимодействий
правового бытия;
г) объяснение путей познания правовых ценностей и обучение научных
методов познания права.
1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам по учебной дисциплине в
соответствии с ГОС.
Каждый студент, обучающийся в магистратуре по специальности
юриспруденции должен глубоко знать философию права, анализировать правовое
бытие и его закономерности. Место и роль права в обществе имеет важные
значение. Оно расширяет научное мировоззрение студентов.
С этой целью поставлены следующие требования к знаниям учёбе и навыкам
студентам:
а) доскональное основание тем лекции и семинарских занятий включенны в
программу;
б) эффективное использование самостоятельной формы обучения. В
самостоятельном изучении наук проблемные вопросы даются в связи с
диссертационной темой студентов.
в) активное участие на лекциях и семинарских занятиях, запись
содержания лекций тетрадях и дополнять их используя основную
рекомендованную литературу.
г) полностью использовать литературу включенную в план во время
подготовки семинарских занятий, обобщение поставленных вопросов на уровне
требования.
1.3. Связь предмета с другими науками в учебном плане.
Глубоко изучаются юридические науки в системе образования магистратуры
по специальности. Поставленные вопросы в этих науках выполняют задачи как
объектами преподавания философии права. Следовательно, философия права
изучается в связи с юридическими науками. Но темы в философии права не
является темой для отраслевых юридических наук, которые охватывается
отдельные правовые вопросы. А в философии права изучается общие картины и
взаимодействия права в связи с её своеобразными, отдельными вопросами.
1.4. Применение компьютерных, информационных и других современных
технологий обучения.
Изучение дисциплины осуществляется посредством использования
традиционных и передовых методов преподавания : полемики, экспресс -
опросов, тестовых опросов, программного обучения, проведения «круглых
столов», деловых игр, коллоквиумов, проблемного обучения, использования
технических средств обучения и др…
II. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.
Введение
Тема: Предмет, структура и функции философии права.
Введение в научный оборот термина «философия права» и изменение ее
предмета исследования в ходе истории.
Объект и предмет философии и права. Отношение к бытию человека как
правовое существо как основной вопрос философии права. Философии права как
наука изучающая правовое бытие в целостном виде и наиболее общих законов
правового бытия как предмета.
Логическая структура философии права. Цель изучения правовых взглядов
– поиск их философско-методологических основ. Правовая онтология. Правовая
диалектика. Правовая гносеология и аксиология .
Полемика о методологии познания права. Философские и нефилософские
методологические уровни познания права. Место философии права в системе
методологии права. Соотношение философии права с теорией государства и
права находящихся в системе нефилософского уровня методологии права.
Относительность методологического характера юридических наук в познании
права. Зависимость использования методов познания права от определенных
пониманий и методологии.
Зависимость легистического и юридического подхода к праву в
юриспруденции от их философского понимания. Проявления понимания
действительности как содержания абстрактного мышления, а понятия- суждения
- умозаключения как её формы, и стиль мышления её сущности. Виды стиля
мышления. Диалектический стиль мышления и её этапы. Стихийно-
диалектическое, идеалистическо - диалектическое, материалистическо –
диалектическое и диалектико-культурное понимание права как философской
основы легистического и юридического подхода к праву.
Связь философии права с философией и социальной философией. Система
юридических наук и место философии права. Проявление юридико-
мировоззренческих и методологических функций философии права через
юридические науки.
Правовая идеология и философия права. Значение философии права в
формировании демократического гражданского общества.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ ВОЗЗРЕНИЙ: ПОИСК ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ
ОСНОВ.
Тема – 1. Философские корни правовых взглядов в
древности и средневековье.
Понимание права в Древнем Востоке: верховенство религиозно-
мифологических мировоззрений и начало наивно-светских взглядов.
Выражение в памятниках Древнего Египта вопросов правопорядка через
мифологические божественные образы.
Разработка законов народов Древнего Востока и евреев опираясь на
религиозной мифологии. Обожествление правовых норм в учениях «Авесты» в
Иране и Центральной Азии.
Теология как сильный фактор в определении законов в Древней Индии.
Религиозно-мифологическая форма изложения прав и обязанностей в эпических
произведениях «Веде», «Упанишаде», «Рамаяне», «Махабхарате». Превосходство
брахманизма в законах Ману. Критика божественности закона и начало наивно-
светского подхода к праву в школах Чорвака-локаята и буддизма.
Трактовка правовых норм в Древнем Китае во взглядах Конфуция опираясь
на божественность морали. Во взглядах Лао Цзи выдвижение естественности
права и естественного равенства. Выступления Хан Фея против религиозной
мистики в своем легистическом подходе к праву.
Обоснование права Древнем Востоке в связи с религиозной моралью.
Обычное право как основной источник. Опора на религиозную концепцию в
судебной практике.
Периодизации в Древней Греции философских и правовых взглядов.
Мифологические подходы к праву в поэмах Гомера и Гессиода. Взгляды семьи
мудрецов и начало очищения от мифологического подхода к праву в законах
Салона.
Идеи о равенстве Пифагора и Фалси Халкидонского.
Начало стихийно-диалектического подхода к действительности в учениях
Гераклита. Об источнике божественных законов для человеческих законов.
Превосходство натурфилософских подходов в правовых взглядах Демокрита.
Выбор как мера человеческих знаний в подходах софистов, идея в учениях
Платона и человека в политико-правовых учениях Аристотеля. Переход Эпикура
от атомистических воззрений к договорной интерпретации права. Выдвижение
стоиков фаталистических концепций естественного права.
Опора римлян Лукреция и Цицерона на светское, а правоведы как Марициан
на божественное содержание воззрений греков о естественном праве.
Превращение христианства в государственную религию. Синтезирование
идей Платона и Аристотеля в первоначальном христианстве. Синтезирование
Аврелия Августина неоплатонизма с христианством. Спор номиналистов и
реалистов об универсии.
Теологическое и философско-правовые воззрения Фомы Аквинсокого.
Классификация законов. Его взгляды о государственной и церковной власти.
Формирование в средневековой Европе церковных (католических прав) законов
из обычного права.
Ослабление католического права в Европе в период Возрождения.
Превосходство легистических, субъективно - идеалистических направлен-ности
в политико-правовых взглядах Николо Макиавелли.
Религия ислама и связь философских и правовых воззрений мыслителей
Центральной Азии в средневековья. Общие черты суфизма и шариата .
Наличие пантеизма во взглядах Фарабия, Беруни, Ибн Сина и Навои.
Онтологическое и социально-философские воззрения Абу Наср Фароби как
предпосылка в формировании его правовых взглядов. Логическая установка в
философских взглядах Абу Райхана Беруни, означавшее переход от первопричины
к географической среде и от неё к человеческой общности и договору. Ибн
Сина о человеческих общинах и потребностях к справедливому закону. Взгляды
А. Навои о справедливом государе и справедливом порядке.
ТЕМА- 2. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВОЕ ВРЕМЯ.
В XVII-веке и начале XVIII века первоначальные философские точки
зрения в понимании права в странах Европы. Начало превращения философии
эпохи Возрождения в Западной Европе натурфилософский, механический характер
на основе расширения производства, достижений естествознания и открытий.
Распростронение в юриспруденции концепции естественного права и
позивитизма.
Общественные изменения в XVII веке в Голландии. Естественный подход к
праву Г.Гроция. Пантеистическая сущность естественно-правовых взглядов
Б.Спинозы.
Англия в новое время. Постановка опыта Ф.Бэконом как основа познания
правовых явлений. Выдвижение представителей дворян и церкви патриархальную
концепцию власти по отношению к новым взглядом в юриспруденции.
Механический характер правовых взглядов Т.Гоббса. О свободе суверенной
власти. Т.Гоббс как родоначальник буржуазного юридического позитивизма.
Борьба индепедентов в Англии за свободу вероисповедания.
Сенсуализм Дж.Локка. Его переход от общественного договора к
огосударствлению естественных прав. Деистический смысл понимания Дж.Локка
как механическим состоянии правовых явлений.
Борьба С.Пуфендорфа, Х.Томазий, Х.Вольфа за очистку юриспруденции от
христианства в Германии в эпохи просвещения.
Понимание Дж.Вико в эпохи Просвещения в Италии юридических законов в
связи от фазы истории человечества.
Первоначальные философские точки зрения в понимании права в ХVIII веке
и начала XX веке в странах Европы. Субъективно- идеалистический характер
правовых взглядов Ч.Беккериа.
Полубожественный и светский характер политических и правовых взглядов
Ф.Терокоповича, Н.Татищева, И.Т.Поселекова, М.М.Хербатова в России.
Начато превращение светским характером политических и правовых
взглядов А.Н.Радищева и других просветителей.
Выдвижение концепции естественного права просветителей в борьбе против
абсолютизма в Франции в первой половине XVIII-века.
Деистический характер правовых взглядов Ф.М.Вольтера. Основание
Ш.Л.Монтескьё географического направления в социологии. Его утверждение в
деистическом позиции в области мировоззрении. Деистический и
механистический характер правовых взглядов Ш.Л.Монтескьё. Светская общность
в философском и правовом воззрении Д.Дидро. Выдвижение Г.Гельвецием поиска
права в общественной среде. Взгляды А.Гольбаха о естественной причинности в
праве. Пантеистический характер правовых взглядов Ж.Ж.Руссо.
Первоначальные понимании в правовых взглядах в Европе в конце XVIII
–XIX веков.
Общественно-политическое обстоятельство в Германии в первой половине
XIX века. Две ступеньки учения И.Канта. Его выводы о легитимности законов
из проявления воли личной свободы соответствующего по нравственным правилам
и внутренней императивности людей в его объективно идеалистических взглядах
о «вещи в себе» и «вещи для нас», априорном и апостериорном знании,
императивных правилах.
Вопросы субъекта и его активности в философских и правовых взглядах
И.Фихте.
Составление исходной основы идеализма и диалектики философского учения
в правовом взгляде Г.Гегеля. Три ступени познания: логика, философия
природы и философия духа. Переход абсолютного духа от субъективного
(антропология, феноменология, психология) духа к объективному (право,
мораль и нравственность) духу в философии духа. Объективный дух как
объективизации своей свободы абсолютного духа выход из субъективности.
Абстрактное право, мораль и нравственность как формы идеи права.
Возникновение исторической школы права в Германии в конце XVIII века.
Либерализм в политико-правовых взглядах в Западной Европе в первой
половине XIX века.
Позитивистское учение О.Конта. Г. Спенсер и «социал дарвинизм».
Влияние их учений на юриспруденцию.
Разнообразность исходных философских корней правовых взглядов
М.Сперанского. Н.Карамзина, П.Пестальа и Н.Муравьева.
Продолжение Р.Ф.Йеринга формально-догматического направления в
юридическом позитивизме. Социологический подход Л.Гумпловича к государству
и праву. Первоначальные философские корни правовых взглядов Р. Штаммлера,
Ж. Остина и Ф.Ницше.
Философские корни правовых взглядов в России и Туркестане во второй
половине XIX века и начале XX века.
Возникновение диалектико-материалистического понимания права.
ТЕМА-3. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА В НОВЕЙШЕЕ
ВРЕМЯ XX ВЕК.
Общественные изменения в ХХ веке. Необходимость рассмотрения стиля
мышления в научной жизни. Существование традиционного подхода к праву и
формирование новых пониманий.
Неопозитивистский – легистический подход к праву и его субъективно-
идеалистическое понимание. Неопозитивизм как философское течение.
Позитивизм и его этапы. Виды неопозитивизма.
Юридический позитивизм как отрасль позитивизма. Часть юридического
позитивизма: этатический позитивизм, феноменология права и
антропологический позитивизм. Жон Остин и юридический позитивизм.
Этатический позитивизм как этап юридического позитивизма. «Юриспруденция
понятий» как формально-догматическая юриспруденция. «Юриспруденция
интересов».
Классический юридический позитивизм.
Нормативизм или чистое учение о праве Г.Кельзена.
Аналитическая юриспруденция и учение Г.Харта как проявление
логического позитивизма.
Феноменология права и её проявление: социологическая юриспруденция,
правовой реализм и экзистенциалистическая концепция права.
Социологическая юриспруденция и её направления. Австро-германская
юридическая социология «живое право». Взгляды Е.Эрлиха о «живом праве».
Юридическая социология французского солидаризма и институтционализма. Идея
солидаризма Л.Дюги. Концепции институтизации М.Оруи. Инструментально
прагматический подход или Американская социологическая юриспруденция.
Р.Паунд об общественном контроле.
Правовой реализм: прагматический позитивизм.
Экзистенциалистическое понимание права.
Антропологический позитивизм: психологическая концепция права.
Объективно-идеалистическое и теологическое понимание права.
Неокантианская концепция права. Неогегельянское направление в праве.
Онтологическая концепция Р.Марчича.
Религиозное понимание права. Концепция «возрожденного естественного
права».
Материалистическо - легистическое понимание права в период социализма
Советов и её ограниченность.
ТЕМА-4. ДИАЛЕКТИКО-КУЛЬТУРНОЕ ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ ВОЗНИКШЕЕ В СВЯЗИ С
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И.А.КАРИМОВА КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВА
Принципы диалектического подхода к действительности. Общество и его
своеобразная специфика диалектического развития. Гражданское общество.
Выдвижение И.А.Каримовым определяющей роли культуры в обществе.
Культурное бытие основа существования и развития социального бытия
(общества). Четыре корреляционно-функциональных закона вытекающих из
культурного бытия: закон материальной основы, закон социальной основы,
законы управления и регулирования, закон гносеологической основы. Место
правового государства в системе закона управления и регулирования как одна
из корреляционно-функциональных законов. Выполнение закона регулирования
правовой культуры в системе культурного бытия. Закон социальной основы и
право.
Две концепции закона определяющий роли общественного бытия по
отношению к общественному сознанию и его методологическое значение в
изучении права.
Определение исторических типов культурного бытия разнообразности
цивилизаций. Закономерности зависимостей юридических норм от уровня
Страницы: 1, 2, 3
|