рефераты скачать

МЕНЮ


Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни

приобретенная, будучи, однако, изначально ему присущей. Вместе с тем,

человек обладает и первоначальными задатками добра. Моральное воспитание в

том и состоит, чтобы восстановить в правах добрые задатки, чтобы они

одержали победу в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая победа

возможна только как революция в образе мыслей и чувств самого человека и

требует для этой цели наличия общественной потребности в добре. Переживание

вины (своей собственной или чужой, к который ты лишь сопричастен) - основа

морали. В учении о религии четко проявился историзм кантовского мышления.

Кант видит изначальное, по сути дела безрелигиозное состояние людей, затем

первый, еще не совершенный тип религии, который называется "богослужебным".

Третий этап - вера разума. Богослужебная религия рассчитана на снискание

благосклонности верховного существа, которое можно умилостивить путем

почитания, сакральными жертвами, соблюдением предписаний и обрядов. Человек

льстит себя мыслью, что бог может сделать его счастливым без того, чтобы

самому стать лучше. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные

моральные потенции без примеси какого бы то ни было расчета, без

переложения ответственности на высшие силы. Это религия доброго образа

жизни, которая обязывает к внутреннему совершенствованию. Бог - это

моральный закон, как бы существующий объективно, это - любовь, - так

говорится на страницах "Метафизики нравов", наиболее поздней этической

работы автора. Христианство автор приемлет как нравственный принцип, как

программу человеколюбия. Совершенствуя эту программу, он пытается

обосновать ее теоретически.

В конце 80-х годов XVIII века в философских воззрениях Канта происходит

новый перелом. Оставаясь в целом на позициях критицизма он уточняет (а

порой решительно меняет) свои воззрения на ряд существенных для него

проблем. В первую очередь это затрагивает проблему метафизики. В "Критике

чистого разума" вопрос остался открытым. С одной стороны, философ

убедительно показал, что метафизика как теоретическая дисциплина

невозможна. С другой - он декларировал программу создания новой метафизики

как науки о сверхчувственных вещах - боге и бессмертии души. В 1788 году

стало известно, что Берлинская академия намеревается объявить конкурс на

лучшее сочинение по теме "Какие действительные успехи сделала метафизика со

времен Лейбница и Вольфа". Кант в конкурсе не участвовал, хотя трижды

принимался за работу. Сохранившаяся рукопись красноречиво свидетельствует о

его отношении к метафизике. Кант настаивает на том, что за пределами

чувственного опыта не может быть никакого теоретического познания. Чтобы

придать понятию объективность необходимо подвести под него какое - либо

созерцание. Поэтому теоретически мы ничего не можем узнать ни о боге, ни о

свободе, ни о душе, отделенной от тела. "Практически мы сами создали себе

эти предметы", мы верим в них и ведем себя соответствующим образом.

Метафизика сверхчувственного возможна только с "практически -

догматической" точки зрения. А метафизику природы Кант представляет себе

лишь как разработку понятийного аппарата естественных наук. Метафизика есть

критика, поправка к здравому смыслу, и ничего более, - можно прочитать в

черновиках.

Перейдя на позиции критической философии, Кант не забывал об увлечениях

молодости, о своей "первой любви" - естествознании. Он продолжал читать

курсы физической географии и теоретической физики. Сохранял интерес к

астрономии и "небесной механике" и написал две статьи на эту тему: "О

вулканах и луне" и "Нечто о влиянии Луны на погоду". За два года до того,

как заговорили о берлинском конкурсе, он выпустил работу "Метафизические

начала естествознания". Если в "Критике чистого разума", набрасывая

структуру своей будущей философии природы, Кант разделил ее на рациональную

физику и рациональную психологию, то теперь природу души он не считает

объектом научного познания. Душа не экстенсивная величина, а описание

душевных явлений - не естествознание, которое имеет дело только с телами.

Философ принимал посильное участие в практической реализации научных

открытий. Так, например, с именем Канта связано сооружение в Кенигсберге

первого громоотвода (на здании Габербергской церкви). Однако главные

интересы мыслителя по - прежнему лежали в собственно философской сфере.

Когда для него выяснилась несостоятельность попытки заново построить

разрушенное им здание умозрительной метафизики, он стал искать новые пути

создания философской системы, так как в философии он ценил прежде всего

систематичность. Общие контуры учения сложились у него давно, но системы

пока еще не было. Конечно обе первые "Критики ..." связаны определенным

образом, в них развита одна и та же концепция, но достигнутое единство

между теоретическим и практическим разумом представлялось ему

недостаточным. Не хватало какого - тот важного опосредующего звена. Система

философии возникла у Канта лишь после того, как он обнаружил между природой

и свободой своеобразный "третий мир" - мир красоты. Когда он создавал

"Критику чистого разума", он считал, что эстетические проблемы невозможно

осмыслить с общезначимых позиций. Принципы красоты носят эмпирический

характер и, следовательно, не могут служить для установления всеобщих

законов. Термином "Эстетика" он обозначал тогда учение о чувственности, об

идеальном пространстве и времени. Однако, в 1787 году Кант сообщает

Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности, а

именно "чувства удовольствия и неудовольствия". Теперь философская система

мыслителя обретает более четкие контуры. Он видит ее состоящей из трех

частей в соответствии с тремя способностями человеческой психики:

познавательной, оценочной ("чувство удовольствия") и волевой ("способность

желания"). В "Критике чистого разума" и "Критике практического разума"

изложены первая и третья составные части философской системы -

теоретическая и практическая. Вторую, центральную, Кант пока называет

теологией - учением о целесообразности. Затем термин "теология" уступит

свое место эстетике - учению о красоте. Задуманное произведение философ

намеревался окончить к весне 1788 года. Но работа опять затянулась.

Потребовалось еще две весны и два лета, прежде чем рукопись ушла в

типографию. Трактат получил название "Критика способности суждения". В

работе "Критика чистого разума" термином "способность суждения"

обозначалась одна из интуитивных познавательных способностей. Если рассудок

устанавливает правила, то способность суждения дает возможность

пользоваться этими правилами в каждом конкретном случае. Теперь Кант

размышляет над другим видом интуиции, который называет "рефлективной

способностью суждения". Речь идет об отыскании по данному частному некоего

формального общего, но не об абстрагировании общих признаков, - это дело

рассудка. Применяя рефлективную способность суждения, человек задумывается

над целевым назначением данного частного. Учение о целях - телеология;

поэтому Кант называет эту разновидность рефлективной способности суждения

телеологической. Телеология для него - принцип рассмотрения предмета, в

первую очередь живого организма, где все целесообразно, то есть каждая

часть необходимым образом связана с другой. Рядом он располагает

эстетическую способность суждения, исходя из того, что художественное

переживание доставляет субъекту такое же удовольствие, как и обнаружение

целесообразности. В 1788 году философ обнаружил в деятельности человека

сферу, где результаты также представляют собой нечто органическое. Это

искусство. Телеология Канта - это не теология, но и не естествознание: с ее

помощью философ не отыскивает бога в природе, но и не открывает законов, ею

управляющих, в центре его рассмотрения по - прежнему человек. Только

человек может ставить перед собой сознательные цели, в результате

достижения которых возникает мир культуры. Так телеология Канта перерастает

в теорию культуры. В ходе работы над "Критикой способности суждения" Кант

все более сужал сферу телеологии, лишая ее самостоятельной роли, ее функции

как центрального звена системы переходили к эстетике. Телеология у философа

фиксирует специфику предмета и границы его познания: объективная

целесообразность налицо, но суть ее непостижима. Телеология в этом плане

аналогична теоретическому разуму, который с неизбежностью наталкивается на

противоречия, пытаясь проникнуть в сущность вещей самих по себе. И

телеология и теоретический разум выполняют регулятивную функцию.

Конститутивную (т.е. конструктивную) роль разум играет в области поведения

человека, нравственности. В области познания конститутивную функцию

осуществляет рассудок. В сфере "способности суждения" конститутивна

эстетическая оценка, родственная телеологической и в тоже время

противоположная ей. Единый подход к живой природе и художественному

творчеству на основе принципа целесообразности - одна из основных идей

"Критики способности суждения". Это было новое слово в эстетике.

Кант пришел к постановке эстетических проблем, отправляясь не от

размышлений над природой искусства, а от стремления довести до полноты свою

философскую систему. Таким образом, сам философ видит в эстетике

"пропедевтику всякой философии". Это значит, что систематическое изучение

философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро

и истина, т.е. знакомство с третьей "Критикой" должно предшествовать чтению

первых двух.

Завершение системы критической философии

В августе 1794 года Кант отметил свое семидесятилетие. Юбилейных

торжеств не было - философ радовался уже тому, что о нем не вспоминают. В

этот период он вступил на путь конфронтации с прусскими властями. Причиной

этого послужило написание и опубликование ряда статей, в которых автор

иронизировал над догматами церкви. Новый король Фридрих Вильгельм II не

терпел вольнодумства. Прежний девиз "Рассуждайте, но повинуйтесь" уступил

место более привычному "Повинуйтесь, не рассуждая". Тем не менее, накануне

юбилея Кант опубликовал статью "Конец всего сущего", которая стала

последней каплей, переполнившей чашу терпения властей. Поползли слухи о

готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в июле 1794 года

русская Академия наук избрала Канта своим членом. На заседании был

утвержден список из 14 иностранный ученых. Рекомендовал Канта географ И.И.

Георги, превозносивший не только "Критику чистого разума", но и "Физическую

географию", тогда еще не опубликованную и известную лишь как лекционный

курс. Вполне возможно, что Кант получил одобрительные слова из Петербурга

одновременно с окриком, последовавшим из Берлина. Прусское правительство

долго ломало голову над тем, как наказать всемирно известного ученого и не

угодить при этом в глупое положение. Наконец форма взыскания была найдена:

в октябре 1794 года Кант получил выговор от короля, но никто, кроме самого

философа, об этом не узнал, так как королевский приказ не был обнародован,

а пришел как частное письмо. Отказываться от своих взглядов было не

правилах Канта, оказывать сопротивление - было ему не силам. На случайно

подвернувшемся клочке бумаги он сформулировал единственно возможную

тактику: "отречение от внутреннего убеждения низко, но молчание в случае,

подобном настоящему, является долгом подданного; если все, что говоришь,

должно быть истинным, то не обязательно гласно высказывать всю истину.

Дух Канта долго господствовал над его телом. Но всему приходит конец.

Философ не был болен, но силы его убывали. Он постепенно сокращал объем

своих учебных занятий, заканчивал зимний семестр не в апреле, а в феврале.

Последняя лекция (по логике) была им прочитана 23 июня 1796 года. Потом еще

три семестра он объявлял лекционные курсы, но с оговоркой: "если позволит

здоровье". Здоровье не позволяло, лекции отменялись. Однако, Кант не

собирался еще уходить в отставку. Он гордился тем, что и в преклонном

возрасте сохраняет ясность мысли, бодрость духа, интерес к жизни и любимому

делу. Не было сил читать лекции, но он мог еще писать. В период с 1795 по

1798 год он написал: "К вечному миру", "Об органе души", "Метафизика

нравов", "Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в

философии", "О мнимом праве лгать из человеколюбия", "Спор факультетов".

Завершив "Метафизикой нравов" построение философской системы, Кант

почувствовал потребность изложить свое учение в более иди менее

концентрированном виде. Так появилась "Антропология" (1798) - последняя

работа, изданная самим автором. Здесь как бы подводится итог размышлениям о

человеке и вообще всем философским размышлениям. Это завершение пути, и

одновременно начало - начинать изучение философии Канта целесообразно

именно с "Антропологии". Структура этого произведения совпадает с общей

системой кантовской философии. Главная часть книги распадается на три

раздела в соответствии с темя способностями души: познанием, чувством

удовольствия и способностью желания. Именно эти три особенности определили

в свое время содержание трех "Критик ...". В "Антропологии" идеи

критической философии непосредственно соотнесены с миром человека, его

переживаниями, устремлениями, убеждениями.

Полученный результат схематически выглядел следующим образом:

|Способности души |Познавательные |Априорные принципы|Применение их к |

| |способности | | |

|Познавательная |Рассудок |Закономерность |Природе |

|способность | | | |

|Чувство |Способность |Целесообраз |Искусству |

|удовольствия и |суждения |ность | |

|неудовольствия | | | |

|Способность |Разум |Конечная цель |Свободе |

|желания | | | |

На схеме философская система Канта представлена в ее окончательном

виде. Способности суждения отведено промежуточное место между рассудком и

разумом, и сам мыслитель недвусмысленно говорит о критике способности

суждения как средстве, "связующем обе части философии в одно целое". Кант

пришел к своеобразному преодолению дуализма науки и нравственности путем

апелляции к художественным потенциям человека. Формула философской системы

Канта - истина, добро и красота, взятые в их единстве, замкнутые на

человеке, его культурном творчестве, которое направляет художественная

интуиция.

Кант - философ XVIII века. Век был на исходе. Система критической

философии создана и завершена. Кантом никогда не овладевало чувство

самоуспокоения, но он знал, что главное сделано. Может быть поэтому спало

напряжение поиска, силы быстро пошли на убыль. В ноябре 1801 года философ

окончательно расстался с университетом. Его отпустили на покой, сохранив

полностью жалование. Теперь он почти не выходил на улицу, не принимал

посетителей. Поток писем иссяк. Друзья знали о состоянии Канта. Дольше

других писал Кизеветтер, но уже не столько о философских материях, сколько

о репе из Тельтова, которая пришлась по вкусу философу и которой Кизеветтер

его регулярно снабжал. К августу 1801 года относится последнее письмо,

написанное рукой Канта. Теперь ему было трудно ходить без посторонней

помощи. В октябре 1803 года состояние философа резко ухудшилось. Впервые в

жизни он провел несколько дней в постели. Теперь он почти оглох. 3 февраля

1804 года перестал принимать пищу. Умер Кант 12 февраля 1804 года. Смерь

его ясна, как и его жизнь. Исполненный долг. Увядание. Кончина. Еще в 1799

году Кант распорядился относительно собственных похорон. Просил, чтобы

состоялись они на третий день после кончины и были по возможности

скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут

земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь

город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24

студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи

сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к собору

Кенигсберга с северной стороны.

Заключение

Человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он

смог, что успел сказать, что было услышано. Жизнь Канта - это прежде всего

написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет

иной биографии кроме истории его учения. Все знавшие его говорили, что это

был общительный, отзывчивый человек. Ему приходилось много работать, он

любил свой труд, но знал не только его. Он умел развлекаться, отдыхать,

сочетая глубокомысленную ученость со светским лоском. Кант вовсе не был

затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был

общителен, по воспитанию и образу жизни - галантен. Однако, он не искал

славы, не добивался власти, не знал любовных треволнений. Размеренное и

однообразное течение внешней жизни философа объясняется тем, что у него

рано возник всепоглощающий жизненный интерес - философия, и этому интересу

он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать,

в труде он находил главную радость. С детства будущий философ отличался

хилым здоровьем, ему предрекали короткую непродуктивную жизнь. Он прожил

долгие, изобильные творчеством годы. Этого он добился силой своей воли. Он

разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно

придерживался, и добился поразительных результатов. Он умер со спокойной

совестью, с сознанием исполненного долга.

Слово далеко не всегда влечет за собой дело. Поучать легче, чем

следовать поучениям. В истории философии есть множество примеров

несовпадения проповеди и поведения. Однако, Кант - моралист и Кант -

человек - одно и тоже. Конечно, он не всегда и не во всем руководствовался

прописями категорического императива. Но в общем и целом его поведение

соответствовало тому идеалу внутренне свободной личности, который он

набросал в своих произведениях. Была цель жизни, был осознанный долг, была

способность управлять своими желаниями и страстями. Природа наделяет

человека темпераментом, характер он вырабатывает сам. Иммануил Кант сделал

самого себя и в этом отношении он уникален.

.

Список литературы

1. Абрамян Л.А. Главный труд Канта: К 200-летию выхода в свет "Критики

чистого разума" - Ереван: Айастан, 1981, 66 с.

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

1. Асмус В.Ф. Проблема целесообразности в учении Канта в органической

природе и в эстетике. Вступит. статья к соч. И.Канта в шести томах,

т.5, стр. 5-65.

1. Блинников Л.В. “Великие философы”. М.: Издательская корпорация “Логос”,

1998г.

1. Великие мыслители Запада (пер. с англ. В.Федорина.) М. : Крон-пресс,

1998г.

1. Гулыга А.В. Кант. - 2-е изд. - М., Мол. гвардия, 1981.

1. Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963 - 1966.

1. Кузнецов В.Н. “Немецкая классическая философия второй половины XVIII -

начала XIX века”. М.: Высшая школа, 1989г.

1. Нарский И.С. Кант. М., 1976.

1. . "Немецкая классическая философия второй половины 18 начала 19 века"

М .Мысль 1991 г. 250 с. Кузнецов В.Н.

1. Радугин А.А. Философия. М. Изд-во “Центр” 1996г.

1. Суслова Л. А "Философия Иммануила Канта" М. Просвещение 1991

г..Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики

чистого разума" /Ин-т философии АН СССР, М.: 1983, 123 с.

14. Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1975.

-----------------------

[1] Блинников Л.В. “Великие философы”. М.: Издательская корпорация “Логос”,

1998г., с 164

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.