рефераты скачать

МЕНЮ


Философия как особый тип мировоззрения

3. Форма выражения полученного знания (Э. - в форме отдельных суждений, Т. - в форме научных абстракций, формул)

4. Практическая ценность (Э. - знания ограничены)


Билет 7. Учения об истине. Роль практики в процессе познания


Проблема истины всегда была сердцевиной теории познания. Классическое определение истины дал Аристотель (материалист), определив истину как соответствие наших знаний действительности. Объективные идеалисты считали истину - знание о духовном первоначале. Субъективный идеализм- 1. истина- мнение большинства 2.интуитивизм- знание вытекает из интуиции (пример про аистов) 3.конвенционализм- истина, договор между учеными 4.прагматизм- истина то, что полезно.Истина - это адекватное отображение объекта субъектом, которое воссоздает объект таким, которым он существует независимо от сознания субъекта познания.

Современная материалистическая теория познания конкретизирует традиционную концепцию истины через диалектическую взаимосвязь понятий: "объективная истина", "абсолютная истина", "относительная истина", "конкретность истины", "заблуждения".

Абсолютная истина - это такое содержание человеческих знаний, который тождественный своему предмету и который не будет опровергнут дальнейшим развитием познания и практики. Формы абсолютной истины: 1. истина факта 2.окончательное знание о каком-нибудь предмете. 3.сохраняющееся в процессе дальнейшего познания содержание относительной истины.

Относительная истина - это такое знание, которое в принципе правильно, но не полно отображает действительность, не дает ее всестороннего исчерпывающего образа. Относительная истина включает и такие моменты, которые в процессе дальнейшего развития познания и практики будут изменяться, углублять, уточняться, заменяя новыми. Исторический процесс развития познания именно в том и заключается, что неполное, одностороннее знание заменяет более точным.

Заблуждение - это такое содержание человеческого знания, в котором действительность воспроизводится неадекватно и не соответствует действительности. Заблуждение - это неумышленное искажение действительности в представлениях субъекта. Оно имеет определенные закономерные основания для своего существования, будучи необходимым моментом и результатом познания и практики. Нет и быть не может отдельно абсолютной истины и отдельно относительной. Существует одна истина - объективная по смыслу, которая является диалектическим единством абсолютного и относительного, т.е. является истиной абсолютной, но относительно определенных границ. Относительная истина с необходимостью содержит в себе момент абсолютной, предопределяет и предусматривает ее. Абсолютная истина, в свою очередь, дается человеку лишь через относительные истины, которые находятся в бесконечном процессе постоянного развития.

Объективная истина, таким образом, является диалектическим единством абсолютного и относительного, а абсолютизация одного из этих моментов превращает истину в ее противоположность - в заблуждение. Поэтому необходимым, существенным признаком объективной истины есть ее конкретность. Релятивизм признает только относительную истину, догматизм- абсолютизация абсолютных истин.Которые же причины возникновения и существование заблуждение? Это обусловлено закономерностями развития как самого познания, так и его основы - практики. В процессе познания субъект, вступая в сферу неизвестного, вынужден применять те знания и средства познания, какие произведенные в других исторических условиях предыдущими поколениями, и распространять их на качественно новые объекты и новые условия. В результате само прогрессивное развитие науки может порождать и довольно часто порождает заблуждение. Но практическая деятельность не может ждать, пока будут получены более глубокие знания, и постоянно подвергать сомнению их истинность. Она вообще не могла бы функционировать и развиваться. Практика нуждается в немедленном применении всех имеющихся знаний как целиком полных, совершенных, как якобы они есть объективно истинными.

Практика - материальная, предметно- чувственная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества. Формы практики: 1.материально- производственная 2.социально-политическая деятельность 3.научный эксперимент.

Для выполнения действий использующего, репродуктивного уровня практики нет потребности овладевать знаниями сущности самого действия, достаточно иметь лишь "рецепт", "формулу", "алгоритм" получение с помощью этого действия полезного эффекта. Самая по себе деятельность используемого уровня практики имеет большое значение в жизни общества, но ее непосредственная, эффективность, будучи абсолютизированной, порождает отождествление этого уровня с практикой как таковой, с сущностью практики. В результате сущность практики сводится к ее низшему уровню, а истинность знания - к полезному эффекту при его применении.

Практика выполняет функцию критерия истины как целостный процесс в диалектическом единстве преобразующего (продуктивного) и используя (репродуктивного) уровней. Тем не менее, даже в единстве двух своих основных уровней, практика все же не может быть абсолютным критерием истины, поскольку она всегда является практикой определенного исторического этапа развития. Полным и абсолютным критерием она могла бы быть лишь как целостный исторический процесс, в котором осуществляется постоянное расширение сферы '"очеловечение" мира через призму прошлого, современного и будущего. Но практика, которая самая является историческим процессом, всегда функционирует как диалектическое единство абсолютного и относительного.

Роль практики:

1. это основа познания (дает материал науке, указывает на предмет изучения)

2.Практика - движущая сила познания

3.Это цель познания

4. Это критерий истины

Тем не менее, как известно, есть философы (представители рационализма XVII- XVIII ст., позитивизма, некоторые философы-марксисты), которые на основе того, что логическое доведение имеет широкое и многогранное применения в научном познании, утверждают, что и логика является критерием истины, так как истинность логических форм может определяться их взаимной логической связью и взаимным соответствием.

В противоположность рационализма, эмпирическое направление в гносеологии, разрабатывая в принципе правильное учение о чувствительном происхождении наших знаний, доходит, тем не менее, ошибочного вывода, который истинность любых теоретических построений может быть проверена лишь путем их сравнения с исходными данными чувствительного опыта. Между тем история науки свидетельствует, что ее величайшие достижения довольно часто противоречат исходным чувствительным данным. Это разногласие между теорией и чувствительными данными совсем не означает ошибочности ни того, ни другого. Решение этого разногласия предусматривает применение критерия практики.


Билет 9. Закон единства и борьбы противоположностей


Это главный закон. Он показывает, в чем источник движения. В нем выражена суть, душа диалектики.

Все явления раздваиваются на противоположности. Между ними идет борьба, которая заканчивается в какой-то момент гибелью данного явления, данного качества, данной меры и возникновением нового явления, нового качества, новой меры.

Ленин считал, что этот закон имеет двухстороннюю структуру:

1) единство противоположностей (оно временно, релятивно);

2) борьба противоположностей (она абсолютна, постоянна).

Виды диалектических противоположностей


— плюс и минус;

— умножение и деление;

— дифференцирование и интегрирование в математике;

— ассоциация и диссоциация атомов в химии;

— ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, жизнь и смерть в биологии;

— классы в человеческом обществе;

— категории количества и качества тоже являются противоположностями.

Гегель говорил: «Было бы непростительной роскошью удалять из мира противоречия. Любое различие уже есть противоречие». В процессе развития любого явления борьба противоречивых тенденций проходит несколько стадий:

1) различие;

2) собственно противоречие;

3) противоположность.

Противоположность — это высокая ступень развития противоречия. Очень важно обратить внимание на одно обстоятельство (понимание его поможет разобраться в сущности третьего закона диалектики), а именно то, что любое явление в процессе развития имеет тенденцию к превращению в свою противоположность.

До сих пор мы говорили о видах противоположностей. Теперь поговорим о видах их единства.

Виды единства противоположностей

1. Подразделяются на:

а) внутреннее единство (это такое единство противоположностей, при котором соотносящиеся стороны неразрывны, и каждая сторона включает в себя другую);

б) внешнее единство (когда предметы или явления механически, формально соединены в одно целое. Во внешнем единстве одна противоположность может существовать без другой. Это мнимое единство.

2. Подразделяются на:

а) живое единство (это такое единство, когда противоречивые стороны находятся в процессе развития, движения. Происходит становление предмета или явления. В живом единстве есть собственные элементы отрицания этого единства).

б) мертвое единство (такое единство, в котором противоречивые стороны не находятся в процессе развития, когда не происходит становления предмета или явления. В мертвом единстве нет внутренних элементов своего отрицания.

3. Подразделяется на:

а) положительное единство (это такое единство, при котором имеется основание для поступательного развития явления);

б) отрицательное единство (это такое единство противоположностей, при котором нет оснований для поступательного развития),

В общем, есть диалектическое единство противоположностей, при котором одна противоположность не только не может существовать, но даже и не мыслима без другой (например, «наследственность и изменчивость», «жизнь и смерть» и т. д.), а есть механическое единство, при котором одна противоположность без другой при их разъединении продолжает существовать (например, карандаш красный с одной стороны и синий — с другой).

Подведя эти примеры под перечисленную выше классификацию, отметим, что диалектическое единство противоположностей есть единство внутреннее, живое, положительное, а механическое единство противоположностей есть единство внешнее, мертвое, отрицательное.

Теперь о разрешении противоречий.

Можно ли примирить противоречия? Нет, их можно только разрешить. В общественной жизни те противоречия, которые разрешаются с помощью конфликта, называются антагонистическими; те же, которые разрешаются без конфликта, называются неантагонистическими.

Антагонистические противоречия — это противоречия по коренным вопросам развития, неантагонистические — по временным, преходящим. Официальная философская наука, находившаяся под контролем руководства КПСС, длительное время считала, что антагонистические противоречия свойственны только эксплуататорским обществам, а неантагонистические- социализму. Однако историческая практика показала, что капитализм может без конфликта частично разрешать даже свое основное противоречие — между трудом и капиталом (с помощью процесса акционирования капитала), а противоречия социализма имели все большую и большую тенденцию к приобретению антагонистического характера.

В настоящий момент все громче раздаются голоса некоторых советских ученых (например, академика А.Н. Яковлева), что Маркс, Энгельс, Ленин, будучи в плену классового подхода к анализу явлений действительности, абсолютизировали борьбу противоположностей и не уделили достаточного внимания проблеме их единства, и тем самым они надолго отодвинули решение вопроса гармонизации интересов различных общественных сил.


Билет 10. Диалектика качественных и количественных изменений


Этот закон показывает, как происходят изменения. Для понимания этого закона надо усвоить некоторые понятия.

1. Качество — это внутренняя определенность предмета, существенная и относительно устойчивая.

Качество не надо путать со свойством. Свойство — это качество в его внешнем проявлении.

В рамках одного и того же качества могут меняться отдельные свойства. Например, у одного и того же человека могут меняться черты характера. В рамках одного качества — капитализма на различных ступенях его развития, могут меняться такие, например, свойства, как характер конкуренции.

2. Количество — это внешняя определенность предмета, которая характеризует предмет со стороны степени развития его свойств.

3. Мера — это количество и качество, взятые в единстве.

Все предметы и явления, поскольку они представляют из себя единство количественной и качественной сторон, являются мерами, а весь мир, по определению Гегеля, есть «узловая линия мер».

Первыми в процессе развития всегда изменяются количественные показатели. И под влиянием этих изменений в определенной критической точке происходит разрушение старого качества и замена его новым. Например, лед при нуле градусов превращается в воду, при ста градусах—в пар.

Вместе с изменением качества меняется и мера. Лед — это мера от минус бесконечности до нуля градусов, вода — мера от нуля до плюс ста градусов, пар — это мера от плюс ста до бесконечности.

Т.о., количество порождает качество. Но было бы ошибкой забывать, что качество в свою очередь тоже порождает количество. Например, герметично закупоренный сосуд с водой при ее замерзании лопается (вода при замерзании расширяется, т. е. новое качественное состояние воды порождает количество). Или, например, новые производственные отношения дают толчок количественным изменениям — бурному росту производительных сил. Поэтому данный закон диалектики формулируется не как закон перехода количества в качество, а как закон взаимообразного перехода количественных и качественных изменений.

Переход от одного качества, от одной меры к другому качеству, другой мере называется скачком.

В общественной жизни скачок носит название революции. Особенностью скачков в общественной жизни является то, что они могут быть как быстрыми по времени, так и длительными, охватывающими десятилетия. Переход от одной меры к другой представляет собой сложную проблему в гносеологическом (теоретико-познавательном) плане.

Проблемы перехода от одного качества к другому, от одной меры к другой и основные трудности схватывания перехода человеческим умом


Переход — это великий процесс. Это итог всех предшествующих изменений и основной исходный пункт новых процессов. В чем основные трудности схватывания перехода для человеческого ума?

1. Грани между тем — от чего и к чему совершается переход — обозначены нерезко.

2. Переход есть сложное переплетение различных, часто противоречивых элементов (например, реконструктивный период в СССР происходил при наличии пяти экономических укладов: мелкотоварного, частно-хозяйственного, госкапиталистического, патриархального, социалистического. Еще более противоречивой является перестройка в нашей стране).

3. Внутренняя объективная логика и даже сама необходимость перехода скрыта и не сразу улавливается умом.

4. Совмещение и переплетение различных переходов (чистых переходов нет).

Основные типы диалектических переходов:

1. Переход к принципиально другому (например, превращение живого в неживое).

2. Переход в свое иное (например, прохождение живым организмом разных возрастных периодов в своем развитии).

Разнообразие переходов можно квалифицировать и по другим основаниям:

— по характеру объекта (в материальной или духовной сфере идет процесс перехода);

— по направлению (переходы восходящего или нисходящего характера. При этом переходы восходящего характера являются основными).

— по форме:

а) стихийные или планомерные;

б) непосредственные или опосредованные;

в) быстрые или длительные по времени; г) крутые, разовые или постепенные.


Билет 11. Понятие диалектического отрицания. Отрицание отрицания как выражение поступательности и повторяемости в процессе развития


Этот закон утверждает поступательное развитие мира. Но развитие идет не по прямой линии (снизу вверх) и не по кругу, а по спирали. Ф. Энгельс приводит такой пример: бросим в землю зерно, из него вырастет стебель. Зерно гибнет, оно отрицается стеблем, который в свою очередь отрицается снова зерном, но только не одним, а множеством.

На определенной ступени развития происходит повторение признаков предыдущей ступени (в нашем примере — зерно на первой и третьей ступени). Но это возврат не к старому, а якобы к старому, на более высокой основе. Любое отрицание приводит к возникновению нового, а это новое в свою очередь также будет чем-либо отрицаться.

В советской философской науке длительное время шли споры по объему и содержанию этого закона. Некоторые ученые (их меньшинство) высказывали мысль о том, что закон отрицания отрицания не является всеобщим, что он якобы не действует там, где нет движения вперед (например, в некоторых явлениях микромира, где имеют место процессы взаимопревращения элементарных частиц без восходящей линии; в процессах распада мировых и космических тел; в процессах превращения живого в неживое и т. д.). Однако подавляющее большинство философов-диалектиков считает, что эта точка зрения ошибочна.

Нисходящие линии в развитии некоторых явлений действительно есть. Регрессивные явления иногда отрицают прогрессивные, но они в свою очередь отрицаются (непосредственно или через цепь последовательных отрицаний) явлениями еще более прогрессивными. Например, феодализм с его натуральным хозяйством отрицал товарно-денежные отношения рабовладельческого общества, чтобы в свою очередь быть отрицаемым товарно-денежными отношениями буржуазного общества (отношениями более высокого уровня, чем в античном мире).

Таким образом, большинство современных ученых считает, что этот закон является всеобщим, так же как и два первых закона диалектики.

С действием закона отрицания отрицания мы в нашей жизни встречаемся часто. Например, на уроках математики, умножая да числа со знаком минус, мы получаем число со знаком плюс. Очень важно видеть разницу между диалектическим и механическим отрицанием. При диалектическом отрицании новое явление удерживает вес, что было положительного в отрицаемом (на философском языке это называется снятием).

При механическом отрицании одно явление просто отрицает другое (уничтожает его) без удержания положительного на философском языке это называется зряшным отрицанием).

Таким образом, закон отрицания отрицания характеризуется следующими чертами:

1) развитие как отрицание;

2) поступательный характер развития;

3) периодичность ступеней развития;

4) известное повторение на третьей ступени существенных черт первой ступени на новой основе (для понимания этого процесса повторяемости надо усвоить одну истину, а именно ту, что каждое явление, развиваясь, имеет тенденцию к превращению в свою противоположность, в свое другое);

5) завершенность цикла развития.

Если рассмотреть действие закона отрицания отрицания с точки зрения структурно-элементного анализа, то можно заметить, что развитие любого явления в начале никогда не идет фронтально. Оно идет неравномерно, односторонне, за счет узкой группы определяющих элементов в рамках суженной структуры. Происходит отрицание.

При отрицании отрицания восстанавливается равномерность, всесторонность развития, происходит выравнивание всех элементов, расширение структуры до оптимального уровня.


Билет 12. Категории диалектики

Категории — это научные понятия. Большинство из них парные и представляют собой единства противоположностей:

1. Причина и следствие. Все явления причинно обусловлены. Каждое явление одновременно является причиной одного и, вместе с тем, следствием другого. На философском языке причинная обусловленность явлений называется детерминизмом или каузальностью.

2. Возможность и действительность. Не всякая возможность переходит в действительность. Для того, чтобы этот переход произошел, необходимы определенные как объективные, так и субъективные условия. Возможности бывают абстрактные (отвлеченные) и реальные. В действительность при наличии определенных условий переходит лишь реальная возможность. Абстрактная возможность со временем может стать реальной. Например, что ученик Иванов может со временем стать генералом,— это абстрактная возможность. Но что он может окончить школу и поступить в военное училище — это возможность реальная. Когда же он станет офицером и проявит себя соответствующим образом, то эта абстрактная возможность перейдет в реальную, и то, через множество переходных ступеней.

3. Необходимость и случайность. Если все явления детерминированны, т. е. причинно обусловлены, то что же такое случайность? Есть ли для нее место? Да, действительно, все явления причинно обусловлены, они совершаются с необходимостью, и мы можем предвидеть эти необходимости, но мы не можем предвидеть точку их пересечения.

Таким образом, случайность — это не предвиденная нами точка пересечения нескольких необходимостей. Очень хорошо раскрывает сущность такой категории, как случайность, народная пословица: «Кабы знал, где упал, так соломку б подостлал».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.