4. Список литературы……………………………………………………………………25
стр.
Введение:
Человек всегда
стремился составить себе обобщенное представление о мире в целом и о своем
месте в нем. Именно мировоззренческие взгляды дают человеку путеводную нить в
его духовной и практической деятельности, формируют его ценностные установки.
Выработка нового мировоззрения и его
претворение в жизнь - сложная и трудная работа. То, что сейчас происходит в
культуре, в наших поисках и в дискуссиях, во многом связано с попытками создать
элементы и структуры нового мировидения.
Одной из важнейших задач философии
как рефлексии предельных оснований всех видов человеческой деятельности
является концептуализация миропонимания и мироотношения в целом. “Настоящий,
призванный философ хочет не только познания мира, - размышляет Бердяев, - но и
изменения, улучшения, перерождения мира... Философ есть прежде всего познающий,
но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и
человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла” .
Тенденция к специализации, дифференциации отдельных философских проблем и
направлений обязательно должна дополняться тенденцией к интеграции, синтезу
всех достижений культуры.
Достаточно глубокое и целостное
понимание и мира, и человека возникает именно в единстве обоих процессов. Само
слово “мир”, одно из древнейших славянских слов, изначально фиксирует значение
спокойствия, тишины, покоя и согласия между людьми. “Развитие понятий о мире,
воплощенных в истории слов, показывает, что вплоть до нового времени славяне
никак не противопоставляли человека миру”.
А в чем же состоит суть слова “воззрение”?
Под “воззрением” А.Ф.Лосев, например, понимает просто здравый смысл, то есть
прямое и непосредственное усмотрение и наблюдение.
Мировоззрение - это определенный
способ жизнепонимания и жизнедеятельности человека. Все мировоззренческие
вопросы, определяющие, как человеку жить и в чем искать смысл своей жизни, при
всем их неисчерпаемом разнообразии и богатстве сходятся в конечном счете в
одном вопросе - о природе человека (что есть человек) и его месте в мире.
Деятельная сторона - форма проявления мировоззрения и одновременно способ
духовно-практического освоения человеком мира. Поэтому мировоззрение - это не
просто миропонимание, но и специфическая форма преобразования мира.
Сейчас время великого поиска, время
соприкосновения разных философий, культур, начало их диалога.
Философия и мировоззрение не одно и
то же. Обосновывая их различие, В.И.Шинкарук приводит такие доводы:
“Мировоззрение формируется на основе непосредственной практики общественной
жизни вместе со становлением человеческого сознания (и исторически, и
индивидуально). Философия же возникает на определенном этапе развития
человеческого общества (и усваивается на определенном этапе становления
духовной культуры личности), возникает из познавательного отношения человека к
миру, когда это отношение выделяется в относительно самостоятельную сферу
человеческой деятельности. Результаты познавательной деятельности в конечном
итоге выражаются в науке, в знаниях. Название “философия” получила та область
познавательной деятельности, которая специализировалась на решении
мировоззренческих проблем”.
Рассматривая философию как систему
мировоззренческих знаний, следует различать мировоззренческое знание,
складывающееся вне философии и до философии, и собственно философское знание.
“Философия есть мысль мысли... - рассуждает М.Мамардашвили. - Есть реальная
философия, которая присуща нам, если мы живем как сознательные существа. Если
мы выполняем свою человечность. Философский акт как пауза в ряду других актов,
являющихся условием самой их возможности и определенной последовательности.
Назовем это реальной философией. И есть философия понятий и систем, в которых
этот акт или элемент нашей духовной жизни может быть эксплицирован”. Философия
сама содержит в себе мощный аппарат обоснования своих позиций и прояснения
своих проблем: она не только пользуется этим аппаратом, но и постоянно работает
над его модификациями сообразно характеру и масштабам жизненных проблем,
возникающих перед людьми.
“Философия - особый тип (способ)
миропостижения, - пишет Л.А.Коган, - характеризующийся дерзким прорывом за
горизонт, выходом за рамки наличного бытия, его рутинности и суетности, за
пределы любой ограниченности (прежде всего - своей собственной), любых произвольно
устанавливаемых “табу”. Философия, опираясь на свою близость к другим областям
знания, является объединяющим, координирующим и общеориентационным началом в
духовной жизни, в культуре. Она играет важнейшую роль в сведении воедино
различных наук и отраслей знания, в преодолении разобщенности естественных и
гуманитарных наук, в поисках и обосновании синтеза искусств, в осуществлении
связей между наукой и искусством, а также между ними и моралью.
Координационно-интегративную функцию
философии высоко ценил М.М.Бахтин. Место философии, считал он, начинается там,
где кончается точная научность и начинается инонаучность, и ее можно определить
как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания) . Действительно,
философия взаимодействует не только с наукой. Она черпает материал для
характеристики смысложизненных вопросов в обыденном сознании и поведении людей,
в образах религии и схемах мифологии.
“Философия является универсальной и
абсолютной наукой, ищущей себя. Так назвал ее первый знаток нашей дисциплины
Аристотель: философия - наука, которая себя ищет”. ХХ век делал очевидной мысль
о том, что “чистая” философия, решающая “в общем виде” проблемы человеческого
бытия, невозможна. Она не может быть такой и, судя по всему, не была такою и
прежде, поскольку всегда - прямо или косвенно - включала в свои картины образ
человека, пыталась этот образ конкретизировать, стремилась оценить возможности
человека в его взаимодействиях с миром.
Философское мировоззрение является
самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нем исторически
обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса
философии. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно
через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и
раздвигает их, формируя и мир, и себя.
Какие-то мировоззренческие установки
незаметно трансформируются и органично входят в общую ткань сложившихся
взглядов. Но смена всей системы установок и мировоззрения в целом - процесс
небезболезненный, эмоционально окрашенный, случающийся достаточно редко - в
периоды коренных жизненных изменений. На рубеже веков, а тем более эпох
мировоззренческие проблемы звучат особенно остро, возникает необходимость и
потребность рефлексии самых основ знания и мироощущения.
В ХХI столетии можно говорить не только об углублении наметившихся изменений в основаниях научного знания, но и о формировании новых мировоззренческих установок, характерных как для научной, так и для других областей духовной жизни человечества. В данной работе сделана попытка обобщения различных взглядов на соотношение философии и мировоззрения.
Сущность мировоззрения
Формирование и
развитие рода человеческого, рода Homo sapiens есть развитие от несвободы к
свободе, от животного и полуживотного существования к подлинно человеческой
жизни. Обретение свободы - величайшее благо для человека, необходимое условие
прогресса, его смысл и цель. Но одновременно она приносит массу неудобств, за
нее приходится платить, и иногда очень дорого. Изгнание из библейского рая
Адама и Евы можно интерпретировать как отлучение от сытной и безмятежной
несвободы к тягостям и проблемам свободной жизни. Вступив на путь свободы,
человек взвалил на свои плечи тяжелую ношу постоянной ситуации выбора, которой
нет ни у кого из представителей живой природы на Земле. Но не только ситуация
выбора как отсутствие однозначности и жесткой программируемости омрачает
существование человека. Как существо мыслящее, активно действующее он постоянно
стремится к неограниченной свободе, к максимальному проявлению своей жизненной
энергии и творческой деятельности. Но в этом его стремлении к абсолютной
свободе он каждый раз "натыкается" на неумолимую необходимость и
"бездушную" закономерность внешнего мира. И каждый раз, когда человек
пытается прорваться "за флажки", эта суровая реальность
"одергивает" его, "ставит" его на место. Вынуждаемый
внешними обстоятельствами смирять свои свободолюбивые поползновения, человек
мучительно пытался и пытается до сих пор понять этот окружающий его жесткий
мир, пытается определить меру своих сил, на которые он может рассчитывать в
своей борьбе за свободу, в конце концов, определить меру самой свободы,
которая, как он ни старается, не становится безграничной.
Среда, в
которой изначально существует человек, двойственна. С одной стороны - это
природа, реальность чуждая, даже жестокая и враждебная. Выйдя из природы,
противопоставив себя ей, человек вынужден действовать, вести себя так, чтобы
это противопоставление не привело его к гибели. С другой стороны – более
близкий и, казалось бы, более понятный мир: коллектив, социум. Но этот мир тоже
достаточно суров, для него превыше всего интересы коллектива, а не индивида, а
групповой инстинкт самосохранения оказывается сильнее индивидуального.
Социальный мир, объединяя силы, знания, опыт индивидов, защищает их от мира
природного, не позволяя им погибнуть поодиночке, но в то же время он весьма
требователен к тем, кто не желает поступиться собственными интересами ради
интересов коллектива. В противном случае он отторгает индивида: во все времена
это являлось жестоким наказанием, а в древности просто приводило к смерти
отщепенца. Следовательно, и к этому миру необходимо приспосабливаться, соизмерять
свои порывы с волей коллектива.
Таким образом,
чтобы выжить, человеку было необходимо гармонизировать свои отношения с
окружающей его многоликой реальностью. Для разумного существа эта задача
выражалась в необходимости понять, познать, что из себя представляет мир, в
котором ему приходится жить, что есть сам человек и, соответственно, каково то
место, которое он занимает (или может, должен занять) в этом мире, а также, что
он может и должен делать.
Прежде, чем
приступить к рассмотрению того, как человек решал эту задачу на протяжении
истории, отметим следующее. Освоение субъектом окружающего мира осуществляется
в трех основных формах: 1) как материально-практическое: преодоление чуждости
мира преобразованием его в процессе труда или социальной деятельности: 2) как
духовно- практическое: преодоление чуждости мира, внешних сил, которые
господствуют над человеком, в воображении, в сознании, в мышлении (выработка в
сознании способов и средств преобразования мира); 3) как теоретическое:
познание закономерностей природы и общества, познание самого человека, его
сущности (разумеется, к древним временам понятие "теоретическое"
применимо с известной долей условности, т.к. теоретический уровень познания –
продукт достаточно высокой ступени развития человечества).
Но вернемся к
нашему Человеку, находящемуся на ранней стадии своего – уже человеческого –
существования. Думается, не слишком сложно представить себе состояние
первобытных людей, вынуждаемых заботой о пропитании покидать обжитые, согретые
огнем костра и по меркам того времени достаточно уютные пещеры, как нетрудно
представить и тот мир, который ждал их за стенами пещеры: дикая первобытная
природа, чудовищного вида и размера животные, природные катаклизмы... И все это
загадочно, чуждо и даже враждебно. Короче, неуютно было человеку в этом мире. И
он сделал первый великий шаг на пути освоения Неведомого.
Что делает
каждый из нас, попадая в незнакомую обстановку? Мы, часто неосознанно, ищем то,
на что можно "опереться", создать психический комфорт. Например,
оказываясь в помещении, где много посторонних людей, или необычна ситуация, или
непривычна обстановка, мы тут же машинально ищем знакомые лица или привычную
предметность, и если находим, то нам легче переносить ситуацию, даже если мы не
подходим к знакомым, или обстановка только напоминает привычную нам, т.е. мы
преодолевали чуждость ситуации, опираясь на прошлый опыт, на воображение, на
способность выдавать желаемое за действительное.
Видимо, так же
начали поступать и первобытные люди. Они стали "обустраивать" этот
мир, внося в него привычность силой своего сознания, своей фантазии, тем самым
преодолевая его чуждость. Они населили мир различными фантастическими
существами, персонифицируя в них, олицетворяя ими различные события и процессы,
происходящие в природе (кстати, подобные операции можно наблюдать у детей, мир
которых полон различными бабайками и барабашками, страшноватыми, но
одушевленными, через которых проще взаимодействовать с окружающими). Так
реальность, в которой жил человек, стала заселяться различными богами и
божками, симпатичными и не очень: лешими и русалками, троллями и гномами,
домовыми и кикиморами. Каждое из этих существ было как бы
"ответственно" за определенный участок, за определенную часть
действительности, за процессы, происходящие в ней. А с этими существами, как
представлялось первобытному человеку, можно было попробовать и договориться, их
можно было умилостивить, а при случае, и посоперничать с ними. Так возникла
исторически первая попытка духовно-практического освоения мира - многобожие или
язычество. В персонификации, одушевлении природы проявилась одна из важнейших
черт человеческого сознания - способность к метафоризации действительности.
Метафора - это сопоставление различных сторон действительности, различных
предметов и явлений, имеющих разную природу, несхожих и внешне, и внутренне и
перенос значения с одной стороны на другую. Например, "стальные
нервы", "мягкое сердце", "очарованный кварк" и т.д.
Олицетворение и персонификация - частные случаи метафоры. Такой перенос значений
и характеристик с одного на другое возможен только благодаря какому-то
глубинному основанию, какому-то глубинному смыслу, не явленному, но который
позволяет сопоставить, казалось бы, несопоставимое, соединить, казалось бы,
несоединимое.
Глубинным основанием
для метафоризации мира является изначальная, незыблемая убежденность в единстве
мира, в генетическом родстве социума и природы. Откуда взялась эта
убежденность: генетическая ли это память, привнесено ли это извне, но факт
остается фактом, человек знал, что мир един. И это позволяло ему переносить на
природу то, что он наблюдал в коллективе, черпал из него. Возникала совершенно
новая реальность – мир, в котором пришлось жить человеку, становился Миром
Человека, он подгонялся людьми под себя в процессе труда и в сознании,
субъективировался. На объективную реальность накладывался образ ее,
существующий в человеческом сознании, природа становилась слепком социума.
Язычество стало
первым этапом конструирования нового мира. Эта новая реальность была еще неупорядочена,
что соответствовало неупорядоченности общественных отношений: еще только
формировалась социальная иерархия, социальный опыт был весьма ограничен, еще
впереди были представления о должном социальном устройстве. По сути, язычество
представляло довольно полную копию довольно беспорядочной социальной жизни
первобытных людей.
Но шло время, и
менялись представления людей об окружающем мире. В основе этого лежали две
основные причины. Во-первых, немногочисленное человечество, отчаянно борясь за
существование, внутренне менялось: совершенствовалась социальная иерархия,
вырабатывались определенные нормы поведения, взаимоотношений между людьми,
соплеменниками, формировалась система социальных запретов (табу). Например, в
ходе эволюции общества был выработан запрет на кровосмешение. Существовали табу
и по отношению к природе. Например, по отношению к тотемным животным (т.е. к
тем, от которых по преданию произошло то или иное племя). Охота на таких
животных была разрешена только в критических ситуациях, и то при соблюдении
определенных норм. Эти запреты подчиняли интересы отдельных индивидов интересам
коллектива (рода, племени).
Во-вторых,
человеческая психика устроена так, что хаос, неупорядоченность объекта не
только не может быть познана, но и вообще плохо воспринимается даже на
чувственном уровне. И чтобы сделать еще один шаг на пути духовно-практического
освоения мира, необходимо было его упорядочить. Так в человеческих
представлениях об окружающей действительности Хаос уступает место Порядку. А
порядок - это система, взаимосвязь, причинно-следственные связи.
В силу
отмеченных причин, на языческом фундаменте начинает формироваться исторически
первая форма мировоззрения – миф. Миф похож и не похож на языческие
представления о мире. Как и язычество, миф – это совокупность чувственно
наглядных представлений, как и в язычестве, в мифе мир не анализируется, а
переживается. Миф перенял у язычества еще кое-что, причем, весьма существенное,
то, что, в свою очередь, передал дальше как эстафету другим формам духовно-практического
освоения мира – принцип единства мира. Причем, единство в мифе понималось
буквально, абсолютно. Земля и Небо не противопоставлялись друг другу, а
взаимопроникали друг в друга, являлись продолжением друг друга. Люди были
убеждены в том, например, что после смерти охотник просто уходит на Небо, в
другой и в то же время подобный мир, где есть леса, полные дичи, луга, на
которых пасутся стада животных. И в соответствии с этими убеждениями они
снаряжали умершего в дальнюю дорогу, снабдив всем необходимым для охоты или
труда. Боги, олицетворявшие иной мир, частенько появлялись среди людей,
вмешивались в их дела (в Троянской войне боги участвовали и на стороне ахейцев,
и на стороне троянцев, и, что самое интересное, греки видели их в своих рядах).
И люди могли наведываться в мир богов (вспомнить, хотя бы, путешествие Геракла
в царство теней). Миф перенял у язычества и многобожие, хотя населенность мифа
менее плотна, нежели в языческих верованиях.
Но, в то же
время, миф существенно отличается от язычества как внешне, так и внутренне.
Внешне, можно сказать, мир в мифе более цивилизован, приятен. Мифические боги –
человекоподобные боги, в мифе гораздо меньше всяких чудищ. Вообще, миф, в
отличие от язычества, антропоморфен. Боги мифов не только внешне похожи на
людей, но и ведут себя как люди. Они ссорятся и мирятся, они любят и изменяют,
они великодушны, но способны и на подлость, предательство, они рожают детей (в
греческом мифе даже Зевс испытал родовые муки), любят подарки (первоначально в
виде весьма негуманных жертв, что, впрочем, соответствовало нравам той далекой
эпохи), они делятся на плохих и хороших. Мир богов иерархичен, со своей табелью
о рангах, словом, мир как Универсум, как целостное мироздание оказывается
отражением социального мира.
Второе отличие
мифа от языческих представлений – это отличие в сущности. Мир в мифе
представляет собой систему, упорядоченность, это взаимосвязанный мир.
Мифические боги не просто олицетворяли те или иные явления действительности,
они находились друг с другом в сложных отношениях. В отношениях между богами
человек мифологической эпохи фиксировал "нащупанные" им в опыте
причинно-следственные связи. Да, в этих связях еще неотделимы сущность и
явление, да, сами эти связи устанавливались по принципу "после этого - значит,
вследствие этого". Но миф - это не просто преодоление чуждости мира, это
попытка проникновения в саму сущность его.