рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и ее роль в жизни человека и общества

Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили характер

философских размышлений. Ведущим направлением Ф. 16в. становится

натурфилософия. Происходит переход от представлений о замкнутом мире к

концепции бесконечной Вселенной.

Поворот к новой космологии наметился уже в 15в. и был связан творчеством

Николая Кузанского(1401-1464). Бог в Ф. Кузанского получает наименован.

абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то

находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий всё

сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения бога и мира

характеризует Ф. Кузанского как пантеизм(pan- всё, theos- бог), важнейший

признак которого составляет безличность единого божественного начала и

его максимальная приближённость к природе. В космологии Кузанского

отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие

неподвижного центра привело его к признанию движения Земли.

Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве

Джордано Бруно(1548-1600).

Центральная идея космологической доктрины Бруно- тезис о бесконечности

Вселенной. Эта Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может

исчезнуть. Она неподвижна, “ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла

переместиться, ввиду того, что она является всем”.В самой же Вселенной

происходит непрерывное изменение и движение. Характеризуя это движение,

Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи

внешнего перводвигателя, т.е. бога, а опирается на принцип самодвижения

материи.

Положение о бесконечности Вселенной позволило Бруно поставить вопрос о

центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и

гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни

Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров; и у каждого

мира-системы есть свой центр-звезда.

Утвердив бесконечность Вселенной, Бруно вынужден выработать новое

представление о боге. Бруно стоит на позиции натуралистического

пантеизма. Бруно утверждает, что природа есть бог в вещах, он не

противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как

внутреннее деятельное начало.

Натурфилософия открыла путь дальнейшему развитию экспериментального

естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию

философских концепций 17-18в.

Ф. нового времени 17в.

17в. связан с очень важными событиями в изучении мира(научные открытия

Коперника, Галилея и др.). Возникает экспериментальное естествознание-

основатель Галилей.

Главная черта времени- проблемы гносеологии; вопросы познания; поиск

основного метода познания мира.

Церковь всё ещё сильна и выступать против неё не безопасно. Бердяев за

богохульство отлучён от церкви и сослан в Сибирь(убирать снег).

Компромисс найден в теории 2х. истин- представитель Бэкон- существует

теология и предмет её изучения- бог, а метод- вера. С помощью веры можно

познать бога. Но существует Ф. и наука, которые изучают земной мир. Метод-

опыт, эксперимент, разум.

Фрэнсис Бэкон(17в.) мыслитель. Создал индуктивный метод, ему принадлежит

изречение “знание- сила”. Только знание позволит человеку покорить

природу. “Мы столько можем- сколько знаем”. Нужно освободить разум

человека от заблуждений, предрассудков, призраков или идолов сознания.

Выделяет 4 вида призраков:

n призраки рода- связанны с несовершенством органов чувств.

n призраки пещеры- связанны с индивидуальным сознанием человека (смотрит

как бы из своей пещеры) субъективность знаний. Попытка коллективной

мысли.

n призрак рынка- заблуждения, связанные с привычкой использовать

расхожие представления без доказательств, анализа.

n призрак театра- связанны с верой в авторитеты.

Есть разные методы познания истины:

n метод паука- не может помочь человеку в достижении истины.

n метод муравья- ущербен, недостаточен, опирается на факты но без

обоснования.

n метод пчелы- истинный; собирает факты, а потом производит опыты,

эксперименты с последующим их обоснованием, т.е. индуктивный метод.

Бэкон сторонник эмпиризма(эмпирио- опыт) в теории познания. Истинное

знание может быть получено лишь с опытом и посредством опыта. Гоббс, Локк-

другие представители эмпиризма.

Другое направление познания- рационализм, согласно которому истина

может быть выведена только из разума, а не из опыта. Представители:

Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рене Декарт- мыслитель и учёный. Выдвинул гипотезу условного рефлекса

(доказанную в последствии Павловым). Считал что достоверность знания

может быть почерпано из ума. “Во всём сомневайся”. Подвергай все знания

сомнению; нет истинных знаний и т.д. “Мыслю значит существую”.

Такое понимание истины привело к следующему определению субстанции.

Существует духовная субстанция, но независимо от неё существует другая-

материальная субстанция.

Дуализм- равноправное существование 2х. субстанций.

Монизм- противоположен дуализму; философское учение утверждающее либо

духовное, либо материальное начала.

Французское просвещение.

Великая Французская революция определяла эту эпоху. Свет разума дал

возможность изменить этот мир. Эпоха абсолютизма. Обострение социальных

противоречий. Просветители считали, что возможно просветить монархов не

прибегая к революции. На идеях просвещения были вскормлены французские

революционеры. 1718г.-постановка в Париже трагедии Вольтера- Эдип-

открытие эпохи.

Характерные черты:

n ярко выраженная антиклерикальная направленность просветителей (система

воззрений направленная против притязаний церкви на господство).

n опора на достижение естественно- научной мысли.

n гуманистическая ориентация учения с превалированием антропологической

ориентации.

n гражданская направленность взглядов с ориентацией на изменение

социальной действительности общества без революции.

Вся история человечества до 18в. это мрачное время, а 18в.- всплеск

разума.

Вольтер- с ним связанно начало развития французского просвещения(18в.).

При жизни издано 19 сочинений. Был популярен и известен.

Характерна антиклерикальная направленность взглядов(освобождение от

влияния церкви, от предрассудков и т.д.), но не был атеистом. С его точки

зрения должен быть исходный творец. Вольтер считал необходимым

существование бога для обеспечения нравственности: “Если бы бога не было,

его бы следовало выдумать”. Его позиция носит название деизм- философская

позиция, которая признаёт бога в качестве творца, но далее не вмешивается

в его существов.; повлиять на жизнь человека бог не может. Вольтер

обращается к проблемам равенства. Он признавал равенство политическое,

т.е. равенство перед законом. Существование социального и имущественного

неравенства(???) для Вольтера было неоспоримо и не противоречащим природе

человека. Считал что миром правят мнения людей. Не дожил до революции, но

очень повлиял на неё.

Жан Жак Руссо- философ, писатель.

Основная проблема- равенство.

Основные конфликты общества связанны с этой проблемой. Рассматривает

несколько ступеней развития неравенства, по мере нарастания:

1 ступень связанна с появлением собственности, человек становится

неравным(в материальном смысле).

2 ст. связанна с возникновением государства. Возникают противоречия и

различия между подданными и властвующими.

3 ст. установление тирании(французский абсолютизм- король тиран).

Прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к

устранению неравенства в меру уравнительного распределения- ЭГАЛИТИРИЗМ.

И в первую очередь устранения имущественного неравенства, считая что это

основа. Предлагал ограничить переход собственности по наследству;

отменить налоги с крестьян(это всё утопические меры).

Кондорсе- выдвинул идею исторического развития общества, т.е.

поступательное, прогрессивное развитие.

Прогрессивное развитие связанно с идеей просвещения.

Ламетри- представитель французской материалистики. Рассматривал человека

как материальную сущность, субстанцию. Душа- способность мыслить, но не

считал её одной из сущностей. Всё определяется законами механики. При

рассмотрении природы опирался на механические законы. Рассматривал

человека как человеческую машину, как биологическое существо. В

стороне(второстепенными) остаются проблемы сознания, сверх сознания,

духа.

Дидро- известен тем, что был инициатором создания и написания великой

“Энциклопедия или толковый словарь искусств и ремёсел”. Был за развитие

науки без религиозного наслоения. Другие авторы энциклопедии: Руссо,

Кондильяк, Ламетри и др. Издавалась в течении 30 лет(с 50х.- до 80х. г.),

очень дорогое, объёмное издание. К энциклопедии проявлялся огромный

интерес.

Важнейший атрибут материи для Дидро является движение. Дидро-

материалист. Точно отделил движение от пространственного перемещения.

Движение существует не только в перемещающимся теле, но и в покоящимся.

Во взглядах на проблемы общества Дидро был сторонником атеизма, т.е.

отрицал реальное существование сверх естественного.

Дидро выступал против точки зрения Вольтера: “Стоит лишь допустить идею

бога как это развивается в религию”. Считал что для нравственности

человека “подпорка” бога не нужна; социальная справедливость вот что

главное для нравственности. Ратовал за снижение и смягчение социальных

противоречий, тогда идея бога не нужна.

ПАНТЕИЗМ- позиция, согласно которой бог растворён в природе.

Поль Анри Гольбах- французский просветитель(по происхождению немец). Был

обеспечен, содержал интеллектуальный салон. Известен трактатом “Система

природы”. Материя- движущая субстанция, вечна, изменчива.

Характеризует материю- всё то что каким-либо способом воздействует на

наши чувства.

Являлся детерминистом. Концепция: философский фатализм; отсутствие

случайностей и случайных явлений. Человек в течении жизни необходимым

образом совершает только необходимые поступки и действия.

Именно французские просветители заложили основу Великой Французской

революции. Они утвердили проблемы моральности, равенства, нравственности.

Немецкая классическая Ф.

2ая пол. 18- 1ая пол.19в. Получает титул классической, т.е. сопоставима с

античной Ф. 18-19в.- вершина духовного, культурного развития Германии.

Представители: Кант, Фихте, Шиллинг, Гегель.

Особенности немецкой мысли:

n ориентация с объекта на субъект(рассматривая природу надо обращать

внимание на те изменения, которые производит человек).

n вместо характерной опоры, ориентации на науку, они опирались на весь

мир культуры(искусство, язык, история и т.д.).

n вместо господствующих метофизических методов познания они опирались на

диалектические идеи

n немецкие мыслители отличались крайне сложным языком(глубокие

мыслители, но малопонятные/ являются авторами многих собственных

терминов).

n новаторский характер немецкой Ф.

Основатель немецкой Ф. Иммануил Кант(умер в 1804г.).

Жил в Кенигсберге. Известен своей педантичностью. Преподавал в нескольких

университетах. В творчестве выделяют 2 периода:

1- 1746-80г.- до критический: проблемы мироздания.

2- 81-1804г.- критический период: проблемы познания и человека.

Ф. Канта может быть характеризована как трансцендентальная - то, что

внутренне присуще сознанию, может быть познано и познаётся.

Трансцендентальный- то, что не может быть познано, находиться за

пределами человеческого познания.

Антиномия- противоречия разума(к ним обращается Кант), возникают когда

человек начинает мыслить предметом, то, что в действительности предметом

не является(бог, совесть, честь, долг, бесконечность и т.д.); в этом

случае возникают противоречия разума.

Чтобы разрешить антиномии Кант вводит разграничения двух миров: мира

явлений и мира вещей в себе. Это позволяет разрешить противоречия.

n явления, чувственные образы- это то, что доступно познанию человека.

Они имеют предметный характер.

n вещь в себе(сама по себе)- это абсолют, то что не нуждается в своём

обосновании, утверждении. Недоступно человеческому познанию. Человек

должен как бы выйти из своей оболочки, чтобы познать.

Разделив эти два мира Кант почувствовал дух современной науки,

естествознания.

Вопросы задаваемые Кантом:

1) Что я могу знать?

Знание как продукт познания- синтез чувств и рассудка.

Чувственность- способность разума созерцать.

Рассудок- способность разума анализировать результаты чувственного

созерцания.

Знание- итог этих двух познаний.

Чтобы из хаоса представлений человека составить что-то устойчивое, надо

структурировать познания.

Априорный- до опытный, сверх опытный(не связанно с опытом);

(пространство, время- априорные формы чувственности/ априорные формы

рассудка-категории познания: всеобщность, необходимость, сущность).

Человек задаёт вопросы природе и получает на них ответы. Нужно только

уметь поставить вопрос.

Кант указывает на субъективность познания. Познаёт человек, который не

совершенен. Указал на ограниченность объективного разума человека.

Ставишь границы познания, человек всё время их предполагает; он не может

слиться с исследуемым объектом.

2) (нравственный) Что я должен делать?

Разум практичен. Сфера нравственности вещь в себе, это не деятельность.

Кант хочет найти ядро нравственности, суть поступков человека.

Автономия воли- независимость воли и поступков человека от какой-либо

внешней формы установления. Выделяет 2 основных принципа:

n максима- это нравственный принцип для одного отдельного человека

n нравственный закон- принцип имеющий силу для каждого разумного

существа. Именно закон называют императив- долженствование.

Кант утверждает, что мораль стоит на оттенках долженствования.

Категоричность- обязательность при всех условиях.

Категорический императив носит оттенок и долженствования, и

обязательности.

Закон Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу

всеобщего законодательства.

Кант не атеист. По отношению к гносеологии у него было много критических

замечаний.

В 1806г. выходит труд Гегеля(умер в 1831г.). Является завершающим штрихом

немецкой Ф. Его философская система носит идеалистический характер.

Центральное понятие- мировой разум(объективное, безличное начало, которое

выступает в роли творца мира).

Субъективный идеализм- философское направление которое связанно с

сознанием человека. Весь мир зависит от мыслящего Я.

Абсолютная идея- духовное разумное начало, которое деятельно(активно) и

его деятельность состоит в самопознании.

Структурированная философская система; триада- включает 3 ступени:

1- логика

2- природа

3- дух

Особенность системы: начало идеальное, которое находится в движении и

изменении. Не просто проблема движения, а с точи зрения диалектики.

Гегель сформулировал основные принципы диалектики.

“Единство и борьба противоположностей”

Противоположность- стороны характеризующие один предмет, 2 стороны

явления которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг

друга.

Процесс развитие в виде триады

n утверждение- тезис

n антитезис- отрицание утверждения

n отрицание отрицания

Ф. система Гегеля:

1- учение о бытие, о сущности и о понятии(рассматривает фундаментальные

вопросы суждения).

2- механика, физика, органика(появляется в системе человеческих знаний).

3- Философия духа(касается вопросов общественного, философского сознания).

Философия духа:

1- учение о субъективном духе:

а- психология(исследует вопросы души).

б- феноменология(исследует вопросы самосознания).

в- антропология(исследует проблемы личности).

2- учение о объективном духе:

а- право

б- мораль

в- нравственность:

n государство

n гражданское общество

n семья

6- учение о абсолютном духе:

а- искусство

б- религия

в- философия

Учение о субъективном духе касается вопросов индивидуального сознания.

Учение о объективном духе- речь идёт о общественном сознании, т.к.

человек существо общественное.

Право- воплощение свободы воли. Свободу может гарантировать лишь

юридическое оформление. Основной аспект утверждающий свободу является

собственность.

Мораль- внутренняя, субъективная свобода человека, которая проявляется в

поступках. Чтобы поступок был моральным он должен удовлетворять 3

требованиям:

n должен иметь свой умысел.

n должен иметь благо.

n должен соответствовать добру.

Нравственность- объективная воля и свобода человека, та которая связанна

с жизнью человека в обществе.

1- семья - природонравственный союз, создающийся ради продолжения рода.

Основа- имущественная собственность.

2- гражданское общество - частная сфера человека; сфера свободная от

государственного контроля. Сфера экономических интересов. Государство

лишь помогает, а не регламентирует.

3- государство- синтезирующий. Поддерживает и охраняет семью и гражданское

общество.

Гегель не делит мир на цивилизованный и не цивилизованный. Выделяет

специфику: любое государство результат исторического развития народа

(соответствует духу и менталитету народа).

Обращается к вопросам мирового разума. Хитрость и коварство мирового

разума заключаются в следующем:

n совершает действие, но получает результат на который он не рассчитывал.

Если человек противоречит логике- его действия нужного результата не

принесут(революция- одно дело цель, другое результат). (Это и есть

коварство и хитрость мирового разума).

n есть государства, которые человек создал ради упорядочения,

структурирования жизни. Государство- политическая структура начинает

работать против человека(государственные интересы). Общество работает

на государство. Величайшие политические деятели (Наполеон) выполняли

какие-то цели и мировой разум затем их отбрасывал.

Учение о абсолютном духе- учение о общественном сознании. От искусства

(чувственное созерцание) к представлению религии, и от религии к

абстрактному мышлению философии.

Марксистская Ф.

Появилась в 40-х гг. 19в. Основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской философской,

научной и общественно-политической мысли. Но наибольшее влияние оказали:

немецкая классическая Ф., английская политическая экономия, а также

французский критический утопический социализм.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.