рефераты скачать

МЕНЮ


Философия и ее роль в жизни человека и общества

n     метод пчелы- истинный; собирает факты, а потом производит опыты, эксперименты с последующим их обоснованием, т.е. индуктивный метод.

Бэкон сторонник эмпиризма(эмпирио- опыт) в теории познания. Истинное знание может быть получено лишь с опытом и посредством опыта. Гоббс, Локк- другие представители эмпиризма.

  Другое направление познания- рационализм, согласно которому истина может быть выведена только из разума, а не из опыта. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Рене Декарт- мыслитель и учёный. Выдвинул гипотезу условного рефлекса (доказанную в последствии Павловым). Считал что достоверность знания может быть почерпано из ума. “Во всём сомневайся”. Подвергай все знания сомнению; нет истинных знаний и т.д. “Мыслю значит существую”.

Такое понимание истины привело к следующему определению субстанции.

Существует духовная субстанция, но независимо от неё существует другая- материальная субстанция.

 Дуализм- равноправное существование 2х. субстанций.

Монизм- противоположен дуализму; философское учение утверждающее либо духовное, либо материальное начала.

Французское просвещение.


Великая Французская революция определяла эту эпоху. Свет разума дал возможность изменить этот мир. Эпоха абсолютизма. Обострение социальных противоречий. Просветители считали, что возможно просветить монархов не прибегая к революции. На идеях просвещения были вскормлены французские революционеры. 1718г.-постановка в Париже трагедии Вольтера- Эдип- открытие эпохи.

Характерные черты:

n    ярко выраженная антиклерикальная направленность просветителей (система воззрений направленная против притязаний церкви на господство).

n    опора на достижение естественно- научной мысли.

n    гуманистическая ориентация учения с превалированием антропологической ориентации.

n    гражданская направленность взглядов с ориентацией на изменение социальной действительности общества без революции.

Вся история человечества до 18в. это мрачное время, а 18в.- всплеск разума.

Вольтер- с ним связанно начало развития французского просвещения(18в.). При жизни издано 19 сочинений. Был популярен и известен.

Характерна антиклерикальная направленность взглядов(освобождение от влияния церкви, от предрассудков и т.д.), но не был атеистом. С его точки зрения должен быть исходный творец. Вольтер считал необходимым существование бога для обеспечения нравственности: “Если бы бога не было, его бы следовало выдумать”. Его позиция носит название деизм- философская позиция, которая признаёт бога в качестве творца, но далее не вмешивается в его существов.; повлиять на жизнь человека бог не может. Вольтер обращается к проблемам равенства. Он признавал равенство политическое, т.е. равенство перед законом. Существование социального и имущественного неравенства(???) для Вольтера было неоспоримо и не противоречащим природе человека. Считал что миром правят мнения людей. Не дожил до революции, но очень повлиял на неё.

Жан Жак Руссо- философ, писатель.

Основная проблема- равенство.

Основные конфликты общества связанны с этой проблемой. Рассматривает несколько ступеней развития неравенства, по мере  нарастания:   

1 ступень связанна с появлением собственности, человек становится неравным(в материальном смысле).

2 ст. связанна с возникновением государства. Возникают противоречия и различия между подданными и властвующими.

3 ст.  установление тирании(французский абсолютизм- король тиран).

Прямо заявлял о радикальном изменении общества; призывал к революции, к устранению неравенства в меру уравнительного распределения- ЭГАЛИТИРИЗМ. И в первую очередь устранения имущественного неравенства, считая что это основа. Предлагал ограничить переход собственности по наследству; отменить налоги с крестьян(это всё утопические меры).

Кондорсе- выдвинул идею исторического развития общества, т.е. поступательное, прогрессивное развитие.

Прогрессивное развитие связанно с идеей просвещения.

Ламетри- представитель французской материалистики. Рассматривал человека как материальную сущность, субстанцию. Душа- способность мыслить, но не считал её одной из сущностей. Всё определяется законами механики. При рассмотрении природы опирался на механические законы. Рассматривал человека как человеческую машину, как биологическое существо. В стороне(второстепенными) остаются проблемы сознания, сверх сознания, духа.

Дидро- известен тем, что был инициатором создания и написания великой “Энциклопедия или толковый словарь искусств и ремёсел”. Был за развитие науки без религиозного наслоения. Другие авторы энциклопедии: Руссо, Кондильяк, Ламетри и др. Издавалась в течении 30 лет(с 50х.- до 80х. г.), очень дорогое, объёмное издание. К энциклопедии проявлялся огромный интерес.

 Важнейший атрибут материи для Дидро является движение. Дидро- материалист. Точно отделил движение от пространственного перемещения. Движение существует не только в перемещающимся теле, но и в покоящимся.

Во взглядах на проблемы общества Дидро был сторонником атеизма, т.е. отрицал реальное существование сверх естественного.

Дидро выступал против точки зрения Вольтера: “Стоит лишь допустить идею бога как это развивается в религию”. Считал что для нравственности человека “подпорка” бога не нужна; социальная справедливость вот что главное для нравственности. Ратовал за снижение и смягчение социальных противоречий, тогда идея бога не нужна.

ПАНТЕИЗМ- позиция, согласно которой бог растворён в природе.

 Поль Анри Гольбах- французский просветитель(по происхождению немец). Был обеспечен, содержал интеллектуальный салон. Известен трактатом “Система природы”. Материя- движущая субстанция, вечна, изменчива.

Характеризует материю- всё то что каким-либо способом воздействует на наши чувства.

Являлся детерминистом. Концепция: философский фатализм; отсутствие случайностей и случайных явлений. Человек в течении жизни необходимым образом совершает только необходимые поступки и действия.

Именно французские просветители заложили основу Великой Французской революции. Они утвердили проблемы моральности, равенства, нравственности.

 

Немецкая классическая Ф.  


2ая пол. 18- 1ая пол.19в. Получает титул классической, т.е. сопоставима с античной Ф. 18-19в.- вершина духовного, культурного развития Германии. Представители: Кант, Фихте, Шиллинг, Гегель.

Особенности немецкой мысли:

n    ориентация с объекта на субъект(рассматривая природу надо обращать внимание на те изменения, которые производит человек).

n    вместо характерной опоры, ориентации на науку, они опирались на весь мир культуры(искусство, язык, история и т.д.).

n    вместо господствующих метофизических методов познания они опирались на диалектические идеи

n    немецкие мыслители отличались крайне сложным языком(глубокие мыслители, но малопонятные/ являются авторами многих собственных терминов).

n    новаторский характер немецкой Ф.

Основатель немецкой Ф. Иммануил Кант(умер в 1804г.).

Жил в Кенигсберге. Известен своей педантичностью. Преподавал в нескольких университетах. В творчестве выделяют 2 периода:

1-  1746-80г.- до критический: проблемы мироздания.

2-  81-1804г.- критический период: проблемы познания и человека.

Ф. Канта может быть характеризована как трансцендентальная - то, что внутренне присуще сознанию, может быть познано и познаётся.

Трансцендентальный- то, что не может быть познано, находиться за пределами человеческого познания.

Антиномия- противоречия разума(к ним обращается Кант), возникают когда человек начинает мыслить предметом, то, что в действительности предметом не является(бог, совесть, честь, долг, бесконечность и т.д.); в этом случае возникают противоречия разума.

Чтобы разрешить антиномии Кант вводит разграничения двух миров: мира явлений и мира вещей в себе. Это позволяет разрешить противоречия.

n    явления, чувственные образы- это то, что доступно познанию человека. Они имеют предметный характер.

n    вещь в себе(сама по себе)- это абсолют, то что не нуждается в своём обосновании, утверждении. Недоступно человеческому познанию. Человек должен как бы выйти из своей оболочки, чтобы познать.

 Разделив эти два мира Кант почувствовал дух современной науки, естествознания.

Вопросы задаваемые Кантом:

1)  Что я могу знать?

Знание как продукт познания- синтез чувств и рассудка.

Чувственность- способность разума созерцать.

Рассудок- способность разума анализировать результаты чувственного созерцания.

Знание- итог этих двух познаний.

Чтобы из хаоса представлений человека составить что-то устойчивое, надо структурировать познания.

Априорный- до опытный, сверх опытный(не связанно с опытом); (пространство, время- априорные формы чувственности/ априорные формы рассудка-категории познания: всеобщность, необходимость, сущность).

Человек задаёт вопросы природе и получает на них ответы. Нужно только уметь поставить вопрос.

Кант указывает на субъективность познания. Познаёт человек, который не совершенен. Указал на ограниченность объективного разума человека. Ставишь границы познания, человек всё время их предполагает; он не может слиться с исследуемым объектом.

2)  (нравственный) Что я должен делать?

Разум практичен. Сфера нравственности вещь в себе, это не деятельность.

Кант хочет найти ядро нравственности, суть поступков человека.

Автономия воли- независимость воли и поступков человека от какой-либо внешней формы установления. Выделяет 2 основных принципа:

n    максима- это нравственный принцип для одного отдельного человека

n    нравственный закон- принцип имеющий силу для каждого разумного существа. Именно закон называют императив- долженствование.

Кант утверждает, что мораль стоит на оттенках долженствования. Категоричность- обязательность при всех условиях.

 Категорический императив носит оттенок и долженствования, и обязательности.

 Закон Канта: поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу всеобщего законодательства.

Кант не атеист. По отношению к гносеологии у него было много критических замечаний.

В 1806г. выходит труд Гегеля(умер в 1831г.). Является завершающим штрихом немецкой Ф. Его философская система носит идеалистический характер. Центральное понятие- мировой разум(объективное, безличное начало, которое выступает в роли творца мира).

Субъективный идеализм- философское направление которое связанно с сознанием человека. Весь мир зависит от мыслящего Я.

Абсолютная идея- духовное разумное начало, которое деятельно(активно) и его деятельность состоит в самопознании.

Структурированная философская система; триада- включает 3 ступени:

1-  логика

2-  природа

3-  дух

Особенность системы: начало идеальное, которое находится в движении и изменении. Не просто проблема движения, а с точи зрения диалектики.

Гегель сформулировал основные принципы диалектики.

“Единство и борьба противоположностей”

Противоположность- стороны характеризующие один предмет, 2 стороны явления которые одновременно взаимопредполагают и взаимоисключают друг друга.

Процесс развитие в виде триады

n    утверждение- тезис

n    антитезис- отрицание утверждения

n    отрицание отрицания

Ф. система Гегеля:

1-  учение о бытие, о сущности и о понятии(рассматривает фундаментальные вопросы суждения).

2-  механика, физика, органика(появляется в системе человеческих знаний).

3-  Философия духа(касается вопросов общественного, философского сознания).

                                                 Философия духа:

1-  учение о субъективном духе:

    а- психология(исследует вопросы души).

    б- феноменология(исследует вопросы самосознания).

    в- антропология(исследует проблемы личности).

2-  учение о объективном духе:

    а- право

    б- мораль

          в- нравственность:

n    государство

n    гражданское общество

n    семья

3-  учение о абсолютном духе:

           а- искусство

           б- религия

           в- философия

Учение о субъективном духе касается вопросов индивидуального сознания.

Учение о объективном духе- речь идёт о общественном сознании, т.к. человек существо общественное.

Право- воплощение свободы воли. Свободу может гарантировать лишь юридическое оформление. Основной аспект утверждающий свободу является собственность.

Мораль- внутренняя, субъективная свобода человека, которая проявляется в поступках. Чтобы поступок был моральным он должен удовлетворять 3 требованиям:

n    должен иметь свой умысел.

n    должен иметь благо.

n    должен соответствовать добру.

Нравственность- объективная воля и свобода человека, та которая связанна с жизнью человека в обществе.  

1-  семья - природонравственный союз, создающийся ради продолжения рода. Основа- имущественная собственность.

2-  гражданское общество - частная сфера человека; сфера свободная от государственного контроля. Сфера экономических интересов. Государство лишь помогает, а не регламентирует.

3-  государство- синтезирующий. Поддерживает и охраняет семью и гражданское общество.

Гегель не делит мир на цивилизованный и не цивилизованный. Выделяет специфику: любое государство результат исторического развития народа (соответствует духу и менталитету народа).

Обращается к вопросам мирового разума. Хитрость и коварство мирового разума заключаются в следующем:

n    совершает действие, но получает результат на который он не рассчитывал. Если человек противоречит логике- его действия нужного результата не принесут(революция- одно дело цель, другое результат). (Это и есть коварство и хитрость мирового разума).

n    есть государства, которые человек создал ради упорядочения, структурирования жизни. Государство- политическая структура начинает работать против человека(государственные интересы). Общество работает на государство. Величайшие политические деятели (Наполеон) выполняли какие-то цели и мировой разум затем их отбрасывал.

Учение о абсолютном духе- учение о общественном сознании. От искусства (чувственное созерцание) к представлению религии, и от религии к абстрактному мышлению философии.


                                                    Марксистская Ф.



Появилась в 40-х гг. 19в. Основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Сформировалась под влиянием прежде всего западноевропейской философской, научной и общественно-политической мысли. Но наибольшее влияние оказали: немецкая классическая Ф., английская политическая экономия, а также французский критический утопический социализм.

Соединение  материализма и диалектики.

Непосредственными же теоретическими предпосылками марксистской Ф. послужили диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Своё отношение к Ф. этих мыслителей К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в целом ряде работ.

Маркс и Энгельс унаследовали рациональное содержание их учений- диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, освобождённые соответственно от идеализма и метафизики.

Порвав с идеализмом Гегеля, они сохранили и развили в своём учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика; в ней человеческие понятия истолковываются как отражение реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой Ф- диалектического материализма.

Основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на общество. Т.е. придать придать диалектическому материализму законченный вид. В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстаёт как универсальный, применимый не только к явлениям природы, но и общества. Задача состояла в том, чтобы согласовать науку об обществе с “материалистическим основанием” и перестроить её соответственно этому основанию. С точки зрения марксизма таким материалистическим основанием науки об обществе является практика как общественная преобразующая деятельность людей. Оторванная от практики теория выступает как набор идеалистических спекуляций, умозрительных конструкций, превращается в мистику.

Маркс по-своему раскрывает диалектическое взаимодействие теории и практики. Формируясь под влиянием условий практической деятельности людей, теория в свою очередь оказывает влияние на практику. И это влияние может быть весьма существенным. Это относится к философским, естественнонаучным, социальным и др. теориям. Маркс неоднократно высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой, когда она овладевает массами; а это происходит в том случае, если теория выражает интересы масс. Практическое назначение своей теории Маркс выразил вполне определённо: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”. Изменить мир в своих интересах, по Марксу, должен пролетариат. Вооружить его научной теорией революционного переустройства общ-ва- в этом заключается основная социальная ф-ция марксизма и его Ф.

Две стороны основного вопроса Ф.

“Основной вопрос всей, особенно новейшей, Ф. есть вопрос об отношении мышления к бытию”,- утверждал Энгельс. Философы, писал он, разделились на два больших лагеря своеобразно тому, как они отвечали на данный вопрос. “Те, кто утверждал, что дух существовал прежде природы- составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма”.

Марксистская Ф. решает проблему соотношения бытия и мышления, природы и духа, материи и сознания диалектико-материалистически. Признавая первичной материю и вторичным сознание, она рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытиё людей в процессе их деятельности.

Энгельс и Маркс твёрдо исходили из того, что мир познаваем, что объективные явления и процессы материального мира более или менее правильно отражаются в сознании людей. Формирующиеся т.о. знания о мире помогают им приспосабливаться к нему и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Указывая на существующие формы агностицизма (agnostos- недоступный познанию), т.е. разного рода взгляды о непознаваемости мира, марксистская Ф. опровергает их. При этом она опирается на достижения современного естествознания и  общественных наук, которые показывают, что люди узнают о мире(природе, обществе, человеке) всё больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития.

Бытиё, материя, сознание.

С точки зрения марксистской Ф., мир в целом непреходящ, он существует вечно и бесконечно во времени и пространстве. В этом смысле он обладает вечным бытиём. Касаемо отдельных явлений, они появляются и исчезают в разных областях Вселенной. Т.е. их бытиё временно. По отношению к ним уместно применять понятие “бытиё” и “небытиё”.

Бытиём обладают как материальные, так и духовные явления в том смысле, что они существуют. Марксистская Ф. придерживается материалистического взгляда на соотношение бытия и сознания, бытия и мышления. Бытиё, понимаемое в узком смысле, первично, сознание и мышление вторичны, производны от бытия, определяются им, хотя, в свою очередь могут оказывать на него активное и весьма существенное воздействие.

Ленин дал следующее определение понятия материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания”.

С точки зрения диалектико-материалистической Ф, материя находится в вечном и непрерывном движении. Нет материи без движения и движения без материи. Движение есть форма существования материи.

Диалектический материализм как Ф. марксизма исходит из представлений об объективном единстве материи, движения, пространства и времени. Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения базируется на достижениях математики и естествознания. Лобачевский доказал, что свойства пространства и времени не только связанны со свойствами тех или иных материальных образований, но и прямо зависят от них. Эйнштейн говорил, что если бы каким-то образом исчезли все тела, то исчезло бы пространство и время. Марксистская Ф. базируется на выводах теории относительности. В настоящее время осмысливаются не только физическое, но и биологическое и социальное пространство и время, выражающие специфику существования биологических и социальных явлений.

Понятия “бытиё” и “материя” соотносятся в Ф. с понятием “сознание”. В марксистской Ф. сознание толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающей их мир материальных и духовных явлений. Предпосылки возникновения и развития сознания делятся на естественные и социальные. Естественные- способность человеческого мозга отражать явления действительности; социальные- человеческая предметно-практическая деятельность и речь.

Сознание, по словам Ленина, не только отражает объективный мир, но и творит его. Имеется в виду активная творческая роль сознания, его конструктивное, созидательное воздействие на явления природы, общества. Под влиянием мыслительной деятельности, выражающейся в открытиях, изобретениях, рационализации производственной и иной деятельности, преобразуется природа и общество.

Диалектика процесса познания.

В марксистской Ф. познание трактуется как деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира- природы, общества, человека, а также свойств человеческого сознания и сути самого познавательного процесса. Объектом познания выступает как объективная, так и субъективная реальности.

Поскольку познание и сознание неразрывно связанны между собой и постоянно переходят друг в друга, то нередко то и другое характеризуется как отражение человеком явлений действительности. Тем самым фиксируется их общий основополагающий признак.

В марксистской гносеологии указывается на сложный и противоречивый характер процесса познания. Выделяются такие “ступени познания”, как чувственная (познание через ощущения, восприятия, представления) и рациональная (познание путём понятийного мышления, суждений, умозаключений).

Чувственная ступень познания рассматривается как низшая ступень отражения человеком объективного мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания.... Ощущения характеризуются как отражения отдельных свойств предметов и явлений. В восприятии эти свойства предстают в их взаимосвязи, в силу чего создаётся целостный образ предметов и явлений. Представление же выражает собой тот факт, что, благодаря своей памяти, человек может воспроизводить в своём сознании отсутствующие в данный момент предметы, если ранее он их видел.

К формам рационального(логического)мышления относятся понятия, суждения, умозаключения. Понятие предстаёт как обобщение, выделение наиболее существенных свойств тех или иных явлений. Таковы понятия формы, движения, энергии, общества, культуры и т.д. Смысл понятий раскрывается в суждениях, представляющих собой определённую связь понятий, составляющую некое утверждение или отрицание(космос бесконечен). Умозаключение характеризуется как логическое действие, в ходе которого из одних суждений(посылок) выводятся другие. Умозаключения делятся на индуктивные(из нескольких суждений делается общий вывод) и дедуктивные(из общих положений делаются частные выводы).

Чувственное познание поставляет первичный мыслительный материал-  данные ощущений, восприятия, который затем осмысливается в формах логического познания. Под влиянием логического мышления совершенствуется процесс чувственного отражения предметов и явлений действительности.

При анализе процесса познания неизбежно встаёт вопрос об истине. Суть вопроса в том, чтобы определить, насколько получаемые знания соответствуют действительности, т.е. происходящим в мире реальным процессам. Знания о мире отражают свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому содержание этих знаний не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества. (Учёный открывший закон природы, не выдумал его, отразил то, что есть в самой природе). Это говорит о том, что содержание человеческих знаний о мире объективно. Это и выражается в понятии объективная истина.

В марксистской Ф. истина толкуется как процесс. Т.е. знания о мире постоянно развиваются. Этот процесс отразился в понятиях относительной и абсолютной истины. Относительная истина- есть частичное, неполное знание. В процессе познавательной деятельности оно дополняется, в чём-то исправляется, становится более глубоким и полным. Абсолютная истина-  исчерпывающее знание об объекте или какой-то его стороне. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки.

С т.з. марксизма основой и целью познания является общественная практика. Она направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями и интересами людей. Практика выступает и как критерий истины. Выделяются такие формы практики, как научный опыт(эксперимент), производственная и в целом общественно-историческая деятельность людей.

Материалистическое понимание истории.

Важным разделом марксистской Ф. является материалистическое понимание истории (развитие общ-ва и исторического процесса). Заключается в обнаружении и обосновании материальной основы функционирования и развития общ-ва, каковой, по мнению Маркса, является производство материальных благ. Т.е. производственно-экономические отношения в конечном счёте определяют все иные отношения между людьми, в т.ч. политические, правовые и идеологические отношения между классами и социальными группами.

Общ-во предстаёт как социальный организм- общественно-экономическая формация, развивающаяся по законам развития материального производства и прежде всего экономических отношений между людьми. Данные отношения рассматриваются как основное содержание общественного бытия людей, на базе кот формируются разл формы их общественного сознания- политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, а также философское.

 

Современная  Западная философия.

К сер- концу 19 в. возникла потребность в пересмотре философских взглядов. Условно можно назвать этот период "Новым временем". Современную Западную Ф называют неклассической. Ее осн направления:

1.     Позитивизм- философское направление, кот в кач-ве единственного источника знания признает конкретные  (естественные) науки. Возникновение относится к 1830-1850г. Основатель направления: Огюст Конт. Др. представитель- англичанин Спенсер. Позитивизм стоит на позициях отрицания спекулятивного знания. Спекуляция- установка, основанная на знаниях, полученных без обращения к практике. Дальнейшее развитие привело к возникновению новых направлений. С момента возникновения до настоящего времени все направления позитивизма объединяет рассмотрение соотношения Ф и науки.

2.     Эмпериокретицизм- возникновение относится к 70-90г 19в. Представители: Мах, Авенариус. Характерно исследование проблемы научного знания, выделение относительности научного познания. Склоняются к отрицанию объективной реальности. Абсолютизирование- науки не способны дать чел понятие о действительной реальности.

3.     В 20-30г 20в развитие позитивизма приводит к формированию неопозитивизма. Связано с именем "Венского кружка". Представители: Шлик, Карнап. Осн задача- устранение метафизического взгляда в Ф. и попытка создания единого языка науки. Создание языка науки закончилось неудачей.

4.     В рамках неопозитивизма назревает кризис и в 60-е годы возникает постпозитивизм. Представители: Поппер, Кун. Их объединяет:

·       перешли от анализа языка науки к анализу проблем истории науки.

·       отказ от жесткого разделения эмперического (естественные науки) и теоретического (напр, Ф) знаний.

·       рассмотрение истории науки не с позиции комулятивизма (процесс добавления знаний), а перешли на прнцип революционных изменений в науке.

5.     Ф. жизни кон19- нач 20в. У истоков стояли Нитше и Шопенгауэр. Представители: Бергсон, Зиммель, Шпенглер, Дильтей. Особенности:

·       Ф жизни базируется на утверждении гл понятия- Жизни (природы и чел). Отличительный аспект в том, что классическая Ф  рассматривала жизнь не в ущерб другим вопросам Ф.

·       сторонники Ф жизни строили свои размышления на критике сциентизма (уч-е, кот считает научные знания главным достижением и утверждает, что наука способна решить все проблемы чел). Особенность в том, что они ставят под сомнение и пытаются опровергнуть классическое естествознание. Выступали против идей механицизма (перенос механицизма на общ-во).

·       обращаясь к естественным наукам, сторонники Ф жизни больше дали для развития гуманитарных наук: психологии, истории, языкознания и т.д.

·       они обращались не только к проблемам разума, а и к проблемам подсознательного, бессознательного, т.е. утверждали идеи интуиции.

·       обращаясь к истории общ-ва, предпринимали. попытки типологизировать историю с позиции культуры. (в основном Бергсон и Шпенглер).

Бергсон. Ключевое понятие жизнь развернуто не определяет. Определяет жизнь как поток, безграничное существование, прорыв, безграничное творчество. Характерным св-вом жизни считает индивидуальность. Жизнь это такое явление, до которого наука добраться не может. Биология не может докопаться до сути жизни, потому что пытается уложить ее в рамки закономерности; а это бессмысленно, т.к. жизнь неповторима (индивидуальна). Ставит проблему интеллекта. Интеллект всегда должен предполагать другую духовную способность- инстинкт. Это 2 одинаково красивые духовные способности, решающие одну проблему. Классическая Ф базируется только на разуме, а Ф жизни признает существование инстинкта. Интеллект, то что помогает чел создавать искусственные орудия и изменять окружающую действительность. Инстинкт опирается на естественные орудия. Инстинкт наследуется, разум- нет. Инстинкт повторяет, разум- изобретает.

6.     Экзистенциализм (Экзистенция- значит существование)- Ф существования.

      Направление возникло между 20­­­­- 40г. 20в. Очень разнообразно и многослойно(нац./руск., нем.,.../;религ/атеистич., рел./).

      Представители: англ. Ясперс, нем. Хайденгер, фр. Сартр, Камю, Мерло-Понти, руск. Бердяев, Шестов.

      Основная идея- антология- учение о бытие. Реальном чел. бытие, а не о том как надо жить(о чём говорила классическая Ф.). Т.е. бытие само по себе.

Чел. является тем, чем он есть благодаря себе. Отрицают внешние силы, творящие человека(бог, судьба). Следствие: только сам чел. ответственен за свою жизнь, не надо перекладывать проблемы индивидуальной ответственности на общество.

Другая проблема- идея отчуждения чел. от общества. Рассматривалась и до них, но раньше она анализировалась с позиции определённого общества(у Маркса рассм. с позиции буржуазного общества). Отчуждение чел. не зависит от соц. Проблем и времени, оно возникает внутри чел. вне зависимости от общества. Символы используемые для определения понятия отчуждения:  экзистенциальная тревога, тошнота, страх(не боязнь, не природный, не конкретный). Чел. находится в пограничном состоянии между жизнью и смертью(рождение чел. есть первый шаг его смерти). Если Эпикур избавляет чел. от страха смерти, то экзистеноналисты делают упор на идею смерти, т.к. считают, что только при ясном ощущении смерти чел. может ярче, точнее понять смысл жизни.

7.     Феноменология. Представитель Гуссерль.

8.     Структурализм. Представитель Леви-Стросс.

9.     Постструктурализм. Представители: Леотар и Деррида.

Постмодернистская ситуация. Возникнув как отрицание классической Ф. Ф. Нового времени не может завершится полным отрицанием. Как только отрицание нарастает, возникают Ф. направления обращающиеся обратно к классическим позициям.



 [ADV1]


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.