смотреть на рефераты похожие на "Философия и ее роль в развитие общества"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Функции и задачи философии 3
Философия как мировоззрение. 11
Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.
17
Материализм и идеализм – основные направления философии. 20
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного
сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении
человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и
мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир,
место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-
политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения)
действительности - природы, человека, отношения объективной
действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и
мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как
объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-
следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам
действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать
от проблем философии, т.к. проблемы философии существуют объективно,
независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время,
количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не
существовало как таковой.
Функции и задачи философии
Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и
создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню
развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование,
оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии
познания и деятельности человека в окружающем мире. Каждая наука изучает
свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые
применяются в строго определенной области для более или менее
ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии не
занимается специальным вопросом, что такое «необходимость», «случайность»,
и т.д. хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие
связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются
категориями. Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений
между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим
нас бытием.
Как правило, к философии относятся как, пожалуй, к самой непонятной и
отвлеченной из всех наук, наиболее удаленной из повседневной жизни. Но хотя
многие люди и думают о ней как о не связанной с обычными интересами и
находящейся за пределами понимания, почти все из нас – отдаем ли мы себе в
этом отчет или нет – имеют какие-то философские воззрения. Любопытно и то,
что хотя большинство людей весьма смутно представляет, что же такое
философия, само это слово достаточно часто встречается в их разговорах.
Слово «философия» произошло от древнегреческого слова, обозначающего
«любовь к мудрости», однако пользуясь им в повседневной жизни, мы часто
вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы понимаем отношение к определенной
деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда
имеем в виду долгосрочное, как бы отстраненное рассмотрение некоторой
сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь расстраивается по поводу не
осуществившихся планов, мы ему советуем относиться к этому более
«философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует переоценивать значение
текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в перспективе. Еще
одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем под философией
попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет смысл в
жизни.
Вообще говоря, вне зависимости от многообразия значений, вкладываемых
в слова «философия» и «философский» в обыденной речи, мы ощущаем стремление
увязать этот предмет с каким-то видом предельно сложной умственной работы.
«…Все…области знания граничат в окружающем нас пространстве с неизвестным.
Когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает
из науки в сферу умозрения. Его умозрительная деятельность – тоже вид
изучения, и это помимо всего прочего, есть философия.» (Б. Рассел). Есть
много вопросов, которые мыслящие люди задают себе в какой-то момент и на
которые наука не может предложить ответа. Те, кто пытается мыслить, не
желают принимать на веру готовые ответы пророков. Задача философии
–cтремясь охватить мир в его единстве, изучать эти вопросы и по
возможности объяснять их.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии.
Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы
развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?
Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек
понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека?
Что есть истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы:
совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы
поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление
жизнедеятельности человека. В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у
мира цель? Ведет ли куда-нибудь развитие истории? Действительно ли
природой управляют какие-то законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков
способ их сосуществования? Что такое человек: частичка пыли? Набор
химических элементов? Духовный гигант? Или все вместе? Имеет ли значение,
как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая мудрость? Философия
призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в
становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в
мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию (В.Ф. Шаповалов, например, считает, что следует
говорить скорее о содержании философии, а не о предмете) философия есть
стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом
изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится
охватить всю реальность в ее единстве. Для философии характерно
представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на
внешнюю разрозненность частей. Реальность мира как целого - таково
содержание философии.
Мы часто представляем философа как кого-то, кто сидит, размышляя над
вопросами высшего назначения человеческой жизни, в то время как у всех
остальных едва хватает времени или сил, чтобы просто существовать. Иногда,
в основном благодаря средствам массовой информации, у нас складывается
впечатление, что эти люди посвятили себя созерцанию мировых проблем и
созданию теоретических систем настолько отвлеченных и общих, которые, быть
может, и великолепны, но большого практического значения не имеют.
Наряду с этим представлением о том, кто такие философы и чем они
пытаются заниматься, есть еще одно. Согласно последнему, философ – это тот,
кто целиком и полностью отвечает за общие идеи и идеалы определенных
обществ и культур. Нам говорят, что такие мыслители как г-н Маркс & г-н
Энгельс, создали мировоззрение партии коммунистов, другие же – например,
Томас Джеферсон, Джон Локк и Джон Стюарт Милль разработали теории,
доминирующие в демократическом мире.
Независимо от этих различных представлений о роли философа и
независимо от того, насколько связанной мы представляем его деятельность с
нашими непосредственными интересами, философ вовлечен в рассмотрение
проблем, прямо или косвенно имеющих значение для всех нас. Путем тщательной
критической проверки этот человек пытается оценить состоятельность тех
данных и убеждений, которыми мы располагаем о Вселенной целиком и о мире
людей. В результате этого исследования философ пытается выработать некое
общее, систематизированное, согласованное и стройное представление обо
всем, что мы знаем и о чем думаем. По мере того, как мы при помощи наук
узнаем о мире больше и больше, требуется рассматривать и все новые
интерпретации вырабатываемых представлений. «Каков мир в самых общих
чертах» – вопрос, которым никакая наука, кроме философии, не занималась, не
занимается и не будет заниматься» (Б. Рассел).
С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад В Древней
Греции среди серьезных мыслителей, вовлекавшихся в этот процесс,
существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной
обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы
принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о
материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из
нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти
данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях
науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные
на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической
проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и
воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их
принимать.
По своему методу философия есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется эмоциональными символами, а
стремится к логической аргументированности и обоснованности. Философия
стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере или
художественном образе, которые в философии играют вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных практических интересов.
Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все другие науки более
необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции.
Философия сближается либо с наукой, либо с искусством (В.А. Канке) .
Во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку,
дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность,
систематичность, проверяемость высказываний, были первоначально выработаны
в философии. В философии, как и в науке, исследуют, размышляют, одни
высказывания обосновываются другими. Но там, где наука разъединяет
(значение имеет только то, что относится в сфере данной науки), философия
объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия
человека. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между
философией и наукой, что породило пограничные между наукой и философией
области знания (философские вопросы физики, математики, биологии,
социологии; например, идея относительности, несамостоятельности
пространства и времени, которая сначала обсуждалась в философии Лейбницем,
Махом, затем в математике Лобачевским, Пуанкаре, позднее в физике
Эйнштейном). Никогда ранее философия не была столь научно ориентирована,
как сейчас. С одной стороны это – благо. Но с другой, неправильно сводить к
научной ориентации философии все ее достоинства. Первые ученые были
убеждены в совместимости их воззрений и религии. Разгадывая тайны природы,
они пытались расшифровать «письмена Бога». Но с развитием науки и ростом ее
общественного влияния происходит вытеснение наукой всех других форм
культуры – религии, философии, искусства. (Об этом написал И.С. Тургенев
свой роман «Отцы и дети»). Такая установка грозит полностью вытеснить из
человеческих отношений элементы гуманности, сочувствия людей друг к другу.
Существует еще и чувственно-эстетический аспект философии. Например,
Шеллинг считал, что философия не довольствуется понятийным постижением
мира, а стремится к возвышенному (чувству) и искусство ей ближе, чем наука.
Эта идея выявила гуманистическую функцию философии, ее предельно
внимательное отношение к человеку. Эта позиция – благо, плохо, когда ее
преувеличивают и отрицают научную и моральную ориентацию философии.
«Философия – это призыв к рафинированной истине и возвышенному чувству»
(В.А. Канке).
Но мало объяснять мир и звать к совершенству, нужно этот мир
изменять. Но в каком направлении? Нужна система ценностей, представлений о
добре и зле, должном и недолжном. Здесь и выясняется особая роль философии
в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. При более
детальном рассмотрении философских систем всегда выявляется их этическое
содержание. Практическая (моральная) философия заинтересована в достижении
добра. Высокие моральные черты людей не возникают сами по себе, они
довольно часто являются непосредственным результатом плодотворной
деятельности философов. В наши дни этическую функцию философии часто
называют аксиологической; имеется в виду ориентация философии на известные
ценности. Аксиология, как наука о ценностях сложилась только к началу ХХ
века.
Философ-этик в качестве цели своей деятельности избирает идеалы добра
( а не зла). В фокус философского обсуждения поставлена не мысль-действие и
не чувство-действие, а любое действие, универсальная цель – добро. Идеалы
добра характерны и для осуществляющих рост знания, и для ценителей
возвышенного, и для прокладчиков автомобильных дорог, и для строителей
электростанций. Практическая ориентация характерна для философии в целом,
но универсальную значимость она приобретает именно в рамках этической
функции философии.
Значение философии не в практической полезности, а в нравственной,
потому что философия ищет идеал, путеводную звезду в жизни людей. Прежде
всего идеал нравственный, связанный с отысканием смысла жизни человека и
общественного развития. При этом философия ориентируется на идеалы науки,
искусства и практики, но эти идеалы приобретают в философии соответствующее
ее специфике своеобразие. Будучи целым, философия обладает разветвленной
структурой.
В качестве учения о бытии философия выступает как онтология (учение о
сущем). Выделение различных видов бытия – природы, человека, общества,
техники – приведет к философии природы, человека (антропологии), общества
(философии истории). Философию познания называют гносеологией или
эпистемологией. Как учение о способах познания философия есть методология.
Как учение о путях творчества философия есть эвристика. Разветвленными
областями философии являются философия науки, философия религии, философия
языка, философия искусства (эстетика), философия культуры, философия
практики (этика), история философии. В философии науки относительно
самостоятельным значением обладают философские вопросы отдельных наук
(логики, математики, физики, биологии, кибернетики, политологии и т.д.). И
эти отдельные специализированные сферы философского знания косвенно
способны приносить значительные практические результаты. Например,
философия и методология науки помогают отдельным наукам в решении стоящих
перед ними задач. Тем самым философия способствует научному и техническому
прогрессу. Социальная философия участвует в решении общественно-
политических, экономических и др. проблем. Можно с полным правом
утверждать, что во всех достижениях человечества присутствует значительный,
хотя и косвенный вклад философии. Философия едина и многообразна, человек
не обходится без нее ни в одной из областей своей жизни.
О чем же эта наука? Почему бы просто не дать четкое определение ее
предмета, рассмотреть его так, чтобы с самого начала было понятно, что же
пытается делать философ?
Трудность состоит в том, что философию легче объяснить, занимаясь ею,
чем описывая ее со стороны. Частично она заключается в определенным подходе
к рассмотрению вопросов, частично – в попытках решить некоторые проблемы,
традиционно интересующие тех, кто называет себя (или кого так называют
другие) «философами». Единственная вещь, относительно которой философы
никогда не могли договориться да и вряд ли вообще договорятся ли когда-
нибудь вообще – это то, в чем состоит философия.
Люди, серьезно занимающиеся философией, ставили перед собой различные
задачи. Одни пытались объяснить и обосновать определенные религиозные
воззрения, другие, занимаясь наукой – стремились показать значение и
раскрыть смысл различных научных открытий и теорий. Третьи (Джон Локк,
Маркс) использовали философию, пытаясь изменить политическую организацию
общества. Многих интересовало обоснование и обнародование каких-то идей,
которые, по их мнению, могли бы помочь человечеству. Некоторые же не
ставили перед собой столь грандиозных целей, а просто хотели разобраться в
особенностях мира, в котором живут, и понять верования, которых
придерживаются люди.
Профессии философов также разнообразны как и их задачи. Некоторые
были преподавателями, часто профессорами университетов, читавшими курсы
философии. Другие были лидерами религиозных движений, многие были и вовсе
обычными ремесленниками.
Независимо от преследуемых целей и конкретного рода занятий все
философы придерживаются убеждений, что крайне важным и необходимым является
тщательное исследование и анализ наших воззрений, нашего обоснования их.
Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом.
Ему хочется установить, какой смысл несут наши фундаментальные идеи и
понятия, на каком основании базируется наше знание, каких следует
придерживаться стандартов, чтобы приходить к правильным заключениям, какие
убеждения необходимо отстаивать, и .т.п. Философ считает, что размышление
над такими вопросами приводит человека к более глубокому пониманию
вселенной, природы и людей.
Философия обобщает достижения науки, опирается на них. Игнорирование
научных достижений привело бы ее к бессодержательности. Но развитие науки
происходит на фоне культурного и социального развития. Поэтому философия
призвана способствовать гуманизации науки, повышению в ней роли
нравственных факторов. Она должна ограничивать непомерные притязания науки
на роль единственного и универсального способа освоения мира. Она соотносит
факты научного познания с идеалами и ценностями гуманитарной культуры.
Изучение философии способствует повышению общей культуры и
формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям
для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя
как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского
мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей,
критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который
способствует расширению сознания.
Однако, подвергая какие-либо идеи или теории сомнениям не следует
долго оставаться на этом этапе, необходимо двигаться дальше в поисках
позитивного решения, поскольку беспрерывные колебания представляют собой
бесплодный тупик.
Философия как мировоззрение.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое
мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно
связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.
Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен
и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти
верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были
своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому
прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,
которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на
художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (
классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из
особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,
что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.
Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,
формой мировоззрения.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не
«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом
разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог
– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как
откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,
за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не
оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие
образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на
Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,
что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших
ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним
жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в
земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы
оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному
критерию.
Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в
вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов
присущих обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия – сознание
массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует
доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она
считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда
работа мысли.