Философия государства и права Гегеля
Развитие гражданского
общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.
“Поэтому в действительности, - подчеркивает он, - государство есть вообще
первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея
государства распадается на эти два момента”.[45]
Гражданское общество в
трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся
на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К
теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная постановка
вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер
гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном,
диалектическом характере этих связей и соотношений.
“Государство есть
действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе
ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что
она знает и поскольку она это знает.”[46]
Государство для Гегеля есть
нечто “в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего,
подобающего ей права”.[47]
Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного
значения государства Гегель делает два вывода:
во-первых, государство имеет
преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно
“обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью
которых является быть членом государства”.[48]
во-вторых, нельзя
рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной
личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите
собственности и личной свободы отдельного гражданина означает и признание
интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.
“Государство на самом деле
находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно есть
объективный дух”. Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные
понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу,
ибо здесь достигается, по мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть
всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих
действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими
всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской
революции.
Гегель обосновывает
разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с
окружающей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками
является бессмысленными мечтаниями - “пустым мнением”.
Государство Гегель
рассматривает как осуществление подлинной свободы. “Государство есть дух,
стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он
получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух”.[49]
Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то
Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием
бога в мире. благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает
сугубо мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против
существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого
господа бога”.[50]
Гегелевская идея государства
представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой
государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое
государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового
государства.
Наличие идеи государства
Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам
современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея
свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом,
учреждены представительство и конституционное правление.
Представление о таком
государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной
государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были
полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки,
иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня
обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в
кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не
действительностью.
Государство как нравственное
целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их
обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля
речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства,
не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически
целостной свободе - свободе государственно организованного народа (нации),
включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Различные трактовки
государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как
конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как
конституционная монархия, как “политическое государство” - являются взаимосвязанными
аспектами единой идеи государства.[51]
В философии права Гегеля
античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной “господства
права”; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового
государства. Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование
(конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в
рамках государства, гегелевская концепция права и государства представляет
собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины “господства права”.
Подобно тому как у Платона и
Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право,
так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве,
соответствующем идее государства.
Гегелевская этатическая
версия правового государства существенно отличается как от концепций
демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных архаических
и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и
насилие, а не конституция, право и закон.
Согласно Гегелю, античное
представление о государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено
момента субъективности воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо,
напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский
синтез субъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального
исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое,
первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для
себя всеобщая воля.
Идея государства, по Гегелю,
проявляется трояко:
1) как непосредственная
действительность в виде индивидуального государства;
2) в отношениях между
государствами как внешнее государственное право;
3) во всемирной истории.
Государство как
действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем
развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на
разделении властей конституционную монархию.
Тремя разными властями, на
которых подразделяется политическое государство являются: законодательная
власть, правительственная власть и власть государя.
Гегель, в целом соглашаясь с
идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение властей в
государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает точку зрения
самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при
таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их
взаимные опасения и противодействия. Он выступает за ограниченное единство
различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его
“текучими членами”. В господстве целого, в зависимости и подчиненности
различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо
внутреннего суверенитета государства.
Гегель критикует
демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет
наследственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха,
отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона
государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь
присоединить к этому свое субъективное “я хочу”.[52]
Правительственная власть,
куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая
подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача
правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих
законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия
характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в
которой сосредоточены государственное сознание и образованность. Восхваляя
чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства “в отношении
законности и интеллигентности”.[53]
Законодательная власть, по
характеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две
палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по
принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения. палата же
депутатов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты
выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем
индивидуального голосования.
Гегель отстаивает принцип
публичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных
сообщений.
В условиях полуфеодальной
Германии философ занимал исторически прогрессивные позиции, был сторонником
конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной
собственности и свободы договоров, суда присяжных.
высший момент идеи
государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета.
Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые
индивидуальности. Субстанция государства, его суверенитет выступают как
абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью,
собственностью и правами отдельных лиц и их объединений.
По мнению Гегеля
“нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто
внешнюю случайность...”[54]
Гарантией независимости
государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние
которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений
Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное
право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее
государственное право (положительное право, законодательство), а лишь
долженствование.
Полагая, что государства
находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает
сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых,
договорных отношений между государствами.
Спор между государствами,
если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель может быть
решен лишь войной. Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и насилия
продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств,
преходящий характер войны и возможность мира.
В столкновении различных
суверенных воль и через диалектику их соотношения выступает всеобщий мировой
дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам
отдельных народов) и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как
всемирный суд.
Всемирная история как
прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре всемирно-исторических мира:
восточный, греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие
формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия,
современная конституционная монархия. “Восток знал и знает только, что один
свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир
знает, что все свободны”.[55]
В своих взглядах на всемирную
историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень
буржуазной развитости Пруссии.
Известная некритичность и
приукрашивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими
установками гегелевского объективного идеализма.
Гегелевская концепция
“разумного государства” в виде конституционной монархии была философским
обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной Германии.[56]
сконструированное Гегелем
разумное государство, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной
конституционной монархией, в философско-правовом плане представляет собой право
в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.
таким образом Гегель
восхваляет государство как идею (то есть действительность) права, как правовое
государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и
аппарат политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в
правовое русло, функционируют лишь в государственно-правовых формах. В этом
радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом,
отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею
правового государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в
организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического
механизма террора.[57]
Согласно гегелевской
диалектике понятие права, движению от абстрактных форм права к конкретному
праву государственного целого, находящему свое идеальное выражение в
суверенитете, насилие и произвол представляют собой рецидив исторически и
логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное
проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.
Заключение
Философско-правовое учение
Гегеля оказало огромное влияние на последующую историю политико-правовой мысли.
Гегелевская философия давала довольно широкий простор для обоснования как
консервативных, так и критических оппозиционных воззрений.
Гегель, говоря о том, что
философия способна лишь понять, но не омолодить некую устаревшую форму жизни
уходящую в прошлое современность, сравнивает свою философию с совой Минервы,
начинающей полет лишь с наступлением сумерек. По прошествии более полутора
веков после начала своего полета эта птица, бившаяся в силках различных
интерпретаций и горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не
совы Минервы, а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов
приобретал все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не
исчерпана. поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках,
интерпретациях и иных многообразных связях с современностью - продолжается.[58]
Список использованной литературы:
1.Г.В.Ф. Гегель. Философия
права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г.
2.Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия
философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.
3. Г.В.Ф. Гегель. Наука
логики. т. 3. Москва. 1972 г.
4.А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во
Наука. Москва. 1972г.
5.Н.О. Лосский. История
русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г.
6.Б.С. Мальковский. Учение
Гегеля о государстве и современность. Из-во Наука. М. “Наука”. 1989 г.
7.В.С. Нерсесянц. Гегелевская
философия права. М. 1983 г.
8.История политических и
правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид. литература. 1988 г. под редакцией
д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.
9.Т.И. Ойзерман.
Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”, 1989 г.
10.А.А. Пиотковский. Учение
Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. Гос-ное из-во
юридической литературы. М. 1963 г.
11.А.А. Радугин. Философия.
Курс лекций. Из-во. Центр, 1996 г.
12.Философия. Учебное пособие
для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.
[1] А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве и государстве. Гос-ное изд-во
юрид. литературы, М. с. -8
[2] Гегель. Наука логики. Соч. т. v М. 1937, с. - 28
[3] Философия. Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов. Юрист.
М.-1996. С. - 163
[4] Гегель. Наука логики. Т. 3. М. 1972, с. - 289
[5] Гегель. Наука логики. Т. 3.М. 1972, с. 288-289
[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23. стр. 22
[7] А.Г. Дворцов. Гегель. Из-во “Наука”, м._1972. с. - 66
[8] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма.М. “Наука”.
с. - 300
[9] Философия ч. 1 .История философии. Юрист. М. 1996. с. - 175
[10] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”.
с. - 294
[11] Гегель. Философия права. Соч. т. 7. стр. 268-269.
[12] Гегель. Энциклопедия философских наук. ч. 1. с. - 205
[13] Там же. с. - 206
[14] Гегель. Наука логики. т. V с. - 520
[15] А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во “Центр”. 1996 г.
[16] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии.
Издательство “Мысль”, Москва - 1990 г.
[17] Там же
[18] Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. из-во
“Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 60.
[19] Там же . ст. 59
[20] Гегель . Наука логики. Т. 3 . Москва, 1972 г. с. - 289
[21] Там же. с. - 296
[22] Там же. с. - 297
[23] Гегель . Философия права. Академия наук СССР. Институт философии.
Из-во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 247
[24] Там же. с. - 62
[25] Там же. с. - 62
[26] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983, с. - 20
[27] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. - 102
[28] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии.
Изд-во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 64
[29] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“мысль”, Москва - 1990, с. - 65
[30] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его
уголовно-правовая теория. , Москва, 1963, с. - 96
[31] Там же.
[32] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990. с.- 69
[33] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его
уголовно-правовая теория. М. 1963, с. - 120
[34] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”. Москва, 1990. с. - 73
[35] Там же. с. - 76
[36] Там же. с. - 122
[37] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“мысль”. Москва, 1990. с. - 129
[38] Гегель. Соч. т. I стр. 238
[39] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990, с. - 109
[40] Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1, Москва, 1977, с.- 281
[41] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Изд-во
“Наука”, М.- 1970 г. с. - 30
[42] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990 г. с. - 228
[43] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во
“Наука”, М., 1970 г.
[44] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990, с. - 274
[45] Там же. с. - 284
[46] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”. Москва, 1990, с. - 263
[47] Там же. с. - 263
[48] Там же. с. - 264
[49] Гегель. Философия права. Академия наук СССР .Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990, с. - 266
[50] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его
уголовно-правовая теория. Москва, 1963
[51] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.
[52] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”. Москва - 1990. с. - 319
[53] Там же. с. - 336
[54] Там же. с. - 359
[55] Гегель. Философия истории. с. -98
[56] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983
[57] А.Т. Дворцов. Гегель// Наука, М. 1972, с. - 69
[58] В.С. Нерсесянц. вст. ст. с. - 42
Страницы: 1, 2, 3
|