Философия, ее роль в жизни человека и общества
Философия, ее роль в жизни человека и общества
«Философия,
ее роль в жизни человека и общества»
§ 1. Мировоззрение и его
сущность.
Для того, чтобы
изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует
и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто
одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна
вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам?
Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть,
то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские
дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.
Человек рождается
дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь
к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и
гармонизирует свою личность, создает себе «карту-схему» действительности,
формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее,
проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных
способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное
отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания
и деятельности составляет мировоззрение.
Термин
«мировоззрение» появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова
Weltanschauung, что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение
началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом
мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться
гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании,
наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым,
так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого
себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями
всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими
людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.
На протяжении
нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике
мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения
наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века.
Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение»,
пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то
это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое
место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».
В современной
литературе мировоззрение рассматривается как «система взглядов на
объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей
действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные
жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации».
В мировоззрении
аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое
знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его
специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми
модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит
переосмысление различных типов отношения «человек – мир». С этой точки
зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический,
аксиологический и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и
грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии)
отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира
и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи.
Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на
отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях.
В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы,
наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.
Практическое или
праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому
себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.
Доминирующим
является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение человека к миру и
своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него
преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке,
происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических,
социально-политических и т.д.).
Таким образом, в
мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся
совокупность отношений «человек – мир», которые называются
духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При
таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются
отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения
— духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек – мир» и
определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших
допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные,
автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.
По своей природе
духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С
одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы,
человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности
(целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком
действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное
освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и
общественно-исторической деятельности.
Итак,
мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой
общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением.
Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.
Мировоззрение
является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия –
это деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается
его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности,
типов отношения «человек – мир». Но вместе с тем она может быть рассмотрена
через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе
мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое.
Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение
отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности,
причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и
закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств,
настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение
основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории,
гипотезы.
Зачастую в
философской литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением,
которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней,
а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается
концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении
теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и
оформленностью.
Теоретически
оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое
самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него
характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к
его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений
становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении
отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее
уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным
социально-историческим пластам и историческим типам культуры.
Различие между
социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его
структурных образованиях - индивидуальное и массовое мировоззрение.
Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты
человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении
отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое
мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека
от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и
индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое
мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое
существует только в связи с массовым мировоззрением.
В зависимости от
видов отражения, каждый из которых проявляется в мировоззрении в особых формах,
выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них,
составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный
компонент - картина мира. Выступая в качестве универсального носителя
интегрированного знания о мире, она отражает его в единстве и целостности.
Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие
компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них занимает
общественный идеал, представляющий собой мировоззренческую форму
целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется
духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный
идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием
ценностного отношения человека к миру и самому себе.
Компонент мировоззрения, в
котором предмет выражается не через систему понятий (картина мира) или
идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют
аксиологическим (ценностным).
Следующим,
нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность
общественных принципов деятельности, определяющих сознательное практическое и
теоретическое отношение человека к миру и самому себе.
Наконец, в
структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент,
который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим
освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки,
цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не
способны оказывать активное влияние на объективную действительность.
Мировоззрение - это не просто
миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования.
Миропонимание –
познавательно-интеллектуальный уровень.
Мироощущение –
эмоционально-психологический уровень.
Мироотношение - деятельностный уровень.
§ 2.
Дофилософские формы мировоззрения.
Формируясь на
основе материально-преобразующей деятельности человеческого общества,
мировоззрение реализует потребности и цели этой деятельности духовно, выступая
как способ «практического духовного освоения мира», означая создание образов не
только мира, чуждого человеку, но и мира свободной реализации его жизненных
целей, надежд и чаяний, а также способов достижения этого «состояния» мира.
«Практически духовное» освоение мира как бы продолжает, а иногда компенсирует,
дополняет его «практически-материальное» освоение.
Существует два способа
духовного освоения мира: практический и теоретический. Первый
представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй -
философией и наукой.
Выделение названных типов
мировоззрения отражает лишь главные этапы или вехи его развития в истории
общества. Оно не учитывает множества разнообразных, в том числе переходных
исторических форм, в которых реально функционировали мифология, религия и
философия, а также того, что это развитие, как и развитие общества, имело не
только поступательный, но и противоречивый, зигзагообразный характер.
Мифологическое мировоззрение
представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих
представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это
мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу.
За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем
развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы
становления и развития доклассового общества.
Характерной чертой
мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в
одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных
свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с
человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных
природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества
более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию,
которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий
и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах
действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и
отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными
средствами их практического освоения.
Важнейшей особенностью
мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом
действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и
сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей
важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в
выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных
явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через
происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к
представлениям об их генетическом начале.
Не менее важную роль в
мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе
родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая
община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных
родственных отношениях.
Существуя на протяжении
десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться
неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями
материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его
основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.
Тотемизм был мировоззрением
рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая
зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые
воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются
несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме -
животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми,
обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке,
который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали
присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы
человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще
не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от
нее.
Когда это происходит, на
смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в
котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил
и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся
представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии
природы.
Становление личности и ее
постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к
индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются
социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей
степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи
сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха
разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души
и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма -
анимизм.
Таким
образом, мифология - это целостное миропонимание, в котором различные
представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе
реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль
и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения.
Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали
нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах
приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с
повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем,
утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было
своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях.
Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом
запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления,
которые помогали ориентироваться в окружающем мире.
Итальянский философ Д. Вико
(1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря
человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с
опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной
«живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта,
накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология
продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества,
сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения
действительности. Большое влияние оказали мифологические представления на
развитие различных областей культуры - литературу, изобразительное,
хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как
следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из
источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе
внимание ученых во всем мире.
Вторым историческим типом
мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими
чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои
особенности.
Прежде всего, религиозное
мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения
действительности. Мифологические образы и представления были
многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное,
художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку
для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов
литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну
функцию - оценочно-регулятивную.
Неотъемлемой чертой
религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия
сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.
Религиозные образы
многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные.
Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество
различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие,
протестантизм.
Еще одной особенностью
религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта
иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом.
Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта
особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной
веры над разумом.
Центральное место в любом
религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь
рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего.
Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало -
созидающее, творящее, производящее.
Следующая особенность
религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности -
универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно
вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки
зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире
зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или
устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.
Для религии характерно
признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к
действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно
отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с
мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности.
Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание
различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы,
жертвоприношения и другие действия).
Таким
образом, религиозное мировоззрение — это способ освоения
действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и
сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло
длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и
мировых) форм.
Возникновение
религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого
самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами,
на основе которых создавались новые общности — народности и нации. Мировые
религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и
провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них
подчеркивала особое положение своих последователей.
Страницы: 1, 2
|