рефераты скачать

МЕНЮ


Философия, ее предмет и функции

Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики.


39.           Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Понятие прогрессивного и регрессивного развития


Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной — результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты — революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.

Прогрессивное и регрессивное развитие

Прогресс и регресс - это характеристики процесса развития, которые имеют отчетливо выраженный оценочный подтекст. Под прогрессом понимают тип направления развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося объекта. Соответственно, регресс понимается как нечто противоположное прогрессу. Деление процессов на прогрессивные и регрессивные возможно на основе определения, что такое "низшее и высшее", "более и менее совершенное" и с учетом, что прогресс и регресс связаны с определенной целью развития.

Прогресс - это развитие по пути приближения объекта к своему идеальному состоянию, а регресс - удаление от него. Так, врачи употребляют выражения "прогресс" или "регресс" болезни исходя из того, что существует строго установленная и описанная в теории динамика протекания заболевания, включающая все фазы - от его зарождения до прекращения. Когда врач говорит: "Болезнь прогрессирует", это означает, что она закономерно развивается в соответствии со своей клинической картиной. А когда говорят о регрессе болезни, это следует понимать так, что болезнь отступает и больной выздоравливает.

Особую значимость идея прогресса имеет в социальной области. Человечество всегда было одержимо целью сделать жизнь лучше, чем она есть. Если бы люди считали, что та жизнь, которой они живут, является единственно возможной, они впали бы в отчаяние от безысходности. Истоки идеи прогресса можно обнаружить уже в греческой античности. Платон в "Законах" рассуждает об эволюции социальной организации, которая продвигается от зародышевого состояния к более совершенным формам. Прогресс государства, по Аристотелю, есть развитие от семьи и первобытной общины к греческому полису-государству. Другим источником идеи прогресса является иудейская и христианская эсхатология. В библейских сказаниях история человечества рассматривается как неуклонное и постепенное исправление и искупление первородного греха.

Интересный поворот идея прогресса пережила в эпоху великих географических открытий, когда выяснилось, что человеческие общества, культуры, политические и экономические системы не составляют единого целого. Чтобы объяснить существующее разнообразие, французский историк Жак Бусе в XVIII веке предложил концепцию всеобщей истории, в которой выделил 12 эпох, располагающихся друг за другом по мере роста индивидуальной свободы и нравственности людей.

В XIX столетии идея прогресса стала своеобразной "религией" европейской цивилизации. Она восторжествовала в науке, философии, социологии, искусстве. Поводом для такого оптимизма явилось видимое улучшение жизни в Европе в течение короткого промежутка времени. Тогда же концепция прогресса становится и предметом специального философского осмысления. В ней выделяют такие основополагающие аспекты прогресса, как:

* Необратимость времени, которое течет линейно и обеспечивает непрерывность прошлого, настоящего и будущего;

* Направленность движения, в котором ни одна стадия не повторяется, а каждая последующая ступень находится ближе к предполагаемому конечному состоянию, чем предыдущая;

* Кумулятивность развития, которое протекает либо революционно, либо эволюционно;

* Дифференциация фаз процесса развития;

* Неуклонное совершенствование развивающегося объекта: каждая последующая ступень лучше предыдущей.


40.           Понятие общества. Специфика социального познания


Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1] 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 115 дней].

У ряда видов живых организмов отдельные индивиды не обладают необходимыми способностями или свойствами для обеспечения своей материальной жизни (потребление материи, накопление материи, воспроизводство). Такие живые организмы образуют сообщества, временные или постоянные, для обеспечения своей материальной жизни. Есть сообщества, фактически представляющие единый организм: рой, муравейник и т. д. В них имеет место разделение между членами сообщества биологических функции. Особи таких организмов вне сообщества погибают. Есть временные сообщества, стаи, стада, как правило, особи решают ту или иную проблему, не образуя прочных связей. Существуют сообщества называемые популяцией. Как правило, формируются на ограниченной территории. Общим свойством всех сообществ является задача сохранения данного вида живого организма.

Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Общество — это социум, которому присуще производственное и социальное разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному признакам, по территориальному и временному, по способу производства и т. д.В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества:

Отождествление общества с организмом и попытка объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. В XX веке концепция органицизма утратила популярность;

Концепция общества как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественный договор, Руссо, Жан-Жак);

Антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро и др.). Достойным существования признавалось лишь общество, соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером;

Теория социального действия, возникшая в 20-е годы XX века (Понимающая социология). Согласно этой теории, в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие было адекватно понято другими участниками социального отношения;

Функционалистский подход (Парсонс, Мертон). Общество рассматривается как система.

Холистический подход. Общество рассматривается как целостная циклическая система, закономерно функционирующая на основе как линейного государственного механизма управления с использованием внутренних энергоинформационных ресурсов, так и внешней нелинейной координации определённой структуры (соборного общества) с притоком внешней энергии.

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.

Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.

Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.

Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).

1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания — с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.

То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.


41.           Социальная сфера жизни общества, ее структура


Общество и его структура Важным элементом определения общества является наличие связей, которые соединяют разрознен­ные элементы в единую, целостную систему. Эти связи воспроизво­дятся в деятельности людей. Маркс выделяет важнейший признак общества. выявление общест­венных отношений -важный элемент концепции Маркса. Производственные отношения выпол­няют организующую роль внутренней структуры, активной формы. Существуя как форма дея­тельности людей, общественные отноше­ния имеют надличностный, надындивидуальный харак­тер. Человек, как член определенного класса, группы включается в разнообраз­ные формы дея­тельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Формирова­ние ч-ка как обществен­ного существа есть одновременно становление его как личности. Общест­венные отношения связывают индивида с социальной груп­пой, с обществом. Тем самым они яв­ляются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. В формах об­щественных отн-й осущ-ся д-ть больших общественных групп: экономич, политич, правовая, мо­ральная. Сложившиеся в общ-ве отношения превращаются в алгоритмы деятельности социальных групп.

Сфера жизни общества — это особый вид его жизнедеятельности (процесса общества), в котором реализуется та или иная функция общества. Например, в производственной сфере реализуется производственная функция общества, в политической сфере — политическая функция и т.п. Социальная сфера — это процесс функционирования и. развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т.е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса.

Современный социальный процесс можно определить и так: это есть воспроизводство и самореализация различньк элементов (систем, общностей, организаций, институтов и т.д.) общества и личности как целостного единства со свойствами стабильности или необходимой изменчивости в соответствии с объективными тенденциями и закономерностями данной общественной системы.

Сущность социального процесса выражается в воспроизводстве различных социальных общностей и явлений, общества и личности, в многообразии результатов их деятельности, выступающих социальной органически целостностью, организаци данной общественной системы. Социальный процесс выступает как саморазвитие и саморегуляция субъекта в совокупности его социально-нравствеш-шх, профессиональных, идейных, социально-культурньгх и иных качеств, как выражение исторической целостности субъекта,

По мнению профессора Ю.А. Васильчука (см. Полис. 1991. № 1-4), которое разделяют авторы данного материала, сегодня на наших глазах вершится смена цивилизационных эпох человечества. Разворачивается процесс, в который объективно включена и Россия. Во-первых, практически все стороны современного мира связаны с этапом постиндустриального общества. Это этап, завершающий эпоху индустриализма. Во-вторых, наиболее развитые страны и регионы постепенно втягиваются в информационную эпоху. Рассмотрим все это подробнее.

В первую очередь отметим, что мировая общественность фактически отказалась от оценок этапов движения цивилизации, имеющих идеологическую окраску: капитализма, империализма, социализма и т.п.

Преобладают наименования, констатирующие другие, неидеологические параметры: информационное, постиндустриальное, технотронное общества и т.п. Назвать же ныне наиболее привлекательное из них поможет обращение к материалам XII Всемирного социологического конгресса (Мадрид, 1990), где отмечалось (и эта идея была здесь ведущей), что классические социологические теории Маркса (закон смены формаций), А.Вебера (ход истории определяется процессом духовного творчества, осуществляемого интеллектуальной элитой), Дюркгейма (определяющая роль в обществе за коллективным сознанием) и др. уже не могут должным образом объяснить содержание и направленность социальных изменений в современном мире. В связи с этим на конгрессе обращались все более к известной триаде прединдустриального-индустриального-постиндустриального развития.

Это последнее возможно целостно осмыслить только на базе теории развития научно-технического прогресса. Напомним об известном, об определяющем по отношению к общественному процессу положении научно-технического прогресса (НТП). Человечество на сегодня уже знает периоды революционных изменений в темпах и характере НТП. Промышленный переворот конца XVIII — начала XIX вв. привел к развитию машинной индустрии, заменил руку человека машиной. Социальные изменения в устройстве общества этого времени были вызваны потребностями общественного производства. Громадный толчок развитию технических наук дал рост производства в XIX в. на основе машинного производства. Особенно большое значение для дальнейшего развития имели теории механизмов. В конце XIX — начале XX в. были изобретены и усовершенствованы паровые и водяные турбины, двигатели внутреннего сгорания; получила развитие электротехника, а затем к 30-м годам XX в. и радиоэлектроника.

НТР второй половины XX в. прежде всего опирается на огромные успехи таких естественных наук, как математика и физика. Математика с ее наиболее универсальными методами и обобщениями нашла широкое применение не только в технических науках (в частности, позволила изучить строение ядра атома, способствуя развитию ядерной физики).

XX в. характеризуется огромным ускорением развития НТП по сравнению со всеми предыдущими периодами истории. Это во многом связано с явлением второй половины нашего столетия, с НТР. Даже находящаяся в своем начале, она уже вызвала к жизни принципиально новые социальные процессы и явления.В содержательном плане информационное общество, а еще позднее и информационно-экологическое общество в представлении А.Урсула видятся (см. Философские науки. 1991. № 5. С. 3-8) следующим образом: «...не все признаки, которые я далее упомяну, могут реализоваться, некоторые из них окажутся утопическими. И тем не менее укажу на те, которые представляются мне наиболее вероятными.

1. Информационное общество — это такое состояние человечества, которое овладеет информационными потоками и массивами, определяющими социальное развитие, т.е. разрешит ныне существующий информационный кризис как противоречие между информационным взрывом и информационным голодом.

2. Экономической основой и главной формой социального и экологического развития такого общества в глобальном масштабе окажется информационноемкая всесторонняя интенсификация.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.