рефераты скачать

МЕНЮ


Этногенез. Теория Л.Н.Гумилева )

Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны – фаза надлома. Сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Но внешний рассвет культуры соответствует спаду пассионарности. Кончается эта фаза кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.

Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. В инерционной фазе вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых и гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того, как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившиеся от героических времен, наступает последняя фаза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддержитвать налаженное предками хозяйство.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый [4, с.18].

Этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора – пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами [1, с. 307].

Возможно четыре варианта этнических контактов на уровне суперэтноса, определяемых сте6пенью пассионарного напряжения:

1.      Сочетание статичного этноса и пассионарно-напряженного приводит к ассимиляции ли вытеснению слабого этноса.

2.      Слабо пассионарные этносы не подавляют друг друга.

3.      Равно пассионарные этносы аннигилируют.

4.      Если же происходит новый пассионарный толчок, то образуется новый этнос.

Переходы между фазами делают этносы особенно уязвимыми для внешних воздействий. Л.Н. Гумилев ввел понятие этнического поля, объясняющее комплиментарность этносов.

























 


Рис 1. Изменение уровня пассионарного напряжения суперэтнической системы. [4, с. 17]. Условные обозначения: Pik – уровень пассионарного напряжения системы; i – индекс уровня пассионарного напряжения системы, соответствующего определенному императиву поведения; i = –2, –1, …6; при i =0 уровень пассионарного напряжения соответствует гомеостазу; k – количество субэтносов, составляющих систему на определенном уровне пассионарного напряжения, где n – первоначальное количество субэтносов в системе.



6. Пассионарность в сфере сознания

Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видового, то импульс пассионарности (P) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо равна импульсу инстинкта самосохранения. Следовательно, можно классифицировать особей на пассионариев (P>1), гармоничных (P<1) и субпассионариев (P=1). Соотношение этих групп определяет соотношение пассионарного напряжения в системе, в нашем случае – этносе. Вслед за пассионарным толчком оно медленно возрастает, затем наступает «перегрев», после которого идет медленный плавный спад, часто с задержками. Если построить кривую, то это будет фиксация инерционного процесса. Все величины будут положительными; в лимите, практически недостижимом, – нуль [1, с. 327].

Подавляющее число поступков диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном небрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Ее можно рассматривать как антиинстинкт или инстинкт с обратным знаком.

Как инстинктивные, так и пассионарные импульсы лежат в эмоциональной сфере. Но ведь психическая деятельность охватывает и сознание. Значит можно отыскать в области сознания такое деление импульсов, которое можно было сопоставить с описанным выше. Оно должно быть разбито на разряд импульсов, направленных к сохранению жизни, и другой разряд – принесению жизни в жертву иллюзии. Для удобства отсчета обозначим импульсы жизнеутверждающие знаком «плюс», а импульсы жертвенные – знаком «минус». Тогда эти параметры можно развернуть в плоскостную проекцию, похожую на систему декартовых координат.

Только в общественной форме движения материи имеет смысл противопоставлять прогресс застою и регрессу. Поиск же осмысленной цели в дискретных природных процессах природы – неуместная телеология. Но это не значит, что в этногенезе нет системы, движения и даже развития; просто в нем нет «переда» и «зада». В любом колебательном движении есть только ритм и большая или меньшая напряженность (частота).

Положительным импульсом сознания будет только безудержный эгоизм, требующий для своей реализации – как цели – рассудка и воли. Под рассудком понимается свобода выбора реакции при условии, это допускающих, а под волей – способность производить поступки согласно сделанному выбору. Следовательно, все тактильные и рефлекторные действия особей из этого разряда исключаются, также как и поступки, совершенные по принуждению других людей или достаточно весомых обстоятельств. Но ведь внутреннее давление – императив либо инстинкта, либо пассионарности, также детерминируют поведение. Значит, и его необходимо исключить наряду с давлением этнического поля и традиций. Для «свободных», или «эгоистичных», импульсов остается небольшая, но строго очерченная область, та, где человек несет за свои поступки моральную и юридическую ответственность.

«Разумному эгоизму» противостоит группа импульсов с обратным вектором. Она также хорошо известна, как, впрочем, и пассионарность, и также никогда не выделялась в единый разряд. У всех людей имеется странное влечение к истине (стремление составить о предмете адекватное представление), красоте (тому, что нравится без предвзятости) и справедливости (соответствию морали и этики). Это влечение сильно варьируется по силе импульса и всегда ограничивается постоянно действующим «разумным эгоизмом», но в ряде случаев оказывается более мощным и приводит особь к гибели не менее неуклонно, чем пассионарность. Оно как бы является аналогом пассионарности в сфере сознания и, следовательно, имеет тот же знак. Гумилев назвал его «аттрактивностью» (от лат. attractio - влечение). Природа аттрактивности неясна, как, впрочем, и природа сознания, но соотношение ее с инстинктивными импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя и руля.

Для изучения психологии отдельной особи предлагаемая точка зрения и система отсчета дают очень мало, но применимы для этнопсихологии.

На рис. 2 изображен обратный импульс – пассионарность. При алгебраическом сложении его величина компенсирует величину той или иной части импульса, изображенного на положительной абсциссе, а иногда даже ее всю. Величина импульса Р может быть меньше импульса инстинкта (величина, которую удобно принять за единицу), равна ему и больше него. Только в последнем случае мы называем человека пассионарием. Пример Р=1 – князь Андрей Волконский из сочинений графа Л. Н. Толстого; Р<1 – чеховский интеллигент: еще меньше – просто обыватель, а за ним следует босяк-субпассионарий из ранних рассказов А. М. Горького. Еще ниже – кретины и дегенераты.

А если пассионарное напряжение выше инстинктивного? Тогда точка, обозначающая пассионарный (поведенческий) статус особи, сместится на отрицательную ветвь абсциссы. Здесь будут находиться конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи и наконец инициативные фигуры, вроде Цезаря и Наполеона. Как правило, их очень немного, но их энергия позволяет им развивать активную деятельность, фиксируемую везде, где есть история. Сравнительное изучение кучности событий дает первое приближение определения величины пассионарного напряжения.

Ту же последовательность мы наблюдаем в сознательных импульсах, отложенных по оси ординат. «Разумный эгоизм», т.е. принцип «все для меня», в лимите имеет стабильную величину. Но он умеряется аттрактивностью, которая либо меньше единицы (за которую мы принимаем импульс себялюбия), либо равна ей, либо больше нее. В последнем случае мы наблюдаем жертвенных ученых, художников, бросающих карьеру ради искусства, правдолюбцев, отстаивающих справедливостью с риском для жизни, короче говоря – тип Дон Кихота в разных, так сказать, «концентрациях». Значит, реальное поведение особи, которую мы имеем возможность наблюдать, складывается из двух постоянных положительных величин и двух переменных отрицательных. Следовательно, только последние определяют наблюдаемое в действительности разнообразие поведенческих категорий (см. рис. 2).

7. От Руси к России

События этногенезов народов нашего Отечества составляют историческую канву жизни по крайней мере двух разных суперэтносов. Л.Н. Гумилев показал (табл. 4) логику истории Древней Киевской Руси и Московской Руси [4, с. 292].

При объединении народов проявилось умение русских «понимать и принимать все другие народы» (Ф.М. Достоевский). Наши предки великолепно осознавали уникальность образа жизни тех народов, с которыми сталкивались, и поэтому этническое многообразие России продолжало увеличиваться [4, с. 257]. Разнообразие ландшафтов Евразии благотворно влияло на этногенез ее народов. Каждому находилось приемлемое и милое ему место: русские осваивали речные долины, финно-угорские народы и украинцы – водораздельные пространства, тюрки и монголы – степную полосу, а палеоазиаты – тундру. Дезинтеграция лишала силы, сопротивляемости; разъединиться в условиях Евразии значило поставить себя в зависимость от соседей, далеко не всегда бескорыстных и милостивых. Поэтому в Евразии политическая культура выработала свое, оригинальное видение путей и целей развития.

Евразийские народы строили общую государственность исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни. На Руси этот принцип воплотился в концепции соборности и соблюдался совершенно неукоснительно. Таким образом обеспечивались и права отдельного человека.

Выход из безнадежности нашего сегодня можно найти в последней книге Гумилева. Это как завещание в смутное время. «Исторический опыт показал, что пока за каждым народом сохранялось право быть самим собой, Объединенная Евразия успешно сдерживала натиск и Западной Европы, и Китая, и мусульман. К сожалению, в ХХ в. мы отказались от этой здравой и традиционной для нашей страны политики и начали руководствоваться европейскими принципами – пытались всех сделать одинаковыми. А кому хочется быть похожим на другого? Механический перенос в условиях России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский супер­этнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Надо осознавать, что ценой интеграции России с Западной Европой … будет полный отказ от отечественных традиций и последующая ассимиляция» [4, с. 299].

«Восемнадцатый век стал последним столетием акматической фазы российского этногенеза. В следующем веке страна вступила в совершенно иное этническое время – фазу надлома. Сегодня, на пороге XXI в., мы находимся близко к ее финалу… России предстоит пережить инерционную фазу – 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям! Если на обширной территории нашей страны проявят себя новые пассионарные толчки, то наши потомки, хотя и немного не похожие на нас, продолжат славные наши традиции и традиции наших достойных предков. Жизнь не кончается…[4, с. 291]».

Заключение

Теория Л.Н. Гумилева имеет большое значение для понимания исторических судеб народов и, прежде всего, Российского суперэтноса (табл. 7). Выводы могут быть сделаны как на глобальном уровне при принятии политических решений, так и каждым человеком во взаимоотношениях со своим окружением.

Изменить законы Природы нельзя, остановить природные процессы этногенеза невозможно, но можно их предсказать, так же, как предсказывают цунами и землетрясения [6, с. 454].

Теория Л.Н. Гумилева – это попытка дать ответы на наиболее фундаментальные вопросы человеческого бытия.

Теория пассионарности помогла решить «алгебраически», трудные для «арифметического» решения задачи исторической науки.

Был открыт географический фактор второго уровня, являющийся пусковым механизмом этногенеза (рис. 3).

Существенно были развиты научные методы и образована новая научная дисциплина. Определено место новой науки в системе знаний.


Приложение


Таблица 1. Термины этнической иерархии [1, с. 135]


Термин

Содержание

Антропосфера

Биомасса всех человеческих организмов

Этносфера

Мозаичная антропосфера, т.е. сочетание системных этноландшафтных целостностей, всегда динамических

Суперэтнос

Группа этносов, возникших одновременно в одном регионе, и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность

Этнос

Устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени

Субэтнос

Элемент структуры этноса, взаимодействующий с прочими. При упрощении этносистемы в финальной фазе число субэтносов сокращается до одного, который становится реликтом

Таксонометрические единицы одного порядка:

Консорция

Группа людей, объединенных одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию

Конвиксия

Группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями. Иногда переходит в суб­этнос. Фиксируется не историей, а этнографией


Таблица 2. Этническая иерархия [1, с. 138]


Таксонометрическая единица

Гибрид

Направление развития

Предел формообразования

Консорция

Нестойкие сочетания

Субэтническое самоутверждение

Субэтнос

Конвиксия

Деформированные сочетания

Создание территориальной общины

Субэтнос

Субэтнос

Симбиозы

Этническое самоутверждение

Этнос

Этнос

Ксении

Создание социального института

Ведущая роль в суперэтносе и консервация структуры

Суперэтнос

Химера

Аннигиляция

Реликт

Человечество

Гипотетическое смешение с палеантропом в мезолите на горе Кармел

Этногенез

?

Гоминиды

?

Эволюция как филогенез

Исчезновение вида

Таблица 3. Последовательность приближения к предмету при изучении процессов этногенеза [1, с. 349]


Степень приближения

Наблюдение от …

Видим …

Проблематика и методика

1           

Биосферы

Этносферу

Географическая

2         

Этносферы

Суперэтносы

Культурологическая

3           

Суперэтноса

Этносы

Этнологическая

4           

Этноса

Субэтнос

Политико-историческая

5           

Субэтноса

Консорции (люди и семьи)

Этнографическая

6           

Консорции (семьи или биографии деятелей)

Эпизоды

Биографическая

7           

Эпизодов

Сведения источников

Филологическая

Таблица 4. Сравнительная диахроническая таблица по этнической истории Руси и России [4, с. 294]


Фаза этногенеза /

Фазовый переход

Возраст этноса, лет

Славяне – Древняя Русь

Московская Русь - Россия

периодизация

основные события

периодизация

основные события

Пассионарный толчок

-

Около 1 г. н.э.

Взрыв этногенеза от Южной Швеции до Абиссинии – Великое переселение народов

Около 1200 г.

Взрыв этногенеза в Литве, на Руси, в Малой Азии и Эфиопии

Инкубационный период фазы пассионарного подъема, образование нового этноса

180-200

1-200 гг.

Неизвестны

1200-1300 гг.

Возникновение нового этноса – русских – на основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов. Создание Великого княжества Московского. Куликовская битва

Явный период фазы пассионарного подъема, начало перехода к акматической фазе

180-300

200-300 гг.

Неизвестны

1380-1500 гг.

Объединение Великороссии. Начало формирования суперэтноса. Разрушение последнего этнического осколка Киевской Руси – Новгорода

Акматическая фаза этногенеза, образование суперэтноса и распространение его в пределах своего ландшафтного ареала

300-600

300-600 гг.

Миграция славянских племен. Расселение славян на территории Южной и Восточной Европы

1500-1800 гг.

Объединение под властью Москвы народов, живших на просторах Евразии, от Прибалтики до Тихого океана. Создание единого Русского государства

Фаза надлома, резкое снижение пассионарности суперэтноса

600-800

600-800 гг.

Распад славянского единства. Освоение славянскими народами занятых территорий. Образование отдельных раннеславянских государств

После 1800 г.

Утрата единства суперэтнической принадлежности. Нарастание внутренних конфликтов. Гражданские войны

Инерционная фаза, плавное снижение пассионарности суперэтноса

800-1100

800-1100 гг.

Создание славянского государства в Восточной Европе – Киевской Руси. Ее христианизация с последующим расцветом культуры и ростом благосостояния народа

?

?

Фаза обскурации, резкое снижение пассионарности, разрушение системных связей

1100-1300

1100-1300 гг.

Распад единого славянского государства на отдельные княжества, рост междоусобных конфликтов. Раздел страны между Ордой (северо-восток) и Литвой (юго-запад)



Мемориальная фаза, утрата единства этнической принадлежности и трансформация культурной традиции. Полное уничтожение этнических реликтов

1300-1500

1300-1480 гг.

Утрата политической самостоятельности Новгородом




Таблица 5. Отсчет времени [2, с. 93]


Характер отсчета

Назначение отсчета

Кем употребляется

1.      Отсчета времени нет

Нет потребности

Людьми, с точки зрения педагогики, недоразвитыми (дебилы)

2.      Фенологический календарь

Для приспособления коллектива к явлениям природы

Людьми, зависящими от природы непосредственно

3.      Циклический календарь

Для фиксации повседневных событий

Людьми с родовым сознанием

4.      «Живая хронология»

Для фиксации исторических событий в пределах одного поколения

Переходная форма от стабильного сознания к динамическому

5.      Линейный отсчет

Для политических и деловых целей

Людьми дела – практиками в развивающемся этносе

6.      Квантование времени

Для анализа и синтеза исторических явлений

Учеными теоретиками

7.      Релятивное время

Для исследования космоса и творческих процессов

Практически применяется очень редко


Таблица 6. Фазы этногенеза [1, с. 491]


Фазы

Господствующие императивы

Фазовые переходы

Исходное сочетание этносов и ландшафтов региона

Разнообразны



«Надо исправить мир, ибо он плох!»

Пассионарный толчок: пусковой момент этногенеза

Пассионарный подъем: инкубационный (скрытый) период





Оформление этнической системы

Пассионарный подъем: явный период




«Мы хотим быть великими!»

Переход к акматической фазе

Акматическая фаза

«Будь самим собой!»



«Мы устали от великих!»

Переход к фазе надлома

Надлом

«Мы знаем, мы знаем, все будет иначе!»



«Дайте же жить, гады!»

Переход к инерционной фазе

Инерция

«Будь таким, как я!»



«С нас – хватит!»

Переход к фазе обскурации

Обскурация

«Будь таким, как мы!»



«День, да мой!»

Переход к мемориальной фазе: возможная регенерация

Мемориальная фаза

«Помни, как было прекрасно!»



«Будь сам собой, тролль!»

Переход к гомеостазу: реликт

Гомеостаз

Забвение, утрата императивов



Таблица 7. Современные суперэтносы [8]


1№ п/п

Название

Включает

Описание

1.       

Евразийский (Российский)

Советский Союз, Монголия и значительная часть Западной Европы (например, Прибалтика)

Наш суперэтнос

2.       

Циркумполярный

Западный - Угрофинский и восточный и дальневосточный - Чукотско-корякский (без камчадалов)

Народы севера

3.       

Западно-Европейский суперэтнос

Все страны к западу от Вислы, но не к Югу от нее, и заокеанское продолжение Европы - Северная Америка, Штаты и Канада, Австралия, Новая Зеландия и ЮАР (голландцы и французы-протестанты и немцы)

Постепенно распространялся на Восток (захватывал Прибалтику, Польшу, Хорватию, потом подчинил себе Венгрию)

4.       

Балканы

Сербия, Болгария, Греция и Румыния

Остаток Византийского суперэтноса, с более молодыми небольшими включениями (анклавами) мусульманского суперэтноса. С XIX в. втягивается в Западно-Европейский суперэтнос путем принятия «цивилизации»

5.       

Китайский

Китай южнее Великой Китайской стены

Северная часть Китая – Сицзян, ближе к нашему суперэтносу. Сейчас уйгуры частично убежали в Советский Союз, а частично погибли

6.       

Малайский

Ява, Суматра, Борнео

Первые сведения об этих государствах Индокитая и Малайского архипелага идут с XI-XII века. Этого мало, чтобы определить его генезис и дать его характеристики

7.       

Японский

Япония

По традициям и по генезису ближе к полинезийцам. Два типа: выходцы с нашего Дальнего Востока (через Сахалин) и с острова Куросио

8.       

Индийский

Индия

создался во время Радшпутской революции. Радшпуты – выходцы из Средней Азии: кушаны, саки и эфталиты

9.       

Латино-Американский

Латинская Америка

Образовался за XVI-XVII век на базе двух комплиментарных суперэтносов (индейцы и испанцы)

10.   

Еврейский

Палестина и вся Ойкумена

Выделил несколько этносов: сефардов, ашкинази, фаллашей и др.

11.   

Мусульманский

От Афганистана до Марокко

Постепенно его разъедает влияние европейского суперэтноса



















+ Импульс     àК сохранению жизни вида и жизни

Импульс     ßК самоистреблению


            P=1; A=1

            P<1; A<1

            P>1; A>1



Рис. 2. Классификация особей по пассионарно-аттрактивному принципу [1, с.329]. Условные обозначения: 1 – обыватели; 2 – бродяги-солдаты; 3 – преступники; 4 – честолюбцы; 5 – деловые люди; 6 – авантюристы; 7 – ученые люди; 8 – творческие люди; 9 – пророки; 10 – нестяжатели; 11 – созерцатели; 12 – искусители.

 
















Рис. 3. Казуальное взаимодействие истории людей и истории природы в процессах этногенеза (взаимодействие социо- и этносферы) [1, с. 492]


Библиографический список использованной литературы


1.      Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

2.      Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. – М.: Экопрос, 1993.

3.      Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве» пресвитера Иоанна. – М.: ДИ-ДИК, 1993.

4.      Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М.: Экопрос, 1994.

5.      Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. Три века войны Китая со степными народами III – VI вв. – СПб., 1994.

6.      Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Сост и общ. ред. А.И.Куркчи. – М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997.

7.      Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: «Товарищество Клышников, Комаров и К0», 1992.

8.      Текст из телевизионных передач из цикла «Этносы Земли» (СПб - 5 канал, 1993 г. - запись 1988 г.) – «Природа суперэтноса» (№ 25), и «Блуждающий суперэтнос» (№ 20) эфиры 1994, 95 гг. Адрес в Интернете: http://kulichki.rambler.ru/~gumilev.

9.      Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1998.

10.  Этнология: Учебник для вузов, Марков Г.Е., Пименов В.В., ред. – М: Наука, 1994.

11.  Крюков М. Заметки об этническом самосознании. – М.: «Знание – сила», 1985, № 3.


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.