рефераты скачать

МЕНЮ


Экзистенционализм о смысле и бессмысленности жизни

Выражение «здесь-бытие» подчеркивает что человек включен в мировую историю но тем не менее не сводим к ее стадиально-временному движению описываемому той или иной теорией и не предопределяется им. Не будучи в состоянии фактически вырваться из своей современности как считает М. Хайдеггер человек сохраняет внутреннюю независимость по отношению к ней и поэтому имеет возможность рассматривать ее отстраненно как социокультурную местность в которую он попал от рождения. Однако такая независимость по мнению М. Хайдеггера никогда не является полной и фактической. Таким образом сознающий и реализующий себя индивид не предопределяется историческими обстоятельствами и все-таки зависит от них как от совокупности вероятностных процессов - это внутренние потенции соотнесенные с внешними шансами. Вопрос о бытии М. Хайдеггер связывает со структурой экзистенции. Человек как он есть в отличии от того что о нем думают другие и кем он кажется самому себе и есть по мнению философа экзистенция («отношение сущего к бытию есть экзистенция» ). А.Ф. Зотов полагает что экзистенция у М. Хайдеггера - «есть некая наполненность человеческого бытия конкретикой». Человек понимает себя не иначе как исходя из собственной экзистенции. По мнению М. Хайдеггера «Dasein может выбирать сам себя в своем бытии»[6].

Человек таким образом открывает собственную способность быть самим собою. Человек сам решает быть ему кем-то или не быть. Он может также «потерять себя» или даже никогда себя не выбрать. Отсюда основное экзистенциальное требование человека М. Хайдеггер видит в том чтобы быть самим собой быть верным себе выбрать себя самого.

Человеческое существование пишет М.Хайдеггер в книге «Бытие и время» имеет характер события. Быть событием непосредственно означает «быть самим собой» «осуществиться» «состояться» «обрести свою собственную самость». Отсюда и простые требования моральной проповеди М. Хайдеггера: «Пойми себя самого!» «Сбудься!» «Свершись!» «Осуществи свои собственные возможности!».

Человек как это неоднократно подчеркивал Хайдеггер отличается от всех других видов сущего (от вещей средств орудий природных образований и процессов) так что он в непереносном виде модальностен. Это значит что он мог бы стать (и всегда еще может стать) иным чем является в настоящий момент. Ему одному свойственно быть озабоченным своими нереализованными задатками спрашивать что он такое в возможности страдать оттого что он «не сбылся» «не состоялся» «не осуществился». Лишь на этой основе утверждает Хайдеггер могут развиться такие модальные отношения как обязанность по отношению к себе самому (именно в ней фундаментальная онтология видит первоисток всех других типов долженствования) и внутреннее переживание необходимости или судьбоносности индивидуального существования (оно по мнению Хайдеггера образует ту почву на которой вырастают затем все наши представления о биографии и истории).

Таким образом Хайдеггер делает вывод что человеческому индивиду независимо от того верит или не верит он в существование бога изначально свойственно относиться к себе так как если бы творец послал его в мир с уникальной таинственной досознательно воспринятой миссией разгадке и выполнению которой необходимо посвятить жизнь. Такой фундаментально-онтологической ориентации в каждом человеке противостоит согласно Хайдеггеру противоположная тенденция - стремление осознавать себя как нечто ставшее осуществленное налично действительное. Соответственно он тяготеет к тому чтобы интерпретировать (точнее рекогносцировать) свою жизненную реальность под углом зрения самосохранения и выживания. На первом плане его сознания и мышления оказываются тем самым возможности которые Хайдеггер называет «внешними» «случайными» и «эмпирическими». Это шансы жизненных успехов и поражений данного единичного индивида. В философии Хайдеггера они трактуются как определяемые ожиданиями мнениями и оценками окружающих людей.

 

Проблема смысла человеческой жизни А. Камю


В отличие от М. Хайдеггера А. Камю сосредоточивает свое внимание на проблеме смысла человеческой жизни истории индивидуального существования. Надо отметить что в его творчестве человеческое бытие понимается как конечное ограниченное рамками земного существования. Вопрос о смысле жизни А. Камю считает самым неотложным из всех вопросов а вопрос о том стоит или не стоит того чтобы ее прожить он считает фундаментальным вопросом философии. Своей работой «Миф о Сизифе[7]. Эссе об абсурде» философ анализирует причины социально-психологического кризиса вызвавшего волну самоубийств в начале 00-х годов. Основную причину этого кризиса он видит в неправильном понимании базовой установки или типа человеческих ожиданий. Отчаяние ведущее к осмысленному самоубийству коренится по его мнению в крушении надежд возлагаемых на историю. «Но кто доказал что на историю можно положиться? История не сходна со счастливым концом ибо нет бога который бы так ее устроил». Мир в котором живет человек по мнению А. Камю абсурден. Как возникает чувство абсурда? Его порождает по мнению А. Камю ряд жизненных ситуаций когда ощущение душевной пустоты (вакуума) становится непереносимым. «Подъем трамвай четыре часа в конторе или на заводе обед трамвай четыре часа работы ужин сон; понедельник вторник среда четверг пятница суббота все в том же ритме - вот путь по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос: «Зачем?». Все начинается с этой окрашенной недоумением скуки: Скука является результатом машинальной жизни но она же приводит в движение сознание. Скука пробуждает его и провоцирует дальнейшее: либо бессознательное возвращение в привычную колею либо окончательное пробуждение. А за пробуждением рано или поздно идут следствия: либо самоубийство либо восстановление хода жизни». Таким образом только благодаря скуке («тревоге») имеющей в своей основе страх по мнению А. Камю обеспечивается действительное восхождение человека к достойному бытию. По словам П.С. Гуревича только в «страхе» как основном понятии экзистенциалистов человек постигает себя как «существо тотально свободное. В активности этого бытия мир единственно и обретает смысл». Страх по мнению экзистенциалистов возникает с пониманием смертности человеческого существа с ощущением временных границ и конечности человеческого существования. Для того чтобы преодолеть страх человек вооружился надеждой на потусторонний мир. Ностальгия по Единому стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы заключает А. Камю. Но Человек у А. Камю лишен надежды ему принадлежит мир в котором он - единственный хозяин. Драма жизни по А. Камю заключена в следующем: человек не может до конца понять мир его уникальный смысл смысл мира безмерно иррационален но сам человек желает счастья и разумности; абсурд как осознание такого конфликта рождается в этом столкновении между призванием человека его желанием абсолюта и единства и неразумным молчанием мира. А. Камю выводит таким образом три персонажа драмы: иррациональность мира человеческая ностальгия и порожденный их встречей абсурд. Абсурд «не в человеке не в мире но в их совместном присутствии». Абсурд - это то что объединяет человека и мир. Человеку по мнению философа необходимо научиться жить в этом абсурде. «Как жить?» - это еще один вопрос который требует ответа. Прежде всего А. Камю предлагает отказаться от поисков превосходящего смысла мира так как этот мир так и останется неизвестным и непостижимым для человека. Отрицая превосходящий смысл жизни А. Камю отрицает только бога но и является противником распространенной установки духа которая объясняет мир опираясь на принцип всеобщей разумности. По словам самого философа: «Отрицание и есть бог экзистенциалиста»[8]. Допуская существование бога или принципа всеобщей разумности тем самым как считает А. Камю отрицают человеческий разум. С этим философ согласиться не может. Ведь человек у него отличается от вещного мира наличием разума сознания. Но мир лишенный руководящего принципа мир бессмысленный в конце концов обнаруживает у А. Камю и смысл и основание. Для этого у А. Камю главным является подход: он предлагает осознать что человеческий разум имеет пределы что раскол между «полным желания умом и обманчивым миром» противоречия возникающие в результате такого раскола не устранены. Как выход он предлагает «жить и мыслить несмотря на все терзания чтобы решить вопрос: принять их или отказаться». Осознав это абсурдный человек может найти свои основания. Отказавшись человек становится на путь приспособленчества видит причины своих неудач вовне а не в себе а когда жизнь становится невыносимой то обвиняя всех и вся кончает жизнь самоубийством. Но для А. Камю жить в такой вселенной означает безразличие к будущему и желание исчерпать все что дано. Поэтому чем меньше в жизни видится смысла тем больше имеется оснований для того чтобы ее прожить.

Из абсурда А. Камю выводит три следствия а именно: бунт свобода и страсть. Под бунтом понимается постоянная данность человека самому себе уверенность в подавляющей силе судьбы но без смирения это борьба интеллекта с превосходящей его реальностью. Человек по мнению А. Камю может решиться на бунт и продолжать жить так как именно бунт придает жизни цену. Но человек также может согласиться с собственными пределами совершив самоубийство.

 

«Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартра


Значительным событием в развитии философии экзистенциализма становится появление работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» (1991г.)[9]. В этой работе автор относит себя к экзистенциалистам-атеистам и «важнейшую задачу своей философии: видит в критике атеизма непоследовательно который нападая на религию сам оказывается во внутренней зависимости от нее». Главной формой этого непоследовательного атеизма Ж.-П. Сартр считает веру в разумность самого бытия. Отрицая личного бога христианства трансцендентного и потустороннего непоследовательные атеисты «одновременно утверждают бога в качестве структуры и смысла этого посюстороннего мира представляют последний в качестве богоустроенного насквозь проникнутого благим (на человека рассчитанным) промыслом». Иначе говоря «ничего на меняется если бога нет». Протестуя против идеи «разумности действительного» Ж.-П. Сартр определяет мир как «универсальное не то» как полное отсутствие чего-либо соответствующего человеческим ожиданиям образам понятиям. Быть реальным по словам Ж.-П. Сартра - это значит оказываться чуждым сознанию совершенно «случайным» (противоположным предполагаемой упорядоченности мира) и в пределе - абсурдным. Только такое понимание мира соответствует как утверждает Ж.-П. Сартр подлинному атеизму последовательному убеждению в том что бога не существует.

В его работе «Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартр объясняет принципы экзистенциализма с позиции последовательного атеиста. Такого рода атеизм учит что «если даже бога нет то есть по крайней мере одно бытие у которого существование предшествует сущности бытие которое существует прежде чем его можно определить каким-нибудь понятием и этим бытием является человек или по Хайдеггеру человеческая реальность». Он согласен с убеждением объединяющим всех экзистенциалистов что существование предшествует сущности т. е. нужно исходить из субъекта. Это означает «что человек сначала существует встречается появляется в мире и только потом он определяется».

Согласно этому высказыванию первоначально человек ничего собой не представляет а становится таковым лишь впоследствии причем таким человеком каким он сделает себя сам. Но по словам Ж.-П.Сартра человек не только такой каким себя представляет но такой каким он хочет стать. «И поскольку он представляет себя уже после того как начинает существовать и проявляет волю уже после того как начинает существовать и после этого порыва к существованию то он есть лишь то что сам из себя сделал». Человек по словам философа - это существо которое устремлено к будущему он прежде всего проект который переживается субъективно. Это есть согласно Ж.-П.Сартру первый принцип экзистенциализма[10].

Далее речь идет об ответственности. Человек у Ж.-П.Сартра ответственен за то что он есть: «экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование». Автор имеет в виду не только ответственность за индивидуальное бытие отдельного человека но и ответственность за всех людей. Ответственность помогает понять что скрывается у Ж.-П.Сартра за словами «тревога» «заброшенность «отчаяние». Тревога всегда сопровождает человека в его решениях и поступках поскольку человек никогда не может избежать чувства полной и глубокой ответственности за свои действия не только перед собой но и перед всем человечеством. Такое чувство тревоги (в отличие от той тревоги которая ведет к квиетизму бездействию) составляет по мнению Ж.-П.Сартра условие действия является частью самого действия так как предполагает что рассматривается множество различных возможностей из которых надо выбрать одну.

Говоря о «заброшенности» Сартр имеет в виду одиночество человека в мире где бога нет и ничто им не определяется. И если мир ни в чем не похож на бога и даже позволяет уповать полагаться на него то логическим следствием у Ж.-П. Сартра является отрицание за миром всякой способности воздействовать на человека побуждать его определять его поступки. Поэтому нет никаких моральных ценностей или предписаний которые бы оправдывали поступки людей кроме самих людей. Человек у Сартра абсолютно свободен в своем поведении (он осужден быть свободным так как не сам себя создал) и в то же время вынужден отвечать за все что делает даже за свои страсти.

Осуществляя свой индивидуальный выбор «мы сами выбираем наше бытие». По мнению Ж.-П. Сартра трус является трусом не вследствие своей физиологической организации а потому что сам себя сделал трусом своими поступками: «...трус делает себя трусом и герой делает себя героем. Для труса всегда есть возможность больше не быть трусом а для героя - перестать быть героем»[11]. Таким образом человек представляет собой не что иное как совокупность своих поступков как собственную жизнь. Поэтому человеку необходимо действовать и по мнению философа человек существует лишь настолько насколько себя осуществляет. Из этого следует что экзистенциализм определяет человека по делам что судьба человека полагается в нем самом что надежда лишь в его действиях что действие является единственным что позволяет человеку жить.

Что касается отчаяния то оно означает что следует принимать во внимание лишь то что зависит от воли человека или ту сумму вероятностей которые делают возможным его действие. Этим самым Ж.-П. Сартр предлагал человеку жить и делать то что в его силах делать не питая иллюзий. Говоря о невозможности найти универсальную сущность которая была бы человеческой природой Ж.-П. Сартр говорит о существовании некой общности условий человеческого существования под которым понимают совокупность априорных пределов очерчивающих фундаментальную ситуацию в универсуме. Ее отличие от исторической ситуации которая может испытывать изменения (например человек может родиться рабом в языческом обществе феодальным сеньором или пролетарием) Ж.-П. Сартр видит в том что для человека «не изменяется лишь необходимость для него быть в мире быть в нем за работой быть в нем среди других и быть в нем смертным».

Одной из основных проблем работы философа является проблема выбора. Человек у Ж.-П. Сартра всегда сталкивается с проблемой выбора который возможен лишь в одном направлении но невозможно не выбирать. Даже в том случае если человек ничего не выбирает он тем самым все-таки выбирает. Одиночество человека в мире и отсутствие априорных ценностей ставят его перед необходимостью изобретения своего собственного закона т. е. мы не можем решать a priori что надо делать. Человек у Ж.-П. Сартра всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией и выбор всегда остается выбором в ситуации. Другие не вправе судить о произвольности выбора. Поскольку человек не сотворен изначально то он создает себя сам выбирая мораль; а давление обстоятельств таково что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Поэтому определить человека можно лишь в связи с его решением занять позицию.

Но как утверждает философ если о произвольности выбора судить нельзя то о самом выборе можно. Так можно судить какой выбор основан на заблуждении а какой - на истине. Однако добавляет он выбирать можно все что угодно если речь идет о свободе решать. Ликвидировав бога-отца Ж.-П. Сартр этим самым лишил жизнь априорного смысла. Поэтому не кто иной как сам человек должен изобретать ценности и принимать вещи такими какими они есть. «Пока вы не живете своей жизнью - пишет философ - она ничего собой не представляет вы сами должны придать ей смысл а ценность есть не что иное как этот выбираемый вами смысл».

Называя свою работу «Экзистенциализм - это гуманизм» Ж.-П. Сартр в понимание гуманизма вкладывает несколько иное значение: теория гуманизма рассматривающая человека как цель и высшую ценность для философа абсурдна так как это может привести к культу человечества (чаще - одного человека или общества) то есть к замкнутому гуманизму а в конечном итоге - к фашизму. Такой гуманизм Ж.-П. Сартру не нужен. Сам он никогда не рассматривал человека как цель потому что человек всегда незавершен. Человек и не может быть завершенным так как находится постоянно вне самого себя проектируя себя и теряя себя вовне существуя лишь в преследовании трансцендентных целей. Нет никакого другого мира заявляет Ж.-П. Сартр помимо человеческого мира мира человеческой субъективности. Эта связь конституирующей человека трансцендентности (в смысле выхода за свои пределы) и субъективности - в том смысле что человек не замкнут в себе а всегда присутствует в человеческом мире - и есть то что Ж.-П. Сартр называет экзистенциальным гуманизмом. Такой гуманизм напоминает человеку что «нет другого законодателя кроме него самого в заброшенности он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя но в поиске цели вовне которой может быть освобождение или еще какое-нибудь конкретное самоосуществление».



Заключение


Заканчивая рассмотрение вопроса сущности экзистенциальной сферы в философском аспекте необходимо отметить что экзистенциализм учит что существование предшествует сущности. Что это означает? Что человек сначала появляется в мире сначала существует и только потом определяется его сущность. Человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии причем таким человеком каким он сделает себя сам. Человек не только такой каким себя представляет но и такой каким он хочет стать. Он есть лишь то что сам из себя сделает. Таков первый принцип экзистенциализма. Каждый должен решать сам каким ему быть. Но выбирая себя мы выбираем всех людей. Действительно нет ни одного нашего действия которое создавая из нас человека каким мы хотели бы стать не создавало бы в то же время образ человека каким он должен быть. Каждый решает сам как ему поступить. Если я сочту данный поступок благим то именно я а не кто-то другой решаю что этот поступок благой а не злой. Но каждый должен сказать себе: действительно ли я имею право действовать так чтобы человечество брало пример с моих поступков?

Человек есть не что иное как проект самого себя. Человек существует лишь настолько насколько себя осуществляет. Он представляет собой следовательно не что иное как совокупность своих поступков и не что иное как собственную жизнь. «Отсюда понятно - говорит Ж.П. Сартр - почему наше учение внушает ужас некоторым людям. Ведь у них зачастую нет иного способа переносить собственную несостоятельность как с помощью рассуждения: «Обстоятельства были против меня я стою гораздо большего»... Но надо чтобы люди поняли что в счет идет только реальность»[12]. Экзистенциализм определяет человека по его делам. Он включает мораль действия и решимости. Человек творит себя выбирая мораль; а давление обстоятельств таково что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Эти и другие положения философии экзистенциализма лежат в основе экзистенциальной педагогики.



Список литературы


1.Хрестоматия по истории философии - Ч.0. Западная философия: Вторая половина XIX-начала XX века.XXвек.На пороге XXI века: Учеб.пособие для вузов в 3-х ч.. МПГУ; Отв.ред. Л.А.Микешина - М.: ВЛАДОС 2001; 528 с, 530с.

2.Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.

Мотрошилова Н.В. Руткевич А.М. История философии:Запад-Россия-Восток - Кн.0. Философия XX в.. Учеб.для вузов. Под ред Н.В.Мотрошиловой А.М.Руткевича - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина 1999; 448 с, 439с.



[1] Хрестоматия по истории философии - Ч.0. Западная философия: Вторая половина XIX-начала XX века.XXвек. На пороге XXI века: Учеб.пособие для вузов в 3-х ч.. МПГУ; Отв.ред. Л.А.Микешина - М.: ВЛАДОС  2001; 528 с.

[2] Там же

[3] Хрестоматия по истории философии - Ч.0. Западная философия: Вторая половина XIX-начала XX века.XXвек.На пороге XXI века: Учеб.пособие для вузов в 0-х ч.. МПГУ; Отв.ред. Л.А.Микешина - М.: ВЛАДОС  2001; 530 с.

[4] Мотрошилова Н.В. Руткевич А.М. История философии:Запад-Россия-Восток - Кн.0.      Философия XX в.. Учеб.для вузов. Под ред Н.В.Мотрошиловой А.М.Руткевича - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина  1991; 439 с.

[5] Там же.

[6] Мотрошилова Н.В. Руткевич А.М. История философии:Запад-Россия-Восток - Кн.0.      Философия XX в.. Учеб.для вузов. Под ред Н.В.Мотрошиловой А.М.Руткевича - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина  1999; 448 с.

[7] Ницше Ф.  Фрейд Ф.  Фромм Э.  Камю А.  Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М.  1991.

[8] Ницше Ф.  Фрейд Ф.  Фромм Э.  Камю А.  Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М.  1991.

[9] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М.  1991.

[10] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.

[11] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М. 1991.

[12] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. М.  1991.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.