Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван
обеспечить прогресс ч-ва . Освобождение от невежества и предрассудков, критика
суеверий. Защита научного и технического знания. Защита естественных прав
человека и гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы
эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало:
механика. Ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня
природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.
Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.)
на первое место - рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень
прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4)
"Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель;
5) просветительство (ликбез); 6) механистический мат-зм
Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.
1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до
начала 70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии,
этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и обоснована
как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается
строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте.
Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в себе
действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой
разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании
сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн. различн.
вида знаний – научн. и фил., выяснить на чем основывается достоверность
знаний, исследовать формы и категории научного мышления. Учение “Критика
философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в “Критика чистого
разума” . Начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы
чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист.
Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и
суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знания
о “вещах в себе”. Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины
этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о
св-вах вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.
Вопрос 16. Объективный идеализм Г.
Гегеля
1770-1831. Заслуга- впервые представил весь
природный, ист. и дух. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении,
изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь
этого движения и развития. Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в
систематич. ф-е изложено диалектич. миропонимание и соответствующий ему
диалектический метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку,
обобщающую всю ист. познания и исследующую наиболее общ. закономерности
развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике
метафизич. метод, Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории
качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе
всей причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух
(уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в
этих 3 ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи:
восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления - исходный
пункт учения Гегеля.Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении.
Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа :
пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист.
мышления; развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн. этапе
абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме человеч.
сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал,
что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем
развитии, что развит. происходит не по замкнутому кругу, а от низших форм к
высшим.
Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха
1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции
материалистич. ф-ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно
порывает с идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует
“Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование мышления
как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу, что вопрос об
отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь
ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в человеч. организме,
с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть
необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической деятельности.
Новая ф. превращает ч-ка в единственный, универсальный и высший предмет ф-ии,
превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Ф.
сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная
черта его антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все
в ней находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о
неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество,
магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не
разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.
Вопрос 18.
Формирование и осн. проблемы философии марксизма.
1818-1883.Общая фил. позиция –
последовательно проведенный материализм: идеальное – это материальное,
перенесенное в голову и преобразованое в ней. Так развивать материализм можно,
только пользуясь диалектическим метожом – методом отыскания объективных
противоречий в действительности (путем восхождения от абстрактного к
конкретному, обнаружения превращенных форм деятельности, обращения метода) и их
разрешения в практике: «Все мистерии, кот. уводят теорию в мистицизм, находят
свое рациональное разрешение в человеч. практике и в понимании этой практики.
Стадия в развитии общ. практики опр. способ производства, ф-ма кот. –
производств. отн.- это соц. материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом
общ-ве имеет место отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего
проистекает взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном
произ-ве, составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной
стоимости. Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием
материалистич. понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа
преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и
взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата в
перех. период от капитализма к коммунизму и установление коммунизма – соц.
строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от каждого по
способностям, каждому – по потребностям».
Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии
для развития европ. мысли.
В к.17 - н. 19 вв. Германия приближалась к
буржуазной рев-ции. Ф. рев-ция предшествовала политич. перевороту. Важную
роль в формировании НКФ сыграли достижения естествознания и обществ. наук:
стали развиваться физ. и хим., продвинулось вперед изучение орг. природы.
Открытия в обл. м-и, позволившие понять процессы в их точном количествен.
выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой,
астрономич., геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития человеч.
общ-ва — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею
развития как теорию и метод познания действительности Кант -основоположник нем. классич. идеализма.
Разработал концепцию происхождения солнечн. системы из гигантской газ.
Туманности. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,
существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разум. В
своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается
сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея
выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в
духе. Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической
системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой
религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал
материалистическую теорию отражения.
Вопрос 20. Россия в диалоге культур.
Славянофильство и западничество в рус. ф-ии
Западн -направление
рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в., противостоявшее славянофилам.
Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер. Также Белинский, Тургенев.Термины
«З-ки», «з-во» родились в идейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России
вслед за Зап. Евр. или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях
рус. нац. характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь
формой постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразованиях России.
3. связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С.
отстаивали близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя
порядки, сущ. в допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность
как принцип народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован.
самобытн. пути ист. развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр..
Самобытность России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в
рус. поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же
особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных,
симпатии к которым были одной из причин названия самого направления данного
им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреевский , Аксаков. С.
считали необходимым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва ж/д
и примен. машин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с предоставлением
крест. общинам земельн. наделов за выкуп. С. добивались устранения цензурного
гнёта, установления гласн. суда с участием в нём выборных представителей
населения, отмены телесных наказаний и смертной казни.
Вопрос 21. Практически-нравственная
ориентация рус. ф-ии.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием
общемировой ф.. Однако специф Р ф. во многом складывалась под влиянием соц.
культурн. процессов, происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль
в становлении рус. фил мысли.
Вопрос 22. Космизм.
Через всю мир. культуру прох. понимание мира
как космоса. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил.
(Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн.
проблемы космизма: -связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во
Вселенной, -множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность
восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров.
Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-ка.
Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен
к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать,
что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен.
Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди
разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к
победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена
покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен
стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием
сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Вернадский считал, что использ.
энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям
преобр. природу. Принцип цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира -
наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера
перех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними
разрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями.
Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства
и гибели космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.
Вопрос
23.Фрейдизм
1856 – 1939. Ф.,
бессознательное. Открытие бессозн., исследование его структуры, влияния на
индивидуальн. и общ. жизнь было гл. заслугой Фр. Бессознательны по Фр. наши
желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в
гипнотических состояниях, снах, в к-либо фактах нашего поведения. Согласно Фр.,
психика ч-ка представляет собой взаимодействие 3 уровней:
бессознательн., предсознательн. и сознательн.. Бессозн. он считал центр.
компонентом, соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой
интуицией, надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности
предстает как комбинация 3 элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательного
влечения – психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера
сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я»
внутриличностная совесть, которая возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в
силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы
высшим существом в человеке. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда,
функционирует на основе природных инстинктов, первичных влечений с целью
получения наибольшего удовольствия. В качестве основы - «либидо», кот.
охватывает всю сферу чел. Деятельность человека обусловлена наличием как биол.,
так и соц. влечений, где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт
жизни» – эрос и инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих
страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, кот. противостоит в виде
«Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознат. влечения и
направить их в русло соц. одобренного поведения при помощи «сверх - Я».
Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма
Э.– Ф.
существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм Э. стал
складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна -
Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни,
о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.
Исходный пункт ф.
Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот. сосредоточены на нем же
самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзист. проблемы
- это такие пробл, кот. возникают из самого факта сущ ч-ка. Для Э имеет
значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл
предметом ф. - бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и
что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и
должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Э
- это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание
сущ-я. Способ бытия – страх перед смертью.
Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он
себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность,
переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая безличная сила,
подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв
личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способ бытия человеческой
личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч. “Я”.Одно из важнейших
определений Э – ее необъективируемость. Человек может объективировать
свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он
может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты,
свое мышление и т.д., объективируя их теоретич.
Вопрос 25.
Проблема смысла жизни и ч-ка
Смерть – естеств.
конец всего живого. Жизнь - форма существов. материи, возникающая при опр. усл.
в момент ее образования. От всех других живых существ ч-к отличается более
всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не
достигает "целей" жизни родовой, ист.; в этом смысле он постоянно не
реализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не удовлетворяется ситуацией. И эта
неудовлетворенность содержит в себе причины творч. деятельности, не заключ. в
непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого ч-ка -
всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить
свой личн. вклад в ист., в прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключается
смысл жизни отдельной личности, кот. она реализует через общество, но таков же
и смысл жизни общества и человечества в целом.
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда
больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Миссия
человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам:
человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. - теоцентризм,
в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем
эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше
времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения -
смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф.
существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл
проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.
Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Осн формы бытия.
Учение о быт. - онтология -
одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая реальность, предельно общ.
понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. - ответы на вопросы
“Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда:
мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их
жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ.
как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к, мысли, идеи,
о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного,
непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и все,
что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я,
развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн. формы Б.:
1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов,
сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.
человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.
духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.)
духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и
пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат
перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все
они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1
виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и
незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого
типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься
ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого
бытия.
Вопрос 27. Понятие
материи. Осн. формы и св-ва материи.
М введена в ф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это
объективн. реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им.
На пути своего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе М
отождествлялась с природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев,
воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами, веществом,
с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объективн. реальностью
(Ленин). В фил. понимании категории М можно выделить и 4 этап, где эта
категория предстает как совокупность мн. атрибутов и (в опр. мере) в «снятом»
виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое
субстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер.
нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали
различные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич. модель
(Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах). Понятие
«М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл. абстракцией. Не
сущ. материя вообще, как не существует ч-к вообще, стол вообще. Но кат.
«материя» имеет под собой объективн. Основан.: существование многообразной действительности
НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая
субстанция. Она вечна и бесконечна. Движение — это всякое изменение
вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно,
покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния
покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн.
формах, кот. кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. отличия. Можно выделить
4 осн. ф-мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех.
перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц внутриатомн.
и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромагнитн. и опт. процессы
2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводящие к образованию орг. в-в, гео. процессы
3)БИОЛОГ. Различные биологич. процессы, явл. и состояния: обмен в-в,
размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность 4)СОЦ. Мат.
и дух. жизнь индивида и социума во всех ее многообр. проявл. Особым видом
движения, изменения является развитие. Развитие — это такое кол.-кач.
изменение объекта или его состояния, кот. х-ся направленностью, опр.
закономерностями и необратимостью.
Вопрос 28. Диалектическая связь движения,
пространства и времени.
Пр. и вр. Обусловл.
мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый уровень
движения мат. обладает своей пространственно-временной структурой. Мат.
несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в
своих структурных проявлениях..Общие св-ва П. и В.: объективность и
независимость от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная
связь друг с другом и с движением мат.; зависимость от структурных отношений и
процессов развития в материальн.системах; единство прерывного и непрерывного в
их структуре; количеств. и качеств. бесконечность. Различают метрич. (т.е.
связанные с измерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия
пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П.
и В. Топологич. хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б)
размерность, в) связность, г) ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а)
кривизна, б) конечность и бесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe
св-ва пространства: протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование
разл. элементов (точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к
каждому данному элементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения
числа элемент.; связность и непрерывность; трехмерность. Диалектический материализм признает не просто внешн. связь в. и п. с движущейся
материей, а считает, что движ. является сущностью в.и п. и что, следовательно,
материя и движение, в. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила
подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности
в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как
нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и
движения, Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем
развитии дает все более глубокое и правильное представление об
объективно-реальном в. и п.
Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения.
Структура сознания.
Самые первые
представления о С. возникли в древности. Идеализм – С первично. Дуализм
– С. и мат. независимы друг от друга. Материализм – мат. первична.С
- это высшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция мозга,
заключающ. в обобщ. и целенаправл. отражении действительности. С структурно
организованно, представл. систему элементов, находящихся между
собой в закономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо выделяются
такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию
того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его
новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень
ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира
а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия,
мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.
Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у
нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера
эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение,
или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции
суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами,
направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в
жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.
Вопрос 32.
Познание. Субъект и объект.
В науке различают эмпирич.и
теор. уровни П. Для эмпирич. П характерна фактофиксирующая деятельность. Теор.
П - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Важнейш. методы научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного к
конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно
простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения
понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод
моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн.
непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с
объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В
ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик
иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке
наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем
выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания
определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант,
Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс,
Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью
понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,
определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек.,
спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться
от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
Вопрос 33. Чувственное
познание
Ч П явл начальным
этапом познания. 1. в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел
последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. 2 такая
деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с
миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не
могут сущ.Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств
познания. Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте
стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл
субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет
воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне
нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от
чел, на чел организм.В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с
окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у
истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально
вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и
всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от
субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась
способность оценивать и повседневно использовать объект информацию,
поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект
идеализму. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет,
вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования
ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря
восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме,
т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря
включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа
объект мира.