рефераты скачать

МЕНЮ


Экзаменационные билеты по философии

 

Вопрос 14. Осн. идеи философии Просвещения 18в.

Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван обеспечить прогресс ч-ва . Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита научного и технического знания. Защита естественных прав человека и гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П.  стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало: механика. Ее строгие  математич.  законы  попытались  обобощить  до  уровня природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.

Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место  -  рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична,  исследует  человека  с  позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез);  6) механистический мат-зм


Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.

1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала 70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн. различн. вида знаний – научн. и фил.,  выяснить на чем основывается достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления. Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в “Критика чистого разума” . Начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о “вещах в себе”. Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание  о вас, а только о св-вах вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.

 

Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля

1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития. Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист. познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод, Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих 3 ипостасях.  Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания  разум мира проходит 3 этапа : пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист. мышления;  развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн. этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот. оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому кругу, а от низших форм к высшим.


Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха

1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует “Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии, физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный, универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.


Вопрос 18. Формирование и осн. проблемы философии марксизма.

1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм: идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней. Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом – методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии, кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ. практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц. материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве, составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости. Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич. понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развития европ. мысли.

В к.17 - н. 19 вв.  Германия  приближалась  к  буржуазной  рев-ции.  Ф. рев-ция предшествовала политич. перевороту. Важную  роль  в  формировании НКФ сыграли достижения естествознания и обществ. наук: стали развиваться физ. и хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия в обл. м-и, поз­волившие понять процессы в их точном количествен. выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич., геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития чело­веч. общ-ва — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития как теорию и метод познания действительности  Кант -основоположник   нем.   классич.   идеализма.   Разработал    концепцию происхождения солнечн. системы из гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель  -  все,  что  существует,  существует  в  мышлении.  В  основе  мира  - абсолютная идея - мировой разум. В своем  развитии  идея  проходит  три  этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и  создает  природу;  3)  идея  в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах  -  материалист.  Выступал  против  идеалистической  системы  Гегеля. Показал,  что  идеализм  является  теоретической  основой  религии.  Критически оценивал агностицизм  Канта.  Обосновал  материалистическую  теорию  отражения.

Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в рус. ф-ии

Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в., противостоявшее славянофи­лам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер. Также Белинский, Турге­нев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать «самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац. характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразо­ваниях России. 3. связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист. развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус. поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин наз­вания самого направления дан­ного им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреев­ский , Аксаков. С. считали необхо­димым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва ж/д и примен. ма­шин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп.  С. добивались устранения цензурного гнёта, ус­тановления гласн. суда с участием в нём выборных представителей населения, отмены телесных наказа­ний и смертной казни.


Вопрос 21.  Практически-нравственная ориентация рус. ф-ии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф.. Однако специф Р ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн. процессов, происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли.

 

Вопрос 22. Космизм.

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В русск. космизме - 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: -связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во Вселенной, -множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров. Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное, обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум ч-ка. Вернадский считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл. отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн. системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к. ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необх  регулировать взаимод. о-ва и природы.



Вопрос 23.Фрейдизм

1856 – 1939. Ф., бессознательное. Открытие бессозн., исследование его структуры, влияния на индивидуальн. и общ. жизнь было гл. заслугой Фр. Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается бессознательное наружу в гипнотических состояниях, снах, в к-либо фактах нашего поведения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн.. Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно» – глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в человеке. Глубинный слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия. В качестве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел. Деятельность человека обусловлена наличием как биол., так и соц. влечений, где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, кот. противостоит в виде «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознат. влечения и направить их в русло соц. одобренного поведения при помощи «сверх - Я».


Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма

Э.– Ф. существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм Э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.

Исходный пункт ф. Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот. сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзист. проблемы - это такие пробл, кот. возникают из самого факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него. Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия – страх перед смертью.

Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способ бытия человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч. “Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их теоретич.


Вопрос 25. Проблема смысла жизни и ч-ка

Смерть – естеств. конец всего живого. Жизнь - форма существов. материи, возникающая при опр. усл. в момент ее образования. От всех других живых существ ч-к отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, ист.; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творч. деятельности, не заключ. в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого ч-ка - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личн. вклад в ист., в прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, кот. она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.

Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Осн формы бытия.

Учение о быт. - онтология - одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая реальность, предельно общ. понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к, мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство бесконечного, непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

 

Вопрос 27. Понятие материи. Осн. формы и св-ва материи.

М введена в ф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это объективн. реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им. На пути своего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе М отождествлялась с  природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объек­тивн. реальностью (Ленин). В фил. понимании категории М можно вы­делить и 4 этап, где эта категория предстает как сово­купность мн. атрибутов и (в опр. мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так на­зываемое субстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер. нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существова­ли различные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич. модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах). Понятие «М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл. абстракцией. Не сущ. мате­рия вообще, как не существует ч-к вообще, стол вообще. Но кат. «материя» имеет под со­бой объективн. Основан.: существование многообразной дей­ствительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна. Движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равнове­сия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн. формах, кот. кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. от­личия. Можно выделить 4 осн. ф-мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех. перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц внутри­атомн. и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромаг­нитн. и опт. процессы 2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводя­щие к образованию орг. в-в, гео. процессы 3)БИОЛОГ. Различные биологи­ч. процессы, явл. и состояния: обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост, подвижность 4)СОЦ. Мат. и дух. жизнь индивида и социума во всех ее многооб­р. проявл. Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое кол.-кач. изме­нение объекта или его состояния, кот. х-ся направленностью, опр. закономерностями и не­обратимостью.

 

Вопрос 28. Диалектическая связь движения, пространства и времени.

Пр. и вр. Обусловл. мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый уровень движения мат. обладает своей пространственно-временной структурой. Мат. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях..Общие св-ва П. и В.: объективность и независимость от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением мат.; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальн.системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств. бесконечность. Различают метрич. (т.е. связанные с измерениями) и топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. хар-ки описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность, г) ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и бесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe св-ва пространства: протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование разл. элементов (точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому данному элементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения числа элемент.; связность и непрерывность; трехмерность. Диалектический материализм признает не просто внешн. связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движ. является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя и движение, в. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, Согласно диалектическому материализму, человеческое познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объективно-реальном в. и п.

 

Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения. Структура сознания.

Самые первые представления о С. возникли в древности. Идеализм – С первично. Дуализм – С. и мат. независимы друг от друга. Материализм – мат. первична.С - это высшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция мозга, заключающ. в обобщ.  и целенаправл. отражении действительности. С структурно организованно, представл. систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.


Вопрос 32. Познание. Субъект и объект.

В науке различают эмпирич.и теор. уровни П. Для эмпирич. П характерна фактофиксирующая деятельность. Теор. П - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.


Вопрос 33. Чувственное познание

Ч П явл начальным этапом познания. 1. в истор плане: разделение физ и умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн поздний этап истории. 2 такая деят. является начальной в том смысле, что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др формы познав деятельности не могут сущ.Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

 




Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.