рефераты скачать

МЕНЮ


Экзаменационные билеты по философии

психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич.

познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании

сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял

материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно

воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не

существуют. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна,

не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир.

явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет

разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может

быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел

дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за

аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и

отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому

непосредственное очевидные исходные положения, или интуиции, имеют

преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.

Вопрос 13. Т. Гоббс и Д. Локк о гос-ве и естеств. правах ч-ка. . Д.Л. 1632-

1704

Т.Г. 1588-1679. "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О

гражданине". Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже

единственным источником знаний(Гоббс, Локк). Локк: с самого начала мы имеем

на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания.

Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную

реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее

комбинирование разнообр ощущ дает ч-ку восприятие предмета в целом.

(комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к

возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм,

ч-к закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ

в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия,

представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно

примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь

надстраивается над рез и формами чувств познания. В его трудах – «Мысли о

воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые

педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое

знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у

человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк

видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в

целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Вопрос 14. Осн. идеи философии Просвещения 18в.

Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван обеспечить прогресс ч-ва .

Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита

научного и технического знания. Защита естественных прав человека и

гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи

П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало:

механика. Ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня

природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.

Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место -

рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует

человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" -

главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство

(ликбез); 6) механистический мат-зм

Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.

1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала

70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии,

этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и

обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается

строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте.

Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в

себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой

разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании

сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн.

различн. вида знаний – научн. и фил., выяснить на чем основывается

достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления.

Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в

“Критика чистого разума” . Начинается с того, что “вещи в себе”

воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно

материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что

ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни

понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о “вещах в себе”.

Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины этих наук

всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о св-вах

вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.

Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля

1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в

виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и

развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития.

Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено

диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод

исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист.

познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной

действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод,

Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и

количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.

Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей

причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух

(уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является

в этих 3 ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные

эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления -

исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении.

Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа

: пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист.

мышления; развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн.

этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме

человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей

развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот.

оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому

кругу, а от низших форм к высшим.

Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха

1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-

ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с

идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует

“Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование

мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу,

что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека,

ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в

человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от

природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии,

физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный,

универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и

физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к

естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его

антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней

находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о

неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество,

магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не

разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.

Вопрос 18. Формирование и осн. проблемы философии марксизма.

1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм:

идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней.

Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом –

методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем

восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм

деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии,

кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в

человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ.

практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц.

материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место

отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает

взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве,

составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости.

Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич.

понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа

преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и

взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру

пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление

коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от

каждого по способностям, каждому – по потребностям».

Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развития европ. мысли.

В к.17 - н. 19 вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-

ция предшествовала политич. перевороту. Важную роль в формировании НКФ

сыграли достижения естествознания и обществ. наук: стали развиваться физ. и

хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия в обл. м-и,

позволившие понять процессы в их точном количествен. выражении, учение

Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич.,

геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития человеч. общ-ва —

все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития

как теорию и метод познания действительности Кант -основоположник нем.

классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечн.

системы из гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель -

все, что существует, существует в мышлении. В основе мира -

абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три

этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему

категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает

природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах -

материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал,

что идеализм является теоретической основой религии. Критически

оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию

отражения.

Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в рус.

ф-ии

Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в.,

противостоявшее славянофилам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер.

Также Белинский, Тургенев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной

полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать

«самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац.

характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой

постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразованиях России. 3.

связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали

близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в

допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип

народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист.

развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность

России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус.

поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же

особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных,

симпатии к которым были одной из причин названия самого направления данного

им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреевский , Аксаков. С.

считали необходимым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва

ж/д и примен. машин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с

предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп. С. добивались

устранения цензурного гнёта, установления гласн. суда с участием в нём

выборных представителей населения, отмены телесных наказаний и смертной

казни.

Вопрос 21. Практически-нравственная ориентация рус. ф-ии.

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф.. Однако специф Р

ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн. процессов,

происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль в становлении

рус. фил мысли.

Вопрос 22. Космизм.

Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В русск. космизме

- 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,

Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:

-связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во Вселенной,

-множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность

восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров.

Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-

ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное,

обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен

осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен,

т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит.

процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш.

Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ

прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно

продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею

активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум

ч-ка. Вернадский считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл.

отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип

цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн.

системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к.

ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к.

б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум,

эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели

космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.

Вопрос 23.Фрейдизм

1856 – 1939. Ф., бессознательное. Открытие бессозн., исследование его

структуры, влияния на индивидуальн. и общ. жизнь было гл. заслугой Фр.

Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается

бессознательное наружу в гипнотических состояниях, снах, в к-либо фактах

нашего поведения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой

взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн..

Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч.

психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат.

Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно» –

глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа

деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и

«внешним миром». «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает

как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у

ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в человеке. Глубинный

слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе

природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего

удовольствия. В качестве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел.

Деятельность человека обусловлена наличием как биол., так и соц. влечений,

где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и

инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей

индивид сталкивается с внешней реальностью, кот. противостоит в виде «Оно»,

в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознат. влечения и направить

их в русло соц. одобренного поведения при помощи «сверх - Я».

Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма

Э.– Ф. существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм

Э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов

волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о

смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.

Исходный пункт ф. Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот.

сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном

существовании. Экзист. проблемы - это такие пробл, кот. возникают из самого

факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его

движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что

понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.

Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,

иррациональных путей для проникновения в него. Э - это фил, единственный

предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия –

страх перед смертью.

Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он

себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние,

настроенность, переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая

безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его

бытие., навязыв личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способ бытия

человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч.

“Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может

объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде

внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного

рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их

теоретич.

Вопрос 25. Проблема смысла жизни и ч-ка

Смерть – естеств. конец всего живого. Жизнь - форма существов. материи,

возникающая при опр. усл. в момент ее образования. От всех других живых

существ ч-к отличается более всего тем, что на протяжении всей своей

индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, ист.; в

этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не

удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе

причины творч. деятельности, не заключ. в непосредственных ее мотивах.

Поэтому призвание, задача каждого ч-ка - всесторонне развивать все свои

способности и по мере возможностей вносить свой личн. вклад в ист., в

прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной

личности, кот. она реализует через общество, но таков же и смысл жизни

общества и человечества в целом.

Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда

больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Миссия

человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.

Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. -

теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь

человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен.

Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а

затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) -

побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и

бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и

направления поведения.

Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Осн формы бытия.

Учение о быт. - онтология - одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая

реальность, предельно общ. понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. -

ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как

долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,

организмы, люди, их жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира:

мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к,

мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство

бесконечного, непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и

все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-

я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн.

формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б.

вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов,

произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и

специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух.

и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на

индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение

той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.

Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным

основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы,

состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в

этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и

первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с

его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

Вопрос 27. Понятие материи. Осн. формы и св-ва материи.

М введена в ф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это объективн.

реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им. На пути

своего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе М

отождествлялась с природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев,

воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами,

веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объективн.

реальностью (Ленин). В фил. понимании категории М можно выделить и 4 этап,

где эта категория предстает как совокупность мн. атрибутов и (в опр. мере)

в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое

субстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер.

нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали

различные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич.

модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах).

Понятие «М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл.

абстракцией. Не сущ. материя вообще, как не существует ч-к вообще, стол

вообще. Но кат. «материя» имеет под собой объективн. Основан.:

существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли

человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и

бесконечна. Движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный

случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не

существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние

когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн. формах, кот.

кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. отличия. Можно выделить 4 осн. ф-

мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех.

перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц

внутриатомн. и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромагнитн. и

опт. процессы 2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводящие к образованию орг. в-

в, гео. процессы 3)БИОЛОГ. Различные биологич. процессы, явл. и состояния:

обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост,

подвижность 4)СОЦ. Мат. и дух. жизнь индивида и социума во всех ее

многообр. проявл. Особым видом движения, изменения является развитие.

Развитие — это такое кол.-кач. изменение объекта или его состояния, кот. х-

ся направленностью, опр. закономерностями и необратимостью.

Вопрос 28. Диалектическая связь движения, пространства и времени.

Пр. и вр. Обусловл. мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый

уровень движения мат. обладает своей пространственно-временной структурой.

Мат. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в

пространстве, в своих структурных проявлениях..Общие св-ва П. и В.:

объективность и независимость от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов

материи; неразрывная связь друг с другом и с движением мат.; зависимость от

структурных отношений и процессов развития в материальн.системах; единство

прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств.

бесконечность. Различают метрич. (т.е. связанные с измерениями) и

топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерывность,

одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. хар-ки

описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность, г)

ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и

бесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe св-ва пространства:

протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование разл. элементов

(точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому

данному элементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения числа

элемент.; связность и непрерывность; трехмерность. Диалектический

материализм признает не просто внешн. связь в. и п. с движущейся материей,

а считает, что движ. является сущностью в.и п. и что, следовательно,

материя и движение, в. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила

подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об

объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг

от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от

материи и движения, Согласно диалектическому материализму, человеческое

познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное

представление об объективно-реальном в. и п.

Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения. Структура сознания.

Самые первые представления о С. возникли в древности. Идеализм – С

первично. Дуализм – С. и мат. независимы друг от друга. Материализм – мат.

первична.С - это высшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция

мозга, заключающ. в обобщ. и целенаправл. отражении действительности. С

структурно организованно, представл. систему элементов, находящихся между

собой в закономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо

выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е.

отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает

прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные

уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,

философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и

рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление

образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты

сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.

Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события

вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая

сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,

настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).

Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается

познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной

сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное сложно-структуированное целое.

Вопрос 32. Познание. Субъект и объект.

В науке различают эмпирич.и теор. уровни П. Для эмпирич. П характерна

фактофиксирующая деятельность. Теор. П - это сущностное познание,

осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы

научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс

научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к

более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более

соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования

и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств.

иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в

свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе

эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик

иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке

наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем

выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания

определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант,

Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма

(Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-

стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,

определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.

Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.

отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.

Вопрос 33. Чувственное познание

Ч П явл начальным этапом познания. 1. в истор плане: разделение физ и

умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн

поздний этап истории. 2 такая деят. является начальной в том смысле, что на

ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др

формы познав деятельности не могут сущ.Ощущения может рассм как простейший

и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения

“информ способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух,

вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так

как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания.

Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует

воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ.

начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот

практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и

фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально

включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.

Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в

процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность

оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.

Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,

запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,

превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря

восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной

форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно

благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество

субъективного образа объект мира.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.