Экзаменационные билеты по философии
психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теоретич.
познании Д. объявляет самой достоверной истиной истину о существовании
сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. Д. отождествлял
материю с протяжением, или пространством, считая, что чувственно
воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не
существуют. Выводы: мировая материя (пространство) беспредельна, однородна,
не имеет пустот и бесконечно делима. Сводит все качеств. разнообразие прир.
явл.: 1) к материи и 2) к ее движению. В познании главную роль играет
разум - рационализм. Д. полагал, что источником достоверности знания может
быть только сам разум. В процессе познания исключительное место отвел
дедукции. Исходные положения - аксиомы. В логической цепи дедукции, за
аксиомами, каждое следующее звено достоверно. Однако для ясного и
отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому
непосредственное очевидные исходные положения, или интуиции, имеют
преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
Вопрос 13. Т. Гоббс и Д. Локк о гос-ве и естеств. правах ч-ка. . Д.Л. 1632-
1704
Т.Г. 1588-1679. "Трактат о чел. природе", "О теле", "О чел.", "О
гражданине". Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже
единственным источником знаний(Гоббс, Локк). Локк: с самого начала мы имеем
на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания.
Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме ответную
реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее
комбинирование разнообр ощущ дает ч-ку восприятие предмета в целом.
(комбинация белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к
возникновению целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм,
ч-к закрепляет восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ
в отсутствии предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия,
представления предстают в виде совершенно независимых, последовательно
примыкабщих друг к другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь
надстраивается над рез и формами чувств познания. В его трудах – «Мысли о
воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые
педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое
знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у
человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк
видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в
целесообразности социальной детерминации школьного образования.
Вопрос 14. Осн. идеи философии Просвещения 18в.
Пр. х-ся верой в человеч. разум. Разум призван обеспечить прогресс ч-ва .
Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита
научного и технического знания. Защита естественных прав человека и
гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи
П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало:
механика. Ее строгие математич. законы попытались обобощить до уровня
природы вообще, упрощая естественные з-ны жизни.
Осн. аспекты: 1) вместо осн. догматов (религ.) на первое место -
рассуждающий разум; 2) атеистичность; 3) очень прагматична, исследует
человека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" -
главный лозунг. Наука - ср-во, прогресс - цель; 5) просветительство
(ликбез); 6) механистический мат-зм
Вопрос 15. Этическое учение И. Канта.
1724-1804.Фил. развитие Канта делится на 2 периода. В 1 период (до начала
70-х г.) пытался решать фил. проблему - о бытии, ф. природы, религии,
этики, логики исходя из убеждения, что ф. может быть разработана и
обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер (критический) пытается
строго отделить явл. от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте.
Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явл. или тот способ, кот. эти вещи в
себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой
разума”. Это учение огранич. разум, поскольку оно отказ. ему в познании
сущности вещей. Развивая эту критику, Кант пытался 1 выяснить источн.
различн. вида знаний – научн. и фил., выяснить на чем основывается
достоверность знаний, исследовать формы и категории научного мышления.
Учение “Критика философии” сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в
“Критика чистого разума” . Начинается с того, что “вещи в себе”
воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно
материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что
ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни
понятия разума не могут дать нам теоретич. знания о “вещах в себе”.
Достоверное знание сущ. - это м-ка и естествознание. Истины этих наук
всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о вас, а только о св-вах
вещей к кот. приложимы ф-мы нашего сознания: ощущения, понятия.
Вопрос 16. Объективный идеализм Г. Гегеля
1770-1831. Заслуга- впервые представил весь природный, ист. и дух. мир в
виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и
развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движения и развития.
Значение ф. Г. заключалось в том, что в ней в систематич. ф-е изложено
диалектич. миропонимание и соответствующий ему диалектический метод
исследования. Г. разрабатывал диалектику как фил. н-ку, обобщающую всю ист.
познания и исследующую наиболее общ. закономерности развития объективной
действительности. Подвергнув глубокой и основат. критике метафизич. метод,
Г. сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и
количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к Абсолютный идеализм Г. заключается в выносе всей
причины вовне. Сущ-вуют 3 стадии развития абсолюта: 1.субъективный дух
(уровень индивида), 2. объективный дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является
в этих 3 ипостасях. Всю мировую историю Гегель разделял на три основные
эпохи: восточную, античную и германскую. Тождество бытия и мышления -
исходный пункт учения Гегеля. Деятельн. абсолют. идеи заключ. в мышлении.
Цель - в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит 3 этапа
: пребывание самопознавающ. абсолют. идеи в ее собств. лоне, в стихии чист.
мышления; развитие идеи в ф-ме инобытия в виде явл. природы. На последн.
этапе абсолют. идея возвращается к самой себе и постигает себя в ф-ме
человеч. сознания и самосознания. Фил. взгляды Г. проникнуты идеей
развития. Он считал, что невозможно понять явл., не уяснив всего пути, кот.
оно совершило в своем развитии, что развит. происходит не по замкнутому
кругу, а от низших форм к высшим.
Вопрос 17. Антропологический материализм Фейербаха
1804 – 1872. Критикует Канта и Гегеля и продолжил традиции материалистич. ф-
ии. Ф. – воинствующ. материалист. К 1839г. он уже окончательно порывает с
идеализмом. Выходит гл. труд - ”Сущность христ.”. Затем он публикует
“Предварительные тезисы к р-ме ф-ии. Осуждая идеалистич. толкование
мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, приходит к выводу,
что вопрос об отношении бытия к мышлению - есть вопрос о сущности человека,
ибо мыслит лишь ч-к. Неразрывная связь мышления с материальн. процессами в
человеч. организме, с чувственными восприятиями и т.д. Человек неотделим от
природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологии,
физиологической деятельности. Новая ф. превращает ч-ка в единственный,
универсальный и высший предмет ф-ии, превращая антропологию, в том числе и
физиологию, в универсальную науку. Ф. сводит сверхестественное к
естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его
антропологического метода. У природы нет ни начала не конца, все в ней
находится во взаимодействии; все относительно.Он отстаивает положение о
неразрывной связи материи и движения. Природа есть свет, электричество,
магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, под словом природы я не
разумею ничего более, ничего мистического, ничего теологич.
Вопрос 18. Формирование и осн. проблемы философии марксизма.
1818-1883.Общая фил. позиция – последовательно проведенный материализм:
идеальное – это материальное, перенесенное в голову и преобразованое в ней.
Так развивать материализм можно, только пользуясь диалектическим метожом –
методом отыскания объективных противоречий в действительности (путем
восхождения от абстрактного к конкретному, обнаружения превращенных форм
деятельности, обращения метода) и их разрешения в практике: «Все мистерии,
кот. уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в
человеч. практике и в понимании этой практики. Стадия в развитии общ.
практики опр. способ производства, ф-ма кот. – производств. отн.- это соц.
материя, не зависящая от общ. сознани. В классовом общ-ве имеет место
отчуждение ч-ка от продуктов своего труда, из чего проистекает
взаимоотчуждение индивидов. Сущность общ-ва, основан. на товарном произ-ве,
составл. эксплуатация, угнетение в ф-ме извлечения прибавочной стоимости.
Объяснение природы прибавочной стоимости наряду с открытием материалистич.
понимания истрии принято считать гл. вкладом Маркса. Программа
преобразования общ-ва с целью избавления человечества от эксплуатации и
взаимоотчуждения предполагает пролетарскую революцию, диктатуру
пролетариата в перех. период от капитализма к коммунизму и установление
коммунизма – соц. строя с общ. собственностью и осуществлением принципа «от
каждого по способностям, каждому – по потребностям».
Вопрос 19. Значение классич. нем. ф-ии для развития европ. мысли.
В к.17 - н. 19 вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции. Ф. рев-
ция предшествовала политич. перевороту. Важную роль в формировании НКФ
сыграли достижения естествознания и обществ. наук: стали развиваться физ. и
хим., продвинулось вперед изучение орг. природы. Открытия в обл. м-и,
позволившие понять процессы в их точном количествен. выражении, учение
Ламарка об обусловленности развития организма окр. средой, астрономич.,
геологич., эмбриологич. теории, а также теории развития человеч. общ-ва —
все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на 1 план идею развития
как теорию и метод познания действительности Кант -основоположник нем.
классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечн.
системы из гигантской газ. Туманности. Субъективный идеалист. Гегель -
все, что существует, существует в мышлении. В основе мира -
абсолютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три
этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему
категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает
природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах -
материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал,
что идеализм является теоретической основой религии. Критически
оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию
отражения.
Вопрос 20. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в рус.
ф-ии
Западн -направление рус. антифеодальн. общ. мысли 40-х гг. 19 в.,
противостоявшее славянофилам. Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер.
Также Белинский, Тургенев.Термины «З-ки», «з-во» родились в идейной
полемике 40-х гг. Споры о том, идти ли России вслед за Зап. Евр. или искать
«самобытный» путь, полемика о тех или иных особенностях рус. нац.
характера, разногласия в оценке реформ Петра I и т. д. были лишь формой
постановки более существ. вопроса — о буд. соц. преобразованиях России. 3.
связывали их с усвоением ист. достижений стран Зап. Евр., С. отстаивали
близкую течениям феодального соц. утопию, идеализируя порядки, сущ. в
допетровской России (мнимая гармония власти и народа,общинность как принцип
народной жизни и т. п.). С. —выступившие с обоснован. самобытн. пути ист.
развития России, принципиальн. Отличн. от пути западноевр.. Самобытность
России, по мнению С. в отсутствии в ее ист. классовой борьбы в рус.
поземельной общине, в православии как единственно истинном христ., тe же
особенности развития С. усматривали и у зарубежных славян, особенно южных,
симпатии к которым были одной из причин названия самого направления данного
им западниками. «Философич. письмо» Чаадаева. Киреевский , Аксаков. С.
считали необходимым развитие торговли и пр-ости, акц. и банк. дела, стр-ва
ж/д и примен. машин в с/х. С. выступали за отмену креп. права «сверху» с
предоставлением крест. общинам земельн. наделов за выкуп. С. добивались
устранения цензурного гнёта, установления гласн. суда с участием в нём
выборных представителей населения, отмены телесных наказаний и смертной
казни.
Вопрос 21. Практически-нравственная ориентация рус. ф-ии.
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой ф.. Однако специф Р
ф. во многом складывалась под влиянием соц. культурн. процессов,
происходивших на Руси. Христ-ция Р. сыграла огромную роль в становлении
рус. фил мысли.
Вопрос 22. Космизм.
Через всю мир. культуру прох. понимание мира как космоса. В русск. космизме
- 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев,
Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма:
-связь чел. сознания (души) и космоса, -место разума во Вселенной,
-множество разумных миров и единство всех слоев бытия, -целостность
восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель -Ник. Фед. Федоров.
Осн. труд - “Фил-я общего дела”. В основе ф.о.д. лежит специфич. пониман. ч-
ка. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - существо вертикальное,
обращен к небу, сл. должен стать свободным. Ч-к - сущ-во родовое, должен
осозновать, что он - сын чел-ский. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен,
т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит.
процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш.
Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ
прогресса. Частая смена покол. не позв. освоить знания предш. пок. Нужно
продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Фил-я р.к. обосн. идею
активной эволюции, в кот. орудием сознат. совреш-я природы становится разум
ч-ка. Вернадский считал, что использ. энергии, связ. с разумом, явл.
отлчть. признаком ч-ка, она позволит людям преобр. природу. Принцип
цефализации - осн. направл. эволюции жив. мира - наращивание нервн.
системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера перех. в н., т.к.
ч-к преобр. природу соотв. своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к.
б. и.н. повреждены чел. потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум,
эвол. пошла на риск. Есть рельн. опасность родового самоубийства и гибели
космоса. Необх регулировать взаимод. о-ва и природы.
Вопрос 23.Фрейдизм
1856 – 1939. Ф., бессознательное. Открытие бессозн., исследование его
структуры, влияния на индивидуальн. и общ. жизнь было гл. заслугой Фр.
Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Довольно часто прорывается
бессознательное наружу в гипнотических состояниях, снах, в к-либо фактах
нашего поведения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой
взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн..
Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч.
психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат.
Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно» –
глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа
деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и
«внешним миром». «Сверх - Я» внутриличностная совесть, которая возникает
как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у
ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в человеке. Глубинный
слой человеческой психики, по мысли Фрейда, функционирует на основе
природных инстинктов, первичных влечений с целью получения наибольшего
удовольствия. В качестве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел.
Деятельность человека обусловлена наличием как биол., так и соц. влечений,
где доминирующую роль играют так называемые «инстинкт жизни» – эрос и
инстинкт смерти – танатос. Поскольку в удовлетворении своих страстей
индивид сталкивается с внешней реальностью, кот. противостоит в виде «Оно»,
в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознат. влечения и направить
их в русло соц. одобренного поведения при помощи «сверх - Я».
Вопрос 24. Осн. черты экзистенциализма
Э.– Ф. существования. Иррационалистич. Ясперс,Марсель, Сартр, Камю, В Герм
Э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов
волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны. Э. поставили вопос о
смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личн. ответственности.
Исходный пункт ф. Э. – изолиров., одинокий индивид, все интересы кот.
сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном
существовании. Экзист. проблемы - это такие пробл, кот. возникают из самого
факта сущ ч-ка. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его
движение к небытию. Э объявл предметом ф. - бытие. Они утверждают, что
понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен.
Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных,
иррациональных путей для проникновения в него. Э - это фил, единственный
предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Способ бытия –
страх перед смертью.
Свобода. Ч-к сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он
себя сделает. Свобода - своб вне общества. Это внутр состояние,
настроенность, переживание индивида. Личность и общество Общ.- всеобщая
безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его
бытие., навязыв личности трафаретные вкусы.Экзистенция –способ бытия
человеческой личности. Э. Представляет собой центральное ядро человеч.
“Я”.Одно из важнейших определений Э – ее необъективируемость. Человек может
объективировать свои способности, знания, умения практически - в виде
внешних предметов; он может, далее, сделать объектом собственного
рассмотрения свои психические акты, свое мышление и т.д., объективируя их
теоретич.
Вопрос 25. Проблема смысла жизни и ч-ка
Смерть – естеств. конец всего живого. Жизнь - форма существов. материи,
возникающая при опр. усл. в момент ее образования. От всех других живых
существ ч-к отличается более всего тем, что на протяжении всей своей
индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, ист.; в
этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное сущ-во. Ч-ек не
удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе
причины творч. деятельности, не заключ. в непосредственных ее мотивах.
Поэтому призвание, задача каждого ч-ка - всесторонне развивать все свои
способности и по мере возможностей вносить свой личн. вклад в ист., в
прогресс общ-ва, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной
личности, кот. она реализует через общество, но таков же и смысл жизни
общества и человечества в целом.
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда
больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Миссия
человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная.
Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Ср/в Ф. -
теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь
человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен.
Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а
затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) -
побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и
бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и
направления поведения.
Вопрос 26. Фил. проблемы бытия. Осн формы бытия.
Учение о быт. - онтология - одна из центр. проблем ф. Б. - всеохватывающая
реальность, предельно общ. понятие о существовании. 1 аспект проблемы Б. -
ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как
долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” 2 аспект связан с вопр. о единстве мира:
мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Природа, ч-к,
мысли, идеи, о-во сущ; различные по формам совего сущ-я, они обр. единство
бесконечного, непреходящего мира. 3 аспект связ. с тем, что мир в целом и
все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-
я, развития и реально предзадана созн-ю, действию отд. индивидов. осн.
формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б.
вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов,
произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и
специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух.
и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на
индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение
той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую.
Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным
основанием, своей субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы,
состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в
этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и
первичная. Для прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с
его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
Вопрос 27. Понятие материи. Осн. формы и св-ва материи.
М введена в ф. для обознач. объективн. реальности. Материя — это объективн.
реальность, сущ. независимо от человеч. сознания и отображаемая им. На пути
своего формирования понятие М прошло несколько этапов; на 1 этапе М
отождествлялась с природн. стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев,
воздух — у Анаксимандра и т.д.); на 2 этапе М отождествл. с атомами,
веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах); на 3 — с объективн.
реальностью (Ленин). В фил. понимании категории М можно выделить и 4 этап,
где эта категория предстает как совокупность мн. атрибутов и (в опр. мере)
в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так называемое
субстанциально-аксиологич. представление о М, к. берет свое начало в сер.
нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали
различные модели М. Наиболее известными из них являются: • атомистич.
модель (Демокрит); • эфирная модель (Декарт); • веществ. модель (Гольбах).
Понятие «М», отражая предельно общие свойства объективн. мира, явл.
абстракцией. Не сущ. материя вообще, как не существует ч-к вообще, стол
вообще. Но кат. «материя» имеет под собой объективн. Основан.:
существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли
человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и
бесконечна. Движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный
случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не
существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние
когда-нибудь обязательно нарушается. Движ. сущ. в различн. формах, кот.
кроме общ. св-в имеют и весьма сущ. кач. отличия. Можно выделить 4 осн. ф-
мы движ. М, неразрывно связан. между собой: 1) ФИЗ. Простое мех.
перемещение, изменение местополож. обьектов, движение элементарн. частиц
внутриатомн. и ядерн.процессы, молекулярн. или тепл. движ электромагнитн. и
опт. процессы 2)ХИМ. Неорганич. Хим. р-ции, приводящие к образованию орг. в-
в, гео. процессы 3)БИОЛОГ. Различные биологич. процессы, явл. и состояния:
обмен в-в, размножение, наследственносгь, приспособляемость, рост,
подвижность 4)СОЦ. Мат. и дух. жизнь индивида и социума во всех ее
многообр. проявл. Особым видом движения, изменения является развитие.
Развитие — это такое кол.-кач. изменение объекта или его состояния, кот. х-
ся направленностью, опр. закономерностями и необратимостью.
Вопрос 28. Диалектическая связь движения, пространства и времени.
Пр. и вр. Обусловл. мат. как ф-ма своим содержанием, и потому каждый
уровень движения мат. обладает своей пространственно-временной структурой.
Мат. несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в
пространстве, в своих структурных проявлениях..Общие св-ва П. и В.:
объективность и независимость от сознания ч-ка; абсолютность как атрибутов
материи; неразрывная связь друг с другом и с движением мат.; зависимость от
структурных отношений и процессов развития в материальн.системах; единство
прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств.
бесконечность. Различают метрич. (т.е. связанные с измерениями) и
топологич. (напр., связность, симметрия пространства и непрерывность,
одномерность, необратимость времени) свойства П. и В. Топологич. хар-ки
описывают: а) прерывность и непрерывность, б) размерность, в) связность, г)
ориентируемость. Метрич. хар-ки описывают: а) кривизна, б) конечность и
бесконечность, в) изотропность, г) гомогенность. Общиe св-ва пространства:
протяженность, означающ. рядоположенность и сосуществование разл. элементов
(точек, отрезков, объемов и т.п.), возможность прибавления к каждому
данному элементу нек-рого след. элемента либо возможность уменьшения числа
элемент.; связность и непрерывность; трехмерность. Диалектический
материализм признает не просто внешн. связь в. и п. с движущейся материей,
а считает, что движ. является сущностью в.и п. и что, следовательно,
материя и движение, в. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила
подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об
объективности в., и п., рассматривало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг
от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от
материи и движения, Согласно диалектическому материализму, человеческое
познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное
представление об объективно-реальном в. и п.
Вопрос29. Сознание как высшая ф-ма отражения. Структура сознания.
Самые первые представления о С. возникли в древности. Идеализм – С
первично. Дуализм – С. и мат. независимы друг от друга. Материализм – мат.
первична.С - это высшая, свойств. только ч-ку и связанная с речью ф-ция
мозга, заключающ. в обобщ. и целенаправл. отражении действительности. С
структурно организованно, представл. систему элементов, находящихся между
собой в закономерных отношениях. В структуре С наиболее отчетливо
выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е.
отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает
прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные
уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и
рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление
образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.
Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события
вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,
настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).
Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается
познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной
сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
интегральное сложно-структуированное целое.
Вопрос 32. Познание. Субъект и объект.
В науке различают эмпирич.и теор. уровни П. Для эмпирич. П характерна
фактофиксирующая деятельность. Теор. П - это сущностное познание,
осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Важнейш. методы
научного П: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс
научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к
более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более
соответсвующих действительным, называют методом 1). 2) Метод моделирования
и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств.
иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в
свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе
эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик
иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке
наука активно математизируется. Чувств. и рац.: большинство ф. систем
выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания
определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант,
Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма
(Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-
стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил,
определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания.
Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн.
отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
Вопрос 33. Чувственное познание
Ч П явл начальным этапом познания. 1. в истор плане: разделение физ и
умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн
поздний этап истории. 2 такая деят. является начальной в том смысле, что на
ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот др
формы познав деятельности не могут сущ.Ощущения может рассм как простейший
и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения
“информ способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух,
вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так
как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания.
Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует
воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ.
начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот
практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и
фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально
включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма.
Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в
процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность
оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.
Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.
Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,
запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,
превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря
восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной
форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно
благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество
субъективного образа объект мира.
Страницы: 1, 2
|