рефераты скачать

МЕНЮ


Древне Греческая философия о человеке и обществе

Древне Греческая философия о человеке и обществе

Томский Государственный Университет Систем Управления и Радиоэлектроники (

ТГУСУР )

Кафедра Философии

Реферат

на тему :

«Древнегреческая философия о человеке и

обществе.»

Выполнил : Студент Валентей Р.Г.

Приморский край

г. Уссурийск

1999 г.

План

1. Введение : Мыслители на фоне своей эпохи

2. Сократ :

3. Мир идей Платона

4. Учение о государстве

5. Заключение

6. Литература

Введение

Несмотря на то, что эти легендарные мыслители были характерным про-

дуктом одной и той же эпохи и общественного строя, жили в том же месте в

одно и то же время, их жизнь и учения во многом разительно отличаются. Со-

крат (469 - 399 до н. э.) и Платон (427 - 347 до н. э.) встретились в 408

г. до н. э.

и не расставались до самой смерти Сократа. В 20 лет Платон, подающий мно-

жественные надежды амбициозный юноша, готовился участвовать в поэтиче-

ском соревновании как автор трагедии и случайно перед театром услышал дис-

куссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег

свои стихи и решил посвятить себя исключительно философии.

Этот случай был не столько удивителен, сколько закономерен - речи Со-

крата были способны моментально околдовать человека. Даже услышав их в

неумелом изложении, современники чувствовали неожиданное волнение и тре-

пет, а однажды приняв участие в дискуссии, многие навсе-

гда. Сократа кроме многочисленных учеников всегда сопровождали толпы зе-

вак, невежество которых не позволяло понять всей глубины его мыслей, но са-

ма речь завораживала. Настолько ее содержание контрастировало с формой, не

говоря уж о внешности Сократа. Он избегал традиционных ораторских прие-

мов, закруглений периодов и прочего украшательства, его резкая и отрывистая

речь была ближе к простонародной. Его фигура и манеры смотрелись не иначе

как вызов традиционным идеалам античной цивилизации с ее блеском и лос-

ком и поклонением формальной красоте. .

Удивительно скорее то, что Платон смог взвешенно отнестись к учению

Сократа, не сразу с ним сдружился, параллельно изучал и другие философские

школы, положения которых заимствовал более откровенно. Злые языки утвер-

ждали, что , одно из главных его сочинений, не что иное, как

пересказ

одной пифагорейской книги, купленной за баснословную цену. Тем не менее

впоследствии они становятся близкими друзьями. За восемь лет дружбы Сократ

дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и

высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и кра-

соте трудным путем внутреннего самосовершенствования. Сократ считал Пла-

тона одним из любимейших своих учеников. Платон всегда высоко ценил Со-

крата и как человека и как мыслителя. Когда Сократа судили, Платон подгото-

вил пламенную речь в его защиту, хотя Сократ и возражал, чтобы его кто-либо

защищал на суде. Несправедливое осуждение Сократа сильно повлияло на Пла-

тона. Он так заболел, что не смог придти присутствовать при его смерти. Впо-

следствии сцена смерти Сократа стала сюжетом одного из его выдающихся со-

чинений.

Своеобразным нерукотворным памятником мыслителю стало частое

употребление в диалогах Платона образа Сократа, как персонажа, говорящего

. Хотя и не все речи этого персонажа мы можем считать Сократов-

скими, но это один из немногих дошедших до нашего времени источников.

Второй источник - Ксенофонта, более недалек и поверхно-

стен, но благодаря ему удалось отделить идеи Сократа от идей Платона, вло-

женных им в уста Сократа-персонажа.

Сократ :

Сократ - представитель идеалистического религиозно - нравственного

мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ

сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил

против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем "тенденции, или ли-

нии Платона " в античной философии.

Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистиче-

ских и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит вы-

дающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике,

политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс челове-

ческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную

культуру человечества.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его

судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество,

трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарно-

сти. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала це-

лые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дош-

ла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От

века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И

сегодня

она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было. В центре сократов-

ской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, доброде-

телей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И

сократовские беседы - поучительный и авторитетный пример того, как можно

ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сокра-

ту во все времена было попыткой понять себя и свое время. И мы, при всем

своеобразии нашей эпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого

разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешатель-

ством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь

великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду

при-

сутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные иссле-

дования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом от-

ношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя

Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это

своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще стара-

тельно выполнял все религиозные обряды.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиоз-

но-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию счи-

тал делом ненужным и безбожным.

Сомнение ("я знаю, что ничего не знаю") должно было, по учению Со-

крата, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким

инди-

видуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливо-

сти, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая

природу,

пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли со-

мнению и осмеяли все прежние взгляды, - необходимо поэтому, согласно Со-

крату, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем

найти

основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Со-

крат решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания,

приро-

да же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания фи-

лософа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собствен-

ному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объектив-

ному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерас-

тает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в про-

тивоположность материалистам, призывающим "прислушиваться к природе",

ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших

вопросах, - знаменитый "демон" Сократа.

Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов

и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным

пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет

своей

целью пользу человека.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы

чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение оп-

ределенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и

т.п.

Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь

предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью

помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производи-

ла пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен

года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от

земли,

чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал,

но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методо-

логически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руко-

водящей ролью в пределах своего философско - политеческого кружка, Сократ

бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных

собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы"

с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, ре-

лигиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался

показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная

жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную

пропаганду своего этического идеализма.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философ-

ских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал позна-

нию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое

добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы

быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как

"всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахож-

дения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его осо-

бый философский метод. "Сократский" метод, имевший своей задачей обна-

ружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеали-

стической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство

добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и

преодоления этих противоречии. В древности некоторые философы считали,

что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных

мнений является лучшим средством обнаружения истины". Между тем как Ге-

раклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития при-

роды, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалек-

тике, Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ),

впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалекти-

ческом способе мышления. Основные составные части "сократического" мето-

да: "ирония" и "майевтика" - по форме, "индукция" и "определение" - по со-

держанию. "Сократический" метод - это прежде всего метод последовательно

и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение

собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного неве-

жества. В этом и состоит сократовская "ирония". Однако Сократ ставил

своей

задачей не только "ироническое" раскрытие противоречий в утверждениях со-

беседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться "истины".

Поэтому продолжением и дополнением "иронии" служила "майевтика" -

"повивальное искусство" Сократа ( намек на профессию его матери ). Сократ

хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жиз-

ни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали. Основная задача

"сократического" метода - найти "всеобщее" в нравственности, установить

всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача

должна быть разрешена при помощи своеобразной "индукции" и

"определения".

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он

сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы,

анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению проти-

воречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на

основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает об-

щего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справед-

ливости или несправедливости открывало возможность определения понятия

и сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и

"определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если

"индукция" - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа

и сравнения, то "определение" - это установление родов и видов, их соотно-

шения, "соподчинения". Вот как, например, в разговоре с Евтидемом, гото-

вившимся к государственной деятельности и желавшим знать, что такое спра-

ведливость и несправедливость, Сократ применил свой "диалектический" ме-

тод мышления. Сначала Сократ предложил дела справедливости заносить в

графу "дельта", а дела несправедливости - в графу "альфа", затем он

спросил

Евтидема, куда занести ложь. Евтидем предложил занести ложь в графу "альфа"

(несправедливости). То же предложил он и в отношении обмана, воровства и

похищения людей для продажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа

можно ли что-либо из перечисленного занести в графу "дельта"

(справедливости), Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ

задал Евтидему вопрос такого рода: справедливо ли обращение в рабство жи-

телей несправедливого неприятельского города. Евтидем признал подобный

поступок справедливым. Тогда Сократ задал подобный же вопрос относитель-

но обмана неприятеля и относительно кражи и грабежа добра у жителей не-

приятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми,

указав, что он первоначально думал, будто бы вопросы Сократа касаются

только друзей. Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отне-

сенные к графе несправедливости, следует поместить в графу

справедливости.

Евтидем согласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно,

прежнее

"определение" неправильно и что следует выдвинуть новое "определение": "По

отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям

несправедливы, и по отношению к ним, напротив, следует быть как можно

справедливее". Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к

"индукции", показал, что и это "определение" неправильно и требует замены

его другим. Для достижения этого результата Сократ снова обнаруживает про-

тиворечия в положении, признанном собеседником за истинное,а именно в те-

зисе о том, что в отношении друзей следует говорить только правду.

Правильно

ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы под-

нять дух войска, солжет своим войнам, будто бы приближаются союзники.

Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в

графу "дельта", а не "альфа", как это предполагается предыдущим

"определением". Равным образом, продолжает "индукцию" Сократ, не спра-

ведливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего

принимать лекарство, и под видом пищи заставит его это лекарство принять,

и

тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и

такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ

спрашивает его, как назвать поступок того человека, который, видя своего

друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийст-

вом, украдет или просто отнимет у него оружие. Эту кражу, или этот

грабеж,

Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова

предыдущее "определения" и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что

и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ

переходит к вопросу о различии добровольного и недобровольного поступка,

продолжая свою "индукцию" и добиваясь нового, еще более точного

"определения" справедливости и несправедливости. В конечном итоге получа-

ется определение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в

отношении друзец с намерением им навредить. Истина и нравственность для

Сократа - понятия совпадающие. " Между мудростью и нравственностью Со-

крат не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравствен-

ным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руково-

диться этим в своих поступках6 и, наоборот, зная, в чем состоит

нравственно

безобразное, избегает его...

Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добро-

детели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие

поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а

люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаться совершить,

впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки соверша-

ют только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаться совершить,

впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хоро-

шие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и

справедли-

вость и всякая другая добродетель есть мудрость".

Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и

прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству,

жизненному счастью.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)

2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности)

3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человече-

ских) Только "благородные люди" могут претендовать на знание. А

"земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих се-

бя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит

ему... А

потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих

людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему,

ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах),

недос-

тупно знание.

Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был

идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменно-

сти моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократов-

ская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит

о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных

приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание

афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить

восстановления политического господства аристократии, вернуться к

"заветам

отцов".

По Ксенофонту, Сократ восторгается "самыми древними и самыми обра-

зованными государствами и народами", потому что они "самые набожные".

Больше того: " ...он думает, что ему не стыдно будет взять за образец

персид-

ского царя", потому что персидский царь считает земледелие и военное

искус-

ство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконная

принадлежность "благородных господ", родовой землевладельческой аристо-

кратии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Он дает возможность

сулить "хорошие обещания рабам" и "приохочивать рабочих и склонять их к

послушанию". Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источ-

ник жизненных потребностей для "для благородного господина", лучшее за-

нятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к

храбро-

сти, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.