рефераты скачать

МЕНЮ


Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования

Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования

ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА













Контрольная работа

По предмету «Философия гуманитарного знания»

Тема: Диалектика как метод исторического и гуманитарного исследования



студента 5 курса,

группы ФиР-01

Марюхнич

Михаил Тарасович

Преподаватель:

Белокобыльский

Александр Владимирович


План


Введение

1. Эволюция диалектики от Гегеля к Марксу

1.1 Диалектика в исследовании исторических процессов по Гегелю

1.2 Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса в исследовании исторических процессов

2. Содержание диалектики

2.1 Противоречие как сущностное свойство явлений

2.2 Конкретный характер диалектического противоречия

2.3 Противоречие – закон познающего мышления

Вывод

Список использованной литературы


Введение

В данной работе необходимо исследовать развитие такой философской категории, как диалектика и изучить ее в применении к исследованию истории, поскольку понятие диалектики стоит тесно с понятием «время» и само ее существование обязано временной категории, так как только во времени можно увидеть ее суть. Именно по этой причине вопрос диалектики был близок философам всех времен, так как всегда философы интересовались вопросами жизни и смерти, вечности и конца времени, разрушения и развития.

Более полно и подробно диалектика была исследована Г.В.Ф.Гегелем, а взгляды Маркса и Энгельса даже высвободили некоторую пассионарность народов Европы и повлияли на мировую политику 20 века. Философские учения Гегеля и Маркса и по сей день вызывают интерес исследователей и любителей философии, влияют на парадигму общественного сознания, во многих странах действуют коммунистические партии, а по джунглям Африки словно потерянные во времени до сих пор с автоматами в руках бегают марксисты - террористы. Теория и практика диалектического материализма продолжает доказывать свою жизнеспособность в набирающем силы Китае и в странах, находящихся в экономической блокаде – Северной Корее и Кубе.

Открытие закона диалектики – это открытие универсального закона, позволяющего дать ответ на вопросы о изменении окружающей действительности, выстроить стройную логическую схему. Вызывает интерес эволюция гегелевской философии в марксистскую. Философия Гегеля была идеалистична, основная ее схема не во многом перечила схеме христианской религии, да и сам Гегель положительно относился к христианству, считая, что его польза для общества бесспорна. Маркс пошел дальше, решив выхолостить из философии Гегеля все метафизическое, соединив материализм с диалектикой – традиционно несовместимые вещи, чем вызвал фурор в «прогрессивном обществе», и осуждение всех тех, кто был сторонником традиционалистских взглядов. Светское мышление уверовало в материю и позабыло Бога.

Единство и борьба противоположностей, всеобщий закон природной и общественно-исторической действительности, выступающий и как закон её познания, выражает суть, «ядро» диалектики

Относительно внешняя сторона единства и борьбы противоположностей состоит в том, что существуют вне друг друга полюсы или крайности, такие, как левое и правое, хорошее и дурное, плюс и минус, северный и южный полюсы и т. п. Эти полюсы в равной мере взаимно предполагают друг друга (нераздельны, находятся в корреляции) и исключают один другой (вытесняют, отталкивают, несовместимы).

Необходимость сосуществования противоречий внутри диалектической схемы и составляет главную схему, двигатель, необходимый для суждений об историческом процессе в русле гегельянской философии и философии марксистской школы.


1.Эволюция диалектики от Гегеля к Марксу

1.1 Диалектика в исследовании исторических процессов по Гегелю

Диалектика, как философский инструмент исследования истории человечества, наиболее «активно» была использована Марксом и Энгельсом. Гегель же диалектику применял к анализу развития человеческого мышления. Субъективная диалектика у него не является отражением объективного мира, и наоборот, последний представляет собой инобытие идеи. Философия Гегеля идеалистична, поскольку его философия не опирается на материализм, исторический процесс, диалектика человеческого мышления выводятся из саморазвития абсолютной идеи. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышление, но и природа и общество диалектичны, материи присуще внутреннее саморазвитие. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей». Диалектика понимается Марксом и Энгельсом как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Следует подчеркнуть, что марксистская философия была проиллюстрирована на исторических примерах, была пересмотрена история мира, были даны оценки историческим событиям. Именно потому – вследствие того, что сам принцип диалектики проявляется во временной плоскости, он в полной силе был применен к истории, и стал, по сути, историческим анализом мировых событий, в которых исследовалось развитие человеческого общества.

В отличие от гегелевской философии, философия марксизма отвергает идеализм, вынимает диалектику из «мистической оболочки» и игнорирует все трансцендентальное, объявляя все бытие сугубо материальным и материально обусловленным. Философия марксизма выступает против удвоения мира на посюсторонний и потусторонний. Материальное единство мира обосновывается длительным процессом человеческого познания. Идеальное – высший продукт человеческой материи. «Наше сознание и мышление, каким бы сверхчувственным оно не казалось, является продуктом вещественного, телесного органа - мозга»(Энгельс). Такова диалектика марксизма.

Диалектика Гегеля в его философии призвана дать движение его системе, это своеобразный двигатель, работающий на противоречии, она сама и есть противоречие. Бытие всему сущему дает Абсолютная Идея, (Гегелевский Бог), цель идеи – истина. Истина есть процесс постепенного постижения, поэтому, как говорит Гегель, «идея существенно есть процесс». Но с помощью чего осуществляется этот процесс? Тут-то и появляется на свет сила и мощь диалектики. Идея сама по себе диалектична, «тождественная с собой идея содержит в самой себе отрицание самой себя, противоречие».

Диалектическое противоречие, присущее абсолютной идее, есть деятельность ее самопознания. Высшим актом этого самопознания служит абсолютное знание – философия.

Итак, человек у Гегеля – субъект познания, составная часть Абсолютной Идеи, призванная познавать Идею с помощью философии. В отличии от христианской религии, с которой прослеживается культурная связь немецкой классической философии целью жизни человека провозглашается не стремление к спасению души, а постижение , или даже участие в процессе постижения Абсолютной Идеи.

Если говорить о преемственности христианства в философии Гегеля, то здесь следует отметить тяготение к выражению системной основы в его философии в трех пунктах, что напоминает Троицу, то же касается и марксистской философии.

Система Гегеля включает 3 части: Логику, философию природы и философию духа.(Отца, Сына и Святого Духа) Логика, по Гегелю, - наука о чистом мышлении, абстрактной идее, природа – внешняя реальность идеи, дух – возвращение идеи к самой себе.

Логика- наука о сущности духа, мышления и вещей. Она зиждется на категориях, в основе которых лежат принципы, на которых строится система исследования истории. А.Движение о абстрактного к конкретному.Б Триадичность системы, где целое расчленяется на три части, что , видимо является условием диалектичности. В.Установление диалектической связи, синтеза противоположных сторон, формирование нового целого.

Триада включает тезис – антитезис – синтез. Или, иначе говоря, положение – отрицание – отрицание отрицания.

Характерно, что триадичность проходит через всю философию Гегеля: три ее части – логика, философия природы и философия духа. Логика состоит из трех частей и т.д. Иногда идея триадичности носит весьма искусственный характер.

Все предметы находятся в состоянии непрерывного изменения – становления. Становление – это первая категория, наполненная конкретным содержанием, она в ствою очередь состоит из чистого бытия, равного своей противоположности – ничто. Становление – важная часть диалектического процесса, с ним связан термин снятие. Здесь речь идет о переходе из одного состояния в другое.

У Гегеля отрицание – это не просто уничтожение чего-то, а его развитие. В качестве иллюстрации Гегель приводит пример с зерном. Уничтожить зерно можно различными способами: сжечь, сгноить, размолоть; диалектическое отрицание зерна отрицается одним путем, когда созданы условия его прорастания и превращения в стебель. Для характеристики отрицания Гегель употребляет также термин «снятие», который означает одновременно и упразднение и сохранение. В становлении бытие и ничто находятся в снятом виде.

Логическое развитие идеи предшествовало природе, причем не во времени. Категория времени повляется только в природе. Само же развитие во времени будет совершаться позже, на ступени «духа», т.е. в жизни человека и общества.

Завершает философскую систему Гегеля философия духа. Дух есть «идея, возвращающаяся в самое себя из своего инобытия». «Переход природы к духу не есть переход чему-то безусловно другому, но только возвращение к самому себе того самого духа, который в природе является сущим вне себя».

Достигнув ступени духа, идея приступает к самопознанию. Самопознание идеи происходит в человеческом познании. Дух – та же идея, но в ее выражении в виде различных форм интеллектуальной деятельности людей, начиная от низших чувственных форм и заканчивая абсолютным знанием, т.е. адекватным выражением абсолютной идеи в логических категориях. Дух отличается от идеи тем, что абсолютная идея вневременна, а дух существует во времени. Противоречивость, самоотрицательность, зло и страдания – формы внутренней диалектики и смны форм духа.

Философия духа включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе, т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании.

Философия духа включает в себя учение о субъективном духе, объективном духе и абсолютном духе. Для изучения диалектики, как метода исторического исследования интерес представляет учение о объективном духе, которое рассматривает право и нравственность. Развитие духа получает здесь свое дальнейшее выражение не в деятельности индивидуального Я, а в коллективной деятельности, в практике человеческого рода.

Учение об объективном духе – учение об истории. Гегель отвергает сведение гражданской истории к разрозненным событиям и деяниям отдельных лиц, романтическому культу героев и гальванизации в современности отживших свой век идеалов. «Всемирно – исторический процесс совершается разумно». Вера Гегеля в разум – это вера в неодолимый прогресс. Потому философия Гегеля оптимистична, она идеализирует человеческий прогресс. Зачатки этого оптимизма в марксистской философии превратились в цель и обоснование классовой борьбы. Без классовой борьбы по Марксу, прогресса быть не может.


1.2 Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса в исследовании исторических процессов

Важная особенность марксистской диалектики состоит в том, что она представляет собой органическое единство материализма и диалектики. Ранее в домарксистской философии по ряду причин получалось так, что материализм был основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики и даже противопоставляли их другу другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв, создав диалектический материализм.

Маркс писал, что Гегель впервые изобразил основные диалектические формы развития и что надо освободить гегелевский анализ этих форм от «мистической оболочки», од которой скрывается «рациональное зерно» его диалектики. Гегель диалектику человеческого мышления выводит из саморазвития абсолютной идеи. Субъективная диалектика у него не является отражением объективного мира, а наоборот последний представляет собой инобытие идеи. В противоположность Гегелю Маркс и Энгельс утверждали всеобщность диалектического процесса. Не только мышление, но и природа и общество диалектичны, материи присуще внутреннее саморазвитие. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а та называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей». Диалектика понимается Марксом и Энгельсом как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Материалистический характер марксистской философии означает, что она требует рассматривать мир таким, каков он есть. Диалектический характер ее означает требование учитывать объективно существующую взаимосвязь явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость. Это означает, что нельзя объяснить природу, исходя из каких-то заранее взятых принципов, наоборот, нужно выводить принципы из изучения природы. Это ставит философию на твердую научную почву, освобождает ее от всяких вымыслов, принимаемых на веру догм, от различных схоластических умозрительных конструкций. Опираясь всецело на научное исследование объективной действительности, диалектический материализм выступает, по словам Ленина, как материализм современный, неизмеримо более богатый содержанием и несравненно более последовательный, чем все предшествовавшие формы материализма.

Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпритацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль. Основными законами диалетики являются закон перехода количества в качество, закон взаимного проникновения противоположностей, закон отрицания отрицания. Так, анализируя превращение ремесленного мастера в капиталиста, Маркс показывает, как постепенное накопление денег и товаров в руках отдельных владельцев в конечном счете приводит к возникновению качественно нового производственного отношения. «Здесь, как и в естествознании, подтверждается правильность того закона, открытого Гегелем в его «Логике», что чисто количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия».

Если у Гегеля познание – это метафизическая категория, с помощью которой Абсолютная идея познает себя посрдством человека, то в философии марксизма человек – самодостаточный субъект познавания, выше него только исторический уровень общественного производства, изменяющийся во времени, и обуславливающий мышление человека.

Маркс и Энгельс указывают на социльную обуловленность сознания и познания. «Сознание никогда не может быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Само сознание возникло в трудовой деятельности людей . Человек познает мир, воздействуя на него и преобразуя его в процессе материального производства. Общественная практика, и прежде всего материальное производство, образует основу познания и является критерием его истинности.

 Показав, что идеи и теории людей зависят от материальной, практической деятельности людей, Маркс и Энгельс обосновали необходимость единства теории и практики и преодолели разрыв между ними, который был сойствен прежней философии. Исходя из того, что развивающаяся общественная практика является основой процесса познания и критерием истины, Маркс и Энгельс смогли объяснить исторический ход человеческого познания, его диалектическое развитие, его закономерности.


2. Содержание диалектики


Сутью диалектики В.И. Ленин назвал «раздвоение единого и познание противоречивых частей его»; он рассматривал это как условие постижения всех процессов мира в их «самодвижении» и развитии . В данном пункте прежде всего и проходит водораздел между диалектикой и метафизикой. Для первой противоречие – источник и движущая сила развития и познания, для второй – всего лишь субъективное заблуждение.

Метафизическая концепция движения, указывал Ленин, объясняет развитие как «уменьшение и увеличение, как повторение» . Такое понимание развития он квалифицирует как случайное, филистерское, которым «душат и опошляют истину» . Поэтому эта концепция, говорит Ленин, мертва. Диалектическая концепция движения жизненна: «только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и возникновению нового» .

Длительная борьба, которая велась вокруг этих вопросов между различными философскими школами, объясняется не только обстоятельствами теоретического порядка, но также и социальными причинами.

Диалектика с ее признанием единства и борьбы противоположностей как основного закона всякого развития и изменения является теорией революционного переустройства общества. Что же касается метафизических представлений о мире, то они подкрепляются интересами правящих классов в эксплуататорском обществе, для которых изменение социального строя означает конец их господства.

Великий русский демократ А.И. Герцен назвал диалектику «алгеброй революции».

И хотя теории, возбуждающие интерес к диалектике на практике побеждены либерал – капитализмом и «буржуазными философиями, обслуживающими капиталистический строй», (как выразился бы сторонник марксовой теории) в вопросе о диалектике и переосмыслении истории с этой точки зрения, чувствуется сила и напряжение мысли.


2.1 Противоречие как сущностное свойство явлений

Постижение той истины, что единство и борьба противоположностей является законом всякого развития, сопряжено с немалыми трудностями теоретического порядка, обусловленными спецификой изучаемого предмета.

Когда мы рассматриваем происходящие в мире процессы, то порой бывает трудно усмотреть в них какие-либо противоположности и борьбу между ними. Мы можем наблюдать, например, как развивается растение. Внешне это происходит плавно и постепенно, путем простого увеличения его отдельных частей. Но иначе все выглядит с точки зрения биохимических процессов, происходящих в организме растения. Основными из этих процессов являются усвоение растением питательных веществ, поступающих [65] из внешней среды, из почвы и из воздуха (ассоциация) и одновременно разложение и выделение некоторых веществ самого растения (диссоциация). Эти два процесса противоположны, разнонаправленны, и тем не менее рост и развитие растения происходят лишь тогда, когда имеет место и то и другое, то есть когда налицо их единство.

Вывод, который можно извлечь из этого простого примера, заключается в том, что противоречие как источник саморазвития и изменения является скрытым, внутренним. И для того, чтобы обнаружить противоречие в сущности тех или иных процессов, требуется специальный научный анализ. Если, допустим, речь идет о сущности процессов роста и развития живых организмов, то здесь не обойтись без биологии. Когда же изучается сущность процессов, происходящих в обществе, то здесь на помощь приходят марксистская социология, политическая экономия и другие науки, специально занимающиеся изучением общества. Противоречие, так или иначе, может выступать и на поверхности явлений. Например, рассматривая капиталистическое общество, мы можем заметить (для этого вовсе не нужно быть социологом или экономистом), что в нем имеет место определенная поляризация интересов, сил, тенденций и борьба между ними. Но является ли эта борьба необходимо присущей данному общественному строю или она случайна и объясняется причинами субъективного порядка – например, моральными качествами того или иного лица, предпринимателя, политика и т.д., – на этот вопрос простое наблюдение нам ответа не дает и, более того, может исказить действительное положение вещей.

Марксу понадобилось потратить большую часть своей жизни на то, чтобы показать, что причины всех коллизий в капиталистическом обществе коренятся в его сущности, в противоречии между общественным характером производства и частным способом присвоения. Поэтому это общество нельзя «вылечить» от внутренне присущих ему пороков (на что уповают идеологи буржуазии и ревизионисты). Их устранение возможно только при условии разрешения основного противоречия капитализма, а это требует революционной ломки устоев эксплуататорского общества, глубоких изменений, прежде всего в самом способе материального производства и обмена.

Критикуя взгляды буржуазных экономистов, Маркс отмечал, в частности: «...Вульгарный экономист думает, что делает великое открытие, когда он вместо раскрытия внутренней связи вещей с важным видом утверждает, что в явлениях вещи выглядит иначе. Фактически он кичится тем, что твердо придерживается видимости и принимает ее за нечто последнее. К чему же тогда вообще наука?» 

В явлениях вещи, например, выглядят так: капиталист нанимает рабочего, покупает его рабочую силу по стоимости, продает произведенный продукт по стоимости, то есть всюду происходит эквивалентный обмен. Но тем не менее предприниматель имеет в результате прибыль. Вульгарный экономист (именно потому и вульгарный, что взгляд его не простирается дальше явления) делает отсюда вывод, что сам капитал обладает чудодейственным свойством – приносить прибыль, увеличивать первоначально авансируемую стоимость. А если это не так, то неверен закон стоимости, что все товары продаются по стоимости, – основной закон товарного обращения. Третьего не дано!

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.