рефераты скачать

МЕНЮ


Диалектика инженерного творчества

систем. Системный подход ориентирует исследователей на раскрытие

целостности объекта, на выявления многообразных связей в нем и сведения их

в единую теоретическую картину. [23]

Потребность в таком направлении методологии научного познания следует

из характера развития современной науки и техники. Действительно, философия

в доньютоновский и ньютоновский периоды охватывала широкий диапазон природы

явлений. При этом разносторонность не препятствовала, а, наоборот

способствовала глубине мышления и питала неисчерпаемую жажду познаний,

стремлений объяснить мир как целое. Однако по мере того, как наука

расчленялась на все новые и новые отдельные дисциплины, между ними

становилось все меньше и меньше связей, и тем выше оказывалась вероятность

замедления прогресса всей науки вследствие утраты необходимого обобщения.

Что же может и должно противостоять этому?

Широта взглядов эрудированность в различных областях способность к

анализу разносторонних явлений, ориентацию в сложных ситуациях, основанных

на взаимопонимании и взаимопроникновении наук.

Интеграция наук в условиях их всевозрастающей дифференциации –

диалектическое единство противоположностей становиться тенденцией времени.

У этой тенденции прослеживается два подхода: первое – это возникновение

новых наук на стыках существующих; второе – это разработка общего подхода к

разнообразным объектам исследования – системного подхода.

Многие трудности научно-технического характера возникают в результате

так называемых “частных” решений. Противостоять такого рода «частных точкам

зрения» может и должен системный подход.

Системный подход выполняет роль междисциплинарного языка, сущность

которого заключается в рассмотрении объекта или проблемы с учетом всей

полноты и сложности их внутреннего строения, целостности, взаимодействия

всех составляющих элементов, связи между ними и средой.

Системный подход развивает и формирует у специалиста целостное

диалектико-материалистическое мировоззрение и, в этой связи, полностью

соответствует современным задачам нашего общества и экономики страны.

Системная теория основывается на том, что при изучении казалось бы

внешне различных системных объектов могут оказаться полезными обобщающие

взаимосвязанные оценки, подходы, понятия, перенос результатов из одной

области в другую, желание разговаривать на одном языке.

Системный подход нельзя воспринимать как одноразовую процедуру, это

обычно многоцикловый процесс познания и поиска причин и решений для

достижения определенной цели, для которой создается (выделяется) нами

некоторая искусственная система.

С чего начинается система.

Философы учат, что все начинается с потребности.

Исследование потребности состоит в том, что прежде, чем разрабатывать

новую систему, необходимо установить – нужна ли она? На этом этапе ставятся

и решаются следующие вопросы:

- удовлетворяет ли проект новую потребность;

- удовлетворяет ли его эффективность, стоимость качество и др.?

Рост потребностей обуславливает производство все новых и новых

технических средств. Этот рост определен жизнью, но он обусловлен и

потребностью в творчестве, присущей человеку как разумному существу.

При создании техносферы установление потребностей выступает как

концептуальная задача. Установление потребностей ведет к формированию

технической задачи.

Дальше необходимо уяснить задачу (проблему). Уяснить в чем заключается

задача,- значит существенно продвинуться в исследованиях. И наоборот –

неправильно понять задачу – значит, направить исследование по ложному пути.

Этот этап творчества непосредственно связан с фундаментальным

философским понятием цели, т.е. мысленным предвосхищением результата.

Сформулировать цель значительно труднее, чем следовать принятой цели.

Функционально-структурный подход.

Мы рассматриваем функционально-структурный подход как сердцевину

(основу) системного подхода.

Чему отдать предпочтение функции или структуре, этим основным понятиям

системного подхода? Это принципиальное положение, выражающее

мировоззренческую позицию в системном подходе.

Действительно, между функцией и структурой существует связь, как между

философскими категориями – содержанием и формой. Другими словами, функция –

это содержание, структура – форма системы. Это «типичная взаимосвязь

диалектических противоположностей, преодоление которых является источником

развития и познания систем [2]».

Функционально-структурный подход базируется на взаимозависимости

функции и структуры в процессе развития системы при определяющей роли

функции системы по отношению к ее структуре.

Изменение этого положения ведет к крайностям в виде «функционализма»

или «структурализма».

Функционально структурный подход, выражая сущность системного подхода

характеризуется следующими факторами [2].

- учетом диалектической взаимосвязи функции и структуры объектов при

определяющей роли функции по отношению к структуре.

- целостным подходом к анализу (расчленению, декомпозиции) и синтезу

(воссоединению целого из частей) многоуровневых систем общностью этих двух

сторон познания.

- учетом вещественных энергетических и информационных связей между

элементами системы и взаимосвязью системы со средой.

- рассмотрением систем в развитии.

- единством философского и специального знания проявляющегося в

совместном использовании общих законов материального мира и закономерностей

развития антропогенных систем.

На основе функционально-структурного подхода можно сделать следующие

заключения [2]:

1. Структура системы определяется совокупностью реализуемых функции

данной системы.

2. Между реализуемыми функциями и структурой системы не существует

взаимно-однозначного соответствия (т.е. может быть несколько систем с

одинаковыми функциями, но с различной структурой).

3. Функционально структурная организация системы адаптируется к

изменяющимися условиями ее существования. Изменение условий существования

системы (внешней среды) вызывает изменение ее функции и ведет

соответственно к изменениям структуры.

4. Процесс эволюции систем формирует различные типы систем,

функционально структурная организация которых в возрастающей мере

соответствует потребностям и условиям существования этих систем. Это

многоцикловый спиральный процесс.

Инструментарий функционально-структурного подхода.

Для применения функционально-структурного подхода [2] разработаны

следующие понятия, которые используются в алгоритме.

Дерево функции системы представляет собой декомпозицию се функции и служит

основой для формирования системы. Выделяются «функциональные модули. В

структуре им соответствуют определенные «конструктивные модули».

Дерево противоречий системы отражает противоречия отдельных уровней

функционально-структурной ее организации. На каждом уровне существуют

противоречия между функциями и структурной организацией.

Конструктивные модули определяют и организуют морфологическую структуру

системы на основе ее функциональных модулей.

Алгоритм функционально-структурного подхода.

1. Анализ систем-прототипов включает: выяснение основных и дополнительных

функции построение; обобщенного дерева функции; выявление базовых структур;

анализ принципов технической реализации.

2 . Исследование дерева противоречий системы.

3. Формирование концепции системы.

4. Формирование дерева функции системы.

5. Формирование функциональной структуры системы.

6. Формирование морфологической структуры системы на основе конструктивных

модулей.

7. Оценка показателей качества и выбор окончательного варианта системы.

Алгоритм функционально-структурного подхода направлен на выявление

(вскрытие) и преодоление противоречий разных уровней.

Философская сущность системного подхода.

Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой,

является конкретизацией ее основных параметров на современном этапе ее

развития.

Синоним слова иностранного происхождения «системность» может быть наше

русское «целостность», что означает внутреннее единство, что воспринимается

как единое целое. Отсюда принципиальная несовместимость рассмотрения

объекта, проблемы или явления без учета всей сложности всей сложности их

внутреннего строения (структуры), взаимодействия (обмена) между

составляющими систему элементами и подсистемами: веществом, энергией и

информацией; отрывом от среды обитания (системного окружения) постоянного

обмена между внутренней сущностью и средой; резко выраженной

функциональности, т.е. целенаправленности для достижения заданных

конкретных результатов.

Эта сущность системности, которую без натяжки модно назвать

философской, следует из представлений о единстве, неразрывности и

взаимосвязанности мира.

Главное затруднение восприятия человеком системного подхода лежит в

плоскости ординарной логики человеческого (главным образом механического)

мышления по принципу от анализа к синтезу.

Принцип же системности как бы противостоит элементаризму.

Приступая к разработке новой системы или проблемы мы, как правило, не

задумываясь, начинаем «препарировать» ее, расчленять на части и элементы,

наивно предполагая, что на базе простого знания частей целого можно познать

и его самое.

Для того чтобы сложную систему правильно расчленить на части с целью

изучения надо использовать системный подход.

Отдельное не существует иначе, как только в связи, которое ведет к

общему.

Синтез системы — в ее единстве; трудность постижения — в преодолении

психологии дробления без должного учета взаимосвязей с целым. Здесь без

перестройки психологии не обойтись.

В сознании исследователя укореняется понимание того факта, что

получение значительного результата самым непосредственным образом зависит

от исходной теоретической позиции, точнее — от принятого подхода к

постановке проблемы.

Анализ и синтез — являются фундаментальными понятиями как в философии,

так и в системном подходе.

Если анализ — процесс мысленного расчленения (декомпозиции) или

реального разбиения объекта на элементы с учетом имеющихся между ними

связей, то синтез — процесс воссоединения элементов в одно целое.

Анализ и синтез системы во взаимосвязи выявляют, из каких частей

состоит целостная система и как они (части) взаимодействуют друг с другом,

таким образом раскрываются принципы функционально-структурной организации

системы.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны «Мышление состоит столько

же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении

связанных друг с другом элементов.

Анализ не является самоцелью. Подобно тому, как части подчиняются

целому, служат ему, анализ служит синтезу, свершается во имя синтеза,

направляется и контролируется синтезом.

Диалектики учат нас, что мало понять различие явлений, надо вместе с

тем понять и их единство. Оперировать различиями как взаимоисключающими

противоположностями было бы ошибочно.

Не следует полностью отождествлять диалектику и системный подход. В

отличие от диалектики системный подход представляет собой

специализированную методологию, хотя и имеющую общенаучное значение.

Философский и системный подходы сходны в том, указывает Д. М. Гвишиани

[28], что и в том и в другом интегрируются научные знания в целях повышения

его практической эффективности и то и другое носит междисциплинарный

характер — синтез научных знаний, тенденции сближения естественных и

общественных дисциплин.

Диалектический материализм — это целостное мировоззрение научная теория

и методология, а системный подход — только одна из ее граней.

Системный подход является конкретизацией диалектики на современном

этапе развития.

2.2 ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ.

Фундаментальные основы инженерного искусства.

Человек, овладевая природными и общественными условиями своего

существования, создает свою – «вторую природу». Этот человеческий мир,

базируясь на природе вместе с тем составляет ту великую «прибавку», которая

исторически является самой молодой, но вместе с тем самой качественно

сложной реальностью миро знания [3].

Техника как часть антропогенного мира определяется как совокупность

средств человеческой деятельности создаваемых в целях производства и

обслуживания непосредственных потребностей общества.

Проблема качественных различии мира «естественного» и искусственного»

не нова. Однако в нашем сознании главным образом в силу несовершенства

образования сложился стереотип такого убеждения, при котором

«искусственному» миру как вторичному как бы предписывается исполнять только

законы, действующие в «естественном» мире.

Однако в эпоху НТР такие стереотипы не только не соответствуют

фактическому положению в науке, но наносят ей непоправимый вред, ибо сама

практика научного познания начинает требовать, чтобы закономерности знания

об искусственном нашли свое адекватное отражение в научной картине мира и

методологии.

Одним из ярких проявлении тому служат высказывания крупного

естествоиспытателя Герберта Саимона [5]. Основные положения науки об

искусственном по мнению Герберта Саимона [5] сводятся к следующему:

«Мир в котором мы живем в значительно большей мере является творением

человеческих рук чем природы это гораздо более искусственный мир нежели

естественный». Естественное выступает перед человеком, как непосредственно

данное; оно есть и изучается как таковое во всех его закономерностях.

Искусственное же, прежде чем стать таковым, должно быть создано. Иными

словами оно должно быть спроектировано и произведено.

Между познанием человека направленным на естественный объект и

познанием и деятельностью человека направленными на создание искусственных

вещей есть существенное различие. Оно состоит в том, что если в первом

случае в нем преобладает анализ, а во втором синтез ».

Сердцевина идеи Г. Саймона заключается в том, что необходимо

разработать некую универсальную теорию конструирования или основы

методологии создания искусственного. Он верит, что создание такой теории

позволит исправить тот «флюс», который сейчас в нашем познании составляют

естественно научные знания.

Сейчас очевидным становится, что инженеру, чтобы строить конкретную

действительность, исходя из потребностей общества, уже недостаточно только

«всеобщей ориентации», он должен иметь под рукой «эффективные

познавательные инструменты».

Инженер, как правило, не добывает фундаментальных знаний «о природе

вещей», но он добывает фундаментальные знания «о синтезе вещей». И вряд ли

можно сказать, что эти исследования менее важны, чем первые. Потому что

конечной целью всякого человеческого познания, да и вообще - проявления

активной человеческой позиции, является не накопление знаний, как таковых,

а стремление заставлять их служить себе.

Здесь мы подходим к важному выводу, что объективное существование

(точнее - сосуществование) двух типов знаний: об естественном и об

искусственном - рождает два типа системных исследований, один из которых

развивается на базе общетеоретической, общефилософской, другой - на

специально научной.

Если непосредственной целью естествознания является познание истины,

раскрытия законов природы, то непосредственной целью технических наук

является содействие человеку в практическом использовании этих законов,

выяснение и обоснование их применения. Методологическое единство

естествознания состоит в том, что как в природе, так и в технике люди имеют

дело с единой материей, существующей и развивающейся по единым законам.

Отсюда следует, что универсальные диалектико-материалистические принципы

познания не могут не быть общими как для природы, так и техники.

Обогащение материалистической диалектики, как общей теории развития,

обусловливается преимущественно спецификой технического объекта,

проявляющегося в том, что здесь взаимодействуют «две формы объективного

процесса: природа и целеполагающая деятельность человека» [1].

Существуют ли объективные законы развития техники?

Много лет ведутся дискуссии по вопросу эволюции законов природных

объектов, вовлекаемых в сферу техники. Спорным считается вопрос о том,

преобразуются ли в этом случае существенные свойства объектов. Немало

ученых отрицая возможность таких изменений, приходят к отрицанию

технических законов, а технические законы считаются прикладным

естествознанием. [29]

В настоящее время период НТР эти проблемы интенсивно изучаются, как и

пути сближения научного и технического творчества.

Между мнениями философов и инженеров еще существует значительная

пропасть. Различия в позициях, в формулировках законов, в путях сближения и

активного влияния на научно-технический прогресс. Пока идут споры и

разговоры, а большинстве вузов законы развития техники не изучаются,

ширится фронт работ инженеров, которые успешно используют в своей

практической деятельности законы развития техники. Но в литературе, в том

числе и учебной [24,8] не приводиться сопоставительный анализ различных

позиций, без чего невозможно продвижение вперед.

Мнения философов.

Приведем мнение Белозерцева В.И. [15].

Действующие в окружающем нас объективном мире законы и закономерности

природы подразделяются на два вида:

1. В нетронутой человеком природе естественные первичные законы и

закономерности природы, сущности, свойства, силы, процессы;

2. В «искусственно » преобразованной человеком природной среде, в

технических устройствах, технологических процессах действуют законы и

закономерности – технические, которые по своей сущности являются

комбинационными, а по своему происхождению – вторичными законами и

закономерностями. Необычные для природы различные сочетания и комбинации

первичных законов, процессов и сил порождают новые, неизвестные ей

комбинационные по характеру технические законы и закономерности. Именно по

этому технических законов и закономерностей, в принципе не может быть в

нетронутой человеческой природе.

Таким образом, комбинационные связи в технических объектах имеют все

признаки закономерности: объективность, сущность, повторяемость,

устойчивость и внутреннюю необходимость.

По мнению Белозерцева в настоящее время нельзя сказать, что уже

раскрыта система, вся совокупность философских проблем технических наук.

Эта область по существу переживает период становления.

Белозерцев выделяет следующие аспекты философских проблем технических

наук. Это социальные, онтологические, гносеологические и методологические

аспекты. Социальные аспекты должны рассматривать научно-техническое

творчество в условиях определенной экономической формации. Онтологические

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.