Так как истинная философия не берет своего
содержание извне, а оно само в ней создается диалектическим процессом, то,
очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие
чистого бытия. Но понятие чистого бытия, т. е. лишенного всяких признаков и определений,
нисколько не отличается от понятия чистого ничто; так как это не есть бытие
чего-нибудь (ибо тогда оно не было бы чистым бытием), то это есть бытие ничего.
Первое и самое общее рассудочное понятие не может быть удержано в своей
особенности и косности, - оно неудержимо переходит в свое противоположное.
Бытие становится ничем; но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно мыслится,
не есть уже чистое ничто: как предмет мышления, оно становится бытием
(мыслимым). Таким образом, истина остается не за тем и не за другим из двух
противоположных терминов, а за тем, что обще обоим и что их соединяет именно за
понятием перехода, процесса, “становление” или “бывание” (das Werden).
Это есть первое синтетическое или умозрительное
понятие, остающееся душою всего дальнейшего развития. И оно не может остаться в
своей первоначальной отвлеченности. Истина не в неподвижном бытии, или ничто, а
в процессе. Но процесс есть процесс чего-нибудь: что-нибудь из бытия переходит
в ничто, т. е. исчезает, из ничто переходит в бытие, т. е. возникает. Значит, и
понятие процесса, чтобы быть истинным, должно пройти через самоотрицание; оно
требует своего противоположного - определенного бытия, или “тут-бытия” В
отличие от чистого бытия, как такого, определенное бытие понимается как качество.
И эта категория, посредством новых логических звеньев [нечто и другое, конечное
и бесконечное, для себя бытие и бытие для кого-нибудь, единое и многое],
переходит в категории количества, из которого развивается понятие меры,как синтеза количества и качества. Мера оказывается сущностью вещей, и,
таким образом, из ряда категорий бытия мы переходим в новый ряд категорий
сущности. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две
первые части Гегелевой логики (логика объективная). Третья часть есть учение о
понятии(в широком смысле), или логика субъективная, куда включаются и
основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение,
умозаключение). Как эти формальные категории, так и вся “субъективная” логика
имеют здесь формальный и субъективный характер далеко не в общепринятом смысле.
По Гегелю основные формы нашего мышления суть вместе с тем и основные формы
мыслимого. Всякий предмет определяется сначала в своей общности (понятие),
затем различается на множественность своих моментов (суждение) и, наконец,
через это саморазличение замыкается в себе как целое (заключение).
На дальнейшей (более конкретной) ступени своего
осуществления эти три момента выражаются как механизм, химизм и телеология
(показать логический смысл этих главных степеней мирового бытия было одной из
заслуг Гегеля, но отнесение их именно в третью, субъективную часть логики
несвободно от произвольности и искусственности). Из этой своей (относительной)
объективации понятие, возвращаясь к своей внутренней, обогащенной теперь
содержанием действительности, определяется как идея на трех ступенях жизни,познавания
и абсолютной идеи. Достигши, таким образом, своей внутренней полноты,
идея должна в этой своей осуществленной логической цельности подвергнуться общему
закону самоотрицания, чтобы оправдать неограниченную силу своей истины.
Абсолютная идея должна пройти через свое инобытие (Andersseyn), через внешность
или распадение своих моментов в природном материальном бытии, чтобы и здесь
обнаружить свою скрытую силу и вернуться к себе в самосознающем духе.
Абсолютная идея по внутренней необходимости
полагает, или, как выражается Гегель, отпускает от себя внешнюю природу, -
логика переходит в философию природы, состоящую из трех наук: механики, физики
и органики, из которых каждая разделяется на три, соответственно общей
гегельянской трихотомии. В механике математической дело идет о пространстве,
времени, движении и материи; конечная механика, или учение о тяжести,
рассматривает инерцию, удар и падение тел, а механика абсолютная (или
астрономия) имеет своим предметом всемирное тяготение, законы движение небесных
тел и солнечную систему как целое. В механике вообще преобладает материальная
сторона природы; в физике выступает на первый план формирующее начало природных
явлений. “Физика всеобщей индивидуальности” имеет предметом свет, четыре стихии
(в смысле древних) и “метеорологический процесс”; “физика особенной
индивидуальности” рассматривает удельный вес, звук и теплоту, а “физика цельной
индивидуальности” занимается, во-первых, магнетизмом и кристаллизацией,
во-вторых, такими свойствами тел, как электричество, и, в-третьих, “химическим
процессом”; здесь в изменчивости вещества и превращении тела окончательно
обнаруживается относительный и неустойчивый характер природных сущностей и
безусловное значение формы, которое и реализуется в органическом процессе,
составляющем предмет третьей главной естественной науки - органики.
В этой высшей, самой конкретной и содержательной
области природы форма и материя совершенно друг друга проникают и внутренне
уравновешивают; цельный и устойчивый образ не есть здесь случайность или
произведение внешних сил (как в механике), а есть адекватное воплощение
самозиждительной и самоподдерживающейся жизни. Пристрастие к трихотомии наставило
Гегеля отнести к “органике” и минеральное царство, под именем геологического
организма, наряду с организмом растительным и животным; впрочем, в конкретной
природе нет безусловной границы между неорганическим и органическим, и на
кристаллизацию можно смотреть как на зачаточную организацию.
В настоящих организмах растительном и животном
разум природы или живущая в ней идея проявляется в образовании множества
органических видов, по общим типам и степеням совершенства; далее - в
способности каждого организма непрерывно воспроизводить форму своих частей и
своего целого через уподобление внешних веществ (Assimilations-process); затем
- в способности бесконечного воспроизведения рода через ряды поколений,
пребывающих в той же форме (Gattungsprocess), и, наконец (у животных), - в
субъективном (психическом) единстве, делающем из членов органического тела одно
самочувствующее и самодвижущееся существо.
Но и на этой высшей степени органического мира и
всей природы разум или идея не достигают своего действительно адекватного
выражения. Отношение родового к индивидуальному (общего к единичному) остается
здесь внешним и односторонним. Род, как целое, воплощается лишь во внебытии
принадлежащих к нему, неопределенно множественных особей, раздельных в
пространстве и времени; и особь имеет родовое вне себя, полагая его как
потомство. Эта несостоятельность природы выражается в смерти. Только в разумном
мышлении индивидуальное существо имеет в себе самом родовое или всеобщее. Такое
внутренне обладающее своим смыслом индивидуальное существо есть человеческий
дух. В нем абсолютная идея из своего внебытия, представляемого природой,
возвращается в себя, обогащенная всей полнотой приобретенных в космическом
процессе реально-конкретных определений.
Третья главная часть Гегелевой системы -
философия духа - сама троится соответственно различению духа в его
субъективности, в его объективации и в его абсолютности. Субъективный дух,
во-первых, рассматривается в своем непосредственном определении, как
существенно зависящий от природы в характере, темпераменте, различиях пола,
возраста, сна и бдения и т. п.; всем этим занимается антропология. Во-вторых,
субъективный дух представляется в своем постепенном восхождении от чувственной
уверенности через восприятие, рассудок и самосознание к разуму. Этот внутренний
процесс человеческого сознания рассматривается в феноменологии духа, которая в
смысле подготовки ума к пониманию Гегелевой точки зрения может служить
введением во всю его систему, а потому и была им изложена в вышеупомянутом
особом сочинении, раньше его логики и энциклопедии философских наук, в которые
она потом вошла в сжатом виде. Последняя из трех наук субъективного духа,
психология, по содержанию своему приблизительно совпадает с главными
частями обыкновенной психологии, но только это содержание располагается не в
своих эмпирических частностях, а в своем общем смысле, как внутренний процесс
самораскрывающегося духа.
1. Биография Гегеля
ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ (1770-1831),
немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770.
Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь казначейства, был потомком
протестантского рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации. Окончив
гимназию в родном городе, Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского
университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил
магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон
Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия
которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и
Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в
университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта,
которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические
произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя
в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во Франкфурте-на-Майне. Все эти
годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый
набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").
После смерти отца в 1799 Гегель получил
небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными сбережениями, позволило
ему отказаться от учительствования и вступить на поприще академической деятельности.
Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы
диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты (De
orbitis planetarum) и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805
Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма
скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и
метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались
большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни
философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал
"Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der
Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В
тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию
духа (Ph nomenologie des Geistes, 1807), после опубликования которого отношения
с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей
философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от
непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию
разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному
знанию. В этом смысле реальным является только разум.
Не дождавшись опубликования Феноменологии,
Гегель покинул Йену, не пожелав остаться в захваченном французами городе. Он
оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных и материальных
обстоятельствах. Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую
газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года
отказался от "газетной каторги" и в 1808 получил место ректора
классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в
Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми.
В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и
обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы,
греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на
Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот
сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее
важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы - Наука
логики (Die Wissenschaft der Logik, 1812-1816).
В 1816 Гегель возобновил университетскую
карьеру, получив приглашение в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его
соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в
течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник
Энциклопедия философских наук (Enzyklop die der philosophischen Wissenschaften
im Grundrisse, первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его
философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое
когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским
министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения
и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух
мятежа, бродивший в студенческой среде.
Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти
без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию.
Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции,
Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская
философия права и государственного строя все более становилась официальной
философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования,
чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и
общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и
политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда
скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры,
свирепствовавшей в те дни в Берлине.
Последней опубликованной работой Гегеля была
Философия права (Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und
Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в свет в Берлине в 1820 (на титуле
- 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали
готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845. В
него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также
лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также
студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии
истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое
издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после
Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской
библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й. Хоффмайстером.
Старое издание было заново отредактировано Г. Глокнером и вышло в 20 томах; оно
было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами Словаря Гегеля Глокнера. С
1958 после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого
исследовательского общества" была создана "Гегелевская
комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического
собрания сочинений. С 1968 по 1994 работой Архива руководил О. Пёггелер.
2. Философия Гегеля
2.1 Общая философия
Философия. Гегелевская философия обычно
считается высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления,
именуемой «спекулятивным идеализмом». Главными ее представителями являются
Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила
Канта, однако отошла от него, отказавшись от кантовской критической позиции в
отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности метафизического
познания, или познания всеобщего и абсолютного.
Философскую систему Гегеля иногда называют
«панлогизмом» (от греч. pan - все, и logos - разум). Она отправляется от идеи,
что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама
Вселенная. В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка
этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то
разумно». (Существуют и другие формулировки самого Гегеля: «Что разумно, станет
действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все, что разумно, то
неизбежно».) Последней сущностью мира, или абсолютной реальностью, является
разум. Разум проявляет себя в мире; реальность есть не что иное, как
манифестация разума. Поскольку это так и поскольку, в конечном счете, бытие и
разум (или понятие) тождественны, возможно не только применять наши понятия к
реальности, но и узнавать о строении реальности через изучение понятий.
Следовательно, логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке
о реальности и ее сущности. Всякое понятие, продуманное до конца, с
необходимостью ведет к своей противоположности. Итак, реальность «превращается»
в свою противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку
отрицание антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса,
т.е. к синтезу. В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается,
или упраздняется, однако синтез в свою очередь содержит в себе
противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию. Таким образом,
перед нами не имеющая конца смена тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот
метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого
слова «диалектика», ведение спора), применим к самой реальности.
Вся действительность проходит через три стадии:
бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. «Бытие в себе» -
ступень, на которой действительность пребывает в возможности, но не завершена.
Оно различно с другим бытием, но развивает отрицание последней все еще
ограниченной стадии существования, образуя «бытие в себе и для себя». В
применении к разуму или духу эта теория предполагает, что дух эволюционирует,
проходя три ступени. Вначале дух есть дух в себе. Распространяясь в
пространстве и времени, дух превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа
в свою очередь развивает сознание и тем самым образует свое собственное
отрицание. На этой третьей ступени, однако, происходит не простое отрицание, но
примирение предшествующих ступеней на более высоком уровне. Сознание составляет
«в себе и для себя» духа. В сознании, таким образом, дух возрождается. Но затем
сознание проходит три различные стадии: стадию субъективного духа, стадию
объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.
Согласно тому же принципу производится деление
философии: логика - наука о «в себе» духа; философия природы - наука о «для
себя» духа; и собственно философия духа. Последняя также делится на три части.
Первая часть - философия субъективного духа, включающая антропологию,
феноменологию и психологию. Вторая часть - философия объективного духа (под
объективным духом Гегель имеет в виду разум, рассмотренный в его действии в
мире). Выражениями объективного духа являются мораль (этическое поведение в его
применении к индивиду) и этика (проявляющаяся в этических институтах, таких,
как семья, общество и государство). Эта вторая часть состоит соответственно из
этики, философии права и философии истории. Искусство, религия и философия как
высшие достижения разума принадлежат царству абсолютного духа. Поэтому третья
часть, философия абсолютного духа, включает в себя философию искусства,
философию религии и историю философии. Таким образом, триадический принцип
(тезис - антитезис - синтез) проводится через всю гегелевскую систему, играя
существенную роль не только как способ мышления, но и как отражение присущего
реальности ритма.
Наиболее значимыми областями гегелевской
философии оказались этика, теория государства и философия истории. Кульминацией
гегелевской этики является государство. Для Гегеля государство -
действительность нравственной идеи. В государственном строе божественное
врастает в действительное. Государство - это мир, который дух создал для себя;
живой дух, божественная идея, воплощенная на Земле. Однако это относится только
к идеальному государству. В исторической действительности имеются хорошие
(разумные) государства и дурные государства. Государства, известные нам из
истории, суть лишь преходящие моменты в общей идее духа.
Высшей целью философии истории является
демонстрация происхождения и развития государства в ходе истории. Для Гегеля
история, как и вся действительность, является царством разума: в истории все
происходит согласно разуму. «Всемирная история есть всемирный суд». Мировой Дух
(Weltgeist) действует в царстве истории через избранные им орудия - индивиды и
народы. Героев истории нельзя судить по обычным меркам. Кроме того, сам Мировой
Дух порой кажется несправедливым и жестоким, неся смерть и разрушение. Индивиды
полагают, что преследуют свои собственные цели, но на самом деле осуществляют
намерения Мирового Духа. «Хитрость мирового разума» заключается в том, что он
пользуется человеческими интересами и страстями для достижения собственной
цели.
Исторические народы являются носителями мирового
духа. Всякая нация, подобно индивиду, переживает периоды юности, зрелости и
умирания. Какое-то время она господствует над судьбой мира, а затем ее миссия
заканчивается. Тогда она покидает сцену, чтобы освободить ее для другой, более
молодой нации. Однако история является эволюционным процессом. Конечная цель эволюции
- достижение истинной свободы. «Всемирная история есть прогресс в сознании
свободы». Главной задачей философии истории является познание этого прогресса в
его необходимости.