Дао
Дао
Дао
А.А. Грицанов
Дао
(китайский) Путь. Закон мироздания. Высший нравственный принцип. Абсолют
. Неперсонифицируемое начало, проявляющееся как гармоничная
самоорганизация мира. Среди важнейших терминов китайской философии даосизма
: гармония (кит. хэ?) и спонтанность (кит. цзы жань
). Дао выступает как пустота, порождающее лоно,
богиня-мать, мать Поднебесной, Сокровенная Самка (кит. сюань пинь). Действие
дао выражается через смену инь? и ян?, предопределение и воздаяние. В китайском буддизме
карму
(кит. е)
соотносят с дао. В конфуцианстве дао рассматривают как моральный закон, основу
этического аспекта бытия, источник гуманности, человечности (кит. жэнь),
сыновней почтительности, братской любви и т.д. Культуру Дао в Китае уподобляют
культуре Логоса в Греции и культуре Ом в Индии.
***
Дао
— универсальный символ кит. культуры. Вероятно, термин «Д.» впервые введен в предфилософский
и филос. язык анонимными «совершенномудрыми людьми» (шэн жэнь),
непосредственными предшественниками философов (цзы). Д. — ключевая
гносеологическая, онтологическая и психологическая категория китайской
философии. Соответственно диадическому принципу формирования единое Д.
внутренне удваивается на Д.-дэ (=ян—инь). Вместе со своими противоположностями
Д. образует триаду и т.о. выстраивает основную смыслообразующую модель,
налагаемую на физическую, духовную и идеальную области природно-социального
космоса, и создает условия филос. суждения о нем.
По
учению «И цзин» («Книга перемен») Д. генерируется вселенскими энергетическими
ритмами инь и ян, трансформируется в добро (шань) и завершается
природой/натурой (син) человека и вещи. Умственный взор усматривает в этой
трехступенчатой генерации принципы человеколюбия (жэнь) и знания (чжи). В конфуцианстве
Д. взращивается на основе человеческих отношений. Согласно Конфуцию, субъект
возделывания Д. — «благородный муж» (цзюньцзы), почва — семья в масштабах всей
Поднебесной, семя — нормы почитания старших и любви к младшим, древо Д. —
человеколюбие, плоды — система нравственных категорий, несущих образец
гармонизации общества. Даосизм учит о космических истоках Д. У Лао-цзы Д. — это
младенец (цзы), рожденный во вселенской пустоте в результате ее спонтанной
спирально-вихревой возгонки, возгорания и затухания. Д.-младенец выступает
энергетическим (цзин) первоначалом вещей, он озвучивает гармонию и вызывает
последовательность актов познавательной рефлексии, в результате чего
постигается постоянство (норма гармонии) и достигается разумное просветление.
Д.-младенец есть переходная между метафизическим небытием и физическим бытием
сущность, соединяющая Д.-миф и Д.-логос.
Филос.
Д. диалектически развертывается в объеме архетипа у син культуры Д. При этом
каждое из учений — ицзиновское, даоское и конфуцианское — задает свой алгоритм
спиральной траектории Д. и направляет филос. Д. на реставрацию гармонии
культуры Д. Вследствие этого др.-кит. философию в целом можно называть
философией Д. Др. школы кит. философии либо восходят в интерпретации Д. к трем
названным учениям, либо модифицируют Д. в соответствии со своими целями.
Дао
и даосизм в Китае. М., 1982; Ян Хиншун. Материалистическая мысль в Древнем
Китае. М., 1984; Лукьянов А.Е. Дао «Книги перемен». М., 1993; От магической
силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998;
Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М., 2000; Wans A. Tao: The Watercourse
Way. New York, 1975.
***
Понятие
древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы;
будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь
неслышимым, невидимым, недоступным для постижения – неопределяемым, но совершенным;
находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех
изменений, – является «матерью всех вещей», «корнем всего». Д. – («всеединое»
по Лао-цзы) – зависит лишь от себя самого: «человек зависит от земли, земля от неба
(космоса), небо – от Д., а Д. – от себя самого».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/
|