Читая Монтеня
редственность" отнюдь не вечна, она имеет место быть постоль-
ку, поскольку возраст этого общества еще не достиг того преде-
ла, за которым возникают разного рода проблемы, без решения
которых ставится под сомнение сам факт дальнейшего существова-
ния этого общества. Это может быть и проблема природных ресур-
сов, и целый комплекс вопросов, связанных с психологией людей,
например, неудовлетворенность какого-либо члена общества своим
социальным положением, ролью в обществе; и в случае, если в
таком положении окажется человек с задатками лидера, способный
убеждать и вести за собой, то наличие хотя бы конфликтных си-
туаций уже обеспечено (особенно, если таких людей окажется
несколько). Я не очень доверяю теории "положительности" чело-
века, ибо, на мой взгляд, в человеке изначально присутствует и
"черное" и "белое", причем приблизительно в равных пропорциях;
и это соотношение может сохраниться, наверное, только в соци-
альном вакууме. По ходу развития общества, как и любого орга-
низма, будут возникать и многие другие проблемы, требующие ре-
шения. Следовательно, сохраниться значениям всех описа-
тельнных "атрибутов" этого общества (отсутствие торговли, власти
и, конечно же,занятий, деятельности, необходимость в которой,
может быть, и является одной из первопричин развития общества) ,
не измениться в какой-то мере и укладу, структуре общества,
наверное, не удастся. А, следовательно, возможно и возникнове-
ние разного рода "искусственных" ограничений, накладываемых на
человека, и такое, изменившееся общество вряд ли уже будет так
восторгать Монтеня. Однако философ старается не рассматривать
подобных перспектив, восхищаясь укладом жизни и нравами
"чистого общества" (что на мой взгляд, несколько похоже на
праздные мечтания, но что, впрочем, можно понять, если
вспомнить, какая ситуация сложилась во Франции в годы напи-
сания "Опытов"), все же понимая временность такого благо-
получия: "Их способ ведения войны честен и благороден, и даже
извинителен и красив настолько, насколько может быть изви-
нителен и красив этот недуг человечества: основанием для их
войн является исключительно влечение к доблести. Они начинают
войну не ради завоевания новых земель, ибо все еще наслаждаются
плодородием девственной природы, снабжающей их, без всякого
усилия с их стороны, всем необходимым для жизни в таком изобилии,
что им незачем расширять собственные пределы. Они пребывают в
том благословенном состоянии духа, когда в человеке еще нет
желаний сверх вызываемых его естественными потребностями; все
то, что превосходит эти потребности им ни к чему. Всех своих
единомышленников, которые примерно одинакового с ними воз-
раста, они называют братьями, младших - своими детьми, ста-
риков же - отцами. Эти последние оставляют свое имущество в
наследство всей общине,без раздела и без всякого иного права
на владение им, кроме того,какое дарует своим созданиям, про-
изводя их на свет, природа. Если их соседи, перейдя через горы,
совершают на них нападение и одерживают победу, то вся добыча
победителя только в славе да еще в сознании своего превосход-
ства в силе и доблести; им нет дела до имущества побежден-
ных, и они возвращаются в свою область, где у них нет недо-
статка ни в чем, а главное в том величайшем благе, кото-
рое состоит в умении наслаждаться своей долей и довольство-
ваться ею. Так же поступают, в свою очередь, и они сами,
когда им случается быть победителями. Они не требуют от сво-
их пленных иного выкупа, кроме громко сделанного заявления,
что те признали себя побежденными; но в течение целого сто-
летия не нашлось среди них такого, который не предпочел бы
умереть, нежели хоть сколько - нибудь поступиться в своих
речах или действиях величием своего несокрушимого мужест-
ва; и не встретишь среди них такого, который из страха
быть убитым и съеденным унизился бы до просьбы о помиловании.
Они предоставляют пленникам полную свободу для того, чтобы
жизнь приобрела для них тем большую цену, и постоянно напоми-
нают им об их близкой смерти, о муках, которые им предстоит
вытерпеть, о приготовлениях, производимых с этой целью, о том,
как они разрубят их на кусочки и будут лакомиться ими на своем
пиршестве. Все это делается исключительно для того, чтобы выр-
вать у них хотя бы несколько малодушных и униженных слов или
пробудить в них желание бежать и таким образом, напугав их и
сломив их стойкость, почувствовать свое превосходство над ни-
ми."
Монтень считает жестокость этих в буквальном смысле слова
каннибалов более оправданной, чем жестокость его современников
европейцев. "Я нахожу, что гораздо большее варварство пожирать
человека заживо, чем пожирать его мертвым, большее варварство
раздирать на части пытками и истязаниями тело, еще полное жи-
вых ощущений, поджаривать его на медленном огне, выбрасывать
его на съедение собакам и свиньям ( а мы не только читали об
этих ужасах, но и совсем недавно были очевидцами их, когда это
проделывали не с закосневшими в старинной ненависти врагами,
но с соседями, со своими согражданами, и, что хуже всего,
прикрываясь благочестием и религией), чем изжарить человека и
съесть его после того, как он умер". Пожалуй, с этим можно и
нужно согласиться, сравнивая мораль времени инквизиции и обы-
чаи дикого племени каннибалов; хотя, впрочем, и сегодня гуман-
ность является не самым распространенным свойством души совре-
менных цивилизаций. Но в данном случае следует, наверное, ру-
ководстьвоваться принципом: "из двух зол выбирают меньшее",
так как при всем понимании исторических особенностей разных
временных периодов, я считаю злом любую жестокость, именно
жестокость, по отношению к человеку. По Монтеню культура, нра-
вы и образ жизни этих дикарей во многом превосходят европейс-
кие. "Потрясающее великолепие городов Куско и Мехико и среди
прочих диковинок сад их короля, где все деревья, все плоды и
все травы, расположенные так же, как они обычно произрастают в
садах, и с соблюдением их натуральной величины, были порази-
тельно искусно выполнены из золота, каковыми были в его прием-
ной и все животные. которые водились на его землях и в водах
его морей, и, наконец, красота их изделий из камня, перьев и
хлопка, а также произведения их живописи наглядно показывают,
что они нисколько не ниже нас и в ремеслах. Но что касается
благочестия, соблюдения законов, доброты, щедрости, честности,
искренности, то нам оказалось весьма и весьма кстати, что все-
го этого у нас не в пример меньше, чем у них; из за этого пре-
имущества перед нами они сами себя погубили, продали, предали.
Что до смелости и отваги, до твердости, стойкости, решитель-
ности перед лицом страданий, голода, смерти, то я не побоюсь
сопоставить находимые мной среди них образцы с наиболее прос-
лавленными образцами античности, все еще бережно хранимыми па-
мятью нашего мира по эту сторону океана...
Какая жалость, что это столь благородное приобретение не
было сделано при Александре или при древних греках и римлянах
и столь великие преобразования и перемены в судьбе стольких
царств и народов не произошли при тех, кто мог бы бережно
смягчить и сгладить все, что тут было дикого, и вместе с тем
поддержать и вырастить добрые семена, брошенные здесь самою
природой, не только привнося в обработку земли и украшение го-
родов искусство Старого Света, но также привнося в добродетели
туземцев добродетели греческие и римские! Каким это было бы
улучшением и каким усовершенствованием нашей планеты, если бы
первые образцы нашего поведения за океаном вызвали в этих на-
родах восхищение добродетелью и подражание ей и установили
между ними и нами братское единение и взаимопонимание! До чего
же легко было бы ей завоевать души столь девственные, столь
жадные к восприятию всего нового, в большинстве своем с прек-
раснейшими задатками, вложенными в них природою! Мы же посту-
пили совсем по иному, воспользовались их неведеньем и неопыт-
ностью, чтобы тем легче склонить их к предательствам, роскоши,
алчности и ко всякого рода бесчеловечности и жестокости по об-
разу и подобию наших собственных нравов. Кто когда нибудь по-
купал такою ценою услуги, доставляемые торговлей и обменом то-
варами? Столько городов разрушено до основания, столько наро-
дов истреблено до последнего человека, столько миллионов людей
перебито беспощадными завоевателями, и богатейшая и прекрас-
нейшая часть света перевернута вверх дном ради торговли перцем
и жемчугом: бессмысленная победа! Никогда честолюбие, никогда
гражданские распри, толкавшие людей друг на друга, не приводи-
ли их к столь непримиримой вражде и не причиняли им столь ужа-
сающих бедствий". Здесь остается только согласиться с Монтенем
в том, что в истории вообще всего человечества существует мно-
го моментов, при, будь это в нашей власти, изменении которых
судьба человечества и Человека оказалась несколько иной, по
нашему разумению более, ну что ли, счастливой.
Насколько это актуально звучит в наше время, можно понять,
если вспомнить, с какими трудностями сталкивается теперь евро-
пейская цивилизация в том, что касается экологии, охраны сре-
ды, заботы о здоровье, о всестороннем развитии человека и т.д.
Все это во многом следствие того, что западная культура пош-
ла по пути внешнего, поверхностного овладения природой, прене-
брегая человеческим фактором, фактором духовного, внутреннего
совершенствования.
4. ГЛАВНОЕ - ЧЕЛОВЕК
Монтень не раз говорил в своей книге, что предмет, о ко-
тором он повествует, - это человек, человеческая судьба и
жизнь. У Монтеня человек отнюдь не мыслится как вещь, по ана-
логии с другими вещами мира, он противник того подхода к лич-
ности, когда она рассматривается объективно, наравне с прочими
предметами. При объективном, беспристрастном рассмотрении лю-
бого предмета рассматривающий должен полностью избавиться от
самого себя, и чем меньше останется от него, тем ближе он к
истине. Но дело складывается по- другому, если исследователь
попытается поймать, уловить человеческую личность и жизнь. В
таком случае он оказывается в положении змеи, хватающей хвост.
"Если вы сосредоточите все усилия своей мысли на том, чтобы
уловить бытие, это будет равносильно желанию удержать в приго-
рошне зачерпнутую воду; чем больше вы будете сжимать и задер-
живать то, что текуче по своей природе, тем скорее вы потеряе-
те то, что хотели удержать и зажать в кулаке. Так как все вещи
претерпевают непрерывно одно изменение за другим, то наш ра-
зум, ищущий реального бытия, оказывается обманутым; он не мо-
жет найти ничего постоянного и неизменного, ибо всякая вещь
либо еще только возникает, но еще не существует, либо начинает
умирать еще до своего рождения." Единственным выходом, на мой
взгляд, в такой ситуации является рассмотрение вещей относи-
тельно конкретного момента времени и конкретного пространства,
или же относительно друг друга, но в различные моменты времени
и пространства.
"Весь мир - это вечные качели. Все, что он в себе заключа-
ет, непрерывно качается: земля, скалистые горы Кавказа, еги-
петские пирамиды, - и качается все это вместе со всем осталь-
ным. а также и само по себе. Даже устойчивость - и она не что
иное, как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах зак-
репить изображаемый мною предмет. Он бредет наугад и пошатыва-
ясь, хмельной от рождения, ибо таким он создан природою. Я
беру его таким, каков он предо мной в то мгновение, когда за-
нимает меня. И я не рисую его пребывающим в неподвижности. Я
рисую его в движении, и не в движении от возраста к возрасту ,
но от одного дня к другому, от минуты к минуте."
5. О ВОСПИТАНИИ
Самого же человека Монтень рассматривает как часть природы.
Природа, по мнению Монтеня, должна быть также наставницей и
в деле воспитания. На первое место необходимо поставить не на-
копление, аккумуляцию знаний, а развитие мышления, способности
суждения. Воспитание оценивается как средство обнаружить,
раскрыть и усовершенствовать то, что дано природой, что зало-
жено в натуре человека. Цель Монтеня воспитать людей естест-
венных, честных, трудолюбивых. Именно поэтому Монтеня очень
любил и часто перечитывал Л.Толстой, ценивший его мысли о сво-
бодном и естественном воспитании. Воспитанник должен быть в
состоянии по своему и с разных сторон воспроизводить усвоен-
ное. Монтень неоднократно подчеркивал также индивидуальные
подход в деле воспитания. "Пусть учитель спрашивает с ученика
не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его
и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти
своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо
ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит
ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли
ученик как следует и в какой мере усвоил это; и в последова-
тельности своих разъяснений пусть он руководствуется примером
Платона. Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком
поглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и
о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и фор-
мы того , что ему надлежало сварить, значит, он не выполнил
своего дела.
Пусть он заставит ребенка пройтись перед ним и таким обра-
зом получит возможность судить о его походке, а следовательно,
и о том, насколько ему самому нужно умерить себя, чтобы прис-
пособиться к силам ученика. Не соблюдая здесь соразмерности,
мы можем испортить все дело; уменье отыскать такое соответс-
твие и разумно его соблюдать - одна из труднейших задач,какие
только я знаю. Способность снизойти до влечений ребенка и ру-
ководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Что до
меня, то я тверже и увереннее иду в гору, нежели спускаюсь с
горы." Становится ясным, почему при просвещении современными
учителями многочисленных учеников, при преподнесении им одина-
кового урока и требовании от них одинакового поведения (хотя
способности каждого из них отличаются от способностей другого)
среди большого числа обучающихся находится один, два, для ко-
торых обучение действенно, которые извлекают пользу из подоб-
ного преподавания. Монтень акцентирует также и практическую
направленность воспитания. "Хотел бы я поглядеть, как Палюэль
или Помпей - эти превосходные танцовщики нашего времени - стали
бы обучать пируэтам, только проделывая их перед нами и не сдви-
гая нас с места.Точно так же многие наставники хотят образовать
наш ум, не будоража его. Можно ли научить управлять конем,
владеть копьем, лютней или голосом, не заставляя изо дня в
день упражняться в этом, подобно тому как некоторые хотят нау-
чить нас здравым рассуждениям и искусной речи, не заставляя
упражняться ни в рассуждениях, ни в речах? А между тем при
воспитании в нас этих способностей все, что представляется на-
шим глазам, стоит назидательной книги; проделка пажа, тупость
слуги, застольная беседа - все это новая пища для нашего ума.
В этом отношении особенно полезно общение с другими людьми,
а также поездки в чужие края, не для того, разумеется, чтобы,
следуя обыкновению нашей французской знати, привозить с собой
оттуда разного рода сведения о том, например, сколько шагов
имеет в ширину церковь Санта-Мария Ротонда, или до чего рос-
кошны панталоны синьоры Ливии, или, подобно иным, насколько
лицо Нерона на таком-то древнем изваянии длиннее и шире его же
изображения на такой-то медали, но для того, чтобы вывезти от-
туда знание духа этих народов и их образа жизни, и для того
также, чтобы отточить и отшлифовать свой ум в соприкосновении
с умами других. Я бы посоветовал посылать нашу молодежь за
границу в возможно более раннем возрасте и, чтобы одним ударом
убить двух зайцев, именно к тем из наших соседей, чья речь на-
именее близка к нашей, так что если не приучить к ней свой
язык смолоду, то потом уж никак ее не усвоить."
Мне кажется, что подобный подход в воспитанию заслуживает
достаточно внимательного изучения, ибо не только в средневе-
ковье, но и в наши дни достаточно распространена ситуация,
когда искания ума человеческого либо вообще отсутствуют, либо
направлены далеко не в сторону познания истинных ценностей.
6. ОБ УЧЕНОСТИ
Монтень выступает и против самоценности знаний, против пе-
дантов, защищающих сухое начетничество."Мои земляки перигорцы
очень метко называют таких ученых мужей "окниженные", то есть
те, кого наука как бы оглушила, стукнув по черепу. И действи-
тельно, чаще всего они кажутся нам пришибленными, лишенными
даже самого обыкновенного здравого смысла. Возьмите крестьяни-
на или сапожника: вы видите, что они просто и не мудрствуя лу-
каво живут помаленьку, говоря только о тех вещах, которые им в
точности известны. А наши ученые мужи, стремясь возвыситься
над остальными и щегольнуть своими знаниями, на самом деле
крайне поверхностными, все время спотыкаются на своем жизнен-
ном пути и попадают впросак. Они умеют красно говорить, но
нужно, чтобы кто то другой применил их слова на деле." Мне ос-
тается только добавить здесь, что сегодня подобные ученые му-
жи, о которых говорит Монтень, достаточно "адаптировались" в
жизни и "попадают впросак" ничуть не чаще, чем остальная часть
человечества. Вот что значит прогресс!
Делая вывод о сомнительности самоценного приобретения зна-
ний, Монтень приводит в пример Спарту, где общее воспитание
считалось важнее, чем овладение многочисленными конкретными
знаниями. "Многочисленные примеры, которые являют нам и это
управляемое на военный лад государство, и другие подобные ему,
заставляют признать, что занятия науками скорее изнеживают ду-
ши и способствуют их размягчению, чем укрепляют и закаляют их.
Самое мощное государство на свете, какое только известно нам в
настоящее время, это империя турок, народа, воспитанного в
почтении к оружию и в презрении к наукам. Я полагаю, что и Рим
был гораздо могущественнее, пока там не распространилось обра-
зование. И в наши дни воинственные народы являются вместе с
тем и самыми дикими и невежественными. Доказательством могут
служить также скифы, парфяне, Тамерлан. Во время нашествия го-
тов на Грецию ее библиотеки не подверглись сожжению только
благодаря тому из завоевателей, который счел за благо оставить
всю эту утварь, как он выразился, неприятелю, дабы она отвлек-
ла его от военных упражнений и склонила к мирным и оседлым за-
бавам..." Наш мир еще не идеален, и остается только надеяться,
что времена, когда укрепление души не науками, а подготовкой к
войне станет жизненно необходимым, канули в Лету. На первый
взгляд может показаться, что Монтень несколько негативно отно-
сится к науке, однако это совсем не так:
" Я люблю и почитаю науку, равно как и тех, кто ею вла-
деет. И когда наукой пользуются как должно, это самое благо-
родное и великое из достижений рода человеческого. Но в тех (а
таких бесчисленное множество), для кого она главный источник
самодовольства и уверенности в собственном значении, чьи поз-
нания основаны лишь на хорошей памяти, кто все черпает только
из книг, в тех, осмелюсь сказать, я ненавижу ученость даже
несколько больше, чем полное невежество. В нашей стране и в
наше время ученость может быть полезной для кармана, но душе
она редко что-либо дает - ( насколько актуально для сегод-
няшней России! - прим.С.Г.).Для слабой души она является тяже-
лым и труднопереваримым материалом, отягощает и губит ее. Души
Страницы: 1, 2, 3, 4
|