Читая Монтеня
редственность"
отнюдь не вечна, она имеет место быть постоль-
ку,
поскольку возраст этого общества еще не достиг того преде-
ла,
за которым возникают разного рода проблемы, без решения
которых
ставится под сомнение сам факт дальнейшего существова-
ния
этого общества. Это может быть и проблема природных ресур-
сов,
и целый комплекс вопросов, связанных с психологией людей,
например,
неудовлетворенность какого-либо члена общества своим
социальным
положением, ролью в обществе; и в случае, если в
таком
положении окажется человек с задатками лидера, способный
убеждать
и вести за собой, то наличие хотя бы конфликтных си-
туаций
уже обеспечено (особенно, если таких людей окажется
несколько).
Я не очень доверяю теории "положительности" чело-
века,
ибо, на мой взгляд, в человеке изначально присутствует и
"черное"
и "белое", причем приблизительно в равных пропорциях;
и
это соотношение может сохраниться, наверное, только в соци-
альном
вакууме. По ходу развития общества, как и любого орга-
низма,
будут возникать и многие другие проблемы, требующие ре-
шения.
Следовательно, сохраниться значениям всех описа-
тельнных
"атрибутов" этого общества (отсутствие торговли, власти
и,
конечно же,занятий, деятельности, необходимость в которой,
может
быть, и является одной из первопричин развития общества) ,
не
измениться в какой-то мере и укладу, структуре общества,
наверное,
не удастся. А, следовательно, возможно и возникнове-
ние
разного рода "искусственных" ограничений, накладываемых на
человека,
и такое, изменившееся общество вряд ли уже будет так
восторгать
Монтеня. Однако философ старается не рассматривать
подобных
перспектив, восхищаясь укладом жизни и нравами
"чистого
общества" (что на мой взгляд, несколько похоже на
праздные
мечтания, но что, впрочем, можно понять, если
вспомнить,
какая ситуация сложилась во Франции в годы напи-
сания
"Опытов"), все же понимая временность такого благо-
получия:
"Их способ ведения войны честен и благороден, и даже
извинителен
и красив настолько, насколько может быть изви-
нителен
и красив этот недуг человечества: основанием для их
войн
является исключительно влечение к доблести. Они начинают
войну
не ради завоевания новых земель, ибо все еще наслаждаются
плодородием
девственной природы, снабжающей их, без всякого
усилия
с их стороны, всем необходимым для жизни в таком изобилии,
что
им незачем расширять собственные пределы. Они пребывают в
том
благословенном состоянии духа, когда в человеке еще нет
желаний
сверх вызываемых его естественными потребностями; все
то,
что превосходит эти потребности им ни к чему. Всех своих
единомышленников,
которые примерно одинакового с ними воз-
раста,
они называют братьями, младших - своими детьми, ста-
риков
же - отцами. Эти последние оставляют свое имущество в
наследство
всей общине,без раздела и без всякого иного права
на
владение им, кроме того,какое дарует своим созданиям, про-
изводя
их на свет, природа. Если их соседи, перейдя через горы,
совершают
на них нападение и одерживают победу, то вся добыча
победителя
только в славе да еще в сознании своего превосход-
ства
в силе и доблести; им нет дела до имущества побежден-
ных,
и они возвращаются в свою область, где у них нет недо-
статка
ни в чем, а главное в том величайшем благе, кото-
рое
состоит в умении наслаждаться своей долей и довольство-
ваться
ею. Так же поступают, в свою очередь, и они сами,
когда
им случается быть победителями. Они не требуют от сво-
их
пленных иного выкупа, кроме громко сделанного заявления,
что
те признали себя побежденными; но в течение целого сто-
летия
не нашлось среди них такого, который не предпочел бы
умереть,
нежели хоть сколько - нибудь поступиться в своих
речах
или действиях величием своего несокрушимого мужест-
ва;
и не встретишь среди них такого, который из страха
быть
убитым и съеденным унизился бы до просьбы о помиловании.
Они
предоставляют пленникам полную свободу для того, чтобы
жизнь
приобрела для них тем большую цену, и постоянно напоми-
нают
им об их близкой смерти, о муках, которые им предстоит
вытерпеть,
о приготовлениях, производимых с этой целью, о том,
как
они разрубят их на кусочки и будут лакомиться ими на своем
пиршестве.
Все это делается исключительно для того, чтобы выр-
вать
у них хотя бы несколько малодушных и униженных слов или
пробудить
в них желание бежать и таким образом, напугав их и
сломив
их стойкость, почувствовать свое превосходство над ни-
ми."
Монтень считает жестокость этих в буквальном смысле слова
каннибалов
более оправданной, чем жестокость его современников
европейцев.
"Я нахожу, что гораздо большее варварство пожирать
человека
заживо, чем пожирать его мертвым, большее варварство
раздирать
на части пытками и истязаниями тело, еще полное жи-
вых
ощущений, поджаривать его на медленном огне, выбрасывать
его
на съедение собакам и свиньям ( а мы не только читали об
этих
ужасах, но и совсем недавно были очевидцами их, когда это
проделывали
не с закосневшими в старинной ненависти врагами,
но
с соседями, со своими согражданами, и, что хуже всего,
прикрываясь
благочестием и религией), чем изжарить человека и
съесть
его после того, как он умер". Пожалуй, с этим можно и
нужно
согласиться, сравнивая мораль времени инквизиции и обы-
чаи
дикого племени каннибалов; хотя, впрочем, и сегодня гуман-
ность
является не самым распространенным свойством души совре-
менных
цивилизаций. Но в данном случае следует, наверное, ру-
ководстьвоваться
принципом: "из двух зол выбирают меньшее",
так
как при всем понимании исторических особенностей разных
временных
периодов, я считаю злом любую жестокость, именно
жестокость,
по отношению к человеку. По Монтеню культура, нра-
вы
и образ жизни этих дикарей во многом превосходят европейс-
кие.
"Потрясающее великолепие городов Куско и Мехико и среди
прочих
диковинок сад их короля, где все деревья, все плоды и
все
травы, расположенные так же, как они обычно произрастают в
садах,
и с соблюдением их натуральной величины, были порази-
тельно
искусно выполнены из золота, каковыми были в его прием-
ной
и все животные. которые водились на его землях и в водах
его
морей, и, наконец, красота их изделий из камня, перьев и
хлопка,
а также произведения их живописи наглядно показывают,
что
они нисколько не ниже нас и в ремеслах. Но что касается
благочестия,
соблюдения законов, доброты, щедрости, честности,
искренности,
то нам оказалось весьма и весьма кстати, что все-
го
этого у нас не в пример меньше, чем у них; из за этого пре-
имущества
перед нами они сами себя погубили, продали, предали.
Что
до смелости и отваги, до твердости, стойкости, решитель-
ности
перед лицом страданий, голода, смерти, то я не побоюсь
сопоставить
находимые мной среди них образцы с наиболее прос-
лавленными
образцами античности, все еще бережно хранимыми па-
мятью
нашего мира по эту сторону океана...
Какая
жалость, что это столь благородное приобретение не
было
сделано при Александре или при древних греках и римлянах
и
столь великие преобразования и перемены в судьбе стольких
царств
и народов не произошли при тех, кто мог бы бережно
смягчить
и сгладить все, что тут было дикого, и вместе с тем
поддержать
и вырастить добрые семена, брошенные здесь самою
природой,
не только привнося в обработку земли и украшение го-
родов
искусство Старого Света, но также привнося в добродетели
туземцев
добродетели греческие и римские! Каким это было бы
улучшением
и каким усовершенствованием нашей планеты, если бы
первые
образцы нашего поведения за океаном вызвали в этих на-
родах
восхищение добродетелью и подражание ей и установили
между
ними и нами братское единение и взаимопонимание! До чего
же
легко было бы ей завоевать души столь девственные, столь
жадные
к восприятию всего нового, в большинстве своем с прек-
раснейшими
задатками, вложенными в них природою! Мы же посту-
пили
совсем по иному, воспользовались их неведеньем и неопыт-
ностью,
чтобы тем легче склонить их к предательствам, роскоши,
алчности
и ко всякого рода бесчеловечности и жестокости по об-
разу
и подобию наших собственных нравов. Кто когда нибудь по-
купал
такою ценою услуги, доставляемые торговлей и обменом то-
варами?
Столько городов разрушено до основания, столько наро-
дов
истреблено до последнего человека, столько миллионов людей
перебито
беспощадными завоевателями, и богатейшая и прекрас-
нейшая
часть света перевернута вверх дном ради торговли перцем
и
жемчугом: бессмысленная победа! Никогда честолюбие, никогда
гражданские
распри, толкавшие людей друг на друга, не приводи-
ли
их к столь непримиримой вражде и не причиняли им столь ужа-
сающих
бедствий". Здесь остается только согласиться с Монтенем
в
том, что в истории вообще всего человечества существует мно-
го
моментов, при, будь это в нашей власти, изменении которых
судьба
человечества и Человека оказалась несколько иной, по
нашему
разумению более, ну что ли, счастливой.
Насколько это актуально звучит в наше время, можно понять,
если
вспомнить, с какими трудностями сталкивается теперь евро-
пейская
цивилизация в том, что касается экологии, охраны сре-
ды,
заботы о здоровье, о всестороннем развитии человека и т.д.
Все
это во многом следствие того, что западная культура пош-
ла
по пути внешнего, поверхностного овладения природой, прене-
брегая
человеческим фактором, фактором духовного, внутреннего
совершенствования.
4. ГЛАВНОЕ - ЧЕЛОВЕК
Монтень не раз говорил в своей книге, что предмет, о ко-
тором
он повествует, - это человек, человеческая судьба и
жизнь.
У Монтеня человек отнюдь не мыслится как вещь, по ана-
логии
с другими вещами мира, он противник того подхода к лич-
ности,
когда она рассматривается объективно, наравне с прочими
предметами.
При объективном, беспристрастном рассмотрении лю-
бого
предмета рассматривающий должен полностью избавиться от
самого
себя, и чем меньше останется от него, тем ближе он к
истине.
Но дело складывается по- другому, если исследователь
попытается
поймать, уловить человеческую личность и жизнь. В
таком
случае он оказывается в положении змеи, хватающей хвост.
"Если
вы сосредоточите все усилия своей мысли на том, чтобы
уловить
бытие, это будет равносильно желанию удержать в приго-
рошне
зачерпнутую воду; чем больше вы будете сжимать и задер-
живать
то, что текуче по своей природе, тем скорее вы потеряе-
те
то, что хотели удержать и зажать в кулаке. Так как все вещи
претерпевают
непрерывно одно изменение за другим, то наш ра-
зум,
ищущий реального бытия, оказывается обманутым; он не мо-
жет
найти ничего постоянного и неизменного, ибо всякая вещь
либо
еще только возникает, но еще не существует, либо начинает
умирать
еще до своего рождения." Единственным выходом, на мой
взгляд,
в такой ситуации является рассмотрение вещей относи-
тельно
конкретного момента времени и конкретного пространства,
или
же относительно друг друга, но в различные моменты времени
и
пространства.
"Весь мир - это вечные качели. Все, что он в себе заключа-
ет,
непрерывно качается: земля, скалистые горы Кавказа, еги-
петские
пирамиды, - и качается все это вместе со всем осталь-
ным.
а также и само по себе. Даже устойчивость - и она не что
иное,
как ослабленное и замедленное качание. Я не в силах зак-
репить
изображаемый мною предмет. Он бредет наугад и пошатыва-
ясь,
хмельной от рождения, ибо таким он создан природою. Я
беру
его таким, каков он предо мной в то мгновение, когда за-
нимает
меня. И я не рисую его пребывающим в неподвижности. Я
рисую
его в движении, и не в движении от возраста к возрасту ,
но
от одного дня к другому, от минуты к минуте."
5. О ВОСПИТАНИИ
Самого же человека Монтень рассматривает как часть природы.
Природа, по мнению Монтеня, должна быть также наставницей и
в
деле воспитания. На первое место необходимо поставить не на-
копление,
аккумуляцию знаний, а развитие мышления, способности
суждения.
Воспитание оценивается как средство обнаружить,
раскрыть
и усовершенствовать то, что дано природой, что зало-
жено
в натуре человека. Цель Монтеня воспитать людей естест-
венных,
честных, трудолюбивых. Именно поэтому Монтеня очень
любил
и часто перечитывал Л.Толстой, ценивший его мысли о сво-
бодном
и естественном воспитании. Воспитанник должен быть в
состоянии
по своему и с разных сторон воспроизводить усвоен-
ное.
Монтень неоднократно подчеркивал также индивидуальные
подход
в деле воспитания. "Пусть учитель спрашивает с ученика
не
только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его
и
судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти
своего
питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо
ученику,
он покажет ему это с сотни разных сторон и применит
ко
множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли
ученик
как следует и в какой мере усвоил это; и в последова-
тельности
своих разъяснений пусть он руководствуется примером
Платона.
Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком
поглотил
ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и
о
несварении желудка. Если желудок не изменил качества и фор-
мы
того , что ему надлежало сварить, значит, он не выполнил
своего
дела.
Пусть он заставит ребенка пройтись перед ним и таким обра-
зом
получит возможность судить о его походке, а следовательно,
и о
том, насколько ему самому нужно умерить себя, чтобы прис-
пособиться
к силам ученика. Не соблюдая здесь соразмерности,
мы
можем испортить все дело; уменье отыскать такое соответс-
твие
и разумно его соблюдать - одна из труднейших задач,какие
только
я знаю. Способность снизойти до влечений ребенка и ру-
ководить
ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Что до
меня,
то я тверже и увереннее иду в гору, нежели спускаюсь с
горы."
Становится ясным, почему при просвещении современными
учителями
многочисленных учеников, при преподнесении им одина-
кового
урока и требовании от них одинакового поведения (хотя
способности
каждого из них отличаются от способностей другого)
среди
большого числа обучающихся находится один, два, для ко-
торых
обучение действенно, которые извлекают пользу из подоб-
ного
преподавания. Монтень акцентирует также и практическую
направленность
воспитания. "Хотел бы я поглядеть, как Палюэль
или
Помпей - эти превосходные танцовщики нашего времени - стали
бы
обучать пируэтам, только проделывая их перед нами и не сдви-
гая
нас с места.Точно так же многие наставники хотят образовать
наш
ум, не будоража его. Можно ли научить управлять конем,
владеть
копьем, лютней или голосом, не заставляя изо дня в
день
упражняться в этом, подобно тому как некоторые хотят нау-
чить
нас здравым рассуждениям и искусной речи, не заставляя
упражняться
ни в рассуждениях, ни в речах? А между тем при
воспитании
в нас этих способностей все, что представляется на-
шим
глазам, стоит назидательной книги; проделка пажа, тупость
слуги,
застольная беседа - все это новая пища для нашего ума.
В этом отношении особенно полезно общение с другими людьми,
а
также поездки в чужие края, не для того, разумеется, чтобы,
следуя
обыкновению нашей французской знати, привозить с собой
оттуда
разного рода сведения о том, например, сколько шагов
имеет
в ширину церковь Санта-Мария Ротонда, или до чего рос-
кошны
панталоны синьоры Ливии, или, подобно иным, насколько
лицо
Нерона на таком-то древнем изваянии длиннее и шире его же
изображения
на такой-то медали, но для того, чтобы вывезти от-
туда
знание духа этих народов и их образа жизни, и для того
также,
чтобы отточить и отшлифовать свой ум в соприкосновении
с
умами других. Я бы посоветовал посылать нашу молодежь за
границу
в возможно более раннем возрасте и, чтобы одним ударом
убить
двух зайцев, именно к тем из наших соседей, чья речь на-
именее
близка к нашей, так что если не приучить к ней свой
язык
смолоду, то потом уж никак ее не усвоить."
Мне кажется, что подобный подход в воспитанию заслуживает
достаточно
внимательного изучения, ибо не только в средневе-
ковье,
но и в наши дни достаточно распространена ситуация,
когда
искания ума человеческого либо вообще отсутствуют, либо
направлены
далеко не в сторону познания истинных ценностей.
6. ОБ УЧЕНОСТИ
Монтень выступает и против самоценности знаний, против пе-
дантов,
защищающих сухое начетничество."Мои земляки перигорцы
очень
метко называют таких ученых мужей "окниженные", то есть
те,
кого наука как бы оглушила, стукнув по черепу. И действи-
тельно,
чаще всего они кажутся нам пришибленными, лишенными
даже
самого обыкновенного здравого смысла. Возьмите крестьяни-
на
или сапожника: вы видите, что они просто и не мудрствуя лу-
каво
живут помаленьку, говоря только о тех вещах, которые им в
точности
известны. А наши ученые мужи, стремясь возвыситься
над
остальными и щегольнуть своими знаниями, на самом деле
крайне
поверхностными, все время спотыкаются на своем жизнен-
ном
пути и попадают впросак. Они умеют красно говорить, но
нужно,
чтобы кто то другой применил их слова на деле." Мне ос-
тается
только добавить здесь, что сегодня подобные ученые му-
жи,
о которых говорит Монтень, достаточно "адаптировались" в
жизни
и "попадают впросак" ничуть не чаще, чем остальная часть
человечества.
Вот что значит прогресс!
Делая вывод о сомнительности самоценного приобретения зна-
ний,
Монтень приводит в пример Спарту, где общее воспитание
считалось
важнее, чем овладение многочисленными конкретными
знаниями.
"Многочисленные примеры, которые являют нам и это
управляемое
на военный лад государство, и другие подобные ему,
заставляют
признать, что занятия науками скорее изнеживают ду-
ши
и способствуют их размягчению, чем укрепляют и закаляют их.
Самое
мощное государство на свете, какое только известно нам в
настоящее
время, это империя турок, народа, воспитанного в
почтении
к оружию и в презрении к наукам. Я полагаю, что и Рим
был
гораздо могущественнее, пока там не распространилось обра-
зование.
И в наши дни воинственные народы являются вместе с
тем
и самыми дикими и невежественными. Доказательством могут
служить
также скифы, парфяне, Тамерлан. Во время нашествия го-
тов
на Грецию ее библиотеки не подверглись сожжению только
благодаря
тому из завоевателей, который счел за благо оставить
всю
эту утварь, как он выразился, неприятелю, дабы она отвлек-
ла
его от военных упражнений и склонила к мирным и оседлым за-
бавам..."
Наш мир еще не идеален, и остается только надеяться,
что
времена, когда укрепление души не науками, а подготовкой к
войне
станет жизненно необходимым, канули в Лету. На первый
взгляд
может показаться, что Монтень несколько негативно отно-
сится
к науке, однако это совсем не так:
" Я люблю и почитаю науку, равно как и тех, кто ею вла-
деет.
И когда наукой пользуются как должно, это самое благо-
родное
и великое из достижений рода человеческого. Но в тех (а
таких
бесчисленное множество), для кого она главный источник
самодовольства
и уверенности в собственном значении, чьи поз-
нания
основаны лишь на хорошей памяти, кто все черпает только
из
книг, в тех, осмелюсь сказать, я ненавижу ученость даже
несколько
больше, чем полное невежество. В нашей стране и в
наше
время ученость может быть полезной для кармана, но душе
она
редко что-либо дает - ( насколько актуально для сегод-
няшней
России! - прим.С.Г.).Для слабой души она является тяже-
лым
и труднопереваримым материалом, отягощает и губит ее. Души
Страницы: 1, 2, 3, 4
|