Человек и информационном мире
С нашей точки зрения, медиатизацию,
компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности
человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических
изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.
В техническом смысле медиатизация
характеризуется высоким уровнем технического обеспечения и
социально-экономической поддержки информационных взаимодействий с помощью
средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи.
Технические агенты медиатизации участвуют в формировании физических характеристик и технологических параметров информационной
среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости
социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.
Вместе с тем медиатизацию нельзя
рассматривать только как физико-технический процесс, поскольку социально
значимая сторона информационных процессов, - производство информационных
товаров и услуг, - активно включена в процессы экономических взаимообменов, а
сама информация приобретает отчетливо выраженные качества и характеристики
товара.
Не менее важны и
организационно-психологические стороны процессов медиатизации, которые
втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют
процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий,
формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к
культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая,
научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием
интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании,
объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые
качества и требуют новых организационных принципов развития.
Компьютеризация является центральным и
обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих
становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято
рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров,
обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека
психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных
сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы
управления и материального производства, совершенствование их технической базы
и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность
накопления и переработки информации, становится фактором повышения
эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических
обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и
своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной
конъюнктуре.
Возможности компьютера и его программного
обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции знаний, дальнейшего
структурирования и формализации информации для разработки разнообразия
интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и развитии информационных
обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий
эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий
является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и
технической деятельности современного человека.
Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные
возможности компьютера, характер использования которых зависит целей и
творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального
опыта.
В силу этого применение компьютерных и информационных технологий в
социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в
киноиндустрии и на телевидении, их возможности осваивают художники, музыканты,
продюсеры и менеджеры шоу-бизнеса, специалисты в области рекламы и "паблик
релейшн", журналисты, преподаватели и студенты, врачи, т.д.
Эти моменты развития
компьютеризации позволяют оценивать этот процесс и его технические
характеристики как форму интеллектуализации различных срезов социальной
среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной
организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в
информационно-техническом мире.
Интеллектуализация как
объект социально-философской рефлексии выступает в качестве весьма
неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого
являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.
Интеллектуализацию как
целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое
следствие овладения человеком результатами научно-технической революции. С этой
точки зрения она уже выступает как весьма неоднородный фактор
организационно-психологических перестроек человеческой деятельности.
Интеллектуализацию можно
рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы
использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной
компьютерной и телекоммуникационной техники. В этом случае она будет
определяться как средство и условие формирования в обществе
положительного отношения к научному знанию и информации, определяющих в
конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий
и развитие процессов информатизации.
Наконец,
интеллектуализация может выступать и как объективное требование
социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже
сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств и
параметров развития информационного общества. В таком ключе интеллектуализация
предстает формой социального и личностного роста, определяемых творческим
потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания
информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.
Учитывая все указанные возможности рефлексивного анализа интеллектуализации,
можно представить ее как процесс, вокруг которого локализуется не только
разнообразие точек зрения на социальное значение информатизации, но и
смысловые отношения к самому феномену информации в целом.
Интеллектуализация суть не только требование, но и модель развития культуры
информационного общества, в которой естественноисторические ресурсы
культурной жизни являются или могут быть представлены как уже вторичные по
сравнению с эмоциональными и чувственными резервами общества.
В
силу этого проблема интеллектуализации предстает как граница, условно
разделяющая две противоположные точки зрения на перспективы развития
информационного общества и оценки реального потенциала заложенных в нем
возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и
психического развития личности и т.д.
Положительное
отношение к феномену информации определяется осознанием роста социальной
значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в
конкретном социально-историческом периоде развития общества. Сложность, однако,
заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или
развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает не
только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства информации
и ее кругооборота.
Процесс создания
информационных товаров и услуг во многих случаях имеет не творческую форму
создания совершенно нового знания, а является процессом переработки уже
существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или
индивидуальных потребностей. Это существенным образом подчеркивает и изменяет
положение интеллектуальных сфер деятельности человека и заставляет по-новому
оценивать соотношения информации и знаний в развитии социальной и духовной
сущности человека.
Это
указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной
деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в
информационно-техническом мире.
ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕР
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
Информационная деятельность
в настоящее время играет ключевую роль в функционировании любой социальной
системы как единого целого и это придает ей особый статус среди различных форм
жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.
В известной степени
информационная деятельность является всеобщей и находит свои проявления во всех
сферах и на всех уровнях человеческого общежития.
Она опосредует собой любой акт коммуникации и участвует в воспроизводстве или
изменении сложившего типа социальных связей.
Отметим универсальность
информационной деятельности. Универсальность информационной деятельности
позволяет рассматривать ее исторические формы как способы трансформации
разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и
ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем
самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции
человеческой культуры, которая поддерживает порядок функционирования и
сохраняет устойчивость социальных систем.
С другой стороны,
обособление информационной деятельности в качестве экономически определенной и
актуальной сферы происходит в связи с потребностями институтов власти в
обслуживании, сохранении и поддержании своих основных функций. Тем самым
информационная деятельность становится основным средством обратной связи между
властью и культурой. Ее качество, формы и содержание определяют характер
целеполагания, уровень, условия и формы развития взаимодействий человека и
общества. В целом именно это очерчивает специфику и особенности
информационной деятельности в ее отличиях от деятельности религиозной,
литературной, философской или научной.
Функция информационной деятельности как средства обратной
связи между властью и культурой фактически формирует и очерчивает границы
менталитета общества и определяет его возможности в практических оценках
социальной действительности.
Такое понимание социальной направленности
информационной деятельности делает очевидной ее роль в обеспечении и
поддержании свободы развития сознания и
самосознания человека и общества при сохранении в нем четких границ,
форм и методов социального контроля.
В современных условиях происходит
расширение функционального диапазона информационной деятельности на основе
организационно-психологических особенностей деятельности человека в
информационно-техническом мире.
Внедрение информационных технологий, а также развитие средств
вычислительной техники и информатики позволяет автоматизировать отдельные
процессы информационной деятельности. Информационные технологии в рамках
управления определяются комплектованием банков и баз данных, а также экспертных
систем, которые обеспечивают разработку вариантов решений в автоматизированном
или автоматическом режиме. Создание потока информации в автоматическом режиме
может рассматриваться как фактор поддержки эксплуатационного потенциала
имеющихся ресурсов и получения выгоды за счет применения информационных
технологий для обеспечения режима опережения событий, прорывов во времени и
эффектов генерирования фактов, знаний, идей и мнений. Это составляет вызов
информатизации и определяет его особенности как социокультурного явления,
в котором техника специфицирована в качестве “alter ego” интеллектуальной деятельности человека и функционирует как база элементов,
замещающая аналитические начала его разумной сущности.
Информация и ее потоки, формируемые в результате социального обособления,
спецификации и социотехнического обеспечения информационной деятельности в настоящее
момент может рассматриваться в качестве исторического и социального феномена.
Информационная деятельность имеет
длительный период развития, первоначально воплощаясь в деятельности
журналистов, переводчиков, агентов частных и государственных спецслужб,
консультантов дипломатических и юридических служб, адвокатских бюро и т.д.
Бурное развитие промышленности, обеспечивающее крупный товарооборот, породило
развитие таких видов информационной деятельности как коммивояжер и комиссионер,
маклер, брокер, специалист по рекламе и т.д.
Развитие науки и научного знания, а также
их прерогативы в обеспечении рациональности принятия управленческих решений
поставило в главу угла новую специализацию информационной деятельности, трудно
поддающуюся однозначному именованию. Ученый, научный работник, специалист в
определенной области научного знания, научный консультант - все эти
спецификации научной работы образованы по основанию целесообразности подачи
информационных материалов в режиме текущих задач управления развитием. Таким
образом, неоднородность информационной деятельности в сфере науки
предопределена историческим развитием разделения труда внутри самой науки.
В настоящее время, в связи с
возможностями технического обеспечения управления процессами человеческой деятельности,
информационная деятельность перерастает свои прежние границы и становится
основой социальной организации современного общества, способствующей
превращению постиндустриальной фазы его развития в фазу информационную. Это
приводит к возникновению принципиально новых ситуаций в познании и
практической деятельности человека, а также оказывает влияние на
конфигурацию социальной структуры, формы занятости, системы ценностей и т.д.
В
контексте управления результирующей информационной деятельности может стать
изменение поведенческих и адаптационных механизмов субъектов управления,
преобразование диапазона и границ их коммуникативного пространства или выбора
приоритетов развития при организации деятельностных процессов.
Информационная деятельность, в конечном итоге, является средством
сознательной оценки порядка и значимости отношений явлений действительности и
связана с характером целесообразности и ценностными формами развития сознания и
самосознания потребителей ее продуктов и услуг.
ГЛАВА 3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
СДВИГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ
Глобализация, как целостное
явление, находит свои социально-политические и культурные выражения в том, что
стремительно изменяются пространственно-временные параметры основных форм
существования государственных, национальных и социокультурных форм развития
человеческих сообществ. Свое техническое воплощение глобализация получила в
сети Интернет. Функциональность технической модели организации сети Интернет
является порождающим началом основных особенностей современных
социально-экономических процессов. Свою социальную выраженность они находят в
интенсификации и расширении масштабов прямых равноправных взаимодействий между
людьми. Некоторые ученые предлагают поэтому рассматривать развитие
экономической деятельности организационно-психологической точки зрения
"как глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и
взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных
связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах"[1].
Такие понятия как
"территория", "граница", "расстояние"
приобретают в настоящее время все более условный характер, а объем понятия
"пространство" формируется на основе качественно новых содержательных
характеристик. “Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Д. Л.
Спар, - его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки
новыми интегрирующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ.
Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и
спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки
земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет
дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут
найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой
скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить. С течением
времени сеть угрожает также уничтожить многие привычные аспекты бизнеса,
общества и государства"[2]
Системы традиционных
ценностей, которые поддерживали нормы хозяйственной жизни, государственного
права и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны
развития процессов глобализации. Подобный эффект возникает в связи с
существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью)
технических феноменов, ориентирующих экономическое и социальное развитие на
передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции,
ориентирующую социум на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и
ценностей, а также сохранение независимости и свободы и добровольных,
этических по своей природе, смыслов реализации их потенциала в совокупной
общественной деятельности[3].
С другой стороны,
бизнесмены оценивают электронную среду Интернет "как среду общения
коммерческих организаций друг с другом и с конечными пользователями. Перенос в
электронную среду сети Интернет различных видов экономической деятельности
является важнейшим условием формирования сетевой экономики как принципиально
нового типа экономических взаимодействий.
В
США и Европе внедрение информационных технологий в жизнедеятельность различных
подсистем современного общества происходит на основе государственной
политики, согласованной и определенной культурными и социальными приоритетами,
а также техническими и финансовыми возможностями.
В свою очередь в России развитие процесса переноса традиционных видов
деятельности в электронную среду Интернет происходило на началах
самоорганизации и за счет материальных и моральных затрат самих фирм и их
руководителей. При этом окупаемость этих затрат часто была выразима не
только в увеличении доходов фирмы и расширении коммуникативных
взаимодействий, но и в приобретении статуса и авторитета, а также влияния в
конкурентной среде, во властных структурах и привлечении внимания общества к
своей деятельности.
С
другой стороны, российские государственные структуры оказались практически
безоружны перед реальностью, возможностями и эффектами
информационно-коммуникативных технологий и, следовательно, не могли предложить
обществу последовательной и социально ориентированной политики развития
информационных технологий.
По
свидетельству специалистов Российской Академии государственной службы степень
готовности государственных структур РФ к работе с
информационными системами и активному использованию новых информационных
технологий в своей профессиональной деятельности по сей день остается
невысокой, главным образом из-за значительных психологических барьеров, а
также по причине несовершенства, неполноты и недостоверности исходных
статистических данных, доступных органам государственной власти и слабого
уровня заинтересованности в развитии аналитической и интеллектуальной поддержки
процессов принятия решений[4].
В силу этого процесс переноса традиционных видов деятельности в электронную
среду сети Интернет приобретал хаотичный и неуправляемый характер, без учета
его реальных преимуществ и выгод, а также без понимания сути социализирующих
эффектов информационных технологий.
Между
тем, социализирующий эффект информационных технологий состоит в
организации коммуникативных взаимодействий, модернизации процессов управления,
развитии начал самоуправления и возрастании значимости предпринимательской
деятельности. Однако, эти социализирующие эффекты информационных технологий
должны опираться на уже существующие в обществе формы и институциональные
принципы социализации науки и знаний, научные традиции и признание
образования и интеллектуальной деятельности значимой для предпринимательской
деятельности, финансового успеха и укрепления деловых взаимодействий. Именно
это является фактором целенаправленного и эффективного использования
потенциала информационных технологий в человеческой деятельности, а также
расчета и сохранения актуального для общества баланса информации и знаний[5],
поддерживающего перспективы активного развития интеллектуальных систем.
Освоение
информационных технологий существенным образом изменяет привычные представления
о социальных границах и дистанциях, воздействуя на приоритеты и ценности
самореализации человеческого Я в ситуациях коммуникативных взаимодействий.
Поэтому в информационном обществе особым фактором развития производства
становится человеческий капитал, т.е. "индивидуальная способность человека,
позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности" [6] и
представляющая собой такое сочетание интуиции и разума, которое опирается на
опыт и самосознание личности, участвует в развитии личных или деловых
коммуникаций и действует благодаря существованию внутренних побудительных
мотиваций.
Возрастание
значимости человеческого капитала, а также распространение в обществе
технически совершенных средств связи и автоматизированных средств обработки
информации, преобразует роль и значения государства как конститутивной формы
развития коллективной жизни, модернизирует активы и принципы его участия в
проектах совершенствования экономических, социальных и культурных
взаимодействий в обществе. Во всяком случае, в условиях информационно-технического
мира проекты человеческой деятельности и коммуникаций опосредованы виртуальной
реальностью, работа с которой изменяет характер и потенциал контроля за
развитием информационных обменов и воздействий, преобразуя методику и стиль
человеческой деятельности в современном обществе.
Страницы: 1, 2, 3
|