рефераты скачать

МЕНЮ


Человек и информационном мире

С нашей точки зрения, медиатизацию, компьютеризацию и интеллектуализацию социальной среды и всей жизнедеятельности человека правомерно понимать как актуальную форму организационно-психологических изменений деятельности человека в информационно-техническом мире.

В  техническом смысле медиатизация характеризуется высоким уровнем технического обеспечения и социально-экономической поддержки информационных взаимодействий с помощью средств прессы, радио, телевидения, рекламы, звукозаписи и видеозаписи. Технические агенты медиатизации участвуют в формировании физических характеристик и технологических параметров информационной среды общества, способствуя расширению объемов и увеличению скорости социальных коммуникаций и задавая направленность информационных потоков.

 Вместе с тем медиатизацию нельзя рассматривать только как физико-технический процесс, поскольку социально значимая сторона информационных процессов, - производство информационных товаров и услуг, - активно включена в процессы экономических взаимообменов, а сама информация  приобретает отчетливо выраженные качества  и характеристики товара.

Не менее важны и организационно-психологические стороны процессов медиатизации, которые втягивают современного человека в орбиту информационных потоков, изменяют процессы восприятия и образуют новые схемы коммуникативных взаимодействий, формируют у человека альтернативные системы ценностей и норм отношения к культуре. Традиционные системы деятельностей - политическая, экономическая, научная и инженерная, эстетическая и идеологическая, - под влиянием интенсификации информационных взаимодействий и обменов, изменений в содержании, объемах и разнообразии форм коммуникативных процессов приобретают новые качества и требуют новых организационных принципов развития.

Компьютеризация является центральным и обязательным условием развития информационных взаимодействий, определяющих становление жизнедеятельности современного человека. Компьютеризацию принято рассматривать как процесс внедрения и технической модернизации компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и снятие у человека психологических барьеров применения интеллектуальных технологий в различных сферах его жизнедеятельности. Внедрение компьютеров в различные сферы управления и материального производства, совершенствование их технической базы и оснащение современными коммуникационными средствами повышает оперативность накопления и переработки информации, становится фактором повышения эффективности управленческих взаимодействий и надежности технико-экономических обоснований проектов экономического развития, предполагает точность и своевременность оценок экономических рисков при изменениях в рыночной конъюнктуре.

Возможности компьютера и его программного обеспечения являются, таким образом, средством аккумуляции знаний, дальнейшего структурирования и формализации информации для разработки разнообразия интеллектуальных систем, участвующих в поддержке и развитии информационных обменов в рамках развитой в обществе системы деятельностей. Социализирующий эффект использования компьютера и компьютерных и информационных технологий является основой организационно-психологических изменений социальной, бытовой и технической деятельности современного человека. Первоэлементом работы с информационными технологиями становятся коммуникативные возможности компьютера, характер использования которых зависит   целей и творческих замыслов человека, а также от их профессионального и социального опыта.

В силу этого применение компьютерных и  информационных технологий в социальной действительности достаточно многообразно. Их используют в киноиндустрии и на телевидении, их возможности осваивают художники, музыканты, продюсеры и менеджеры шоу-бизнеса, специалисты в области рекламы и "паблик релейшн", журналисты, преподаватели и студенты, врачи, т.д.

Эти моменты развития компьютеризации позволяют оценивать этот процесс и его технические характеристики как форму интеллектуализации различных срезов социальной среды общества. Интеллектуализация становится наиболее интенсивной стороной организационно-психологического изменения жизнедеятельности человека в информационно-техническом мире.

Интеллектуализация как объект социально-философской рефлексии выступает в качестве весьма неоднозначного, идеально выраженного процесса, конечные оценки которого являются синтезом рассмотрения его разнообразных сторон и характеристик.

Интеллектуализацию как целостный идеальный процесс можно рассматривать как социально-психологическое следствие овладения человеком результатами научно-технической революции. С этой точки зрения она уже выступает как весьма неоднородный фактор организационно-психологических перестроек человеческой деятельности.

Интеллектуализацию можно рассматривать и в качестве тенденции, определяющей уровень, характер и сферы использования информационно-комммуникативных технологий на базе современной компьютерной и телекоммуникационной техники. В этом случае она будет определяться как средство и условие формирования в обществе положительного отношения к  научному знанию и информации, определяющих в конечном итоге социальный профиль внедрения интеллектуальных технологий и развитие процессов информатизации.

Наконец, интеллектуализация может выступать и как объективное требование социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности, уже сформированным под влиянием всей совокупности социотехнических средств и параметров развития информационного общества. В таком ключе интеллектуализация предстает формой социального и личностного роста, определяемых творческим потенциалом социокультурных взаимодействий, основой расширения содержания информационно-коммуникативных контактов и направленностью их развития.

  Учитывая все указанные возможности рефлексивного анализа   интеллектуализации, можно представить ее как процесс, вокруг которого локализуется не только разнообразие точек зрения на социальное значение информатизации, но и смысловые отношения к самому феномену информации в целом. Интеллектуализация суть не только требование, но и модель развития культуры информационного общества, в которой естественноисторические ресурсы культурной жизни являются или могут быть представлены как уже   вторичные  по сравнению с  эмоциональными и чувственными резервами общества.

 В силу этого проблема интеллектуализации предстает как граница, условно разделяющая две противоположные точки зрения на перспективы развития информационного общества и оценки реального потенциала заложенных в нем возможностей личностного роста, социально значимых достижений, культурного и психического развития личности и т.д.

Положительное отношение к феномену информации определяется осознанием роста социальной значимости научного знания и научной информации и характера их соотношений в конкретном социально-историческом периоде развития общества. Сложность, однако, заключается в том, в условиях информационного общества с развитой или развивающейся структурой рыночных взаимодействий особое значение приобретает не только социальный статус научного знания, но и проблема воспроизводства информации и ее кругооборота. 

  Процесс создания информационных товаров и услуг во многих случаях имеет не творческую форму создания совершенно нового знания, а является процессом переработки уже существующего знания в зависимости от конъюнктурных общественных или индивидуальных потребностей. Это существенным образом подчеркивает и изменяет положение интеллектуальных сфер деятельности человека и заставляет по-новому оценивать соотношения информации и знаний в развитии социальной и духовной сущности человека.

Это указывает на важность и необходимость рассмотрения особенностей информационной деятельности как ключевой формы саморазвития интеллектуальной работы человека в информационно-техническом мире.

















ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА  ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ

Информационная деятельность в настоящее время играет ключевую роль в  функционировании любой социальной системы как единого целого и это придает ей особый статус среди различных форм жизнеобеспечения человека и его социальной сущности.

В известной степени информационная деятельность является всеобщей и находит свои проявления во всех сферах и на всех уровнях человеческого общежития. Она опосредует собой любой акт коммуникации и участвует в воспроизводстве или изменении сложившего типа социальных связей.

Отметим универсальность информационной деятельности. Универсальность информационной деятельности позволяет рассматривать ее исторические формы как способы трансформации разнообразия индивидуальных человеческих представлений, восприятий и ощущений в общезначимые и доступные пониманию смыслы и значения. Тем самым информационная деятельность является одним из моментов трансляции человеческой культуры, которая поддерживает порядок функционирования и сохраняет устойчивость социальных систем.

  С другой стороны, обособление информационной деятельности в качестве экономически определенной и актуальной сферы происходит в связи с потребностями институтов власти в обслуживании, сохранении и поддержании своих основных функций. Тем самым информационная деятельность становится основным средством обратной связи между властью и культурой. Ее качество, формы и содержание определяют характер целеполагания, уровень, условия и формы развития взаимодействий человека и общества. В целом  именно это  очерчивает специфику и особенности информационной деятельности в ее отличиях от деятельности религиозной, литературной, философской или научной.

Функция информационной деятельности как средства обратной связи между властью и культурой фактически формирует и очерчивает границы менталитета общества и  определяет его возможности в практических оценках социальной действительности.

Такое понимание социальной направленности информационной деятельности делает очевидной ее роль в обеспечении и поддержании свободы развития сознания и самосознания человека и общества при сохранении в нем четких границ, форм и методов социального контроля.

В современных условиях происходит расширение функционального диапазона информационной деятельности на основе организационно-психологических особенностей деятельности человека в информационно-техническом мире.

Внедрение информационных технологий, а также развитие средств вычислительной техники и информатики позволяет автоматизировать отдельные процессы информационной деятельности. Информационные технологии в рамках управления определяются комплектованием банков и баз данных, а также экспертных систем, которые обеспечивают разработку вариантов решений в автоматизированном или автоматическом режиме. Создание потока информации в автоматическом режиме может рассматриваться как фактор поддержки эксплуатационного потенциала имеющихся ресурсов и получения выгоды за счет применения информационных технологий для обеспечения режима опережения событий, прорывов во времени и эффектов генерирования фактов, знаний, идей и мнений. Это составляет вызов информатизации и определяет его особенности как социокультурного явления, в котором техника специфицирована в качестве “alter ego” интеллектуальной деятельности человека и функционирует как база элементов, замещающая аналитические начала его разумной сущности.

Информация и ее потоки, формируемые в результате социального обособления, спецификации и социотехнического обеспечения информационной деятельности в настоящее момент может рассматриваться в качестве исторического и социального феномена.

Информационная деятельность имеет длительный период развития, первоначально воплощаясь в деятельности журналистов, переводчиков, агентов частных и государственных спецслужб, консультантов дипломатических и юридических служб, адвокатских бюро и т.д. Бурное развитие промышленности, обеспечивающее крупный товарооборот, породило развитие таких видов информационной деятельности как коммивояжер и комиссионер, маклер, брокер, специалист по рекламе и т.д.

Развитие науки и научного знания, а также их прерогативы в обеспечении рациональности принятия управленческих решений поставило в главу угла новую специализацию информационной деятельности, трудно поддающуюся однозначному именованию. Ученый, научный работник, специалист в определенной области научного знания, научный консультант - все эти спецификации научной работы образованы по основанию целесообразности подачи информационных материалов в режиме текущих задач управления развитием. Таким образом, неоднородность информационной деятельности в сфере науки предопределена историческим развитием разделения труда внутри самой науки.

В настоящее время, в связи с возможностями технического обеспечения управления процессами человеческой деятельности, информационная деятельность перерастает свои прежние границы и становится основой социальной организации современного общества, способствующей  превращению постиндустриальной фазы его развития в фазу информационную. Это приводит к возникновению принципиально новых ситуаций  в познании и практической деятельности человека, а также оказывает влияние на конфигурацию социальной структуры, формы занятости,  системы ценностей и т.д.

 В контексте управления результирующей информационной деятельности может стать изменение поведенческих и адаптационных механизмов субъектов управления, преобразование диапазона и границ их коммуникативного пространства или выбора приоритетов развития при организации деятельностных процессов.

  Информационная деятельность, в конечном итоге, является средством сознательной оценки порядка и значимости отношений явлений действительности и связана с характером целесообразности и ценностными формами развития сознания и самосознания потребителей ее продуктов и услуг.
















ГЛАВА 3 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ СДВИГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ


Глобализация, как целостное явление, находит свои социально-политические и культурные выражения в том, что стремительно изменяются пространственно-временные параметры основных форм существования государственных, национальных и социокультурных форм развития человеческих сообществ. Свое техническое воплощение глобализация получила в сети Интернет. Функциональность технической модели организации сети Интернет является порождающим началом основных особенностей современных социально-экономических процессов. Свою социальную выраженность они находят в интенсификации и расширении масштабов прямых равноправных взаимодействий между людьми. Некоторые ученые предлагают поэтому рассматривать развитие экономической деятельности организационно-психологической точки зрения "как  глобализацию до размеров национальных экономик форм деятельности и взаимодействий, которые используются людьми в ситуации прямых равноправных связей всех со всеми, встречающихся в малых коллективах"[1]

Такие понятия как "территория", "граница",  "расстояние" приобретают в настоящее время все более условный характер, а объем понятия  "пространство" формируется на основе качественно новых содержательных характеристик.  “Интернет выглядит воистину глобальной средой, - отмечает Д. Л. Спар, - его связи незаметно пересекают границы, соединяют граждан и рынки новыми интегрирующими путями и разрушают привычные понятия национальных границ. Продолжая тенденцию, ставшую возможной благодаря телефонам, факсам и спутниковым тарелкам, Интернет обещает предоставлять информацию во все уголки земного шара. Достаточно дешево, без особых технических сложностей Интернет дает возможность получать пользователям любую информацию, которую они могут найти, и связывать ее поставщиков с потенциальными потребителями с такой скоростью и легкостью, которую они не могли раньше предоставить. С течением времени сеть угрожает также уничтожить многие привычные аспекты бизнеса, общества и государства"[2]

Системы  традиционных  ценностей, которые поддерживали  нормы хозяйственной жизни,  государственного права  и национальной культуры, испытывают значительные нагрузки со стороны развития процессов глобализации.  Подобный эффект возникает в связи с существованием явного, но неочевидного противоречия между глобальностью (или планетарностью) технических феноменов, ориентирующих  экономическое и социальное развитие на передовые достижения и высокий рост, и локальностью культурной традиции, ориентирующую социум  на трансляцию и поддержку уникальности своих традиций и ценностей, а также сохранение независимости  и  свободы   и   добровольных,  этических по своей природе,  смыслов реализации их потенциала в совокупной  общественной  деятельности[3].

 С другой стороны, бизнесмены оценивают электронную среду Интернет  "как  среду общения коммерческих организаций друг с другом и с конечными пользователями. Перенос в электронную среду сети Интернет различных видов экономической  деятельности является важнейшим  условием формирования сетевой экономики как принципиально нового типа экономических взаимодействий.

В США и Европе внедрение информационных технологий в жизнедеятельность различных подсистем современного общества  происходит  на основе государственной политики, согласованной и определенной культурными и социальными приоритетами, а также техническими  и финансовыми возможностями.

 В свою очередь в  России  развитие  процесса переноса традиционных видов деятельности в электронную среду Интернет происходило на началах самоорганизации и за счет  материальных и  моральных затрат самих фирм и их руководителей.  При этом окупаемость этих затрат  часто была выразима не  только в увеличении доходов фирмы   и   расширении коммуникативных взаимодействий, но и в приобретении  статуса и авторитета, а также  влияния в конкурентной среде, во властных структурах и привлечении внимания   общества к своей деятельности.

С другой стороны,   российские государственные структуры  оказались практически безоружны перед реальностью, возможностями и эффектами информационно-коммуникативных  технологий и, следовательно, не могли предложить обществу последовательной и социально ориентированной политики развития информационных технологий.

По свидетельству специалистов Российской Академии государственной службы степень готовности  государственных структур РФ к работе с информационными системами  и  активному использованию новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности по сей день остается невысокой, главным образом из-за значительных психологических барьеров, а также   по причине   несовершенства, неполноты и недостоверности исходных статистических данных, доступных органам государственной власти и  слабого уровня заинтересованности в развитии аналитической и интеллектуальной поддержки процессов принятия решений[4].  В силу этого процесс переноса традиционных видов деятельности в электронную среду сети Интернет приобретал  хаотичный и неуправляемый характер, без учета его реальных преимуществ и выгод, а также без понимания сути социализирующих эффектов информационных технологий.

Между тем,   социализирующий эффект информационных технологий состоит в организации коммуникативных взаимодействий,  модернизации процессов управления, развитии начал самоуправления и возрастании значимости предпринимательской деятельности.  Однако, эти социализирующие эффекты информационных технологий должны опираться на уже существующие в обществе формы и  институциональные принципы социализации науки и знаний,   научные традиции и    признание  образования и интеллектуальной деятельности значимой для предпринимательской деятельности, финансового успеха и укрепления деловых взаимодействий.  Именно это является фактором  целенаправленного и эффективного использования потенциала информационных технологий в человеческой деятельности, а также расчета и сохранения актуального для общества баланса информации и знаний[5],  поддерживающего перспективы активного развития интеллектуальных систем.

 Освоение  информационных технологий существенным образом изменяет привычные представления о социальных границах и дистанциях, воздействуя на приоритеты и ценности самореализации человеческого Я  в ситуациях коммуникативных взаимодействий.  Поэтому  в информационном обществе особым фактором развития производства  становится человеческий капитал, т.е. "индивидуальная способность человека, позволяющая ему успешно действовать в условиях неопределенности" [6]    и представляющая собой такое сочетание  интуиции и разума, которое опирается на опыт и самосознание личности, участвует в развитии личных или деловых коммуникаций  и действует благодаря существованию внутренних побудительных мотиваций.

 Возрастание значимости человеческого капитала, а также  распространение в обществе технически совершенных средств связи и автоматизированных средств обработки информации, преобразует роль и значения государства как конститутивной формы развития коллективной жизни, модернизирует активы и принципы его участия в проектах совершенствования экономических, социальных и культурных  взаимодействий в обществе. Во всяком случае, в условиях информационно-технического мира  проекты человеческой деятельности и коммуникаций опосредованы виртуальной реальностью,  работа с которой изменяет характер и потенциал контроля за развитием информационных обменов и воздействий, преобразуя методику и стиль человеческой деятельности в современном обществе.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.