рефераты скачать

МЕНЮ


Цивилизованное общество и его противники

Классовый подход к решению глобальных, региональных и национальных проблем является ошибочным. Руководители стран СНГ со временем, несомненно, осознают провокационный характер рекомендаций рыночных ортодоксов, в соответствии с которыми осуществлялось и осуществляется реформирование постсоветских государств. Некоторые интеллектуалы совершенно верно считают, что нынешний системный кризис в России обусловлен путаницей в мозгах. Постсоветские страны переживают не переходный период, а преступно-разрушительный. В действительности они переходят из одной лужи противоречивой в другую, барахтаются в грязи проблем, как свиньи, на теперь уже правом бочку и радуется — думают, подвиг совершили. Кризис, который ныне переживают страны СНГ, нельзя квалифицировать как кризис трансформационный. Это кризис ошибочного реформирования. И чем раньше представители органов государственной власти осознают этот факт, тем лучше.

Созидание непротиворечивого общества — это и есть выход на реальный «третий путь» развития. «Третий путь» — это условное название пути развития общества в естественноисторической, эволюционной колее, из которой оно выбилось еще в глубокой древности. Еще ни одно общество в мире не вошло в эту колею. Я не согласен с американским политиком и экономистом Р.Рейчем, который сказал: «Мы все теперь идем по «третьему пути»». В реальной практике имеются лишь искусственные фрагменты «третьего пути», своего рода гибриды политико-экономических идей либерализма и социал-демократии. Эти элементы создают весьма слабый иммунитет общественного организма, недостаточно надежную основу для его устойчивого развития. Административно придуманный вариант «третьего пути» не стал в настоящее время и не может стать новой фундаментальной теорией, пригодной для созидания в начале XXI столетия цивилизованного общества. Такой вариант стал «всего лишь, — как выразился Т.Блэр, — разбавленной версией рейганизма-тэтчеризма: то есть не столько неким новым движением, сколько прагматичным, если не циничным, средством создания впечатления об умеренности либералов при продолжении долгосрочного смещения вправо». «Третий путь» развития — не выдумка, его нужно лишь найти. О важности движения по «третьему» пути общественного развития, пролегающему между капиталистическим индивидуализмом и марксистским коллективизмом, говорят неотомисты. Они, на мой взгляд, верно полагают, что можно обеспечить в отличных друг от друга сообществах многообразие форм собственности, примирение противоречий между социальными слоями, политический плюрализм и наличие гражданских прав и демократических свобод в сочетании с приматом сферы общечеловеческих культурных ценностей. Я согласен с Р.Рейчем в том, что «”третий путь” существует. Но он оказался чрезвычайно труден для воплощения... И новые левоцентристские правительства Европы будут испытывать сильное искушение провозгласить, что они реализуют этот путь, хотя на самом деле они приближаются к чему-то далекому от его целей». Далек от «третьего пути» и вариант социального рыночного хозяйства Эрхарда и профессора Мюллера-Армака, представляющий собой попытку административного отмежевания от коллективизма и необузданного либерализма. Социал-демократические установки нечто вроде миража по отношению к реальному «третьему пути» развития. Идеи административного перераспределения опираются на придуманные гуманитариями фантазии, а не на научно-экономические понятия. Искусственный гуманизм делает сторонников этих идей социальными популистами. Чем больше социал-демократы вовлечены в решение социальных проблем, тем больше они вредят рыночной экономике, а, в конечном счете, и всему обществу. Я считаю постулаты немецкого мыслителя Эдуарда Бернштейна, на которые в известной мере опираются представители современной социал-демократии, далекими от науки, вредными для общества. Разница между выдуманным и естественным вариантами «третьего пути» заключается в том, что первый может иметь множество модификаций, а второй — только одну. Реальный «третий путь» должен состояться именно в качестве совершенно новой стратегии устойчивого социально-экономического развития современного общества, в качестве целостной общественно-политической программы переустройства человеческого существования. Полностью согласен с утверждением Р.Рейча: «Основное кредо «третьего пути» заключается в том, что к выгодам от экономического роста, подгоняемого политикой свободного рынка, могут приобщиться весьма широкие массы населения...». Степень вовлеченности людей в рыночную экономику как раз и характеризует приближенность к реальному «третьему пути». Приватизация вовсе не является единственным вариантом вовлечения широких масс населения в эффективную экономику. Это особенно важно уяснить рыночным ортодоксам или так называемым либералам. Им надо бы также понять, что для рыночной экономики не так важна форма собственности, как массовость приобщения людей к такой экономике. Приватизация приобщает к рыночной экономике лишь избранных, разделяет общество на элиту и «плебс», всех остальных. Пренебрегать другими способами приобщения людей к рыночной экономике — наносить ей неизбежный вред. Приверженность рыночных ортодоксов своим надуманным «священным ценностям» ускоряет кризис капиталистической системы. Инерция развития ущербного капитализма продолжает нагнетать общепланетарную напряженность.

Ущербный капитализм и ошибочный социализм — это крайности по отношению к оптимальному пути развития. Для общества недопустимо сбиваться с эволюционной колеи, ни влево, ни вправо. Концепция «великого отказа» Маркузе — отказа как от капитализма, так и от советской модели социализма — подтверждает мысль о том, что человечество сбилось с эволюционной колеи. Ф.Ницше презирал идеологию черни, более всего ненавидел социалистическую сволочь. Согласен: идеологически зацикленный человек не может вызывать уважительного к нему отношения. Социалистическая же сволочь, по моему мнению, — это капиталистический урод, «залеченный» костоломным методом Маркса. Рыночные фундаменталисты (или правые) — это те, кто не осознает ущербность капитализма и необходимость его эволюционного «лечения». Они категорически отвергают общеизвестные рецепты. Беда в том, что все общеизвестные рецепты «лечения» капитализма — антинаучны.

Спор Джорджа Сороса с рыночными фундаменталистами потому и стал непродуктивен, превратился во взаимные упреки в нелогичности и наивности, что рецепты первого примитивны. Противостоять «больным» либералам могут только «здоровые» либералы или неолибералы, которые в состоянии предложить экономически более эффективную и социально благополучную модель капитализма. Неолибералы должны доказать, что в рыночной экономике есть место для всех членов общества, которые желают хорошо работать и, соответственно, хорошо жить. Переход к такой модели — это и есть выход на «третий путь» развития. Это и есть созидание цивилизованного капитализма, капитализма для всех. Переход к такой модели не является движением влево, которое категорически отвергают высокомерные либералы. Движение к «третьему пути» развития (трансформация наличного состояния противоречивого общества в непротиворечивое) — это движение во имя спасения капитализма, утверждения подлинной демократии. Глупости правых порождают явление левых, способствуют повышению популярности левых умозрительных схем. Таким образом, и правые, и левые способствуют поляризации общества, чреватой конфликтами. Левыми я считаю тех, кто зациклился на ненаучных способах разрешения проблем, присущих капиталистическому обществу. Популярность рецептов марксизма потому остается высокой, что люди еще не постигли разумных рецептов разрешения противоречий капиталистического общества. С марксизмом неэффективно бороться силовыми методами и методом политических манипуляций. Только объективная наука, предложив эффективный вариант реформирования капитализма, способна раз и навсегда похоронить марксизм. Отсутствие этих рецептов является действительной причиной того, что для многих людей перемены становятся крайне трудными.

Серьезная попытка направить общество по реальному «третьему пути» не должна столкнуться с большими трудностями, поскольку у этого пути будет мощное философское обоснование, поддержка огромных масс населения, а сопротивление левых и правых окажется незначительным. Для того чтобы развитие общества по «третьему пути» стало реальностью, движение в его поддержку должно стать мощным мобилизующим и консолидирующим политическим движением. Пока же «...политической реальностью, — как замечательно выразился Рейч, — является то, что наши населения становятся более чем прежде, разделенными приверженностями двум старым путям...». По мере созидания непротиворечивого общества будет постепенно сглаживаться идейная поляризованность как отдельных обществ, так и мирового сообщества. Человечество после долгого разброда, несомненно, войдет в свою эволюционную колею монолитным цивилизованным сообществом. Капитализм перестанет быть антагонистической формацией. Рыночная экономика станет совершенной. Отсюда в корне неверным является суждение марксистов: «Капитализм завершает собой не только историю капиталистического способа производства, но и всю последовательность антагонистических формаций».

Концепция непротиворечивого общества — это концепция мирного реформирования капитализма. Это концепция «третьего пути» развития, это новое, истинно демократическое и интегрирующее мировоззрение, это «здоровая» идеология, это научная основа разумной политической деятельности. Новая концепция — это не новая социал-демократия. Это новый либерализм, более научный, более экономически эффективный, предполагающий большее социальное благополучие. Это новый язык диалога между левыми и правыми, язык их сотрудничества для общепризнанных целей. Это трансформация абстрактной концепции открытого общества в конкретные действия.

Созидание непротиворечивого общества и связанная с ним перестройка экономических систем, как национальных, так и мировой, завершит варварскую эпоху в развитии человечества: эпоху войн и революций. Созидание такого общества ознаменует начало новой эпохи: эпохи мира, добросовестного труда и здорового духа. Так называемые азиатский и европейский способы производства и жизни, имеющие определенные экономические, политические, идеологические различия, в результате реального реформирования начнут становиться более однородными, невраждебными, социально и экономически эффективными, духовно здоровыми. В процессе классовой ассимиляции станет создаваться единая экономическая система, основанная на разных формах собственности. Повысится потребность в интеграции, которая ныне не столь очевидна. Интернационализация экономической, политической и культурной деятельности происходит по-варварски, обостряя множество проблемы.

Еще в 50–60-х гг. прошлого столетия ученые заметили в общественном развитии тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и социализма с их последующим синтезом в некотором «смешанном обществе», сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. П.Сорокин, Дж.Голбрейт, У.Ростоу и др., исходя из этой тенденции, разработали теорию конвергенции, которая по сей день является одной из основных концепций современной социологии, политэкономии и политологии. В настоящее время эта теория связана с рядом теоретических проблем.

1. Существует неопределенность относительно того, что именно следует считать стимулом к социальной конвергенции — существование крупных промышленных предприятий, индустриализацию как процесс или определенные технологические условия производства. По моему мнению, стимулом к конвергенции может стать только качественная система оплаты труда.

2. Поскольку, как утверждают некоторые исследователи, черты индустриального общества являются на деле характерными чертами капитализма, то существование социальной конвергенции может, скорее, объясняется превосходством капитализма, а не процессом индустриализованного производства как таковым. Черты цивилизованного общества, по моему мнению, наличествуют только в капиталистическом обществе. То есть легитимным наследником цивилизованного общества является только капитализм, а социализм — это вообще ошибка, искусственное, вымышленное общество. Выход на «третий путь» развития — это не прививание капитализму некоторых черт социализма, а совершенствование капитализма.

3. Неясно, должны ли все общества принимать в ходе индустриализации некую общую форму, или общий индустриальный базис допускает значительные институциональные вариации. По моему мнению, по мере налаживания в различных странах совершенного рыночного механизма будут складываться схожие модели, разумеется, первоначально допускающие институциональные вариации. Определяющим фактором эффективности и стабильности функционирования общей модели станет не форма собственности, а условия хозяйствования, основанные на качественной системе оплаты труда. В процессе дальнейшего развития институциональные различия будут непринужденно стираться. 4. Не все индустриальные общества на практике развиваются в направлении общей модели. По моему мнению, это происходит потому, что из-за слабости общественных наук отсутствует единство в понимании эффективных мер решения нынешних социально-экономических проблем. Выход на «третий путь» развития — это и есть перестройка наличной модели общества в параметрах общепризнанной модели. Россия уже продемонстрировала отторжение от «правой» крайности. Нерешительность Президента РФ Владимира Путина обусловлена, на мой взгляд, не совсем ясным пониманием реального «третьего пути» развития, свободного от опасности классовой конфронтации. Мировоззренческая неопределённость делает российскую власть пассивной, неспособной решать свои внутренние социальные, политические и экономические проблемы. Непонимание реального «третьего пути» развития ставит любую власть на колени перед проблемами развития своего общества. Неопределенность экономической стратегии и идеологии подрывает авторитет власти. В таких условиях неизбежно усиливаются тенденции к популизму.

7. СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ


Итак, враждебность между общественными классами, возникшая по вине рабовладельцев и просуществовавшая до нынешних времен по вине феодалов и, пользуясь марксовой терминологией, капиталистов, объективной не является. Глубинными причинами эксплуатации и классовой борьбы являются противоречия отнюдь не объективного характера. Однако современная экономическая наука продолжает утверждать, что в основе экономических отношений лежат противоречия, которые носят объективный характер. Противоречия в общественном развитии — следствие несовершенного социального мира, которые можно и нужно ликвидировать научными методами. Противоречия в познании также не имеют объективных оснований. Они свидетельствуют об определенном несовершенстве применяемого исследовательского аппарата, негибкости, недостаточности наличной логики мышления. Объективно неизбежными признают эти противоречия те, кто не верит в возможность ликвидации существующего несовершенства посредством разума. Противоречия могут быть источником общественного развития только с точки зрения больной логики. Если они таковыми являются, то зачем их вообще разрешать? Ведь, выходит, разрешение их означает ликвидацию источника общественного развития. Противоречия являются источником совершенно ненужной, отвлекающей борьбы «противоположностей», уводящей развитие общество в тупик. Нищая философия за всю свою историю не смогла разрешить субъективные противоречия глубинного порядка. К.Маркс, выявив наличные противоречия капитализма, псевдонаучно обосновал «объективную» неизбежность гибели капитализма. То есть он ошибочно обосновал «объективную» необходимость ликвидации господствующего класса, а Ленин, поддавшись на «научную» провокацию, осуществил на практике силовой (преступный, кровавый) и совершенно неэффективный вариант разрешения существующих противоречий. Физическая ликвидация класса собственников, как противоположности, является грубым пренебрежением «единством противоположностей». То есть марксисты сами же преступно нарушили тот закон больной логики, который выдумали и боготворили. Построение социализма советского образца не разрешило противоречий капиталистического общества. Декларация Социнтерна 1951 года убедительно говорит об этом. В ней, в частности, отмечалось: «Международный коммунизм — это инструмент нового империализма, там, где он пришел к власти, он уничтожил свободу или ликвидировал возможность ее достичь. Он опирается на милитаристскую бюрократию и террористическую полицию. Он создал новое классовое общество с обостряющимися противоречиями. В его экономике важнейшим фактором является принудительный труд».

В процессе исторического развития для разрешения наличных противоречий прилагались усилия законодательного, технического, идеологического характера. Множество теорий «классового сотрудничества», доктрин различных направлений научных школ, налаживающие рыночные механизмы и усиливающие государственное регулирование рынка, не смогли полностью устранить противоречивость интересов созидающих сил, придать развитию рыночной экономики устойчивую эффективность и благоприятную социальную направленность. Всемирное распространение ущербного капитализма, по моему мнению, предопределяет усиление глобального кризиса человечества. Мировые тенденции (как об этом ныне говорит большинство аналитиков) продолжают развиваться в направлении углубления экономических противоречий. Соответственно углубляются политические, социальные, этнические противоречия и конфликты.

Всю предшествующую практику обустройства общества, примитивную по форме и ошибочную по содержанию, «научно» оформил Г.Гегель. «Плоскостное» понимание мира и человека закрепилось в гегелевском варианте диалектики: развитие как столкновение двух противоположных начал и дальнейший их синтез. Больная диалектика Гегеля, внедренная в общественную жизнь, стала, если перефразировать слова Герцена, «алгеброй революционного терроризма» или «алгеброй классового геноцида». Разум, основанный на примитивном черно-белом мышлении, рассекает мир надвое, он становится инструментом и одновременно жертвой распада и формой поддержания социальных антагонизмов: две идеологии, два антагонистических класса, две культуры — вот продукты ошибочного синтеза двух противоположных начал, влекущие мир к разрушению. Таков результат мировоззренческого косоглазия. Гегель «…оказал опустошающее, — как сказал А.Шопенгауэр, — или, точнее говоря, оглупляющее влияние не только на философию, но и на все формы немецкой литературы. Изо всех сил и по каждому случаю сопротивляться этому влиянию — именно в этом состоит долг каждого, кто способен мыслить независимо»[10]. Гегель, исходя из факта существования противоречий, из которых якобы «соткан» весь мир, усердствовал в доказательствах, что противоречивость разума — не слабость, а признак мощи, силы. Данное суждение нужно считать одним из семи абсурдов света. Сторонникам «учения» Гегеля надо бы понять, что плюрализм в одной голове — это признак шизофрении. А плюрализм в одном обществе — признак слабости общественных наук.

Гегель утверждал, что все действительное разумно, а все разумное действительно. На мой взгляд, глупо принимать противоестественное за должное, объективное, разумное. Если бы одни тяжести падали вниз, а другие — вверх, то в природе творился бы невообразимый бедлам. Именно такой бедлам и творится в придуманном социальном мире. В течение более чем двух тысячелетий многие ученые принимали за должное то, что стремления одних членов общества идут вразрез со стремлениями других, что общественная жизнь полна противоречий, что история представляет собой борьбу между классами и народами, смену периодов революции и реакции, мира и войн. Противоестественный социальный мир Гегель воспринял как разумный. Если буренке надеть зеленые очки, то сено от этого не посвежеет. Гегель напялил человечеству очки разумности мира, отчего у многих левое полушарие головного мозга пришло в противоречие с правым. Гегель — Великий Очковтиратель. Апогеем «научной» глупости стал марксизм-ленинизм. Огромная масса ученых не лечила хромое человечество, а изобретала всевозможные костыли (социальные, правовые, духовные и т.д.). Австрийский философ Карл Поппер является первым ученым, который восстал против липовых гениев человечества, против критиков разума. Людей принявших философию Поппера, пока очень мало, особенно в России. Из-за приверженности дихотомическому мышлению Россия продолжает оставаться страной предрассудков. Определенный уровень обострения противоречий предопределяет соответствующую меру алогичности и иррациональности бытия. Иррациональные и пессимистические умонастроения возрастают по мере обострения противоречий, формируется соответствующий эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего. Русский писатель К.Леонтьев совершенно верно высмеивал претензии сторонников прогресса на построение счастливого будущего. Он считал, что «глупо и стыдно людям, называющим себя реалистами, верить в такую нереализуемую вещь, как счастье человечества. Человеческое общество не может основываться только на счастье и добре, потому как живет разнообразием, антагонизмом и борьбой». Псевдонаучное марксистское мировоззрение, навязывающее придуманный идеал коммунизма и насильственные пути его осуществления, является преступно ошибочным. Призрачные идеалы марксизма-ленинизма зарядили миллионы людей огромной созидающей силой — массовым энтузиазмом. В процессе «строительства нового общества» направленность этой силы корректировалась штыками НКВД в нужном направлении. Абсурдность марксистско-ленинского учения выявилась, в частности, в том, что иллюзорный смысл насильственных преобразований, организованных фанатичными большевиками, оплачивается жизнью миллионов противоборствующих людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.