Цивилизация
Цивилизация
Дикость, варварство и цивилизация как ступень развития общества
МГЭИ, 01.98
Оглавление
|Введение |2 |
|Культура как тип социальной памяти общества |2 |
|Культура как форма трансляции социального опыта общества |4 |
|Культура как способ социализации личности |8 |
|«Цивилизация» |10 |
|Заключение |13 |
|Список использованной литературы |17 |
Введение
«Что такое культура», сколько о том, «как она функционирует», «как»
осуществляется единство культурной жизни общества в историческом и
географическом пространстве? Культура в этом случае предстает как
социальное достояние, общность норм, обычаев, нравов. И конечно, полностью
уйти от ответа, «что» они собой представляют (каково их предметное, вещное,
действенное воплощение), невозможно. От одной исторической эпохи к другой
можно проследить, как на смену обычаям и ритуалам приходят правовые нормы и
художественное творчество, формируются институты образования и воспитания.
Модифицируются лишь формообразования культуры, основные же ее функции
должны в своей основе оставаться теми же, иначе общество бы распалось,
погибло.
Каковы же основные функции культуры, позволяющие обществу существовать
длительный исторический период, войти в современный век этническим
общностям, давно ставшим крупными социальными образованиями. Из них мы
выделим и рассмотрим две:
а) культура как форма трансляции социального опыта;
б) культура как способ социализации личности.
Естественно, что такой подход принимает во внимание результаты,
достигнутые культурной антропологией, акцентирующей внимание на описании
динамики развития культуры, на выявлении социальных механизмов трансляции
знания и социализации личности. Но культурантропология, проводя
сравнительный анализ этнокультур, сосредоточивается в большей степени на
духовных потенциях общества, в то время как культуролога не в меньшей
степени интересует и мир культурно-предметной конкретики.
Культура как тип социальной памяти общества
В современной культурологии можно выделить несколько конкурирующих
научно-исследовательских программ, различающихся между собой разным
пониманием того, что такое культура и каковы возможные способы ее изучения.
В аналитических определениях культуры упор обычно делается или на ее
предметном содержании, или на ее функциональной стороне. В первом случае
она интерпретируется как система «ценностей, норм и институтов». Во втором
- как процесс «развития сущностных сил человека» способностей в ходе его
сознательной деятельности по производству, распределению и потреблению
определенных ценностей».
В синтетических определениях внимание акцентируется на том, что
культура - это «сложный общественный феномен, охватывающий различные
стороны духовной жизнедеятельности общества и творческой самореализации
человека». Это - «исторически развивающаяся система созданных человеком
материальных и духовных ценностей; норм, способов организации поведения и
общения; процесс творческой деятельности человека».
Существует классификация, в основу которой легли следующие концепции
культуры: предметно-ценностноя, деятельностная, личностно-атрибутивная»
информационно-знаковая а также концепция культуры как подсистемы всего
общества.
В основу предметно-ценностной концепции заложено понимание культуры как
совокупности материальных и духовных ценностей, имеющих свой аспект
рассмотрения в структуре различных наук.
Деятельностная концепция принимает во внимание прежде всего
«человеческий фактор» как духовную интенцию развития культуры, как способ
жизнедеятельности.
Личностно-атрибутивная - представляет ее в качестве характеристики
самого человека.
Информационно-знаковая - изучает как некую совокупность знаков и
знаковых систем.
В рамках концепции культуры как подсистемы общества она рассматривается
в качестве такой его сферы, которая выполняет функцию управления
общественными процессами на нормативно-вербальном уровне. Само же общество
в этом случае представляется как социетальная система, изменения в одной из
сфер которой приводят к соответствующим трансформациям в других
подсистемах. Культура рассматривается также как надындивидуальная
реальность, усвояемая человеком в процессе его социализации или, наоборот,
номиналистски, т.е. как реальность личностного характера.
В последнее время в культурологии наиболее активно конкурируют между
собой две научно-исследовательские программы. В основе одной из них лежит
деятельный подход к пониманию культуры как «технологии воспроизводства и
производства человеческого общества», «духовного кода жизнедеятельности
людей», «основы творческой индивидуальной активность», «адаптации и
самодетерминации личности». Другая парадигма ориентирована на ценностный
подход, рассматривающий культуру как «сложную иерархию идеалов и смыслов».
Несмотря на различные интерпретации общим для деятельного и ценностного
подходов является то, что в их рамках культура или постигается через
изучение области символического, или сводится к ней, поскольку символ
является тем средством реализации ценностей и смыслов культуры, которое
наиболее доступно для непосредственного изучения.
В связи с этим интерес представляют размышления тех специалистов о
культуре и задачах ее изучения, которые работают на высоком
профессиональном уровне не только в области философско-нормативистских, но
и конкретно-исторических изысканий.
Так, Ю.М Лотман, реализуя семиотический подход, подчеркивает, что
«культура, прежде всего, - понятие коллективное. Отдельный человек может
быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не
менее по своей природе культура, как и язык, - явление общественное, то
есть социальное.
Следовательно, культура есть нечто общее для какого-либо коллектива -
группы людей, живущих одновременно и связанных определенной социальной
организацией. Из этого вытекает, что культура есть форма общения между
людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются... Всякая
структура, обслуживающая сферу социального общения, есть язык. Это
означает, что она образует определенную систему знаков, употребляемых в
соответствии с известными членам данного коллектива правилами. Знаками же
мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.),
которое имеет значение и, таким образом, может служить средством передачи
смысла».
Таким образом, культура, как считает Ю.М. Лотман, имеет, во-первых
коммуникационную и, во-вторых, символическую природу. В связи с этим в ней
он выделяет два среза - синхронный и диахронный, в соответствии с теми
организационно-коммуникативными структурами, которые объединяют людей,
живших в одно и в разное время. «Культура всегда, - пишет Ю.М. Лотман, -
подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из
важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память
коллектива. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей,
всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной
жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о
культуре нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая,
говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот
насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох,
национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру
человечества.
Поэтому же культура всегда, с одной стороны, -определенное количество
текстов, а с другой - унаследованных символов. Символы культуры редко
возникают в ее синхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков
и, видоизменяя свое значение (но не теряя при этом памяти и о своих
предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры...
Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее
всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному
в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего».
Культура как форма трансляции социального опыта общества
Культура доносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой
прошлое, но унаследованное, освоенное. И в этом смысле она всегда находится
в настоящем. Меняются времена, меняются люди, и чтобы понять смысл их
поведения, нужно изучить их культуру, которая, оставаясь в настоящем,
актуализирует прошлое и формирует будущее. Далее следует ввести понятие
«социальная система», поскольку речь у нас пойдет о действиях множества
лиц, отношения которых к ситуации, включая и связи друг с другом, как раз
определяются и опосредуются той системой образов, символов, норм и
традиций, которые связывают прошлое с настоящим и выступают элементами
культуры. «Понимаемая таким образом социальная система является всего лить
одним из трех аспектов сложной структуры конкретной системы действия. Два
других аспекта представляют собой системы личности отдельных действующих
лиц и культурную систему, на основе которой строится их действие. Каждая из
этих систем должна рассматриваться как независимая ось организации
элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не может быть
сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо
предполагает существование других, ибо без личностей и культуры не может
быть социальной системы».
Социологическая позиция Т. Ларсонса, сосредоточивает внимание на
основных компонентах «действия вообще» и в этом смысле на «потребностях-
установках индивидуального действующего лица». Но хотя вырисовывающиеся при
этом системы (социальная система; культура; личность) не могут быть сведены
друг к другу, они связаны воедино общей системой координат действия. И
проблема в конечном счете сводится к следующему; «каким образом вполне
устойчивая культурная система может быть связана с характеристиками как
личности, так и социальной системы, чтобы обеспечивалось полное
«соответствие» между стандартами культурной системы и мотивацией отдельных
действующих лиц данной системы?»^ Важно следующее, содержащееся в данной
позиции теоретическое обстоятельство: культура, с одной стороны, является
продуктом, с другой, - детерминантой систем человеческого социального
взаимодействия. Если принять его во внимание, то тогда мо-жет возникнуть
вопрос, направляющий нас в русло темы, вынесенной в заголовок данного
подраздела: как культура обеспечивает сохранение социальной системы (вопрос
о механизмах ее разрушения мы пока не рассматриваем).
В социальном измерении культура - это, в первую очередь, мир окружающих
пас вещей, несущих па себе отпечаток человеческого труда, существующих в
обществе отношений, уровня и особенностей взаимодействия человека с
природной средой и т.д. В этом смысле «культура» - это обработанная,
очеловеченная, «окультивированная» природа. Окружающие нас вещи предстают
как мир «оживших» предметов, как предметно воплощенные человеческие усилия,
мастерство, нормы, традиции, эстетические вкусы и нравственные ценности,
перенесенные человеком на созданные им творения. И само их создание
соответствует и индивидуальным потребностям, и общественным ценностям и
идеалам, т.е. определенной культурной традиции.
Этот мир дает нам представление как о социальной системе в целом
(своеобразие, самобытность общества, наличие определенных социальных слоев,
групп, институтов - жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремесленные цеха
и гильдии в средневековых городах Европы), так и о входящих в систему
социального взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и
индивидуальной культуры воплощается в определенных культурных образцах,
которые обозначаются как «заученное поведение», «комплекс образцов
поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д. Именно ими и
определяется институализация индивидуального поведения (в одном случае -
жреческая каста как основа социальной организации, в другом - рационально
организованная система бюрократического управления и т.д.).
Следовательно, в результатах человеческой деятельности, в форме
завершенных ее материальных и духовных образований находят свое воплощение
особенности индивидуальной деятельности в различных типах культуры, типах
человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития.
Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию
(учение о народе-этносе), на социологические измерения общества. Однако в
отличие от его социально-философского рассмотрения культуролог доводит свое
исследование до социально-психологического уровня, выявляя национальный
характер народа, менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи.
По сути, речь идет о выявлении институциональных связей, институтов,
которые переводят субъективную деятельность индивидов в объективный план.
Здесь можно говорить не только о том, «что» производят, и не только о том,
«кто» производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса,
а главное - о том, как производят. И это «как» характеризует прежде всего
способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы
получения информации и передачи их от поколения к поколению.
Следовательно, культура характеризует обновляющееся бытие человека, а
поскольку человек - это социальное существо, и его жизнь невозможна вне
общества, то культура есть самообновляющееся в процессе человеческой
деятельности социальное бытие индивида. Весь мир человеческой культуры (как
материальной, так и духовной) предстает живой и самовозобновляющейся
субстанцией (т.е. тем, что самостоятельно существует, без всякой
зависимости извне), основания которой -алгоритм, способы, характеристики
трудовой, художественной и интеллектуальной деятельности человека. Весь
вопрос - чем задается этот алгоритм, способ, характерные особенности
(культурные особенности) жизнедеятельности народа.
Видимо, культура в этом плане - это уровень отношений, сложившихся в
коллективе) те нормы и образцы поведения, которые освящены традицией,
обязательны для представителя данного этноса и различных его социальных
слоев. Культура предстает формой трансляции (передачи) социального опыта
через освоение каждым поколением не только предметного (в первую очередь,
предметы производства) мира культуры, навыков и приемов технологического
отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем
эта, регулирующая социальный опыт, роль культуры такова, что она формирует
устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о
прекрасном, видение природы во всех его этнических особенностях и
колоритах.
Во взаимодействии человека с природой культура играет особую роль, не
сводимую к социальной (общественной). Социальная организация (техноло-
гический и экономический уровень развития) может быть одинаковой у
различных народов, но невозможно спутать их художественные вкусы, обычаи,
традиции. Национальный мир -это единый космос, в котором слиты человек и
исторически окружающая его природа, которая влияет на социальную психологию
этноса, формирует национальный характер и детерминирует направленность его
практической деятельности. Природа - это, таким образом, не только
окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает при -
родах, от рода. Культура связывает (а не только разъединяет) человека с
природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище, способ
добывания пищи и самого человека во всех его этнических проявлениях.
Вот в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь
формируются его ценностные установки, способы ориентации, формируются его
вкусы и жизненные идеалы. Этот культурный фундамент, в котором вызревают
архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глубинах психики),
первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой
психологии и определяет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и
результат. Это исходное состояние коллективной (и соответственно
индивидуальной) психики реализуется и преобразуется в способы освоения
действительности. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом,
национальное достояние, опыт взаимодействия человека с природой.
Другое дело, что такое освоение происходит в процессе деятельного (а не
пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в
семье, в обществе. Сама деятельностная сфера может сохранять национальный
колорит или же приобретать массовидный характер, поэтому мы и предложили
различать сферу субъекта культуры и деятельностную сферу, через которую
происходит перенесение родовой культуры на индивидуальные результаты
материального и духовного труда.
Естественно, что и в сохранении, и трансляции присущих культуре
образцов поведения, ценностей, регулирующих прежде всего отношения между
людьми в обществе, должна быть определенная устойчивость, код. Эта
устойчивость и есть традиция в существовании и развитии культуры, которая
является одним из механизмов иера-хизации (освящения) культурных ценностей.
Традиция как способ сохранения культуры показывает, что культура - это не
только и не столько результат человеческой деятельности, сколько способ
этой деятельности и человеческой жизни в целом. В этом смысле можно
говорить об «окультуренности» человека в исторических формах его
существования благодаря сохранению традиций и, наоборот, разрыв культурных
связей и традиций грозит крахом народной культуры. Традиция конкретизирует
социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во
взаимоотношениях с природой, что может проявляться и в наличии конкретных
традиций: в традиционных ремесленных промыслах, художественном творчестве,
поэтическом народном творчестве и т.д.
Общество в целом и объединяющую его культуру характеризует не только
традиция, но и новация (способ обновления культуры). Тип культуры отражает
своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном
обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в
нем место человека, связывает получение знания от единого и достоверного
источника, которым и освящается данный порядок. Англичанин Дарт и индиец
Прадхан описывают традиционную культуру Непала, где в отличие от
европейской системы образования и наряду с ней непальские школьники,
называя в качестве исходного источника знания мудрых старых людей, далее
полагают, что те, в свою очередь, получили их от богов. Культуры
нетрадиционного типа основаны на системе образования, науки, когда всеобщий
(знаковый) способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое
Страницы: 1, 2
|